ИЗНЕС
Успех новых услуг мобильной связи на рынке, особенно широкополосных, во многом зависит от способности сервис-провайдеров обеспечивать эти услуги пользователям при роуминговом соединении. Организация широкополосного роуминга, наряду с решением чисто технических вопросов, требует решения проблем тарификации и учета стоимости роумингового соединения.
Ниже приводится краткое изложение статьи, посвященной данным проблемам, опубликованной в популярном на Западе отраслевом журнале УапШа Р!из
оскольку требования пользователей к услугам высокоскоростной передачи данных постоянно растут, сервис-провайдеры вынуждены направлять свои усилия на вопросы корректного ценообразования и формирования прибыли при работе с новыми широкополосными услугами. Проблема становится еще более острой в контексте с роумингом, поэтому сервис-провайдеры увлеклись мерами превентивного характера, оберегающими пользователя от нежелательных для них непомерно высоких счетов за
роуминг, получивших название «шоковых». В то же время сервис-провайдеры оказались более решительными в вопросе, как защитить самих себя от хищений роуминга.
Уверенность в будущем успехе
Роуминг является общепризнанным фактором, обеспечивающим устойчивую прибыль операторам. Согласно отчету компании Informa за 2005 г. по глобальному роумингу, суммарный доход от данных услуг во всем мире должен вырасти до 850 млн долл. в 2010 г., а прибыль
операторов от роуминговои составляющей должна достичь 25% от общей суммы прибыли.
Несмотря на эти положительные тенденции, роуминг продолжает оставаться услугой, которую легко получить незаконным образом. Такие критические факторы, как инновационные методы ценовой калькуляции и рост потребности в GPRS- и UMTS-роуминге, не могут служить факторами, снижающими остроту проблемы хищений роуминга. Необходимо осторожное и тщательное планирование, чтобы помочь операторам справиться с проблемами эффективного использования услуг роуминга (особенно проблемы роумингового биллинга) и поддержать операторский бизнес
В условиях стремительного развития и расширения перечня телекоммуникационных услуг широкополосная мобильная связь становится ключевой услугой, на которую должна работать служба роуминга. Мобильный трафик, стимулируемый вводом в эксплуатацию систем 3G и 4G, появлением большого выбора мобильных телефонов и повышением удобства их использования и рядом других факторов, достиг во многих странах феноменальных объемов.
Несмотря на рост доходов и число абонентов в сети, многие сервис-провайдеры используют различные ценовые и рекламные стратегии для еще большего стимулирования спроса на услуги мобильной связи. Например, компания Orange недавно объявила, что устанавливает существенные ценовые скидки на свой пакет широкополосных услуг «Business Everywhere». Он рассчитан на бизнес-пользователей, чья работа связана с поездками и необходимостью передачи срочной информации. Этот пример свидетельствует, что операторы стремятся сломать традицию пользователей редко и неохотно использовать услугу передачи данных, находясь за границей.
Контроль стоимости роумингового соединения
С ростом числа пользователей, использующих смартфоны следующего поколения и нотбуки с подключенными к ним беспроводными модемами, обеспечивающими доступ к высокоскоростным сетям мобильной связи, необходимость обеспечения полной прозрачности ценовых показателей при роуминге услуги передачи данных (ПД) стала неотложной задачей. В печати появилась информация о совершенно невероятных счетах за роуминг. Так, один пользователь получил счет на 62 тыс. долл. за роуминг при «скачива-
44
j j j
нии» в сети любительского фильма. В другом случае владелец iPhone задолжал 3 тыс. долл., несмотря на то что он получил дисконтный тариф на услугу передачи данных в «домашней» сети. Однако он не представлял себе, что его сервис-провайдер не предлагает на данную услугу соответствующий международный тарифный план.
Конечно, операторы хотели бы избавить своих абонентов от таких слишком высоких тарифов за пользование услугами мобильной связи за границей. Чрезмерно высокие роуминговые счета делают плохую рекламу сервис-провайдеру, которая наверняка может привезти к отказу абонента от его телекоммуникационных услуг, особенно наиболее важных из них - широкополосных, с которыми многие сервис-провайдеры связывают свое будущее. Высокие нагрузки в режиме роуминга могут заставить сервис-провайдеров заблокировать роуминг ПД из-за риска невыполнения ими своих обязательств по соглашениям о качестве услуг, что может вызвать существенную потерю прибыли. Неоплаченные абонентские счета (как по причине хищений роуминга, так и из-за слишком их высоких значений) также могут стать причиной прямых затрат со стороны сервис-провайдеров, поскольку они вынуждены оплачивать роуминговые счета операторам сетей «посещения».
В некоторых регионах, в частности в ЕС, вошло в силу законодательство, которое защищает пользователя от несправедливого ценообразования и тарифных проблем в телекоммуникационном бизнесе. Например, телекоммуникационная реформа ЕС 2007 г. по пакетированию услуг вынудила сервис-провайдеров поставлять пользователям полностью контролируемые по стоимости и с более низкими тарифами услуги связи. Введенная в апреле 2009 г. новая поправка к постановлению ЕС №717/2007 предписывала снизить цены на текстовые сообщения, пересылку данных, а также на телефонные вызовы, осуществляемые с помощью роуминга.
Указанное выше общеевропейское законодательство обязывает европейских сервис-провайдеров поддерживать роуминг пользователям. Кроме того, они обязаны соответствующим образом информировать их о его стоимости при входящей связи и помогать им контролировать стоимость услуги при исходящей связи, особенно в тех случаях, когда используется роуминг услуги ПД. Первая фаза системы контроля за стоимостью роуминга на территории ЕС должна быть введена в строй в мар-
с с с
те 2010 г. Вероятно, решения и подходы, используемые в данном проекте, будут применены и в других регионах мира.
Контроль стоимости роуминга особенно важен для широкополосных услуг мобильной связи, которые могут оказаться сравнительно дорогими для абонентов. Такой контроль желателен также и для услуг передачи речи и текстовых сообщений. Он позволяет операторам выполнять требования регулирующего законодательства, поддерживать запросы их пользователей, стимулировать использование роуминга, сократить остроту и количество спорных моментов вокруг счетов за услугу роуминга, а также количество случаев неплатежа.
Кроме проблемы корректной тарификации роуминга услуг ПД, хищения роуминга становится важной проблемой и для операторов мобильной связи. По оценкам промышленных аналитиков, потери от хищений роуминга в мобильной связи превышают 25% от общих потерь прибыли.
Ассоциация GSM (GSMA), насчитывающая более 700 членов, работает над вопросом, связанным с необходимостью закрытия временных «окон» (интервалов), в течение которых хищения роуминга могут не фиксироваться. В связи с этим она выдвинула инициативу «Роуминг для обмена данными в масштабе времени, близком к реальному» (Near real time roaming data exchange — NRTRDE), направленную на борьбу с данной проблемой. Отраслевые регуляторы рекомендуют сервис-провайдерам во всем мире внедрять функциональность NRTRDE, которая с октября 2008 г. заменила рекомендации, изложенные в отчете GSMA — High Usage Report (HUR), и ориентирована на борьбу с быстро растущими случаями хищений роуминга.
Стандартизация
Энергично развивающийся румынский оператор мобильной связи Cosmote, имеющий 3,6 млн абонентов, ввел в строй систему управления роумингом на базе технических решений фирмы Comptel (Comptel Roaming Management). B условиях быстро растущей абонентской базы и непрерывного расширения своей сети оператор Cosmote смог существенно повысить эффективность своего бизнеса, внедрив в полном объеме стандарт GSMA. C учетом всех функциональных возможностей, специфицированных стандартом NRTRDE, фирма Comptel поставила оператору Cosmote эффективное решение, которое было интегрировано в сеть на всех сетевых узлах, где
требовался роуминг. В частности, данное решение было интегрировано в собственно биллинг сети Cosmote, системы взаиморасчетов, защиты от хищений и передачи электронных платежей. Для «гостевой» сети данное решение предоставляет информацию о «домашнем» сервис-провайдере абонента, получающего услугу роуминга. В то же время для «домашней» сети оно обеспечивает анализ использования полученных данных и формирует тревожный сигнал в случае несанкционированного использования сети. Все указанные функции решение Comptel Roaming Management выполняет практически в реальном масштабе времени.
В целях обеспечения дальнейшего роста прибыли от услуги роуминга в будущем весьма важно, чтобы операторы полностью выполняли требования стандарта NRTRDE, последней версии процедуры пересылки расчетной документации
(Transferred Account Procedure), которая обновляется почти каждый год, и процедуры обратной пересылки расчетной документации
(Returned Account Procedure — RAP). Спецификации стандартов по управлению роумингом в сетях GSM, разработанные GSMA, a также базирующийся на технологии CDMA стандарт CIBER по межоператорско-му обмену биллинговыми данными в сотовых сетях (Cellular Inter-Carrier Billing Exchange Record) обеспечивают сервис-провайдеров мобильной связи решениями, позволяющими генерировать дополнительную прибыль и сокращать оперативные затраты.
Более сложной является ситуация, когда операторам приходится обслуживать весь жизненный цикл роуминговых соглашений — от начальных установок до внедрения, тестирования и производственной поддержки всех процессов вплоть до подготовки и завершения отчетов. В этом случае сервис-провайдеры должны учитывать обработку данных, рейтинговую обработку вызовов, обмен данными, расчеты за входящий и исходящий роуминг и многое другое.
Стоимостный контроль и контроль хищений — это как раз те основные решения, которые могут обеспечить поддержку всех бизнес-процессов и технологических операций, связанных с обеспечением роуминга. Имея надежную систему контроля доходов от роуминга и используя должным образом существующие возможности предоставлять пользователю услуги связи высокого качества, операторы мобильной связи могут достичь больших успехов в роуминговом бизнесе. о
Сентябрь-октябрь 2009 г.
45
а