Научная статья на тему 'Успешность младшего школьника в здоровьесберегающем образовательном пространстве санаторной школы как психолого-педагогическая проблема1'

Успешность младшего школьника в здоровьесберегающем образовательном пространстве санаторной школы как психолого-педагогическая проблема1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / САНАТОРНАЯ ШКОЛА / УСПЕХ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / PROTECTED HEALTH AND EDUCATIONAL SPACE / SANATORIUM SCHOOL / SUCCESS / SITUATION OF SUCCESS / SOCIAL SUCCESS / PRIMARY SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новосёлова Галина Алексеевна

ательном пространстве санаторной школы как психолого-педагогическая проблема. Автор подчёркивает необходимость сохранения и укрепления здоровья ребёнка, содействующего его успешной социализации при переходе в основную школу путём осуществления психологопедагогической поддержки, повышения уровня самооценки, создания ситуации успеха, включения в различные виды деятельности не только детей, но и их родителей. На основе выделенных критериев успешности младшего школьника исследователь обосновывает влияние психологического и социального здоровья на его успешность. В работе отмечается, что успешность младшего школьника складывается из его достижений в различных видах деятельности: проектной, исследовательской, творческой, оздоровительной и др. Для оценки личных достижений учеников используется «портфолио», способствующее формированию умений видеть динамику результатов собственных достижений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primary Schoolchildren's Success in Protected Health and Educational Space of the Sanatorium School as a Psychological and Pedagogical Problem

The paper discusses primary schoolchildren's success in protected health and educational space sanatorium school as a psychological and pedagogical problem. The author stresses the need to preserve and promote children's health to facilitate their successful socialization in the process of transition to the main school through implementing psychological and pedagogical support, improving their self-esteem, creating a situation of success and including not only children but also their parents in a variety of activities. On the basis of the selected criteria of success the author proves the influence of psychological and social health on primary schoolchildren's success. The paper notes that the success of primary schoolchildren depends on their achievements in various spheres of activity: design, research, creativity, recreation and others. The use of "portfolio" to assess the pupils' personal achievements promotes the formation of the ability to see the dynamics of the results of their achievements.

Текст научной работы на тему «Успешность младшего школьника в здоровьесберегающем образовательном пространстве санаторной школы как психолого-педагогическая проблема1»

Практическая педагогика Practical Pedagogy

УДК 373.3 ББК Ч 421

Галина Алексеевна Новосёлова,

аспирант, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: NovoselovaGA@yandex.ru

Успешность младшего школьника в здоровьесберегающем образовательном пространстве санаторной школы как психолого-педагогическая проблема1

В статье рассматривается успешность младшего школьника в здоровьесберегающем образовательном пространстве санаторной школы как психолого-педагогическая проблема. Автор подчёркивает необходимость сохранения и укрепления здоровья ребёнка, содействующего его успешной социализации при переходе в основную школу путём осуществления психологопедагогической поддержки, повышения уровня самооценки, создания ситуации успеха, включения в различные виды деятельности не только детей, но и их родителей. На основе выделенных критериев успешности младшего школьника исследователь обосновывает влияние психологического и социального здоровья на его успешность. В работе отмечается, что успешность младшего школьника складывается из его достижений в различных видах деятельности: проектной, исследовательской, творческой, оздоровительной и др. Для оценки личных достижений учеников используется «портфолио», способствующее формированию умений видеть динамику результатов собственных достижений.

Ключевые слова: здоровьесберегающее образовательное пространство, санаторная школа, успех, ситуация успеха, социальная успешность, младший школьник.

Galina Alekseevna Novoselovа,

Graduate Student, Zabaikalsky State University (Chita, Russia),

e-mail: NovoselovaGA@yandex.ru

Primary Schoolchildren’s Success in Protected Health and Educational Space of the Sanatorium School as a Psychological and Pedagogical Problem

The paper discusses primary schoolchildren’s success in protected health and educational space sanatorium school as a psychological and pedagogical problem. The author stresses the need to preserve and promote children’s health to facilitate their successful socialization in the process of transition to the main school through implementing psychological and pedagogical support, improving their self-esteem, creating a situation of success and including not only children but also their parents in a variety of activities. On the basis of the selected criteria of success the author proves the influence of psychological and social health on primary schoolchildren’s success. The paper notes that the success of primary schoolchildren depends on their achievements in various spheres of activity: design, research, creativity, recreation and others. The use of “portfolio” to assess the pupils’ personal achievements promotes the formation of the ability to see the dynamics of the results of their achievements.

Keywords: protected health and educational space, sanatorium school, success, situation of success, social success, primary schoolchild.

1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.2266.2011. © Г. А. Новосёлова, 2012

В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится, что школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения и является одним из решающих факторов индивидуального успеха [17, с. 2]. Во всемирном докладе ЮНЕСКО по мониторингу образования для всех отмечается, что плохое здоровье, отсутствие стимулирования подрывают основу для обучения на протяжении всей жизни, ограничивая возможность всестороннего развития личности [19, с. 6]. Следовательно, в современной школе должны создаться условия, содействующие успешности школьника, т. к. успех, по мнению исследователей, придаёт ребёнку уверенность в своих силах, а положительные эмоции благотворно влияют на состояние его здоровья [9, с. 56].

Исследователи Е. И. Казакова, С. Н. Лы-сенкова, М. Назарова, У. Глассер и др. отмечают, что ученик, способный добиться успеха в школе, имеет больше шансов для достижения успеха в жизни. Поэтому, как отмечают М. Барбер и М. Муршед, анализируя различные школьные системы, сегодня необходимо, «чтобы все дети были успешными» [1, с. 9]. По мнению Л. Ю. Кругловой, успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна создать ему комфортные условия, позволяющие сохранять его здоровье [11, с. 87-89], что является актуальным для современного российского образования.

В данной статье нами рассматривается успешность младшего школьника в здоровьесберегающем образовательном пространстве санаторной школы как психолого-педагогическая проблема и определяются пути её решения.

Проведённый нами анализ понятия «здоровьесберегающее образовательное пространство» [18] позволил рассмотреть его как многомерное, многоаспектное, многоуровневое образовательное пространство, в котором осуществляется интеграция усилий всех субъектов образования, обеспечивающая психологопедагогическую поддержку, социальную и медицинскую помощь младшему школьнику с целью повышения уровня здоровья, содействующего его успешной адаптации и социализации при переходе в основную школу.

Представляя здоровьесберегающее образовательное пространство санаторной школы как многоуровневое пространство, нами выделяется [18, с. 333] федеральный, региональный и школьный уровень:

- на федеральном уровне реализуется единая программа развития образования, основой которой является национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», приоритетным направлением которой является здоровье школьников; Концепция духовнонравственного развития; Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 гг., в которой подчёркивается значимость успешной социализации ребёнка;

- на региональном уровне осуществляется реализация программ, содействующих формированию здорового образа жизни школьника. Важным для нас является мнение Е. А. Игумновой, что региональное образовательное пространство представляет собой часть социального пространства, объединяющего субъектов и объектов образования в рамках региона, имеющих образовательные продукты, которые оказывают влияние на образование ребёнка [16, с. 127]. Это предоставляет нам возможность использовать интеграцию усилий всех субъектов образования в решении задач проектирования здоровьесберегающего пространства санаторной школы;

- на школьном уровне осуществляется реализация образовательных программ, направленных на внедрение здоровьесберегающих технологий, профилактических программ, содействующих успешности младшего школьника.

Рассматривая успешность младшего школьника в здоровьесберегающем образовательном пространстве санаторной школы как психолого-педагогическую проблему, мы обратились к трудам П. Ф. Лесгафта, который уточняет: «...возможно ли надеяться на хороший успех умственного развития бледного, вялого молодого человека, который страдает болезнями, составляющими следствие неблагоприятных условий, при которых он рос.?» [15, с. 320]. Учёный подчёркивает, что ребёнок, страдающий болезнями, вряд ли может рассчитывать на успех. Это даёт нам возможность предположить, что уровень состояния здоровья ребёнка обеспечивает соответствующий уровень его успешности в здоровьесберегающем образовательном пространстве санаторной школы, что актуализирует проблему создания специальных условий, осмысление которых должно быть значимым для педагогов школы.

Проблема успешности младшего школьника рассматривается в диссертационных исследованиях последних лет такими учёными, как

И. В. Макарова, О. А. Яшнова, М. И. Кошенова,

A. Н. Долгова, Н. Е. Подгайский, Е. В. Четверикова, Д. Р. Мерзлякова, и другие. Выявить содержание понятия «успешность», по нашему мнению, возможно лишь в контексте рассмотрения понятий «успех» и «ситуация успеха».

Исследователи (А. С. Белкин, Г. Ю. Ксензо-ва, Л. Ю. Круглова, Е. И. Казакова, А. П. Тряпи-цына и др.) рассматривают понятие «успех», как: состояние человека, качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя (Л. Ю. Круглова); переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат либо совпал с ожиданиями, либо превзошел их [9]; фактор, вызывающий особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием радости (К. А. Абульханова-Славская, В. Г. Асеев,

B. К. Вилюнас и др.); положительный результат какого-нибудь дела [10]; удачное достижение желаемого результата [3]; пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития ребёнка; переживание радости успеха; внутреннее состояние человека (Г. Ю. Ксензова). Для нас важно, что успех может являться фактором, вызывающим особое эмоциональное состояние радости достижения поставленной цели, которое может стать следствием высокой позитивной оценки себя, отражающееся в самосовершенствовании и саморазвитии ребёнка. Поэтому мы предполагаем, что включение детей в проектную, исследовательскую, творческую, оздоровительную и другие виды деятельности будет предоставлять им право свободного выбора и создавать ситуацию успеха.

По мнению учёных [2; 3], успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации. Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше мотивов побуждают к деятельности. Л. Ю. Ерёмина отмечает, что мотивация - это важный фактор, который обеспечивает успех в деятельности [5, с. 13]. Л. И. Новикова, В. А. Караков-ский, Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова считают, что средством роста мотивации являются творческие ситуации [20]. Авторы подчеркивают, что ситуацию можно считать творческой, если какие-то её характеристики снижают психологические барьеры на пути креативного поведения личности, и выделяют четыре типа таких ситуаций: соревновательная, заботы, игровая, исследовательская. М. В. Копосова даёт характеристики «сотворческого» поведе-

ния учителей: обеспечение доброжелательной атмосферы общения; «заражение» интересом, азартом, интригой; поддержка индивидуального, нестандартного стиля мышления ребёнка. Развитие мышления и воображения - психологическая основа творческих умений [20, с. 191]. Ситуация успеха может стать пусковым механизмом дальнейшего развития личности, способствующим формированию устойчивого чувства удовлетворения, повышению самооценки. Ситуация - это то, что способен организовать учитель, это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех это результат подобной ситуации (А. С. Белкин).

Ситуация успеха закладывает основы успешной деятельности ребёнка и вызывает у него потребности в повторном переживании успеха. Поэтому очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки [22, с. 33]. Для нас значимой является Формула «человеческого счастья», созданная У. Джемсом: самооценка = успех / притязания. Ребёнок тем лучше себя чувствует, чем выше его самооценка. Из формулы следуют два пути повышения самооценки: можно увеличить и знаменатель, и числитель [8, с. 13]. К сожалению, как показывают результаты проведённого нами исследования, значительная часть учащихся санаторной школы имеет заниженную самооценку, что является основой их неуспешности и выявляет проблему, стоящую перед педагогическим сообществом - повышение уровня самооценки школьников.

Раскрывая особенности создания в школе ситуации успеха, А. Лопатин даёт характеристику успешного школьника. По мнению исследователя, для него характерно: уверенность в себе; ощущение компетентности; повышение социальной активности; повышение самооценки и уровня притязаний; повышение уровня мотивации достижения успеха; благодарность по отношению к другим; формирование оптимистической перспективы к результатам дальнейшей деятельности; гуманистическая позиция к людям, которая проявляется в позитивном отношении к личности человека и к своей, в том числе; формирование высокого уровня эмпатии по отношению к успехам и неудачам других; воспитание самоуважения [13, с. 73].

По нашему мнению, успешный ученик в здоровьесберегающем образовательном пространстве санаторной школы должен иметь следующие характеристики: высокий уровень

физического, психологического, духовного и социального здоровья; повышенную мотивацию в достижения успеха, повышенный уровень самооценки и притязаний, повышенную продуктивную и социальную активность. В рамках данной статьи нами рассматривается успешность младшего школьника с учётом показателей состояния здоровья - психологического и социального. Мы предполагаем, что в качестве критерия успешности младшего школьника может выступать уровень его здоровья, показателями которого, на наш взгляд, может являться физическое, психологическое, духовное и социальное здоровье ребёнка. Сформированность каждого показателя определяется критериями оценки уровня здоровья ученика и его личных достижений.

Успешность в проектной, исследовательской, творческой, оздоровительной или в других видах деятельности приводит ребёнка к стойкому положительному отношению к данному виду деятельности, а неудачи приводят к ощущению своей неспособности, к возникновению фрустрации [10], состоянию страха, повышению уровня тревожности. Поэтому успешность обучения, воспитания и развития младшего школьника зависит от эмоционального компонента.

Главной эмоциональной чертой ребёнка является тревожность [22, с. 30]. Нами установлено, что у детей санаторной школы наблюдается преобладание состояния тревоги. Особенно выражены такие показатели, как повышенный психомоторный тонус (42 %); показатели повышенной тревожности (52 %), состояния стресса (41 %); одним из факторов, понижающих уровень данных показателей, является психологический климат в классе. Изучение состояния психологического климата в классе выявило, что 39 % школьников безразлично относятся к психологическому климату, а 19 % - оценивают его как очень плохой. Развивая мысль М. Барбера о том, что «нездоровая атмосфера в классе ухудшает отношения между учителем и учеником и порождает конфликты» [2, с. 87], мы предполагаем, что ученик санаторной школы в здоровьесберегающем образовательном пространстве будет успешен, если будет создана благоприятная атмосфера в классе, содействующая улучшению состояния психологического здоровья учеников.

Психологическое здоровье детей во многом зависит от условий жизни в семье. Наруше-

ние семейных контактов, их недостаточность или конфликтность - один из наиболее распространённых источников психологического неблагополучия детей. Определяя психологический комфорт семьи детей, нуждающихся в длительном лечении, мы использовали методику «Я и моя семья». Результаты проведённого исследования показали, что в рисунках 58 % респондентов прослеживается чувство одиночество автора, это является следствием малоэмоциональной насыщенности общения в семье. У 55 % детей отсутствует ощущение своей семьи как естественной устойчивой единицы, это говорит об отсутствии контакта между членами семьи. Отсутствие семьи наблюдается у 20 % респондентов, это свидетельствует об отсутствии у детей ощущения своей семьи как естественной устойчивой единицы.

Участие родителей в учебном процессе, как отмечает М. Фуллан, способно дать ощутимые результаты в повышении качества образования. Учёный выделяет четыре разные формы участия родителей: в школьной жизни (добровольные помощники); в организации учебных занятий дома (помощь при выполнении домашних заданий, привлечение частных учителей); взаимоотношение школы с семьями учеников и местным сообществом; участие в управлении школой (работа в консультативных советах) [2, с. 118]. Проведённый нами анализ участия родителей в жизнедеятельности санаторной школы показал, что уровень их участия очень низок (40 % их является «добровольными помощниками», из них 15 % взаимодействуют с местным сообществом по решению детских проблем и не принимают участие в управлении школой). Данные психологического обследования детей санаторной школы в целом демонстрируют их психологическое неблагополучие, что является следствием нарушения эмоциональных контактов в семье. Это объясняется тем, что большая часть детей - из неблагополучных семей. Следовательно, в работе с родителями детей санаторной школы необходимо использовать формы, активизирующие их сопричастность к жизнедеятельности младших школьников: психологические тренинги, индивидуальные беседы, включение в совместные проекты и творческие дела. Мы предполагаем, что данные формы работы с родителями позволят улучшить состояние психологического здоровья детей, что будет содействовать их успешности.

Характерной чертой современного этапа обновления образовательной среды является ориентация на «построение индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности» [21]. Следовательно, успешная социализация личности ребёнка отражается в его социальной успешности. А. Збуцки рассматривает понятие социальной успешности как определённое психическое состояние человека, которое характеризуется личным удовлетворением своим положением в социальном окружении, занимаемой социальной нишей и выполняемыми функциями; как результат интеграции ребёнка в данную социальную среду. Автор выделяет факторы социальной успешности: социально-средовые факторы (ближайшее окружение, общественное мнение, социальное положение, статус); личностно-индивидуальные факторы (внутренняя мотивация на успех, стремление к саморазвитию и самоидентификации, коммуникативная компетентность, адекватная ценностная сфера) [23].

По нашему мнению, в здоровьесберегающем образовательном пространстве санаторной школы ребёнку должна оказываться педагогическая поддержка, создающая ситуацию успеха и направленная на оказание ему помощи в успешной адаптации и социализации. Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общение, с успешным продвижением в обучении и самоопределении. Важнейшим содержательным механизмом успешности педагогической поддержки является вера в успех [20, с. 221]. Мы считаем, что формирование у младшего школьника веры в то, что он имеет все возможности быть успешным, и оказание ему педагогической поддержки в этом является важной функцией педагогического сообщества санаторной школы.

Успешность младшего школьника складывается из его достижений в разных видах деятельности: коммуникативной, трудовой, спортивной, творческой, исследовательской - и во многом зависит от состояния его здоровья [12, с. 29; 48; 50]. Учитывать индивидуальные особенности детей, а так же анализировать изменения в их личностном развитии можно при помощи «мониторинга личностных достижений». В настоящее время существуют следующие формы фиксации личностных достижений школьников: карта-профиль, «дневник здоровья», «те-

традь успешности», «портфолио», - которые отражают успехи учащегося, его участие в полезных делах. Инновационной формой оценки достижений учеников является «портфолио». Оно представляет форму аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному им в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности [4, с. 122]. «Портфолио» демонстрирует, какими знаниями, умениями и навыками овладел школьник в процессе обучения [14, с. 267]. Опираясь на работы [4; 6; 14], нами определена следующая структура «портфолио» младшего школьника: мой портрет; моя семья (дерево семьи); мои награды (грамоты, участие в олимпиадах, конкурсах, в том числе школьные); мои достижения (учебные успехи); «творческая кладовая» (работы, способствующие творческому развитию); «взгляд со стороны» (рекомендации педагогов, собственная оценка достигнутых результатов). Мы предполагаем, что использование «портфолио» для оценки достижений младших школьников будет направлено на формирование его самооценки результатов участия в различных видах деятельности, умений видеть динамику результатов собственных достижений, умений брать на себя ответственность за индивидуальный прогресс, вне сравнения с достижениями других учеников.

Таким образом, рассматривая успешность младшего школьника в здоровьесберегающем образовательном пространстве санаторной школы как психолого-педагогическую проблему, мы отмечам, что успешность школьника зависит прежде всего от:

- уровня его здоровья;

- создания ситуации успеха в образовательном процессе;

- повышения уровня самооценки школьника;

- включения ребёнка в творческую, проектную, исследовательскую, оздоровительную и др. виды деятельности;

- сопричастности родителей к жизнедеятельности школы;

- организации в здоровьесберегающем образовательном пространстве санаторной школы, представляющем многомерное, многоаспектное, многоуровневое образовательное пространство, оказания психолого-педагогической поддержки, социальной и медицинской помощи, содействующей успешной адаптации и социализации при переходе ребёнка в основную школу.

Список литературы

1. Барбер М., Муршед М. Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать ещё более эффективными в следующем десятилетии // Теоретические и прикладные исследования. 2010. С. 6-32.

2. Барбер М. Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании / пер. Л. Б. Макеевой; Моск. высш. шк. соц. и экон. наук. М.: Просвещение, 2007. 349 с.

3. Берлов В. И. Психологический словарь: реалистическое миропонимание. Краснодар: Советская Кубань, 2001. 288 с.

4. Гладкая И. В. Оценка образовательных результатов школьников: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2008. 144 с.

5. Еремина Л. Ю. Психологические особенности личности школьников и их влияние на успешность сдачи итогового школьного экзамена (на материале ЕГЭ и традиционного экзамена): дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 258 с.

6. Живая оценка: программа «Портфолио в школе» / И. Ю. Гайтукаева, И. Г. Юдина. Волгоград, 2006. 240 с.

7. Игумнова Е. А. Системный подход как методическая основа исследования регионального образовательного пространства // Вопросы современной науки и практики. 2011. №3(34).

С. 123-130.

8. Казакова Е. И., Тряпицина А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб.: Петербург - XXI век (совместно с ЗАО «Пресс-Атташе»), 1997. 160 с.

9. Кобизь Т. Н., Чепикова Л. В. Поддержка индивидуального развития детей с ослабленным здоровьем // Воспитание школьников. 2009. № 10. С. 55-56.

10. Краткий толковый словарь русского языка / сост. И. Л. Городецкая, Т. Н. Поповцева, М. Н. Су-доплатова, Т. А. Фоменко; под ред. В. В. Розановой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1985. 245 с., ил.

11. Круглова Л. Ю. От тетради успешности - к успешному обучению в школе // Педагогическая техника. 2006. № 1 С. 87-101.

12. Ксензова Г. Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. 56 с.

13. Лопатин А. Гуманизация образования в процессе создания в школе ситуации успеха // Учитель. 2004. № 6. С. 70-75.

14. Лучкина Т. В. Содействие построению карьерной стратегии молодого учителя // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 262-271.

15. Лесгафт П. Ф. Избранные труды / сост. И. Н. Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1987.

359 с.

16. Мураль И. П. Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2009. № 12. С. 11-13.

17. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Проект. URL:http:// mon.gov.ru/fils/materials/5233/09.03.16-nns (дата обращения: 21.01.2011).

18. Новоселова Г. А. Характеристика здоровьесберегающего пространства санаторной школы // Вестник Пятигорского гос. лингв. ун-та. 2010. № 3, июль-сентябрь. С. 333-336.

19. Скрытый кризис: вооружённые конфликты и образование // Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. 2011. 470 с.

20. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В. А. Ка-раковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. 264 с.

21. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. URL: http:// www.fcpro.ru (дата обращения: 24.10.2011).

22. Яшнова О. А. Успешность младшего школьника. М.: Академический Проект, 2003. 144 с.

23. Збуцки А. Формирование социальной успешности школьников средствами экономического образования: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2005. 144 с.

Spisok literatury

1. Barber M., Murshed M. Sozdavaja buduwee: kak horoshie obrazovatel'nye sistemy mo-gut stat' ewjo bolee jeffektivnymi v sledujuwem desjatiletii // Teoreticheskie i prikladnye issledovanija. 2010. S. 6-32.

2. Barber M. Obuchajuwaja igra: argumenty v pol'zu revoljucii v obrazovanii / [per. L. B. Ma-keevoj]; Mosk. vyssh. shk. soc. i jekon. nauk. M.: Prosvewenie, 2007. 349 s.

3. Berlov V I. Psihologicheskij slovar': realisticheskoe miroponimanie. Krasnodar: Sovetskaja Kuban', 2001. 288 s.

4. Gladkaja I. V Ocenka obrazovatel'nyh rezul'tatov shkol'nikov: ucheb.-metod. posobie / pod obw. red. A.P. Trjapicynoj. SPb.: KARO, 2008. 144 s.

5. Eremina L. Ju. Psihologicheskie osobennosti lichnosti shkol'nikov i ih vlijanie na uspeshnost' sdachi itogovogo shkol'nogo jekzamena (na materiale EGJe i tradicionnogo jekza-mena) dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2007. 258 s.

6. Zhivaja ocenka: programma «Portfolio v shkole» / I. Ju. Gajtukaeva, I. G. Judina. Volgograd, 2006. 240 s.

7. Igumnova E. A. Sistemnyj podhod kak metodicheskaja osnova issledovanija regional'-nogo obrazovatel'nogo prostranstva // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. 2011. №3(34). S. 123-130.

8. Kazakova E. I., Trjapicina A. P. Dialog na lestnice uspeha (Shkola na poroge novogo veka). SPb.: Peterburg - XXI vek (sovmestno s ZAO «Press-Attashe»), 1997. 160 s.

9. Kobiz' T. N., Chepikova L. V. Podderzhka individual'nogo razvitija detej s oslablen-nym zdorov'em // Vospitanie shkol'nikov. 2009. № 10. S. 55-56.

10. Kratkij tolkovyj slovar' russkogo jazyka / sost. I. L. Gorodeckaja, T. N. Popovceva, M. N. Su-doplatova, T. A. Fomenko; pod red. V V. Rozanovoj. 4-e izd., ster. M.: Rus. jaz., 1985. 245 s., il.

11. Kruglova L. Ju. Ot tetradi uspeshnosti - k uspeshnomu obucheniju v shkole // Pedago-gicheskaja tehnika. 2006. № 1 S. 87-101.

12. Ksenzova G. Ju. Kak obespechit' situaciju uspeha uchitelju i ucheniku: ucheb. posobie. M.: Pedagogicheskoe obwestvo Rossii, 2005. 56 s.

13. Lopatin A. Gumanizacija obrazovanija v processe sozdanija v shkole situacii uspeha // Uchitel'. 2004. № 6. S. 70-75.

14. Luchkina T. V. Sodejstvie postroeniju kar'ernoj strategii molodogo uchitelja // Iz-vestija Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gercena. 2008. № 62. S. 262-271.

15. Lesgaft P. F. Izbrannye trudy / sost. I. N. Resheten'. M.: Fizkul'tura i sport, 1987. 359 s.

16. Mural' I. P. Vozmozhnosti motivacii uchebnoj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov // Nachal'naja shkola. 2009. № 12. S. 11-13.

17. Nacional'naja obrazovatel'naja iniciativa «Nasha novaja shkola». Proekt. URL:http://mon. gov.ru/fils/materials/5233/09.03.16-nns (data obrawenija: 21.01.2011).

18. Novoselova G. A. Harakteristika zdorov'esberegajuwego prostranstva sanatornoj shkoly // Vestnik Pjatigorskogo gos. lingv. un-ta. 2010. № 3, ijul'-sentjabr'. S. 333-336.

19. Skrytyj krizis: vooruzhjonnye konflikty i obrazovanie // Vsemirnyj doklad po monitoringu ODV. 2011. 470 s.

20. Upravlenie vospitatel'noj sistemoj shkoly: problemy i reshenija / pod red. V. A. Karakovsko-go, L. I. Novikovoj, N. L. Selivanovoj, E. I. Sokolovoj. M.: Pedagogicheskoe ob-westvo Rossii, 1999. 264 s.

21. Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2011-2015 gody. URL: http:// www.fcpro.ru (data obrawenija: 24.10.2011).

22. Jashnova O. A. Uspeshnost' mladshego shkol'nika. M.: Akademicheskij Proekt, 2003. 144 s.

23. Zbucki A. Formirovanie social'noj uspeshnosti shkol’nikov sredstvami jekonomi-cheskogo obrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk. Jaroslavl’, 2005. 144 s.

Статья поступила в редакцию 14.03.2012 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.