УДК 378
Арутюнян Роберт Владимирович
кандидат физико-математических наук, доцент. Московский технический университет связи и информатики [email protected]
Установка
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ И МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРОВ-СВЯЗИСТОВ)
Robert V. Arutyunyan
candidate of physical and mathematical sciences, docent. Moscow Technical University of Communication and Informatics [email protected]
Installing
THE INTERDISCIPLINARY AND INTER-SUBJECT RELATIONS IN PROFESSIONAL DISCIPLINE AS PART OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION(ON THE EXAMPLE OF BACHELOR-SIGNALERS)
Аннотация. Важнейшая задача высшего технического образования - качественная профессиональная подготовка специалиста. Материал статьи направлен на определение путей интеграции и трансформации знаний в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в области связи и инженерии. Проведен анализ процесса трансформации знаний, который дал возможность выяснить влияние междисциплинарных связей на формирование профессиональной компетентности бакалавров-связистов. Теоретически обоснованы виды учебной деятельности, в процессе которых максимально эффективно используются междисциплинарные связи с целью подготовки профессионально - компетентных связистов.
Ключевые слова: бакалавр-связист, процесс профессиональной подготовки, интеграция, трансформация, дисциплина, профессиональная компетентность.
Annotation. The most important task of higher technical education is a quality professional training. The material is aimed at identifying ways of integration and transformation of knowledge in the training of future professionals in the field of communications and engineering. The analysis of the process of transformation of knowledge, which makes it possible to clarify the influence of relations on the formation of professional competence of bachelors - signalers is given. The learning activities, during which interdisciplinary communications are most effectively using in order to prepare professional - competent communicators are theoretically grounded.
Keywords: bachelor, signalman, professional training, integration, transformation, discipline, professional competence.
Постановка проблемы. Важнейшей задачей, которая сейчас стоит перед высшим техническим образованием, является качественная профессиональная подготовка специалиста, решение которой обеспечивается внедрением компетентностного подхода в образовании. Ком-петентностный подход в техническом вузе направлен на конечный результат профессиональной подготовки - формирование у будущего специалиста способности эффективно использовать приобретенные профессиональные знания, умения, навыки и потенциальные возможности для решения профессиональных задач.
Основной преградой в формировании профессионально компетентного специалиста в области связи, по мнению автора, является недостаток целостного процесса его профессиональной
подготовки, а именно: в разрыве теории и практики, слабой демонстрации междисциплинарных связей, в недостаточной организации самостоятельной работы студентов и несоответствия содержания учебно-методического обеспечения.
Анализ исследований и публикаций. Растущее количество проблем профессиональной подготовки будущих бакалавров-связистов связано с многоаспектным характером их профессиональной деятельности (быстрое обновление телекоммуникационных технологий, производственных технологий и т.п.) и отсутствия связей между отраслями знаний главных научных дисциплин. Специалистам не хватает не столько профессиональных, сколько интегрированных знаний, поскольку подавляющее большинство современных предприятий требует новых технических и
229
технологических подходов, которые способны предлагать только специалисты, способные интегрировать идеи из разных областей науки, оперировать междисциплинарными законами, явлениями, категориями.
Проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов в высших технических учебных заведениях мы находим в трудах В. Гапоненко, А. Гуменюка, А. Демина, Т. Ищенко, Н. Журавской, В. Зайчука, П. Пузана, В. Манько, П. Пахотина, П. Решетника, В. Рябца, В. Свистун, В. Скакун, А. Скнарь, Т. Соломки, М. Хоменко и др.
Профессиональная компетентность бакалавра-связиста - это его способность выполнять основные действия (формируются при изучении фундаментальных и общетехнических дисциплин (ОТД)), необходимые в профессиональной деятельности, готовность использовать свои умения, навыки, важные качества, способности и опыт в процессе деятельности.
Особенность профессиональной компетентности бакалавра-связиста заключается в наличии у него углубленных знаний и практических навыков в сферах инженерии, связи и информационных технологий. Следовательно, процесс формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров-связистов в технических вузах должен осуществляться при условии трансформации знаний.
Трансформация - преобразование, изменение формы, вида и существенных свойств чего [5].
Знание - совокупность сведений в какой-то сфере, то есть разновидность информации, имеет смысл и значение [8, с. 324]. В нашем понимании знания - это результат познания будущими специалистами действительности, то есть постоянный процесс анализа и обобщения информации.
Под «трансформацией знаний» мы понимаем динамический процесс перехода знаний как сведений по учебным дисциплинам в знания, как результат проверки их на практике путем анализа, обобщения и корректировки с целью осуществления определенной практической деятельности. При выполнении определенного вида учебной деятельности у преподавателей возникают большие возможности демонстрации межпредметных связей с общенаучными, естественно-математическими, общетехническими и профессиональными знаниями. Эффективным способом реализации межпредметных связей в процессе изучения специальных дисциплин является проведение интегрированных и бинарных занятий.
В широком смысле, интегрированные занятия -это прогрессивная инновационная форма преподавания учебного материала, в котором существуют междисциплинарные связи. В данном случае междисциплинарные связи рассматриваются как способ передачи готовых знаний, так и путь создания проблемных ситуаций, способствует продуктивной самостоятельности позна-
вательной деятельности будущих специалистов. Сущность интегрированных занятий заключается в создании и решении проблемных ситуаций, в обсуждении проблемных вопросов, которые охватывают научные знания и сведения из разных научных дисциплин цикла профессиональной подготовки будущих специалистов в области связи.
Фо р мирование профессиональной компетентности бакалавров-связистов происходит в процессе профессиональной подготовки, при этом необходимыми условиями являются:
- соблюдение целостного подхода к изучению профессиональной деятельности (создание в сознании будущих специалистов целостной картины современных производственных технологий и процессов);
- использование междисциплинарного анализа в поисках профессиональных решений;
- построение оптимальных моделей решения профессиональных задач.
В трудах ученых отмечается, что процессу качественной профессиональной подготовки будущих специалистов препятствует недостаточное знание фундаментальных дисциплин [2; 3]. Современные ученые подчеркивают, что использование интегративного и дифференцированного обучения способствует более глубокому моделированию содержания профессиональной деятельности будущих специалистов [1; 10; 11].
Л. Збаравська, исследуя проблему формирования компетентных специалистов-связистов, большое внимание уделяет профессиональной направленности курса фундаментальных дисциплин, в частности физики, поскольку «... знания, которые сформированы у бакалавров на занятиях по физике, должны быть базой для изучения дисциплин профессиональной и практической подготовки» [4, с. 1].
Соглашаясь с исследовательницей, считаем, что практически все технические науки возникают и развиваются на основе использования физических законов, соответственно - делают профессиональные дисциплины носителями фундаментальных знаний. Профессиональная направленность фундаментальных дисциплин заключается в органичном сочетании материала, связанного с будущей профессиональной деятельностью и фундаментальной частью дисциплин.
Реализация профессиональной направленности фундаментальных дисциплин может осуществляться с помощью таких приемов:
- создание профессионально-мотивационной ситуации при изучении темы, раздела, курса дисциплин (демонстрация производственных процессов, которые происходят при помощи фундаментальных законов и принципов);
- развязка межпредметных задач профессиональной направленности;
230
- исследование бакалаврами профессиональной направленности темы, раздела или курса фундаментальных дисциплин.
Таким образом, в процессе профессиональной подготовки бакалавров-связистов при выполнении ими определенного вида учебной деятельности у преподавателей возникают большие возможности демонстрации межпредметных связей общенаучных, естественно-математических, общетехнических и профессиональных знаний. Эффективным способом реализации межпредметных связей в процессе изучения специальных дисциплин является проведение интегрированных и бинарных занятий.
В широком смысле, интегрированные занятия - это прогрессивная инновационная форма преподавания учебного материала, в котором существуют междисциплинарные связи. В данном случае, междисциплинарные связи рассматриваются как способ передачи готовых знаний, так и путь создания проблемных ситуаций, которые способствуют продуктивной самостоятельной познавательной деятельности будущих специалистов. Анализ механизма трансформации и интеграции знаний при становлении профессионально компетентных свя-
Литература:
1. Атаманчук П.С. Инновационные технологи управления обучением физики: монография / П.С. Атаманчук. Киев : К-ПГПИ, 2012. 174 с.
2. Батышев С.Я. Основы профессиональной педагогики / С.Я. Батышев, С.А. Шапоринский. Изд. Второй, доп. М. : Высшая школа, 2011. 504 с.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. M. : Высшая школа, 1995. 208 с.
4. Збараеська ЛЮ. Учебно-методическое обеспечение курса физики для студентов аграрнотехнических университетов: дис. ... канд. пед. наук. спец. 13.00.02.
5. Ефремоеа Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. М. : Русский язык, 2000. URL: http: // mirslovarei. com/efr_a. Название с экрана.
6. Кононенко П. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы в России и мире. 2013. № 11. С. 6-16.
7. Литеинчук С.Б. Профессиональная подготовка будущих бакалавров-связистов в процессе изучение общетехнических дисциплин в технических учебных заведениях: дис. ... канд. пед. наук. спец. 13.00.04.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / СИ. Ожегов, ПА. Вынокур, В. А. Петросян. М. : Русский язык, 1988. 763 с.
9. Онушкин ВТ. Образование взрослых : междисциплинарный словарь терминалогии / В.Г. Онушкин, ЕИ. Огарев. Воронеж : ВИПКРО, 1995. 232 с.
зистов и инженеров позволяет сделать вывод, что оптимизация использования междисциплинарных связей в процессе их профессиональной подготовки должна происходить при следующих условиях:
1. Профессиональное направление курсов естественно-математических, фундаментальных и общетехнических дисциплин;
2. Проведение интегрированных и бинарных занятий при изучении профессиональных и общепрофессиональных дисциплин;
3. Использование в обучении информационно -
коммуникативных технологий: презентаций,
учебных видеофильмов, электронных пособий, компьютерных программ для имитации профессиональной деятельности и тому подобное.
Перспективы дальнейших исследований. Для достижения поставленной задачи - обеспечение интеграции знаний в процессе обучения и формирования компетентного связиста, процесс профессиональной подготовки должен быть систематизирован в виде единой интегративной модели, которая объединяет ее составные части - теоретическую и практическую деятельность.
Literature:
1. Atamanchuk P.S. Innovative technologies in
Learning Management Physics: monograph /
P.S. Atamanchuk. Kiev : K-PSPI, 2012. 174 p.
2. Batyshev S. Ya. Basics of professional pedagogy / S.Ya. Batyshev, S.A. Shaporinskii. Ed. 2nd, ext. M. : Higher School, 2011. 504 p.
3. Bespal'ko V.P. Pedagogics and advanced technology training / V.P. Bespal'ko. M. : Higher School, 1995. 208 p.
4. Zbaravs’ka L.Yu. Methodological support of the physics course for students of Agricultural Universities: diss. ... cand. of ped. sciences: spec. 13.00.02.
5. Efremova T.F. New Dictionary of the Russian language. Explanatory-derivational / T.F. Ephraim. M. : Russian language, 2000. URL: http: // mirslovarei.com/efr_a. Title from the screen.
6. Kononenko P. Russian education: status, problems and prospects in Russia and in the world. 2013. № 11. P. 6-16.
7. Litvinchuk S.B. Training future bachelors-signalers in the study of technical disciplines in technical schools: diss. ... cand. of ped. Sciences. spec. 13.00.04.
8. Ozhegov S.I. Russian dictionary / S.I. Ozhegov, G.A. Vynokur, V.A. Petrosyan. M. : Russian Language, 1988. 763 p.
9. Onushkin V.G. Adult Education : Interdisciplinary Dictionary of Terms / V.G. Onushkin, E.I Ogarev. Voronezh : VIPKRO, 1995. 232 p.
231
10. Сергиенко Л.Г. Реализация профессиональной направленности обучения физике студентов вузов : автореф. дис. ... канд. лед. наук: спец. 13.00.02.
11. Сусь Б.А. Проблемы дидактики физики в высшей школе : метод. пособие. / Б.А. Сусь, МП. Шут. Изд. 2-е, испр. и полным. М. : ВЦ «Образование», 2013. 155 с.
12. Современный толковый словарь украинского языка: 100000 слов; под. ред. В. В. Дубичинсько-го. Харьков : ИД «Школа», 2009. 1008 с.
10. Sergienko L.G. Implementation of a professional orientation of physics teaching university students : author's abstract diss. ... cand. of ped. Sciences: spec. 13.00.02.
11. Sus’ B.A. Problems of didactics of physics in a higher school : method. manual / B.A. Sus', M.I. Shut. Ed. 2nd, rev. and exp. M. : EC «Education», 2013. 155 p.
12. Dictionary of Modern Ukrainian language: 100 000 words; ed. V.V. Dubichin'skii. Harkov : School, 2009. 1008 p.
232