Научная статья на тему 'Трафик М2М: дополнительный доход или его потеря?'

Трафик М2М: дополнительный доход или его потеря? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Потенциальную ценность данных, генерируемых некой автоматизированной технологией на основе компьютерной обработки, часто сравнивают с тем, что дало человеку появление Интернета: связь из любой точки на дальние расстояния, доступ к огромному объему данных и информации, а также возможность осуществлять диалог в реальном масштабе времени. Аналогичную ценность имеет для нас так называемый «Интернет вещей». Решения М2М (Machine-to-Machine Межмашинное взаимодействие) снижают затраты на обработку информации, обеспечивают освоение инноваций и позволяют разрешать различные проблемы бизнеса за счет лучшего качества связи и передачи данных. Поэтому высокий интерес к трафику М2М среди провайдеров услуг связи (CSP) и их клиентов из предпринимательской среды едва ли можно считать неожиданным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трафик М2М: дополнительный доход или его потеря?»

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

на □□□

□□□

ПРАКТИКА

Трафик M2M:

дополнительный доход или его потеря?

Решения М2М (Machine-to-Machine - Межмашинное

взаимодействие) снижают затраты на обработку информации, обеспечивают освоение инноваций и позволяют разрешать различные проблемы бизнеса за счет лучшего качества связи и передачи данных. Поэтому высокий интерес к трафику М2М среди провайдеров услуг связи (CSP) и их клиентов из предпринимательской среды едва ли можно считать неожиданным.

Благодаря своим сетям провайдеры услуг играют важную роль в формировании ценностных характеристик сервиса М2М. Поэтому они ставят цель занять часть рынка данной услуги, спрос на который, по данным пользователей, растет высокими темпами - как по объемам транзакций, так и по получаемой прибыли. Рост индивидуальных и учрежденческих установок и систем, создающих трафик М2М, в таких сферах, как телематика, электронное здравоохранение, интеллектуальное жилище, инфраструктурные сети и городская среда, вызывает быстрое увеличение объемов транзакций М2М. По оценкам компании BMW, ее автомобили марки «Connected Drive» к 2017 г. будут создавать пентобайтные объемы данных в день (10 в 6-й степени Гбайт). Согласно данным компании Cisco, число устройств, подключенных к сетям мобильной связи, включая традиционные мобильные телефоны и смартфоны-таблетки, уже в 2012 г. превысило население планеты.

Специалисты компании Ericsson считают, что количество таких устройств к 2020 г. достигнет 50 млрд. Однако смогут ли провайдеры услуг связи использовать все имеющиеся возможности для передачи трафика М2М? Мно-

Потенциальную ценность данных, генерируемых некой автоматизированной технологией на основе компьютерной обработки, часто сравнивают с тем, что дало человеку появление Интернета: связь из любой точки на Земле на дальние расстояния, доступ к огромному объему данных и информации, а также возможность осуществлять диалог в масштабе реального времени. Аналогичную ценность имеет для нас так называемый «Интернет вещей».

гие провайдеры сегодня обеспечивают, но в очень ограниченных объемах, каналы связи для некоторых промышленных операций, использующих трафик М2М. Однако чтобы получать высокие прибыли от такого вида услуг, необходимо занимать высокие позиции в соответствующем рыночном рейтинге. Нередко для этого необходимо иметь партнерские отношения с производителями абонентских устройств, системными интеграторами и другими участниками бизнеса услуг с добавленной стоимостью. В этом случае у провайдера появляется возможность предлагать конечному пользователю более высокую добавленную стоимость. Организация такого партнерства является определенной проблемой при традиционной модели бизнеса услуг связи. При передаче трафика М2М провайдеру приходится обращать внимание на ряд таких специфических проблем, как наращивание масштабов бизнеса и уровня его развития, контроль оперативных затрат и ценообразование на базе затрат. Помимо отслеживания и управления широкими партнерскими связями провайдеры услуг связи должны анализировать значительное количество других важных для бизнеса факторов, чтобы достичь успеха в сфере услуг передачи трафика М2М.

Быть на высоком уровне

Провайдерам необходимо быть на высоком технико-экономическом уровне и отвечать требованиям современного рынка, чтобы расширять количество партнерских экосистем и в пределах числа транзакций, оговоренных партнерскими соглашениями, управлять ими и участвовать в процессе передачи данных, генерируемых

№ 4 • 2013 ВеВДКАЧЕСТВА

ПРАКТИКА

ÜBE ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

этими транзакциями. Для передачи данных по трактам М2М, их обработки и управления требуется процессор с большой мощностью. Но, как только эти данные подвергаются каким-либо манипуляциям, они должны быть учтены с помощью системы ранжирования, загрузки и учета, способной обслуживать тысячи запросов, поступающих даже от одного пользовательского объекта.

Более сложная модель бизнеса

Данные компании Informa свидетельствуют, что сегодня 60% провайдеров услуг связи полагают, что они в основном должны оставаться поставщиками услуг соединения (connectivity), то есть создавать и предоставлять тракт связи, хотя они согласны с тем, что большая прибыль создается услугами с добавленной стоимостью. Многие провайдеры признают, что их неумение применять более сложные модели бизнеса сдерживает его развитие. Например, только один провайдер из каждых десяти активно предлагает партнерам модели бизнеса с пропорциональным разделением дохода (revenue sharing). Еще меньшее количество провайдеров предлагает рутинное ценообразование для М2М-трафика по уровню сервиса или на базе потребительских свойств сервисных приложений. В то же время сами участники трафика М2М сходятся во мнении, что для успеха данной услуги на рынке учет ее обслуживания следует вести «из конца в конец» и согласно «табелю о рангах» участников, а для учета стоимости различных приложений и профилей трафика М2М использовать гибкий биллинг.

Существует большое разнообразие приложений при передаче трафика М2М. Могут также применяться различные технологии и устройства передачи и обработки данных - 2G, 3G, 3,5G и даже 4G, что имеет отношение к техническим характеристикам и к стоимости транзакций. Длительность и объемы транзакций могут сильно отличаться между собой - от самых коротких (длина строки текста не более одного метра), до очень длительных (передача видео). Объемы транзакции могут быть не просто большими, а огромными: некоторые приложения транзакций М2М, инициируемых предприятиями и организациями, имеют критический характер (обследование сердечной деятельности при дистанционной диагностике), другие приложения, напротив, таким статусом не обладают (мониторинг торговых автоматов). В этих условиях требуется большая гибкость от платформ и систем, которые поддерживают приложения, а от провайдеров - выбор моделей бизнеса, которые поддерживают пользователей.

Аналитика

Многие аналитики сферы ИКТ считают, что провайдеры услуг связи могут по трактам М2М предоставлять в ре-

ВеКкАЧЕСТВА №4 • 2013

альном времени более значимые интеллектуальные услуги и аналитические данные, обеспечивающие поддержку решений конечных пользователей. Сами пользователи, вероятно, даже не осознают таких возможностей провайдеров. Большие объемы данных, генерируемых трафиком М2М, позволяют провайдерам находить в них полезную информацию, которую можно передавать своим пользователям и партнерам. Таким образом, трафик М2М потенциально обладает более широкими возможностями для бизнеса современных провайдеров услуг связи.

Нужны ли специальные подразделения для бизнеса М2М?

Некоторые провайдеры услуг связи, такие, например, как Vodafone, создали отдельные подразделения, обслуживающие трафик М2М, считая, что их автономия сократит сроки принятия решений и выхода на рынок с новыми предложениями. Однако создание новых передающих вышек может привести к дублированию усилий провайдеров услуг связи по созданию инфраструктуры и к потере возможности перекрестных продаж акционерного капитала и продаж акций компании с торгов. Для менее крупных выделенных подразделений провайдеров не всегда найдется соответствующая сервисная опция, тогда как в результате организационной интеграции у некогда разделенных систем и служб могут, напротив, появиться дополнительные преимущества на рынке, если их деятельность отличается быстротой и эффективностью исполнения.

В то время как многие операторы «номер один» уже установили свои отдельные базовые станции для оперативной деятельности в бизнесе М2М, появились данные, что провайдеры стали испытывать меньшую потребность в том, чтобы любая из выделенных систем сохранила возможность достаточно просто интегрироваться в существующий биллинг и в систему оперативной поддержки с целью получения доступа к коммерческой информации о пользователе, к данным о его профессиональном опыте и его затратах.

Трансграничная оперативная деятельность

Трафик М2М может создавать чрезвычайно затратную роуминговую нагрузку. Природа транзакций М2М подвергает сомнению существующий «статус-кво» роу-минговой модели трансграничной связи, поскольку такие транзакции невелики по объему данных и бесконечно малы по своей коммерческой ценности, однако их количество обычно может составлять многие тысячи. Чтобы учесть несоответствие между ценностью транзакций М2М, передаваемых с помощью роуминга, и затратами на роуминговый бизнес, операторы связи и провайдеры

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

на □□□

□□□

ПРАКТИКА

услуг прибегают к глобальному партнерству. Примером такого партнерства является недавно обнародованный альянс между компаниями KPN, NTT DoCoMo, Rodgers, SingTel, Telefonica, Telstra и Вымпелком. Каждый альянс должен стандартизовать операции с трафиком М2М среди своих организаций и компаний-участников и, что более важно, существенно упростить глобальные М2М-решения для предприятий своих пользователей и обеспечить быстрое внедрение этих решений. Внедрение таких решений на территориях всех стран-участников альянса часто помогает сдерживать рост и без того немалых затрат на роуминг и обеспечить жесткий контроль за международной мобильной связью.

Затраты на управление услугой

Провайдерам необходимо минимизировать затраты, осуществляемые для выхода на рынок услуг М2М и проведения ежедневного оперативного обслуживания и обратить внимание на предложение сервисов управления и обслуживания. Это должно помочь им внедрять и осваивать новые модели бизнеса, включая предложения по обслу-живаниютрафика М2М. Такой подход ктелекоммуникаци-онному бизнесу не только снизит затраты на его организацию и поддержку, но и повысит гибкость и оперативность процесса выхода на рынок.

Обслуживание партнеров и взаиморасчеты

Значительное количество и разнообразие партнеров, а также соглашений о совместном бизнесе, позволившее предложить сервис М2М, может привести к такому рыночному спросу на него, который потребует от провайдера автоматизации процессов обслуживания и высокой оперативной гибкости. Только при этих условиях бизнес М2М станет прибыльным. Совместный бизнес такого рода также требует, чтобы провайдеры услуг связи предлагали такие сервисные продукты, которые бы обеспечивали более высокую прибыль. Они должны будут вести взаиморасчеты в соответствии с некими правилами раздела доходов и следовать другим важным принципам взаимодействия. В частности, выплачивать прибыль, когда оплачены расходы, вести партнерский портал самообслуживания, позволяющий снизить общие затраты, размещать предложения и т.д.

Поддерживаемые ценовые модели

При многосторонних моделях ведения бизнеса и различных методиках стоимостных и затратных оценок функ-

ции биллинга должны быть высоко адаптивными, способными поддерживать различные ценовые модели без необходимости индивидуального перерасчета каждого потребителя. При оказании услуги М2М операторы имеют редкую возможность перехода (при передаче данных) от ценообразования по «товарной стоимости» к ценообразованию, базирующемуся на ценностных показателях предоставляемых услуг. Провайдеры услуг уже назначают тарифы в соответствии с быстродействием и функциональными возможностями сети связи (2; 3; 3,5 или 4G). Однако при этом цена за услугу ПД может быть разной в зависимости от типа приложения и качества обслуживания. Высокоприоритетные сервисы, например, передача данных службы скорой помощи или службы опроса населения, будут иметь лучшее качество обслуживания, чем такие низкоприоритетные сервисы, как передача сигналов служб дозаправки торговых автоматов. Естественно, что тарифы за передачу данных для тех и других служб будут разными. В то же время может быть предложена скидка за пользование сетью ПД в часы отсутствия пиковой нагрузки. Доступ к сети ПД в реальном масштабе времени может оказаться необходимым, например, при приложениях общего пользования, а высокая надежность соединения и ориентирование на рисковые ситуации может потребоваться в приложениях, связанных с критическими видами социального обеспечения, которые встречаются, скажем, в сфере здравоохранения.

В общественной жизни любой страны всегда найдется ряд областей, где провайдерам услуг связи может представиться возможность повысить свои доходы за счет услуг ПД типа М2М. Кроме возможности внедрения системы взаиморасчетов с помощью интеллектуального биллинга, выделенных систем передачи трафика М2М между базовыми станциями, а также расширения потенциальных возможностей своих сетей, провайдеры, вероятно, будут иметь также ряд возможностей для получения экономического эффекта в будущем. Для многих из них «Интернет вещей» является виртуальным миром, наполненным заманчивыми возможностями и готовыми решениями, которые могут быть использованы в коммерческих целях после разработки соответствующих бизнес-моделей, систем отбора объектов, генерирующих трафик М2М, и заключения хорошо продуманных партнерских соглашений. ■

По материалам журнала European Communications

№ 4 • 2013 ВеВДКАЧЕСТВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.