Научная статья на тему 'Анализ эффективности привлечения брокера при таможенном оформлении товаров и транспортных средств'

Анализ эффективности привлечения брокера при таможенном оформлении товаров и транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1429
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР / ТАМОЖЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. / CUSTOMS BROKER / CUSTOMS SERVICE / FOREIGN TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермилов И. С.

В статье представлен качественный анализ эффективности привлечения таможенного брокера при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. В условиях развития внешней торговли, расширения сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами появилась острая необходимость в освоении новых путей повышения качества и эффективности таможенного обслуживания в целях максимальногосодействия развитию внешнеторговой деятельности. При высоком качестве работы таможенного брокера любое промышленное предприятие будет рассматривать выход на международный рынок не как риск, а как еще один шаг в своем развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CUSTOMS BROKER EFFICIENCY FOR CLEARANCE OF GOODS AND VEHICLES

The qualitative analysis of customs broker efficiency for clearance of goods and vehicles is given in the article. With the development of foreign trade and enhancing cooperation with international economic and financial institutions an urgent need appeared to develop new ways to improve quality and efficiency of customs services in order to maximize the promotion of foreign trade. High performance quality of customs broker ensures that for any industrial enterprise foreign market entry will not be considered as a risk but as one more step in its development.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности привлечения брокера при таможенном оформлении товаров и транспортных средств»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 339.543

И.С. Ермилов

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ БРОКЕРА ПРИ ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В статье представлен качественный анализ эффективности привлечения таможенного брокера при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. В условиях развития внешней торговли, расширения сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами появилась острая необходимость в освоении новых путей повышения качества и эффективности таможенного обслуживания в целях максимального содействия развитию внешнеторговой деятельности. При высоком качестве работы таможенного брокера любое промышленное предприятие будет рассматривать выход на международный рынок не как риск, а как еще один шаг в своем развитии.

Ключевые слова: таможенный брокер, таможенное обслуживание, внешнеторговая деятельность.

I.S. Ermilov

ANALYSIS OF CUSTOMS BROKER EFFICIENCY FOR CLEARANCE OF GOODS AND VEHICLES

The qualitative analysis of customs broker efficiency for clearance of goods and vehicles is given in the article. With the development of foreign trade and enhancing cooperation with international economic and financial institutions an urgent need appeared to develop new ways to improve quality and efficiency of customs services in order to maximize the promotion of foreign trade. High performance quality of customs broker ensures that for any industrial enterprise foreign market entry will not be considered as a risk but as one more step in its development.

The key words: customs broker, customs service, foreign trade.

Сегодня задача любой маркетинговой политики -не только привлечь покупателя или клиента и заставить его совершить покупку, но и сформировать само понимание того, что эта конкретная услуга или товар ему необходимы. В связи с этим возникают вопросы, каким образом это происходит в сфере таможенных услуг, существует ли вообще необходимость в институте таможенного брокерства в России и как эта необходимость выражается (прежде всего - для участников ВЭД).

Потребность в качественных услугах таможенных брокеров формируется в связи с тем, что процедуры, связанные с получением права на использование одного из предусмотренных законодательством таможенных режимов, а также их соблюдение требуют высокой квалификации специалистов, осуществляющих внешне-

торговые операции. Как правило, в случае отсутствия в структуре компании специализированного подразделения участники внешнеэкономической деятельности заинтересованы в решении этих вопросов при содействии третьей стороны. Это позволяет участникам ВЭД рассчитывать на минимизацию издержек, связанных с движением товаров и услуг от производителя к потребителю через государственную границу а также дает возможность управлять рисками, связанными с осуществлением внешнеэкономической деятельности. К основным видам рисков, которые возникают и снимаются в этом процессе, относятся финансовые, административные, судебные и репутационные.

Специалисты ЦКТ «РРопаганда» при поддержке «Группы ТАРГО» провели опрос экспертов, посвященный оценке рынка таможенных услуг, его участникам,

тенденциям и перспективам развития. В состав экспертной группы вошли представители федеральной власти, участвующие в государственном регулировании и администрировании таможенной сферы, представители компаний, работающих в околотаможенной сфере, эксперты и журналисты [5].

К специфическим условиям, формирующим спрос на таможенные услуги в России, эксперты отнесли три главных фактора:

- непрозрачность таможенного администрирования со стороны госструктур и волюнтаристский характер принятия ими решений, проблемы коррупции;

- сложность российского законодательства, вариации правоприменительной практики;

- выполнение таможенной системой налоговых функций и обусловленных ею принципов, связанных с взиманием с участников ВЭД платежей в государственный бюджет.

Российская таможенная сфера имеет имидж «проблемной» в связи с тем, что российская таможенная практика сильно отличается от той, с которой сталкиваются партнеры России по внешней торговле в других странах. Кроме того, как отмечают эксперты, при осуществлении крупных импортных операций разница в издержках при различных схемах, предусмотренных российским законодательством, может быть весьма значительной, что связано с более высоким уровнем таможенных пошлин, чем в большинстве развитых стран (ЕС, США). Именно на этой дельте и делают свой бизнес компании, предоставляющие услуги в сфере таможни.

Перечисленные обстоятельства формируют даже несколько гипертрофированные оценки, согласно которым рынок таможенных услуг является российским феноменом, связанным с исключительно сложными условиями внешнеэкономической деятельности в России. Конечно, это не так. В то же время, как говорят представители околотаможенного бизнеса, многие их клиенты обращаются к операторам рынка, имея за плечами опыт (как правило, негативный) самостоятельного взаимодействия с таможенными органами.

Потенциальные клиенты таможенных операторов -российские и зарубежные компании. Эксперты обращают внимание на отличия в характере запросов со стороны западных клиентов по сравнению с российскими. По мнению экспертов, ценовой фактор значим для всех клиентов, но если большинство российских клиентов нацелены на то, чтобы сэкономить на услугах, то крупные западные компании заинтересованы в получении качественных услуг. Поэтому для западных клиентов более важна не стоимость услуг, а те ожидания качества их исполнения, которые связываются с потенциальным подрядчиком - оператором рынка. Западные компании значительно больше внимания уделяют таким вещам, как репутация фирмы, ее опыт работы на рынке, рекомендации со стороны партнеров по бизнесу коллег и т.д. Тем не менее поскольку портфель услуг; предоставляемых на рынке, является в целом стандартным, ценовая конкуренция играет значительную роль в распределении клиентских потоков.

По характеру логистических услуг эксперты разделяют рынок на некие самостоятельные сегменты -

рынок таможенных брокеров, рынок грузоперевозок, складов, консультационных и юридических услуг Эти сегменты не предоставляют взаимозаменяемых услуг, но вместе с тем относятся к одному рынку, так как обслуживают потребности одних и тех же категорий покупателей. Поэтому эксперты предлагают использовать для их обозначения понятие «институт»: институт таможенного брокера, институт таможенного склада и т.д. Экономия внешнеторговой транзакции происходит в основном за счет оптимизации складских и транспортных издержек, а управление и нейтрализация рисков закладываются на уровне таможенного брокера.

Как прогнозируют эксперты, рынок будет развиваться по пути оказания комплекса услуг для получения компанией-оператором прибыли со всего проекта без необходимости делить ее с партнерами-под-рядчиками.

В настоящее время порядка 60 - 70% всех товаров оформляется таможенными брокерами, те. потенциал для роста еще существует. К факторам, которые препятствуют этому росту можно отнести:

- рост цен на брокерские услуги;

- проблему исполнения договоренностей с клиентом;

- рост издержек в процессе выполнения проекта.

В условиях, когда клиенты уже поделены между

участниками рынка, распространена практика их переманивания и «перетягивания» за счет ценовой и неценовой конкуренции. Это также усиливает конфликтный потенциал взаимоотношений между участниками рынка. Таможенное дело остается высокодоходным бизнесом даже в условиях экономического кризиса. Поэтому несмотря на высокие «барьеры входа» нельзя исключать появление на рынке новых игроков, способных предложить таможенные услуги на более выгодных условиях. Перспективы появления новых игроков эксперты связывают с наращиванием собственных возможностей участниками ВЭД, а также с активизацией зарубежных компаний, специализирующихся в области экспресс-перевозок и логистики. Усиление тенденции к самостоятельному осуществлению компаниями внешнеторговой деятельности может привести к снижению доходности рынка таможенных услуг, уменьшению и сужению спроса на услуги брокеров.

Если подходить к определению эффективности привлечения таможенных брокеров и определению характеристик лидера на рынке таможенных услуг не с количественной, а с качественной точки зрения, эксперты выделяют несколько свойств, которыми должен обладать любой таможенный брокер, претендующий на первые позиции на рынке:

- комплексность услуг;

- инновационный потенциал;

- клиентоориентированность и лояльность клиентов;

- хорошая репутация;

- доступ к административному ресурсу;

- участие в общественной деятельности [5].

По словам Т. Кругловой, участники внешнеэкономической деятельности делятся на три типа [3]. К первому относятся компании, которые идут на наруше-

ние закона, полагая, что осуществить рентабельную внешнеторговую деятельность в российских условиях невозможно («отчаявшиеся»). Как следствие, эти компании испытывают все прелести общения с силовыми службами (налоговики, таможенники, прокуратура), так как вероятность санкций очень велика. Ко второму типу («перестраховщики») относятся в основном крупные компании, которые предпочитают переплачивать даже там, где законодательство позволяет сэкономить. Они идут на повышенные затраты, осуществляя проекты на наименее выгодных условиях, чтобы обезопасить себя от всех возможных рисков. Как правило, они достигают своей цели, но рост издержек неминуемо снижает рентабельность проектов и в среднесрочной перспективе отрицательно сказывается на конкурентоспособности. А третий тип («прагматики») - это компании, которые на собственном опыте убедились, чего стоит самодеятельность в вопросах таможни. Они предпочитают передавать решение таможенных вопросов профессионалам -участникам рынка таможенных услуг. Если брать прямые инвестиции, то именно этот тип участников ВЭД добивается наилучшего соотношения выгод и затрат Прагматический тип поведения способствует достижению более высокой рентабельности и, как следствие, росту инвестиций.

Таможенные брокеры производят таможенное оформление товаров, как правило, промышленного сектора экономики, включающего машины, оборудование, продукцию промышленных производств, товары для технического перевооружения производств и др.

Таможенный брокер - это «поверенный в делах», осуществляющий связь интересов государства и бизнеса в таможенном деле. Он становится инструментом упрощения и повышения надежности таможенного оформления и уплаты таможенных платежей и надежным партнером таможенной службы в решении стоящих перед нею задач.

Прообразом саморегулируемой организации в таможенном деле является Национальная Ассоциация таможенных брокеров (поверенных), объединяющая брокерские организации в таможенном деле. Члены Ассоциации работают во всех регионах России, представлены практически на всех таможенных постах и местах таможенного оформления.

Член Ассоциации, каково бы ни было его местонахождение, в каком бы регионе он ни осуществлял свою деятельность, является ее представителем, действует не только в собственных узкопрофессиональных бизнес-интересах, но и в интересах развития института таможенных брокеров в целом.

Основной целью создания и деятельности Ассоциации является:

- создание благоприятных условий в России для развития конкурентоспособной сферы услуг в таможенном деле и ВЭД;

- объединение и координация деятельности участников сферы услуг в таможенном деле и ВЭД, содействие в установлении деловых связей;

- представление и защита общих интересов бизнес-сообщества, оказание помощи и поддержки в профессиональной деятельности в таможенной сфере;

- установление партнерских отношений с таможенной службой России обеспечение взаимодействия по вопросам применения таможенного законодательства, оптимизации и ускорения таможенных процедур, информационного обмена и оказание таможенным органам необходимого содействия.

Несколько лет назад таможенные брокеры старались создать собственную инфраструктуру Но сейчас от этого уходят, перестраиваются на новые схемы. Оптимальным становится принцип управляющей компании, которая выбирает варианты для транспортировки, хранения, таможенной очистки, нанимает субподрядчика по лучшей цене (устраивает тендер).

Спор о необходимости существования института таможенного брокера, если подходить к нему только с гуманитарной, качественной точки зрения и рассуждать о положительных и отрицательных его свойствах, может тянуться вечно. Ввиду этого просто необходимо проведение количественного исследования, направленного на вычисление и математическое обоснование эффективности таможенного брокера, что в современных условиях необходимо как для предприятий ВЭД, так и для самих организаций околотаможенной инфраструктуры с целью оптимизации стоимости своих услуг и повышения конкурентоспособности.

1. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: учебник. М.: РИО РТА, 2004.

2. Дианова В.Ю. Маркетинг таможенных услуг: учебник для вузов / В.Ю. Дианова, В.В. Макрусев. М.: Рос. тамож. акад., 2005.

3. Круглова Т. Рынок таможенных услуг и инвестиционная привлекательность России. URL: http://old-opec.hse.ru/ point_doc.asp?d_no=56009.

4. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2004.

5. Российский рынок таможенных услуг: особенности, проблемы и перспективы развития: основные выводы по итогам экспертного опроса. URL: http://www.opec.ru/ arhiv.aspx?ob_no=85874.

6. Элова Г.В. Тенденции развития системы таможенных услуг и организационно-экономические факторы ее совершенствования: автореф. дис. ...канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.