Научная статья на тему 'УСТАНОВКИ РОДИТЕЛЕЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА'

УСТАНОВКИ РОДИТЕЛЕЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
327
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / УСТАНОВКИ / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Танатова Д. К., Юдина Т. Н., Королев И. В., Долгорукова И. В.

Цель исследования - выявление у родителей мотивов и стимулов к привлечению своих детей дошкольного и младшего школьного возраста к разнообразной двигательной активности, систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также факторов, препятствующих занятиям физической культурой и спортом. Методика и организация исследования. Статья подготовлена на основе анализа фокус-групп, проведенного в июне 2020 г. по заказу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК). Согласно техническому заданию были проведены фокус-групповые интервью с родителями детей в возрасте от 3 до 5 лет и в возрасте от 6 до 12 лет в следующих городах: Москве, Ростове-на-Дону, Арзамасе, Элисте. Каждая фокус-группа была представлена 12 респондентами. Интервью проводились по скайпу с одновременным выходом в сеть всех участников группы. Результаты исследования и выводы. Определено, что стимулировало родителей к привлечению их детей к физической активности и спорту, в том числе индивидуальные потребности в конкретных видах спорта, и определенным системам физических упражнений. Определен необходимый объем занятий физической культурой и спортом для детей этих возрастных категорий. Выявлены преимущества и риски занятий спортом детей данного возраста. Показаны драйверы и барьеры для занятий спортом детей. Сконструирован идеальный спортивный график занятий физкультурой и спортом. Особое внимание уделено эмоциональным аспектам занятий физкультурой и спортом детьми данного возраста, а также факторам, способствующим повышению их интереса к занятиям спортом. Выявлены несоответствия между потребностями родителей в спортивной инфраструктуре и фактическим ее наличием. В заключение анализируются конкретные предложения родителей по развитию детского спорта в своих населённых пунктах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Танатова Д. К., Юдина Т. Н., Королев И. В., Долгорукова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF DIFFERENT AGES: FAMILY CONTIBUTION

Objective of the study was to identify the motivations and incentives of parents to engage their preschool and primary school aged children in various motor activities, regular physical education and sports activities, as well as the factors that hinder these activities. Methods and structure of the study. The article presents the results of the analysis of the focus-groups discussions conducted in June 2020 at the request of the Federal State Budget Institution "Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports" (FSBI FSC of the All-Russian Scientific and Research Institute of Physical Culture and Sports). As per the study request, we performed the focus-group discussions with the parents of the 3-5- and 6-12-year-olds in the following cities: Moscow, Rostov-on-Don, Arzamas, Elista. Each focus group was represented by 12 respondents. The interviews were conducted via Skype, with all the members of the group being online at the same time. Results of the study and conclusions. We determined what exactly encouraged the parents to involve their children in physical training and sports activities, including the children’s individual needs for specific sports and certain physical exercise systems. The necessary amount of physical education and sports activities for children of these age groups was determined. We also identified the benefits and sports-related risks for children of this age, as well as the drivers and barriers for physical training and sports activities. A perfect sports schedule was designed. Special attention was paid to the emotional aspects of physical education and sports activities of children of this age, as well as to the factors that increase their interest in sports. The irregularities between the parents’ needs in sports infrastructure and its actual availability were identified. Finally, we analyzed the parents’ specific proposals for the development of children’s sport in their localities.

Текст научной работы на тему «УСТАНОВКИ РОДИТЕЛЕЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА»

установки родителем на физическое развитие детей разного возраста

УДК/UDC 316.64

Поступила в редакцию 11.09.2020 г.

V

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор социологических наук, профессор Д.К. Танатова1 Доктор социологических наук, профессор Т.Н. Юдина1 Кандидат социологических наук И.В. Королев1 Доктор социологических наук, доцент И.В. Долгорукова1

1 Российский государственный социальный университет, Москва

PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF DIFFERENT AGES: FAMILY CONTIBUTION

Dr.Sc.Soc., Professor D.K. Tanatova1 Dr.Sc.Soc ., Professor T.N. Yudina1 PhD I.V. Korolev1

Dr.Sc.Soc., Associate Professor I.V. Dolgorukova1

1 Russian State Social University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявление у родителей мотивов и стимулов к привлечению своих детей дошкольного и младшего школьного возраста к разнообразной двигательной активности, систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также факторов, препятствующих занятиям физической культурой и спортом.

Методика и организация исследования. Статья подготовлена на основе анализа фокус-групп, проведенного в июне 2020 г. по заказу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК). Согласно техническому заданию были проведены фокус-групповые интервью с родителями детей в возрасте от 3 до 5 лет и в возрасте от 6 до 12 лет в следующих городах: Москве, Ростове-на-Дону, Арзамасе, Элисте. Каждая фокус-группа была представлена 12 респондентами. Интервью проводились по скайпу с одновременным выходом в сеть всех участников группы. Результаты исследования и выводы. Определено, что стимулировало родителей к привлечению их детей к физической активности и спорту, в том числе индивидуальные потребности в конкретных видах спорта, и определенным системам физических упражнений. Определен необходимый объем занятий физической культурой и спортом для детей этих возрастных категорий. Выявлены преимущества и риски занятий спортом детей данного возраста. Показаны драйверы и барьеры для занятий спортом детей. Сконструирован идеальный спортивный график занятий физкультурой и спортом. Особое внимание уделено эмоциональным аспектам занятий физкультурой и спортом детьми данного возраста, а также факторам, способствующим повышению их интереса к занятиям спортом. Выявлены несоответствия между потребностями родителей в спортивной инфраструктуре и фактическим ее наличием. В заключение анализируются конкретные предложения родителей по развитию детского спорта в своих населённых пунктах.

Ключевые слова: физическое развитие, дети дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста, установки, родители.

Annotation

Objective of the study was to identify the motivations and incentives of parents to engage their preschool and primary school aged children in various motor activities, regular physical education and sports activities, as well as the factors that hinder these activities.

Methods and structure of the study. The article presents the results of the analysis of the focus-groups discussions conducted in June 2020 at the request of the Federal State Budget Institution "Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports" (FSBI FSC of the All-Russian Scientific and Research Institute of Physical Culture and Sports). As per the study request, we performed the focus-group discussions with the parents of the 3-5- and 6-12-year-olds in the following cities: Moscow, Rostov-on-Don, Arzamas, Elista. Each focus group was represented by 12 respondents. The interviews were conducted via Skype, with all the members of the group being online at the same time.

Results of the study and conclusions. We determined what exactly encouraged the parents to involve their children in physical training and sports activities, including the children's individual needs for specific sports and certain physical exercise systems. The necessary amount of physical education and sports activities for children of these age groups was determined. We also identified the benefits and sports-related risks for children of this age, as well as the drivers and barriers for physical training and sports activities. A perfect sports schedule was designed. Special attention was paid to the emotional aspects of physical education and sports activities of children of this age, as well as to the factors that increase their interest in sports. The irregularities between the parents' needs in sports infrastructure and its actual availability were identified. Finally, we analyzed the parents' specific proposals for the development of children's sport in their localities.

Keywords: physical development, preschoolers, primary schoolchildren, attitudes, parents.

Введение. Забота о развитии физической культуры и спорта в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления политики российского государства. Мероприятия с целью активного развития массового спорта, привития физической культуры с детских лет, поддержания интереса к спорту среди граждан старшего возраста включены в паспорта национальных проектов «Демография», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Образование». С 1 января 2019 г стартовал Федеральный проект «Спорт -

норма жизни», задачей которого является увеличение количества систематически занимающихся физической культурой и спортом жителей России всех возрастных категорий. Особое внимание уделено физическому развитию дошкольников и детей младшего школьного возраста, первичные и наиболее фундаментальные основы которого в этом возрасте закладываются, как правило, в семье.

Семья в большей мере воздействует на определение отношения детей к физическим упражнениям, развитие у них

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

интереса к спорту, активности и инициативности. Этому способствует повседневное и близкое общение детей и взрослых в различных жизненных ситуациях, их совместная деятельность, которая, естественно, возникает при обсуждении достижений спортсменов страны, при совместном просмотре спортивных телетрансляций, при рассматривании иллюстраций в книгах, посвященных спорту, и др. [3, 4].

Несмотря на то что многие родители признают важность физического развития, исследователи констатируют недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания [1, 2, 5].

Цель исследования - выявление у родителей мотивов и стимулов к привлечению своих детей дошкольного и младшего школьного возраста к разнообразной двигательной активности, систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также факторов, препятствующих занятиям физической культурой и спортом.

Методика и организация исследования. Статья подготовлена на основе анализа фокус-групп, проведенного в июне 2020 г по заказу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК). Согласно техническому заданию были проведены фокус-групповые интервью с родителями детей в возрасте от 3 до 5 лет и в возрасте от 6 до 12 лет в следующих городах: Москве, Ростове-на-Дону, Арзамасе, Элисте. Каждая фокус-группа была представлена 12 респондентами. Интервью проводились по скайпу с одновременным выходом в сеть всех участников группы.

Результаты исследования и их обсуждение. Родители о значении спорта в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. По мнению родителей, основные потребности, которые удовлетворяются посредством детской физической активности, - это общее физическое развитие ребенка и укрепление его здоровья. Они убеждены, что спорт и физическая активность формируют мышцы, осанку ребенка, способствуют развитию моторики и координации, развивают нервную систему ребенка, поддерживают и укрепляют иммунитет.

Родители детей 6-12 лет рассчитывают, что занятия спортивными единоборствами, командными видами спорта вырабатывают в ребенке необходимые человеку качества: выносливость, терпение, целеустремленность, силу духа, умение добиваться поставленных целей, дисциплинируют. Родители также ожидают, что занятия физкультурой и командными видами спорта дадут их детям необходимый со-циализационный опыт, так как дети учатся групповому взаимодействию, правильно реагировать на сложные жизненные ситуации, развивать в себе умения преодолевать жизненные трудности.

Родители обеих возрастных групп подчеркивают, что в условиях избыточного потребления калорийной и неполезной пищи занятия физкультурой и спортом способствуют регулированию обмена веществ ребенка, формированию у него нормального веса. Спорт и физкультура позволяют детям, которые из-за увлеченности компьютерными играми, электронными устройствами и т. д. имеют недостаточную физическую активность, не могут получить необходимую физическую нагрузку.

В некоторых случаях родители не предпринимают специальных усилий, чтобы их ребенок системно занимался физкультурой и спортом. Дети таких родителей не посещают спортивные секции или кружки. Тем не менее родители понимают, что физическая активность нужна их ребенку. И потребность в этой активности они удовлетворяют внутри семьи.

Индивидуальные мотивы и стимулы родителей по привлечению детей к занятиям физической культурой и спортом. Для родителей обоих возрастных групп главным мотивом выбора того или иного вида спорта и физической активности в первую очередь служат интересы и желание ребенка. Выбирая подходящий для себя вид спорта и физкультуры, дети пробуют заниматься различными видами физической активности. Екатерина (ребенок 5 лет) (Ростов-на-Дону): «Я бы для своего ребёнка могла бы выбрать футбол, баскетбол, это именно его желание, он этого хочет, и я этому препятствовать не буду».

При этом родители не отказываются от утилитарной цели вовлечения ребенка в физическую активность, например, чтобы научиться плавать, ездить на велосипеде и т. д. Или для того, чтобы у ребенка сформировались определенные качества, например гибкость, женственность. Родители, помогая ребенку сделать выбор, ожидают, что ребенок приобретёт навыки, которые будут полезны и помогут ему в жизни. Кроме того, мотивом приобщения ребенка к спорту и физкультуре является необходимость дать выход детской энергии.

В некоторых случаях мотивом родителей на выбор вида спорта и физкультуры для ребенка является спортивный опыт его родителей. Родители, помогая ребенку сделать выбор в пользу того или иного вида физической активности, руководствуются своей спортивной историей. Они направляют ребенка по тому пути, который прошли сами. Валентин (ребенок 5 лет) (Ростов-на-Дону): «Привлекаю потихонечку по тем направлениям, по которым сам шел, потому что это самодисциплина, контроль, самоконтроль».

Стимулом приобщения ребенка к спорту и физкультуре для родителей служат условия и влияние внешней среды. Например, в детском саду проводятся гимнастические занятия, спортивная секция находится рядом с домом, тренер сумел расположить к себе и т. д.

Мотивом привлечения ребенка к спорту в ряде случаев выступает здоровье ребенка. Проблему чрезмерной заболеваемости ребенка родители решают с помощью спортивных занятий. Анна (Москва): «Мыходим на фигурное катание 3 раза в неделю. Пошли туда, так как ребенок много болел часто в детском саду, намного чаще, чем другие дети».

Родители формируют интерес ребенка к спорту и физической культуре, прикладывают усилия, чтобы этот интерес был устойчивый. Этот интерес родители формируют активными действиями, личным примером.

Во многом фактором, способствующим привлечению детей 6-12 лет к спорту и физкультуре, родители считают состояние спортивной инфраструктуры. Родители подчеркивают, что развития только спортивной материальной базы недостаточно. Необходимо развивать и человеческий капитал, обучать и привлекать квалифицированных тренеров и спортивных инструкторов. В то же время некоторые родители уверены, что наличие спортивной инфраструктуры не определяет мотивацию к занятиям спортом и физической культурой. Они считают, что желание заниматься физической активностью первично.

Возрождающейся сегодня комплекс ГТО родители детей 6-12 лет считают хорошим инструментом для формирования мотивации населения к занятию спортом и физкультурой. По мнению родителей, соревновательная, рейтинговая составляющие комплекса подвигнут детей к стремлению достичь высоких спортивных результатов. Родители поддерживают идею, что выполнение норм ГТО облегчало поступление в высшие учебные заведения. В то же время обязательный характер сдачи норм ГТО у некоторых родителей вызывает сомнения.

66

http://www.teoriya.ru

№!• 2021 Январь | Juпuar

Барьеры, препятствующие занятиям физической культурой и спортом.

При высокой мотивации родителей приобщения детей к физкультуре и спорту существует ряд факторов, которые этому препятствуют. Родители опасаются, что физические упражнения и занятия спортом приведут к повреждениям и травмам ребенка, а сильные нагрузки могут негативно сказаться на здоровье ребенка, нанести психологический вред.

В некоторых случаях родители опасаются, что вред здоровью ребенка принесет среда, в которой проходят спортивные занятия, например хлорированная вода при занятиях плаванием.

Фактором, препятствующим приобщению детей к спорту и физкультуре, является и коммерциализация детского спорта. Не каждая семья может выделить из своего бюджета расходы на физическую активность детей.

Барьером к привлечению детей к спорту выступают и инфраструктурные пробелы в развитии территорий. Не все родители имеют возможность возить детей в секции, расположенные далеко от дома.

Мешает полноценному приобщению к спорту и физкультуре в образовательных учреждениях принудительный характер занятий физической активностью. Детям предлагается заниматься теми видами спорта и физкультуры, к которым они не испытывают интереса. Недостаточное внимание тренеров, спортивных инструкторов к детям родители тоже считают препятствием для занятий спортом.

Выводы. Таким образом, анализ проведенных фокус-интервью показал, что у подавляющего большинства родителей сформированы установки на целенаправленные действия по физическому развитию их детей. Они понимают необходимость конкретных действий со своей стороны по формированию интереса ребенка к спорту и физической культуре, прикладывают усилия, чтобы этот интерес был устойчивый. Родители осознают барьеры, препятствующие занятиям физической культурой и спортом, и предлагают конкретные меры по популяризации занятий спортом детьми в своих городах. Так, родители предлагают активно использовать современные социальные сети и медийные каналы. На таких интернет-площадках, по их мнению, следует размещать яркую социальную рекламу.

Родители уверены, что барьером вовлечения детей в спорт и физическую культуру является коммерциализация детского спорта. По их мнению, необходимо детский спорт сделать доступным в финансовом отношении для всех семей. Для популяризации детского спорта предлагается проводить

массовые мероприятия с участием известных спортивных деятелей.

Статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы по теме: «Социологический опрос для определения индивидуальных потребностей (мотивации) всех категорий и групп населения в условиях для занятий физической культурой и спортом и препятствующих им факторов» по заказу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК) (Договор № 0373100110420000005).

Литература

1. Ким Т.К. Исходные предпосылки реализации специфических функций физической культуры в условиях семейного быта /Т.К. Ким // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 9. -С. 58-62.

2. Лигута В.Ф. Отношение родителей к физической культуре, здоровому образу жизни и физическому воспитанию детей / В.Ф. Лигута // Вестник ТГПУ. - 2016. - № 12 (177). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-roditeley-k-fizicheskoy-kulture-zdorovomu-obrazu-zhizni-i-fizicheskomu-vospitaniyu-detey (дата обращения: 08.09.2020).

3. Маркова А.И. Образ жизни родителей как детерминанта здоровья детей / А.И. Маркова, А.В. Ляхович, М.Р. Гутман // Гигиена и санитария. - 2012. - № 2. - С. 55-61.

4. Тюрина И.Ю. Образ жизни семьи - основа формирования культуры здоровья ребенка / И.Ю. Тюрина // Специально-гуманитарные знания. - 2011. - № 6. - С. 26, 35.

5. Ягодин В.В. Семейное физическое воспитание как народная традиция / В.В. Ягодин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 3. - С. 54-57.

References

1. Kim T.K. Iskhodnye predposylki realizatsii spetsificheskikh funktsiy fizicheskoy kultury v usloviyakh semeynogo byta [Initial prerequisites for implementation of specific functions of physical education in family life]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2009, no. 9, pp. 58-62.

2. Liguta V.F. Otnoshenie roditeley k fizicheskoy kulture, zdorovomu obrazu zhizni i fizicheskomu vospitaniyu detey [Parents' attitude to physical education, healthy lifestyle and physical education of children]. Vestnik TGPU. 2016. No.12 (177). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-roditeley-k-fizicheskoy-kulture-zdorovomu-obrazu-zhizni-i-fizicheskomu-vospitaniyu-detey (Date of access: 08.09.2020).

3. Markova A.I., Lyakhovich A.V., Gutman M.R. Obraz zhizni roditeley kak determinanta zdorovya detey [Parents' lifestyle as determinant of children's health]. Gigiena i sanitariya. 2012. No. 2. pp. 55-61.

4. Tyurina I.Yu. Obraz zhizni semi - osnova formirovaniya kulturyi zdorovya rebenka [Family lifestyle - basis for formation of child's health culture]. Spetsialno-gumanitarnyie znaniya. 2011. No. 6. pp. 26, 35.

5. Yagodin V.V. Semeynoe fizicheskoe vospitanie kak narodnaya traditsiya [Family physical education as a folk tradition]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2004. 3. pp. 54-57.

НАУЧНАЯ ЖиЗНЬ

материалы научного симпозиума «интеграция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в сфере физической культуры и спорта», посвященного 95-летию журнала «типфк»», 4 декабря 2020 г.

- м.: рГУФКСмит, 2020. - 280 С.

В сборнике представлены научные доклады симпозиума «Интеграция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в сфере физической культуры и спорта», посвященного 95-летию журнала «ТиПФК».

Круг обсуждаемых проблем достаточно широк, разнообразен и вариативен. В частности, предлагаются различные точки зрения по вопросам методологии научных исследований в естественно-научном и социально-гуманитарном знании в сфере физической культуры и спорта; представлены новые реалии научного познания, отражаемые в журнале «ТиПФК», а также инновационные технологии физического воспитания и спортивной подготовки.

Статьи сборника предназначены для широкого круга специалистов: тренеров, педагогов, спортсменов. Кроме того, материалы могут быть использованы в учебном процессе студентов, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров сферы физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.