Научная статья на тему 'Усовершенствование механизма регулирования таможенно-брокерской деятельности в Луганской Народной Республике'

Усовершенствование механизма регулирования таможенно-брокерской деятельности в Луганской Народной Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенно-брокерская деятельность / механизм регулирования таможенноброкерской деятельности / усовершенствованная модель. / customs brokerage activity / regulation mechanism of customs brokerage activity / improved model.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Склепович Марина Викторовна, Бойко Альбина Николаевна

В статье рассмотрены особенности механизма государственного регулирования таможенно-брокерской деятельности, с учётом которых предложена усовершенствованная модель механизма государственного регулирования таможенно-брокерской деятельности на основе применения механизмов саморегулирования и конкуренции. Определены основные составляющие механизма государственного регулирования таможенно-брокерской деятельности Луганской Народной Республики. Предложенный механизм регулирования таможенно-брокерской деятельности будет способствовать увеличению количества таможенно-брокерских предприятий, повышению качества таможенно-брокерских услуг и уровня соответствия таможенной брокерской деятельности международным стандартам. А также будет способствовать увеличению поступлений таможенных платежей в бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the regulation mechanism of customs brokerage activities in the Lugansk People’s Republic

The article considers the features of state regulation mechanism of customs brokerage activities, against which an improved model of state regulation mechanism of customs brokerage activities based on the use of self-regulation and competition mechanisms is proposed. The main components of state regulation mechanism of customs and brokerage activities of the Lugansk People’s Republic are determined. The proposed mechanism for regulating customs brokerage activities will contribute to increasing the number of customs brokerage enterprises, improving the quality of customs brokerage services and the level of compliance of customs brokerage activities with international standards. It will also contribute to increasing the revenue of customs payments to the budget.

Текст научной работы на тему «Усовершенствование механизма регулирования таможенно-брокерской деятельности в Луганской Народной Республике»

доц. Склепович М. В., Бойко А. Н.

(ЛГУ им. В. ДАЛЯ, г. Алчевск, ЛНР, mvs1008@mail.rut)

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БРОКЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В статье определены особенности механизма государственного регулирования таможенно-брокерской деятельности, с учётом которых предложена усовершенствованная модель механизма государственного регулирования таможенной брокерской деятельности на основе распределения функций регулирования с применением механизмов саморегулирования и конкуренции. Сформированы основные составляющие механизма государственного регулирования таможенной брокерской деятельности в соответствии с современными условиями осуществления таможенно-брокерской деятельности. Предложенный механизм регулирования таможен-но-брокерской деятельности будет способствовать увеличению количества таможенно-брокерских предприятий, повышению качества таможенно-брокерских услуг и уровня соответствия таможенно-брокерской деятельности международным стандартам.

Ключевые слова: механизм регулирования таможенной брокерской деятельности таможенная брокерская деятельность, усовершенствованная модель.

УДК 339.543

Постановка проблемы. Социально-экономическая ситуация в Луганской Народной Республике (далее — ЛНР), связанная с развитием внешнеэкономической деятельности предприятий, требует максимального упрощения таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу. Государство старается создать благоприятные условия для развития внешней торговли. Однако в деятельности таможенно-брокерских

предприятий ЛНР, которые способствуют развитию внешней торговли, значительно ускоряя процесс перемещения товаров и транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу, соблюдая все таможенные формальности, остаётся масса проблем. Одной из них является весьма значительное государственное регулирование их деятельности, а также отсутствие механизма страхового финансирования.

Сфера таможенно-брокерских услуг выступает структурообразующим элементом экономики ЛНР, влияет на развитие других секторов экономики. Поэтому решение

сложившихся проблем её государственного регулирования является актуальным и требует своевременного принятия мер.

Анализ последних исследований и публикаций. Базовые теоретические вопросы, связанные с таможенно-брокерской деятельностью, влияние различных факторов на такую деятельность нашли свое отражение в работах ученых: А. И. Бондарен-ко [1], И. И. Свитлак [2], Е. Гвардзинской [3], В. И. Данелюк [4] и др. Благодаря работам этих авторов наработана теоретическая база деятельности, связанной с таможенно-брокерскими услугами, разработаны практические рекомендации по совершенствованию деятельности таможенных брокеров, однако вопрос механизма регулирования таможенно-брокерской деятельности остался без внимания.

Целью статьи является разработка и обоснование усовершенствованного организационно-экономического инструментария государственного регулирования та-моженно-брокерской деятельности и практических рекомендаций по его функционированию.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость последовательного решения следующих задач: разработки функционально-структурной схемы действующего механизма государственного регулирования таможенно-брокерской деятельности в ЛНР; формирование предложений по совершенствованию существующего механизма государственного регулирования таможенно-брокерской деятельности.

Объектом исследования выступает процесс государственного регулирования та-моженно-брокерской деятельности.

Предметом исследования является функционально-структурный механизм регулирования таможенно-брокерской деятельности в Луганской Народной Республике.

Изложение основного материала. Развитие внешнеэкономической деятельности Луганской Народной Республики зависит от эффективности развития механизма государственного регулирования таможен-но-брокерской деятельности.

В экономику понятие «механизм» пришло из техники, в связи с необходимостью описания многих производственных и социальных процессов и их взаимодействия. В энциклопедических словарях понятие «механизм» в переносном смысле понимается как система функционирования чего-либо, совокупность промежуточных состояний или любых явлений.

Термин «регулирование» возник от латинского Regulo — упорядочивает [5]. Он означает упорядочение, внесение порядка в какую-то деятельность, налаживание взаимодействия системы.

Механизм регулирования в экономике А. Ю. Чаленко [6] определяет как совокупность ресурсов управленческо-экономического процесса и средств их взаимодействия, которая обеспечивает их влияние на экономические процессы, которые подчиняются механизму регулирования.

Механизм не может существовать без процесса, так как является его составной частью и налажен на выполнение только функций процесса; механизм не имеет собствен-

ного управления и находится в состоянии ожидания управления процессом; соединение механизма с управлением представляет собой внутреннее содержание процесса.

По мнению авторов, существующий механизм, в рамках которого регулируется таможенно-брокерская деятельность в Республике, можно представить как систему взаимодействия организационных, экономических и правовых методов, принципов и инструментов в сфере государственного регулирования таможенным делом, регламентирующих условия и порядок осуществления таможенной брокерской деятельности (рис. 1). Схема существующего механизма таможенно-брокерской деятельности отображает необходимые организационные элементы регулирования.

Цель государственного регулирования таможенно-брокерской деятельности заключается в обеспечении формирования и развития эффективно функционирующего рынка посреднических услуг в таможенной сфере, создании необходимых условий деятельности и защите интересов субъектов хозяйствования.

Субъектами регулирования в механизме государственного регулирования таможенной брокерской деятельности выступают:

- Государственный таможенный комитет ЛНР образован Указом Главы ЛНР от 25.11.2014 № 51/1/01/11/14 и является исполнительным органом государственной власти, который входит в систему правоохранительных органов, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере таможенного дела, деятельность которого направляется и координируется Правительством ЛНР через Министерство финансов ЛНР;

- служба пограничной охраны Министерства государственной безопасности ЛНР, образована Законом ЛНР от 08.10.2018 № 267-П и является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти, входящим в систему органов государственной безопасности ЛНР.

Менеджмент

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

обеспечение стабильного

развития национальной экономики

обеспечение экономической безопасности

интеграция национальной экономики

РЕСУРСЫ

Государственный бюджет; нормативно-правовые акты; налогооблжение.

Субъекты регулирования:

таможенные органы, служба пограничной охраны

I

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БРОКЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объекты государственного регулирования:

Посредническая деятельность таможенного брокера

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРАВОВЫЕ

ИНСТРУМЕНТЫ

Г"

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

С

о

а а

прозрачности

сбалансированности

■ обоснованности

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ

Таможенный кодекс, Порядок деятельности таможенных брокеров

и декларантов в Луганской Народной Республике

Платежи, налогообложение

Выдача разрешений, санкций, ведение реестра

системности

преемственности

оптимального соединения адми нистратив но-правовых и экономических рычагов

Рисунок 1 — Механизм государственного регулирования таможенно-брокерской деятельности

Луганской Народной Республики

Достижение цели государственного регулирования таможенно-брокерской деятельности реализуется при использовании инструментов государственного регулирования. Инструменты государственного регулирования таможенно-брокерской деятельности предполагают реализацию влияния государственных органов на указанную деятельность. Такое воздействие осуществляется через законодательные и исполнительные органы в таможенной сфере с целью обеспечения условий их деятельности в соответствии с экономической политикой ЛНР.

Такие инструменты можно разделить на правовые, экономические и административные. Правовые инструменты можно определить как совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность предприятий — таможенных брокеров. К ним следует отнести: таможенный кодекс, который определяет ос-

новные принципы деятельности таможенных брокеров, приказ Государственного таможенного комитета ЛНР от 13.11.2018 № 306 «Об утверждении Порядка деятельности таможенных брокеров и декларантов в Луганской Народной Республике» [8].

Административные инструменты — это инструменты прямого влияния, которые непосредственно действуют на таможенно-брокерскую деятельность. К ним относятся: - выдача разрешений на осуществление таможенно-брокерской деятельности. С целью осуществления таможенно-брокерской деятельности предприятия должны получить Свидетельство о включении субъекта хозяйствования в Реестр таможенных брокеров ЛНР, выдаваемое Государственным таможенным комитетом ЛНР в соответствии с поданным заявлением о предоставлении/переоформлении разрешения на производство таможенной брокерской деятельности;

- ведение реестра таможенных брокеров. Реестр таможенных брокеров [8] — это программно-информационный комплекс автоматизированной системы центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной таможенной политики, предназначенный для накопления, систематизации и хранения сведений о таможенных брокерах.

Экономические инструменты государственного регулирования таможенно-брокерской деятельности влияют на экономические интересы предприятий — таможенных брокеров и регулируют их поведение. К ним отнесем таможенные платежи и налогообложение.

По нашему мнению, введение таможен-но-брокерской деятельности в условиях существующего механизма государственного регулирования такой деятельности испытывает немало проблем. Такие проблемы можно разделить на организационные и экономические.

К организационным проблемам можно отнести такой фактор влияния на таможен-но-брокерскую деятельность со стороны фискальных органов, как административное давление. Сегодня в условиях принятого Закона ЛНР от 22.06.2018 № 232-П «О лицензировании отдельных видов деятельности» [9] вводятся разрешения на осуществление таможенно-брокерской деятельности вместо отмененных лицензий на таможенно-брокерскую деятельность, однако степень определённого административного давления со стороны государства не уменьшилась. Наоборот, перечень органов, которые обязаны и уполномочены предоставлять соответствующие разрешения, расширен. Кроме этого, перемещение товара, подлежащего декларированию через государственную границу, не возлагает на указанные органы осуществление контроля за соблюдением таможенных правил.

Согласно существующей мировой практике, пограничный контроль при ввозе товара начинается перед таможенным контро-

лем, а при его вывозе — после таможенного контроля. С учетом изложенного, любые нарушения таможенных правил, допущенные таможенным брокером, в любом случае будут зафиксированы фискальными органами за пределами пограничного контроля. Оценку способности предприятий осуществлять таможенно-брокерскую деятельность Служба пограничной охраны ЛНР объективно проводить не имеет возможности.

Внедрение указанного Закона привело к существенному увеличению давления на бизнес путем задвоенности количества контролирующих органов, что может создать предпосылки для коррупционной деятельности [10]. В Таможенном кодексе закрепляется новое положение о получении разрешений на таможенно-брокерскую деятельность предприятиями, однако отсутствуют требования к предприятиям, желающим получить такие разрешения.

Получение статуса таможенного брокера выгодно для предприятий, стремящихся открыто работать, которые позиционируют себя как надежный партнер с грузовладельцами и в отношениях с таможенными органами. Однако механизма упрощенного осуществления таможенных формальностей таможенными брокерами в ЛНР пока не существует. Таможенные брокеры наделены теми же правами, что и уполномоченное лицо грузовладельца, которое не получает разрешение на декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу.

К сожалению, законодательством не предусмотрена необходимость для предприятия работать над совершенствованием контроля качества таможенно-брокерских услуг. При этом в рамках имплементации международных требований относительно деятельности таможенных брокеров становится необходимой разработка мероприятий по решению этой ситуации: в первую очередь, привести в соответствие с международными стандартами критерии отбора и процедуру предоставления статуса уполномоченного экономического оператора таможенным брокерам.

Мы считаем, что проблемы отсутствия поддержки таможенных брокеров со стороны государства и их зависимости от таможенных органов способствуют возникновению условий для нелегального посредничества, организации предприятий — «однодневок» и так называемых «серых брокеров» — компаний, осуществляющих тамо-женно-брокерскую деятельность без получения разрешения на такую деятельность.

Все эти условия сами по себе имеют достаточное экономическое обоснование, однако существующий сегодня механизм государственного регулирования тамо-женно-брокерской деятельности несет в себе внутреннее противоречие.

С экономической точки зрения задачи таможенной службы по регулированию внешнеэкономической деятельности вступают в противоречие с интересами международной торговли. Так, усиление административного давления со стороны таможенной службы на таможенно-брокерские предприятия не способствует развитию торговли.

На устранение этого противоречия с целью развития мировой торговли и, как следствие, развития национальной экономики в целом направлена Киотская конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» [11]. Основой этой конвенции является признание прав и интересов международной торговли и их гармонизация с соблюдением прав и интересов таможенной службы.

В практической деятельности таможенных брокеров в ЛНР обязанность представителя отстаивать интересы своего клиента — участника международной торговли перед таможенными органами находится в логическом противоречии с его зависимостью от таможенных органов, которая заключается во включении в реестр таможенных брокеров и выдачу разрешений на осуществление таможенно-брокерской деятельности.

К экономическим проблемам нами отнесены отсутствие, в том числе и в право-

вом отношении, финансовых гарантий выполнения обязательств таможенным брокером по уплате таможенных платежей клиента. Из этого возникает риск недополучения таможенных платежей в государственный бюджет в случаях нарушения таможенного законодательства и привлечения предприятия таможенного брокера к административной ответственности.

Такие проблемы приводят в результате к развитию коррупции, росту расходов субъектов внешнеэкономической деятельности, снижают качество таможенно-брокерских услуг.

С целью совершенствования таможен-но-брокерской деятельности путем решения основных её проблем, в том числе связанных с государственным регулированием, предлагаем представить усовершенствованный механизм регулирования таможенной брокерской деятельности в виде комплекса взаимодействующих и взаимообусловленных основных элементов регулирования, организационных, экономических и правовых методов, принципов и инструментов, способствующих качественной реализации государственной политики в данной сфере (рис. 2). Особенностью механизма является включение в его структуру элемента «саморегулирование».

Предложенный механизм регулирования таможенно-брокерской деятельности будет способствовать:

- увеличению количества предприятий — таможенных брокеров;

- повышению качества таможенно-брокерских услуг и уровня соответствия таможенно-брокерской деятельности международным стандартам, в свою очередь значительно повышать уровень конкурентоспособности Республики;

- увеличению поступлений таможенных платежей в бюджет Республики, обеспечению и представлению гарантий по уплате таможенных платежей брокерами и их клиентами.

К основным принципам саморегулирования автором отнесены:

Менеджмент

- принцип государственного содействия созданию и деятельности саморегулируемых организаций (СО) в данной сфере;

- принцип недопущения монополизма, для того, чтобы у предприятий — таможенных брокеров была возможность выбора саморегулируемой организации, в которую они хотят поступать;

- принцип создания равных возможностей для членов саморегулируемой организации и мер по предупреждению недобросовестной конкуренции в пределах одной саморегулируемой организации;

- принцип полного возмещения нанесенного ущерба перед потребителями — субъектами внешнеэкономической деятельности и таможенными органами, через создание компенсационных фондов.

На государственном уровне должна осуществляться политико-правовая поддержка в содействии созданию новых структур саморегулируемых таможенно-брокерских

организаций, расширение существующих и стимулирование их развитие.

Составляющие элемента «саморегулирование» механизма государственного регулирования работы таможенно-брокерских предприятий представлены на рисунке 3.

Первым шагом в изменении механизма регулирования деятельности таможенных посредников будет принятие Закона «О саморегулируемых организациях» и Положения «О саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка таможенно-брокерских услуг».

Субъектами регулирования по предлагаемому механизму регулирования тамо-женно-брокерской деятельности выступают таможенные органы и саморегулируемые организации. Тем самым из субъектов государственного регулирования может быть исключена Служба пограничной охраны ЛНР.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

обеспечение стабильного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развития национальной экономики

обеспечение экономической безопасности

интеграция национальной экономики

Повышение и контроль

качества соблюдения

Субъекты регулирования +

д МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БРОКЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 1

Таможенные органы

1

Саморегулированные организации

Объекты государственного регулирования:

Посредническая деятельность таможенного брокера

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

ИНСТРУМЕНТЫ

ЖЕ

ПРАВОВЫЕ

РЕСУРСЫ

Государственный бюджет; нормативно-правовые акты; Фонд саморегулированной организации.

& О

о

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Разработка проектов нормативно-правовых актов в таможенной сфере

О

о

ИНСТРУМЕНТЫ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ

Защита экономических интересов государства. Установление гарантий уплаты таможенных платежей, размера штрафов.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ

а

а а

а

Разработка и внедрение

стандартов и правил деятельности, санкций,

ведение реестра таможенных брокеров, выдача сертификатов

- принцип

недопущение

монополии

- принцип создания одинаковых возможностей для членов

саморегулируемой организации

- принцип полного возмещения убытков перед потребителями

- оптимального

соединения

административно-

правовых и

экономических

рычагов

- государственное содействие созданию саморегулируемых организаций

Рисунок 2 — Усовершенствованный механизм регулирования таможенно-брокерской деятельности в Луганской Народной Республике

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННО-БРОКЕРСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Менеджмент

МЕХАНИЗМЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ Механизм конкуренции, рыночный и экономический

Механизм налогообложения

Политико-правовые механизмы

МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛРОВАНИЯ

Саморегулирование цены и качества таможенно-брокерских услуг

Рисунок 3 — Составляющие механизма работы саморегулируемых организаций в государственном регулировании деятельности таможенно-брокерских предприятий

Решение проблемы предоставления качественных таможенно-брокерских услуг в значительной мере будет способствовать введению стандартов качества таможенно-брокерской деятельности, соответствующих международным требованиям. Компетенцией разработки и внедрения таких стандартов деятельности таможенных брокеров по усовершенствованным механизмам можно наделить саморегулируемые организации. Так, регулирование та-моженно-брокерской деятельности осуществляется правовыми и экономическими инструментами (рис. 2).

Правовой метод регулирования тамо-женно-брокерской деятельности применяется с целью создания законного поля функционирования таможенных брокеров и саморегулируемых организаций путем разработки проектов нормативно-правовых актов, реализацию их и контроль за исполнением.

Экономический способ регулирования таможенно-брокерской деятельности заключается в создании благоприятных условий для соблюдения экономических интересов Республики, с одной стороны, и таможенно-брокерских организаций, са-

морегулируемых организаций, с другой стороны. Инструментом для этого может выступать закрепление в нормативно-правовых актах гарантий уплаты таможенных платежей, размеров штрафов за административные правонарушения.

Организационный инструмент регулирования применяют, в отличие от действующего механизма регулирования, исключительно саморегулируемые организации.

Таким образом, в компетенцию саморегулируемых организаций могут быть отнесены: ведение реестра таможенных брокеров; выдача сертификатов, подтверждающих внесение в реестр саморегулируемых организаций таможенного брокера, предоставление таможенным органам гарантии уплаты брокером таможенных платежей, разработка стандартов и правил осуществления профессиональной таможенной брокерской деятельности и контроль их соблюдения.

Эффективная деятельность таможенных брокеров невозможна без ресурсного обеспечения. С целью привлечения и использования максимальных объемов финансовых средств, предлагаем кроме использования финансовых ресурсов госу-

дарственного бюджета использовать ресурсы компенсационного фонда саморегулируемой организации, который формируется за счет взносов членов саморегулируемой организации. Такой фонд будет покрывать выплаты на возмещение убытков, причиненных членами саморегулируемой организации клиентам и при нанесении ущерба экономике.

К таким убыткам прежде всего можно отнести недополучение в государственный бюджет средств в результате неуплаты таможенных платежей или несвоевременной уплаты. Во-вторых, уплата штрафов в случае привлечения предприятия — таможенного брокера к административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Кроме этого, финансовые гарантии по уплате таможенных платежей клиентов могут покрываться из компенсационного фонда саморегулируемой организации. Погашение расходов, связанных с функционированием саморегулируемой организации и регулированием таможенно-брокерской деятельности может осуществляться также с помощью компенсационного фонда саморегулируемой организации.

Таким образом, предлагаемый механизм регулирования таможенно-брокерской деятельности будет способствовать:

- увеличению количества предприятий — таможенных брокеров, благодаря стимулированию развития деятельности этих предприятий, обеспечению финансовой защиты, формированию нормальной конкурентной среды;

- повышению качества таможенно-брокерских услуг и уровня соответствия таможенно-брокерской деятельности межБиблиографический список

дународным стандартам, путем установления определённых стандартов и правил деятельности работы и контроля за их исполнением, что в свою очередь значительно повысит уровень конкурентоспособности Республики и активизирует внешнеторговые поставки товаров;

- увеличению поступлений таможенных платежей в бюджет Республики путем обеспечения и представления гарантий по уплате таможенных платежей.

Таким образом будут устранены:

- организационные проблемы таможен-но-брокерской деятельности путем устранения административного давления на таможенных брокеров со стороны таможенных органов, и вместо этого будет предоставлена финансовая поддержка таможенным брокерам;

- экономические проблемы, которые будут решены путем предоставления финансовых гарантий выполнения обязательств таможенными брокерами перед клиентами по уплате таможенных платежей. Также будет минимизирован риск недополучения таможенных платежей в государственный бюджет в случаях нарушения таможенного законодательства и предусмотрены способы привлечения таможенного брокера к административной ответственности.

Изложенные в статье результаты исследования позволили сформировать предложения по решению научной проблемы разработки усовершенствованного организационно-экономического механизма регулирования таможенно-брокерской деятельности в ЛНР, которые имеют практическую ценность.

1. Бондаренко, О. А. Услуги в области таможенного дела [Текст] / О. А. Бондаренко // Таможенное дело. — 2015. — № 6. — С. 46-52.

2. Свитлак, И. И. К вопросу об услугах в сфере управления таможенным делом [Текст] / И. И. Свитлак // Вестник Московского университета внутренних дел. — 2017. — Вып. 32. — С. 110-115.

3. Гвардзинская, Е. Таможенные посреднические услуги в таможенных процедурах (на примере таможенных агентств и налоговых консультантов) [Текст] / Е. Гвардзинская //

Менеджмент

Вестник Академии таможенной службы. Сер. : Право. — 2015. — № 2. — С. 170-179. — [Электронныйресурс]. — Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/j(pdf/vamsup_2015_2(5)31.pdf

4. Данелюк, В. И. Административно-правовые основы контроля посреднической деятельности в области таможенного дела [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.07 /В. И. Данелюк ; Гос. ун-т внутр. дел. — Д., 2017. — 20 с.

5. Энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А. М. Прохорова. — [2-е изд.]. — М. : Энциклопедический словарь, 2010. — 399 с.

6. Чаленко, А. Ю. О понятийной неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях [Текст] /А. Ю. Чаленко // Экономика промышленности. — 2016. — № 3. — С. 26-33. — [Электронныйресурс]. — Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/j(pdf/econpr_2016_3_6.pdf.

7. Постановление Правительства ЛНР от 17.12.2019 № 793/19 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Луганской Народной Республики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sovminlnr.ru/docs/2019/12/17/793_19.pdf.

8. Приказ Государственного таможенного комитета ЛНР от 13.11.2018 № 306 «Об утверждении Порядка деятельности таможенных брокеров и декларантов в Луганской Народной Республике» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sovminlnr.ru/docs/2018/11/15/u306.pdf.

9. Закон ЛНР от 22.06.2018 № 232-II «О лицензировании отдельных видов деятельности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://glava-lnr.info/dokumenty/zakony/zakon-o-licenzirovanii-otdelnykh-vidov-deyatelnosti.

10. Постановление Совета Министров ЛНР от 21.03.2015 № 02-04/70/15 «О специальном разрешении на некоторые виды деятельности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sovminlnr.ru/docs/2020/01/13/doc_02-04_70_15.pdf.

11. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) от 18.05.1973 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs. cntd. ru/document/1901082.

© Склепович М. В.

© Бойко А. Н.

Рекомендовано к печати к.э.н., доц. каф. менеджмента ЛГУ им. В. ДАЛЯКобзевой Е. В.,

к.э.н., доц. каф. ЭУДонГТИКунченко А. В.

Статья поступила в редакцию 29.06.2021.

PhD in Economics Sklepovich M. V. (LSUnamed after V. Dahl, Alchevsk, LPR, mvs1008@mail.ru), Boiko A. N. (LSU named after V. Dahl, Alchevsk, LPR)

IMPROVING THE REGULATION MECHANISM OF CUSTOMS BROKERAGE ACTIVITIES IN THE LUGANSK PEOPLE'S REPUBLIC

The article considers the features of state regulation mechanism of customs brokerage activities, against which an improved model of state regulation mechanism of customs brokerage activities based on the use of self-regulation and competition mechanisms is proposed. The main components of state regulation mechanism of customs and brokerage activities of the Lugansk People's Republic are determined. The proposed mechanism for regulating customs brokerage activities will contribute to increasing the number of customs brokerage enterprises, improving the quality of customs brokerage services and the level of compliance of customs brokerage activities with international standards. It will also contribute to increasing the revenue of customs payments to the budget.

Key words: customs brokerage activity, regulation mechanism of customs brokerage activity, improved model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.