This article deals with the application of information technology on urban public transport to ensure the safety of the trans-port process. Referring to the current legislation, a list of devices mandatory for installation is outlined, as well as innovative projects that combine all necessary safety requirements. The conclusions about expediency and prospects of application of digital systems on transport were made.
Key words: security, information technologies, innovative projects, urban public transport, monitoring systems.
Mishina Evgenia Sergeevna, master, evgenia 741 Qayandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Lebed Rimma Konstantinovna, master, ya. yiikinokiokuayandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Khmelev Roman Nikolaevich, candidate of technical sciences, docent, hrnayandex. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 629
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛОКОМОТИВОВ ПО ФАКТИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ
П.В. Губарев, А.С. Шапшал, Н.Н. Зинченко
В статье авторами описаны автоматизированные комплексы для диагностики локомотивов по фактическому состоянию. Рассмотрены схема проверки технического состояния скоростного электропоезда в Японии, диагностическая схема проверки секции тепловоза, схема сканирования тепловизором на электровозах ВЛ80С болтовых соединений силовых шин и выпрямительных установок.
Ключевые слова: локомотив, фактическое состояние, техническая диагностика, автоматизированный комплекс, депо, параметры, узел.
Для работы железных дорог в новых условиях характерно широкое внедрение средств диагностики в систему технического содержания, например, мотор-вагонного подвижного состава (МВПС). Основная задача технического диагностирования объекта состоит в организации эффективных процессов определения его технического состояния. Современный уровень развития науки и техники, достижения в развитии методов прикладной математики и применении вычислительной техники позволяют разработать методы объективной оценки технического состояния МВПС без его разборки и реализовать эти методы с помощью технических средств. Эти средства могут производить измерения с большой быстротой и точностью [1].
Применение диагностики позволяет оперативно вырабатывать рекомендации об индивидуальных объемах ремонта каждого вагона МВПС с учетом его действительного технического состояния.
Например, автоматизированная диагностическая установка применяется для проверки технического состояния скоростных электропоездов линии Новая Токайдо в Японии (рис. 1) [2].
Для подсоединений средств технического диагностирования (СТД) к стыковочным устройствам вагонов электропоезда используются переходные коннекторные коробки 1. К ним подсоединяют переносные пульты управления 2 и цеховой пульт 3. Связь с этими устройствами расположенной в отдельном помещении ЭВМ 5 осуществляется через блок коммутации 6 и релейные шкафы 4. В состав ЭВМ входят также блок памяти 7, устройство ввода-вывода информации 8, телетайп 9 и пульт управления 10.
332
Рис. 1. Схема проверки технического состояния скоростного электропоезда в Японии
Включение стандартной ЭВМ в состав внешнего универсального СТД существенным образом расширяет его возможности, не только увеличивая оперативную память, но и обеспечивая долговременной памятью большой объем, облегчается возможность включения СТД в автоматизированную систему управления локомотивным хозяйством. Поэтому использование ЭВМ ознаменовало качественно новый этап в создании СТД.
В память ЭВМ введены допустимые значения диагностических параметров, соответствующие уровню характеристик контролируемых объектов и их нормальной работоспособности.
Помимо непосредственного участия в процессе диагностирования ЭВМ помогает следить за своевременной постановкой электропоездов на очередное диагностирование, сигнализируя об исчерпании ресурса по пробегу и фиксируя просрочки. С помощью ЭВМ анализируется также расход материалов и запасных частей.
При диагностировании с помощью СТД электропоездов японских железных дорог приняты четыре качественные оценки их технического состояния: хорошее, плохое, предельное и критическое. Результаты измерения диагностических параметров, соответствующие хорошей оценке, печатаются на выходном документе черным цветом. Такой объект может быть допущен к эксплуатации без каких-либо ограничений. В противном случае результаты диагностирования печатаются красным цветом. При плохом состоянии электропоезд пригоден к эксплуатации при постоянном наблюдении за обнаруженным слабым узлом. Предельное состояние требует проведения проверок каждые несколько дней. При критическом состоянии требуется произвести освидетельствование объекта и выполнение необходимого ремонта.
В настоящее время в компании «ЛокоТех» разрабатывается ряд диагностических схем проверки состояния локомотивов для пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ). Например, одна из них для диагностики тепловозов представлена на рис. 2 [3-6].
Но в таких схемах отсутствует и метод тепловизионного контроля оборудования локомотива, такого как состояние дизеля, силовых диодов или тиристоров преобразователей, болтовых соединений силовых шин и др.
Например, на электровозах ВЛ80С и других серий тепловизором можно сканировать болтовые соединения силовых шин (рис. 3) [7-9].
Также на электровозе ВЛ80С тепловизором сканировались выпрямительные установки в рабочем состоянии (рис. 4). На термограмме хорошо видно, что силовые диоды по тепловой нагрузке загружены неравномерно [10-11].
Электрооборудование
электронный паспорт
Рис. 2. Диагностическая схема проверки секции тепловоза
Рис. 3. Термограммы болтового соединения силовых шин блока силовых аппаратов (БСА) электровоза ВЛ80С: а - нормальное состояние; б - нарушен контакт
Рис. 4. Термограмма поверхности выпрямительной установки электровоза ВЛ80С
334
Вывод:
1. Представленный общий диагностический комплекс испытательной станции ПТОЛ локомотиворемонтного депо может охватить для контроля все пункты Правил деповского обслуживания и ремонта электровоза на ТО-2 и в случае годности отправлять локомотив в эксплуатацию по безразборной технологии. В дальнейшем с помощью комплекса необходимо накапливать данные износа и состояния лимитирующих и др. узлов и получать результаты анализа о постановке локомотива на очередной ремонт по наработке.
2. Включение тепловизионной диагностики в общую схему является неотъемлемой частью системы технического обслуживания и ремонта локомотивов в депо.
Список литературы
1. Чеботарев Е.А. Методы диагностирования систем управления электровозов и электропоездов: учебное пособие. Ростов н/Д: РГУПС, 2001. 80 с.
2. Тептиков Н.Р., Губарев П.В., Коновалов П.Ю., Лященко А.М. Основы технической диагностики: курс лекций. Минеральные Воды: Филиал РГУПС, 2013. 140 с.
3. Тептиков Н.Р., Уразгильдеев Р.Х., Пономарев Д.В. Диагностические комплексы электроподвижного состава: учебное пособие. Ростов н/Д: РГУПС, 2006. 79 с.
4. Лукьянов А.А., Капустин А.Н, Бондарик В.В. Термодиагностика оборудования электровозов // Локомотив, 2004. № 6. С. 24-26.
5. Лукьянов А.В., Михальчук Н.Л., Капустин Н.И., Лукьянов А.А., Капустин А.Н. Тепловизионный контроль оборудования локомотивов // Железнодорожный транспорт, 2005. № 8. С. 48-50.
6. Гиоев З.Г., Губарев П.В., Глазунов Д.В., Набоков А.Е. Вибрационное прогнозирование как фактор повышения качества ремонта тягового подвижного состава // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2020. № 2 (53). С. 64-71.
7. Тептиков Н.Р., Резниченко А.А., Губарев П.В., Глазунов Д.В. Математические методы принятия решений в системах диагностики и управления на тяговом подвижном составе // Сборка в машиностроении, приборостроении. 2018. № 1. С. 13-15.
8. Резниченко А.А., Чеботарев Е.А., Тептиков Н.Р., Глазунов Д.В. Оценка безотказности и готовности локомотивов в период нормальной эксплуатации // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2018. № 3 (39). С. 15-22.
9. Чеботарев Е.А., Губарев П.В., Глазунов Д.В. Повышение надежности тяговой зубчатой передачи грузовых электровозов // Сборка в машиностроении, приборостроении. 2017. № 8. С. 379-383.
10. Губарев П.В., Тептиков Н.Р., Глазунов Д.В. Методика расчета ресурса силовых диодов выпрямительных установок электроподвижного состава // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2017. № 4 (36). С. 33-38.
11. Губарев П.В., Глазунов Д.В., Мищихина Е.С. Анализ системы ремонта и диагностики локомотивов по фактическому состоянию // Труды международной научно-практической конференции «Транспорт-2013». Ростовский государственный университет путей сообщения. 2013. С. 143-144.
Павел Валентинович Губарев, канд. техн. наук, доцент, ра\е1.2уЪагеу@,уапёвх.ги, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный университет путей сообщения,
Александр Сергеевич Шапшал, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный университет путей сообщения,
Николай Николаевич Зинченко, старший преподаватель, kolek.zdamail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
IMPROVEMENT OF TECHNICAL DIAGNOSTICS LOCOMOTIVES BY ACTUAL CONDITION
P.V. Gubarev, A.S. Shapshal, N.N. Zinchenko
In the article, the authors describe automated systems for diagnosing locomotives based on their actual condition. The scheme of check of technical condition of high-speed trains in Japan, the diagnostic scheme of the test section of the locomotive, diagram of a scanning imager on the electric ВЛ80С bolted connections bus bars and rectifier installations.
Key word: locomotive, actual condition, technical diagnostics, automated complex, depot, parameters, node.
Gubarev Pavel Valentinovich, candidate of technical sciences, docent, pavel. gybare va, yandex. ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov State Transport University,
Shapshal Alexander Sergeevich, candidate of technical sciences, docent, llhargups.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov State Transport University,
Zinchenko Nikolay Nikolaevich, senior lecturer, kolek. zdamail. ru, Russia, Rostov-on-don, Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation
УДК 621.8; 622.6
ПРИМЕНЕНИЕ СОРТИРОВОЧНЫХ МАШИН В ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ И РАСЧЕТ
М.С. Григорьев
Описаны основные принципы работы и назначение такого вида сортировочных машин, как барабанных грохот. Приведены особенности конструкции и работы, преимущества, недостатки, также основные формы для расчета.
Ключевые слова: горнодобывающее оборудование, сепарация, сортировочная машина, детали, горная добыча.
Есть много сфер человеческой деятельности, в которых нашло применение сортировочное оборудование (рис. 1). Среди них наиболее важными в этом плане можно назвать горнодобывающую отрасль и сельскохозяйственную [1, 2]. Такой вид оборудования применяется для отделения различных по габаритным размерам частиц сыпучих веществ, например, полувлажная земля, торф, щепа, песчаные и горные породы. При этом одновременно с сортировкой возможно и промывание находящихся в оборудовании частиц.