УДК 332
Арутюнян Роберт Владимирович
кандидат физико-математических наук
Robert V. Arutyunyan
candidate of physical and mathematical sciences
ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАЧ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
THE PROBLEM OF CLASSIFICATION OF INTERDISCIPLINARY TASKS: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS
Аннотация. В статье автором рассмотрены и проанализированы основные проблемы классификации межпредметных задач. Предложена новая типология задач, которая зависит от направленности приемов познавательной деятельности учащихся и очевидные предпосылки для разработки новой методики межпредметных связей с курсом высшей математики для бакалавров - связистов и введения ее в учебный процесс.
Ключевые слова: межпредметные связи, межпредметные задачи методики межпредметных связей с курсом высшей математики для бакалавров -связистов.
Annotation. In the article the author considered and analyzed the basic problems of classification of interdisciplinary problems. A new typology of tasks which depends on the orientation techniques of cognitive activity of students and obvious prerequisites for the development of new methods of interdisciplinary connections with a course of higher mathematics for bachelors - signalers and its introduction into the educational process.
Keywords: interdisciplinary communication, interdisciplinary task methodology interdisciplinary connections with higher mathematics course for bachelors - signalers.
В образовании межпредметные связи - это средство формирования практических умений и навыков применять знания по одной дисциплине при изучении других. Формирование адекватных целей обучения фундаментальных знаний невозможно без использования произвольного или непроизвольного способов формирования межпредметных связей [4].
Отметим, что фундаментальные знания характеризуются многообразием внутренних и внешних связей, раскрывающих структуру содержания и определяющих методологическую базу той или иной предметной области, а их основные характеристики - стабильность, долгосрочность, универсальность и доступность. Предметные знания рассматриваются не как самодостаточная замкнутая система, а как составляющая общей системы знаний.
В системе учебных задач по высшей математике, как подсистему, мы выделяем задачи межпредметного содержания. При этом существуют различные типы межпредметных задач: задачи с производственным, практическим, прикладным, профессиональным, физическим и другим содержанием.
Несмотря на это, с точки зрения межпредметных связей их смысл одинаков. П. Н. Новиков определил такого типа задачу следующим образом: «Задача с межпредметным содержанием — это задача, условие и требование которой содержит компоненты основного и смежного (смежных) предметов, а решение и анализ способствует более глубокому и полному раскрытию объема и содержания понятий, определяющих связь между данными предметами» [6].
Задачи с профессиональным содержанием — это задачи, для составления и решения которых привлекается материал, используемый в общепрофессиональных и специальных дисциплинах, а задачи с производственным содержанием по этим дисциплинам — это частный случай вышеназванных задач, когда поставленные в них вопросы встречаются студентам и бакалаврам во время практической деятельности. Прикладные задачи — это задачи, поставленные вне математики, но решаемые математическими методами.
Е. В. Сухорукова рассматривает прикладную задачу как средство установления межпредметных связей между различными учебными дисциплинами [8].
Е. Н. Селиверстова отмечает, что педагогическая ценность межпредметных задач, с одной стороны, определяется тем, что они позволяют бакалаврам осознать общность, единство постигаемого знания, а с другой стороны, они создают реальные возможности осуществления межпредметных связей на уровне способов получения знаний [7].
По мнению Б.А. Ермолаева и И.Т. Ткачева, проблема классификации межпредметных задач может быть рассмотрена двумя способами. Первый способ — эмпирическая классификация [1]:
• задачи, в условиях которых содержатся занимательные факты и количественные данные из разных областей знаний, способствующие повышению познавательной активности студентов;
• задачи, постановка которых способствует выявлению, усвоению и закреплению существенных признаков понятий, усвоенных ранее и получающих дальнейшее развитие при изучении других учебных дисциплин;
• задачи, решение которых требует умений и навыков, приобретенных студентами на занятиях по смежным дисциплинам;
• задачи, для решения которых надо применить теории, законы, правила, усвоенные студентами при изучении смежных дисциплин;
• задачи, решения которых предполагают использование методов, усвоенных студентами на занятиях по смежным дисциплинам;
• задачи, постановка которых предполагает комплексное рассмотрение определенного явления, объекта, проблемы на уровне приобретенных знаний из нескольких учебных дисциплин.
В этой классификации исходным является множественность критериев, неоднозначность оснований и объединение теоретических и эмпирических аспектов классификации.
Второй способ — теоретическая классификация, в качестве основы принимается деятельностная теория учения:
• задачи на межпредметное содержание - это задачи на системное объединение знаний из разных учебных предметов в содержании и учебной деятельности студентов;
• задачи на межпредметные методы — это задачи на формирование системных связей в операционной структуре учебной деятельности студента средствами и методами различных дисциплин;
• задачи на межпредметные приемы умственной деятельности студентов — это задачи на формирование обобщенных приемов мыслительной деятельности студентов, рациональной системы познавательных умений, приемов мышления и т. д.
В. Н. Келбакиани, рассматривая прикладную (практическую) задачу как задачу, которая раскрывает особенности применения математики в изучении действительности, формирует умения и навыки, необходимые в жизни и в профессиональной деятельности, формулирует следующие основные требования к прикладным задачам, используемым в обучении математике [3]:
1. Межпредметные задачи должны основываться на реальном, практическом содержании и должны обеспечивать показ практической ценности и значимости приобретенных математических знаний.
2. Межпредметные радачи должны обеспечивать показ взаимосвязей смежных дисциплин на конкретных примерах с практическим содержанием.
3. Межпредметные задачи должны полностью соответствовать программам и учебникам по формулировке, по содержанию используемых в процессе их решения фактов и методов.
4. Численные показатели в задаче должны соответствовать существующим на практике, то есть быть реальными. В процессе решения необходимо пользоваться правилами приближенных вычислений, а также применять таблицы и вычислительную технику.
5. Задачи должны быть сформулированы на доступном и понятном языке.
6. Решение любой задачи, по возможности, должно опираться на полную наглядность рассматриваемого содержания.
Автор статьи, в зависимости от направленности приемов познавательной деятельности, выделяет соответствующие типы задач, которые правомерно использовать на занятиях различных учебных дисциплин для формирования обобщенных приемов познавательной деятельности:
1) Межпредметные задачи, подводящие к осознанию необходимости познания нового;
2) Межпредметные задачи, результат решения которых создают фактическую базу для дальнейших теоретических обобщений;
3) Межпредметные задачи на обобщение фактического материала;
4) Межпредметные задачи на соотнесение обобщений с многообразием конкретной действительности.
Выделим три типа задач: практические, прикладные и межпредметные. Практическая задача — это задача, направленная на формирование математических понятий, умений и навыков. Прикладная задача — задача, содержание которой предусматривает обращение к другой области знания.
Межпредметная задача — это задача, которая требует подключения знаний из различных дисциплин, или задача, составленная на материале одного предмета, но используемая с определенной познавательной целью в преподавании другого предмета.
При этом прикладная задача может являться межпредметной в зависимости от профиля вуза. Например, задачи на описание колебательных процессов в электрических цепях для экономических вузов выступают в качестве прикладных, а для технических вузов связи — межпредметных, поскольку используются в математике, физике, информатике, теории электрических цепей [9].
По мнению автора, должно быть последовательное и систематическое использование межпредметных задач, через взаимное проникновение наук и возникновение пограничных наук - физики, дискретной математики, информатики и т.д.
Таким образом, межпредметные задачи могут использовать на разных этапах учебного процесса. При изучении нового материала цель задачи с межпредметным содержанием — вызвать у будущих специалистов интерес к новым знаниям, а также научить их методам самостоятельного овладения знаниями.
Для основательной подготовки специалистов связи важно выявить межпредметные связи, учесть профессиональную направленность обучения при формировании содержания учебных дисциплин. В частности, при обучении необходимо широко использовать межпредметные задачи, в рамках абсолютно новой методики межпредметных связей с курсом высшей математики для бакалавров - связистов. Где преподаватель на курсах высшей математике может дать задачу смежной дисциплины с подробным объяснением и анализом результата с целью приобретения новых знаний по математике, а также осмысления ее профессиональной значимости.
Главная цель разработки и введения новой методики межпредметных связей с курсом высшей математики для бакалавров - связистов, состоит в том, чтобы в дальнейшем специалисты умели комплексно применять, систематизировать, анализировать свои знания, переносить идеи и методы из одной науки в другую.
Литература:
1. Ермолаева Б.А., Ткачева И.Т. Многоуровневая система межпредметных / Б.А. Ермолаева Б.А., И.Т. Ткачева И.Т. // Информатика и образование, 2013. №14 (232). С. 78-79.
2. Кедров Б.М. Классификация наук: Прогноз К.Маркса о науке будущего / Бонифатий Михайлович Кедров. - М.: Мысль, 1985. 544 с.
3. Келбакиани В. Н. Введение в прикладное дискретное программирование: модели и вычислительные алгоритмы: учеб.пособие / И.Х. Сигал, Келбакиани В. Н. [Изд. Второй, испр.].- М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. 240 с.
4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / Валерия Николаевна Максимова. М.: Просвещение, 2011. 192 с.
5. Методические указания по вопросам мировоззренческое и воспитательной направленности преподавания курса высшей математики в техническом вузе /[составитель В.В. Пак].-Москва: ДПИ, 2012. 64 с.
6. Новиков П. Н. Системный анализ педагогического процесса: методологический аспект / Новиков П. Н. Омск: Издательский центр КГПУ, 2001. 348 с.
7. Селиверстова Е. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: кн. [для учителя] / Селиверстова Е. Н.. М .: Просвещение, 2011. 144 с.
8. Сухорукова Е. В. Интеграция естественнонаучного и технологического знания / Борис Михайлович Суханов. Л.: Изд-во МГУ, 2013. 96 с.
9. Яковлев И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством / Игорь Петрович Яковлев. Л.: МГУ, 2012. 128 с.
Literature:
1. Yermolayeva B.A., Tkachev I.T. Multilevel system of interdisciplinary / B.A. Yermolayeva B.A., I.T. Tkachev I.T. // Education and Informatics, 2013. №14 (232). Р. 78-79.
2. Cedars B.M. Classification of Sciences: The science of the future of Karl Marx / Bonifaty Kedrov. M.: Thought, 1985. 544 p.
3. Kelbakiani V.N. Introduction to Applied Discrete programming: models and computational algorithms: Textbooks / IH Segal, Kelbakiani VN [Ed. Second, Corr.]. M.: FIZMATLIT, 2003. 240p.
4. Maksimov V.N. Interdisciplinary communication in the learning process / Valeria Maximova. M.: Education, 2011. 192p.
5. Guidelines on ideological and educational focus of teaching higher mathematics course in a technical college / [compiled by VVPak]. Moscow: PDI, 2012. 64 p.
6. Novikov P.N. System analysis of the pedagogical process: methodological aspects / Novikov P.N. Omsk: Publishing Center KSPU, 2001. 348 p.
7. SELIVERSTOVA E.N. Interdisciplinary communication and improvement of the learning process: the book. [Teacher] / Seliverstov E. H.. M.: Education, 2011. 144 p.
8. Sukhorukov E. V. integration of science and technology knowledge / Boris Sukhanov. L.: MGU, 2013. 96p.
9. Yakovlev I.P. Integration of higher education, science and industry / Igor Petrovich Yakovlev. L.: Moscow State University, 2012. 128 p.