Социология и социальная работа 60 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2011, № 4 (24), с. 60-67
УДК 316
УСТАНОВКИ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРОХОЖДЕНИЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ (по материалам Ивановской области)
© 2011 г. А.В. Смирнов
Ивановский госуниверситет
а.у. smimov37@gmail .сот
Поступила в редакцию 19.09.2011
Рассматриваются причины сокращения призывных ресурсов в постсоветской России. На основании данных, полученных в ходе социологического опроса представителей различных групп допризывной молодежи, анализируются установки респондентов на прохождение военной службы по призыву, причины, обусловливающие отказ от ее прохождения, изучаются установки молодежи на избежание службы в армии.
Ключевые слова: сокращение призывных ресурсов, отношение к армии, установки на реализацию воинской обязанности, установки на избежание службы в армии.
Современная российская армия, на протяжении последних двух десятилетий претерпевающая существенные изменения под влиянием общественно-политических и социально-экономических факторов, столкнулась с проблемой сокращения призывных ресурсов. В условиях сохранения комплектования армии по смешанному принципу, когда основу структуры военнослужащих составляют военнослужащие по призыву, от решения этой проблемы напрямую зависит эффективное функционирование данного социального института и, соответственно, уровень безопасности государства.
Сокращение призывных ресурсов является следствием целого ряда причин объективного характера.
Во-первых, после распада СССР произошло снижение положительной мотивации молодежи на прохождение военной службы по призыву. С одной стороны, это обусловлено снижением уровня безопасности военной службы для военнослужащих ввиду всеобщего распространения в войсках «дедовщины», роста преступности, изношенности материально-технической базы, устранения ценных элементов системы допризывной подготовки молодежи к армии и качественного снижения уровня подготовки офицерского состава, а также неудачного участия армии в ряде вооруженных конфликтов. Эти проблемы во многом определили тот негативный образ армии, который сложился в обществе, послужили причиной падения престижа данного социального института в целом и военной службы в частности.
С другой стороны, снижение положительной мотивации на прохождение военной службы по призыву у молодежи определено процессами, напрямую не связанными с институтом армии, но, тем не менее, существенным образом влияющими на отношение и восприятие его допризывной молодежью и, соответственно, формирующими ее установки в отношении военной службы. Речь идет о трансформации ценностной системы российского общества, начавшейся в конце 80-х годов XX века вследствие действия ряда общественно-политических и социально-экономических факторов. Радикальное изменение общества не могло не повлиять на формирование мировоззренческих установок и ценностных ориентаций молодежи. Анализ результатов многочисленных исследований убеждает, что после распада СССР в молодежной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта. Гораздо большее значение в ценностной иерархии молодежи занимают материальные ценности. Жизненный успех и самореализация все больше связываются в сознании молодежи с материальным благополучием и достижением определенных статусных позиций в обществе. Материальный достаток и высокий статус в сознании общества и молодежи становятся неотъемлемыми атрибутами маскулинности [1—9].
В то же время призыв на военную службу оказывает серьезное воздействие на большую группу молодых людей в самые важные для них
годы после их выхода на рынок труда: как правило, затрудняет трудоустройство по престижным специальностям (снижение конкурентоспособности на рынке труда), отрицательно влияет на трудовой стаж, что может привести к неполучению определенной суммы доходов в течение всего последующего периода их трудовой деятельности.
Как показывает исследование Р. Емцова и М. Локшина, бывшие призывники теряют от 5 до 15% своих годовых доходов в течение жизни. Приобретенные же в армии военные навыки и специальности зачастую не отвечают потребностям гражданской жизни [10, с. 61]. Служба в армии вступает в противоречие с жизненными планами молодежи, затрудняет реализацию значимых индивидуальных ценностей. В связи с этим ценности военной службы теряют свою актуальность в сознании молодежи, приобретают второстепенный характер, формируются установки на активное ее избежание, к которым общество относится весьма лояльно.
Как следствие снижения положительной мотивации на прохождение службы по призыву, увеличилась активность молодежи в вопросе ее избежания. В 2010 г. в Министерстве обороны РФ констатировали «отсутствие тенденции к снижению количества граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу». Если по итогам 2008 г. этот показатель составлял 199.6 тысячи человек (количество юношей, избежавших получения повестки, - 147.7 тысячи, а убывших к новому месту жительства без снятия с воинского учета - 51.9 тысячи), то по итогам 2009 г. - 198.6 тысячи человек (153.4 тысячи и 45.2 тысячи, соответственно) [11; 23]. По существу, именно эти показатели отражают реальную ситуацию с уклонением от военной службы.
Во-вторых, одной из главных причин сокращения призывных ресурсов стало лояльное законодательство, регламентирующее порядок призыва граждан на военную службу, а также постоянное увеличение количества правовых актов, позволяющих молодежи пользоваться правом на отсрочку и освобождение от призыва. Так, Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» (1967-1992 гг.) насчитывал 9 таких оснований (7 - отсрочки от призыва, 2 -освобождение от призыва), Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» (19931997 гг.) - 18 (12 - отсрочки от призыва, 6 -освобождение от призыва), а одноименный Федеральный закон 1998 г. - 22 основания (13 -отсрочки, 9 - освобождение). К 2007 г., в связи с поправками в законодательстве, количество
оснований для отсрочек или освобождения от прохождения срочной военной службы достигло 25 [12-15].
В результате такой лояльности законодательства доля граждан, которые реально могли быть освобождены от службы в армии или имели право на отсрочку, неуклонно росла. Так, если в 1988 г. доля граждан (от числа состоящих на воинском учете), имеющих право на отсрочку, составляла 54.6%, еще 12.7% могли быть освобождены от воинской службы, то к
2008 г. эти показатели достигли 65.0% и 22.0% соответственно [16; 17].
В 2006-2007 гг. в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был внесен ряд поправок, в соответствии с которыми с 2008 г. сокращался перечень оснований для получения отсрочек от прохождения срочной военной службы по призыву (общее количество оснований для отсрочек и освобождения от срочной военной службы по призыву снизилось с 25 до 21).
В-третьих, еще одной причиной сокращения призывных ресурсов стало общее снижение качественных характеристик призывного контингента в целом: плохое здоровье молодых россиян вызывает существенные затруднения при комплектовании вооруженных сил. Так, в конце 1980-х - начале 1990-х гг. считались годными к военной службе без ограничений до 95% юношей, призванных в армейские ряды [14]. Однако к концу 90-х годов физическая пригодность призывного контингента упала более чем на 40%. В период с 2000-го по
2009 г. доля юношей, призванных на срочную службу, имеющих ограничения по здоровью, варьировалась в рамках значений - 50-55% [12; 14; 17-26].
В результате вышеперечисленных факторов резко сократилась доля граждан, призываемых в армию. В советское время в армию призывались до 55% [27] юношей призывного возраста. В конце 1980-х - начале 1990-х в ряды ВС призывались около 32.7% граждан в возрасте от 18 до 27 лет [13; 10, с. 50-51]. Далее происходило непрерывное уменьшение данного показателя, и к 2005 г. показатель стабилизировался на уровне 9-9.8% [27-29]. В 2008 г. ввиду действия ряда факторов, о которых мы уже упоминали ранее, в ВС направлялись от 13% до 15% граждан призывного возраста [28; 16].
В ближайшее время на размер призывной базы существенное влияние может оказать демографическая ситуация, сложившаяся после распада СССР. По статистическим данным, в России, начиная с конца 80-х гг. прошлого столетия, наблюдается устойчивое снижение рож-
даемости мальчиков. Если в 1988 г. их родилось более 1.2 млн., то в 1995 г. - всего лишь 700 тыс. [14; 15; 18; 20]. По прогнозам экспертов, наиболее критическими для призыва окажутся 2018 и 2019 гг., когда численность 18-летнего призывного контингента составит 637 и 633 тыс. чел. соответственно [28]. Одновременно, в силу общего снижения уровня здоровья населения страны, будет увеличиваться доля юношей, подлежащих освобождению от военной службы по болезни.
В этих условиях без повышения положительной мотивации молодежи на прохождение военной службы обеспечение призыва достаточного объема будет затруднительно. В этой связи возрастает значимость исследований, направленных на изучение отношения различных групп допризывной молодежи к армии. В октябре - декабре 2009 г. с целью изучения этого вопроса нами было проведено социологическое исследование представителей трех групп допризывной молодежи: старшеклассников
средних образовательных учреждений, студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений (ССУЗ).
Опрос проводился в рамках комплексного исследования отношения допризывной молодежи к армии, проведенного в 2003-2004 гг. и в 2007-2009 гг. Опрашивались старшеклассники (п = 389), студенты вузов (п = 392), учащиеся ССУЗов (п = 392) г. Иваново и Ивановской области.
Прежде всего нами оценивалось отношение допризывной молодежи к принципу всеобщей воинской обязанности. Чтобы выяснить отношение респондентов к военной службе и к принципу обязательности ее прохождения, мы использовали вопрос-диалог с преамбулой. Респондентам предлагалось из двух противоположных точек зрения выбрать ту, которая совпадает с их личным мнением. В результате с высказыванием, утверждающим, что «каждый мужчина должен пройти военную службу в армии, даже если это не отвечает его личным интересам», согласились 26.6% школьников. Другой точки зрения, т.е. считающих, что «военная служба - личное дело человека, каждый сам должен решать, служить ему или не служить», придерживаются значительно больше старшеклассников - 59%. 11.8 % старшеклассников вообще затруднились ответить на этот вопрос. 2.6% из числа опрошенных обозначили собственную позицию в отношении военной службы, не согласившись ни с одной из предложенных точек зрения.
Взгляды школьников по данному вопросу разделяют и учащиеся вузов. Среди них доля
согласных с обязательным прохождением военной службы составляет 18.6%, доля сторонников комплектования ВС на добровольных началах составляет 60.1%. 4.7% отметили собственную позицию, по сути являющуюся конкретизацией первых двух точек зрения. 16.6% затруднились с ответом.
В отличие от двух предыдущих групп, среди учащихся ССУЗ единодушия в данном вопросе нет. Большинство из них (42.7%) также выступают за добровольную военную службу, однако за принцип всеобщей воинской обязанности выступает больше чем 1/3 респондентов (35.1%), что в 1.5 раза превышает аналогичный показатель в группе школьников и почти в 2 раза - в группе студентов. 18.3% затруднились при ответе на вопрос.
В ходе исследования были изучены установки допризывной молодежи на прохождение военной службы по призыву, а также причины, обусловливающие отказ от её прохождения. На вопрос «Хотите ли Вы пройти военную службу в армии Российской Федерации?» мы получили следующее распределение ответов: хотят служить - 22.6% старшеклассников, не хотят служить - 55.1%, затруднились с ответом - 22.3%. Здесь следует отметить, что в 2009 г. наметился определенный положительный сдвиг в сторону формирования положительных установок на выполнение конституционного долга: сокращается доля респондентов, не желающих служить (-4.8 п.п.), и фактически пропорционально увеличивается доля тех, кто хочет пройти службу по призыву (+5.2 п.п.) Но очевидно, что военная служба по призыву не пользуется популярностью у школьников. В связи с этим необходимо определить некоторые показатели, существенно влияющие на ценностную значимость службы и вызывающие, в частности, отказ будущих призывников идти в армию. Результаты опроса показали, что основными причинами нежелания школьников пройти военную службу по призыву являются опасение за собственную безопасность и противоречие службы жизненным интересам. Так, для абсолютного большинства респондентов главным фактором, определяющим их отрицательный настрой на прохождение военной службы, является наличие в армии проблемы «дедовщины» - большинство респондентов (66.1%) просто-напросто не желают ощутить проявления неуставных отношений на себе. Наряду с этим 39.3% респондентов (3-й по популярности ответ) в качестве причины нежелания пройти службу в армии назвали боязнь за свою жизнь и здоровье. На наш взгляд, это объясняется, во-первых, спецификой воинского
труда, сопряженного с определенными рисками, и, во-вторых, наличием все той же проблемы «дедовщины». Более половины респондентов (52.4%, 2-й по популярности ответ) причину отрицательного настроя на прохождение военной службы объясняют тем, что она противоречит их жизненным планам (учебе, карьере, личной жизни и т.д.).
В качестве важных факторов, определяющих отрицательную установку на прохождение службы, респонденты называют условия её прохождения, а точнее, их несоответствие привычным условиям жизни на «гражданке». Так, 35.1% школьников (4-й по популярности ответ) акцентируют внимание на бытовой неустроенности в армии. В этой связи не удивительно, что более 1/3 старшеклассников (31.5%, 5-й по популярности ответ) не хотят служить по причине большого срока службы.
Чуть меньшее число респондентов (28.6%) не желают пройти службу в армии по причине низкого материального и денежного содержания в армии. 25.3% подростков (7-й по популярности ответ) убеждены в том, что могут принести большую пользу обществу, занимаясь другим делом. Еще 23.8% заявили о своей непригодности к службе в армии по состоянию здоровья.
Каждый 5-й старшеклассник (21.4%, 9-й по популярности ответ) в качестве причины своего отказа от прохождения военной службы по призыву называет возможность попасть в одну из так называемых «горячих точек». Для сравнения: в 2004 г. доля респондентов, ответивших подобным образом, составила 36.7%, и это был 3-й по популярности ответ.
Снижение действия этого фактора на школьников обусловлено относительной нормализацией ситуации в Чеченской Республике. Именно она в массовом сознании ассоциировалась с понятием «горячая точка», где гибло больше всего солдат срочной службы (другие очаги напряженности, где российская армия выступала как миротворец, обществом воспринимались как «второстепенные», менее опасные). С нормализацией ситуации, которую в настоящее время активно пропагандируют почти все федеральные СМИ, с прекращением направления на службу военнослужащих, проходящих службу по призыву, Чечня постепенно теряет свой статус «горячей точки». Соответственно снижается значение этого фактора в формировании установок на прохождение военной службы.
Принцип экстерриториального несения службы важен для каждого 5-го: лишь 21.4% обосновали свое нежелание служить «удаленностью
от дома, разлукой с друзьями и родными». Еще 19.6% объяснили свой отказ от прохождения срочной военной службы ее низким престижем в обществе. На решение 16.1% старшеклассников повлиял негативный опыт близких и родственников, уже прошедших военную службу. Чуть более 14.0% заявили о своей неготовности к прохождению военной службы. Замыкают список: невозможность выбрать род войск, в котором хотелось бы служить - 8.3%, наличие пацифистских взглядов и убеждений - 5.4%.
Похожую картину фиксируют и данные, полученные нами при ответе на вопрос об условиях, на которых бы старшеклассники согласились пройти военную службу по призыву. Наибольший процент занимает проблема неуставных взаимоотношений (НУВ) - 66.7% респондентов заявили о своей готовности пройти службу в армии на условиях искоренения в ней «дедовщины». 2-ю и 3-ю позицию занимают требования, касающиеся повышения уровня безопасности для жизни и здоровья в армии (45.2%) и сокращения сроков службы (33.2%). Здесь обращает на себя внимание, что доля старшеклассников, называющих уменьшение длительности службы в качестве необходимого условия их положительной мотивации на исполнение воинской обязанности, в сравнении с 2004 г., сократилась всего на 1,5 п.п. Таким образом, значимость этого условия фактически не меняется, несмотря на решение Министерства обороны об уменьшении сроков службы. Разумеется, представляет интерес, насколько, по мнению школьников, должны быть сокращены эти сроки, чтобы повысить их мотивацию на прохождение военной службы. Несмотря на сокращение срока службы до 12 мес. к началу 2008 г., потенциальные призывники считают его недостаточным. Если в 2004 г. такое уменьшение сроков службы в той или иной степени устраивало 80.6% респондентов (от числа отметивших сокращение длительности срока службы в качестве необходимого условия их положительной установки на реализацию воинской обязанности), то в 2009 г. их доля становится меньше в 1,5 раза (на 27.7 п.п.). Одновременно в разы увеличивается доля старшеклассников, выступающих за урезание службы до минимальных сроков (до 6 месяцев). Таким образом, служба длительностью 12 мес. устраивает только половину подростков, выступающих за ее сокращение.
Далее идут требования к улучшению бытовых условий (31.1%) и к повышению материально-денежного содержания в армии (20.2%). Желающих, чтобы реализация воинской обя-
занности проходила поближе к дому, всего 17.9%. Почти столько же старшеклассников (17.3%) согласились бы на военную службу по призыву, если бы она проходила в престижных войсках.
Интересно, что фактор оплаты за несение военной службы значим лишь для 10.7% респондентов. Это свидетельствует о низкой популярности контрактной службы среди данной группы старшеклассников.
Свой вариант ответа выбрали 1.8% респондентов, отметив, что серьезным стимулом к прохождению военной службы по призыву была бы возможность получить в дальнейшем льготы для поступления в любой вуз страны.
Наконец, 12.5% старшеклассников не приемлют никаких предложений, заявляя, что ни при каких условиях не пошли бы служить в армию.
Учащиеся вузов также в большинстве своем не хотят проходить военную службу по призыву, об этом заявили 62.1% респондентов от общего числа опрошенных. Лишь 16.5% молодых людей обозначили свое желание служить в армии. В то же время факторы, определяющие формирование отрицательной установки студентов в отношении реализации воинской обязанности, по значимости выстраиваются в другой последовательности. Главное отличие здесь заключается в том, что для студентов большую роль в формировании установок на реализацию воинской обязанности играют факторы самореализации, в то время как проблемы безопасности и условия службы для них становятся менее значимы, чем для школьников.
Так, если для большинства школьников главной причиной, по которой они не хотят служить, является проблема «дедовщины», то для студентов наиболее значимым фактором становится противоречие службы их жизненным планам и перспективам (58.4%). Проблема неуставных отношений также важна для этой группы респондентов, но занимает лишь 2-ю позицию (50.7%). На 3-ю позицию выходит проблема длительности срока военной службы (36%). Треть респондентов (34.5%, 4-я позиция) считают, что могут принести большую пользу обществу на гражданке, чем в армии (для сравнения: среди старшеклассников этот фактор занимает лишь 7-ю позицию). Боятся остаться калекой или быть убитыми 24.0% студентов (6-й по популярности ответ) (у старшеклассников данный фактор входит в тройку ведущих мотивов отказа от прохождения военной службы).
Низкий уровень материального и денежного содержания и бытовая неустроенность в армии беспокоит 22.7% и 21.3% респондентов соот-
ветственно. Каждый 5-й студент в качестве главной причины, по которой он не хочет пройти службу, называет отсутствие в обществе ее престижности. 14.2% ссылаются на негатив ный опыт уже отслуживших знакомых. Считают себя неготовыми к службе 13.3% респондентов. 10.7% студентов, из числа тех кто, не хочет служить в армии, объясняют это боязнью оказаться в одной из «горячих точек». Лишь 9.3% обосновали свое нежелание служить удаленностью от дома, разлукой с друзьями и родными. Соответственно, эти же 9.0% имеют обязательства перед семьей и родными, не позволяющие им отлучаться от дома. 8.7% студентов заявили о своих пацифистских взглядах. Значимость фактора престижности войск при формировании установок на прохождение военной службы минимальна (2.7%).
Подобные тенденции прослеживаются при анализе ответов на вопрос об условиях, на которых студенты согласились бы пройти службу. Настораживает тот факт, что 22.9% студентов не согласились бы служить ни при каких условиях, что почти в 2 раза превышает долю старшеклассников, настроенных подобным образом (в группе учащихся вузов это 4-й по популярности ответ, тогда как в группе школьников он занимает 8-ю позицию из десяти возможных).
По мнению студентов, формированию их позитивного настроя на реализацию воинской обязанности во многом могло бы способствовать решение проблемы неуставных отношений: 48% (1-й по популярности ответ) согласились бы служить при условии устранения явления «дедовщины» в армии. 38.5% (2-й по популярности ответ) респондентов из этой группы в качестве условия их согласия на службу называют кардинальное сокращение ее сроков. Так, 53.3% студентов от общего их числа выступают за уменьшение длительности армейской службы до 5-6 мес., 16.7% - до 1-4 мес. Для сравнения: по группе старшеклассников эти показатели 25.7% и 8.6% соответственно. В то же время среди учащихся вузов доля сторонников сокращения сроков службы до 11-12 мес. (т.е. до фактического уровня) составляет всего лишь 13.3% (среди школьников 52.9%). Еще 2.9% студентов выступают за уменьшение ее длительности до 9-10 мес., 13.7% - до 7-8 мес. Таким образом, для значительной доли учащихся вузов сроки службы в один год неприемлемы. Отчасти это обусловлено их ожиданием того, что так же, как и раньше, сохранится зависимость длительности службы от уровня образования, когда для тех, кто не получил высшего образования, сроки службы уменьшались вдвое.
Сокращение длительности службы до 12 мес. с января 2008 г. для основного контингента призывников, по мнению потенциальных выпускников вузов, ничего не меняет, так как и по прежнему законодательству в случае получения ими высшего образования для них эти сроки были бы такими же. По всей видимости, студенты рассчитывают на то, что согласно принципам, принятым ранее, для них сроки армейской службы будут меньше минимум в 2 раза от новой установленной планки, чем и объясняется полученное распределение ответов.
30.7% учащихся вузов (3-й по популярности ответ) заявили о своей готовности пройти службу, если будут обеспечены дополнительные меры по повышению уровня безопасности для жизни и здоровья в армии. Далее идут требования к улучшению бытовых условий (22.3%), пожелания служить в престижных войсках (17.4%) и повышение материально-денежного содержания в армии (14.7%). Обеспечение прохождения военной службы рядом с домом в качестве необходимого условия выдвинули лишь 13.3% учащихся вузов. Наконец, лишь каждый 10-й студент рассматривает возможность прохождения службы на условиях подписания контракта.
В отличие от школьников и студентов, в группе учащихся техникумов настрой на реализацию воинской обязанности более позитивный: среди них доля желающих пройти военную службу составляет 38.9%, в то время как доля респондентов, которые не хотят служить, почти такая же - 42.7%. 18.4% затруднились при ответе на вопрос.
Соответственно причины, по которым учащиеся техникумов отрицательно настроены в отношении службы по призыву, по значимости выстраиваются в несколько другой последовательности. Если в группе старшеклассников и студентов вузов нежелание служить обусловлено преимущественно двумя основными факторами («дедовщина» и «противоречие жизненным планам»), то в группе учащихся ССУЗ три пункта шкалы выбраны приблизительно одинаковым количеством респондентов, что позволяет нам говорить о равнозначности для них этих факторов. Ведущими причинами, которые формируют негативные установки в отношении прохождения службы по призыву у учащихся ССУЗ, являются: опасения за собственную жизнь и здоровье (46.4%); наличие проблемы «дедовщины» (42.2%) и несоответствие жизненным планам (41.1%).
Как видим, представители данной группы придают несколько меньшее значение проблеме
«дедовщины», чем школьники и учащиеся вузов. В то же время и доля учащихся ССУЗ, объяснивших свой негативный настрой на прохождение военной службы тем, что она мешает достижению их жизненных планов, значительно меньше, чем доля школьников и студентов, ответивших подобным образом.
33.9% респондентов обосновывают свое нежелание идти в армию удаленностью от дома и разлукой с близкими. Как видим, фактор экстерриториального несения службы для учащихся ССУЗ обладает большей значимостью, чем для школьников и студентов.
В 2009 г. проблема длительности сроков службы становится менее значима для учащихся ССУЗ (32.8%). В иерархии мотивов отказа от прохождения военной службы по призыву со 2-й позиции в 2007 г. она перемещается в 2009 г. на 5-ю позицию. 23.2% респондентов заявляют о неудовлетворительном состоянии своего здоровья. Еще 19.6% учащихся ССУЗ не желают пройти службу по причине низкого материального и денежного содержания в армии. Почти такое же количество респондентов (19.2%) при ответе на вопрос ссылаются на негативный опыт близких и знакомых, уже прошедших военную службу. Лишь 16.1% учащихся ССУЗ считают, что могут принести большую пользу обществу, занимаясь другим делом. 15.8% не хотят идти в армию по причине отсутствия возможности самостоятельно выбрать род войск для прохождения службы. Бытовые условия в ВС не устраивают 14.3% опрошенных. 12.5% учащихся ССУЗ считают себя неготовыми к службе, столько же респондентов объясняют свой отказ исполнить воинский долг боязнью попасть в одну из «горячих точек». Наконец, только для 8.9% учащихся ССУЗ, не желающих служить, важен фактор престижности военной службы в обществе (показатель в 2 раза меньше, чем в группе школьников и студентов). Следует отметить, что 16.1% учащихся ССУЗ не согласятся служить ни при каких условиях.
46.4% респондентов (2-й по популярности ответ) согласились бы служить только после того, как будет решена проблема неуставных отношений. Чуть больше трети опрошенных (35.7%) пойдут в армию, если будут обеспечены дополнительные меры по повышению уровня безопасности для жизни и здоровья. В то же время 35.7% представителей данной группы пошли бы в армию в случае сокращения сроков службы, что опять же подтверждает значимость данного фактора. При этом 61.3% из их числа устраивает уменьшение ее длительности до 11 -12 мес. Еще 6.8% респондентов выступают за
сокращение армейской службы до 9-10 мес.; 2.9% - до 7-8 мес.; 25.8% - до 5-6 мес.; 3.2% -до 3-4 мес. Таким образом, учащиеся ССУЗ, в отличие от школьников и студентов, в большинстве своем выступают за умеренное сокращение сроков службы.
Еще 28.6% учащихся ССУЗ заявили о своей готовности пройти службу при условии повышения материального содержания в армии (показатель выше, чем в группах старшеклассников и студентов). Еще 25% респондентов согласились бы на службу, если бы она проходила в престижных войсках (5-й по популярности ответ). Требования к улучшению бытовых условий предъявляют 19.6% учащихся ССУЗ (данный показатель ниже, чем в группах школьников и учащихся вузов). На условиях подписания контракта согласились бы служить 12.5% респондентов (немного больше, чем в других группах). Наконец, лишь 8.9% учащихся ССУЗ готовы идти в армию, если служба будет проходить рядом с домом.
Следствием отрицательного настроя в отношении прохождения службы по призыву становятся активные действия по ее избежанию. Так, две трети школьников (66.7%) подтвердили свои намерения предпринимать активные действия, направленные на избежание военной службы, и лишь каждый 5-й подросток (20.0%) заявил, что не будет предпринимать подобных действий. Подобное распределение ответов получено и при опросе учащихся вузов. В целом они показывают такую же нацеленность на избежание воинской службы, как и старшеклассники. Здесь несколько выше доля респондентов, ответивших, что они «будут принимать попытки избежать службы в армии» (42.7%) и «скорее будут, чем не будут» (24.0%). Несколько иная картина вырисовывается при анализе результатов опроса учащихся ССУЗ. Здесь, хотя и превалирует настрой на избежание армейской службы (в общей сложности 43.6%), однако достаточно высока доля тех, кто не собирается предпринимать никаких активных действий в этом направлении (41.1%). Так, в группе учащихся ССУЗ доля однозначно ответивших, что они не будут совершать попыток избежать военной службы по призыву, более чем в 2.5 раза превышает долю старшеклассников и студентов вузов, ответивших подобным образом.
Итак, анализ данных, полученных в ходе опроса допризывной молодежи, позволяет сделать пессимистичный прогноз в отношении перспективы количественного увеличения призыва в армию представителей групп старшеклассников и студентов вузов. Представители
этих групп в большинстве своем выступают за добровольные принципы комплектования вооруженных сил и имеют отрицательную установку на прохождение военной службы по призыву. В основе этой установки лежит осознание противоречия армейской службы жизненным интересам и планам респондентов. И хотя проблемы современной российской армии, отмеченные нами ранее, так же важны для представителей этих групп допризывной молодежи при формировании у них установки на прохождение службы, их роль второстепенна, они скорее являются моральным обоснованием отказа от ценностей военной службы, обеспечивают дальнейшее снижение их значимости в ценностной иерархии молодежи, их более быстрое «размытие». Для респондентов этих групп характерна ярко выраженная сформированная установка на избежание военной службы по призыву. Увеличить призыв за счет представителей групп старшеклассников и студентов вузов можно только путем жестких дополнительных законодательных ограничений оснований для отсрочек и освобождения от несения военной службы, что может повлечь за собой дальнейшую криминализацию призыва.
Более оптимистичные прогнозы перспективе привлечения в ряды ВС можно сделать в отношении учащихся ССУЗ, мнение которых по ключевым вопросам поляризовано. В отличие от школьников и студентов, среди учащихся ССУЗ настрой на реализацию воинской обязанности гораздо более позитивный.
Список литературы
1. Думчене А.О., Даукилас С. О сочетании прагматических и гуманистических ценностей студентов // СОЦИС. 2007. № 5.
2. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2000. № 3.
3. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2000. № 4.
4. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / Под ред. Г.А. Черниченко. СПб. 2001.
5. Низовских Н.А. Жизненные принципы и ценностные ориентации студенческих групп // Вопросы психологии. 2008. № 5.
6. Гаврилов Ю. Призывник под двойным контролем / Российская газета. 2009. 1 апр.
7. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // СОЦИС. 2001. № 2.
8. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // СОЦИС. 2007. № 4.
9. Человеческий фактор армии // Политическая социология: Учебник для вузов / Под ред. Ж.Т. То-щенко. М., 2002.
10. Емцов Р., Локшин М. Экономическое бремя призыва на военную службу в России: результаты микроэкономического анализа // Вопросы экономики. 2006. № 1.
11. Литовкин В. Опять призыв, опять проблемы // Независимое военное обозрение. 2010. 9 апр.
12. Бабакин А., Талов Б., Ямшанов Б. Ноль дней до приказа // Российская газета. 2003. 30 сент.
13. Гаврилов Ю. Отбой! // Российская газета. 2004. 25 марта.
14. Егоров В. Дедовщину загоняют внутрь армейского организма // Независимая газета. 2003. 30 мая.
15. Кочемин Ю., Уколов Р. Кризис призывного возраста // Независимая газета. 2008. 30 сент.
16. Мухин В. Рабоче-крестьянский призыв // Независимая газета. 2009. 1 апр.
17. Николаев А. Осенний призыв легким не станет // Независимая газета. 2003. 3 окт.
18. Бабакин А. На краю демографической ямы // Независимая газета. 2004. 8 окт.
19. Гаврилов Ю. Казарма на два призыва // Российская газета. 2009. 16 июля.
20. Кириллов Н. Расчеты и просчеты // Независимое военное обозрение. 2006. 22 сент.
21. Михайлов В. Каждый второй - невротик или психопат // Независимая газета. 2008. 21 апр.
22. Мухин В. Некомплект солдат в войсках составит 20 процентов // Независимая газета. 2000. 3 окт.
23. Мухин В. Призыв, которого не ждали // Независимая газета. 2008. 21 июля.
24. Пинчук А. Стратегия призыва // Красная звезда. 2009. 2 окт.
25. Плющ В. В России стартовала призывная кампания // Независимая газета. 2007. 1 окт.
26. Фалалеев М. Годовалый солдат // Российская газета. 2008. 1 окт.
27. Соловьев В., Мясников В. Армейский призыв свалился в штопор // Независимое военное обозрение. 2006. 21 апр.
28. Каньшин А. Отсроченный профессионализм // Независимая газета. 2008. 3 окт.
29. Руткевич М. Потенциальный студенческий резерв // Независимое военное обозрение. 2007. 22 дек.
30. Гаврилов Ю. Весенний призыв // Российская газета. 2005. 31 марта.
31. Литовкин В. С дипломом в казарму // Независимое военное обозрение. 2008. 4 апр.
32. Мухин В. Каждый второй юноша нигде не учился // Независимая газета. 2000. 5 апр.
33. Мясников В. Двести тысяч уклонистов - всех не переловить // Независимое военное обозрение. 2011. 18 февр.
34. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений //
СОЦИС. 2008. № 2.
PURPOSES OF YOUTH TO SERVING IN THE ARMY BY CONSCRIPTION (ON MATIREALS OF IVANOVO REGION)
A. V. Smirnov
This issue contains look through reasons of abridgment of conscript resources in post soviet Russia. Based on data of the sociological research of different groups of youth we analyzed their purposes to serve in the Army by conscription, reasons and purposes of their rejection from serving in the Army.
Keywords: abridgment of conscript resources, attitude to the Army, purposes to serve in the Army, purposes of rejection from serving in the Army.