Научная статья на тему 'Диагностика социальной активности образовательной среды на основе современных математических методов'

Диагностика социальной активности образовательной среды на основе современных математических методов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИАГНОСТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изотова Лидия Евгеньевна, Киселёва Елена Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович, Каленик Андрей Николаевич, Юшкова Екатерина Владимировна

Цель исследования разработка метода диагностики социальной активности образовательных сред высших учебных заведений. Известно, что социальная активность образовательной среды служит показателем её социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии в среду обитания (социальную среду более высокого уровня иерархии). В настоящее время известны критерии оценки социальной активности для образовательных сред, в основном, общеобразовательных учебных заведений. Но известно, что перед высшими учебными заведениями стоят принципиально иные задачи; высшее образование в современном мире должно играть лидирующую роль. Авторами предложены критерии оценки социальной активности образовательных сред высших учебных заведений, с учётом задач, стоящими перед ними. При разработке метода диагностики социальной активности образовательных сред авторы учитывали, что она “привязана” к масштабу влияния социальной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изотова Лидия Евгеньевна, Киселёва Елена Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович, Каленик Андрей Николаевич, Юшкова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational environment social activity assessment based on modern mathematical methods

The purpose of investigation is elaboration of method of assessment of higher educational establishment educational environment social activity. It is known, that the educational environment social activity is criterion of its socially oriented creative potential and expansion to the social environment of higher hierarchical level. Nowadays, there are selected criteria for evaluation of the educational environment social activity for the secondary educational establishments. But it is well known, that the higher educational establishments solve the principal problems; the higher education in the contemporary world must have a leading role. The authors have offered the criteria of the educational environment social activity assessment regarding the targets placed in front of it. During elaboration of the method for assessment of the educational environment social activity the authors regarded the fact that it is interrelated with the scope of the social system influence.

Текст научной работы на тему «Диагностика социальной активности образовательной среды на основе современных математических методов»

общественного развития. - 2015. - № 21. - С. 265-267.

4. Atlagic, M. The Main Problems and the Role of Teachers in the Transformation of Education in Serbia / M. Atlagic, Z. Elezovic, V. Minic // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No. 5. - P. 138-142.

5. Jonck, P. Quality of Postgraduate Research Supervision and Training: A Mixed-Method Student Perspective / P. Jonck, M. Swanepoel // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. -No 2. - P. 259-270.

REFERENCES

1. Voroshilova, I.S., Romanova, M.L., Batchaeva, Z.A., Kuvshinova, G.P. and Chekkueva, Z.N. (2015), "Maturity of Socially-Pedagogical Systems", Nauchnyie trudyi Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 11, pp. 249-265.

2. Loyko, V.I., Romanov, D.A., Popova, O.B. and Podolskaya, O.N. (2016), "Parameters of investigate activity of scientific-pedagogical teams as a criterions for educational environment assessment", Polytemathical network electronic scientific journal of Kuban State Agrarian University, No 123, pp. 967998.

3. Petkov, V.A. (2015), "Educational and industrial cluster as method of state and private cooperation of secondary vocational training and employee", Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, No 21, pp. 265-267.

4. Atlagic, M., Elezovic, Z. and Minic, V. (2016), "The Main Problems and the Role of Teachers in the Transformation of Education in Serbia", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 5, pp. 138-142.

5. Jonck, P. and Swanepoel, M. (2016), "Quality of Postgraduate Research Supervision and Training: A Mixed-Method Student Perspective", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 2, pp. 259-270.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.03.2017

УДК 316.422

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Лидия Евгеньевна Изотова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Сергеевна Киселёва, кандидат технических наук, доцент,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Николаевич Каленик, студент, Екатерина Владимировна Юшкова, студентка, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка метода диагностики социальной активности образовательных сред высших учебных заведений. Известно, что социальная активность образовательной среды служит показателем её социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии в среду обитания (социальную среду более высокого уровня иерархии). В настоящее время известны критерии оценки социальной активности для образовательных сред, в основном, общеобразовательных учебных заведений. Но известно, что перед высшими учебными заведениями стоят принципиально иные задачи; высшее образование в современном мире должно играть лидирующую роль. Авторами предложены критерии оценки социальной активности образовательных сред высших учебных заведений, с учётом задач, стоящими перед ними. При разработке метода диагностики социальной активности образовательных сред авторы учитывали, что она "привязана" к масштабу влияния социальной системы.

Ключевые слова: образовательная среда, диагностика, социальная активность, модель.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT SOCIAL ACTIVITY ASSESSMENT BASED ON MODERN MATHEMATICAL METHODS

Lidia Evgenievna Izotova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Sergeevna Kiseleva, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Nikolaevich Kalenick, the student, Ekaterina Vladimirovna Yushkova, the student, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The purpose of investigation is elaboration of method of assessment of higher educational establishment educational environment social activity. It is known, that the educational environment social activity is criterion of its socially oriented creative potential and expansion to the social environment of higher hierarchical level. Nowadays, there are selected criteria for evaluation of the educational environment social activity for the secondary educational establishments. But it is well known, that the higher educational establishments solve the principal problems; the higher education in the contemporary world must have a leading role. The authors have offered the criteria of the educational environment social activity assessment regarding the targets placed in front of it. During elaboration of the method for assessment of the educational environment social activity the authors regarded the fact that it is interrelated with the scope of the social system influence.

Keywords: educational environment, assessment, social activity, model.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная активность образовательной среды - один из общепризнанных критериев её конкурентоспособности [1-4]. Поскольку активность образовательной среды отражает её влияние на социальную систему более высокого порядка (уровня иерархии), то роль данного показателя будет возрастать: именно образование, как социальный институт, обладает ни с кем не делимой ответственностью за судьбу страны [3, 4].

Общеизвестные критерии активности образовательной среды: степень трансляции достижений (всевозможные победы в конкурсах, распространение опыта педагогической и методической деятельности, степень известности и достижений творческих коллективов, успешность рыночной деятельности), интенсивность работы со средствами массовой информации, степень организации и реализации социальных инициатив (например, учебное заведение - организатор конкурса), социальная значимость выпускников. Данные критерии разработаны, в основном, для учреждений общего и среднего профессионального образования. В то же время, подобный набор критериев не может быть полным для высших учебных заведений и их подразделений. Во-первых, данная система критериев не учитывает, что вуз - центр науки. Во-вторых, функции вузов (за последние два десятилетия) значительно расширились; достаточно сказать об образовательно-производственных кластерах, о сетевом взаимодействии образовательных учреждений и т.д.

Авторами работы [2] предложены критерии активности (влиятельности) образовательной среды как научной организации (коллектива); критерием активности научного коллектива является число "истинно внешних" цитат на научные публикации членов коллектива, т.е. ссылок на труды, не являющихся ни самоцитированиями, ни "перекрёстными" ссылками (ссылками членов коллектива друг на друга). Однако критерии активности, основанные на цитируемости, отражают лишь влияние исследовательской деятельности коллектива на социум. Признавая ведущую роль исследовательской деятельности в вузах, не следует забывать об иных принципиально важных видах и направлениях деятельности. Таким образом, по-прежнему не в должной мере разработан набор критериев, отражающий социальную активность образовательных сред высших учебных заведений. Проблема исследования состоит в вопросе, какие критерии объективно отража-

ют социальную активность образовательных сред высших учебных заведений? Цель исследования - разработка метода диагностики социальной активности образовательных сред высших учебных заведений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, наибольшая трудность в оценке социальной активности образовательной среды в том, что она может быть высоко значимой для одного масштаба и низко значимой - для другого. Например, вуз может быть значим для региона, но не значим - для федерального округа (тем более, для страны). Поэтому для каждого частного критерия (будут приведены ниже) следует использовать параметр, "увязывающий" различные масштабы значимости - индекс географической широты значимости образовательной среды. Например, в работе [2] представлен такой критерий оценки научной активности коллективов, как индекс географической широты цитируемости публикаций.

Первый критерий, который возможно оценить оперативно (а не через несколько лет, как, например, жизненная успешность выпускников) - число поступивших в другие образовательные среды, для перехода на новую ступень системы непрерывного образования (например, с бакалавриата в магистратуру). Так, например, выпускник-бакалавр кафедры А вуза Х может стать магистрантом кафедры В того же вуза, а может стать магистрантом вуза У. Второй критерий - число устроившихся на работу в другие организации (кроме выпускающего вуза) по специальности в течение года после выпуска. Так, например, если выпускник инженерного вуза стал работать преподавателем в другом вузе или инженером на предприятии, то он отражает социальную активность вуза, а если преподавателем (или в любом ином качестве) в том же вузе - нет. Более точная оценка второго критерия должна учитывать различные аспекты трудоустройства.

Третий критерий - число абитуриентов в образовательную среду. Но необходимо учитывать, что одно и то же число абитуриентов в две различные образовательные среды (безусловно, одного уровня социальной иерархии, например, мезосреды факультета) означает их разную реальную (а не формальную) социальную влиятельность: в одном случае широка "география" абитуриентов, в другом - узка. Уточнённый индекс востре-

C

бованности образовательной среды у абитуриентов: р = G —, где С - число абитуриен-

H

тов, Н - индекс Херфендаля по населённым пунктам ("источникам" абитуриентов), О -индекс географической широты населённых пунктов ("источников" абитуриентов). Оче-

N

видно, что о = ^ Я , где N - число населённых пунктов ("источников" абитуриентов), Я,

1=1

- расстояние от местонахождения образовательной среды до /-го пункта.

Четвёртый авторский критерий учитывает сетевое взаимодействие (социальную кооперацию) образовательной среды с иными образовательными средами. Так, например, Кубанский государственный технологический университет (особенно кафедра физики) является поставщиком научно-педагогических работников для работы в учреждениях дополнительного профессионального педагогического образования, успешно занимающихся повышением квалификации школьных учителей, а также внедрением новых образовательных (в том числе информационно-образовательных) технологий в деятельность общеобразовательных учреждений. Например, разработанные на кафедре физики виртуальные лаборатории активно используются в учебном процессе в передовых общеобра-

м

зовательных учреждениях Краснодарского края. Иначе говоря, С = ^(б, ■ Щ) . Здесь: М

I=1

- число учреждений, которым содействовала в развитии анализируемая образовательная среда, 2г и - соответственно степень внедрения и степень значимости определённой разработки для /-го учреждения. Если анализируют образовательную среды кафедры или факультета (а не вуза), то учитывают и её содействие в развитии иных образовательных мезосред или микросред вуза (но значимость - на уровне вуза).

Заключение. Предложенные критерии применимы для вузовских образовательных сред любого профиля и уровня социальной иерархии (микросред кафедр, мезосред факультетов и макросред вузов). Перспективы развития работы - выделение критериев оценки когерентности образовательных сред, а также обоснование решающих правил для диагностики интегрированности образовательной среды в социум.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательских проектов № 16-36-00048 "Современные информационно-образовательные среды" и № 16-03-00382 "Мониторинг исследовательской деятельности образовательных учреждений в условиях информационного общества" от 17.03.2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зрелость социально-педагогических систем / И.С. Ворошилова, М.Л. Романова, З.А. Батчаева, Г.П. Кувшинова, З.Н. Чеккуева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 11. - С. 249-265.

2. Параметры исследовательской деятельности научно-педагогических коллективов как критерии для диагностики образовательной среды / В.И. Лойко, Д.А. Романов, О.Б. Попова, О.Н. Подольская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 123. - С. 967-998.

3. An Analysis of Higher Education Leadership in the United Arab Emirates / R. Iskander, L. Pettaway, L. Waller, S. Waller // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No 1. - P. 244-248.

4. Mat, N. The Impacts of Organizational Factors on Knowledge Sharing in Higher Learning Institutions (HLIs): Case at University Kebangsaan Malaysia (UKM) / N. Mat, J. Alias, N. Muslim // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7, No 6. - Р. 181-188.

REFERENCES

1. Voroshilova, I.S., Romanova, M.L., Batchaeva, Z.A., Kuvshinova, G.P. and Chekkueva, Z.N. (2015), "Maturity of Socially-Pedagogical Systems", Nauchnyie trudyi Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 11, pp. 249-265.

2. Loyko, V.I., Romanov, D.A., Popova, O.B. and Podolskaya, O.N. (2016), "Parameters of investigate activity of scientific-pedagogical teams as a criterions for educational environment assessment", Polytemathical network electronic scientific journal of Kuban State Agrarian University, No 123, pp. 967998.

3. Iskander, R., Pettaway, L., Waller, L. and Waller, S. (2016), "An Analysis of Higher Education Leadership in the United Arab Emirates", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 1, pp. 244-248.

4. Mat, N., Alias, J. and Muslim, N. (2016), "The Impacts of Organizational Factors on Knowledge Sharing in Higher Learning Institutions (HLIs): Case at University Kebangsaan Malaysia (UKM)", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 6, pp. 181-188.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.03.2017

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РУССКОЙ ЛАПТОЙ, НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Ольга Владимировна Ильичева, кандидат биологических наук, доцент, Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В статье представлены результаты применения экспериментальной методики развития координационных способностей школьников 11-12 лет, занимающихся в школьной секции по русской лапте. Данная методика основана на применении оригинальных средств и методических при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.