Научная статья на тему 'Психологические особенности формирования профессиональных компетенций студентов аэрокосмических вузов'

Психологические особенности формирования профессиональных компетенций студентов аэрокосмических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ВУЗ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / КОМАНДНЫЕ РОЛИ / ВНУТРЕННИЕ КОММУНИКАЦИИ / AEROSPACE UNIVERSITY / UNIVERSITY GRADUATES / STUDENTS / PROFESSIONAL COMPETENCE / CAREER GUIDANCE / TEAM ROLES / INTERNAL COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмичева Алла Александровна, Пономарева Диана Игоревна

Статья посвящена актуальной проблематике изучения процесса формирования инновационно-креативной направленности профессиональной деятельности студентов старших курсов аэрокосмических вузов. Высшие учебные заведения данного профиля выполняют стратегически важную миссию, включающую не только качественное обеспечение образовательного процесса, но и выпуск квалифицированных специалистов, владеющих специфическими компетенциями, востребованными в данной отрасли. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) ведущий аэрокосмический вуз нашей страны. Основная цель программы развития МАИ кадровое и научноинновационное обеспечение развития авиационной, ракетной и космической отраслей, а также других высокотехнологичных секторов экономики Российской Федерации на основе интеграции науки, образования и производства. МАИ осуществляет подготовку и выпуск дипломированных кадров с учетом потребностей предприятий авиационной и космической промышленности. В ходе проведенного исследования была подтверждена гипотеза о том, что личностные качества студентов являются основой успешности реализации инновационных деловых ролей в профильной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмичева Алла Александровна, Пономарева Диана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF AEROSPACE UNIVERSITIES

The article is devoted to the actual problems of studying the process of formation of innovative and creative orientation of professional activity of senior students of aerospace universities. Higher education institutions of this profile perform a strategically important mission, which includes not only high-quality provision of the educational process, but also the production of qualified specialists with specific competencies that are in demand in this industry. Moscow aviation Institute (national research University) is a leading aerospace University in our country. The main purpose of the MAI personnel and scientific-innovative development of aircraft, missile and space industries, as well as other high-tech sectors of the Russian economy on the basis of integration of science, education and production. MAI trains and graduates qualified personnel to meet the needs of the aviation and space industry. The research confirmed the hypothesis that students ‘ personal qualities are the basis for successful implementation of innovative business roles in a specialized organization

Текст научной работы на тему «Психологические особенности формирования профессиональных компетенций студентов аэрокосмических вузов»

Психологические особенности формирования профессиональных компетенций студентов аэрокосмических вузов

Кузьмичева Алла Александровна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) E-mail: allamai@list.ru

Пономарева Диана Игоревна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) E-mail: di37tap1@mail.ru

Статья посвящена актуальной проблематике изучения процесса формирования инновационно-креативной направленности профессиональной деятельности студентов старших курсов аэрокосмических вузов. Высшие учебные заведения данного профиля выполняют стратегически важную миссию, включающую не только качественное обеспечение образовательного процесса, но и выпуск квалифицированных специалистов, владеющих специфическими компетенциями, востребованными в данной отрасли. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) - ведущий аэрокосмический вуз нашей страны. Основная цель программы развития МАИ - кадровое и научно-инновационное обеспечение развития авиационной, ракетной и космической отраслей, а также других высокотехнологичных секторов экономики Российской Федерации на основе интеграции науки, образования и производства. МАИ осуществляет подготовку и выпуск дипломированных кадров с учетом потребностей предприятий авиационной и космической промышленности. В ходе проведенного исследования была подтверждена гипотеза о том, что личностные качества студентов являются основой успешности реализации инновационных деловых ролей в профильной организации.

Ключевые слова: аэрокосмический вуз, выпускники вузов, студенты, профессиональные компетенции, профориентация, командные роли, внутренние коммуникации.

о с

U

сэ см о см

03

Введение

В современном мире возрастает актуальность формирования инновационной компетентности инженерных кадров, что обусловлено более внимательным отношением менеджмента авиационных компаний к человеческому потенциалу [1; 15; 17]. Исходя из объективных потребностей общества, а также запросов работодателей, система высшего образования в Российской Федерации постепенно переходит на качественно новый уровень подготовки специалистов, обладающих хорошей базой необходимых знаний и навыками командной работы над проектами. Руководство ведущих технических вузов стремится сбалансированно наполнять содержание учебного процесса, поскольку гармоничное сочетание высокого уровня теоретической подготовки с практическими навыками дает старшекурсникам достойную стартовую возможность для полноценной профессиональной самореализации [7; 10].

Многие современные предприятия и компании применяют так называемый компетентностный подход в ходе подбора и отбора персонала. Следует отметить, что у исследователей данной проблематики есть несколько точек зрения относительно контекста понятия компетенций. Так, А.В. Дейне-ка считает, что главное предназначение компетенций состоит в практическом воплощении бизнес-стратегий [3]. Ряд исследователей под компетенциями понимает совокупность необходимых знаний, умений и профессиональных навыков, необходимых для качественного выполнения поставленных рабочих задач [8; 12]. М. Коулз вносит в этот перечень еще две составляющие компетенций - профессиональный опыт и отношения внутри коллектива [6]. На наш взгляд, достаточно аргументировано положение о том, что инновационная компетентность является системообразующим элементом профессиональной компетентности и включает ценностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный и рефлексивный компоненты [3].

Методы управления персоналом, технологии формирования кадрового состава промышленных предприятий в большинстве своем учитывают взаимосвязь внешних и внутренних компонентов организационной культуры. В частности, важным фактором для успешной реализации профессиональных компетенций молодых специалистов является состояние внутреннего имиджа компании, социально-психологического климата, системы мотивирования сотрудников со стороны начальства, стиль руководства [1; 5].

Современный руководитель, заинтересованный в достижении оптимальных трудовых результатов, учитывает эффект межличностного взаимодействия в команде профессионалов [9].

В научной литературе специалисты в области тимбилдинга как правило, под термином «команда» понимают автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно достигать поставленные перед ним цели. Работа команды, как правило, направлена и качественно на решение сложных комплексных задач, с которыми не могут справиться обычные группы. В настоящее время выделяются следующие направления в командообразовании: 1) подбор исполнителей с учетом особенностей проектной деятельности; 2) формирование сплоченности; 3) организация межличностных групповых коммуникаций; 4) диагностика и мониторинг целевых групп в соответствии с предъявляемыми требованиями [2; 4].

Разнообразие проектов (структуры, тематической направленности, длительности, уровня сложности), определяется преимущественно социально-экономической спецификой заказов, адресованных профессиональному сообществу [16].

Руководство МАИ уделяет большое внимание информационно-психологической безопасности в процессе подготовки высококвалифицированных кадров для аэрокосмической промышленности [11; 13]. Основные профессиональные направления кадровой работы (естественные, технические, экономические и гуманитарные) включают организацию обучающих семинаров, реализацию совместных инициативных проектов с Департаментом семейной и молодёжной политики г. Москвы и с молодёжной секцией ГД РФ, проведение конференций, «круглых столов», а также специальных мероприятий профориентационного характера с участием работодателей и представителей вузов по соответствующим направлениям.

Аэрокосмическая декада - ежегодное комплексное мероприятие, включающее в себя заседание методического совета по УГСН «Авиационная и ракетно-космическая техника» и школу-семинар для студентов и аспирантов профильных специальностей вузов России и стран СНГ. Главным организатором декады выступает Московский авиационный институт. Аэрокосмическая декада проводится на базе ОУЦ МАИ «Алушта» с 2008 года для обсуждения актуальных проблем организации учебного процесса и содействия кооперации вузов, ведущих подготовку по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «Авиационная и ракетно-космическая техника» и продолжается Всероссийской студенческой научно-технической школой-семинаром, где ды обсуждаются актуальные вопросы разработки авиационной и космической техники; аспекты развития аэрокосмической отрасли, её история, проблемы и перспективы. Здесь студенты авиационных вузов различных направлений подготовки представляют свои проекты, перспективные разработки и результаты исследований.

В 2019 году в ходе работы секций Аэрокосмической декады была также рассмотрена тема проблем и перспектив развития аэрокосмической отрасли. Интерес представляли и такие направления работы, как: прикладные и информационные технологии, системы интегрального образования, студенческое самоуправление и малый бизнес, нанотехнологии. Участники студенческой конференции реализовали уникальную возможность проявить свою творческую инициативу, продемонстрировать владение обучающими технологиями, проявить целевые знания и компетенции, обменяться опытом научной и профессиональной деятельности, провести креативную презентацию студенческого проекта.

Психологическое тестирование проводилось на основе методики командных ролей М. Белбина, получившей международное признание в практике управления персоналом [4, с. 59]. Инструментарий был выбран с учетом того факта, что данная методика позволяет определить деловую роль каждого тестируемого, и на этой основе сформировать команду эффективных менеджеров и специалистов.

Важно отметить также, что сам М. Белбин подчеркивал актуальность такого тестирования для инновационных предприятий или организаций, осуществляющих свою деятельность в условиях конкурентной, постоянно меняющейся внешней среды. Психодиагностическая шкала позволяет идентифицировать поведенческую доминанту и соотнести психологические характеристики личности сотрудника с определенной деловой ролью, каждая из которых является необходимой для реализации инновационных технологий управления компетенциями персонала организации.

Основная часть

Целевым сегментом для психологического тестирования выступали студенты высших учебных заведений аэрокосмической отрасли. В исследовании приняли участие студенты старших курсов МАИ и его филиалов, прошедшие деловой отбор. Главной целью диагностики являлось определение личностных особенностей и характеристик, способствующих самореализации в формате командного взаимодействия на авиационном предприятии.

Было протестировано 83 студента. Всего в психологическом исследовании приняли участие девять команд. Из них пять команд - студенты факультетов МАИ, четыре команды - студенты филиалов МАИ. Возраст участников исследования -от 20 до 23 лет.

В процессе изучения деловых ролей студентов особое внимание было уделено показателям, связанным с инновационной направленностью профессиональной деятельности студентов в качестве будущих специалистов, а также личностным качествам старшекурсников МАИ, выполняющих следующие роли - «генератор идей», «исследователь», «творец» и «эксперт».

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

В таблице 1 представлена структурная характеристика деловых ролей на основе методики Р.М. Белбина.

Таблица 1. Ролевой репертуар участников креативной команды

о с

CJ

см

03

Роль Психологическая характеристика Функциональность

Генератор идей Устремлен к творчеству, отличается высоким интеллектом и нестандартностью мышления; ин-новатор и изобретатель. Ценит оригинальность мышления у других участников команды. Ориентирован на создание новых предложений и креативное решение сложных комплексных проблем.

Творец Высокая мотивация достижений, энтузиазм, способность добиваться эффективных результатов, правильно использовать личностный потенциал внутри группы. Выбирает путь продвижения команды к общим целям. Становится хорошим руководителем благодаря умению генерировать общие действия и успешно работать.

Эксперт Способен критически мыслить, оценивать все детали и альтернативы, принимать взвешенные решения и находить оптимальный вариант Анализирует проблемы с учетом всех факторов, беспристрастно оценивает идеи и предложения. Способен обосновать свою точку зрения и направить команду к принятию продуктивного решения

Исследователь Подхватывает идеи других и развивает их за счет высокой коммуникативности и развитых деловых контактов. Оперативно реагирует на актуальную информацию, находит новые идеи, быстро сообщает команде о перспективных разработках, имеющихся за пределами группы.

Исполнитель (мотиватор) Отзывчивый, динамичный, способен быстро усваивать новый материал. Прагматичный, настойчивый в достижении цели. Придает действиям команды упорядоченную форму, побуждает других участников к максимально активной деятельности.

Дипломат Обладает развитыми навыками конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, хороший переговорщик (медиатор). Оптимизирует психологическую атмосферу в команде, разрешает межличностные и профессиональные конфликты.

Координатор Дисциплинированный, ответственный; способен заранее спланировать и выстроить работу команды технологически грамотно. Доводит результаты командной работы до итогового продукта; корректирует выполнение заданий.

Реализатор Обладает хорошими организаторскими способностями, всегда стремится к общей цели и способен упорядочить командную деятельность. Превращает концепции в планы и рабочие процедуры; находит необходимые дополнительные ресурсы вне группы.

Психологическая диагностика студентов МАИ позволила констатировать следующее: из всех опрошенных респондентов - 51% старшекурсников выполняют инновационные роли - эксперта, генератора идей, творца и исследователя. Из них, в свою очередь, больше всего тех, кто изначально высоко мотивирован на достижение успеха и способен не только созидать, но и эффективно руководить группой единомышленников («творец» -24% респондентов); на втором месте «генераторы идей», будущий золотой фонд любой инновационной высокотехнологичной команды (17% респондентов); третью позицию по количеству распределенных ответов (по 5% в каждой роли) заняли «эксперты» - способные критически мыслить, принимать оптимальные решения, а также «исследователи», обладающие развитыми коммуникативными навыками, способностями в короткие сроки находить необходимые ресурсы для решения нестандартных задач (рис. 1).

Рис. 1. Распределение командных ролей у старшекурсников МАИ

Итак, у 41% студентов МАИ выявлены две ведущие инновационные роли - «генератор идей» и «творец». Исходя из того факта, что многие студенты технических вузов ориентированы не только на обучение, но и на активное участие в научно-исследовательской работе (или выполнение научных исследований в других студенческих структурах), такой показатель вполне обоснован. Именно данные студенты могут и должны составить профессиональный кластер квалифицированных инженерных кадров.

Следующей проблемой, решаемой в процессе исследования, был вопрос о структуре инновационных ролей среди студентов филиалов МАИ. Характеризуемые роли у команд филиалов совокупно составили 65%, а именно: «творец» - 22%, «генератор идей» - 14%, «эксперт» - 22%, «исследователь» - 7%.

Суммарно ролевой тандем «генератор идей -творец» составил 36%, что немного ниже, чем в предыдущем случае (рис. 1).

Представляется интересным превалирование у студентов филиалов МАИ роли эксперта - 22% (этот показатель более чем в четыре раза выше, чем у старшекурсников МАИ). Данная роль является довольно редкой в столь молодом возрасте, поскольку предполагает не только наличие практических профессиональных навыков, но и определённый жизненный опыт (рис. 2).

Рис. 2. Распределение командных ролей среди студентов филиалов МАИ

Отличительной чертой всех студентов МАИ является то, что многие из них в своей дальнейшей работе на предприятиях аэрокосмической отрасли будут инноваторами и изобретателями, креативными сотрудниками. Эти студенты - молодые люди с высоким уровнем мотивации, неисчерпаемой энергией и целеустремленностью [14]. Что касается функциональных проявлений данных инновационных качеств, то студенты - новаторы и творцы способны выдвигать креативные предложения и решать сложные комплексные проблемы. Они становятся хорошими руководителями благодаря тому, что умеют успешно генерировать и координировать действия команды сотрудников. Гипотеза о том, что личностные качества студентов профильных вузов являются основой овладения профессиональными компетенциями авиационных инженеров и выполнения дифференцированных инновационных деловых ролей в аэрокосмической организации, была подтверждена.

Заключение

Проведенное психологическое исследование позволило выявить: личностные качества, определяющие особенности командной работы старшекурсников; склонности наиболее креативных студентов к проектной деятельности в качестве конструктора авиационной техники или разработчика новых материалов, используемых в авиакосмической промышленности; дефиницию степени их личного участия в коллективном творчестве; мотивацию к групповой работе и к достижению общего результата; источники получения удовлетворения от работы (превалирование личных или групповых интересов); наиболее вероятные поведенческие модели в рамках конкретной деловой роли как способа разрешения сложного производственно-инженерного задания, а также векторы личностно-коммуникационных проблем будущего молодого специалиста на стадии первичной социально-психологической адаптации и интеграции в коллектив предприятия.

Современный специалист должен быть не только обладателем уникальных знаний и компетенций, обеспечивающих технологический прорыв в условиях цифровой экономики. Российские предприятия авиакосмической отрасли ждут выпускников, владеющих междисциплинарными навыками, soft skills для достижения высоких карьерных и производственных целей.

Знание психологических особенностей формирования и проявления инновационных качеств

у студентов технических специальностей позволит на различных образовательных и производственных площадках управлять данным процессом с помощью реализации современных учебных программ; совершенствовать учебную деятельность в сторону увеличения количества и качества интерактивных занятий с распределением командных ролей; предоставлять студентам возможности раскрыть свой научный и творческий потенциал в таких форматах, как мастер-классы, конференции, презентации проектов; постоянно обновлять элективные курсы в соответствии с запросами обучающихся, поддерживать обратную связь с потенциальными работодателями в рамках профо-риентационных мероприятий.

Креативное развитие исследовательских и практически-прикладных навыков старшекурсников аэрокосмических вузов позволит им стать успешными, востребованными инженерами-специалистами нового поколения, умеющими эффективно работать в любой профессиональной команде.

Литература

1. Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум. - М: Юрайт, 2019. -381 с.

2. Давыдова А.П. Командообразование и преимущества работы в командах// Общество. 2019. № 4(15). С. 28-31.

3. Дейнека А.В. Стратегия управления персоналом организации: Учебное пособие. - Краснодар: КИМПиМ, 2016. - 266 с.

4. Жуков Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 320 с.

5. Захаров Н.Л., Перфильева М.Б., Пономарен-ко Б.Т. Управление настроем персонала: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2018. - 287 с.

6. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. - М.: РИО ТК им. А.Н. Коняе-ва, 2015. - 115 с.

7. Кочнева Л.В., Пономарева Д.И. Исследование карьерных предпочтений как условие развития профессионального самосознания студентов технических и гуманитарных факультетов вузов// Инициативы XXI века. 2018. № 3-4. С. 7476.

8. Кузьмичева А.А. Проблема профессионального обучения сотрудников, работающих в высокотехнологичной отрасли // Транспортное дело России. 2017. № 4. С. 11-15.

9. Кузьмичева А.А. Стратегия развития авиационного предприятия // Транспортное дело России. 2017. № 4. С. 50-53.

10. Кузьмичева А.А. Проблема инновационной и научной деятельности студентов учреждения высшего образования // Социология. 2019. № 1. С. 221-228.

о о

OS "О

& А

о ^

о m

О

оп

со о

OS А

11. Кузьмичева А.А. Информационная политика органов местного самоуправления как фактор формирования гражданского общества в РФ// Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 2 (140). с. 9-17.

12. Петрова А.И. Современный подход в разработке модели профессиональных компетенций // Общество. 2019. № 4(15). С. 35-38.

13. Пономарева Д.И., Афонская Т.А. Информационно-психологическая безопасность в процессе профессиональной подготовки менеджеров предприятий авиакосмической отрасли // 16-я Международная конференция «Авиация и космонавтика - 2017». Тезисы. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). 2017. С. 647-649.

14. Пономарева Д.И., Пономарева Е.А. Мотивация профессионального самоопределения студентов технического вуза // Мотивация в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. 2011. С.216-223.

15. Пономарева Д.И., Пономарева Е.А. Управление стрессом в профессиональной деятельности HR-менеджера предприятия аэрокосмической отрасли // 18-я Международная конференция «Авиация и космонавтика - 2019». Тезисы. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). 2019. С. 296.

16. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. - М.: ГИППО, 2016. - 228 с.

17. Пугачев В.П. Управление персоналом организации. - М.: Юрайт, 2019. - 402 с.

psychological features of the formation of professional competencies of students of aerospace universities

Kuzmicheva A.A., Ponomareva D.I.

Moscow Aviation Institute (National Research University).

The article is devoted to the actual problems of studying the process of formation of innovative and creative orientation of professional activity of senior students of aerospace universities. Higher education institutions of this profile perform a strategically important mission, which includes not only high-quality provision of the educational process, but also the production of qualified specialists with specific competencies that are in demand in this industry. Moscow aviation Institute (national research University) is a leading aerospace University in our country. The main purpose of the MAI personnel and scientific-innovative development of aircraft, missile and space industries, as well as other high-tech sectors of the Russian economy on the basis of integration of science, education and production. MAI trains and graduates qualified personnel to meet the needs of the aviation and space industry. The research confirmed the hypothesis that students ' personal qualities are the basis for successful implementation of innovative business roles in a specialized organization.

Keywords: aerospace University, University graduates, students, professional competence, career guidance, team roles, internal communications.

References

1. Bazarov T. Yu. Psychology of personnel management: a textbook and a workshop. - M: Yurait, 2019. - 381 p.

2. Davydova A.P. Team building and the benefits of working in teams // Society. 2019.No 4 (15). P. 28-31.

3. Deineka A.V. Organization Human Resources Management Strategy: Textbook. - Krasnodar: KIMPiM, 2016. - 266 p.

4. Zhukov Yu.M., Zhuravlev A.V., Pavlova E.N. Team building technologies. - M.: Aspect Press, 2008. - 320 p.

5. Zakharov NL, Perfilieva MB, Ponomarenko BT T. Management of personnel attitudes: Textbook. - M.: INFRA - M, 2018. - 287 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Coles M., Oleinikova O.N., Muravyova A.A. National Qualifications System. Providing supply and demand for qualifications in the labor market. - M.: RIO TC them. A.N. Konyaeva, 2015. -115 p.

7. Kochneva L.V., Ponomareva D.I. The study of career preferences as a condition for the development of professional self-awareness of students of technical and humanitarian faculties of universities // Initiatives of the XXI century. 2018. No. 3-4. P. 74-76.

8. Kuzmicheva A.A. The problem of professional training for employees working in the high-tech industry // Transport business of Russia. 2017. No. 4. P. 11-15.

9. Kuzmicheva A.A. The development strategy of the aviation enterprise // Transport business of Russia. 2017. No. 4. P. 50-53.

10. Kuzmicheva A.A. The problem of innovative and scientific activity of students of higher education institutions // Sociology. 2019. No 1. P. 221-228.

11. Kuzmicheva A.A. The information policy of local governments as a factor in the formation of civil society in the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture. 2020. No. 2 (140). p. 9-17.

12. Petrova A.I. The modern approach to developing a model of professional competencies // Society. 2019.No 4 (15). P. 35-38.

13. Ponomareva D.I., Afonskaya T.A. Information and psychological security in the process of training managers of enterprises in the aerospace industry // 16th International Conference «Aviation and Cosmonautics - 2017». Abstracts. Moscow Aviation Institute (National Research University). 2017. P. 647-649.

14. Ponomareva D.I., Ponomareva E.A. Motivation of professional self-determination of students of a technical university // Motivation in the modern world. Materials of the International scientific-practical conference. 2011. P. 216-223.

15. Ponomareva D.I., Ponomareva E.A. Stress management in the professional activities of the HR manager of an aerospace industry enterprise // 18th International Conference "Aviation and Cosmonautics - 2019". Abstracts. Moscow Aviation Institute (National Research University). 2019. P. 296.

16. Widdet S., Holliford S. Competency Guide. - M.: GIPPO, 2016. - 228 p.

17. Pugachev V.P. Personnel management of the organization. -M.: Yurayt, 2019. - 402 p.

о с

u

CM 03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.