Научная статья на тему 'Классификация типов учащихся высших учебных заведений по характеру отношения к армии (по материалам Ивановской области)'

Классификация типов учащихся высших учебных заведений по характеру отношения к армии (по материалам Ивановской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К АРМИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ХАРАКТЕРУ ОТНОШЕНИЯ К АРМИИ / ОБРАЗ АРМИИ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНТЕНЦИИ / УСТАНОВКИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ / ATTITUDE TO THE ARMY / A CLASSIFICATION OF STUDENTS BASED ON THEIR ATTITUDE TO THE ARMY / AN IMAGE OF ARMY / BEHAVIOR INTENTION / LONGING TO SERVE IN THE ARMY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Александр Владимирович

Представлена классификация типов учащихся высших учебных заведений по характеру отношения к армии. Различия респондентов в рамках предлагаемой классификации типов основаны на сопоставлении сложившегося у них образа армии и установки на прохождение военной службы по призыву как наиболее значимой поведенческой интенции, связанной с данным социальным объектом. Охарактеризован каждый из типов, на примере Ивановской области представлено процентное распределение учащихся вузов по этим типам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLASSIFICATION OF STUDENTS BASED ON THEIR ATTITUDE TO THE ARMY (ON THE MATIREALS OF IVANOVO REGION)

This issue contains a classification of students based on their attitude to the Army. The difference between separate groups of respondents based on juxtaposition an image of Army and their longing to serve in the Army, as a most important behavior intention linked with that social object. All of kinds have their own characteristics. After the sociological research of students attitude to serving in the Army, that based on Ivanovo Region universities, it become possible to make a structural representation of that groups.

Текст научной работы на тему «Классификация типов учащихся высших учебных заведений по характеру отношения к армии (по материалам Ивановской области)»

Социология и еоциалная работа Вестник иижьег®р®деког® у ниверситета им. Н.И. Л ©баЧевскег® . Серия Социальные науки, 2€Р9, ОТ 3 (19), с. 69-74

УДК 316.354-355.1

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УЧАЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ ОТНОШЕНИЯ К АРМИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2010 г. А.В. Смирное

Ивановский госуниверситет a.v.smimov37 @gmail.com

Поступила вредакцию 24.06.2010

Представлена классификация типов учащихся высших учебных заведений по характеру отношения к армии. Различия респондентов в рамках предлагаемой классификации типов основаны на сопоставлении сложившегося у них образа армии и установки на прохождение военной службы по призыву как наиболее значимой поведенческой интенции, связанной с данным социальным объектом. Охарактеризован каждый из типов, на примере Ивановской области представлено процентное распределение учащихся вузов по этим типам.

Ключевые слова: отношение к армии, классификация типов допризывной молодежи по характеру отношения к армии, образ армии, поведенческие интенции, установки на реализацию воинской обязанности.

Современная российская армия, на протяжении последних двух десятилетий претерпевающая существенные изменения под влиянием общественно-политических и социально-экономических факторов, столкнулась с рядом системных проблем, обусловливающих снижение ее боеспособности. Прежде всего это проблемы, связанные с призывом на срочную военную службу. Трансформационные процессы, произошедшие в армии постсоветской России, не затронули главный принцип комплектования вооруженных сил (ВС), основанный на всеобщей воинской обязанности, согласно которому каждый гражданин мужского пола по достижении определенного возраста должен пройти военную службу. Вместе с тем с начала 90-х годов ХХ века наблюдается снижение положительной мотивации молодежи к службе в армии, нашедшее отражение в активном стремлении значительной части военнообязанных молодых людей избежать исполнения конституционного долга с применением в реализации этого стремления широкого спектра методов как законных, так и незаконных. Отметим, что начавшиеся в постсоветском российском обществе процессы трансформации ценностной системы, приведшие к пересмотру и снижению значимости в нем ценностей военной службы, по существу, обеспечили молодежи общественную поддержку и лояльность в этом вопросе.

Следствием перечисленных факторов стали, во-первых, проблема нехватки призывных ресурсов, которая, в условиях ухудшения демо-

графических показателей, произошедшего в стране после распада СССР и сокращения сроков военной службы, в ближайшей перспективе может существенно обостриться, во-вторых, проблема снижения качественных характеристик призывного контингента, проявившаяся в ухудшении здоровья, снижения уровня образования, нравственно-психологических качеств, росте показателей асоциального поведения призванных в армию.

Таким образом, наблюдается противоречие между потребностью вооруженных сил в качественном и количественном воспроизводстве своей численности, пополнении новыми членами, что является одним из основных условий успешного функционирования армии как социального института, а значит, и безопасности российского общества, и невозможностью в полной мере реализовать эту потребность ввиду стремления молодежи избежать военной службы. Разрешить сложившееся противоречие можно путем повышения положительной мотивации призывного контингента на прохождение службы в рядах российской армии. При этом следует учитывать, что, с точки зрения качественного обновления состава призывников, основной акцент в формировании такой мотивации должен быть сделан на учащихся высших учебных заведений. Для этого важно знать факторы, обусловливающие отношение представителей данной группы допризывной молодежи к армии и военной службе. При этом, с точки зрения понимания поведения этой группы в це-

лом и ее отдельных представителей, в частности оценки перспектив формирования у них положительной мотивации на прохождение военной службы по призыву и возможностей их добровольного привлечения в ряды ВС, необходимо выделение типов студентов по характеру отношения к армии. Собственно, разработка такой типологии и была одной из задач, поставленной нами в рамках комплексного исследования отношения допризывной молодежи к армии, проведенного в 2007 году1.

«Отношение», являясь «эмоционально-волевой установкой личности» [1] на какой-либо объект социальной действительности, в соответствии с современными представлениями о структуре социальных установок, включает в себя когнитивную (убеждения, представления, мнения, все когниции, сформированные под воздействием ряда факторов и образованные в результате познания социального объекта), аффективную (представляет собой различные эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом установки) и конативную (поведенческую) компоненты [2; 3; 1]. Когнитивная и аффективная компоненты вместе составляют образ социального объекта. Следовательно, по-существу, образ представляет собой некую совокупность когниций, сформированных у индивидуума в результате познания объекта и пропущенных через его аффективные реакции. Выступая в таком качестве, образ определяет общую направленность сознания индивидуума в сторону негативного, позитивного или нейтрального восприятия данного объекта. Посредством этого восприятия у индивидуума формируются определенные поведенческие интенции, которые в дальнейшем могут найти воплощение в реальном поведении в отношении объекта. Исходя из этого, в идеале характер образа объекта и характер поведенческих интенций, связанных с этим объектом, должны соответствовать друг другу. Иными словами, негативный образ должен иметь следствием отрицательные поведенческие интенции, позитивный образ -положительные. Однако в силу существования ряда причин, в реальности такая зависимость существует далеко не всегда, очень часто характер поведенческих интенций не соответствует характеру сложившегося у индивидуума образа объекта, напрямую противоречит ему [2; 4; 1].

В связи с этим типовые различия респондентов в рамках предлагаемой нами классификации типов учащихся высших учебных заведений основаны на сопоставлении сложившегося у них характера образа армии и характера уста-

новки на прохождение военной службы по призыву как наиболее значимой поведенческой интенции, связанной с данным социальным объектом.

В результате качественной и количественной обработки данных2, полученных в ходе исследования, нами было выделено 9 типов учащихся высших учебных заведений по характеру отношения к армии и, соответственно, процентное распределение по каждому из этих типов.

Рассмотрим подробнее основные характеристики всех обозначенных нами типов.

1. Позитив-устойчивыш тип. К данному типу можно отнести учащихся высших учебных заведений, у которых положительная установка на прохождение военной службы по призыву подкрепляется преимущественно позитивным образом армии.

Образ армии позитивный, сформировавшийся, четко осознаваемый, характеризуется целостью представления об объекте. Направленность сознания в сторону позитивного восприятия обусловливает достаточно высокий порог критичности в отношении армии в целом и связанных с ней фактов социальной действительности в частности. Иными словами, для данного типа свойственна некоторая позитивизация мышления в отношении ВС (склонность не замечать каких-либо негативных тенденций, стремление видеть хорошее в плохом, оправдывать негативные моменты и т.д.). Ввиду этого сам образ армии обладает высокой устойчивостью, его достаточно трудно изменить.

Основу позитивного образа армии составляют убеждения в функциональной дееспособности ВС и представления об армии как институте мужества, «школе жизни». Очевидно и соединение образа армии с государством.

Отношение к реализации воинской обязанности. Установка на прохождение военной службы по призыву положительная. В целом ее можно считать устойчивой.

Респондентами данного типа признаются ценности военной службы, ранее общепринятые в обществе (прежде всего в советский период): служба в армии способствует становлению мужественности, содействует физическому развитию и т.д. В связи с этим служба в армии является значимой индивидуальной ценностью, при этом ее прохождение воспринимается как необходимый этап в жизни. Ввиду этого респонденты, относящиеся к этому типу, не воспринимают альтернативную гражданскую службу (АГС)4 как альтернативу службе по призыву, наблюдается их прямое противопоставление. Очевидна тенденция к ее негативизации.

Ожидания от прохождения военной службы в целом позитивные, что связано как с обозначенными выше ее ценностями, так и с прагматическими мотивами (прежде всего с надеждой получить необходимые профессиональные навыки). Мотив отсрочки от армии не является значимым при ориентации на продолжение образования.

Позитивная установка на прохождение военной службы по призыву обусловливает активность в допризывной подготовке. Соответственно для респондентов этого типа характерна высокая оценка собственной готовности к прохождению военной службы.

2. Негатив-устойчивыш тип. К данному типу можно отнести учащихся высших учебных заведений, у которых отрицательная установка на прохождение военной службы по призыву подкрепляется преимущественно негативным образом армии.

Образ армии негативный, сформировавшийся, четко осознаваемый, характеризуется целостью представления об объекте. В противоположность позитив-устойчивому типу, для респондентов этого типа характерен низкий порог критичности в отношении ВС и связанных с ними фактов социальной действительности. Таким образом, данному типу учащихся вузов свойственна негативизация мышления в отношении армии, т.е. склонность чрезмерно критично воспринимать любые моменты, связанные с нею, игнорировать ее положительные стороны (стремление видеть все в «черном цвете»). Ввиду этого образ армии обладает очень высокой устойчивостью, трудно поддается изменению.

В целом можно отметить, что образ ВС оказывает достаточно большое влияние на формирование поведенческих интенций у представителей данного типа студентов. Однако, ввиду действия ряда факторов, которые мы обозначим ниже, это влияние не столь существенно, как у представителей позитив-устойчивого типа.

Основу негативного образа армии составляют представления о системе взаимоотношений внутри армейского коллектива (особый акцент делается на системе неуставных отношений, «дедовщине») и о состоянии современных ВС («беспредел», «бардак», нефункциональность).

Отношение к реализации воинской обязанности. Установка на прохождение военной службы по призыву отрицательная. В целом ее можно считать устойчивой.

Служба в армии не входит в число значимых ценностей для представителей данного типа студентов. В частности, под сомнение ставится

роль военной службы в становлении мужественности (атрибуты настоящей мужественности видятся в материальном благополучии, возможности профессиональной самореализации, карьерного роста), в формировании личностных качеств, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни, осознается отсутствие в обществе критериев престижности службы.

Главными факторами, формирующими отрицательную установку на прохождение военной службы по призыву, являются витальные страхи (боязнь насилия, «дедовщины», травм) и осознание ее противоречия личным интересам и планам.

Ввиду перечисленных выше факторов для данного типа респондентов характерна ярко выраженная сформированная установка на избежание военной службы по призыву с осознанием широкого диапазона личных возможностей для реализации этого стремления (с использованием как законных, так и незаконных методов) и высокая уверенность в том, что им в конечном итоге не придется служить в армии. Всё это является причиной пассивности респондентов в самостоятельной подготовке и нежелании пройти специальные курсы, подготавливающие к службе в армии. Как следствие, для представителей этого типа характерна низкая оценка собственной готовности к прохождению военной службы по призыву.

Соответственно респонденты, относящиеся к данному типу, не поддерживают принцип всеобщей воинской обязанности, выступают за комплектование армии на добровольной основе. Тем не менее из двух форм реализации воинской обязанности предпочтение отдается все же срочной военной службе по призыву. Однако частота выбора АГС здесь существенно выше, чем в других типах учащихся высших учебных заведений. В то же время выбор АГС обусловлен искаженными, несколько идеализированными представлениями о ее условиях. Следует отметить, что респонденты этого типа склонны воспринимать АГС скорее как дополнительную возможность избежания военной службы по призыву («запасной вариант», в случае если другие возможности будут безрезультатно исчерпаны), нежели как реальную альтернативную форму реализации воинской обязанности.

3. Позитив-неустойчивый тип. К данному типу можно отнести учащихся высших учебных заведений, у которых отрицательная установка на прохождение военной службы вступает в противоречие со сформированным у них позитивным образом армии.

Образ армии позитивный, сформировавшийся, четко осознаваемый, характеризуется целостностью представления об объекте. В отличие от позитив-устойчивого типа, для данного типа учащихся вузов не свойственна позитивизация мышления в отношении армии, наблюдается тенденция к более критичному осмыслению связанных с ней фактов социальной действительности. Это в совокупности с противоречием установки на прохождение военной службы сложившемуся образу ВС делает сам образ армии менее устойчивым, он постоянно подвергается корректировке.

Так же, как и в позитив-устойчивом типе, основу позитивного образа армии здесь составляют убеждения в функциональной дееспособности ВС и представления об армии как институте мужества, «школе жизни». Негативная составляющая образа базируется на представлениях о характере взаимоотношений между членами армейского коллектива (акцент на «дедовщине» и распространенности насилия в ВС) и представлениях об условиях и содержании военной службы (основной акцент на сроках службы и опасении зря потратить лучшие годы жизни).

Отношение к реализации воинской обязанности. Установка на прохождение военной службы по призыву отрицательная. В целом ее можно считать устойчивой.

Ценности армейской службы, ее роль в становлении мужественности, воспитании личностных качеств признаются респондентами данного типа. Однако для них служба в армии уже не является значимой индивидуальной ценностью. Более того, необходимость прохождения военной службы вступает в противоречие с жизненными планами и установками респондентов, мешает реализации их более важных, жизнеопределяющих ценностей, прежде всего речь идет о ценностях самоутверждения и самореализации (профессиональной, личностной и т.д.), воплощение в жизнь которых напрямую связано с жизнью на гражданке. Осознание этого противоречия является ведущим фактором формирования отрицательной установки на прохождение военной службы по призыву.

Большинство студентов, относящихся к данному типу, ориентированы на избежание службы в армии, рассчитывая преимущественно на законные методы, прежде всего на получение разнообразных отсрочек, осознавая при этом, что в случае отмены большинства из них вероятность избежания ими военной службы по призыву будет уменьшаться. Тем не менее большая часть из них уверена в том, что им в

конечном итоге не придется служить в армии. Отсюда достаточно невысокая активность в самостоятельной допризывной подготовке. Определенная неуверенность в реальных перспективах военной службы по призыву обусловливает выставление средней оценки собственной готовности к прохождению военной службы представителями данного типа.

Респонденты в большинстве своем выступают за комплектование ВС на добровольной основе. Тем не менее из двух форм реализации воинской обязанности предпочтение отдается все же военной службе по призыву. В основе отрицательной установки в отношении АГС все то же осознание ее противоречия жизненным планам (основной акцент делается на длительных сроках прохождения альтернативной службы и экстерриториальном принципе) и факторы престижа (АГС воспринимается как непрестижная, низкооплачиваемая, «грязная», иногда сугубо женская работа).

4. Негатив-неустойчивый тип. К данному типу можно отнести учащихся высших учебных заведений, у которых положительная установка на прохождение военной службы вступает в противоречие со сформированным у них негативным образом армии.

Образ армии негативный, сформировавшийся (сформирован посредством критичного осмысления связанных с ней фактов социальной действительности), четко осознаваемый, характеризуется целостностью представления об объекте.

Ввиду действия ряда факторов, о которых речь пойдет ниже, образ ВС не оказывает существенного влияния на формирование поведенческих интенций респондентов.

Формирование негативного образа современной российской армии здесь во многом обусловлено процессом его сопоставления, а точнее, противопоставления образу советской армии. Последняя при этом представляется респондентами как более организованная, более боеспособная, более сильная, более современная, менее криминализированная, более уважаемая и т.д. Образ современной российской армии, в силу сложившихся обстоятельств, обладает противоположными характеристиками, выступает своего рода антиподом образа советских ВС. Для этого типа учащейся молодежи свойственен определенный скепсис в восприятии любой позитивной информации, связанной с современной российской армией, что, в свою очередь, препятствует позитивиза-ции ее образа, делает его достаточно устойчивым.

Позитивная составляющая образа связана с ценностями военной службы и базируется преимущественно на представлениях об армии как институте мужества, на чувстве патриотизма и долга перед страной.

Отношение к реализации воинской обязанности. Установка на прохождение военной службы по призыву положительная. В целом ее можно считать устойчивой.

Для данного типа характерно признание ценностей армейской службы, касающихся прежде всего ее роли в становлении мужественности, воспитании качеств, присущих «настоящему мужчине», и в развитии чувства самоуважения. Эти ценности входят в число наиболее значимых индивидуальных ценностей респондентов, а их реализация напрямую связывается с прохождением службы в армии, что, собственно, и является главным фактором формирования положительной установки в отношении военной службы.

Ожидания от ее прохождения в целом негативные, что связано со сложившимся образом армии. При этом проблемы и трудности, которые могут возникнуть во время несения службы, осознаются, однако воспринимаются как данность, нежелательные, но неотъемлемые составляющие реализации значимых индивидуальных ценностей, а само прохождение военной службы по призыву воспринимается как необходимый этап в жизни. Соответственно присутствует готовность (и осознание необходимости) респондентов испытать эти трудности на себе.

Нацеленность на прохождение военной службы обусловливает осознанную активную подготовку респондентов к армии (разнообразную по характеру и методам), стремление к ее организованным формам. Для представителей этого типа студентов характерна высокая оценка собственной готовности к прохождению военной службы по призыву.

Осознавая все негативные моменты, связанные со службой в армии, имея при этом собственную положительную установку на ее прохождение, представители данного типа допризывной молодежи признают за другими право самостоятельного выбора в вопросе реализации воинской обязанности, тем самым в большинстве своем выступают за комплектование ВС на добровольной основе.

По мнению учащихся вузов, относящихся к негатив-неустойчивому типу, несение АГС, ее характер и содержание никак не способствуют становлению мужественности и повышению уровня самоуважения, тем самым противоречит их индивидуальным ценностям. В этом контек-

сте альтернативная служба противопоставляется срочной военной службе по призыву, ее прохождение воспринимается как зря потраченное время.

5 и 6. Позитив- и негатив-ориентированныге типыг.

К позитив-ориентированному типу можно отнести учащихся высших учебных заведений, у которых сформирована положительная установка на прохождение военной службы по призыву при неопределенном образе армии.

В свою очередь, к негатив-ориентиро-ванному типу относятся учащиеся высших учебных заведений, у которых сформирована негативная установка на прохождение военной службы по призыву при неопределенном образе армии.

Образ армии неопределенный, противоречивый, характеризуется отсутствием целостного представления об объекте.

По-существу, у представителей данных типов продолжается процесс формирования образа армии. Происходит это посредством критичного осмысления ими связанных с ней событий и фактов. При этом у респондентов присутствует интерес к армии как социальному объекту, наличествует осознанная потребность в получении о ней новой разносторонней информации и в выработке целостной картины восприятия данного института.

От того, какой образ армии в конечном итоге сложится у респондентов (негативный или позитивный), в будущем будет зависеть характер установки на прохождение военной службы по призыву и другие поведенческие интенции, связанные с военной службой.

Отношение к реализации воинской обязанности.

Позитив-ориентированный тип. Установка на прохождение военной службы по призыву положительная. Как и в позитив-устойчивом и негатив-неустойчивом типах, респондентами данного типа в целом признаются ценности армейской службы, ранее широко распространенные в обществе, и ее роль в становлении мужественности. Однако идет процесс их осмысления и соотнесения с собственной ценностной системой, определения места ценностей военной службы в иерархии других значимых индивидуальных ценностей. В связи с этим установку на прохождение службы в армии можно считать неустойчивой.

Ожидания респондентов от прохождения военной службы по призыву в целом позитивные. В основном они связаны с возможностями личностного роста, которые, по их мнению, может

предоставить служба в армии. Негативные ожидания респондентов от прохождения службы преимущественно связаны с распространенной в армии системой неуставных взаимоотношений. Помимо прочего, для представителей данного типа студентов характерно осознание отсутствия в обществе престижа военной службы. Мотив отсрочки от армии не является значимым при ориентации на продолжение образования.

Ввиду обозначенных выше факторов, среди представителей позитив-ориентированного типа популярность АГС относительно низкая, при этом респонденты склонны к ее нейтральному восприятию.

Несмотря на положительную установку на прохождение службы в армии представители позитив-ориентированного типа пассивны в допризывной подготовке и не стремятся к ней. Оценка собственной готовности к прохождению военной службы по призыву близка к средней.

Негатив-ориентированный тип. Отношение к реализации воинской обязанности у респондентов, относящихся к негатив-ориентированному типу, в общих чертах сходно с отношением представителей негатив-устойчивого типа. Установка на прохождение военной службы по призыву отрицательная, однако, ввиду противоречивости сложившегося образа, она является неустойчивой.

Служба в армии не входит в число значимых ценностей для представителей данного типа студентов. При этом ведущими факторами, формирующими отрицательную установку на прохождение военной службы, являются осознание ее противоречия личным интересам и планам, а также боязнь «дедовщины». Ввиду этого для негатив-ориентированного типа учащихся вузов характерна установка на избежание военной службы по призыву и уверенность в том, что им в конечном итоге не придется служить в армии. При этом абсолютное большинство респондентов рассчитывают на законные методы избежания службы в армии, преимущественно на отсрочки по образованию. Отсюда высокая значимость для них мотива отсрочки от армии в иерархии других мотивов продолжения образования.

Отрицательная установка на прохождение военной службы, высокая уверенность в том, что ее удастся избежать, служат причиной пассивности респондентов в допризывной подготовке. Как результат - относительно низкая оценка собственной готовности к прохождению военной службы по призыву (готовность ниже среднего).

Для представителей негатив-ориентиро-ванного типа характерен самый низкий показатель информированности о существовании АГС. В связи с этим у значительного числа респондентов, относящихся к этому типу, отношение к альтернативной службе еще не сформировано, говорить о каких-либо тенденциях ее восприятия не приходится. В то же время среди респондентов, знающих о существовании АГС, наблюдается низкая осведомленность об условиях ее прохождения и, соответственно, тенденция к ее нейтральному восприятию.

7. Инертный тип. К данному типу можно отнести учащихся высших учебных заведений, у которых образ армии и установка на прохождение военной службы по призыву еще не сформированы. То есть фактически отсутствует осознание респондентами объекта социальной установки.

Образ армии несформированный, неосознаваемый, характеризуется отсутствием целостного представления об объекте.

Несформированность образа армии, на наш взгляд, объясняется отсутствием внутренней потребности у респондентов в осмыслении связанных с ней фактов социальной действительности, что в свою очередь затрудняет выработку целостной картины восприятия данного института, а также препятствует формированию в отношении его четких и конкретных позиций.

Отношение к реализации воинской обязанности. Установка на прохождение военной службы по призыву несформированная. При этом отсутствие четкой установки объясняется, с одной стороны, убежденностью в том, что службы в армии легко избежать, с другой -осознанием отдаленности перспективы ее прохождения.

Иными словами, вопрос прохождения военной службы (собственно, как и осознание образа армии в целом), большинство студентов этого типа не считают актуальным для себя в данный период времени, отсюда некоторая инертность и неопределенность по большинству вопросов, связанных с ней. Соответственно, отсутствует и какая-либо активность в самостоятельной допризывной подготовке к армии, нет четкой позиции в вопросе необходимости ее прохождения.

Наблюдается также определенная пассивность респондентов в вопросе выбора формы реализации воинской обязанности. Целостное представление об АГС отсутствует.

В этих условиях для представителей данного типа учащихся вузов существует риск подойти к военной службе психологически неподготов-

ленными, без осознания образа армии и собственной позиции в отношении военной службы, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

8 и 9. Позитив- и негатив-инертные типы.

Позитив-инертный тип. К данному типу можно отнести учащихся высших учебных заведений, у которых отсутствует четкая установка на прохождение военной службы по призыву при сформированном позитивном образе армии.

К негатив-инертному типу можно отнести респондентов, у которых отсутствует четкая установка на прохождение военной службы по призыву при сформированном негативном образе армии.

Образ армии сформировавшийся, осознаваемый. У позитив-инертного типа характер образа позитивный, у негатив-инертного - негативный.

В обоих случаях образ современной российской армии сформирован без критичного осмысления связанных с ней фактов и событий, в условиях определенного дефицита информации (стихийной по характеру поступления и односторонней по содержанию) о данном социальном институте (в связи с этим сложившийся образ характеризуется поверхностным представлением об объекте). При этом у респондентов отсутствует личная заинтересованность и потребность в получении этой информации, нет осознания необходимости ее систематизации и осмысления.

Как следствие, образ армии не пропущен респондентами через собственную ценностную систему, не согласован с их взглядами и убеждениями. В этом проявляется определенный «формализм» сложившегося образа: армия воспринимается представителями данного типа отстраненно, как сторонний объект, не имеющий к ним какого-либо отношения и не влияющий на течение их жизни. В связи с этим основой образа современных ВС здесь является набор ранее широко распространенных в обществе стереотипов и штампов, обусловливающих его позитивный (или негативный) характер, что особенно проявляется при ответе респондентов на открытые вопросы анкеты. Ввиду этого сложившийся образ не оказывает существенного влияния на формирование поведенческих интенций у представителей данных типов респондентов.

Отношение к реализации воинской обязанности. В обоих типах установка на прохождение военной службы по призыву несформиро-ванная. Основная причина этого такая же, как в инертном типе, - отсутствие осознания респондентами актуальности и значимости для себя

вопроса прохождения военной службы. Тем не менее, в отличие от инертного типа, здесь можно говорить о тенденции к позитивному или негативному восприятию военной службы в целом. Например, респондентами, относящимися к позитив-инертному типу, признаются ценности военной службы, ранее общепринятые в обществе (хотя они и не входят в число значимых индивидуальных ценностей); большинство из них поддерживает принцип всеобщей воинской обязанности; мотив отсрочки от армии не является значимым при ориентации на продолжение образования; наблюдается стремление респондентов пройти организованные курсы подготовки к армии, хотя у них и отсутствует представление о возможной форме и содержании этих курсов. Однако, несмотря на это, наблюдается пассивность в самостоятельной допризывной подготовке к армии. Отношение к АГС у студентов этого типа также не сформировано, наблюдается относительно низкая осведомленность о ее условиях и содержании.

В то же время для студентов, относящихся к негатив-инертному типу, характерны противоположные тенденции: мотив отсрочки от армии имеет большую, в сравнении с другими типами, значимость при мотивации на продолжение образования; респондентами не признаются ценности военной службы, ранее общепринятые в обществе; ожидания от прохождения военной службы в целом негативные; наблюдается пассивность респондентов в самостоятельной допризывной подготовке; популярность АГС среди представителей данного типа допризывной молодежи выше, чем в других типах (за исключением негатив-устойчивого типа, где популярность АГС выше).

Итак, мы рассмотрели основные типы учащихся высших учебных заведений по характеру отношения к армии, дальнейшее изучение которых в рамках данной классификации должно проводиться уже с применением не только количественных, но и качественных методов социологического исследования, а также методов исследования других наук (прежде всего психологии).

Полученное распределение респондентов по типам отношения к армии позволяет дать весьма пессимистичную оценку перспективы качественного обновления в ближайшие годы состава призывников. Так, абсолютное большинство представителей группы учащихся высших учебных заведений Ивановской области относятся к негатив-устойчивому типу (51.0%) (здесь и далее данные округлены), типу со сложившимся стабильным негативным образом

армии и устойчивой отрицательной установкой на прохождение военной службы. Кроме этого, к типам с отрицательной установкой на прохождение военной службы относятся еще более 10% студентов: это позитив-неустойчивый

(4.0%) и негатив-ориентированный (9.0%) типы. В то же время можно рассчитывать на добровольное привлечение в армию или, как минимум, на наименьшее сопротивление призыву лишь каждого десятого учащегося вуза. Это респонденты, относящиеся к позитив-устой-чивому (8.0%) и негатив-неустойчивому типу (4.0%).

Обратим внимание, что фактически каждый пятый студент относится к группе инертных типов (21.0%). Можно достаточно оптимистично оценивать вероятность привлечения представителей данных типов в армию ввиду не-сформированности у них установки на прохождение военной службы по призыву и, соответственно, пассивности в вопросе ее избежания. Однако это сопряжено с определенными рисками, связанными с неподготовленностью респондентов к несению службы.

На наш взгляд, с учетом сложившегося структурного распределения студентов по типам отношения к армии, увеличить призыв за счет представителей данной группы допризывной молодежи можно только путем жестких дополнительных законодательных ограничений оснований для отсрочек и освобождения от несения военной службы. Здесь речь идет об ограничении наиболее массовой отсрочки по образованию и сокращении перечня заболеваний, дающих отсрочку или право на освобождение от прохождения службы в армии. Однако это, во-первых, не соотносится с целями и задачами, стоящими перед современными российскими ВС (по существу, ставится крест на качественном обновлении призывного контингента со всеми вытекающими из этого негативными последствиями), во-вторых, противоречит задачам государства в сфере подготовки кадров для создания конкурентоспособной инновационной экономики и формирования устойчивого среднего класса. Помимо прочего, с большой долей уверенности можно утверждать, что законодательное ограничение оснований для отсрочек послужит причиной увеличения числа студентов, использующих незаконные методы избежания военной службы по призыву, дальнейшей криминализации призыва. Более того, массовое привлечение в армию представителей не-гатив-устойчивого типа сопряжено с определенными рисками, связанными с характером их отношения к армии и неподготовленностью к

несению службы (рост числа небоевых потерь и травмирования военнослужащих, негативизация взаимоотношений внутри армейского коллектива из-за увеличения доли достаточно агрессивно настроенных в отношении ВС военнослужащих, криминализация призыва и т.д.).

Здесь следует учитывать временные факторы. Студенты, опрашиваемые нами в рамках исследования, обучались на разных курсах, и соответственно, были разного возраста. В то же время данные показывают, что с увеличением возраста студентов (так же как с переходом на более старшие курсы), во-первых, повышается интерес с их стороны к проблеме прохождения военной службы по призыву (проблема перестает быть абстрактной («это меня не касается,

об этом думать еще рано») и переходит в сферу личных интересов, что обусловливает снижение доли типов инертной группы, во-вторых, растет доля респондентов, относящихся к типам с негативной установкой на прохождение военной службы. Таким образом, к моменту выпуска из вуза, т.е. окончания действия отсрочки по образованию, перспективы призыва представителей данной группы допризывной молодежи выглядят еще более удручающими.

Примечания

1. Основной метод сбора информации - опрос, вид опроса - аудиторное анкетирование. Опрос проходил в январе - феврале 2007 года. Опрашивались старшеклассники средних образовательных учреждений (п = 389), студенты вузов (п = 392), учащиеся средних специальных учебных заведений (п = 392) г. Иваново и Ивановской области. Тип выборки -ступенчатая комбинированная, Д = 5%, Р = 0,95.

2. Распределение респондентов по типам осуществлялось в два этапа. На первом этапе оценивался характер образа армии, сложившийся у каждого респондента, попавшего в выборку. Оценка производилась на основании качественного анализа ответов каждого респондента, по результатам которого происходило его отнесение к одной из трех категорий: «респонденты с преимущественно негативным образом армии» (в случае, когда отрицательные суждения по контрольным вопросам существенным образом превышали положительные); «респонденты с преимущественно позитивным образом армии»» (в случае, когда положительные суждения по контрольным вопросам существенным образом превышали отрицательные); «респонденты с неопределенным образом армии» (в случае, когда на основании анализа невозможно отнести респондента к одной из двух вышеперечисленных групп). Далее, каждая из трех выделенных категорий в соответствии с установкой респондентов на прохождение военной службы по призыву (положительной - «хочу служить», отрицательной - «не хочу служить», несформированной -

«затрудняюсь ответить»), разбивалась еще на три подкатегории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературыг

1. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1999. С. 939.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 142-184.

3. Социальная психология // Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д.; науч. ред. и пер. на рус. яз. Н.В. Гришина. Изд. 10-е. СПб.: Питер, 2004. С. 250-260.

4. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. Г.С. Осипова. Изд. 3-е. М.: Едиториал, 2003. С. 480.

5. Емцов Р., Локшин М. Экономическое бремя призыва на военную службу в России: результаты микроэкономического анализа // Вопросы экономики. 2006. № 1. С. 50-69.

THE CLASSIFICATION OF STUDENTS BASED ON THEIR ATTITUDE TO THE ARMY (ON THE MATIREALS OF IVANOVO REGION)

A.V. Smirnov

This issue contains a classification of students based on their attitude to the Army. The difference between separate groups of respondents based on juxtaposition an image of Army and their longing to serve in the Army, as a most important behavior intention linked with that social object. All of kinds have their own characteristics. After the sociological research of students attitude to serving in the Army, that based on Ivanovo Region universities, it become possible to make a structural representation of that groups.

Keywords: attitude to the Army, a classification of students based on their attitude to the Army, an image of Army, behavior intention, longing to serve in the Army.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.