Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / АДАПТАЦИЯ / КУРАТОР / СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / INTERACTIVE METHODS / ADAPTATION / CURATOR / STUDENTS / SOCIAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Инна Юрьевна, Асриев Сергей Алексеевич

Актуальность проблемы педагогического сопровождения и адаптации студентов при поступлении в высшие учебные заведения определена необходимостью повышения качества образования. Оно зависит не только от природных способностей обучающихся, но и от внешних причин - той дружественной или недружественной атмосферы, которая будет их сопровождать в учебном процессе. Исследование показало, что основными факторами, способствующими адаптации студентов, являются высокий уровень социальной активности и подвижный тип нервной системы человека, а также педагогическое сопровождение учебного процесса. Для практического применения были разработаны интерактивные методы взаимодействия с обучающимися. В статье представлена методика проведения игр и упражнений, которая была успешно апробирована при проведении «кураторского часа». Эти упражнения способствуют быстрому знакомству, сплочению группы, взаимопомощи, созданию атмосферы доверия, ответственности и социальной активности. Они также могут быть использованы для улучшения качества обучения слушателей, проходящих профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации. Адаптация первокурсников является сложным процессом, характеризующимся психо-физиологическим содержанием. Она требует серьезной административной поддержки и педагогического мастерства для благоприятного приспособления вчерашних школьников к новым условиям образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева Инна Юрьевна, Асриев Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE ADAPTATION METHODS OF STUDENTS IN MODERN UNIVERSITY: BEST PRACTICES

The urgency of the problem of pedagogical support and adaptation of students in admission to higher educational institutions is determined by the need to improve the quality of education. It depends not only on the natural abilities of students, but also on external factors - the friendly or unfriendly atmosphere that will accompany them in the educational process. The study showed that the main factors of the adaptation of students are the high level of social activity and mobile type of the human nervous system, and the activity of curators in pedagogical support of the educational process. Interactive methods for working with students have been developed for practical application. The article proposes a technique for conducting games and exercises, which were successfully tested during the ‘curatorial hour’. These exercises contribute to quick acquaintance, group cohesion, and mutual assistance, creating an atmosphere of trust, responsibility and social activity. These exercises can also be used to improve the effectiveness of the quality of education for students who are undergoing professional retraining or refresher courses. Adapting first-year students is a complex process characterized by psychophysiological content. It requires serious administrative support and pedagogical skills for the favorable adaptation of former schoolchildren to the new conditions of educational activity.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2019 ТОМ 21 № 4 93

пространство образования

DOI: 10.22394/2070-8378-2019-21-4-93-98

Интерактивные методы адаптации студентов в современном вузе: лучшие практики

ИННА ЮРЬЕВНА ТИМОФЕЕВА, доктор экономических наук, профессор

Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (214025, Российская Федерация, Смоленск, Чуриловский тупик, 6/2). E-mail: mail@smol. ranepa.ru

СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ АСРИЕВ, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления

Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (214025, Российская Федерация, Смоленск, Чуриловский тупик, 6/2). E-mail: mail@smol. ranepa.ru

Аннотация: Актуальность проблемы педагогического сопровождения и адаптации студентов при поступлении в высшие учебные заведения определена необходимостью повышения качества образования. Оно зависит не только от природных способностей обучающихся, но и от внешних причин - той дружественной или недружественной атмосферы, которая будет их сопровождать в учебном процессе. Исследование показало, что основными факторами, способствующими адаптации студентов, являются высокий уровень социальной активности и подвижный тип нервной системы человека, а также педагогическое сопровождение учебного процесса. Для практического применения были разработаны интерактивные методы взаимодействия с обучающимися. В статье представлена методика проведения игр и упражнений, которая была успешно апробирована при проведении «кураторского часа». Эти упражнения способствуют быстрому знакомству, сплочению группы, взаимопомощи, созданию атмосферы доверия, ответственности и социальной активности. Они также могут быть использованы для улучшения качества обучения слушателей, проходящих профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации. Адаптация первокурсников является сложным процессом, характеризующимся психофизиологическим содержанием. Она требует серьезной административной поддержки и педагогического мастерства для благоприятного приспособления вчерашних школьников к новым условиям образовательной деятельности. Ключевые слова: интерактивные методы, адаптация, куратор, студенты, социальная активность, педагогическое сопровождение студентов, качество образования

Статья поступила в редакцию 22 июля 2018 года.

Тимофеева И.Ю., Асриев С.А. Интерактивные методы адаптации студентов в современном вузе: лучшие практики. Государственная служба. 2019. № 4. С. 93-98.

INTERACTIVE ADAPTATION METHODS OF STUDENTS IN MODERN UNIVERSITY: BEST PRACTICES

INNA Y. TIMOFEEVA, Dr. Sci. (Economics), Professor

Smolensk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (6/2, Churilovsky Tupik, Smolensk, Russian Federation, 214025). E-mail: innatimoff@mail.ru

SERGEY A. ASRIEV, Cand. Sci. (Pedagogics), Head of the Chair of Public and Municipal Administration

Smolensk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (6/2, Churilovsky

Tupik, Smolensk, Russian Federation, 214025). E-mail: a.s.a58@mail.ru

Abstract: The urgency of the problem of pedagogical support and adaptation of students in admission to higher educational institutions is determined by the need to improve the quality of education. It depends not only on the natural abilities of students, but also on external factors - the friendly or unfriendly atmosphere that will accompany them in the educational process. The study showed that the main factors of the adaptation of students are the high level of social activity and mobile type of the human nervous system, and the activity of curators in pedagogical support of the educational process. Interactive methods for working with students have been developed for practical application. The article proposes a technique for conducting games and exercises, which were successfully tested during the 'curatorial hour'. These exercises contribute to quick acquaintance, group cohesion, and mutual assistance, creating an atmosphere of trust, responsibility and social activity. These exercises can also be used to improve the effectiveness of the quality of education for students who are undergoing professional retraining or refresher courses. Adapting first-year students is a complex process characterized by psychophysiological content. It requires serious administrative support and pedagogical skills for the favorable adaptation of former schoolchildren to the new conditions of educational activity. Keywords: interactive methods, adaptation, curator, students, social activity, pedagogical support of students, quality of education

The article was received on July 22, 2018.

Timofeeva I.Y., Asriev S.A. Interactive adaptation methods of students in modern university: best practices. Gosudarstvennaya sluzhba. 2019. No 4. P. 93-98. In Russian

94 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2019 ТОМ 21 № 4 пространство образования

Введение

Актуальность проблемы педагогического сопровождения и адаптации студентов при поступлении в высшие учебные заведения обусловлена необходимостью повышения качества образования, которое зависит не только от природных способностей обучающихся, но и от внешних факторов, той дружественной или недружественной атмосферы, которая их сопровождает в учебном заведении. Несмотря на то, что студентами становятся люди разных возрастных категорий, самыми психологически уязвимыми являются вчерашние школьники.

Начало XXI века для подрастающего поколения стало эпохой ЕГЭ и гаджетов, что неизбежно уводит школьника в виртуальный мир пассивного существования, затрудняет социальные и коммуникационные навыки, в том числе при поступлении в высшие учебные заведения, усложняет поиск своего места в другой формации, развитие новых компетенций. Образование является «социальным лифтом» для любого человека, раскрывает перспективы его будущей профессиональной деятельности, выстраивая индивидуальную траекторию развития, направленную на формирование активной жизненной позиции в обществе.

Виртуальный мир, многочисленные блоги, чаты, лайфхаки и онлайн-курсы в сети Интернет восполняют недостаток в общении и удовлетворяют информационно-познавательные потребности современного человека. Однако длительное социальное бездействие несформировавшейся личности и неизбежный «выход в люди» часто приводит к возникновению стресса, создает определенные затруднения в общении с окружающими людьми. Адаптация студентов к новым условиям образовательного процесса в высшем учебном заведении зависит от личных психофизиологических качеств человека и от уровня его психологической готовности.

Повышение качества образования и уровня компетенций

В условиях постоянных изменений социально-экономической и политической среды требования к специалистам в сфере экономики, управления и юриспруденции постоянно повышаются. Необходимо, в первую очередь, готовить профессионалов, способных быстро и эффективно реагировать на внешние и внутренние риски, креативно мыслить и предлагать пути решения проблем, быть лидером и работать в команде, убеждать других и брать на себя ответственность. Нужно формировать и совершенствовать социальные и коммуникативные компетенции.

Известный во всем мире профессор И. Адизес в своих книгах по управлению часто напоминает читателям о главной идее Чарльза Дарвина: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям». Изу-

чая проблемы эффективного менеджмента, ученый делает вывод о том, что «жить - значит решать проблемы, а развиваться - значит приобретать навыки решения все более сложных проблем» [Азидес, 2014. С. 35]. Отсутствие профессиональных специалистов с хорошо развитыми способностями, позволяющими решать любые поставленные задачи, приводит к необходимости шире применять новые подходы проектного обучения, интерактивные формы, направленные на развитие социальной коммуникативности, креативно-творческого потенциала и повышение общественной активности студентов.

Для одних первокурсников адаптация проходит успешно, укрепляет уверенность в правильности выбора вуза и будущей профессии. Такие обучающиеся активно включаются в студенческую жизнь, общественные мероприятия, волонтерскую деятельность. Другие же проявляют пассивность, наблюдают со стороны, пропускают учебные занятия, отстраняются от коллективной деятельности. Наше исследование показало, что целенаправленная работа куратора с представителями второй группы на 47% изменила ситуацию в сторону социально-коммуникативного и индивидуально-творческого развития студентов.

Формирование личности студента-первокурсника после одиннадцати лет пребывания в школьном коллективе выражается на уровне физиологической и психологической приспособляемости к новым условиям. Под этим понимается выработка моделей взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками, способов общения и поведения в новой окружающей среде, позволяющие устанавливать дружеские связи, легче и быстрее справляться с дискомфортом и трудностями, развивать умения и навыки, овладевать большими массивами информации, необходимой в учебной и профессиональной деятельности.

Вопросам адаптации первокурсников в нашем учебном заведении было уделено особое внимание. В результате исследования 60 студентов первого курса Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации было установлено, что 82% обучающихся считают необходимой поддержку куратора в вузе. При этом больше половины респондентов (64%) надеются на их помощь в разрешении организационных и учебных проблем, налаживании отношений со студентами и преподавателями. Такие данные свидетельствуют о неуверенности большинства обучающихся в возрасте 17-18 лет в своих социально-коммуникативных возможностях. Менее 8% первокурсников связывают работу куратора с контролем успеваемости и посещаемости. Этот показатель, напротив, отражает уверенность подавляющего большинства студентов в своих способностях контролировать успеваемость и поддерживать учебную дисциплину.

Вовлеченность студентов в общественные мероприятия и/или проектно-учебную деятельность

Проведенное исследование показало, что такие факторы, как высокий балл ЕГЭ, переезд из другого города, наличие / отсутствие друзей в вузе не повлияли на результативность учебы. В то же время наиболее активные, подвижные, эмоциональные студенты, не имеющие высоких баллов в школьном аттестате, продемонстрировали лучшие результаты успеваемости в первый год обучения. Оказалось, что уровень социальной активности и подвижный тип нервной системы выпускников школ напрямую влияет на адаптацию к условиям высшего учебного заведения и дальнейшее про-фессионально-деятельностное развитие студента.

Кроме того, был выявлен тренд, связанный с уровнем активности первокурсников за 20132017 годы, свидетельствующий об увеличении количества активных ребят, поступающих в Академию при Президенте Российской Федерации и имеющих активную гражданскую позицию, с 23% в 2013 году до 42% в 2017 году (рисунок). В то же время вызывает озабоченность сохраняющийся достаточно высокий уровень пассивности и нежелания молодежи участвовать в общественной жизни (58%).

Основная причина социальной бездеятельности обозначенной группы - это проявление своей личностной активности в интернет-пространстве посредством ухода в социальные сети, компьютерные игры и другие информационные технологии, которые в настоящее время бурно развиваются. Исправить такое положение дел позволяет интерактивная система адаптации студентов-первокурсников, в основу формирования которой положен обобщенный международный и отечественный опыт кураторства. В переводе с латинского языка «curae» - 1) «забота», «внимание», «попечение», «уход»; 2) «мысль или деятельность, направленная на благополучие кого-либо». Вполне обоснованно мнение о том, что «куратор - системообразующий педагог, который должен знать о студенте все, помогая последнему определиться

Рисунок. Динамика уровня активности первокурсников за 2013-2017 годы

Figure 1. Dynamics of activity level of first-year students for 2013-2017

в учебной, научно-исследовательской, общественной и культурно-спортивной деятельности» [Ман-дель, 2014. С. 51].

Эффективность деятельности куратора

Содержание деятельности куратора в течение многих десятилетий не менялось. Оно определяется следующими обобщенными функциями, обеспечивающими полноценную образовательную деятельность любого учебного заведения: информационная, организационно-воспитательная, социально-коммуникативная, духовно-творческая, контрольно-административная [Ильяева, 2010. С. 40]. Эффективность института кураторства зависит от заинтересованности администрации вуза и от тех людей, которым поручена эта ответственная деятельность. Указанные факторы влияют на благоприятное вхождение первокурсников в новые условия образовательного процесса и формирование психологической готовности к получению профессиональных знаний, умений и навыков.

В Смоленском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации этому направлению придали новые формы и новую жизнь, что позволило сформировать достаточно эффективную систему кураторства. Перед вузом стояла задача вывести молодое поколение из виртуального мира в реальную действительность, активизировать социальную коммуникативность, научно-познавательный, креативно-творческий потенциал и общественную активность студентов для подготовки будущих эффективных кадров в сфере государственного и муниципального управления, юриспруденции. В основе процесса управления лежат взаимоотношения между людьми. Исходя из этого, задача крупнейшего в Европе высшего учебного заведения социально-экономического и гуманитарного профиля заключается в обеспечении фундаментального образования и воспитания всесторонне развитого специалиста, способного создать работоспособную, сбалансированную и комплементарную команду, нацеленную на выполнение стратегических задач макроэкономического характера.

Первоначальным этапом развития института кураторства является отбор заинтересованных работников, имеющих достаточный уровень мотивации для активной воспитательной деятельности (которая нередко выходит за пределы рабочего времени) со студентами (и их родителями) в течение 2-3 лет. Вопреки устоявшейся практике, в нашем филиале кураторами являются лица, не всегда входящие в профессорско-преподавательский состав. Так, в 2016 году лучшим куратором стал начальник отдела кадров, а лучшей группой - студенты под руковод-

ством специалиста учебно-методического отдела. Ежемесячная доплата кураторам устанавливается в зависимости от количества обучающихся в группе. Дополнительное премирование осуществляется по результатам подведения итогов работы за каждый семестр.

Следует отметить положительные сдвиги в динамике успеваемости студентов. Во время отсутствия кураторской работы в 2012-2013 годах после первого года обучения доля студентов, сдавших сессию на «хорошо» и «отлично», составляла 29-32%, а имеющих две и более задолженности - 21%. Основная масса обучающихся (47%) состояла из «троечников», которые ни в чем себя не проявляли. По итогам активизации системы кураторства в 2016-2017 годах доля студентов, имеющих академическую задолженность, резко снизилась и составила 3% от общего числа обучающихся (очной формы). При этом более половины студентов (54%) сдали зимнюю и летнюю сессии на «хорошо» и «отлично».

Количество стало переходить в качество. Все студенты, в зависимости от своих желаний и способностей, были вовлечены в общественные мероприятия или проектно-учебную деятельность. Ежемесячные встречи с интересными людьми, опытными профессионалами, представителями органов государственной власти (в том числе родителями студентов и выпускников Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) закрепляли формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для оценки правильности сделанного профессионального выбора и психологической готовности к профессиональной деятельности. Особенности нового коллектива, требовательность преподавателей, неумение правильно распределять время, неуверенность в общении, эмоциональная и социальная пассивность приводит студента к нежеланию учиться, и, как следствие, к его отчислению. Работа куратора заключается в том, чтобы своевременно выявить эти проблемы и помочь первокурснику перестроиться в новых условиях.

Следующим этапом совершенствования системы стало проведение учебных тренингов и семинаров, позволяющих приобретать навыки кураторской работы и умения взаимодействовать со студенческим коллективом, быстро устанавливать контакты в группе, преодолевать психологические барьеры, формировать команды, выявлять лидеров и т.д.

Итоговым этапом в этой работе является мониторинг деятельности кураторов. Были разработаны положения о кураторстве, конкурсах на лучшего куратора, лучшую группу, которые оцениваются по достижению определенных показателей (хорошая успеваемость и посещаемость занятий, участие в общественных мероприятиях) и по итогам проведения интернет-голосования в социальных сетях. Победи-

телям из числа кураторов выплачивается денежная премия, а лучшая группа поощряется коллективной экскурсионной поездкой. После обращения студенческого совета к администрации филиала было принято решение о переходе на трехлетний срок кураторского сопровождения студентов, начиная с 2017/2018 учебного года.

Интерактивные методы адаптации и педагогическое сопровождение студентов

Данные методы позволяют планировать индивидуальные образовательные траектории студентов, снижать депрофессионализацию выпускников вузов, повышать качество высшего образования, а также избегать сиюминутных конъюнктурных подходов к организации учебного процесса [Yakovleva, Yakovlev, 2014. Р. 75-76]. Для первоначальной адаптации студентов предлагается несколько игр и упражнений, которые были успешно апробированы при проведении «кураторского часа» и направлены на быстрое знакомство с первокурсниками, формирование сплоченности в студенческой группе, создание атмосферы ответственности и доверия, взаимопомощи и социальной активности. Эти упражнения также могут быть использованы для улучшения качества обучения слушателей, проходящих профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации. Рассмотрим некоторые примеры.

1. Игра «Снежный ком» проводится, как правило, в первые дни начала занятий (20 мин. на группу, состоящую из 20-25 человек). Ее цель - узнать и запомнить имена участников. Куратор держит в руке карандаш (ручку, линейку и т.п.), называет свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя: «Меня зовут Инна Юрьевна, и я очень интересный человек». Затем передает карандаш любому студенту своей группы. Задача следующего участника - назвать свое имя и свое прилагательное, а потом повторить данные того участника, который представился до него: «Меня зовут Сергей. Я всегда серьезный. А ее зовут Инна и она очень интересный человек». Сергей передает карандаш третьему участнику, задача которого назвать себя и повторить уже два имени и два прилагательных... и т.д. Последний участник должен запомнить и повторить имена и прилагательные всех участников группы: «Я Лиза и я любопытная. Инна интересная, Сергей серьезный, Максим мудрый и т.д.».

Очень важно назвать тот эпитет, который подчеркивает характер, индивидуальность участника. Прилагательные не должны повторяться. Желательно, чтобы участники не подсказывали друг другу, но когда приходится, повторять более 10 имен, участники путаются и начинают помогать друг другу (правильно называть имена или придумывать новые эпитеты), что сразу создает дружелюбную

атмосферу. Карандаш (ручка) передается целенаправленно для того, чтобы не было пауз между выступающими.

После проведения игры куратор переключает внимание группы и дает серьезную информацию об организации учебного процесса в вузе, правилах поведения, правах и обязанностях студентов. Показывает, где размещается расписание занятий, учебные аудитории, библиотека, столовая, медпункт и др.1

2. «Интервью» (30 мин.). Этот тренинг закрепляет знакомство и используется на второй встрече с куратором. Его цель: познакомиться поближе, научиться слушать друг друга, запоминать и отбирать важную информацию. Необходимо разбить группу на пары (можно по списку из журнала), чтобы рационально использовать время. Если кому-то не хватит пары, куратор сам становится участником. За пять минут участники должны рассказать друг другу то, что захотят (о себе и своей жизни, достижениях, увлечениях, характере, о своей семье, питомцах и т.п.). Куратор контролирует время. Затем по очереди каждый участник кратко (2-3 минуты) представляет своего напарника, рассказывая то, что он запомнил.

3. Еще один углубленный вариант знакомства друг с другом - игра «Верю - не верю» (30 мин.). Цель этой игры состоит в том, чтобы вспомнить что-то значимое из своей жизни и то, что еще не реализовано, научиться разбираться в людях, их словах и поступках. Всем участникам надо приготовить бумагу и ручку. Каждый студент в течение пяти минут записывает свое имя и 3-4 факта, которые были или не были в его жизни. Куратор собирает листы, предлагает по очереди каждому вытащить и прочитать информацию о своем товарище. Затем ребята начинают обсуждать изложенные факты и делать выводы («верю» или «не верю»). Можно выявить студентов, которые способны безошибочно разбираться в людях, обсудить, что больше всего запомнилось, что вызвало дополнительные вопросы, удивление, сочувствие. Следующим этапом адаптации студентов являются тренинги, направленные на формирование общих интересов и сплочение коллектива.

4. Игра «У нас много общего» (20 мин.). Ее цель -найти общие интересы, создать атмосферу доверия и понимания в группе. Куратор задает вопросы, а участники поднимают руки или встают, если согласны с утверждением. Результаты игры могут использоваться для выявления общих увлечений

1 Еще один вариант проведения этой игры - с использованием большого ватмана и цветных маркеров. Каждый участник пишет на ватмане свое имя и эпитет. Например: «Сергей, я самый серьезный». Ватман размещается в своей аудитории. Его можно сохранить и через несколько лет на встрече выпускников вспомнить свои первые дни в вузе.

и др. К примеру, для разминки поиск общего в группе можно начать с астрологических знаков, психофизиологических и других данных: «Кто в группе родился под знаком Скорпиона? Козерога? Весов?.. У кого глаза зеленые? карие? У кого волосы темные? светлые? Кто любит синий цвет? фиолетовый? Кто любит математику? историю? Кто любит шоколадное мороженое? жареную картошку?».

Можно подготовить вопросы для выявления ответственных, заботливых или эгоистичных, самолюбивых студентов: «Кто старший ребенок в семье? Кто единственный ребенок в семье? Кто живет с бабушкой? У кого есть домашние питомцы (коты, собаки, рыбки и др.)? Кто в детстве хотел стать учителем? врачом? президентом? Для выявления творческого потенциала студентов подходят следующие вопросы: «Кто любит петь? танцевать? шутить? сочинять стихи? слушать музыку? играть в спортивные игры? в компьютерные игры? А есть такие, кто ничего не любит делать?».

Опыт социальной активности студентов можно узнать с помощью следующих вопросов: «Кто выступал на сцене, участвовал в концерте, спектакле? в спортивных соревнованиях? Кто ходил на митинги? Кто участвовал в акции «Бессмертный полк»? Кто был волонтером, помогал детскому дому, пожилым людям? Кто участвовал в экологических субботниках? Кто ездил на экскурсии (без родителей)? Кто хотя бы раз сделал чужим людям доброе дело?».

Эти вопросы являются примерными. Они нужны для того, чтобы применять творческий подход в поиске общих интересов для планирования внеу-чебных мероприятий, направленных на сплочение группы. Куратор может использовать различные приемы для установления психологического контакта как с каждым студентом в отдельности, так и с микрогруппами.

5. Игра «Постройтесь по росту!» (20 мин.). Цель игры - сформировать команды, выявить лидеров. Участники становятся в шеренгу и закрывают глаза. За 10-15 мин. они должны построиться по росту, не открывая глаз, молча, используя только свои тактильные ощущения. После того как участники выполнили задание или истекло время, куратор предлагает открыть глаза и посмотреть на результаты командной работы. Как правило, в ходе игры могут проявиться лидеры, которые наиболее активно выполняют поставленную задачу, расставляя других участников, контролируя правильность выполненного задания. Бывают случаи, когда группа не может построиться по росту в течение дополнительно выделенного времени, что свидетельствует об отсутствии в группе лиц, готовых взять на себя ответственность. В этом случае рекомендуется разрешить открыть глаза, посмотреть, что получилось, и дать еще 3-5 мин. для завершения упражнения. В процессе игры может проявиться скрытый лидер, что позволяет куратору сделать определенные вы-

воды относительно дальнейшей работы. Затем можно обсудить процесс и результаты тренинга2.

6. Тренинг «Семейное фото» (10 мин.). Его цель -формирование команды, выявление лидеров. Куратор дает задание группе представить, что она большая семья, с бабушками и дедушками, детьми и внуками, близкими и дальними родственниками. Надо собраться, удобно разместиться, чтобы всех было видно, и сделать семейную фотографию на память. В процессе подготовки к фото куратор может наблюдать, кто и как участвует в процессе: кто расположился в центре фотографии, кто с краю, кто присел внизу, кто руководил процессом, а кого забыли (или человек сам не захотел фотографироваться). Все эти моменты позволяют понять психологический климат в коллективе, распознать лидеров или аутсайдеров, выявить и предупредить возможные конфликты.

Заключение

Таким образом, адаптация первокурсников является сложным процессом, характеризующимся психофизиологическим содержанием. Она требует серьезной административной поддержки и педагогического

2 Данная игра имеет несколько вариаций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных), цвету волос (не закрывая глаз), по размеру обуви и т.д., что позволяет в ходе выполнения коллективной задачи лучше узнать друг друга.

мастерства для благоприятного приспособления вчерашних школьников к новым условиям образовательной деятельности в высшем учебном заведении, к особенностям действующих норм и правил. Приобретается новая информация о профиле своей будущей специальности, эффективном формировании компетенций, умений и навыков. Основными факторами, способствующими адаптации первокурсников, являются высокий уровень социальной активности, подвижный тип нервной системы, а также активная деятельность кураторов по педагогическому сопровождению студентов.

В нашем учебном заведении в течение последних лет разрабатываются и внедряются педагогические технологии адаптации, ориентированные на создание благоприятных условий для проявления студентами максимально возможной научно-познавательной, социально-коммуникативной, творческой самостоятельности и принятия ответственности за свои решения. Выпускник, способный динамично реагировать на запросы экономики, эффективно решать возникающие проблемы, овладевать большими массивами информации, развивать новые умения и навыки, необходимые в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с изменениями потребностей государства и общества, всегда будет востребован в управленческих и корпоративных командах, работающих в различных сферах экономики и государственного управления.

Литература

Азидес И. Управляя изменениями. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 368 с.

Ильяева И.А., Леонтенко Т.А. Институт кураторства в вузах России в условиях глобализации образования. Социология и жизнь. 2010. № 1. С. 40-43.

References

AzidesI. Managing changes. M.: 'Mann, Ivanov i Ferber', 2014. 368 p. In Russian

Ilyaeva I.A. Leontenko T.A., Institute of curatorship in Russian universities in the context of the globalization of education. Sotsiologiya i zhizn. 2010. № 1. P. 40-43. In Russian

Мандель Б.Р. Кураторство: проблемы, размышления, полемика.

Вестник высшей школы. 2014. № 3. С. 45-51. Yakovleva N.O., Yakovlev E.V. Interactive teaching methods in contemporary higher education. Pacific Science Review. 2014. Vol. 16. Issue 2. P. 75-80.

Mandel B.R., Curatorship: problems, reflections, controversy. Vestnik

vysshei schkoly. 2014. № 3. P. 45-51. In Russian Yakovleva N.O., Yakovlev E.V. Interactive teaching methods in contemporary higher education. Pacific Science Review. 2014. Vol. 16. Issue 2. P. 75-80. In English

I „____

ЛНТТЛИПВДЬЙ

ЗБРЛаОВШЬН*Е ТЕШЛЗГИИ

e

ЩШш ■■

ЧТО ЧИТАТЬ

Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии:

учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 151 с.

С конца XX века развитие и совершенствование профессиональной компетентности человека рассматривается на всех уровнях образования как важнейшая задача. В помощь педагогам российской системы образования автором, на основе своего многолетнего опыта использования интерактивных методов в преподавательской деятельности, было создано данное пособие. В издании раскрыты содержание понятия «интерактивные технологии» и условия организации интерактивного обучения и воспитания, описаны функции и роль преподавателя в интерактивном обучении и воспитании, риски и трудности педагога в использовании интерактивных методов обучения и воспитания. Автор показывает необходимость широкого использования интерактивного метода в процессе обучения, позволяющего решать большой спектр образовательных и воспитательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.