Научная статья на тему 'Успешность привлечения иностранных абитуриентов как критерий для оценки конкурентоспособности системы образования'

Успешность привлечения иностранных абитуриентов как критерий для оценки конкурентоспособности системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапошникова Татьяна Леонидовна, Миненко Вячеслав Геннадьевич, Хорошун Кристина Вячеславовна, Шапошников Валерий Леонидович

Цель исследования выявление взаимосвязи между успешностью привлечения иностранных абитуриентов и конкурентоспособностью системы образования. Известно, что показатели, отражающую международную деятельность высшего учебного заведения, отражают её конкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг. Но также известно, что неотъемлемой составляющей социально-экономической системы любого уровня иерархии (государство, федеральный округ, регион и даже крупный город) является система образования, включающая несколько высших учебных заведений. Очевидно, что различные социально-экономические системы могут обладать различным экспортным потенциалом и авторитетом на мировой арене. Авторами настоящей статьи предложены критерии для оценки конкурентоспособности системы образования, вычисление которых основано на применении передовых математических методов. Применение предложенных критериев в системе социально-экономического мониторинга позволит анализировать взаимосвязь между успешностью функционирования социально-экономической системы в целом и составляющей её системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапошникова Татьяна Леонидовна, Миненко Вячеслав Геннадьевич, Хорошун Кристина Вячеславовна, Шапошников Валерий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Success of attraction of foreign entrants as a criterion for evaluating the competitiveness of the educational system

The aim of the study is to identify the relationship between the success of attracting foreign students and the competitiveness of the education system. It is known that the indicators reflecting the international activity of the higher educational institution reflect its competitiveness in the world market of educational services. But it is also known that an integral part of the socio-economic system of any level of hierarchy (the state, the Federal district, the region and even a large city) is the education system, which includes several higher educational institutions. It is obvious that different socio-economic systems may have different export potential and authority on the world stage. The authors of this article propose criteria for assessing the competitiveness of the education system, the calculation of which is based on the use of advanced mathematical methods. The application of the proposed criteria in the system of socio-economic monitoring will analyze the relationship between the success of the socio-economic system as a whole and the system of higher education as constituting it.

Текст научной работы на тему «Успешность привлечения иностранных абитуриентов как критерий для оценки конкурентоспособности системы образования»

сторонам объективно оценивать достижения университетов и их подразделений через анализ учебных и научных материалов, выложенных в публичный доступ.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-36-00048 "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зрелость социально-педагогических систем / И.С. Ворошилова, М. Л. Романова, З.А. Бат-чаева, Г.П. Кувшинова, З.Н. Чеккуева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 11. - С. 249-265.

2. Разработка рекомендаций для повышения места университета в рейтинге Webometrics / К.И. Шахгельдян, И.А. Трофимчук, Д.В. Гмарь, Ю.А. Игнатова, Е.Ю. Манько, Т.В. Моисеева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2012. - № 5 (18). - С. 212-223.

3. Шапошникова, Т. Л. Сэмпл-технологии дистанционного обучения в учебно-экспериментальной деятельности студентов / Т.Л. Шапошникова, Е.А. Котлярова, М.Л. Романова // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 10. - С. 16-19.

4. An Analysis of Higher Education Leadership in the United Arab Emirates / R. Iskander, L. Pet-taway, L. Waller, S. Waller // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No 1. - P. 244-248.

REFERENCES

1. Voroshilova, I.S., Romanova, M.L., Batchaeva, Z.A., Kuvshinova, G.P. and Chekkueva, Z.N. (2015), "Socially-pedagogical systems maturity", Nauchnyie trudyi Kubanskogo gosudarstvennogo techno-logicheskogo universiteta, No 11, pp. 249-265.

2. Shahgeldyan, K.I., Trofimchuck, I.A., Gmar, D.V., Ignatova, Yu.A., Manko, E.Yu. and Moi-seeva, T.V. (2012), "Recommendations development for role increasing of university ranking Webometrics", Territoriya novyih vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa, No 5, Vol. 18, pp. 212-223.

3. Shaposhnikova, T.L., Kotlyarova, E.A. and Romanova, M.L. (2016), "Sample technologies of distant education in learning-experimental activity of students", Srednee professionalnoe obrazovanie, No 10, pp. 16-19.

4. Iskander R., Pettaway L., Waller L. and Waller S. (2016), "An Analysis of Higher Education Leadership in the United Arab Emirates", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 1, pp. 244-248.

5. Iskander R., Pettaway L., Waller L. and Waller S. (2016), "An Analysis of Higher Education Leadership in the United Arab Emirates", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 1, pp. 244-248.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.05.2018

УДК 316.422

УСПЕШНОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ АБИТУРИЕНТОВ КАК КРИТЕРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, Вячеслав Геннадьевич Миненко, кандидат технических наук, доцент, Кристина Вячеславовна Хорошун, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар;

Валерий Леонидович Шапошников, кандидат физико-математических наук, доцент, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета

кооперации, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - выявление взаимосвязи между успешностью привлечения иностранных абитуриентов и конкурентоспособностью системы образования. Известно, что показатели,

отражающую международную деятельность высшего учебного заведения, отражают её конкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг. Но также известно, что неотъемлемой составляющей социально-экономической системы любого уровня иерархии (государство, федеральный округ, регион и даже крупный город) является система образования, включающая несколько высших учебных заведений. Очевидно, что различные социально-экономические системы могут обладать различным экспортным потенциалом и авторитетом на мировой арене. Авторами настоящей статьи предложены критерии для оценки конкурентоспособности системы образования, вычисление которых основано на применении передовых математических методов. Применение предложенных критериев в системе социально-экономического мониторинга позволит анализировать взаимосвязь между успешностью функционирования социально-экономической системы в целом и составляющей её системы высшего образования.

Ключевые слова: иностранный студент, привлечение, система образования, конкурентоспособность, оценка.

SUCCESS OF ATTRACTION OF FOREIGN ENTRANTS AS A CRITERION FOR EVALUATING THE COMPETITIVENESS OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

Tatiana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, candidate of physical and mathematical sciences, professor, Vyacheslav Gennadievich Minenko, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Cristina Vyacheslavovna Horoshun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar; Valery Leonidovich Shaposhnikov, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Krasnodar Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation, Krasnodar

Annotation

The aim of the study is to identify the relationship between the success of attracting foreign students and the competitiveness of the education system. It is known that the indicators reflecting the international activity of the higher educational institution reflect its competitiveness in the world market of educational services. But it is also known that an integral part of the socio-economic system of any level of hierarchy (the state, the Federal district, the region and even a large city) is the education system, which includes several higher educational institutions. It is obvious that different socio-economic systems may have different export potential and authority on the world stage. The authors of this article propose criteria for assessing the competitiveness of the education system, the calculation of which is based on the use of advanced mathematical methods. The application of the proposed criteria in the system of socio-economic monitoring will analyze the relationship between the success of the socio-economic system as a whole and the system of higher education as constituting it.

Keywords: foreign student, attraction, competitiveness, educational system, evaluation.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что с 2013 года в России введён мониторинг эффективности вузов. Его проводят на основе применения значительного числа показателей; одними из важнейших являются параметры, отражающие международную деятельность учебного заведения. Введение таких параметров логично и обоснованно: успешность привлечения иностранных абитуриентов отражает конкурентоспособность вуза на мировом рынке образовательных услуг. Авторы настоящей статьи ранее уточнили и дополнили существующую систему критериев, отражающих эффективность международной деятельности учебных заведений [2].

В то же время, учебное заведение не существует изолированно [1-3]. Вуз - часть социально-экономической системы более высокого порядка - системы образования. Очевидно, что экспортный потенциал системы образования взаимосвязан с конкурентоспособностью учебных заведений.

Но известно, что система образования - неотъемлемая часть некой социально-экономической системы; она не может существовать вне последней. Например, система образования в государстве не может существовать вне государства, система образования в

регионе - вне региона и т.д. При этом возникают следующие вопросы. Какие критерии позволят объективно оценить конкурентоспособность (на мировом рынке) системы образования, относящейся к административно-территориальной единице? Каким образом определить: авторитет социально-экономической системы детерминирует конкурентоспособность вузов или конкурентоспособность вузов детерминирует авторитет системы образования (и социально-экономической системы в целом)? Так, например, в передовых странах именно их (государств) авторитет на мировой арене детерминирует востребованность образовательных услуг вузов. Возможны и обратные ситуации: конкурентоспособные вузы повышают авторитет социально-экономической системы.

Для авторов настоящей статьи очевидно, что критерии, пригодные для оценки международной деятельности образовательных сред, непригодны для оценки экспортного потенциала системы образования. Это обусловлено хотя бы тем, что отдельные учебные заведения (в условиях рыночной экономики) являются конкурентами как внутри страны, так и на мировой арене. Цель исследования - выявление взаимосвязи между успешностью привлечения иностранных абитуриентов и конкурентоспособностью системы образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, оценка конкурентоспособности (экспортного потенциала) должна производиться, в отличие от вузов, не за год, а за пятилетний период, с целью обеспечения репрезентативности выборки (социально-экономические измерения чаще всего являются статистическими!). Пусть N - число вузов в диагностируемой системе образования, М - число иностранных государств, из которых прибыли обучаться студенты. Оче-

(N Л

видно, что М = РI ^ s. I, где Р - мощность множества, - множество государств, из

которых в течение пяти лет прибыли обучаться студенты /-го вуза, и - символ объединения множеств.

Для оценки конкурентоспособности системы образования формируют матрицу

А = М , где пересечение /-й строки и/-го столбца означает количество студентов (за

пятилетний период), прибывших обучаться в /-м вузе из ]-го государства. Число студентов из ]-го государства, прибывших за пятилетний период обучаться в диагностируемую соци-

N

ально-экономическую систему (например, регион), составит ¥. = ^ а{ . . На основе ме-

/=1

тода каменистой осыпи (в наукометрии такой статистический метод применяют для вычисления индекса Хирша) оценивают индекс востребованности системы образования на мировой арене: он равен/, если не менее чем из/государств прибыли обучаться не менее чем / иностранных абитуриентов из каждого. Более "мягкий" критерий: индекс востребованности равен g, если не менее чем из g государств прибыли обучаться в сумме не менее чем g2 студентов. Как видно, оба индекса принципиально ограничены числом государств, из которых прибыли обучаться иностранные студенты. Это логично и обоснованно: если все иностранные студенты прибыли учиться из небольшого числа государств, то систему образования нельзя считать конкурентоспособной на мировой арене.

Благодаря вычислению индекса востребованности возможно ответить на следующий вопрос: авторитет социально-экономической системы детерминирует конкурентоспособность учебных заведений или конкурентоспособность вузов образует экспортный потенциал системы образования? Для каждого вуза, входящего в систему образования, его мысленно "исключают" из системы, и индекс востребованности системы образования рассчитывают без учёта "исключённого" вуза. В результате для каждого вуза вычисляют его

роль (вклад) в конкурентоспособность системы образования: 2 — / — /1, где / - индекс

конкурентоспособности системы образования в целом, /1 - индекс конкурентоспособности системы образования без "исключённого" вуза. Значимость авторитета социально-экономической системы для конкурентоспособности системы образования

3 = 100% •

' n

1--I, где n - число вузов, для которых z = 0. Иначе говоря, если в соци-

V N)

ально-экономической системе (например, регионе) нет вузов, без которых снизился бы индекс конкурентоспособности системы образования, то последняя полностью детерминирована именно авторитетом социально-экономической среды (системы), неотъемлемой частью которой является система образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкурентоспособность системы образования - многоаспектный феномен, что обусловливает необходимость применения множества критериев для её оценки. На данном этапе очевидно, что именно передовые математические методы и информационные технологии (прежде всего - баз данных) необходимы для оценки данного показателя.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-36-00048 "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зрелость социально-педагогических систем / И.С. Ворошилова, М. Л. Романова, З.А. Бат-чаева, Г.П. Кувшинова, З.Н. Чеккуева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 11. - С. 249-265.

2. Успешность привлечения иностранных абитуриентов как критерий для оценки эффективности образовательной среды / Т. Л. Шапошникова, В.Г. Миненко, К.В. Хорошун, В.Л. Шапошников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 361-365.

3. An Analysis of Higher Education Leadership in the United Arab Emirates / R. Iskander, L. Pettaway, L. Waller, S. Waller // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No 1. - P. 244-248.

REFERENCES

1. Voroshilova, I.S., Romanova, M.L., Batchaeva, Z.A., Kuvshinova, G.P. and Chekkueva, Z.N. (2015), "Socially-pedagogical systems maturity", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo techno-logicheskogo universiteta, No 11, pp. 249-265.

2. Shaposhnikova, T.L., Minenko, V.G., Horoshun, C.V. and Shaposhnikov, V.L. (2018), "The success of attraction of foreign entrants as a criterion for evaluating the effectiveness of the educational environment", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 4, Vol. 158, pp. 361-365.

3. Iskander R., Pettaway L., Waller L. and Waller S. (2016), "An Analysis of Higher Education Leadership in the United Arab Emirates", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 1, pp. 244248.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.