Научная статья на тему 'Деловая культура как способ управления организацией'

Деловая культура как способ управления организацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12187
770
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МОРАЛЬ / ЭТИКА / CULTURE / BUSINESS CULTURE / ORGANIZATIONAL CULTURE / MORALITY / ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Евгения Александровна

В современном обществе одним из важнейших факторов, определяющих шансы достичь успеха в бизнесе, предпринимательской или же государственной деятельности, является умение взаимодействовать с людьми, умение правильно представить себя в обществе. Термин «деловая культура» подразумевает в себе конкретные правила поведения в деловом коллективе, корпоративные обычаи и традиции, определенные нормы и рабочий этикет. Деловая культура подразумевает под собой умение общаться, в том числе и в деловых ситуациях, вырабатываемых поколениями людей. Деловая культура предлагает ценности и нормы трудообмена, обмена деятельностью, а также включает «конкретные формы и методы взаимодействия людей при решении деловых вопросов», к которым относятся стратегии и тактики достижения производственных целей, способы убеждения и оказания воздействия. Рассмотрено понятие «деловая культура» как важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека, работника организации, предпринимателя. Влияние деловой культуры на организации довольно велико, потому что успех любого предприятия во многом зависит от способностей ее коллектива, от их умения дружно трудиться для достижения общей цели. Знание этикета и культуры поведения являются главными условиями для успешной работы любой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS CULTURE AS A METHOD OF ORGANIZATION MANAGEMENT

In the modern world, the ability to behave with people properly is one of the most important factors in determining the chances of success in business, professional or entrepreneurial activities. Thus, the concept of “business culture” implies certain rules of behavior in the sphere of business activity, corporate traditions and customs, work ethics and standards. Business culture is the ability to communicate, including business situations, produced by generations of people. Business culture offers norms and values of labour exchange activities, and also includes “specific forms and methods of interaction of people in solving business issues”, which include strategies and tactics to achieve business objectives, methods of persuasion and influence. The concept of “business culture” as an important aspect of the morality of professional conduct, business person, businessman, employee of the organization is considered. The influence of business culture on the organization is enormous because the success of any company largely depends on the ability of its employees, on their ability to work together towards a common goal. Etiquette, culture and behavior are key conditions for the success of any organization.

Текст научной работы на тему «Деловая культура как способ управления организацией»

УДК 316.334.2

ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

© Евгения Александровна КЛИМОВА

магистрант по направлению подготовки «Социология», кафедра теоретической и прикладной социологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: sociolo@yandex.ru

В современном обществе одним из важнейших факторов, определяющих шансы достичь успеха в бизнесе, предпринимательской или же государственной деятельности, является умение взаимодействовать с людьми, умение правильно представить себя в обществе. Термин «деловая культура» подразумевает в себе конкретные правила поведения в деловом коллективе, корпоративные обычаи и традиции, определенные нормы и рабочий этикет. Деловая культура подразумевает под собой умение общаться, в том числе и в деловых ситуациях, вырабатываемых поколениями людей. Деловая культура предлагает ценности и нормы трудообмена, обмена деятельностью, а также включает «конкретные формы и методы взаимодействия людей при решении деловых вопросов», к которым относятся стратегии и тактики достижения производственных целей, способы убеждения и оказания воздействия. Рассмотрено понятие «деловая культура» как важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека, работника организации, предпринимателя. Влияние деловой культуры на организации довольно велико, потому что успех любого предприятия во многом зависит от способностей ее коллектива, от их умения дружно трудиться для достижения общей цели. Знание этикета и культуры поведения являются главными условиями для успешной работы любой организации.

Ключевые слова: культура; деловая культура; организационная культура; мораль; этика

В целом деловая культура организации является достаточно широким понятием, которое охватывает значительную долю аспектов деятельности самой организации и ее менеджмента. Основные задачи культуры - это определение формы организации труда и управления, понимание фирмой своих целей и миссии. Культуру не считают за объект манипулирования организацией. Деловая культура формируется непосредственно самими людьми и бывает, что руководитель управляет ею меньше, чем она им. Данный фактор немаловажен, потому что основная часть элементов эффективного управления организацией в определенной степени определяется культурой. Понятие «культура» используется в узком и широком смыслах.

В широком смысле понятие «культура» включает в себя человеческие способности и силы, реализуемые в деятельности, а также предметные результаты деятельности людей. Культура в узком смысле - это область духовной жизни людей [1, с. 10-12].

Деловая культура тесно связана с социальной культурой и взаимообусловлена ей, однако, все же имеет относительную замкнутость в своем развитии. Становление деловой

культуры подразумевается в двойственной форме - материальной и нематериальной.

Основной задачей деловой культуры является получение и распределение прибыли в организации. Деловую культуру можно рассматривать как систему инструментов и способов решения задач в процессе функционирования и развития организации или делового сообщества [2, с. 39].

Деловая культура включает в себя ценности и нормы трудообмена, обмена деятельностью и включает в себя определенные методы и формы взаимодействия людей при решении деловых вопросов, к которым относятся тактики и стратегии, поставленные для достижения производственных целей, а также способы убеждения и оказания воздействия.

Этика и мораль составляют основу деловой культуры любой организации, под которой понимаются принятые руководством и поддерживаемые персоналом духовные ценности. И хотя многие считают, что деловая культура касается только внутренней жизни коллектива, именно она формирует и внешнюю жизнь организации (внешние отношения). Деловая культура организации проявляется в поведении сотрудников, в их вос-

2017. Т. 3, вып. 3 (11)

приятии себя, организации в целом и окружающей среды [3].

Мораль (нравственность) - совокупность норм, установок и предписаний, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении в различных жизненных сферах, включая и трудовую деятельность [4].

Успех делового общения зависит от знания и умения использовать технику общения. Деловое общение - это коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения [5].

Главное требование делового общения в процессе официально-деловых отношений как элемента деловой культуры - понятное, лаконичное и четкое изложение информации не только на бумаге, но и в устном разговоре. Чтобы выполнить это требование, необходимо соответствие следующим условиям [6].

1. Деловое общение подразумевает в себе умение грамотно писать и говорить. Это не означает, что нужно быть филологом, вполне достаточно уметь правильно, последовательно и понятно излагать свои мысли.

2. Особенностью делового языка является его максимальная обезличенность (текст необходимо излагать от третьего лица).

3. В деловой речи необходимо избегать нечетких названий, определений и каких-либо образных выражений, чтобы исключить возможность ошибки и недоразумения как повода для конфликта. В деловой речи недопустимо применять неоднозначность, терминологическую вариативность и лингвистическую двусмысленность.

4. В деловом общении речь должна нести в себе как можно больше информации, быть сдержанной и строгой, что может быть только при выполнении предыдущих условий.

Каждая организация, преодолевая трудности внешней адаптации и внутренней интеграции, приобретает опыт, который становится основой организационной культуры (уникальной общей психологии, характеризующей данное сообщество людей) [7]:

- процесс формирования организационной культуры происходит только в процессе совместного преодоления трудностей;

- ядро организационной культуры формируется основателями компании и тесно связано с их жизненным опытом и мировоззрением;

- деловая культура - это привычная, естественная среда для коллектива любой организации; ее проявление и особенно влияние наиболее очевидны и заметны новым сотрудникам, входящим в организацию, или же посторонним наблюдателям;

- если обратиться к истории организации, особенно к ее критическим моментам, то таким образом возможно лучше понять особенности деловой культуры.

Характеристики деловой культуры и их понимание способствуют облегчению проведения в жизнь решений высшего руководства и содействуют разработке реалистичных планов.

Для понимания специфики организационной культуры необходим анализ следующих основных моментов: норм и ценностей, правил и принципов жизни организации; типа организационной культуры; различных физических проявлений культуры, примером которых являются интерьер офиса, наблюдаемые «образцы» поведения сотрудников организации, «язык» предприятия, ее обряды, традиции, ритуалы, используемые в особых случаях [8].

Имиджевые носители организации - это не только визуальные ее проявления, а также ценности компании и типология культуры. Деловая культура организации - основной показатель и рычаг управления внутрикорпоративным имиджем, оказывающим косвенное и прямое влияние на внешний имидж компании [9].

Деловая культура управляющего имеет ряд особенностей: инновационный характер, напряженность, способствует выполнению функций управления, отличающихся однородностью содержания выполняемых работ (операций) и их целевой направленностью. В структуре деловой культуры существует мировоззренческий и базовый уровень, уровень практической деятельности, уровень регуляции управленческого поведения, эмоциональный уровень [8, с. 39].

Целостность сформировавшегося уровня деловой культуры и интегративная сущность понимается и познается лишь на основе четкого представления об иерархии и структуре ее развития, преемственно связанных этапах формирования. Концепции деловой культуры управляющего интегрируют заслуги различных национальных школ и моделей, постоянно обогащаются новыми социально-

психологическими и социально-технологическими подходами. Концептуальные основы создания деловой культуры, которые заложены в доктринах управления зарубежных и российских ученых, представляют собой итоги изучения трудного многофакторного проявления общей культуры управления, раскрывающиеся сквозь призму личностных характеристик современного управленца, способных существенным образом воздействовать на все стороны деятельности организации. В связи с этим очевидна важность целенаправленного создания деловой культуры, учитывая особенности и традиции отечественного производства и мирового опыта управленцев.

Деловая этика детерминирует культуру труда, делая ее целеориентированной на гармоничное сочетание индивидуальных и общественно значимых целей, которые раскрывают огромный нравственный потенциал личности бизнесмена как форму самореализации и самовыражения его в прогрессивной конкурентной экономике. Именно осознанное руководство с внедрением инноватор-ских мыслей, наполненных высокой нравственной культурой личности управляющего, который заботится о социальном благе и о своих подчиненных, понимающего социальную роль современного бизнеса в обществе, способно принести пользу местному сообществу и его клиентам, всему социуму в целом. Вследствие этого основу такой модели поведения составляет созидание не только материальное, но и духовное [10].

Список литературы

1. Шаламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М.: ИЦ «Академия», 2007. 160 с.

2. Титова О.Г. Технологии делового общения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 239 с.

3. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2006. 290 с.

4. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М.: Институт новой экономики, 2004.

5. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми... Этикет делового человека. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 2006.

6. Сергеев А.М.Организационное поведение. М.: Изд. центр «Академия», 2008.

7. Латфуллин Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение. URL: http://www.biznes-books.com/ (дата обращения: 12.12.2016).

8. Ладанов И. Социальная культура организации // Управление персоналом. 2009. № 5 (35). С. 18-27.

9. Сафронов В.И. Культура общения. М.: Изд-во «Мир книги», 2002. 108 с.

10. Попов Б. Формирование корпоративной культуры. URL: https://www.lawmix.ru/bux/72 437.html (дата обращения: 12.12.2016).

References

1. Shalamova G.M. Delovaya kul'tura i psik-hologiya obshcheniya [Business Culture and Psychology of Communication]. Moscow, Akademiya Publ., 2007, 160 p. (In Russian).

2. Titova O.G. Tekhnologii delovogo obshcheniya [Technologies of Business Communication]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2008, 239 p. (In Russian).

3. Spivak V.A. Organizatsionnoe povedenie i upravlenie personalom [Organizational Behavior and Personnel Management]. St. Petersburg, Piter Publ., 2006, 290 p. (In Russian).

4. Benediktova V.I. O delovoy etike i etikete [On Business Ethics and Etiquette]. Moscow, New Economics Institute Publ., 2004. (In Russian).

5. Opalev A.V. Umenie obrashchat'sya s lyud'mi... Etiket delovogo cheloveka [Ability to Deal with People... Etiquette of a Businessman]. Moscow, Kul'tura i sport, YUNITI Publ., 2006. (In Russian).

6. Sergeev A.M. Organizatsionnoe povedenie [Organizational Behavior]. Moscow, Publishing Center «Akademiya», 2008. (In Russian).

7. Latfullin G.R., Gromova O.N. Organizatsionnoe povedenie [Organizational behavior]. (In Russian). Available at: http://www.biznesbooks.com/ (accessed 12.12.2016).

8. Ladanov I. Sotsial'naya kul'tura organizatsii [Social culture of organization]. Upravlenie person-alom [Personnel Management], 2009, no. 5 (35), pp. 18-27. (In Russian).

9. Safronov V.I. Kul'tura obshcheniya [Culture of Communication]. Moscow, Mir knigi Publ., 2002, 108 p. (In Russian).

10. Popov B. Formirovanie korporativnoy kul'tury [Formation of Corporative Culture]. (In Russian). Available at: https://www.lawmix.ru/bux/ 72437.html (accessed 12.12.2016).

Поступила в редакцию 25.02.2017 г. Received 23 February 201l

2017. Т. 3, вып. 3 (11)

UDC 316.334.2

BUSINESS CULTURE AS A METHOD OF ORGANIZATION MANAGEMENT Evgeniya Aleksandrovna KLIMOVA

Master's Degree Student on Training Direction "Sociology", Theoretical and Applied Sociology Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: sociolo@yandex.ru

In the modern world, the ability to behave with people properly is one of the most important factors in determining the chances of success in business, professional or entrepreneurial activities. Thus, the concept of "business culture" implies certain rules of behavior in the sphere of business activity, corporate traditions and customs, work ethics and standards. Business culture is the ability to communicate, including business situations, produced by generations of people. Business culture offers norms and values of labour exchange activities, and also includes "specific forms and methods of interaction of people in solving business issues", which include strategies and tactics to achieve business objectives, methods of persuasion and influence. The concept of "business culture" as an important aspect of the morality of professional conduct, business person, businessman, employee of the organization is considered. The influence of business culture on the organization is enormous because the success of any company largely depends on the ability of its employees, on their ability to work together towards a common goal. Etiquette, culture and behavior are key conditions for the success of any organization. Key words: culture; business culture; organizational culture; morality; ethics

Для цитирования: Климова Е.А. Деловая культура как способ управления организацией // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 3 (11). С. 80-83.

For citation: Klimova E.A. Delovaya kul'tura kak sposob upravleniya organizatsiey [Business culture as a method of organization management]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 3 (11), pp. 80-83. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.