Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ'

ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Продолятченко П.А.

Данная статья посвящена изучению процессов адаптации студентов в учебной группе. В статье раскрываются проблемы адаптации первокурсников и формирования студенческой группы, обосновывается актуальность дальнейших исследований вопросов развития сплоченности в студенческом коллективе и влияния разнообразных факторов на создание благоприятного социально-образовательного пространства для студентов первого курса вуза.This article is devoted to studying of processes of adaptation of students in educational group. In article problems of adaptation of first-year students and formation of student's group reveal, relevance of further researches of questions of development of unity is proved in student's collective and influences of various factors on creation of favorable social and educational space for first-year students of higher education institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ»

Продолятченко П.А., к. э.н.

доцент

кафедра «Экономика и управление» Российский государственный гидрометеорологический университет

филиал г. Туапсе ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В

УЧЕБНОЙ ГРУППЕ Данная статья посвящена изучению процессов адаптации студентов в учебной группе. В статье раскрываются проблемы адаптации первокурсников и формирования студенческой группы, обосновывается актуальность дальнейших исследований вопросов развития сплоченности в студенческом коллективе и влияния разнообразных факторов на создание благоприятного социально-образовательного пространства для студентов первого курса вуза.

Ключевые слова: адаптация, сплоченность, студенческая группа, коллектив, первокурсники.

PROCESS OF ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS IN EDUCATIONAL GROUP This article is devoted to studying of processes of adaptation of students in educational group. In article problems of adaptation of first-year students and formation of student's group reveal, relevance offurther researches of questions of development of unity is proved in student's collective and influences of various factors on creation offavorable social and educational space for first-year students of higher education institution.

Keywords: adaptation, unity, student's group, collective, first-year students.

Адаптация студентов в вузовское социально-образовательное пространство выступает на первый план общетеоретических и практических проблем высшего образования в России. Адаптация студентов к вузовскому обучению представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы психофизической, социально-психологической, профессиональной, организационной сторон адаптации и способствует формированию и развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов. Следует учитывать, что наибольший уровень адаптации студентов достигается только в том образовательном пространстве, в котором осуществляется активное и одновременное изменение и студенчества, и окружающей среды [1].

Проблему адаптации студентов-первокурсников принято рассматривать в совокупности квадриды аспектов, отражающих основные направления взаимодействия данных индивидов в новой окружающей среде: • адаптация к учебному процессу (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха и т.п.);

• адаптация к новому коллективу (взаимодействие с преподавателями, включение в группу сокурсников и студенческий коллектив вуза, усвоение правил, традиций студенческого сообщества и т.п.);

• адаптация к новым условиям жизни (организация самостоятельной учебы, быта, свободного времени, выстраивание новых отношений с родителями и т.п.);

• адаптация к будущей профессии (усвоение профессиональных и общекультурных компетенций).

Указанные направления адаптации являются частью комплексной адаптационной системы и одинаково значимы для изучения, контроля и организации социально-педагогического сопровождения. Однако как справедливо отмечает Е.С. Салахутдинова, «в современной науке широко исследуются процессы, связанные с адаптацией к условиям получения образования в вузе, преимущественно к качественному освоению учебной деятельности, в то время как адаптации к учебной группе уделяется незаслуженно мало внимания» [2]. Порой именно адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении становится самой главной проблемой, от которой зависит дальнейшая судьба студента и разрешить которую удается далеко не всем первокурсникам. При этом большую роль в социальной адаптации играет формирование группы: чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль. Студенческий коллектив (академическая группа), как подчеркивает Ю.В. Стафеева, «играет ключевую роль сначала в адаптации студента-первокурсника, а позднее влияет на качество профессиональной подготовки студента» [3]. От того, насколько быстро и качественно пройдет процесс адаптации первокурсников к социально-педагогическим условиям в высшей школе, насколько комфортно они себя будут чувствовать в студенческом коллективе, зависит процесс профессиональной подготовки и дальнейшая способность адаптироваться к предполагаемым условиям труда.

Формирование студенческой группы - многогранный и длительный процесс, в котором одновременно осуществляется внутренняя интеграция ее субъектов и интеграция этой группы со студенческим окружением в целом и социально-педагогическим пространством в общем. Таким образом, можно говорить об адаптации личности студента-первокурсника и адаптации учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной образовательной среде высшего учебного заведения. Современные исследователями (Г.А. Балл, О.И. Зотова, О. Кольвах, Т.О. Кончанин, И.К. Кряжева, Е.В. Осипчукова и другие) чаще всего выделяются четыре стадии адаптации учебной группы (и соответственно личности студента) в вузовской среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды [4].

Адаптируясь к новому вузовскому пространству, студенческая академическая группа далеко не сразу становится коллективом (особенно позитивным, сплоченным коллективом). Вначале учебная группа представляет собой несколько диффузное образование. В дальнейшем она должна превратиться в коллектив как высшую ступень развития группы, т.е. в такую общность, где достигнута согласованность действий и осуществляется такая сознательная взаимопомощь в претворении общей цели и реализации общих интересов, где каждый ощущает гордость за свой коллектив, желание защитить его перед посторонними и не подвести своих товарищей. При этом степень влияния учебной группы на студента зависит от уровня ее развития, от того, какие черты приобрел коллектив группы и стал ли он воспитательным развитым коллективом.

Каждая студенческая группа имеет свой жизненный цикл с определенными этапами развития. Можно выделить наиболее крупные временные элементы жизненного цикла группы:

1) фаза формирования коллектива;

2) фаза становления и укрепления коллектива;

3) фаза совершенствования коллектива;

4) фаза завершения развития и функционирования коллектива45.

Первая фаза является адаптационной как для самой группы, так и для

студентов, ее составляющих. Особенностью студенческой группы на данной фазе развития является то, что это ещё не сложившийся коллектив и в нем ещё нет установленных и закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для каждого члена группы. Если в школе учащегося знали много лет, и он уже занимал определённый статус, зачастую не объективный по отношению к нему, то при поступлении в вуз у него есть возможность получить совершенно новый статус и место в коллективе. Студенты изучают и познают друг друга, вступают в личностные и деловые отношения, привыкают к новой обстановке, новому режиму, адаптируются в новой роли. При этом каждый член группы принимает участие в установлении правил и норм поведения и формировании характеристик данной группы.

У всех членов нового студенческого коллектива есть возможность

45 Для отдельных студенческих групп характерна пятая фаза - постучебная, когда бывшие студенты довольно тесно контактируют в течение длительного времени после окончания вуза.

проявить себя с самых разных сторон, найти "своё место под солнцем", завоевать авторитет и уважение однокурсников. Существует множество различных критериев проявления личности, таких как одежда, поведение, поступки, стиль общения, творческие способности, профессиональные способности и т.д. Сплочение студентов в социально-психологическую общность, предоставление возможности проявить лучшие качества и создание условий для гармоничного развития личности является основной целью первой фазы развития студенческой группы.

Процесс адаптации студентов в формируемом коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время уроков, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами. Развитие студенческой группы как коллективного субъекта деятельности предполагает взаимное тяготение членов группы друг к другу и к группе. Сквозь призму субъектной сплоченности группу можно рассматривать как совокупность участников, каждый из которых осознает преимущества от объединения. Группы, отличающиеся развитыми признаками коллективного субъекта, способностью к саморефлексии, как правило, имеют меньше проблем в межличностном общении, меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, они быстрее достигают цели, стоящие перед ними, отличаются взаимовыручкой и взаимоподдержкой. Они в большей степени открыты влиянию друг на друга, легче переносят враждебность в группе, придают большую ценность групповым целям. На данной организационной фазе учебной группы организатором её жизни и деятельности, как правило, является куратор. Он помогает студентам адаптироваться к новым для них социальным условиям, заложить основы благоприятного климата в группе, который формируется постепенно в течение всей "совместной жизни" учащихся в вузе.

Формирование коллектива происходит под воздействием разнообразных факторов внешней и внутренней среды с учетом специфики социально-педагогического пространства вуза. Среди многочисленных факторов, обуславливающих успешность начального этапа развития коллектива, детерминирующих процесс адаптации студентов-первокурсников, можно выделить следующие:

• возраст первокурсников, социальное происхождение, материальное благосостояние семьи, законченное учебное заведение (уровень базовой подготовки и опыт вхождения в новый коллектив);

• уровень развития интеллекта (отсутствие сложностей в освоении учебной деятельности), направленность личности (установки, интересы, потребности, создающие мотивационную обусловленность деятельности человека, его поведения в соответствии с конкретными жизненными целями), личностный потенциал (запас жизненной энергии), индивидуальные психические функции (мышление, память, внимание, восприятие);

• поведенческая регуляция (способность человека регулировать

своё взаимодействие со средой), коммуникативный потенциал, моральная нормативность (обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него социальную роль), адекватность самооценки, положение в социометрической структуре группы, наличие лидера в группе и его качества, размер учебной группы, молодежные организации, в которых состоят первокурсники;

• руководство куратором студенческой группой, уровень педагогического мастерства преподавателей, работающих с первокурсниками;

• мотивация учебной деятельности, отношение к будущей профессии, учебные нагрузки, психическое напряжение, нарушение отдыха и питания, спорт и физическая культура;

• формы занятости студентов в свободное время (работа, увлечения, досуговые предпочтения и проч.).

Заканчивается фаза формирования группы как коллектива обычно к концу первого года учебы, но для каждой студенческой группы эти сроки могут быть индивидуальными, соответственно группы могут быть быстро адаптируемые, медленно адаптируемые и неадаптируемые.

Следует, однако, отметить, что значительная часть студентов испытывает трудности обучения в группе. Низкий уровень адаптации к групповому взаимодействию, отсутствие социального опыта коммуникативного общения являются тревожными сигналами. Сложившаяся в настоящее время практика, при которой будущие специалисты, включенные в социальную студенческую группу для эффективного взаимодействия в ней, используют практически один метод - самоорганизацию. Как справедливо отмечает Т.Т. Капезина, «такой подход привел к недооценке значимости научно обоснованной, плановой работы с первичной социальной структурой учебного заведения» [5].

Проведение исследований процессов адаптации студентов в учебной группе и процессов формирования студенческих коллективов является насущной проблемой современного вуза. Прежде всего эти исследования должны быть направлены на обеспечение принятия комплекса мер, способствующих формированию и развитию сплоченности студенческой группы, т.к. именно сплоченный коллектив является благоприятной адаптационной средой. Сплоченность студенческой группы сама по себе представляет большую проблему, прежде всего вследствие наличия диалектической связи в отношениях личности и коллектива (особенно на стадии их интенсивного формирования). Данная взаимосвязь выражается в том, что эффективность адаптации личности в коллективе зависит от сплоченности коллектива, а сплоченность самого коллектива, в свою очередь, зависит от адаптации личности в нем.

Наблюдения за адаптационными процессами в студенческих группах позволяют сделать вывод, что формирование сплоченных студенческих групп — это действительно важный и актуальный вопрос как для студентов,

так и для вуза. С точки зрения конкурентоспособности вуза, сплоченная группа помогает в учебе, формирует необходимые для любого специалиста компетенции: навыки работы в команде, ответственность, умение принимать на себя обязанности лидера, общую культуру будущего выпускника. С точки зрения студента, сплоченная учебная группа оказывает моральную поддержку, помогает учиться, прививает ценность коллективизма, оказывает помощь в трудной жизненной ситуации.

Так, по результатам анкетирования в сплоченной студенческой группе отмечается, что группа помогает в учебе (75%), способствует приобретению друзей (82%). В таких группах развиваются навыки общения (73%), оказывается моральная поддержка (67%), прививаются ценности коллективизма (57%), развиваются чувство ответственности (54%) и лидерские качества (48%), формируется и совершенствуется общая культура (49%). В недостаточно сплоченной группе аналогичные показатели на 20-30 пунктов ниже, особенно относительно помощи в учебе (15%), развития ценностей коллективизма (11%), развития общей культуры (8%). Таким образом, не сплоченная группа значительно усложняет обучение в вузе, поэтому не случайно то, что в такой группе ниже успеваемость, плохая посещаемость занятий и чаще происходят межличностные и групповые конфликты.

В связи с этим проблемы, существующие в студенческой группе в адаптационный период, нуждаются в серьезных исследованиях, учете факторов влияния и разработке комплекса социально-педагогических и воспитательных мероприятий, оказывающих влияние на сплоченность студенческого коллектива. Эта работа должна быть задачей всего научно -педагогического и студенческого сообщества вуза.

Использованные источники:

1. Продолятченко П.А. Вопросы адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе // Экономика и социум №9, 2016.

2. Салахутдинова Е.С. Педагогическое сопровождение адаптации студентов в учебной группе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Кострома 2014.

3. Стафеева Ю.В. Роль студенческого коллектива в адаптации студентов первого курса к условиям обучения в высшей школе // Вестник КРАУНЦ №2, 2014.

4. Осипчукова Е.В. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу в техническом вузе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург 2009.

5. Капезина Т.Т. Исследование межличностных отношений в студенческой группе // Наука. Общество. Государство №1, т. 4, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.