Gubarev Pavel Valentinovich, candidate of technical sciences, docent, pavel. gybarev@yandex. ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov State Transport University,
Shapshal Alexander Sergeevich, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Rostov-on-Don, Rostov State Transport University,
Shabaev Vadim Vladimirovich, lecturer, vadim88. shabaevamail. ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation
УДК 65.011.56
К ВОПРОСУ ОСНАЩЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА СИСТЕМАМИ МОНИТОРИНГА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Е.С. Мишина, Р.К. Лебедь, Р.Н. Хмелев
В данной статье рассмотрен вопрос применения информационных технологий на городском общественном транспорте с целью обеспечения безопасности транспортного процесса. С учетом действующего законодательства, обозначен перечень приборов, обязательных к установке, а также рассмотрены инновационные проекты, сочетающие в себе все необходимые требования по безопасности. Сделаны выводы о целесообразности и перспективах применения систем мониторинга и обеспечения транспортной безопасности на городском общественном транспорте.
Ключевые слова: безопасность, информационные технологии, инновационные проекты, городской общественный транспорт, системы мониторинга.
В настоящее время внедрение информационных технологий происходит абсолютно во все сферы жизнедеятельности человека, начиная от простых бытовых вопросов и заканчивая мероприятиями, требующими принятия ответственных решений от которых зависит жизнь людей. Как правило, это связано с обеспечением безопасности на производствах, военных и опасных объектах; при проведении массовых мероприятий; на дорогах и транспорте.
Широкое применение систем мониторинга и обеспечения транспортной безопасности на городском общественном транспорте во многом продиктовано требованиями действующего законодательства. При этом обоснование необходимости установки данных систем, их эффективности с учетом финансовых затрат транспортных компаний является серьезной проблемой. Особую актуальность рассматриваемая проблема приобрела с учетом сложившейся экономической ситуации.
В этой связи целью данной статьи является анализ эффективности применения систем мониторинга и обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) на городском общественном транспорте (на примере автомобильного транспорта), а также оценка финансовых затрат, связанных с оснащением подвижного состава указанными системами.
К системам мониторинга и обеспечения транспортной безопасности на городском общественном транспорте относятся следующие:
1. Подсистема управления процессом пассажирских перевозок. Она способна обеспечивать автоматизацию деятельности автотранспортных предприятий (АТП) и грамотно выстраивать работу всего предприятия на основе непрерывного контроля за движением подвижного состава с возможностью его корректировки. В данную подсистему входят:
Система ГЛОНАСС - инструмент спутниковой навигации, предназначенный для определения местонахождения конкретного объекта путем вычисления его координат. Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 апреля 2020 года № 597 [1] обязательное оснащение аппаратурой спутниковой навигации отложено до 31 мая 2021 года;
Система ЭРА-ГЛОНАСС, которая является российской государственной системой экстренного реагирования при авариях. Обязательная установка системы также отложена законодательством до 31 мая 2021 года [1].
Системы видео- и аудио- контроля являются одним из средств профилактики правонарушений и предотвращения актов незаконного вмешательства на транспорте, а также облегчает водителю процесс посадки и высадки пассажиров. Видеонаблюдение позволяет отслеживать в реальном времени все происходящее в салоне транспорта, а также оценить работу кондуктора или водителя, тем самым снизить коррупционную составляющую в их работе. В настоящее время является обязательной к установке согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1640 [2].
Датчики учета пассажиропотоков (на основе видеофиксации). Работают посредством получения стереоскопического изображения с камер и последующей обработкой встроенным программным обеспечением прибора. Устанавливаются по усмотрению перевозчика.
Ввалидаторы. Современные цифровые валидаторы, применяемые в автоматизированных системах оплаты, способны осуществлять мониторинг работы и дистанционный сбор статистики продаж билетов на транспорте. Необязательны к установке, если в салоне присутствует кондуктор (Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ [3], Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ [4]).
2. Подсистема информационного обеспечения пассажиров. Включает в себя визуализацию (как внутри, так и снаружи) и речевое информирование о работе транспортного средства (только внутри):
указатели маршрута, информационное табло обязательны к установке согласно ГОСТ 25869-90 [5]. Также допустимо использование электронного табло.
транспортный речевой информатор. Сообщает пассажирам звуковую и текстовую информацию о текущих и следующих остановках общественного транспорта. При этом использование спутниковой системы навигации ГЛОНАСС/GPS при условии смены маршрута автоматически перепрограммирует прибор. Обязателен к установке в соответствии с ГОСТ 25869-90 [5].
маршрутное телевидение. Обеспечивает пассажиров актуальной информацией, новостями и развлекательным контентом во время поездки. Способно оперативно оповещать пассажиров о какой-либо угрозе (рассылка ориентировок и т.п.). Устанавливается по усмотрению перевозчика.
3. Автоматическая система пожарной сигнализации. Обеспечивает информирование о задымлениях и возгораниях в салоне и моторном отсеке автобуса. Как правило, устанавливается по усмотрению завода-изготовителя.
4. Тахографы. Предназначены для непрерывного контроля режима труда и отдыха водителей, маршрута и скорости. Обязательны к установке согласно Приказа Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 [6] и Постановления Правительства от 30 марта 2019 года N 382 [7].
5. Система контроля топлива и давления в шинах. Снижает сбои в работе автобуса, уменьшает износ агрегатов и узлов транспортного средства, уменьшает тормозной путь и улучшает управляемость. Устанавливаются по усмотрению администрации предприятия.
6. Wi-Fi сеть в салоне транспортного средства. Обеспечивает доступ пассажиров к глобальной сети Интернет. Устанавливается по усмотрению перевозчика.
Основные системы мониторинга, обеспечения транспортной безопасности и информационного обеспечения приведены в табл. 1.
Таблица 1 Основные системы мониторинга и обеспечения транспортной безопасности и информационного обеспечения
Название прибора Внешний вид Ориентировочная цена, руб
Обязательные к установке
Тахограф 38 000
Четырехканальный видеорегистратор 17 000
Навигационный модуль 13 000
Видеокамеры 15 000
Лобовой указатель "'I-1 40 000
Устанавливаются по усмотрению перевозчика
Автоматическая пожарная сигнализация * • |«Им 1 ' _ — 7 000
Датчик уровня топлива 700
Информационно-развлекательный контент 30 000
Валидатор 23 500
Интернет-центр 20 000
Все вышеперечисленные подсистемы, системы и приборы в целом объединяются в единую информационную базу (интеграционную платформу). С помощью процесса интеграции датчики, установленные в вышеперечисленных системах, передают информацию в диспетчерский центр и на монитор, установленный в кабине водителя.
Стоит отметить, что эффективность применения систем, основанных на ГЛОНАСС, заключается в уменьшении бюджета расходов на эксплуатацию транспортных средств - 20...35%; снижении числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях по вине водителей автобусов - до 90%; увеличении оборачиваемости транспорта - 10.25 %; облегчении управления автопарком; повышении качества обслуживания пассажиров [8].
Наиболее распространенные системы безопасности и контроля автотранспорта за период 2007-2019 годы изображены на рис. 1 [9].
Как показывает практика, применение перечисленных систем связано с существенной финансовой нагрузкой на субъект транспортной инфраструктуры при достаточно большом дефиците финансовых средств, с учетом сложившейся экономической ситуации. Зачастую автотранспортным предприятиям более выгодным оказывается оплата штрафов за невыполнение требований законодательства, чем покупка и эксплуатация дорогостоящего оборудования. Отмеченное, в большей степени, касается частных компаний, которые в настоящее время широко представлены на рынке пассажирских перевозок [10].
И Наемгатор-С
Ш 1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS М АвтоТрекер
■ OriDicomm LLS: контроль расхода топлива и мониторинг транспорта Omnicomm Online Другие
Рис. 1. Системы безопасности и контроля автотранспорта по количеству внедрения и использования на транспортных средствах
Чтобы оценить общие финансовые затраты перевозчиков, рассмотрим среднюю стоимость монтажа оборудования на единицу подвижного состава (табл. 2).
Таблица 2
Стоимость монтажа приборов _
Монтаж системы/прибора на единицу подвижного состава Средняя цена, руб.
Система датчиков учета пассажиропотока и валидаторов 5 800
Тахограф 6 000
ДУТ до 770 мм 2 000
Система видеонаблюдения вместе с 4-х канальным видеорегистратором 34 000
ПМТ-Медиа(вместе с табло) до 75 000
ГЛОНАСС 8 000
Автоматический информатор 18 000
Автоматическая пожарная сигнализация 14 000
Wi-Fi роутер 30 000
Согласно данным табл. 1 и 2, произведем подсчет общих затрат на единицу подвижного состава. Учтем, что количество валидаторов, мониторов и камер видеонаблюдения в салонах меняется в зависимости от количества дверей. За основу возьмем 3-х дверный автобус с одним медиа-таблоидом и одним валидатором (так как вход осуществляется в переднюю дверь). Общая стоимость оснащения вместе с монтажом на единицу подвижного состава составит 461 000 руб. с учетом уже установленного единого сервера на автопредприятии, что является очень существенной суммой для большинства муниципальных АТП городов нашей страны. Также стоит учесть, что ряд вышеперечисленных систем требует внесения ежемесячной абонентской платы с каждого объекта мониторинга (транспортного средства).
Одним из перспективных решений, призванных решить данную проблему, для городского общественного транспорта является проект «Умный автобус» [11], который представляет собой комплексную 1Т-систему, состоящую из вышеперечисленных приборов (табл. 1) различных модификаций. Проект делает транспорт более безопасным, доступным и удобным для пассажиров и полностью соответствующим требованиям действующего законодательства. Схема оснащения подвижного состава рассматриваемыми средствами в рамках проекта «Умный автобус» приведена на рис. 2.
ГЛОНАСС/GPS монторинг
Медиацентр
т а
Тахограф Система Тревожная Видеонаблюдение Система контроля Контроль
экстренного кнопка Online давления в шинах топлива
реагирования (ЭРА ГЛОНАСС)
Рис. 2. Схема оснащения транспортного средства в рамках проекта «Умный автобус»
Для перевозчиков покупка такого автобуса решает сразу несколько важных задач: дает возможность качественного планирования и корректировки выпуска подвижного состава на линию, основанного на передаче данных о пиковых нагрузках по вместимости салона в течение смены, а также расписания движения автобуса. Наряду с этим создаются более благоприятные условия для работы водителей.
В настоящее время стоимость автобуса НЕФАЗ, оборудованного техническими системами в рамках проекта «Умный автобус», составляет порядка 6 млн. руб. [12]. Для сравнения: новый городской автобус той же марки, но без модернизации обойдется примерно на полмиллиона дешевле. С учетом стоимости оборудования полным комплексом приборов и систем, оба варианта кажутся равнозначными, однако есть важная особенность. Она заключается в том, что АТП в большинстве городов нашей страны недофинансируются, а автопарк представлен устаревшими автобусами, техническое состояние которых оставляет желать лучшего. Установка на каждое транспортное средство всего комплекса приборов для обеспечения требований законодательства по ОТБ является бессмысленной, так как такой подвижной состав в скором времени будет списан, а закупка новых автобусов и их последующее оснащение различными приборами будет крайне затратной.
Поэтому проект «Умный автобус» является наиболее выгодным вариантом как для больших городов с хорошо функционирующей транспортной системой и способных массово обновить свой подвижной состав, так и для средних и малых городов, которые не обладают такими широкими финансовыми возможностями, но способны постепенно обновлять свой автопарк. Более того, выпуск на линию одновременно традиционных и «умных» автобусов создаст довольно яркий контраст у пассажиров и будет способствовать повышению популярности городского общественного транспорта.
Таким образом, городской общественный транспорт благодаря развитию цифровых технологий с каждым годом становится более доступным, а его движение -предсказуемым. Полное оснащение нового подвижного состава соответствующим оборудованием, лежащее в основе целостных IT-проектов, позволит повысить безопас-
ность и простоту передачи необходимых данных о состоянии транспортного средства в диспетчерский центр. Приобретение «умных» автобусов (а также другого «умного» наземного подвижного состава) является перспективным направлением развития городского пассажирского транспорта.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2020 г. № 597 «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации». 2020.
2. Постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности...». 2020.
3. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (с изменениями и дополнениями). 2011.
4. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». 2003.
5. ГОСТ 25869-90. Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 19 с.
6. Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства». 2013.
7. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2019 г. N 382 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий». 2019.
8. ГК «ГЛОНАСС Систем». [Электронный ресурс] URL: http://glonasssystem.ru (дата обращения: 09.10.2020).
9. Деловой портал TADVISER. Государство. Бизнес. ИТ. [Электронный ресурс] URL: https://www.tadviser.ru/(дата обращения: 10.10.2020).
10. Макаров П.С., Рыбец М.М., Хмелев Р.Н. Перспективы использования автобусов малой вместимости при осуществлении регулярных городских перевозок // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, 2019. № 4 (66). С. 330-337.
11. Компания Евромобайл. [Электронный ресурс] URL: https://www. euromo-bile.ru (дата обращения: 06.10.2020).
12. ОАО «КАМАЗ». [Электронный ресурс] URL: http://www.kamaz.ru (дата обращения: 06.10.2020).
Мишина Евгения Сергеевна, магистр, evgenia 7410@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Лебедь Римма Константиновна, магистр, ya. [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Хмелев Роман Николаевич, д-р техн. наук, профессор, hrn@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
ON THE QUESTION OF EQUIPMENT OF URBAN PUBLIC TRANSPORTATION SYSTEMS FOR MONITORING AND ENSURING TRANSPORTA TION SECURITY
E.S. Mishina, R.K. Lebed, R.N. Khmelev 331
This article deals with the application of information technology on urban public transport to ensure the safety of the trans-port process. Referring to the current legislation, a list of devices mandatory for installation is outlined, as well as innovative projects that combine all necessary safety requirements. The conclusions about expediency and prospects of application of digital systems on transport were made.
Key words: security, information technologies, innovative projects, urban public transport, monitoring systems.
Mishina Evgenia Sergeevna, master, evgenia 7410@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Lebed Rimma Konstantinovna, master, ya. yukinokioku@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Khmelev Roman Nikolaevich, candidate of technical sciences, docent, hrn@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 629
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛОКОМОТИВОВ ПО ФАКТИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ
П.В. Губарев, А.С. Шапшал, Н.Н. Зинченко
В статье авторами описаны автоматизированные комплексы для диагностики локомотивов по фактическому состоянию. Рассмотрены схема проверки технического состояния скоростного электропоезда в Японии, диагностическая схема проверки секции тепловоза, схема сканирования тепловизором на электровозах ВЛ80С болтовых соединений силовых шин и выпрямительных установок.
Ключевые слова: локомотив, фактическое состояние, техническая диагностика, автоматизированный комплекс, депо, параметры, узел.
Для работы железных дорог в новых условиях характерно широкое внедрение средств диагностики в систему технического содержания, например, мотор-вагонного подвижного состава (МВПС). Основная задача технического диагностирования объекта состоит в организации эффективных процессов определения его технического состояния. Современный уровень развития науки и техники, достижения в развитии методов прикладной математики и применении вычислительной техники позволяют разработать методы объективной оценки технического состояния МВПС без его разборки и реализовать эти методы с помощью технических средств. Эти средства могут производить измерения с большой быстротой и точностью [1].
Применение диагностики позволяет оперативно вырабатывать рекомендации об индивидуальных объемах ремонта каждого вагона МВПС с учетом его действительного технического состояния.
Например, автоматизированная диагностическая установка применяется для проверки технического состояния скоростных электропоездов линии Новая Токайдо в Японии (рис. 1) [2].
Для подсоединений средств технического диагностирования (СТД) к стыковочным устройствам вагонов электропоезда используются переходные коннекторные коробки 1. К ним подсоединяют переносные пульты управления 2 и цеховой пульт 3. Связь с этими устройствами расположенной в отдельном помещении ЭВМ 5 осуществляется через блок коммутации 6 и релейные шкафы 4. В состав ЭВМ входят также блок памяти 7, устройство ввода-вывода информации 8, телетайп 9 и пульт управления 10.
332