Научная статья на тему 'Сценарии производственной деятельности операторов услуг М2М на телекоммуникационном рынке'

Сценарии производственной деятельности операторов услуг М2М на телекоммуникационном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ СВЯЗИ МАШИНА–МАШИНА (М2М) / УСЛУГА М2М / ОПЕРАТОРЫ СВЯЗИ / ВЕРТИКАЛЬНЫЕ РЫНКИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихвинский В. О., Минов А. В.

Рассмотрены особенности нового сегмента рынка телекоммуникационных услуг – услуг связи между машинами (machine‑to‑machine или mobile-to-machine, M2M), которые основаны на технологиях передачи данных для управления и автоматизированного решения целевых задач, возникающих на вертикальных рынках современной промышленности и сферы услуг. Показаны типовые сценарии производственной деятельности предприятий, предоставляющих эти услуги, а именно операторов сетей М2М, изучение которых позволит повысить эффективность формирования нового сегмента – услуг М2М и обеспечить их доходность в условиях насыщения рынка традиционных услуг связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарии производственной деятельности операторов услуг М2М на телекоммуникационном рынке»

Сценарии производственной деятельности операторов услуг М2М на телекоммуникационном рынке

Ключевые слова: технология связи машина-машина (М2М), услуга М2М, операторы связи, вертикальные рынки, производственная деятельность.

Рассмотрены особенности нового сегмента рынка телекоммуникационных услуг — услуг связи между машинами (тасЫпе?1о?тасЬте или тоЫе-о-тасЫпе, М2М), которые основаны на технологиях передачи данных для управления и автоматизированного решения целевых задач, возникающих на вертикальных рынках современной промышленности и сферы услуг. Показаны типовые сценарии производственной деятельности предприятий, предоставляющих эти услуги, а именно операторов сетей М2М, изучение которых позволит повысить эффективность формирования нового сегмента — услуг М2М и обеспечить их доходность в условиях насыщения рынка трад иционных услуг связи.

Тихвинский В.О.,

Заместитель генерального директора ООО "АйКомИнвест" по инновационным технологиям, член президиума РАЕН, председатель ИТТ РАЕН, дэ.н., профессор, vtniir@mail.iv

Минов А.В.,

Заместитель генерального директора ООО "АйКомИнвест", аспирант МТУСИ

Введение

Стремительное развитие технологических возможностей сетей мобильной связи третьего и четвертого поколений 3G/4G и сетей с усовершенствованной технологией 2G (Evolved EDGE) значительно опережает спрос на их услуги со стороны традиционных пользователей и заставляет операторов связи обращать внимание на смежные вертикальные рынки (энергетика, нефтяная и газовая отрасль, автомобилестроение, индустриальное производство, ЖКХ, бытовая электроника, логистика, медицина и др.), что способствует проникновению на эти рынки новых видов телекоммуникационных услуг. Наиболее активно развивается объем услуг связи между машинами (machine?to?machine или mobile-to-machine, M2M). Для оказания и управления услугами M2M могут использоваться как специализированные сети M2M, создаваемые сервис-провайдерами услуг М2М, так сети, использующие в дополнение к инфраструктуре сетей М2М инфраструктуру сетей мобильной или фиксированной связи, принадлежащие и обслуживаемые операторами связи.

Исследование производственной деятельности компаний М2М, бизнес-моделей и экономических отношений в контексте существующей регуляторной базы телекоммуникаций представляют актуальную и острую задачу, от решения которой зависит эффективность формирования нового сегмента рынка — услуг М2М.

Особенности рынка услуг М2М

Услуги М2М предоставляются с использованием сетей М2М, которые представляют собой сети, объединяющие оконечные устройства М2М, работающие без участия или с ограниченным участием человека, или с ограниченным вмешательством человека как конечного пользователя [1]. Для сетей M2M характерным является то, что человек, как конечный пользователь, является не типичным инициатором входа в сеть М2М.

В настоящее время в рамках Европейского Союза (ЕС) стандартизованы и определены пять перспективных бизнес-моделей внедрения и предоставления услуг М2М [2]:

• интеллектуальные измерения в домах и нежилых помещениях;

• электронное здоровье;

• управление бытовой электроникой;

• автоматизация управления транспортом;

• автоматизация управления транспорта города.

Производственная деятельность компании — оператора сети

М2М, поставляющего на рынок услуги М2М, до настоящего времени является слабо изученной ввиду низкого проникновения в настоящее время этих услуг на российский рынок. Однако будущее рынка услуг М2М уже определено как новая парадигма развития рынка телекоммуникаций и ожидаемый взрывной рост числа его участников приведет к его окончательному становлению в ближайшие пять лет [3].

Рынок M2M в мире от предоставления услуг связи по итогам 2011 г. оценивался в 3,4 млрд евро, а мирового рынка M2M от продажи устройств — 8,6 млрд евро, а в 2012 г. объем рынка вырастет на 21 и 24% соответственно [6]. В 2011 г. общее число беспроводных подключений M2M в мире достигло 108 млн. К 2012 г. их число вырастет на 29% по сравнению с 2011 г., а к 2016 г. — более чем в 3 раза. Более половины M2M-подключений в мире в 2011 году приходились на три сегмента экономики — это ЖКХ, промышленность и коммерческий транспорт. По итогам 2011 г. примерно половина рынка по числу M2M-подключений обслуживалась операторами China Mobile, AT&T, Vodafone, Verizon Wireless, T-Mobile. Наибольшее проникновение услуг M2M (отношение числа устройств M2M к числу абонентов сотовой связи) в 2011 г. наблюдалось в Швеции (27%), Норвегия (12%), США (9%). Крупнейшими странами по числу M2M-подключений по итогам конца 2011 г. являлись США (26,8 млн.) и Китай (20 млн.). В остальных странах их количество не превышает 6 млн.

В России рынок M2M с начала 2000 г. формировали крупные автопарки, банки и платежные системы. Объем рынка оборудования и услуг M2M составил в 2011 г. около 40,4 млрд. руб., большая часть из которых пришлась на оборудование (более 60%) и эксплуатационные услуги, включая диспетчеризация и управление M2M-решениями (более 30%), и только менее 10% на услуги связи [7]. По сравнению с 2010 г. весь рынок вырос на 15%, услуги связи — на 28%, эксплуатационные услуги — на 38%. Российский рынок услуг передачи данных между техническим устройствами через сети мобильных операторов увеличивается более чем на 70% в год. В 2011 г. число устройств M2M, подключенных к мобильным сетям операторов, выросло на 891 тысячу, достигнув 2,4 млн. или 1,1% от общего числа активных абонентов мобильной связи [8]. К 2016 году эти показатели составят 22,9 млн. устройств и 8,2% соответственно. Лидерами рынка мобильного M2M по количеству устройств являются

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

МТС (46%), ВымпелКом (24%), Мегафон (14%). Наибольшее проникновение решений М2М в 2011 г. по количеству устройств зафиксировано в таких отраслях, как мониторинг транспорта и подвижных объектов (26%), платежные системы и ритейл (32%) промышленность и энергетика (15%) потребительская электроника (22%), системы безопасности, контроль и управление дорожным движением (5%). В настоящее время рост рынка М2М значительно опережает средние темпы роста мобильного рынка в целом. Развитие проектов в области ГЛОНАСС, законодательные акты, предусматривающие обязательную установку систем мониторинга транспорта во все новые автомобили с 2013-2014 гг. (ЭРА ГЛОНАСС) будет способствовать увеличению доли систем мониторинга транспорта и подвижных объектов в отраслевой структуре мобильных М2М устройств. Основными факторами, сдерживающими развитие М2М в России, являются высокие тарифы (59% респондентов соответствующего исследования), низкая скорость (45%) и нестабильность соединения (20%).

К особенностям рынка услуг М2М (машина-машина) относится наличие на этом рынке нескольких игроков:

• Оператора сети связи, обеспечивающего предоставление каналов связи для обеспечения информационного и сетевого взаимодействия элементов сети М2М.

• Поставщика контента — разработчика прикладных задач по управлению элементами сети М2М и сетью доступа, которые необходимы для эффективного решения крупных целевых задач управления в вертикальной отрасли промышленности.

• Оператора сети М2М — владельца инфраструктуры сети М2М, реализующий аппаратно-программный комплекс управления объектами (машинами) в интересах определенной прикладной задачи в вертикальной отрасли промышленности.

Распределение стоимости услуг М2М между этими игроками и их функционалы показаны на рис.1. Как видно из этого рисунка распределение доходов от бизнеса осуществляется в пропорции примерно 20/30/50%.

Оператор сети М2М получает наибольшую долю в доходах и решает несколько бизнес задач:

• маркетинг вертикальных рынков для изучения спроса на услуги М2М и оптимизации затрат на инфраструктуру сети М2М (СА-РЕХ);

• создание, совместно с компанией — интегратором, сети М2М, включающей три технологических домена [3-5]: домен устройств М2М (домен капиллярной сети); сетевой домен (ядро базовой сети М2М) и домен приложений;

• эксплуатация инфраструктуры сети М2М;

• продажа и предоставление услуг М2М.

Оператор сети связи, являющийся оператором мобильной или фиксированной сети доступа для оператора сети М2М, как правило, имеет 20% доходов от услуг М2М и обеспечивает каналы связи между устройствами М2М, шлюзами, серверами и другими элементами сети М2М.

Современные мобильные сети создавались и предназначались для решения задач обеспечения мобильности и оказания речевых услуг, передачи SMS, MMS, мультимедийных сообщений на интерфейсе "человек — человек" (human-to-human (H2H)) или "сервер-человек" (загрузка данных приложений/передача потокового аудио/видео). Поэтому технологии и архитектура сетей мобильной беспроводной связи, построенные на принципах H2H, не являются оптимальными по отношению к услугам М2М, что является стимулом для работ по созданию новой инфраструктуры сетей связи ориентированных на услуги М2М и соответствующих приложений.

Компания — поставщик контента выполняет разработку прикладных программ, ориентированных на специфическую инфраструктуру оператора сети М2М и может получать до 30% доходов от оказания услуг М2М, и должна обеспечивать создание приложений для решения целевых задач управления с использованием сетей М2М в вертикальных отраслях промышленности.

В качестве типовых на рынке услуг М2М могут рассматриваться три модели оказания услуг М2М:

• традиционная В2С/М2М (машина оператора М2М поставщика услуг—машина потребителя услуг, включая традиционные услуги связи);

• В2В/М2М (машина оператора М2М поставщика услуг — машина потребителя услуг предприятий вертикальных отраслей промышленности);

• Н2М (машина оператора М2М поставщика услуг — потребитель услуг — абонент сети мобильной (фиксированной) связи).

Типовые сценарии производственной деятельности операторов М2М

Сценарии производственной деятельности главного игрока — оператора сети М2М, предоставляющего конечные услуги, будут определяться его ролью в цепочке создания стоимости услуг М2М (рис. 2). В показанную цепочку создания стоимости включены не только игроки рынка услуг М2М, но и игроки рынка оборудования М2М.

Цепочка создания стоимости услуг М2М включает деятельность следующих трех игроков, однако роли и производственная деятельность каждого из игроков рынка М2М могут быть совмещены в следующих сценариях:

1. Оператор (мобильной или фиксированной) сети связи являющийся оператором сети доступа для оператора сети М2М, может также являться как оператором сети М2М — владельцем инфраструктуры и поставщиком услуг М2М, так и поставщиком контента М2М — контент-провайдером.

2. Оператор сети связи является только оператором сети доступа для оператора сети М2М, а оператор сети М2М является также поставщиком контента — контент-провайдером.

3. Оператор сети связи является только оператором сети доступа для оператора сети М2М, а оператор сети М2М является толь-

Рис. 1. Распределение доходов от бизнеса М2М

РМс. 2. Цепочка создания стоимости услуг М2М

ко оператором владельцем инфраструктуры сети М2М и поставщиком услуг М2М, эксплуатирующим сеть М2М, поставщик контента является контент-провайдером, обеспечивающим разработку, создание и сопровождение программных продуктов для аппаратнопрограммного комплекса управления объектами в интересах определенной прикладной задачи в вертикальной отрасли промышленности.

4. Смешанные сценарии.

Эти сценарии определяют не только производственные, но и экономические отношения между игроками рынка телекоммуникаций и вертикальных отраслей промышленности и услуг. Актуальной задачей является определение сущности экономических отношений, правовых основ деятельности, правил взаиморасчетов и тарификации, возможностей по оптимизации и повышению эффективности производственной деятельности операторов М2М.

Литература

1. Тихвинский В.О. Перспективы и модели услуг в сетях М2М // Connect! Мир связи, 2011. — №2. — С. 86-91.

2. Тихвинский В.О. Перспективные бизнес модели и сферы применения М2М. Оценка эффективности // Connect! Мир связи, 2012. — №6. — С. 124-127.

3. Тихвинский В.О. М2М-решения в инфраструктурных областях: трубопроводный транспорт, энергетика, ЖКХ // Connect! Мир связи, 2012. — №9. — С. 72-76.

4. Тихвинский В.О, Терентьев С.В. Использование инфраструктуры сетей LTE при построении сетей М2М // Электросвязь, 2012. — №10. — С. 31-34.

5. M2M communications : a systems approach / edited by David Boswarthick, Omar Elloumi, Oliver Hersent, John Wiley & Sons Ltd, 2012.

6. The Global Wireless M2M Market — 4th Edition / Berg Insight AB // http://www.berginsight.com/ShowReport.aspx?m_m=3&id=137 / Апрель 2012.

7. Рынок M2M-коммуникаций в России и в мире / J'son & Partners Consulting // http://www.ison.ru/poleznye_materialy/free_market_watch-es/analytics/rynok_m2m-kommunikaci|_v_rossii_i_v_mire/ Ноябрь 2012.

8. Рынок M2M в мире, России и странах СНГ / DIRECT INFO // http://www.slideshare.net/kondrashov/m2m-15401612 /Октябрь 2012.

Scenarios of operation activity for M2M-operators in the telecommunication market

Valery O. Tikhvinskiy, Deputy General Director JSC"Icominvest" on innovation technologies, member ofRAEN Boaid,

Chairman of ITT RAEN, Doctor of economics. Professor of MTUCI

Alexandr V. Minov, Deputy General Director JSC "Icominves"', Postgraduate Student of MTUCI

Abstract

The article considers features of new segment of services in the telecommunication market - machine-to-machine services (M2M) which based on data transmitting technologies for management and automated solutions targets in aims of emerging vertical markets of modern industry and service sectors. Showed typical scenarios of operation activity M2M-operators which provide these services in aims to increase the efficiency of the formation of a new segment of services - M2M-services and ensure their profitability in a market saturation of traditional telecom services.

Keywords: machine-to-machine technology (M2M), M2M service, telecom operators, vertical markets, operation activity.

References

1. Tikhvinsky V.O. Prospects and service models in M2M networks / Connect! Communication World, 2011. No2. Pp. 86-91.

2. Tikhvinsky V.O. Promising business model and scope of M2M. Evaluating the effectiveness / Connect! Communication World, 2012. No6. Pp. 124-127.

3. Tikhvinsky V.O. M2M in infrastructure areas: pipeline transport, energy, utilities / Connect! Communication World, 2012. No9. Pp. 72-76.

4. Tikhvinsky V.O, Terent'ev S.V Using the infrastructure of LTE networks in building M2M / Telecommunications, 2012. No10. Pp. 31-34.

5. M2M communications: a systems approach / edited by David Boswarthick, Omar Elloumi, Olivier Hersent, John Wiley & Sons Ltd, 2012.

6. The Global Wireless M2M Market - 4th Edition / Berg Insight AB http://www.berginsight.com/ShowReport.aspx?m_m=3&id=137 / April 2012.

7. M2M_kommunikatsy market in Russia and in the world / J'son & Partners Consulting /http://www.ison.ru/poleznye_materialy/free_market_watch_es/analyt-ics/rynok_m2m_kommunikacij_v_rossii_i_v_mire/ November 2012.

8. M2M market in the world, Russia and CIS / DIRECT INFO / http://www.slideshare.net/kondrashov/m2m_15401612 / October 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.