ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Звездина Г.П., Приймак Е.Н.
Служба в армии в системе ценностных ориентаций юношей призывного возраста
Цель статьи - рассмотреть проблему трансформации ценностных ориентаций у юношей призывного возраста в условиях изменяющегося общества. Авторы показывают место службы в армии в системе ценностных ориентаций современных юношей. Раскрывая изменения, происходящие в обществе, в статье делается акцент на трансформациях, которые затронули армию, и тех психологических проблемах, с которыми она столкнулась. Эмпирическая часть исследования представляет анализ результатов многочисленных диагностических исследований и мониторингов по изучению отношения молодых людей к службе в Вооруженных силах России, изучению ценностных ориентаций и духовно-нравственных основ юношей, которые определяют их жизненную позицию. На основании анализа эмпирических исследований показано, что процесс самоидентификации молодежи не может проходить без процессов осмысления и смыслообразования, на что нужно обращать пристальное внимание, особенно в условиях перехода современной армии на профессиональную основу.
Ключевые слова: служба в армии, проблемы армии, готовность к службе, ценностные ориентации, самоидентификация молодежи, трансформация ценностей.
Современный цивилизованный мир переживает глубинные трансформации, которые не обошли стороной и Россию. Происходящие изменения затронули все сферы человеческого бытия: вместе с кардинальными реформами в социально-политической и экономической области происходят кардинальные перемены и в армии. Ученые - социологи, психологи, политологи и другие специалисты, занимающиеся изучением тенденций и закономерностей в развитии общественного и индивидуального сознания, которые происходят на этапе смены эпох, отмечают необходимость переоценки значимости многих фундаментальных ценностей, в том числе касающихся службы в Вооруженных Силах.
Армия тесно связана с основными сферами жизни общества. Функционирование и развитие армии определяется, прежде всего, уровнем материального производства, состоянием военно-промышленного комплекса, от которого зависит обеспечение ее техникой и вооружением, количественный
и качественный состав военнослужащих. Немаловажным является национальная и конфессиональная структуры армии, их влияние на личный состав армии, характер взаимоотношений между военнослужащими, морально-политическое единство армии и общества, морально-психологический климат в рядах Вооруженных сил. На состояние армии также влияют социальные и экономические процессы, происходящие в обществе, духовная жизнь, развитие культуры и науки.
Современная российская армия, на протяжении последних десятилетий претерпевающая существенные изменения под влиянием общественно-политических и социально-экономических факторов, столкнулась с рядом проблем:
- социальная аномия, когда отвергаются прежние духовные ценности и отсутствуют новые, что представляет опасность, как для общества в целом, так и для армии, в частности;
- сокращение призывных ресурсов, переход комплектования армии по смешанному принципу, когда основу структуры военнослужащих составляют военнослужащие по призыву и появились контрактники, пришедшие в армию на добровольной основе;
- снижение положительной мотивации молодежи на прохождение военной службы по призыву;
- снижения готовности юношей к службе в Вооруженных Силах, проявляющееся в ухудшении адаптации молодых воинов в первые месяцы службы на фоне повышенных информационных, физических и нервно-психических нагрузок, увеличении процента возврата военнослужащих из войск по нервно-психическим заболеваниям (H.H. Каменсков, 1987; С.А. Нужин, 1997);
- противоречие между относительной свободой общества и полной несвободой солдат, естественными правами и свободами личности и их неконституционным отчуждением в армии;
- ранний призывной возраст юношей и наметившаяся тенденция к удлинению периода детства, что зачастую определяет неготовность юношества к службе в армии.
Служба в армии как вид деятельности представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения общественно значимых целей, основанных на реальном и потенциально возможном использовании оружия, боевой техники и других средств. По своим основным характеристикам военная служба отличается тем, что ей присущи ярко выраженный боевой характер, повышенная морально-психологическая и физическая нагрузка, требующая особой физической подготовки и эмоционально-волевой устойчивости, интеллектуальной подготовки по использованию современных инженерно-технических средств и телекоммуникационных технологий.
Организационная, правовая и психологическая неопределенность, вызванная переходным периодом в армии, ведет к тому, что не только снижается уровень дисциплинированности воинов, но, прежде всего, теряется личностно-ценностный смысл службы в армии. Согласно социологическим и психологическим исследованиям широкое распространение среди молодежи получили антиармейские настроения. У нынешних призывников и молодых солдат интерес к службе резко упал. Более чем в 3 раза возросло число тех, кто рассматривает военную службу как повинность. Все больше становится молодых людей, которые безразлично относятся к выполнению своего долга по защите Отечества.
По данным исследований Федеральной службы государственной статистики, имеют желание и готовы служить в армии чуть более половины опрошенных юношей (52 %). Больше всего таковых оказалось среди учащихся профессиональных училищ - 60 %, а меньше всего - среди студентов (40 %). Почти 90 % опрошенных юношей положительно относятся к службе по контракту. Больше половины респондентов (60 %) уклонились бы от службы в армии, будь у них такая возможность, и потратили бы это время на работу или учебу. Юношей, физически и психологически не готовых к службе в армии, становится все больше.
Анализ результатов многочисленных исследований убеждает, что в постсоветское время в молодежной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта. Гораздо большее значение в ценностной иерархии современной молодежи стали занимать материальные ценности. Жизненный успех и самореализация все больше связываются в сознании молодежи с материальным благополучием и достижением определенных статусных позиций в обществе. Материальный достаток и высокий статус в сознании общества и молодежи становятся неотъемлемыми атрибутами маскулинности [3, 8].
Для современной молодежи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. Материальное благосостояние стало цениться молодыми людьми гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Тяготение к индивидуалистской ценностной системе больше присущей западной культуре: установка на автономность личности, рациональность, уважение к частной собственности признаются значимыми современной молодежью России. В первую очередь, молодежь предпочитает заботиться о материальном достатке. Для большинства молодежи труд как средство самоутверждения, самореализации потерял смысл. В своем стремлении к хорошему заработку и высоким доходам многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в противоречие с правовыми нормами.
Ценности всегда несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они - осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим.
Особое место в ценностной сфере занимают ценности труда, и многие психологи считают именно их базовыми координатами всей ценностной сферы человека. В контексте многих социальных наук ценности труда рассматриваются как чрезвычайно важный фактор человеческой истории, обусловивший не только экономическое развитие, но и расцвет и закат целых цивилизаций. Прагматическое отношение молодежи к труду как основе материального благополучия часто приводит к внутриличностному кризису, неспособности прогнозирования собственного будущего и самореализации.
При определении ценности армейской службы молодые люди в большей степени также аппелируют к экономическим выгодам и индивидуальным ценностям. Как показывает исследование Р. Емцова и М. Локшина, бывшие призывники теряют от 5 до 15 % своих годовых доходов в течение жизни. Приобретенные же в армии военные навыки и специальности зачастую не отвечают потребностям гражданской жизни [4]. Служба в армии вступает в противоречие с жизненными планами молодежи, затрудняет реализацию значимых индивидуальных ценностей. В связи с этим ценности военной службы теряют свою актуальность в сознании молодежи, приобретают второстепенный характер, формируются установки на ее активное избежание, к которым общество относится весьма лояльно. Как следствие снижения положительной мотивации на прохождение службы по призыву увеличилась активность молодежи в вопросе ее избегания.
А.В. Смирнов, проводивший изучение установок допризывной молодежи, отмечает, что с высказыванием, утверждающим, что «каждый мужчина должен пройти военную службу в армии, даже если это не отвечает его личным интересам», согласились 26,6 % школьников. Другой точки зрения, т. е. считающих, что «военная служба - личное дело человека, каждый сам должен решать, служить ему или не служить», придерживаются значительно больше старшеклассников - 59 %. Около 12 % старшеклассников вообще затруднились ответить на этот вопрос. Около 3 % из числа опрошенных обозначили собственную позицию в отношении военной службы, не согласившись ни с одной из предложенных точек зрения. Исследователь отмечает, что взгляды школьников по данному вопросу разделяют и студенты. Среди них доля согласных с обязательным прохождением военной службы составляет 18,6 % доля сторонников комплектования Вооруженных Сил на добровольных началах составляет 60 %. Около 5 % студентов отметили собственную позицию, по сути являющуюся конкретизацией первых двух точек зрения, 16,6 % затруднились с ответом [9].
То есть доля юношей, считающим службу в армии обязательной, в студенческой среде еще меньше, чем в среде старшеклассников.
Свои особенности и проблемы имеет и реализация контрактного принципа службы в Вооруженных силах. Переход к комплектованию армии на контрактную основу предполагает кардинальные изменения не только структуры армии, но и содержания многих понятий, в том числе и понятия «воинского долга». На сегодняшний день одной из основных проблем в реформировании Вооруженных Сил являются возникшие противоречия между моральным долгом воина и его правовым статусом. Морально-психологический фактор всегда имел большое значение для боеспособности войск. Об этом убедительно говорит опыт отечественной и мировой истории. Однако сегодня, в современной российской действительности проблема морально-психологического состояния войск приобретает особую остроту.
Воинская обязанность гражданина перед государством и обществом как нравственная категория и поступление на службу по контракту как категория рыночная предполагают совершенно разные морально-нравственные и правовые основы исполнения воинского долга. Важность и необходимость переноса ориентиров воспитания военнослужащих на формирование гражданственности обусловлена и тем, что армия по контракту будет уступать армии по призыву по ряду политических и социальных позиций. В первую очередь, в ослаблении связи армии с обществом. По мнению специалистов, воинская служба по призыву является важным фактором социальной мобильности и межэтнического общения населения, «школой жизни». Контрактная армия по своему характеру является кастовой, корпоративной, что объективно снизит уровень доверия граждан к армии, с одной стороны, и чувство личной ответственности за защиту Отечества - с другой. Эта нетождественность армии и общества обуславливает необходимость постоянных усилий, направленных на интеграцию вооруженных сил с гражданским обществом [7].
Нравственное обоснование, идеологическое «подкрепление» для выполнения военного долга резко ослаблено с введением контрактной службы. Тем самым сильно возрастает роль правового регулирования, которое только начинает налаживаться, и материального стимулирования, которое сегодня не может быть гарантировано, бюджетно обеспечено.
Зарубежный опыт реформирования вооруженных сил, выявление неблагоприятных изменений в армии также свидетельствуют о том, что повышая «технический», узкопрофессиональный уровень военнослужащих, часто не решаются проблемы социально-психологические, в том числе вопросы дисциплины. Так, американские эксперты считают, что основным фактором, обеспечивающим снижение числа дисциплинарных нарушений, является то, что высокая дисциплина поддерживается, прежде всего, административно-правовыми методами, а уже потом осознанием военнослужащими своего долга [11].
В условиях девальвации ценностей в современном обществе национальные духовные ценности, которые всегда, независимо от политической конъюнктуры являлись цементирующими в обществе, в армии - чувство патриотизма, готовность служить Отечеству, верность воинскому долгу, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам России утрачивают свою значимость и регулирующую функцию.
Известно, что в переходный период обостряются многие противоречия и болезни. Переход российской армии на смешанный тип несения службы активизирует многие социально-психологические проблемы и конфликты, которые существовали и раньше, пусть даже в зачаточном виде. На сегодняшний день можно констатировать обострение таких «традиционных» для армий многих стран (хотя и в разной степени) явлений, как дедовщина, протекционизм, межнациональные конфликты (национальная, расовая, земляческая групповщина), злоупотребление служебным положением, отклоняющееся поведение (алкоголизм, наркомания, гомосексуализм). Исследователи в качестве причин обострения этих проблем называют характерные для переходного общества:
- «размывание» нормативно-ценностной системы, регулирующей поведение людей;
- ослабление социального контроля;
- обострение социальных интересов, неизбежно приводящее к объединению по социальным, территориальным, этническим, клановым и т. п. интегрирующим признакам.
Основное условие для решения или хотя бы смягчения этих проблем -формирование новой устойчивой системы ценностей, моральных и правовых норм поведения. Военная реформа в состоянии решать их в той мере, в какой это будет способствовать процессу нормативно-правовой стабилизации общества [7].
Целенаправленная работа по формированию ценностных ориентаций молодежи должна учитывать как трансформационные процессы, происходящие в обществе, так и механизмы трансформации ценностно-смысловой сферы личности. Согласно существующему определению, «трансформация ценностных ориентаций личности заключается в преобразовании внутренней основы существующей системы ценностей, характеризующимися качественными изменениями ее системообразующих элементов на основе политических интересов власти и общества с учетом особенностей менталитета и традиционной культуры какие бы изменения не происходили» [8].
Д.А. Леонтьев раскрывает механизмы трансформации смысловой сферы личности через процесс превращения, в результате которого «исходная система отношений сворачивается, редуцируются и выпадают опосредующие звенья и промежуточные зависимости, обнаруживаются одни характеристики
предмета, функционально значимые в данной превращенной форме, и стираются другие, не имеющие значения для соответствующих аспектов его функционирования. Все эти трансформации определяются не чем иным, как свойствам субстрата, в котором получает воплощение исходное предметное содержание» [5].
Нормативно-ценностные системы, которые задаются существующим уровнем культуры, порождаются общественной практикой и социальным опытом. Динамика нормативно-ценностной системы «предстает развитием от осмысления на уровне личностного смысла к формированию социального значения вплоть до полной институализации программы социальной деятельности, лежащей в ее основе» [10]. Г.Л. Тульчинский отмечает, что, выявляя соотношения индивидуально-личностного и социального, можно указать на их взаимообусловленность и взаимопроникновение. «Однако нельзя не признать очевидного факта: источником, средством, "механизмом" динамики осмысления и смыслообразования выступает личность. Именно она - то поле, на котором развертывается эта динамика, и именно ее энергетика порождает эту динамику, потенцируя бытие» [10].
Ценностно-смысловые структуры сознания при всех обстоятельствах и изменениях остаются присущими внутреннему миру личности. В силу этого ценностные ориентации и установки могут быть рассмотрены как важнейший инструмент саморегуляции личности. Ценностные ориентации лежат в основе поиска идентичности личности со своим внутренним «Я». Поэтому они представляют собой гибкую и постоянно корректируемую связь между личностью и обществом, творящим сознанием субъекта и его ответственным личностным выбором [2].
Важной составляющей воспитания подрастающего поколения являются духовно-нравственные основы и ценности. Усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определить границы своей внешней идентификации лишь в рамках культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в рекреативную сферу. Подобная внешняя идентификация носит конформистский характер и формирует установку на квазипотребление духовных ценностей. Обретение же индивидом осознанных убеждений и ценностных ориентации, определяющих его социальную роль, есть процесс самоидентификации. Суть самоидентификации заключается в понимании себя как целостности в процессе определения границ собственной культурной идентичности. Процесс самоидентификации не может проходить без процессов осмысления и смыслообразования. И.В. Абакумова, конкретизируя механизмы смыслообразования, отмечает принципиальную значимость жизненных смыслов как атрибут жизненного мира, с одной стороны, а с другой - устойчивую стержневую систему смыслов его субъективного мира. «Замыкание
смысловой компоненты субъектного опыта человека, смысловой матрицы его сознания на жизненных ценностях жизненного мира человека переводят их в ранг личностных смыслов, обратным образом влияющих на породившую их устойчивую смысловую структуру» [1].
Укрепление духовно-нравственных основ Вооруженных сил, опора на исторический опыт, сочетание реальностей настоящего и перспектив будущего в развитии нации и государства позволят молодым людям прийти к социокультурной и гражданской идентичности и будут способствовать формированию, прежде всего, нравственных целей и ценностей.
Нравственная цель вызывает огромную мобилизацию сил на долгое время - на перспективу творческой деятельности и самореализации. Конкретные цели таким свойством не обладают, после их достижения быстро наступает спад активности, чреватый депрессией и скукой. В принятии жизненно важных решений надо отвести место явлению, которое можно назвать социально-психологическим реализмом, способностью определить соответствие своего «Я» тому социальному пространству, которое предполагает жизненная ситуация. Именно «смысловая стержневая структура личности, составляя ее базовое «Я», и реализуют смысловую регуляцию жизнедеятельности человека» [2].
Переход армии на профессиональную основу требует особого подхода к организации социальной среды для военнослужащих, которая отличается своей субкультурой, совокупностью специфических ценностей и норм, регулирующих поведение человека, опорой на его личностный потенциал. Подготовка и обучение новичков - это виды «военной социализации», усвоения соответствующих ценностей и норм, среди которых важное место должны занимать ценности гуманизма и патриотизма, ценности свободного демократического общества и изменение «имиджа» армии в сознании военнослужащих и всего населения.
Литература
1. Абакумова И.В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологи. - М.: КРЕДО, 2008. - 368 с.
2. Ванакова Г.В. Жизнестойкость как осознанный выбор современной молодежи// Народное образование. - 2012. - № 1. - С. 234-239.
3. Думчене А.О., Даукилас С.О. сочетании прагматических и гуманистических ценностей студентов // Социологические исследования. - 2007. - № 5.
4. Емцов Р., Локшин М. Экономическое бремя призыва на военную службу в России: результаты микроэкономического анализа // Вопросы экономики. - 2006. - № 1.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
6. Локова М.Ю. Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме (социально-философский аспект): автореф. дис____канд. философ. наук. - М., 2007.
7. Наумова Н.Ф., Сычева Б.С. Общественное мнение о социальных проблемах армии России // Социологические исследования. - 1993. - № 12. - С. 73-83.
8. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицианов. - М., 1998.
9. Смирнов А.В. Установки допризывной молодежи на прохождение военной службы по призыву (по материалам Ивановской области) // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Серия «Соц. Науки». - 2011. - № 4 (24). - С. 60-67.
10. Тульчинский Г.Л. Смысл и гуманитарное знание / Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) // Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005 г.). - М.: Смысл, 2005. - 280 с.
11. John T. Bennett Think tank calls budget cuts an opportunity to reform military. - URL: http://www.usnews.com/news/blogs/dotmil/2012/05/25/think-tank-calls-budget-cuts-an-opportunity-to-reform-military (дата посещения 05.05.2013).