УДК 629
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ ТЕПЛОВИЗИОННОГО
КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
П.В. Губарев, А.С. Шапшал, А.С. Курочкин
Предложена методика испытаний тепловизионного контроля электрооборудования электровозов переменного тока. Полученные результаты испытаний тепловизионного контроля электровозов переменного тока показывают реальное состояние оборудования во время приемки. Использование тепловизионного контроля электровозов переменного тока позволяет сократить простой оборудования, увеличить срок его службы, получить достаточно быструю окупаемость диагностических приборов. При наличии тепловых изображений оборудования принятие решений о ремонте/замене становится более эффективным, общий объем расходов сокращается, а надежность работы оборудования повышается. Рекомендуется использовать тепловизионный контроль электрооборудования электровозов при деповских ремонтах и обслуживании.
Ключевые слова: электровоз, тепловой контроль, испытания, ремонт, нагрев.
В настоящее время на электровозоремонтных заводах АО «Жел-дорреммаш» при приемо-сдаточных испытаниях широко используются автоматизированные испытательные станции [1, 2]. Они позволяют осуществлять контроль состояния электровозов после капитального ремонта в реальном масштабе времени и создавать электронный паспорт электровоза по результатам испытаний. При этом на испытательных станциях используются комплексы и аппаратура российского производства, позволяющая объективно контролировать все узлы электровоза в соответствии с программами испытаний конкретной серии электровозов [3].
Однако опыт эксплуатации и ремонта электровозов показывает, что еще целесообразно при приемо-сдаточных испытаниях на стадии поездных испытаний применять современную аппаратуру, основанную на методах тепловизионного контроля. Уже некоторые локомотивные депо СКЖД и Октябрьской и Горьковской ж.д. ОАО «РЖД» РФ применяют тепловизи-онный контроль состояния узлов локомотивов после поездной работы, что приносит достаточно положительные результаты [4-12].
Нами предлагается проводить проверку тепловизором необходимых электрических узлов и аппаратов электровоза, согласно приведенным ниже схемам, например, электровозов ВЛ80С (рис. 1).
Рис. 1. Схема проведения ТКэлектрического оборудования электровозов серии ВЛ80С: 1 - мотор- вентилятор; 2 - фазорасщепитель; 3 - выпрямительная установка; 4 - блок тягового трансформатора; 5 - компрессор; 6 - мотор-вентилятор
142
После обкатки электровоза на секции проведены измерения тепловизором NEC TH-9100 наиболее нагретых узлов электрооборудования и были получены следующие результаты (рис. 2 - 5):
Рис. 2. Выпрямительные установки (левая и правая стороны секции по проходу)
Рис. 3. Сглаживающий реактор (левая и правая стороны секции по проходу)
Рис. 4. Обмотка силового трансформатора (левая и правая стороны секции по проходу)
Рис. 5. Переходной реактор
Для сравнения в депо Кандалашка Октябрьской ж.д. были также проведены и приведены нами для сравнения следующие результаты тепло-визионного контроля:
Проверка электровоза ВЛ80С №2528 после ТР-1 (рис. 6).
143
Рис. 6. Нагрев шины у реле перегрузки (секция 1)
Проверка электровоза ВЛ80С №1683 после ТР-1 (рис. 7).
Рис. 7. Нагрев крепления шины реле перегрузки (секции 1, 2)
Проверка электровоза ВЛ80Т №1021 после ТР-1 (рис. 8).
119'С
г 100 гЗО -60
У г 40 г 20
12 92'С 1г 5
Рис. 8. Силовая шина трансформатора (секция 2)
Авторами предлагается создать контрольную карту температурного состояния оборудования локомотивов, изображенную на рис. 9. На рис. 9 основными проверяемыми узлами должны быть: тяговый трансформатор, в т. ч. и его обмотка; переходной реактор ПРА-48;
асинхронные электродвигатели мотор-вентиляторов МВ1...МВ4, под ними ВУК и их силовые диоды; фазорасщепитель;
блоки силовых аппаратов № 1 и № 2; крепления силовых шин по всей секции электровоза; катушки всех электромагнитных контакторов и реле панелей и др.
144
Рис. 9. Расположение электрооборудования в секции электровоза
ВЛ80С
Выводы. Термография показывает реальное состояния оборудования во время приемки. При использовании тепловизоров сокращается простой оборудования, увеличивается срок его службы. Другие существенные преимущества заключаются в быстрой окупаемости диагностических приборов за счет повышения надежности обслуживания, сокращения расходов при одновременном снижении затрат времени на проверку оборудования. При наличии тепловых изображений оборудования принятие решений о ремонте/замене становится более эффективным, общий объем расходов сокращается, а надежность работы оборудования повышается. Как видно, больший нагрев электрооборудования секции электровоза происходил на правой стороне секции по проходу. Данную методику испытаний электрооборудования электровозов на нагрев можно рекомендовать на заводском и деповском ремонтах.
Список литературы
1. Фигурнов Е.П., Мрыхин С. Д., Перетокин Б.П. Контроль контактных соединений электротехнического оборудования с помощью инфракрасных приборов // Электрические станции. 1987. № 1. С. 62 - 63.
2. Губарев П.В., Захаров А.П., Олейник В.М. Стенд для контроля паяных соединений. // Транспорт, электр. и тепловозн. тяга. 1991. № 10.
3. Алексенко В.М. МПС РФ, РГУПС. Тепловая диагностика элементов ходовых частей подвижного состава: дис. ... д-ра техн. наук. Ростов-на-Дону, 2000. 418 с.
4. Тептиков Н.Р., Резниченко А.А., Губарев П.В., Глазунов Д.В. Математические методы принятия решений в системах диагностики и управления на тяговом подвижном составе // Сборка в машиностроении, приборостроении. 2018. № 1. С. 13-15.
5. Резниченко А.А., Чеботарев Е.А., Тептиков Н.Р., Глазунов Д.В. Оценка безотказности и готовности локомотивов в период нормальной эксплуатации // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2018. № 3 (39). С. 15-22.
6. Kokhanovskii V.A., Glazunov D.V., Zoriev I.A. Macrocompositional polymer-powder bearings // Journal of Machinery Manufacture and Reliability. 2019. № 2. P. 130-135. DOI: 10.3103/S1052618819020080.
7. Kochanowskii V.A., Mayba I.A., Glazunov D.V., Zoriev I.A. Powder bearings with polymer inserts // Journal of Friction and Wear. 2019. № 3. P. 229-233. DOI: 10.3103/S1068366619030048.
8. Kokhanovskii V.A., Glazunov D.V. Selection of lubricant composition for open contact systems in rolling stock // Russian Engineering Research. 2016. № 6. P. 449-451. DOI: 10.3103/S1068798X16060113.
9. Kokhanovskii V.A., Glazunov D.V. Control of lubricant performance // Russian Engineering Research. 2017. № 9. P. 768-773. DOI: 10.3103/ S1068798X17090131.
10. Kokhanovskii V.A., Maiba I.A., Glazunov D.V., Bol'shikh I.V. Lubricator casings for locomotive wheel rims // Russian Engineering Research. 2016. № 5. P. 364-365. DOI: 10.3103/S1068798X16050099.
11. Майба И. А., Глазунов Д.В. Диагностика работы гребнерельсо-смазывателя при помощи телевизионно-цифрового комплекса // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2010. № 3 (39). С. 24-29.
12. Глазунов Д.В. Визуализация ротапринтного метода смазывания гребней колес подвижного состава // Железнодорожный транспорт. 2018. № 7. С. 70-72.
Губарев Павел Валентинович, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный университет путей сообщения,
Шапшал Александр Сергеевич, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный университет путей сообщения,
Курочкин Александр Сергеевич, преподаватель, a.s.kuro4kin@,mail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
ANALYSIS OF THE TEST RESULTS OF THE THERMAL VISION CONTROL
OF AC ELECTRIC CARS
P.V. Gubarev, A.S. Shapshal, A.S. Kurochkin 146
In the article, the authors proposed a test procedure for thermal imaging control of electrical equipment of AC electric locomotives. The obtained test results of thermal imaging control of AC electric locomotives show the real state of the equipment during acceptance. The use of thermal imaging control of AC electric locomotives makes it possible to reduce equipment downtime, increase its service life, and obtain a sufficiently quick payback of diagnostic devices. In the presence of thermal images of equipment, the decision to repair / replace becomes more efficient, the total cost is reduced, and the reliability of the equipment is increased. The authors recommend the use of thermal imaging control of electrical equipment of electric locomotives for depot repairs and maintenance.
Key words: electric locomotive, heat control, testing, repair, heating.
Gubarev Pavel Valentinovich, candidate of technical sciences, docent, pavel_gybarev@yandex. ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov State Transport University,
Shapshal Alexander Sergeevich, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Rostov-on-Don, Rostov State Transport University,
Kurochkin Alexander Sergeevich, teacher, a. s. kuro4kin@,mail. ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation
УДК 621.316
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ С ОБЩИМ КАНАЛОМ СВЯЗИ
М.А. Швайковский, Е.П. Вишняков, А.В. Ильин
Рассматривается возможность использования высокочастотных или продольных дифференциальных защит параллельных линий с применением одного общего канала связи, а также вопрос обеспечения быстродействия индивидуальных полукомплектов защит с самостоятельными каналами связи, для каждой защищаемой линии электропередачи. Проведен анализ режимов работы различных видов релейных защит для параллельных линий.
Ключевые слова: высокочастотная релейная защита, дифференциальная защита линий электропередачи, балансная защита, балансное реле, высокочастотная блокировка защит, короткое замыкание.
Как любое техническое устройство линии электропередач подвержены неблагоприятным воздействиям, которые могут иметь разную природу происхождения. Поскольку от качества функционирования систем электроснабжения зависит и качество технологического процесса, то актуальными становятся своевременные выявления повреждений и их ликвидация [1].
Для надежности электроснабжения схемы электрических сетей содержат в ряде случаев двухцепное исполнение линий электропередач (ЛЭП). Каждая из параллельных линий укомплектовывается соответствующими устройствами релейной защиты. Для обеспечения быстродействия
147