Научная статья на тему 'Проблемы оптоволоконной мили и "цифрового дома"'

Проблемы оптоволоконной мили и "цифрового дома" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Мировая телекоммуникационная отрасль сегодня испытывает самые глубокие преобразования за последние 50 лет. На такие действия операторов подталкивает постоянно растущий спрос на широкополосные услуги связи со стороны массового пользователя. На пути к решению этой проблемы перед операторами может стать вопрос: кто выиграет, а кто проиграет от предстоящих преобразований?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оптоволоконной мили и "цифрового дома"»

ПРАКТИКА I Из зарубежных источников

Максимальные тарифы Европейской комиссии за мобильный роуминг в Европейском союзе

Максимальная Мобильные вызовы, Мобильные вызовы,

цена за 1 мин. передаваемые за границу принятые из-за границы

Лето 2GG7 г. 0,49 евро 0,24 евро

Лето 2GG8 г. 0,46 евро 0,22 евро

Лето 2GG9 г. 0,43 евро 0,19 евро

оперативной гибкостью и рыночной устойчивостью.

Компания AT&T, которая владеет фирмой Cingular, предлагает пользователям на территории США за 3 долл. в месяц новый тарифный план под названием «Программа международного соединения». За эту плату пользователь может совершать международные вызовы в любую страну мира с территории США по сниженному тарифу. Например, до того как он подключился к этому тарифному плану, стоимость 1 минуты соединения с Великобританией составляла около 1 долл. По новому тарифному плану вызов любого фиксированного номера в Великобритании обойдется пользователю в 0,08 долл. или любого мобильного номера там же - в 0,26 долл. в минуту.

По контрасту с предыдущим планом тарифный план компании Vodafone, действующий в Великобритании, предусматривает тариф на междугородные и местные вызовы абонентов стационарной сети к другим абонентам компании Vodafone в

размере 0,1 ф. ст. (0,20 долл.). Вызовы к абонентам других мобильных операторов на территории Великобритании обойдутся в 0,35 ф. ст. (0,70 долл.) в минуту, в том числе и к абонентам компании T-Mobile Network, которая в свою очередь за завершенные вызовы к абонентам сети Vodafone берет с операторов-опто-виков по тарифу 0,05 ф. ст.

Первое впечатление: дальность связи в расчете стоимости вызова продолжает учитываться, в частности, в пределах Великобритании. Если так, то получается, что вызов из любого места в США в Великобританию проходит более короткое расстояние, чем вызов от абонента сети Vodafone к абоненту сети T-Mobile, проживающему, скажем, на той же улице Лондона. Парадоксально, но факт.

Специалистами неоднократно высказывалась мысль, что покрытие услугами мобильной связи национальных рынков в Европе руками «виртуальных мобильных операторов» (MVNO) является, возможно, лучшим путем оказания эффектив-

ного воздействия на тарифы за услуги мобильной связи и создания условий для внедрения дополнительных услуг.

Однако еще более интересных результатов можно ожидать от планирующегося широкого развертывания услуг WiMax. Оно способно оказать дополнительный прессинг на существующих участников рынка. Недавнее решение Федеральной комиссии связи ^СС), касающееся проведения в 2008 г. аукционов по продаже лицензий на беспроводные системы диапазона 700 МГц, благоприятствует планам компании Coogle по созданию беспроводной сети открытого доступа. Такая сеть должна существенно снизить роль и значение закрытых систем сотовых операторов, работающих сегодня на рынке услуг мобильной связи. Согласно правилам, принятым FCC, пользователи могут применять в таких сетях любые телефоны и любое программное обеспечение. Одна треть частотного ресурса в вышеуказанном диапазоне, выставлявшемся на аукционе, уже выдана операторам. В настоящее время выделенный радиочастотный спектр осваивается. Поэтому достаточно уверенно можно утверждать, что телекоммуникационный мир в скором времени получит плоские тарифы. Рынок заставит это сделать, но и регуляторам не следует ослаблять усилия в этом направлеНИИ.

По материалам журнала Global Telecoms Business

Проблемы оптоволоконной мили и «цифрового дома»

Мировая телекоммуникационная отрасль сегодня претерпевает самые глубокие преобразования, происходящие за последние 50 лет. На такие действия операторов подталкивает постоянно растущий спрос на широкополосные услуги связи со стороны массового пользователя. На пути к решению этой проблемы перед операторами может стать вопрос: кто выиграет, а кто проиграет от предстоящих преобразований?

зо

роблема инфраструктурных преобразований сводится не только к прокладке нескольких сот метров широкополосного волоконно-оптического кабе-

Век Качества N° 1

ля непосредственно до дома пользователя, хотя с технической точки зрения данное решение - наиболее оптимальное. Проблема обеспечения широкополосного або-

нентского доступа является многоуровневой, поскольку операторы всегда хотят знать размеры экономически обоснованных инвестиций, требуемых для преобразова-

ПРАКТИКА I Из зарубежных источников

ния существующей инфраструктуры. Они желают выработать свои собственные оценки предстоящих затрат и предложить решения, которые в состоянии полностью удовлетворить потребность конечного пользователя.

На пути к светлому будущему «цифрового дома»

Положительным в данной ситуации является то, что такие глубокие преобразования создают беспрецедентно широкие возможности для операторов, готовых идти навстречу новым запросам рынка. Однако в действительности только крупные операторы с большим опытом работы на рынке, сильным и популярным брендом и высоким уровнем взаимодействия с пользователем могут повести его по пути к светлому будущему «цифрового дома». А те из них, которые занимаются последней милей, отлично понимают, насколько высокодоходен широкополосной бизнес по всем видам услуг и контента, обеспечивающий к тому же высокую пользовательскую лояльность.

Глобальные исследования, проводимые компанией Alcatel-Lucent, полностью подтверждают, насколько сильно возрос спрос на действительно широкополосные услуги и насколько быстро он продолжает расти. «Цифровой дом» быстро становится реальностью для современного пользователя, стремящегося применять свой опыт и навыки в области вычислительной техники и телекоммуникаций где угодно и когда угодно. И не только пользоваться услугами, но и иметь возможность с высокой скоростью перезагружать контент. Более того, пользователь хотел бы распределять и обрабатывать контент интерактивно со своими друзьями и сообществами пользователей в реальном масштабе времени.

Некоторые пользователи хотели бы также иметь индивидуальный пользовательский интерфейс, обеспечивающий такие возможности, как возврат переработанного контента корреспонденту, если этого требует характер его работы. В то же самое время пользователям надоело перемещать контент и приложения из одного устройства в другое, поэтому они предпочли бы более простой способ перекачивания контента из телевизора в ПК или из мобильного телефона в принтер, а также музыки из Интернета в свой портативный музыкальный плейер.

Подобные технические трудности одно за другим успешно преодолеваются. В результате у телекоммуникационной индустрии появляется

возможность интегрировать весь накопленный опыт внедрения телекоммуникационных и медийных сервисов. Выстраивая все сервисы в одной частотной полосе, можно сделать перенос контента быстрым и не требующим каких-либо сложных процедур.

Большую роль в подогревании интереса пользователей к высокоскоростным услугам сыграли службы XDSL, обеспечивая в потенциале скорость передачи данных до 5-10 Мбит/с «вниз» и 1-2 Мбит/с - «наверх».

Сетевой доступ следующего поколения сделал вышеуказанные пределы скоростей совершенно недостаточными, однако при повышении скорости передачи до 100 Мбит/c и более сказываются ограничения, возникающие в кросс-соединениях волоконно-оптического кабеля. Они понижают конечные пределы скорости передачи и затрудняют применение таких сервисов, как HDTV, персональный мультимедийный контент, репортажное ТВ, высококачественная видеотелефония и «телеработа».

Кроме этих широкополосных услуг волоконная оптика в сочетании с мобильностью предоставит возможность оператору расширить сервисный пакет пользователя с помощью услуг сетевого банка данных, а также повысить свой операторский бренд за счет сугубо «домашних» сервисов или организации расширенных вертикальных порталов.

Предстоящие преобразования

Операторам, пользующимся ассоциированными инвестициями, видимо, беспокоиться не стоит. Делать радикальные изменения «за одну ночь» непрактично и вряд ли возможно, если не проводить соответствующие предварительные изменения в стратегии бизнеса. Предстоящие преобразования на сети могут быть колоссальными, однако делать их нужно постепенно и с определенной помощью. В зеленых зонах, в населенных пунктах с малой плотностью оптоволоконной кабельной инфраструктуры или там, где преобладает устаревший медный кабель, волокно зачастую прокладывается непосредственно в дом. Однако в странах с высокой «кабельной плотностью» конкурентная борьба за внедрение сверхвысоких скоростей ведется в национальном масштабе.

В то же время традиционная медная инфраструктура, высокая ее стоимость, низкая производительность и потенциальная диструктивность земляных работ, проводимых вдоль дорог при замене «меди» на волоконный кабель, прокладываемый к каждому «почтовому адресу», выну-

дили многих операторов прибегать к более простым и краткосрочным решениям. Это прокладывание волокна только к экономически более выгодным пунктам и комбинирование этого процесса с внедрением технологии VDSL2 на существующих абонентских медных кабелях.

Такая стратегия позволяет оператору быстро выходить на рынок и в относительно короткие сроки оправдывать инвестиции, сохраняя своих пользователей и вызывая в них интерес к широкополосным услугам.

В дальнейшем операторы получают возможность использовать первичные капиталовложения в качестве базовых для развития полнооптической модернизированной FTTH-инфраструктуры. Причем весьма привлекательным является то, что в ходе этих преобразований операторы ничего не делают сами. Волоконно-оптическая революция перевернула все привычные понятия. Появился шанс отказаться от шаблонов, войти в незнакомую сферу, опробовать новые подходы.

Поскольку широкополосность инфраструктуры (а в итоге и услуг) определяется приложениями, контентом, домашним терминалом, качеством и гибкостью услуг, то операторам остается лишь умело соизмерять масштабы собственных усилий, свой бюджет с масштабами задач.

Рынок услуг связи следующего поколения во многом зависит от альянсов. В той же степени, в какой каждый участник альянса берет на себя обязательство выполнить свой объем работ, они должны распределить свои доли затрат при осуществлении крупных инвестиций.

В дополнение к синергетическим формам взаимодействия между собственниками инфраструктуры, провайдерами контента, компания-ми-арендаторами, интеграторами услуг и перепродавцами операторам необходимо думать о более отдаленном будущем и завязывать отношения с такими менее очевидными на данный момент партнерами, как местная администрация и землевладельцы. Доступ к пассивной инфраструктуре (в частности, к траншеям и трубопроводам), часто находящейся в ведении общественных организаций или землевладельцев, должен стать ключевым фактором при внедрении технологии FTTH в национальном масштабе.

В городах, изобилующих всякого рода инфраструктурными инновациями, такие технические решения, как однокабельная структура в многоэтажных домах, интеграция нескольких сервисов на одной передающей среде при оборудовании одиночных домостроений, показывают

Январь 2008 г.

с с с

п

ПРАКТИКА I Из зарубежных источников

чего можно достичь и какие экономичные решения использовать, если к этому имеются соответствующие предпосылки.

Частно-государственное партнерство в области инноваций должно играть основную роль, особенно в тех ситуациях, когда речь идет об обслуживании сельских сообществ посредством развертывания высокоскоростных систем связи. Эта же форма инновационной деятельности будет востребована в удаленных районах для организации линий связи с центром так, чтобы как можно больше людей могло работать, обучаться и взаимодействовать с партнерами на расстоянии, используя богатый контент и имея выбор медиасредств. В результате люди получат стимул оставаться там, где они живут, и заниматься общественно-полезным трудом более эффективно, чем посредством личного присутствия.

Конкуренция на рынке услуг приводит к тому, что их поставщики просто не могут игнорировать потребность в преобразовании своей инфраструктуры, формировании высокодоходных сервисов и бизнес-моделей, а также разнообразных методов проникновения на рынок.

Технологические ограничения являются чисто временной проблемой. Оптоволоконные технологии сегодня достаточно отработаны и находятся в «зрелом состоянии», все стандарты (в частности, СРОМ) прошли проверку и быстро адаптируются, а экономика закупок и эксплуатации оборудования волоконно-оптической связи проверена на практике. Это оборудование рассчитано на организацию большого числа каналов, практически неограниченное количество пользователей, обеспечивает экономию площадей, потребляемой мощности и эксплуатационных затрат.

Таким образом, поставщикам услуг остается лишь срочно решить проблему скоординированных поставок самих телекоммуникационных сервисов, обеспечивая непрерывность процесса их освоения и использования при нахождении пользователя дома, в движении и через доступ в Интернет. Кроме того,

должна обеспечиваться совместимость с пользовательскими интерфейсными порталами, а также простое подключение к сети абонентских терминалов.

Роль операторского бренда, признание его рынком, укрепление связи оператора с пользователем и наращивание объемов оперативной деятельности может сыграть огромную роль и побудить его объединить воедино различные фрагменты телекоммуникационной индустрии.

Для того чтобы взять на себя такую роль, ему необходимо выполнить четыре условия:

SS разработать эффективную внут-ридомовую технологию связи и необходимую кабельную проводку;

построить дистанционно управляемую внутридомовую IP-инфраструктуру с домашним шлюзом в качестве стратегического головного терминала;

SS применять вертикально управляемую персонифицированную и адаптивную стратегию предоставления услуг;

SS гарантировать бесшовную из конца в конец интеграцию сервисов (c Web 2.0, Mobile 2.0, IPTV, VoIP).

У поставщиков услуг имеются широкие возможности внедрения самых разнообразных сервисов с добавленной стоимостью. Ориентированные на пользователя сервисные пакеты и персонифицированный контент, а также реакция пользователя на этот контент могут иметь большое значение для операторского бизнеса. Видимо, операторы должны пакетировать приложения, контент и услуги по-разному для различных групп пользователей. Это должно повысить привлекательность услуг у потребителей, озабоченных высокими ценами, довести до предела их количество и в то же время увеличить прибыль от наиболее высокодоходных услуг, услуг повышенного качества или с высокими скоростями передачи (естественно, когда в них появится необходимость).

Сегодня спрос не является проблемой. Скорее, это вопрос приори-

тетов оператора и стратегии его бизнеса, который обязан помнить, что постоянно усложняются характер потребления услуг и опытность клиента. В этом отношении провайдеры услуг должны сами выступать в роли ведущих и наблюдать за опытом, приобретаемым конечным пользователем. Более того, бренд своей компании и маркетинг им следует ориентировать на те сегменты пользователей, которые бы они хотели охватить своими услугами.

Для успешного ведения бизнеса операторам важно иметь долговременный прогноз развития рынка, поскольку при любой быстрой смене технологии и обновлении рынка предсказать его будущее будет сложнее. Вот почему разработка и внедрение гибкой, морально не стареющей сети следующего поколения становится сегодня как никогда наиболее актуальной задачей.

«Цифровой дом» должен быть вскоре принят обществом как некая объективная реальность, и все усилия будут направлены на то, как сделать его более оснащенным, а пользовательские интерфейсы более разнообразными. Новое общество продвинутых пользователей, готовых принять и освоить концепцию «цифрового дома», уже сформировано на некоторых рынках, в частности в Южной Корее.

...«Интеллектуальный холодильник» замечает отсутствие продуктов и добавляет их в лист заказа по Интернету, а домовладелец управляет кондиционером, системами отопления и охраны из офиса с помощью технологии опознавания голоса. Любители компьютерных игр, между тем, погружаются в полностью трехмерное (3D) виртуальное игровое пространство и т.д. Так в общих чертах выглядит «цифровой дом», и поскольку текущее поколение пользователей уже вполне «готово» к этим технологиям, оно ожидает еще большего от домашней связи, электронных развлечений, телеобучения и телеработы. Но возникает вопрос, где взять миллиарды долларов для реализации этих ожиданий?

По материалам журнала Global Telecom Business

ХРОНИКА I Новости компаний

Orange Business Services и «Синтерра» построят 22 WiMAX-сети в Подмосковье

Национальный оператор связи «Синтерра» и Orange Business Services, ведущий поставщик телекоммуникационных услуг и интеграционных решений, заключили соглашение для совместной реализации проекта «Региональные мини-сети WiMAX» в 22 городах ближайшего Подмосковья.

Век Качества N° 1

По условиям программы «Мини-сети WiMAX» для Orange Business Services будут организованы поставка оборудования, строительство и запуск сетей WiMAX, полное оформление разрешительных документов на их эксплуатацию, подключение к магистральным инфраструктурам партнеров, «аутСОРМинг» (техническое обеспечение СОРМ на сети присоединенного оператора) и консалтинговые услуги. Построенные WiMAX сети будут переданы в эксплуата-

цию Orange Business Services, что позволит оператору на их базе оказывать услуги связи под собственным брендом.

В свою очередь в рамках заключенного соглашения Orange Business Services предоставит «Синтерре» право использования 10% ресурсов всех построенных сетей.

Работы по системной интеграции проекта будет выполнять компания «ТехноСерв А/С». www.synterra.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.