УДК 502:37
DOI: 10.24411/1728-323X-2020-14123
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МАИ (НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Е. В. Надежкина, д. б. н,
проф. Московского авиационного института (Национального исследовательского университета),
О. В. Тушавина, к. т. н, доц.,
директор Аэрокосмического института
Московского авиационного института
(Национального исследовательского
университета),
А. Е. Сорокин, к. э. н, доц.,
зав. кафедрой «Экология и безопасность
жизнедеятельности»
Московского авиационного института
(Национального исследовательского
университета),
П. В. Пичужкин, старший преподаватель кафедры «Управление эксплуатацией ракетно-космических систем» Московского авиационного института (Национального исследовательского университета)
Статья посвящена экологическому образованию в Московском авиационном институте (Национальном исследовательском университете). Авторы отмечают, что коммуникационные технологии способствуют повышению мотивации студентов к учебной деятельности. Информационные технологии, применяемые в Московском авиационном институте в образовательном процессе, не только позволяют сделать процесс обучения индивидуальным, интерактивным, интересным и интенсивным, но и способствуют подготовке студентов, что и пригодилось в условиях самоизоляции в период пандемии. Одним из перспективных направлений научных исследований в области экологического знания являются игровые ситуации, диспуты, которые прививают студентам интерес к экологическим темам. Проведение исследовательской работы не только в стенах университета, но и в районах проживания вызывает непосредственный интерес и заставляет искать различные защитные мероприятия для снижения антропогенной нагрузки.
The article is devoted to environmental education at the Moscow Aviation Institute (National research University). The authors note that communication technologies help increase the motivation of students in the educational activities. The information technologies used at the Moscow Aviation Institute make the educational process individual, interactive, interesting, and intensive, and also contribute to the preparation of students, what was useful in the conditions of self-isolation during the pandemic. One of the promising areas of research in the field of environmental knowledge are game situations, debates, which instill in students an interest in environmental issues. Carrying out research work not only within the walls of the University, but also in the areas of residence is of direct interest and makes us look for various protective measures to reduce the anthropogenic load.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическое мышление, информационные технологии, игровые ситуации, лабораторные занятия.
Keywords: ecological education, ecological thinking, information technologies, game situations, laboratory classes.
Бесконтрольный рост природопользования, не совершенные технологии производства и потребления, гонка вооружения, рост транспорта и отходов ускоряют процесс ухудшения качества среды обитания, ставит под угрозу само существование человечества на Земле. Экологические проблемы — это проблемы главным образом нравственные, которые находят отражение в содержании экологического образования, именно оно выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую природную среду и фактором формирования экологической культуры личности.
В настоящее время все более актуальной становится необходимость сохранения окружающей природной среды для здоровья и благополучия ныне живущих и будущих поколений людей. Кенийская пословица гласит: «Берегите Землю. Мы не получили ее в наследство от отцов и дедов, мы взяли ее в долг у наших детей».
Образование в области окружающей среды признано важнейшим направлением совершенствования образовательных систем. Экологическое образование должно подготовить каждого к тому, чтобы жить с пониманием главных проблем меняющегося мира, оно обязано играть ведущую роль в обеспечении экологического сознания, направлять каждого человека на активное участие в разрешении конкретных специфических проблем,
необходимых для защиты и улучшения окружающей среды, воспитать экологически мыслящее поколение людей. Необходимо снабдить каждого студента навыками и приемами, необходимыми для плодотворного участия в улучшении жизни и окружающей среды со всей ответственностью [1].
Экологическое образование совершенствует представление о целостности окружающей среды, используя междисциплинарный подход и обучение в режиме решения экологических проблем. Современные программы в области экологического образования дают важные знания, навыки, умения, а также должны быть полезными и интересными для студентов.
Формирование экологического мышления — главная цель экологического образования [2]. Обучающийся должен осознавать необходимость решения специфических экологических проблем, многообразия отношений «человек — природа», последствия этих отношений.
Проблема поиска новых, нетрадиционных форм экологического образования у студентов Московского авиационного института (МАИ) Национального исследовательского университета очень актуальна. Студенты должны научиться анализировать, обобщать, сравнивать и наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, оценивать хозяйственную деятельность людей, выявлять причины экологических проблем, предлагать и обосновать пути их решения.
Без обязательного экологического образования и воспитания нельзя представить формирование нового экологического мышления и формирования культуры. Профессиональная деятельность экологически обоснованная становится нормой в повседневной практике. В ракетно-космической и авиационной деятельности проблемы экологической безопасности актуальны в настоящие время.
Преподавание экологических дисциплин в Московском авиационном институте (МАИ) ведется на всех факультетах.
Информационные технологии в МАИ переходят из разряда инновационных средств обучения в традиционные. Их использование в образовательном процессе позволяет удовлетворить потребность современных студентов, которые выросли в темпераментной визуальной информации. В настоящие время каждый студент должен получать, перерабатывать, оценивать и использовать в своей деятельности огромную область информации. Коммуникационные технологии способствуют повышению мотивации к учебной деятельности и помогают лучше понимать и запоминать материал.
Использование интернет-ресурсов в сочетании с традиционными методами обучения позволяет сделать процесс обучения в МАИ индивидуальным, интерактивным, интересным и интенсивным. Основные преимущества современных информационных технологий (наглядность, графическое изображение, обработка и хранение больших объемов информации, доступ к мировым информационным ресурсам) становятся основой процесса образования и помогают преподавателю эффективно формировать у учащихся аспекты коммуникационной компетенции, дают возможность осуществлять поиск, отбор, обобщение, анализ и синтез полученной информации. Компьютерные технологии не определяют содержание обучения, но являются его эффективным средством. Благодаря наглядности, интерактивности студенты быстрее вовлекаются в активную творческую системную деятельность, приучаются работать в команде, критически мыслить.
В МАИ осуществляется взаимная связь студент — преподаватель, которая позволяет проводить системные консультации по различным темам экологических предметов.
Студентам постоянно рассылается литература основная и дополнительная к каждой лекции и семинарам, расчетные формулы, схемы и графики, таблицы и вопросы самоподготовки. Именно обратная связь позволяет персонифицировать работу преподаватель — студент, что дает дополнительные возможности детализации знаний и организации учебного процесса [3].
Применение в очном обучении дистанционного позволяет студентам более глубоко изучить материал курса, что дает возможность лучше подготовиться к зачетной или экзаменационной сессии, и это объективно отражается в повышении успеваемости студентов.
Именно налаженное дистанционное обучение помогло в период карантина не прерывать учебный процесс. Среди разнообразных приемов организации практических занятий наибольший интерес у студентов вызывают игровые ситуации, диспуты, которые помогают развивать навыки группового общения (так задание дается на группы) и способствуют эффективному изучению программного материала. Применение игровых ситуаций дает возможность привить студентам интерес к экологическим дисциплинам. Так, например, тема диспута — «За и против атомной энергетики». Две группы студентов должны рассмотреть фундаментальные проблемы развития атомной энергетики, четыре главных норм посылов атомщиков: «Атомная энергетика выгодна,
она — спасение от энергетического кризиса и изменений климата. Грядущее освоение термоядерной энергии вообще решит все проблемы человечества» и другие. Команды должны отстаивать диаметрально противоположные точки зрения, одни и те же факты рассматриваются с разных сторон, в разном контексте.
Поэтому, чтобы сформировать аргументы и контраргументы, весь свой творческий пыл и азарт студенты вкладывают, чтобы не подвести товарищей в своей группе (команде), активно готовятся, делают презентации, изучают различные печатные литературные источники и интернет-издания. В последнем случае надо особенно осторожно относиться к получаемой информации, так как далеко не всегда она бывает достоверной.
Или, например, тема «Методы и технические средства нейтрализации космических ракетных топлив (КРТ)». Студенты должны доказать, какая очистка и нейтрализация промстоков и паров, очистка почво-грунтов, металлоконструкций объектов окружающей среды, загрязненных КРТ, имеет положительные и отрицательные стороны. Поэтому для того, чтобы подготовиться к данному семинару, им очень много нужно изучить литературных источников.
Модульная система обучения способствует лучшему закреплению материала.
Жизнь в современном мире требует разнообразных умений: наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, решать проблемы и делать выводы. Студенты не только тестируются по разделам предмета, но и сами придумывают тесты по темам, что расширяет их кругозор. Также в МАИ по всем курсам дисциплин «Экология», «Техническая экология», «Прикладная экология», «БЖД» и т. д. проводятся л абораторные и практические занятия.
Участие студентов в исследовательских экологических проектах открывает новые перспективы в решении одновременно и педагогических, и воспитательных, и образовательных задач развития личности. Результаты экологических исследований широко апробированы на различных конференциях и симпозиумах как в МАИ, так и в других вузах. Задания преподаватель дает таким образом, чтобы они позволяли проводить исследования в природной окружающей среде, не ограничиваясь констатацией негативных антропогенных изменений. Большое количество заданий и возможность их комбинирования позволяет преподавателю творчески проектировать образовательную траекторию работы группы, малых групп сотрудничества в зависимости от интересов учащихся и особенностей МАИ.
Например, изучение антропогенного шума проводится как в условиях разных корпусов, аудиторий МАИ и его окружения Ленинградского, Волоколамского шоссе и улицы Константина Царева, на которой рядом расположена трамвайная и железнодорожная сеть. А также шумомер дается домой для изучения антропогенного шумового воздействия по дороге домой студентов и в районах их проживания. Что вызывает интерес у студентов, они составляют шумовые карты. Ищут способы, снижающие шумовые воздействия.
Овладение практическими навыками по экологии углубляет познание предмета. Осуществление подобных научно-исследовательских работ студентами позволяет получить практические навыки и вызывает интерес к изучению этого фактора в ракетно-космической и авиационной деятельности.
Желание студентов заниматься научными исследованиями по экологическим предметам, как правило, встречает поддержку со стороны преподавателей. В этой ситуации очень важно подобрать для изучения темы, которые были бы не только интересны, но и их исполнение и интерпретация полученных данных повышали мотивацию к научной работе и предмету.
Любая исследовательская работа в области естественных наук подразумевает экспериментальное исследование.
Студенты, проводя самостоятельно исследования (приборы выдаются преподавателем), получают необходимые навыки, ценностные установки и гораздо больше экологических знаний чем от «сухой» лекции, учебника или интернет ресурсов.
Задача преподавателя — помочь молодым исследователям разобраться в полученных результатах, обобщить и представить полученные данные исследований в законченном виде.
Заключение. Прогресс человечества, исторически связанный с прогрессом науки и техники, привел к противоречию между создаваемой человеком техносферой и природой. Преодоление кризиса потребует от людей не только крупномасштабного изменения технологии производства на основе имеющихся экологических знаний, но и изменение образа жизни людей, для формирования необходима новая культура взаимоотношений человека и природы — экологическая культура. В настоящее время актуальной становится необходимость формирования экологической культуры в самых массовых звеньях образовательной системы в высшей школе.
Библиографический список
1. Потапова Т. В. «Вместе со всей планетой». — Пущинский научный центр РАН. — 1995. — С. 115.
2. Глоссарий терминов по образованию в области окружающей среды. — ЮНЕСКО. — 1983. — C. 60.
3. Метечко Л. Б. Методические и организационные основы практики преподавания дисциплины «Экология» с применением современных средств обработки и передачи информации на примере МАИ. — Современные проблемы загрязнения окружающей среды. — М., 2012. — С. 89—102.
ENHANCEMENT OF THE ENVIRONMENTAL EDUCATION SYSTEM: A CASE STUDY OF THE MAI (NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY)
E. V. Nadezhdkina, Ph. D. in Biology, Dr. Habil., Professor, Moscow Aviation Institute (National Research University), [email protected];
O. V. Tushavina, Ph. D. in Engineering, Associate Professor, Director at the Aerospace Institute of the Moscow Aviation Institute (National Research University), [email protected],
A. E. Sorokin, Ph. D. in Economics, Associate Professor, Head Department of Ecology and Life Safety at the Moscow Aviation Institute (National Research University), [email protected];
P. V. Pichuzhkin, Senior Lecturer in the Department of Rocket and Space Systems Operations at the Moscow Aviation Institute (National Research University), [email protected]
References
1. Potapova T. V. "Vmeste so vsei planetoi". [Together with the whole planet] Pushchinsky nauchniy center RAN. [Pushchinsky scientific center of the RAS]. 1995. 115 p. [in Russian].
2. Glossary of terms on environmental education. UNESCO. 1983. 60 p.
3. Mestechko L. B. Metodicheskie i organizatsionnie osnovi praktiki prepodavaniya disciplini Ekologiya s primeneniem novih sredstv obrabotki I peredachi informatsii na primere MAI. [Methodological and organizational bases of the practice of teaching the discipline "Ecology" with the use of modern means of processing and transmission of information: a case study of MAI. Modern problems of environmental pollution]. Moscow. 2012. P. 89—102 [in Russian].