Научная статья на тему 'УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА'

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РИСКИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА / КУРАТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагматуллина Л.К.

В статье рассматриваются особенности процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в высшем учебном заведении. Автор доказывает, что успешная адаптация обучающихся, особенно в первый год обучения в вузе, способствует личностному и профессиональному становлению, способна сформировать выпускника с высоким уровнем профессиональной компетентности, обладающего гибкостью, открытостью к инновациям, интересом к будущей профессиональной деятельности. Особое внимание автор уделяет рассмотрению роли куратора группы в обеспечении педагогического сопровождения процесса адаптации первокурсников.The article discusses the features of the process of adaptation to training conditions in higher education. The author argues that successful adaptation of students, especially in the first year of study at the University, promotes personal and professional development to develop graduates with a high level of professional competence, flexibility, openness to innovation, interest in future professional activity. Special attention is paid to examining the role of the group facilitator in providing pedagogical support of the process of adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА»

журнал). 2016.№ 3-2 (59). С. 4-11.

2. Алексанян Е.С., Аверьянова Г.А., Гринина Е.А., Самарин А.И. Использование инновационных технологий в процессе подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 3-2 (59). С. 19-26.

3. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: «Просвещение», 1991. - 223 с.

4. Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема. - URL: https://zaimodeystvie-pedagogov-i-roditeley-kak-sotsialnaya-i-psihologo-pedagogicheskaya-problema.pdf

5. Милова М. В. Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 780-782.

6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология». - М.: Владос - Пресс, 2004. - 384 с.

7. Самойленко Е. В., Костюнина Е. А. К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями учащихся // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 735-738.

8. «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

Нагматуллина Л.К., к. соц.н.

доцент

кафедра Социологии, политологии и менеджмента Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева-КАИ

Россия, г. Казань

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА Аннотация: В статье рассматриваются особенности процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в высшем учебном заведении. Автор доказывает, что успешная адаптация обучающихся, особенно в первый год обучения в вузе, способствует личностному и профессиональному становлению, способна сформировать выпускника с высоким уровнем профессиональной компетентности, обладающего гибкостью, открытостью к инновациям, интересом к будущей профессиональной деятельности. Особое внимание автор уделяет рассмотрению роли куратора группы в обеспечении педагогического сопровождения процесса адаптации первокурсников.

Ключевые слова: образовательная среда, воспитательная работа, адаптация, первокурсники, риски адаптационного периода, куратор.

SUCCESSFUL ADAPTATION TO CONDITIONS OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION AS A BASIS FOR THE FORMATION OF A

COMPETENT GRADUATE.

Abstract: The article discusses the features of the process of adaptation to training conditions in higher education. The author argues that successful adaptation of students, especially in the first year of study at the University, promotes personal and professional development to develop graduates with a high level of professional competence, flexibility, openness to innovation, interest in future professional activity. Special attention is paid to examining the role of the group facilitator in providing pedagogical support of the process of adaptation.

Keywords: educational environment, educational work, adaptation of freshmen, the risks of the adaptation period, the curator.

В настоящее время динамично развивающемуся обществу необходимы выпускники высших учебных заведений, способные реализовывать проекты в различных отраслях экономики, целеустремленные, обладающие профессиональными знаниями, умениями и навыками, готовые к творческому, самостоятельному и продуктивному труду, ориентированные на непрерывное образование, за которых на рынке труда разворачивается конкурирующая борьба.

Повышение требований к подготовке выпускников вузов, соответствующих запросам и представлениям работодателя, стремящихся и способных быстро интегрироваться в профессиональную среду, потребовало кардинального изменения образовательной парадигмы. В соответствие с ней был осуществлен переход на подготовку обучающихся по образовательным стандартам нового поколения, построенным согласно компетентностной модели, преподаватели ориентированы на постоянный поиск новых методов и форм обучения, обновление содержания образования, использование инновационных образовательных технологий.

В условиях поиска модели образовательной среды, обеспечивающей высокое качество современной вузовской подготовки, способствующей раскрытию творческого потенциала обучающихся, формированию профессиональных качеств, возникает необходимость по-новому осмыслить роль, задачи и назначение воспитательной работы в системе высшего образования. Следует признать неоспоримость того, что только образовательный процесс с обязательным включением в него воспитательной составляющей может сформировать пространство, где созданы все условия для успешной учебной деятельности обучающихся, их личностного становления, раскрытия и реализации потенциальных возможностей.

В воспитательном пространстве высшего учебного заведения среди множества факторов, формирующих будущего профессионала с социально-значимыми характеристиками личности, такой компонент как адаптация обучающихся первого курса к условиям учреждения высшего образования, требует особого внимания, изучения и анализа. Адаптация студентов к вузу

рассматривается некоторыми исследователями даже в качестве основного фактора воспитательной среды, которая «обеспечивает эффективность образовательной деятельности, раскрытие потенциала и служит пусковым механизмом для взращивания субъекта активности»72, доказывается необходимость комплексного подхода к системе адаптации первокурсников.

Адаптация понимается как «приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке». 73 Сложность и многоаспектность феномена адаптации объясняет повышенный интерес к нему представителей таких наук как педагогика, психология, социология, медицина и др.

Проблемы адаптации, и в частности, адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе, поднимаются и рассматриваются в работах многих авторов (Токаревой Г.Ф., Бозаджиева В.Л., Пономарева А.В., Осипчуковой Е.В., Маленкович Т.М., Гапоновой С.А., Логуновой Л.Ю. и др.). В настоящее время они все более актуализируются в связи с необходимостью решать вопросы воспитания молодого поколения в условиях ускоряющихся социально-экономических и научных процессов, наполнять новым содержанием воспитательную работу.

Организация воспитательного процесса обучающихся на первом курсе предполагает решение вопросов, связанных с выявлением трудностей, усложняющих процесс адаптации, а также поиском способов их разрешения.

Для успешного обучения необходимо, чтобы процесс адаптации первокурсников к условиям учреждения высшего образования проходил как можно быстрее и менее болезненно. Важны в этом плане первые месяцы в вузе. В это время ожидания и интересы, сформировавшиеся и сложившиеся на этапе выбора профессии, могут быть либо разрушены, возникнет чувство разочарования, ослабеет интерес к избранной профессии, либо укрепится убежденность в правильности ее выбора. От этого, в свою очередь, зависит, будет ли сформирована мотивационная готовность к учебной деятельности, будут ли установки на качественное и осмысленное овладение знаниями, умениями и навыками в будущей профессиональной сфере определяющими в течение всех лет обучения. Не случайно, подготовительный этап профессиональной адаптации, осуществляемый в процессе обучения, во многом определяет эффективность непосредственного этапа, происходящего с началом трудовой деятельности, уже на рабочем месте. 74 Выпускник имеет

72 Пономарев А.В., Осипчукова Е.В. Адаптация студентов первого курса к системе высшего профессионального образования: от теории к практике//Образование и наука.РГППУ, Екатеринбург.2007№1(43).С.44.

73Психология. Словарь/Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2- е изд., испр. и доп. М., 1990.С24. 74 См.: Воскрекасенко О.А., Шилина А.В.Формирование готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации как педагогическая проблема//

меньше шансов комфортного вхождения в профессию, у него даже может появиться осознание отсутствия призвания к ней, возникнуть необходимость поиска себя в другой сфере деятельности, если первый - подготовительный этап пройден недостаточно успешно. Поэтому возраст первокурсников является важным не только с точки зрения воспитания, но и дальнейшего профессионального становления.

При переходе от одной ступени образования к другой - от обучения в школе к обучению в высшем учебном заведении, основные трудности, с которыми сталкиваются первокурсники, связаны в основном с проблемами учебно-профессиональной и социально-психологической адаптации.75 В этот период идет становление нового коллектива - студенческой группы, обучающиеся приобретают опыт взаимодействия в новом для них микросоциуме, осваивают новую систему обучения, которая существенно отличается от школьной, в первую очередь тем, что степень ответственности и уровень самостоятельности при переходе к более высокой ступени образования резко увеличиваются. С одной стороны, это открывает новые возможности, делает возможным трансформировать уже имеющиеся у обучающихся знания, с другой - является причиной возникновения сложностей и трудностей. В процессе приспособления к новой, специфической образовательной среде первокурсники не всегда могут быстро принять новые требования и правила обучения, научиться самостоятельно осваивать и анализировать большой объем информации, правильно организовывать свое рабочее время, оптимально используя его. Все это неизбежно приводит к снижению (по сравнению со школой) успеваемости, появлению неуверенности в себе, неумению решать стоящие перед ними задачи, принимать самостоятельные, ответственные решения.

Сложности социально-психологической адаптации проявляются у первокурсников в процессе установления межличностных взаимоотношений в группе, построения взаимодействия между обучающимися и преподавателями. Отсутствие сформированных коммуникативных умений, особенно навыков общения в новой для них студенческой среде, наличие у каждого обучающегося своего уровня адаптивных навыков, порождает трудности, замедляющие и усложняющие процесс адаптации. Могут возникнуть конфликты с одногруппниками, сопровождаемые психологическим дискомфортом, тяжелым эмоциональным состоянием, переживаниями.

Снизить риски адаптационного периода, преодолеть трудности профессионального и личностного становления, особо свойственные первому году обучения в высшем учебном заведении, способна правильно

http://dep_penzped.pnzgu.ru/files/dep_penzped.pnzgu.ru/publikacii_prepodavateley/voskrekasenko_o_a_/voskreka senko_shilina_formirovanie_gotovnosti_buduschih_bakalavrov_.pdf (дата обращения 25.09.16). 75 См.: Чикина Т.Е.,Коларькова О.Г. Социально-педагогические условия адаптации студентов первого курса//Современные исследования социальных проблем(электронный журнал).2015№9(53).С.611. http://journal-s.org/index.php/sisp/issue/view/92015 (дата обращения 23.09.16).

спланированная воспитательная работа с первокурсниками. Система мероприятий в воспитательном пространстве вуза должна учитывать их возрастные особенности, иметь обязательное педагогическое сопровождение, что будет способствовать ускорению процесса идентификации с ролью студента и будущей профессией. Поэтому в организации процесса адаптации обучающихся на первом курсе к условиям вуза неизменной и значимой остается роль куратора группы. И хотя вопрос о необходимости кураторства в высшей школе по-прежнему является дискуссионным, результаты научных исследований «доказывают необходимость института кураторства на 1-м курсе». 76 Практика и опыт работы автора статьи с первокурсниками дают основание полностью поддержать эту точку зрения и позволяют утвердиться во мнении, что только совместная деятельность преподавателя и обучающегося сможет облегчить процесс адаптации в вузе.

Вчерашние школьники нуждаются в наставнике в лице опытного, авторитетного педагога, способного помочь преодолеть все трудности адаптационного периода, связанные с учебным процессом, вовлечь в социально значимую деятельность по участию в мероприятиях различного уровня, привлечь к работе в органах студенческого самоуправления. Творческий, неформальный подход куратора к выполнению своих функций позволяет решать многие задачи учебного и воспитательного характера.

В Казанском национальном исследовательском техническом университете (КНИТУ-КАИ), и в частности - Институте экономики, управления и социальных технологий (ИЭУиСТ) успешно действует система кураторства. У каждой группы первого курса есть куратор - преподаватель из числа профессорско-преподавательского состава выпускающих кафедр. Кураторами групп реализуется комплекс мероприятий аудиторной и внеаудиторной работы, способствующий адаптации первокурсников к условиям обучения.

Так, например, взаимодействие куратора - преподавателя выпускающей кафедры социологии, политологии и менеджмента с обучающимися по направлению подготовки «Менеджмент» с профилем «Управление проектом» прочно вошло в практику работы с первокурсниками. Активное и заинтересованное участие в жизни группы, планирование и проведение важных мероприятий позволяет предотвратить потенциальные трудности периода адаптации, сформировать позитивный настрой к обучению в вузе. В числе таких мероприятий можно выделить: знакомство с историей КНИТУ-КАИ, его структурой и кафедрами, правилами внутреннего распорядка университета, дирекцией Института экономики, управления и социальных технологий (ИЭУиСТ), преподавателями выпускающей кафедры, формирование актива студенческой группы, участие в Дне знаний, Дне первокурсника, проведение кураторских часов, привлечение студентов группы к участию в работе научных студенческих кружков кафедры,

76 Эзрох Ю.С. Кураторство в высшей школе: что делать?//Вестник высшей школы.2016№2.С.49.

мониторинг успеваемости группы и дисциплины студентов, организация необходимой помощи, контроль выполнения учебного графика и текущих заданий по дисциплинам в рамках балльно-рейтинговой системы и др.

Куратором группы первого курса проводится анкетирование с целью психологической диагностики личности, выявления образовательного и интеллектуального потенциалов. Такой мониторинг позволяет организовать работу группы более эффективно, подобрать и внедрить в учебно-воспитательный процесс формы и методы работы, способствующие успешному обучению. Осуществляя учет индивидуально-психологических особенностей личности обучающихся, проводя мониторинг их развития, налаживая процесс общения и коммуникации, оказывая помощь в освоении новых форм занятий, выполнении новых видов работ, куратор создает благоприятные условия для преодоления неизбежных трудностей процесса адаптации с учетом различных стратегий поведения в этот период. 77

Система навыков получения знаний, мотивационная сфера претерпевают значительные изменения в период адаптации к высшему учебному заведению. Этим была обусловлена необходимость пересмотра структуры и содержания курса «Ведение в профессиональную деятельность». В процессе изучения дисциплины обучающиеся не только получают знания, необходимые для дальнейшего обучения по направлению подготовки, представление о будущей профессиональной деятельности, приобретают понимание особенностей профессии, но и формируют практические навыки рационализации учебной деятельности, оптимального использования своего времени, сохранения работоспособности.

Система кураторства как форма работы с первокурсниками является важным инструментом воспитательного процесса в вузе. Она позволяет оптимизировать процесс адаптации к условиям образовательного пространства высшего учебного заведения путем решения следующих задач:

- освоения новых для первокурсников особенностей учебы в учреждении высшего образования;

- формирования навыков и умений рациональной организации деятельности;

- осознания призвания к избранной профессии;

- формирования студенческого коллектива;

- создания в группе атмосферы взаимопомощи и коллективизма, добросовестного отношения к учебе;

- выработки оптимального режима труда, досуга и быта;

- установления системы работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Таким образом, работа по педагогическому сопровождению процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в высшем учебном

77 См.:Нагматуллина Л.К. К вопросу об изучении социализации сельской молодежи в городской среде// Здоровый образ жизни российской молодежи: Материалы Междунар. научно-практ. конф.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2014.С.258.

заведении, поиск новых подходов к организации воспитательного процесса может помочь с первых дней запустить процесс формирования компетентного выпускника, обладающего гибкостью, открытостью к инновациям, ориентированного на постоянное самообучение.

Использованные источники:

1. Пономарев А.В., Осипчукова Е.В. Адаптация студентов первого курса к системе высшего профессионального образования: от теории к практике//Образование и наука.РГППУ, Екатеринбург.2007.№1(43).С.42-50.

2. Психология. Словарь/Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.494 с.

3. Воскрекасенко О.А., Шилина А.В.Формирование готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации как педагогическая проблема// http://dep penzped.pnzgu.ru/files/dep penzped.pnzgu.ru/publikacii prepodavatele y/voskrekasenko o a /voskrekasenko shilina formirovanie gotovnosti buduschi h bakalavrov .pdf (дата обращения 25.09.16).

4. Чикина Т.Е., Коларькова О.Г. Социально-педагогические условия адаптации студентов первого курса//Современные исследования социальных проблем (электронный журнал).2015.№9(53).С.611. http://journal-s.org/index.php/sisp/issue/view/92015 (дата обращения 23.09.16).

5. Эзрох Ю.С. Кураторство в высшей школе: что делать?//Вестник высшей школы. 2016. №2. С.47-58.

6. Нагматуллина Л.К. К вопросу об изучении социализации сельской молодежи в городской среде// Здоровый образ жизни российской молодежи: Материалы Междунар. научно-практ. конф.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2014.С.255-258.

Нуртдинов Р.Р. студент 4 курса очное отделение факультет «Математики и естественных наук»

Елабужский институт Казанский федеральный университет

Россия, г. Елабуга ПРОИЗВОДСТВО ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ Статья посвящена теме «Производство ядерных материалов». В статье рассмотрены проблемы, которые возникают с ростом производства и возрастанием потребностей человека. Также проанализированы значения атомных электростанций и их основная работа.

Ключевые слова: Ядерные материалы, Кокс, Ядерный топливный цикл, Ядерный реактор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.