Научная статья на тему 'Успех как ключевой элемент деловой культуры'

Успех как ключевой элемент деловой культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
443
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / УСПЕХ / ДЕЛОВАЯ СФЕРА / ЛИДЕР / CULTURE / SOCIETY / BUSINESS CULTURE / SUCCESS / BUSINESS SPHERE / LEADER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грачева Алена Алексеевна

Развитие деловой культуры в современном обществе очень важно. Особого внимания требует к себе рассмотрение основных компонентов данной культуры. От преобладания того или иного компонента зависит вся структура. Особое внимание уделено такому компоненту, как успех. Быть успешным значит быть образцом для других. Актуальность исследования заключается в том, что успешные люди ставят перед собой определенные четкие цели и добиваются их несмотря ни на что. Поэтому никогда нельзя останавливаться на достигнутом, нужно постоянно расти и развиваться. Цель исследования выделить основные составляющие деловой культуры и показать, как важен успех в развитии компании и деловой культуры в целом. Доказано, что успешный лидер стоит у руля могучей и сильной компании, в которой работают сильные люди. Ведь от того, какую позицию имеет лидер, зависит дух, царящий в компании. Можно сделать вывод, что успех компании напрямую связан с лидером. Лидер определяет ценности, которые присущи компании. Чем выше ценности, тем выше успех компании. И именно успех отдельных компаний определяет всю суть современной деловой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESS AS A KEY ELEMENT OF BUSINESS CULTURE

Development of business culture in modern society is very important. The special attention is required to itself by consideration of the main components of this culture. All structure depends on prevalence of this or that component. Special attention is paid to such component as success. To be successful means to be a sample for others. Relevance of the study is that successful people set before themselves definite and accurate purposes, and try to obtain them despite everything. Therefore it is never impossible to be satisfied with what has already been achieved, it is necessary to grow and develop constantly. A research to allocate with the purpose the main components of business culture and to show how success in development of the company and business culture in general is important is carried out. It is proved that the successful leader is at the helm of the mighty and strong company in which strong people work. From that as himself positioned by the leader, such spirit also will reign in the company. It is possible to draw a conclusion that success of the company is directly connected with the leader. The leader determines values which are inherent in the company. The higher values are, the higher the success of the company is. And success of the separate companies defines all essence of modern business culture.

Текст научной работы на тему «Успех как ключевой элемент деловой культуры»

УДК 316.334.2+316.46+174.4

УСПЕХ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ

© Алена Алексеевна ГРАЧЕВА

магистрант по направлению подготовки «Социология», кафедра теоретической и прикладной социологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: alenka.gracheva@bk.ru

Развитие деловой культуры в современном обществе очень важно. Особого внимания требует к себе рассмотрение основных компонентов данной культуры. От преобладания того или иного компонента зависит вся структура. Особое внимание уделено такому компоненту, как успех. Быть успешным значит быть образцом для других. Актуальность исследования заключается в том, что успешные люди ставят перед собой определенные четкие цели и добиваются их несмотря ни на что. Поэтому никогда нельзя останавливаться на достигнутом, нужно постоянно расти и развиваться. Цель исследования - выделить основные составляющие деловой культуры и показать, как важен успех в развитии компании и деловой культуры в целом. Доказано, что успешный лидер стоит у руля могучей и сильной компании, в которой работают сильные люди. Ведь от того, какую позицию имеет лидер, зависит дух, царящий в компании. Можно сделать вывод, что успех компании напрямую связан с лидером. Лидер определяет ценности, которые присущи компании. Чем выше ценности, тем выше успех компании. И именно успех отдельных компаний определяет всю суть современной деловой культуры.

Ключевые слова: культура; общество; деловая культура; успех; деловая сфера; лидер

Культура играет важную роль в жизни каждого общества. Уже с детства человеку прививают нормы и правила культуры. Культура существует абсолютно во всех сферах человеческой деятельности. Мы исследуем деловую культуру и успех как ключевой элемент данной культуры. В настоящее время точного определения деловой культуры нет, в каждой области она определяется по-своему.

Каждая уважающая себя фирма стремится создать свою личную деловую культуру и влиться в культуру своего окружения. Деловая культура включает в себя все то, что общество думает и делает, это означает, что в языке находит свое отражение как менталитет, так и поведение говорящего на нем социума. Передается и развивается культура через общение, посредством которого осуществляются формирование общества и обеспечение взаимопонимания между его членами. Деловая культура - это умение общаться, в том числе и в деловых ситуациях, вырабатываемых поколениями людей. Одним из основных инструментов общения является язык, социальный по своей сути, он составляет часть человеческого поведения, которое включает в себя как вербальную, так и невербальную формы, язык в определенной мере подчиняется тем же законам, что и че-

ловеческое поведение в целом. Известно, что большая часть человеческого поведения социально регламентирована, обусловлена этическими нормами, традициями, ценностями общества [1].

Умение правильным образом вести себя с людьми - это один из ключевых факторов для того, чтобы добиться успеха в бизнесе, карьере, служебной деятельности. Можно выделить основные составляющие деловой культуры.

Пунктуальность. Чтобы добиться успеха, нужно всегда делать все вовремя. Это показывает степень ответственности человека, и такое поведение является самым положительным со стороны руководства и общества в целом.

Конфиденциальность. Никогда не следует раскрывать секреты как организации в целом, так и ключевые моменты отдельных сделок.

Вежливость. Деловая культура требует относиться с уважением, доброжелательностью к себе, окружению и всему, что требует долг службы.

Грамотность. Вся работа должна выполняться без ошибок, нельзя употреблять ненормативные слова в работе.

Убеждение. Умение убеждать - одна из самых главных составляющих успеха бизне-

2017. Т. 3, вып. 3 (11)

са. Правильно донести свои слова, быть уверенным в своей правоте дает неоспоримое преимущество [2].

Все эти составляющие ведут к успеху в деловой культуре. Быть успешным значит быть на голову выше остальных. Успех в деловой культуре играет самую важную роль. В современном обществе успеха добиться достаточно сложно. Большая конкуренция, кризис, медленное развитие отдельных сфер деятельности - все это ведет к тому, что быть успешным становится крайне сложно.

Для того чтобы стать успешным, требуется много сил и времени. Одной из составляющих успеха является культура поведения. Культура поведения - поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и экстремальной ситуации [3].

Культура поведения неразрывно связана с этикетом делового общения. Деловой этикет - это одна из самых важных сторон морали профессионального поведения делового человека. Знание его - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Около 70 % выгодных для деловых людей сделок не состоялись из-за того, что российские бизнесмены не знают правил делового общения и не владеют культурой поведения. Эта цифра подтверждается и мировым опытом. Так, еще в 1936 г. Д. Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 - от его умения общаться с людьми». Немало рушится карьер и теряется денег из-за неправильного поведения или невоспитанности. Зная это, японцы тратят на обучение хорошим манерам и консультациям по вопросам этикета, культуры поведения сотни миллионов долларов в год. Они хорошо знают, что успех любой фирмы во многом зависит от способностей ее работников, от их умения дружно трудиться над достижением общей цели [4].

Этикет зародился еще далеко в древности. Уже в правлении при монархах были определенные нормы и правила. Поведение

людей всегда менялось, но эти нормы регулировали жизнь в обществе. Воздвижение на трон, назначение на высокие чины требовало определенных правил. Порой от знания этикета и выполнения правил зависела не только карьера, но даже жизнь. Нарушение этикета приводило к войне между племенами, народами [5].

Как нам кажется, по-настоящему успешным может быть только тот, кто трудится не покладая рук и всегда действует по совести. Жизнь человека складывается из двух противоречивых состояний, с одной стороны, делать так, чтобы не было плохо другим, с другой - ставить себя и свои интересы выше всего. В деловой сфере сделать правильный выбор очень важно. Борьба между этими состояниями приводит к внутреннему конфликту, который проявляется в деловом общении наиболее остро.

Так как этика делового общения является частным случаем этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики, то под этикой делового общения понимается совокупность нравственных норм и правил, регулирующих поведение и отношения людей в профессиональной деятельности. Нормы и правила поведения, которые действуют в обществе, предписывают человеку служить обществу, согласовывать личные и общественные интересы. Моральные нормы опираются на традиции и обычаи, а мораль учит нас делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо людям, которые находятся рядом. Профессиональными моральными нормами были и остаются вежливость, предупредительность, тактичность, трудолюбие [6].

Зачастую именно репутация является заложником успеха. Создать хорошую репутацию крайне сложно, а вот испортить ее - нет ничего проще. Нужно до мелочей продумывать свой стиль, манеры, отношение к своему окружению. Лучше всего, если человек поступает по совести, а не потому, что именно так надо. Доверие со стороны партнеров, хорошая атмосфера внутри коллектива, конкурентоспособность - все это ведет к успеху [7; 8].

Успех в деловой сфере подразумевает под собой высокий финансовый уровень, карьерный рост. Когда успех в деловой сфере уже заслужен, самое главное - не расслабляться. Фирма «сделала» себе имя, имеет постоянных клиентов, главное - поддерживать

этот уровень. Ведь теперь не компания работает на имя, а имя на компанию. Часто став успешной, компания попросту расслабляется, ведь все уже есть, остается только получать прибыль, и вот тут можно оказаться на краю пропасти [9].

Казалось бы, все уже есть, зачем дальше к чему-то стремиться, развиваться. Но именно постоянное стремление к лучшему и является истинной причиной успеха. Главное, не дать себе и своей компании стоять на месте. Ведь совершенству нет предела. Нужно постоянно развиваться, находить новые цели и пути к их достижению. Потерпеть крах очень просто. Конкуренция - это здоровое состояние современного общества, и пока одни наслаждаются своим успехом и стоят на месте, другие постоянно стремятся к новым вершинам. Добившись успеха в одном, намного проще будет развиваться в другом. Ведь есть уже признание, слава со стороны окружения.

Именно поэтому мы считаем успех ключевым элементом деловой культуры. Постоянное развитие, совершенствование дают стимул для новых целей. Если компания является лидером в своей сфере, то к ней относятся с наибольшим уважением. Все окружение стремится быть ближе, узнать, как добиться такого успеха. Ведь быть успешным в своем деле - это большая ответственность. Успех в деловой сфере - это заслуга абсолютно всех сотрудников конкретной компании, начиная от рядовых и заканчивая руководством.

Список литературы

1. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М.: ИЦ «Академия», 2007.

2. Титова О.Г. Технологии делового общения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 239 с.

3. Лавриненко В.Н., Лукашева Г. С., Останина О.А. Социология. М.: ЮНИТИ, 2013. 447 с.

4. Социология: краткий тематический словарь / под ред. А.Н. Елсукова. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 317 с.

5. Шендрик А.И. Социология культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 495 с.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2012.

7. Социология культуры: методология и практика комплексного социологического исследования. М., 2010.

8. Социология культуры: проблемы социальных показателей развития культуры. М., 2010.

9. Самыгин С.И., Петров Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов. Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2013. 234 с.

References

1. Shelamova G.M. Delovaya kul'tura i psik-hologiya obshcheniya [Business Culture and Psychology of Communication]. Moscow, Publishing Center "Akademiya", 2007. (In Russian).

2. Titova O.G. Tekhnologii delovogo obshcheniya [Business Communication Technologies]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2008, 239 p. (In Russian).

3. Lavrinenko V.N., Lukasheva G.S., Ostanina O.A. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow, YUNITI Publ., 2013, 447 p. (In Russian).

4. Sotsiologiya: kratkiy tematicheskiy slovar' [Sociology: a Brief Thematic Dictionary]. A.N. El-sukov (ed.). Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2012, 317 p. (In Russian).

5. Shendrik A.I. Sotsiologiya kul'tury [Sociology of Culture]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2012, 495 p. (In Russian).

6. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Ob-shchestvo [Man. Civilization. Society]. Moscow, 2012. (In Russian).

7. Sotsiologiya kul'tury: metodologiya i praktika kompleksnogo sotsiologicheskogo issledovaniya [Sociology of Culture: Methodology and Practice of Complex Social Research]. Moscow, 2010. (In Russian).

8. Sotsiologiya kul'tury: problemy sotsial'nykh po-kazateley razvitiya kul'tury [Sociology of Culture: Problems of Social Development Indicators of Culture]. Moscow, 2010. (In Russian).

9. Samygin S.I., Petrov G.O. Sotsiologiya: 100 ekzamenatsionnykh otvetov [Sociology: 100 Examination Answers]. Moscow, Rostov-on-Don, MarT Publ., 2013, 234 p.

Поступила в редакцию 15.03.2017 г. Received 15 March 2017

2017. Т. 3, вып. 3 (11)

UDC 316.334.2+316.46+174.4

SUCCESS AS A KEY ELEMENT OF BUSINESS CULTURE Alena Alekseevna GRACHEVA

Master's Degree Student on Training Direction "Sociology", Theoretical and Applied Sociology Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: alenka.gracheva@bk.ru

Development of business culture in modern society is very important. The special attention is required to itself by consideration of the main components of this culture. All structure depends on prevalence of this or that component. Special attention is paid to such component as success. To be successful means to be a sample for others. Relevance of the study is that successful people set before themselves definite and accurate purposes, and try to obtain them despite everything. Therefore it is never impossible to be satisfied with what has already been achieved, it is necessary to grow and develop constantly. A research to allocate with the purpose the main components of business culture and to show how success in development of the company and business culture in general is important is carried out. It is proved that the successful leader is at the helm of the mighty and strong company in which strong people work. From that as himself positioned by the leader, such spirit also will reign in the company. It is possible to draw a conclusion that success of the company is directly connected with the leader. The leader determines values which are inherent in the company. The higher values are, the higher the success of the company is. And success of the separate companies defines all essence of modern business culture. Key words: culture; society; business culture; success; business sphere; leader

Для цитирования: Грачева А.А. Успех как ключевой элемент деловой культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 3 (11). С. 84-87.

For citation: Gracheva A.A. Uspekh kak klyuchevoy element delovoy kul'tury [Success as a key element of business culture]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 3 (11), pp. 84-87. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.