Научная статья на тему 'Успешность привлечения иностранных абитуриентов как критерий для оценки эффективности образовательной среды'

Успешность привлечения иностранных абитуриентов как критерий для оценки эффективности образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапошникова Татьяна Леонидовна, Миненко Вячеслав Геннадьевич, Хорошун Кристина Вячеславовна, Шапошников Валерий Леонидович

Цель исследования выявление взаимосвязи между успешностью привлечения иностранных абитуриентов и критериями эффективности образовательной среды. Известно, что показатели, отражающую международную деятельность образовательной среды, отражают её конкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг, её экспортный потенциал (в целом конкурентоспособность и экспортный потенциал российского образования). Авторами обосновано, что показатели, отражающие международную деятельность образовательной среды высшего учебного заведения, должны учитывать её (деятельности) различные аспекты. Обосновано, что традиционные показатели международной деятельности более целесообразно применять для оценки эффективности образовательных макросред высших учебных заведений, авторские для оценки мезосред факультетов и микросред кафедр. Практическая значимость результатов настоящего исследования в возможности многоаспектного мониторинга эффективности образовательных мезосред факультетов и микросред кафедр, научная в возможности дальнейшего развития концепции образовательных сред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапошникова Татьяна Леонидовна, Миненко Вячеслав Геннадьевич, Хорошун Кристина Вячеславовна, Шапошников Валерий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Success of attraction of foreign entrants as a criterion for evaluating the effectiveness of the educational environment

The purpose of the study is to identify the relationship between the success of attracting foreign students and the criteria for the effectiveness of the educational environment. It is known that the indicators reflecting the international activity of the educational environment reflect its competitiveness in the world market of educational services, its export potential (in General the competitiveness and export potential of Russian education). The authors substantiate that the indicators reflecting the international activity of the educational environment of higher education institutions should take into account its (activity) various aspects. It is proved that the traditional indicators of international activity are more appropriate to use to assess the effectiveness of the educational macro environment of higher educational institutions, author's to assess the meso-environment of faculties and micro-environment of departments. The practical significance of the results of this study in the possibility of a multidimensional monitoring of the effectiveness of educational meso-environment of faculties and micro departments, scientific-in the possibility of further development of the concept of educational environments.

Текст научной работы на тему «Успешность привлечения иностранных абитуриентов как критерий для оценки эффективности образовательной среды»

23. Ed. Ilyichev, L.F., Fedoseev, P.N., Kovalev, S.M., and Panov, V.G. (1983), Philosophical encyclopedic dictionary, Soviet Encyclopedia, Moscow.

24. Hakimov, E.R. (2007), "Ethnopedagogics as science: subject, functions, main categories", Bulletin of the Udmurt state university. Series: Psychology and pedagogics, No. 9, pp. 39-52.

25. Yudin, E.G. (1978), System approach and principle of activity: methodological problems of modern science, Science, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.04.2018

УДК 316.422

УСПЕШНОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ АБИТУРИЕНТОВ КАК КРИТЕРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, Вячеслав Геннадьевич Миненко, кандидат технических наук, доцент, Кристина Вячеславовна Хорошун, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар; Валерий Леонидович Шапошников, кандидат физико-математических наук, доцент, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета

кооперации, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - выявление взаимосвязи между успешностью привлечения иностранных абитуриентов и критериями эффективности образовательной среды. Известно, что показатели, отражающую международную деятельность образовательной среды, отражают её конкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг, её экспортный потенциал (в целом - конкурентоспособность и экспортный потенциал российского образования). Авторами обосновано, что показатели, отражающие международную деятельность образовательной среды высшего учебного заведения, должны учитывать её (деятельности) различные аспекты. Обосновано, что традиционные показатели международной деятельности более целесообразно применять для оценки эффективности образовательных макросред высших учебных заведений, авторские - для оценки мезосред факультетов и микросред кафедр. Практическая значимость результатов настоящего исследования - в возможности многоаспектного мониторинга эффективности образовательных мезосред факультетов и микросред кафедр, научная - в возможности дальнейшего развития концепции образовательных сред.

Ключевые слова: иностранный студент, привлечение, эффективность, образовательная среда, оценка.

SUCCESS OF ATTRACTION OF FOREIGN ENTRANTS AS A CRITERION FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT Tatiana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, candidate of physical and mathematical sciences, professor, Vyacheslav Gennadievich Minenko, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Cristina Vyacheslavovna Horoshun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar; Valery Le-onidovich Shaposhnikov, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Krasnodar Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation, Krasnodar

Annotation

The purpose of the study is to identify the relationship between the success of attracting foreign students and the criteria for the effectiveness of the educational environment. It is known that the indicators reflecting the international activity of the educational environment reflect its competitiveness in the world market of educational services, its export potential (in General - the competitiveness and export potential of Russian education). The authors substantiate that the indicators reflecting the international activity of the

educational environment of higher education institutions should take into account its (activity) various aspects. It is proved that the traditional indicators of international activity are more appropriate to use to assess the effectiveness of the educational macro environment of higher educational institutions, author's - to assess the meso-environment of faculties and micro-environment of departments. The practical significance of the results of this study - in the possibility of a multidimensional monitoring of the effectiveness of educational meso-environment of faculties and micro - departments, scientific-in the possibility of further development of the concept of educational environments.

Keywords: foreign student, attraction, effectiveness, educational environment, evaluation.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что одним из интегративных параметров эффективности высших учебных заведений является успешность международной деятельности [1, 2]. Он включает такие критерии, как доля иностранных студентов, обучающихся в вузе (как из стран СНГ, так и из "дальнего зарубежья"), а также доходы, полученные от образовательной деятельности с иностранными студентами.

Введение вышеуказанного показателя для оценки эффективности образовательного учреждения логично и обоснованно. Действительно, успешность международной деятельности образовательной среды отражает её конкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг, её экспортный потенциал [3]. Нельзя не отметить, что конкурентоспособность и экспортный потенциал российского высшего образования "складывается" из конкурентоспособности отдельных учебных заведений.

В то же время, в настоящее время назрела необходимость оценки эффективности не только образовательных макросред учебных заведений, но и мезосред факультетов (институтов, филиалов) и микросред выпускающих кафедр. Безусловно, для оценки эффективности вузов применимы именно традиционные критерии успешности международной деятельности: во-первых, количество иностранных студентов зависит (по меньшей мере, косвенно) от размеров вуза, во-вторых, именно вуз как организация имеет бюджет и счёт в банке. Но для оценки эффективности мезосред и макросред в большей мере применим такой критерий, как число (а не удельный вес) обучающихся иностранных студентов.

Кроме того, существующие (традиционные) критерии успешности международной деятельности вызывают ряд вопросов. Во-первых, иностранные студенты (даже если рассматривать только так называемое "дальнее зарубежье") могут быть преимущественно из одной страны, и это, с точки зрения авторов настоящей статьи, не отражает высокую конкурентоспособность образовательной среды на мировом рынке образовательных услуг (мировое сообщество не "ограничивается" одним государством, даже самым крупным), тем более, высокую интегрированность образовательной среды в мировое социокультурное пространство. Во-вторых, различные государства значительно отличаются степенью авторитетности в международном сообществе. В-третьих, различные государства значительно отличаются численностью населения (число "поставляемых" абитуриентов косвенно зависит от размеров страны). В-четвёртых, удельный вес иностранных студентов -показатель, усреднённый по вузу в целом, но различные образовательные мезосреды факультетов и микросреды выпускающих кафедр могут вносить в него разный вклад (одна образовательная среда пользуется колоссальной популярностью среди иностранных абитуриентов, другая - нет).

Таким образом, существующие критерии успешности международной деятельности не в полной мере отражают конкурентоспособность образовательной среды на мировом рынке. Цель исследования - выявление взаимосвязи между успешностью привлечения иностранных абитуриентов и критериями эффективности образовательной среды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, традиционные критерии успешности международной деятельности вуза (образовательной макросреды) необходимо дополнить следующими

показателями. Это, прежде всего, коэффициенты неравномерности (индекс Херфиндаля)

обучающихся иностранных студентов по мезосредам и микросредам: Н/ = ¿J

а,2

т С С

Н" = ¿р2, о . = 100--'—, р. = 100 —'—,, где п и т - соответственно число образова-

'=1 ¿С ±с,

1=1 '=1

тельных мезосред и микросред в вузе, С■ и с■ - соответственно число иностранных студент п

тов в '-й образовательной мезосреде и микросреде. Очевидно, что ¿ с = ¿ С = С, где С

■=1 '=1

- общее число иностранных студентов в вузе. Уточнённые показатели успешности между-

„/ А 10000 А„ А 10000 народной деятельности вуза А = —----, А = —----, где А - доля иностранных

Н п Н т

10000 10000

студентов в вузе. Очевидно, что величины-и-являются минимально возмож-

п т

ными значениями коэффициентов неравномерности (по отношению к мезосредам и микросредам). Данные показатели ориентируют макросреду вуза на то, чтобы каждая мезо-среда и микросреда успешно занимались международной деятельностью. Иные показатели успешности международной деятельности макросреды вуза N и М - соответственно число образовательных мезосред и микросред, у которых успешность международной деятельности ниже порогового значения (в "идеале", оба показателя должны быть равны нулю). Безусловно, все традиционные и представленные выше авторские показатели применимы именно к макросредам вузов.

Вместе с тем, об интегрированности образовательной среды в мировое социокультурное пространство возможно говорить лишь в том случае, если её услуги (образовательные) пользуются популярностью среди абитуриентов не одной, а нескольких стран. Пусть 81 - множество государств, из которых прибыли обучаться иностранные студенты в 1-й образовательной микросреде, тогда множество стран, "охватываемых" макросредой вуза, сот

ставит £ = и я, их число 2 = Р (5), 21 = Р (я), где Р - мощность множества, и - символ

'=1

объединения множеств, 2' - число стран, "охватываемых" '-й образовательной микросре-

т

дой. Очевидно, что 2 < ¿ 2 1, т.к. различные микросреды могут "охватывать" образова-

=1

тельными услугами одни и те же государства. Как видно, 2 и 2 являются "полезными" показателями (соответственно, для макросред и микросред).

Очевидно, что коэффициент неравномерности (индекс Херфендаля) по государ-

2 Ъ.

ствам ("источникам" иностранных студентов) составит Н/// = ¿X2 , X = 100•—р'— , где

'=1

- число иностранных студентов из 1-го государства. В таком случае, уточнённый пока-

л/// А 10000 .

затель успешности международной деятельности вуза А = ——---. Аналогично рас-

считывают уточнённый показатель успешности для мезосред и микросред (но в числителе выступает число иностранных студентов).

Как для образовательных макросред, так и для мезосред и микросред применим такой показатель, как индекс географической широты востребованности образовательных

,=1

услуг иностранными студентами: р = ^ , где Я, - расстояние (по земной поверхности)

{=1

от столицы 1-го государства до местоположения образовательной среды.

Ещё более точная оценка конкурентоспособности образовательной среды на мировом рынке образовательных услуг должна учитывать как её значимость для иностранного государства ("потребителя" услуг), так и авторитет этого государства в мировом сообще-

с

стве. С учётом изложенного, показатель успешности & = , где Wi - авторитетность

,=1

государства, из которого прибыл i-й иностранный студент, в мировом сообществе. Безусловно, авторитетность страны возможно оценивать по различным критериям. Это и её доля на мировом рынке высоких технологий, и доля в мировой экономике (товарообороте), и её рейтинг по некой условной шкале и т.д. Другой показатель успешности, отражающий, какой вклад внесла анализируемая образовательная среда в формирование интеллектуаль-

Z

где Qi - численность насе-

ного потенциала той или иной страны, составляет д = ^

^ Q,

ления государства, из которого прибыл i-й иностранный студент.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международная деятельность учебного заведения - многоаспектный феномен, что детерминирует необходимость учёта её различных аспектов для оценки эффективности образовательных сред. Для авторов настоящей статьи уже на данном этапе очевидно, что доля иностранных студентов не всегда адекватно отражает конкурентоспособность учебного заведения на мировом рынке образовательных услуг. Перспективы исследования -выявление взаимосвязи между успешностью международной деятельности образовательных сред (величина-отклик), их присутствием в Интернет-пространстве (по рейтингу Webometrics) и успешностью научной деятельности (по методике Шанхайского рейтинга).

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-36-00048 "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григораш, О.В. О показателях оценки эффективности деятельности вузов [Электронный ресурс] / О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 95. - URL : http://ej.kubagro.ru/2014/01/pdf/35.pdf. (Дата обращения: 01.03.2018).

2. Зрелость социально-педагогических систем / И.С. Ворошилова, М. Л. Романова, З.А. Бат-чаева, Г.П. Кувшинова, З.Н. Чеккуева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 11. - С. 249-265.

3. An Analysis of Higher Education Leadership in the United Arab Emirates / R. Iskander, L. Pet-taway, L. Waller, S. Waller // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No 1. - P. 244-248.

REFERENCES

1. Grigorash, O.V. (2014), "About criterions of efficiency of working of higher educational establishment", Politematicheskiy setevoy electronniy nauchniy jurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrar-nogo universiteta, No 95, pp. 1237-1262.

2. Voroshilova, I.S., Romanova, M.L., Batchaeva, Z.A., Kuvshinova, G.P. and Chekkueva, Z.N. (2015), "Socially-pedagogical systems maturity", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo techno-logicheskogo universiteta, No 11, pp. 249-265.

3. Iskander, R., Pettaway, L., Waller, L. and Waller, S. (2016), "An Analysis of Higher Education Leadership in the United Arab Emirates", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 1, pp. 244-248.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.03.2018

УДК 316.422

УСПЕШНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ КАК КРИТЕРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, Вячеслав Геннадьевич Миненко, кандидат технических наук, доцент, Кристина Вячеславовна Хорошун, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар; Валерий Леонидович Шапошников, кандидат физико-математических наук, доцент, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета

кооперации, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - выявление взаимосвязи между параметрами трудоустройства выпускников высшего учебного заведения и критериями эффективности образовательной среды. Авторами обосновано, что показатели, отражающие трудоустройство выпускников, необходимо расширить до параметров, отражающих их карьерный рост и личностно-профессиональное развитие. Это обусловлено тем, что успешность и трудовой деятельности выпускников после окончания высшего учебного заведения, и эффективность их дальнейшего личностно-профессионального развития может быть различной. Предложенные авторами настоящей статьи критерии возможно применять для оценки эффективности образовательных сред любого профиля и уровня социальной иерархии (макросред вузов, мезосред факультетов и микросред кафедр). Практическая значимость результатов настоящего исследования - в возможности более многоаспектного (объективного) мониторинга эффективности образовательных сред, научная - в возможности дальнейшего развития концепции современных образовательных сред.

Ключевые слова: трудоустройство, выпускник, эффективность, образовательная среда,

оценка.

SUCCESS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES AS A CRITERION FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT Tatiana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, candidate of physical and mathematical sciences, professor, Vyacheslav Gennadievich Minenko, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Cristina Vyacheslavovna Horoshun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar; Valery Leonidovich Shaposhnikov, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Krasnodar Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation, Krasnodar

Annotation

The purpose of the study is to identify the relationship between the parameters of the employability of graduates of higher educational institutions and criteria of effectiveness of the educational environment. The authors proved that the indicators of employment of graduates should be expanded to settings that reflect their career growth and personal and professional development. This is because the success and employment of graduates after graduation from higher educational institutions and the efficiency of their further personal and professional development may be different. Proposed by the authors of this article, the criteria might be applied for evaluating the effectiveness of educational environments of any profile and level of the social hierarchy (microenvironments universities, metered faculties and departments microenvironments). The practical significance of the results of the present study is in the possibility of a more multidimensional (objective) monitoring of the effectiveness of educational environments, research into opportunities for further development of the concept of modern educational environments.

Keywords: employment, graduate, effectiveness, educational environment, evaluation.

ВВЕДЕНИЕ

Нет необходимости напоминать, что проблема эффективности образовательных сред признана официально: с 2013 года в России введён ежегодный мониторинг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.