Научная статья на тему 'Тарификация услуг ПД. Методы тарификации для биллинговой системы наложенной связи'

Тарификация услуг ПД. Методы тарификации для биллинговой системы наложенной связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2505
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Визаулин Сергей

Все новые и новые услуги, предлагаемые операторами связи, требуют постоянного совершенствования существующих биллинговых систем. Развитие Интернета позволило операторам наложенной связи предоставлять в пользование клиентам каналы передачи данных (ПД), вследствие чего возникла необходимость выставлять счета за ПД, аналогичные счетам, выставляемым ранее только за услуги телефонии. С тех пор, как стал возможен обмен информацией по IP-протоколу, операторам связи потребовалась новая система расчета стоимости передачи каждого пакета данных с учетом специфики контента. В статье описывается подсистема тарификации услуг ПД и различные методы тарификации на примере ИБС, разработанной компанией «Петер-Сервис» для оператора связи «Петер-Стар».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тарификация услуг ПД. Методы тарификации для биллинговой системы наложенной связи»

в \ на ч

F1 О О Ч

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА изз БИЛЛИНГ

33 ..•••

3

Тарификация услуг ПД

Методы тарификации для биллинговой системы наложенной связи

Сергей ВИЗАУЛИН,

главный специалист группы «ПетерСтар»

ЗАО «ПЕТЕР-СЕРВИС»

Все новые и новые услуги, предлагаемые операторами связи, требуют постоянного совершенствования существующих биллинговых систем. Развитие Интернета позволило операторам наложенной связи предоставлять в пользование клиентам каналы передачи данных (ПД), вследствие чего возникла необходимость выставлять счета за ПД, аналогичные счетам, выставляемым ранее только за услуги телефонии.

С тех пор как стал возможен обмен информацией по ІР-протоколу, операторам связи потребовалась новая система расчета стоимости передачи каждого пакета данных с учетом специфики контента. В статье описывается подсистема тарификации услуг ПД и различные методы тарификации на примере ИБС, разработанной компанией «Петер-Сервис» для оператора связи «Петер-Стар».

Об Интернет-провайдерах, каналах передачи данных, трафике и биллинговой системе

Оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению каналов связи и услуги связи, основанные на протоколах ПД, обычно называют Интернет-провайдером или просто провайдером. Название Интернет-провайдер произошло от английского Internet Service Provider, что буквально и означает «поставщик Интернет-услуги».

Для оказания услуг доступа в Интернет у оператора связи уже есть каналы ПД, связывающие его с клиентами, -это телефонные линии.

Для того чтобы ПД не мешала обыкновенным телефонным разговорам, обычно используют специальные технологии, например ADSL. ПД по технологии ADSL реализуется через обычную аналоговую телефонную линию при помощи абонентского устройства - модема ADSL и мультиплексора доступа, находящегося на той же АТС, к которой подключается телефонная линия. Технология ADSL использует частотное разделение между каналами передачи голоса и ПД. Передача голоса осуществляется на обычной телефонной линии в полосе частот 0...4 кГц. Чтобы не мешать использованию телефонной сети по ее прямому назначению, в ADSL нижняя граница диапазона частот находится на уровне 26 кГц. Верхняя же граница, исходя из требований к скорости ПД и возможностей телефонного кабеля,

составляет 1,1 МГц. Эта полоса пропускания делится на две части - частоты от 26 до 138 кГц отведены исходящему потоку данных, а частоты от 138 кГц до 1,1 МГц - входящему.

Технологию ADSL отличает относительная простота и дешевизна подключения, но важной характеристикой канала ПД является скорость передачи этих данных. Провайдеры утверждают, что скорость передачи по ADSL у них составляет примерно 2 Мбит/с. Тут есть одна особенность. В ADSL скорость входящего сигнала сильно отличается от скорости исходящего. И если «средняя скорость» 2 Мбит/с, то это означает, что входящий сигнал может идти на скорости до 8 Мбит/с, а исходящий - не более 1 Мбит/с. Для обычного Интернет-пользователя такие условия вполне приемлемы, поскольку он является потребителем данных и для него важна скорость входящего сигнала. Адля клиентов, которым нужна большая пропускная способность канала ПД или важна скорость исходящего сигнала, требуются уже выделенные линии.

Для выделенных линий широко используется подключение по протоколу Frame relay (в переводе с англ. - «ретрансляция кадров»). Технология Frame relay хороша тем, что обеспечивает множество независимых виртуальных каналов в одной линии связи, причем как постоянных виртуальных каналов (Permanent Virtual Circuit - PVC), создаваемых между двумя точками и существующих в течение длительно-

го времени, так и коммутируемых виртуальных каналов (Switched Virtual Circuit - SVC), которые создаются между двумя точками непосредственно перед ПД и разрываются после окончания сеанса связи.

Важным элементом для расчетов с клиентами и взаиморасчетов между провайдерами является также трафик. Трафик в системах ПД определяется как объем информации, передаваемой по линии, измеряемый в байтах или битах. Линии ПД позволяют клиенту как отправлять информацию в Интернет, так и получать информацию из Интернета, поэтому различают два вида трафика.

Входящий трафик - это объем информации, получаемый оборудованием клиента из сети, а исходящий трафик - объем информации, передаваемый клиентом в сеть.

Таким образом, оператор связи для оказания услуг ПД сдает клиентам в аренду линии связи, а также оказывает услуги по ПД между клиентом и Интернет-провайдером. Иногда провайдер берет на себя функции продавца оконечного оборудования ПД, устанавливаемого у клиента.

В биллинговой системе появляется новый объект тарификации - выделенная линия. Этот объект должен содержать информацию, характеризующую данную линию, а также ее основные параметры. Объект имеет статус, который определяет состояние выделенной линии (активна, пассивна, выведена из

52

век| КАЧЕСТВА № 5 • 2011

.•••' 5 ..." QG

БИЛЛИНГ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

Ч QG \ G

обслуживания и т.д.) и дату изменения этого статуса для правильного расчета абонентской платы. Выделенные линии также должны быть включены в подсистему тарификации для назначения стоимости абонентной платы и тарифов за потребляемый трафик.

Также появляется механизм сбора трафика для всех линий ПД с привязкой этого трафика к конкретным объектам биллинговой системы.

Тарификация продажи оборудования и сдачи в аренду линий ПД не сильно отличается от традиционной деятельности оператора связи по работе с телефонными линиями, а вот для тарификации непосредственно услуги ПД биллинговая система должна обеспечивать определенный набор методов тарификации. Объем услуги ПД определяется трафиком, проходящим через линию ПД, и служит основой для тарификации этой услуги.

Тарифицируем ADSL

Самый простой и широко используемый метод тарификации - это так называемая «безлимитка» или «анлим» (сокращение от англ. unlimited - неограниченный). Это означает, что клиент платит только фиксированную абонентскую плату и может потреблять трафика столько, сколько сможет. Но все не так просто, поскольку телефонная компания, предоставляющая эту услугу, все равно платит внешнему провайдеру за трафик. Поэтому обычно абонентская плата покрывает расходы на поддержание в рабочем состоянии линии ПД к клиенту, а переменная часть оплаты, которая берется с клиента в соответствии с тем, сколько трафика он потребил, покрывает расходы телефонной компании на внешний трафик. Плюс обе части тарифа включают в себя еще и прибыль телефонной компании.

В случае безлимитного подключения переменная часть оплаты заменяется фиксированной, которая рассчитывается, исходя из среднего ожидаемого объема потребления трафика клиентом. Естественно этот объем не может быть ниже реального среднего объема трафика, потребляемого всеми клиентами, использующими данный метод тарификации, иначе компания будет терпеть убытки. Кроме того, при без-лимитном тарифе, как правило, ограничивают пропускную способность клиентского подключения, чтобы не дать клиенту скачать больше трафика, чем должно быть по расчетам. Обычно вводится шкала тарифов, пропорциональная максимальной скорости передачи данных по этому тарифу.

Такой метод тарификации отвечает желанию большого числа пользователей Интернета быстро получать доступ к необходимым данным, для которых психологически важен не объем получаемых данных, а время получения информации. Такие клиенты обычно используют для доступа в Интернет телефонную линию с модемом ADSL. Биллинговая система, разработанная компанией «Петер-Сервис», позволяет помимо традиционной абонентской платы за услуги телефонии назначать на телефонные линии также абонентскую плату за дополнительные услуги, например услугу ADSL. Это позволяет телефонной компании просто и гибко реализовать тарификацию услуги ПД методом фиксированной абонентной платы. Абонентская плата рассчитывается за месяц пропорционально количеству дней, когда услуга ADSL была активна для клиента. При желании можно выставлять аванс за следующий месяц. В случае если клиент в середине месяца перейдет на другой тариф в связи с изменением ограничения на максимальную пропускную способность линии или компания изменит тарифы на услуги ADSL, биллинговая система рассчитает фиксированную абонентскую плату пропорционально дням работы линии по разным тарифам.

Для телефонной компании, имеющей большое количество клиентов на безлимитых тарифах, интерес представляет пиринг (от англ. peering - равноправный информационный обмен). Как было отмечено выше, выгодность безлимитного тарифа для провайдера увеличивается с уменьшением потребления клиентом внешнего трафика. Снизить потребление внешнего трафика провайдер может, предоставляя аналоги внешних ресурсов, интересных клиенту, в своей местной сети. Чем больше набор ресурсов, интересных клиенту в сети провайдера, тем меньше клиент потребляет внешнего трафика, и тем он более выгоден провайдеру. Это привело провайдеров к идее объединить свои локальные ресурсы. Как правило, результатом такого объединения является тот самый равноправный информационный обмен - клиентам становятся доступны ресурсы чужого провайдера.

Для организации пиринга провайдеры прокладывают между собой отдельное сетевое высокоскоростное соединение или используют узел обмена трафиком. Например, компания «Петер-Сервис» собирается запустить в Петербурге уникальный пиринговый проект «Точка обмена трафиком S10» (ТОТ S10). Уникальность проекта со-

стоит в том, что в нем будет учитываться взаимный трафик провайдеров, прошедший через порт. Для взаиморасчетов провайдеров, участвующих в пиринге, используется программный продукт Interconnect ITC - система, предназначенная для поддержки взаиморасчетов между компаниями-операторами. Interconnect ITC используется в основном для биллинга услуг телефонной связи, но может быть также использована при взаиморасчетах за IP-трафик.

Тарифицируем выделенные линии

ADSL-линии массово используются клиентами с однотипными требованиями к услуге ПД, что позволяет продавцам услуги довольно точно прогнозировать средний потребляемый ими трафик и на основе этого рассчитывать фиксированную абонентскую плату. С клиентами, использующими выделенные линии, сделать подобный прогноз значительно труднее. Поэтому, как правило, для выделенных линий операторы связи используют возможности биллинговой системы по назначению фиксированной абонентской платы, которая включает в себя расходы оператора на поддержание линии в рабочем состоянии и гарантированный доход, который компания получает с этой линии, например, в виде «бесплатного» трафика, входящего в абонентную плату. Плата за потребленный трафик рассчитывается отдельно с использованием различных методов расчета.

Как уже отмечалось раньше, трафик подразделяется на входящий и исходящий. Биллинговая система, разработанная компанией «Петер-Сервис», может выполнять тарификацию различными способами: или только исходящий трафик, или только входящий трафик, или суммарный исходящий и входящий трафик, или максимальный из входящего и исходящего трафика. Выбор типа тарифицируемого трафика осуществляется в зависимости от специфики использования клиентом линии ПД. Если для клиента можно спрогнозировать явное преобладание одного типа трафика над другим, то тарифицируется обычно преобладающий тип трафика. Если по каким-то причинам тип преобладающего трафика выяснить не удается, то можно тарифицировать максимальный из входящего и исходящего. При отсутствии явного преобладания одного из типов трафика целесообразно тарифицировать суммарный трафик по линии. Выбранный тип тарифицируемого трафика действует на весь месяц.

Получение данных о трафике осуществляется путем перехвата IP-

№ 5 • 2011 ВеК| КАЧЕСТВА

53

в \ на ч

F1 О О Ч

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА изз БИЛЛИНГ

33 ..•••

3

пакетов в контрольной точке и суммирования длины этих пакетов в байтах за определенный фиксированный промежуток времени, обычно за сутки. Возможно выполнение тарификации за каждый такой промежуток времени или суммарно за месяц. Единица тарификации (килобайт, мегабайт, гигабайт) также определяется пользователем биллинговой системы и легко изменяется посредством справочника, содержащего количество байт в выбранной единице тарификации. Биллинговая система поддерживает ступенчатую тарификацию, когда стоимость единицы тарификации, например гигабайта, меняется в случае, если суммарный трафик превысит некое значение («ступеньку»). Причем новая стоимость единицы тарификации может использоваться либо для расчетов всего тарифицируемого трафика, либо только для части трафика, превышающей эту «ступеньку». Таких «ступенек» может быть несколько. В частности, если у клиента есть трафик, включенный в абонентную плату за линию, то объем этого включенного трафика как раз и является первой «ступенькой», для которой указана стоимость единицы тарификации.

Если телефонная компания оказывает клиентам услугу хостинга (размещение на своих серверах информационных ресурсов клиента и предоставление доступа к ним пользователей Интернета), то для такого сервиса характерно преобладание исходящего трафика над входящим в соотношении при-

мерно 5:1...4:1. В этом случае биллинговая система позволяет использовать метод тарификации, при котором исходящий трафик бесплатный, а во входящем трафике тарифицируется только та часть, которая превосходит 1/4 или 1/5 от исходящего трафика.

Для этих же целей может использоваться метод тарификации, называемый «профиль фактор». По этому методу вычисляется процент входящего трафика от всего трафика (суммы входящего и исходящего). В зависимости от полученного соотношения определяется фиксированный тариф, который будет выставлен в счет клиенту за услугу ПД. В данном методе его величина зависит не от объема трафика, а только от доли входящего трафика во всём трафике клиента.

Помимо тарификации, основанной на объеме потребляемого трафика, можно использовать также метод расчета по полосе пропускания, так называемый Ви^аЫе. В отличие от фиксированной абонентской платы, которая зависит от максимальной пропускной способности линии, основой для расчета по алгоритму Ви^аЫе является фактически потребленная полоса в рамках выделенной.

Расчет фактического потребления пропускной способности базируется на наборе контрольных замеров использования канала связи, то есть в течение месяца с равной частотой делаются замеры усредненной используемой полосы пропускания (переданное количество байт/временной промежу-

ток). Затем какой-то процент замеров (обычно 5%) с максимальными показателями использованной полосы пропускания отбрасывается, из оставшихся замеров выбирается максимум, и данный максимум используется как значение фактически потребленной полосы пропускания.

Биллинговая система отдельно считает значение фактически потребленной полосы пропускания для входящего и исходящего трафика. Для расчета стоимости услуги ПД можно брать одно из этих значений или максимальное из них. При данном способе расчета тариф назначается на произвольную единицу тарификации. Механизм ступенчатой тарификации также поддерживается.

Заключение

В статье очень кратко и упрощенно была описана подсистема тарификации услуг передачи данных и различные методы тарификации этих услуг. Эта подсистема составляет небольшую, хотя и важную часть информационной биллинговой системы, разработанной компанией «Петер-Сервис» для оператора связи «Петер-Стар». Подсистема ПД интегрирована с другими подсистемами, позволяющими легко включать начисления за услуги ПД в механизм «гарантированных платежей», скидок, аналитических отчетов, бухгалтерских отчетов, отчетов для маркетинга и прочих механизмов, необходимых для обслуживания клиентов и ведения бизнеса телефонной компании. ■

НОВОСТИ -» NEWS -»■ НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -> NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS

Почта России: ориентация на клиента для успешного развития бизнеса

Повышение уровня взаимодействия с клиентами, улучшение потребительских свойств популярных услуг и совершенствование маркетинговой политики - таковы приоритеты коммерческого развития Почты России в среднесрочной перспективе, которые обсуждались в рамках трехдневного семинара «Тактика продаж почтовых и коммерческих услуг и обслуживание клиентов на растущих и падающих рынках». В мероприятии принимали участие топ-менеджеры федерального почтового оператора, руководители коммерческого блока, заместители директоров по коммерции всех региональных филиалов, представители крупнейших компаний-партнеров.

По словам заместителя генерального директора ФГУП «Почта России» Игоря Мандрыкина, основной задачей предприятия на ближайшие годы является значительное повышение качества обслуживания клиентов с учетом их требований и ожиданий. Почта России представлена повсеместно - на территории страны работают более 40 тыс. отделений, и это уникальная возможность предложить широкому кругу клиентов, включая граждан, бизнес-структуры и госучреждения, полноценный комплекс услуг в том объеме и с теми характеристиками, которые могут удовлетворять существенно возросшие потребности.

Несмотря на морально и физически устаревшую инфраструктуру, доставшуюся предприятию с 1980-х гг., благодаря мерам по модернизации и развитию бизнеса, за последние годы Почте России удалось стимулировать рост спроса на традиционные почтовые услуги, а также премиальные

услуги экспресс-доставки. В 2011 г. объем письменной корреспонденции вырос на 4%, посылок - на 11%, ЕМБ-отправлений - на 32%. Сегодня услуги почтовой связи занимают 42% в общей структуре доходов предприятия.

«Прирост доходов от почтовых услуг в этом году составит около 21%. Наиболее выраженную положительную динамику демонстрирует услуга «Отправления 1-го класса». За 8 месяцев 2011 г. доходы от ее оказания по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 50%», -отметил руководитель дирекции почтовых услуг Александр Тимофеев.

Позитивная тенденция возникла во многом благодаря выбранному почтовым оператором курсу на внедрение автоматизированных бизнес-решений, а также разработке новых высокотехнологичных сервисов в рамках существующих предложений. Одно из нововведений Почты России -БМБ-оповещение о доставке отправления. В планах предприятия на среднесрочную перспективу - внедрение услуги доставки посылок до двери.

Наряду с развитием почтовых услуг Почта России активно продвигает свои финансовые сервисы. Они составляют более 39% в структуре доходов предприятия, и в последнее время спрос на них демонстрирует устойчивую позитивную динамику.

Важную роль в улучшении потребительских свойств финансовых услуг федерального почтового оператора играет оснащение почтовых отделений каналами связи. 31 тыс. из 40 тыс. фронт-офисов Почты России уже подключено к сети Интернет, до конца 1 квартала 2012 г. планируется подключение еще 5,4 тыс. отделений. ■

www.russianpost.ru

54

ВеК КАЧЕСТВА № 5 • 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.