Научная статья на тему 'Соотношение частных и публичных интересов при осуществлении деятельности таможенного представителя'

Соотношение частных и публичных интересов при осуществлении деятельности таможенного представителя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
924
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / ЧАСТНЫЕ И ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / REPRESENTATION / CUSTOMS REPRESENTATIVE / PRIVATE AND PUBLIC INTERESTS / CUSTOMS / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вергуш Кристина Василиевна

В статье анализируются проблемные вопросы сочетания частных и публичных интересов при взаимодействии таможенного представителя с участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами. Оптимальный баланс между такими интересами может быть достигнут, в частности, путем ослабления государственного контроля со стороны таможенных органов и возложения функции ведения реестров таможенных представителей на саморегулируемые организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF PRIVATE AND PUBLIC INTERESTS IN THE IMPLEMENTATION OF THE CUSTOMS REPRESENTATIVE

Customs office as a kind of commercial representation is regulated by civil laws and customs. The article analyzes the problematic issues of combining private and public interests in the interaction with the customs representative participants of foreign economic activity and customs authorities. The optimal balance between these interests can be achieved in particular by weakening state control by the customs authorities and the laying function of conducting the register of customs representatives in the self-regulatory organizations.

Текст научной работы на тему «Соотношение частных и публичных интересов при осуществлении деятельности таможенного представителя»

7 См.: Шанский Н.М., Боброва Т.П. Этимологический словарь русского языка. М., 1994. С. 113.

8 Ю.П. Егоров справедливо отмечает: «Воля проявляется в действии, а значит, ее суть состоит в регулирующей функции» (Егоров Ю.П. Волевой процесс в сделке // Российский юридический журнал. 2004. № 4. С. 87).

9 Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. С. 147.

10 См.: Толстой В.С. Исполнение обязательств. М., 1973. С. 25.

11 См.: Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С. 153.

12 См.: Барон Ю. Система римского гражданского права. Кн. 4: Обязательственное право. СПб., 1910. С. 49.

13 Толстой В.С. Проблемы исполнения обязательств по советскому гражданскому праву: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1976. С. 75.

14 Вавилин Е.В. Механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.

15 Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С. 50.

16 Нерсесов Н.И. Русское гражданское право: обязательственное право. Лекции. М., 1892-1893. С. 3.

17 О предлагаемой структуре гражданско-правового обязательства подробнее см.: Колодуб Г.В. Отдельные аспекты методологии исследования исполнения гражданско-правовой обязанности // Юрист. № 5. 2013. С. 33-36.

18 Боднар Т. Исполнение договорных обязательств (сравнительный анализ законодательства Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины // Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика. Вып. 21 / под ред. А.Г. Диденко. Алматы, 2004. С. 152.

К.В. Вергуш

СООТНОШЕНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

В статье анализируются проблемные вопросы сочетания частных и публичных интересов при взаимодействии таможенного представителя с участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами. Оптимальный баланс между такими интересами может быть достигнут, в частности, путем ослабления государственного контроля со стороны таможенных органов и возложения функции ведения реестров таможенных представителей на саморегулируемые организации.

Ключевые слова: представительство, таможенный представитель, частные и публичные интересы, таможенные органы, саморегулирование.

K.V. Vergush

THE RATIO OF PRIVATE AND PUBLIC INTERESTS IN THE IMPLEMENTATION OF THE CUSTOMS REPRESENTATIVE

Customs office as a kind of commercial representation is regulated by civil laws and customs. The article analyzes the problematic issues of combining private and public interests in the interaction with the customs representative participants of foreign economic activity and customs authorities. The optimal balance between these interests can be achieved in particular by weakening state control by the customs authorities and the laying function of conducting the register of customs representatives in the self-regulatory organizations.

Keywords: Representation, Customs representative, private and public interests, Customs, self-regulation.

Правовой институт коммерческого представительства наряду с другими включает в себя и нормы о деятельности таможенного представителя. Институт

© Вергуш Кристина Василиевна, 2017

Соискатель кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

представительства в своей основе регулируется гражданско-правовыми нормами. Однако в силу регламентации ряда представительских отношений положениями и иных отраслей, данное образование носит комплексный, межотраслевой характер. Для коммерческого представительства характерен особый субъектный состав, поскольку оно используется в предпринимательской деятельности: торговом мореплавании (с заключением договора морского агентирования); на рынке ценных бумаг (при осуществлении брокерской деятельности); в области страхового дела (при реализации страховыми агентами и страховыми брокерами соответствующих функций) и пр.

Как вид коммерческого представительства, являясь по своей природе гражданским правоотношением, таможенное представительство все же регулируется и нормами, содержащимися в таможенном законодательстве. Определяя статус таможенного представителя, следует в первую очередь учитывать, что это юридическое лицо, оно может быть образовано в любой организационно-правовой форме, определенной гражданским законодательством. Такие лица должны отвечать критерию принадлежности к любому из государств, входящих в Таможенный союз, т.е. быть зарегистрированными в установленном порядке на территориях этих государств.

Решающим условием для получения статуса таможенного представителя является выполнение таким лицом ряда требований, установленных ст. 13 Таможенного кодекса Таможенного союза1 (далее — ТК ТС): наличие в штате не менее двух специалистов по таможенным операциям; заключение договора страхования риска своей гражданской ответственности; предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Следование этим требованиям позволяет субъекту претендовать на включение в реестр таможенных представителей, который ведется центральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в России — Федеральной таможенной службой).

Таможенный представитель в интересах представляемого лица и за его счет (как правило, участника внешнеэкономической деятельности) совершает юридически значимые действия: заполняет таможенную декларацию и направляет ее в таможенный орган; исчисляет и уплачивает таможенные платежи; представляет перемещаемый товар для таможенного контроля. При декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами (п. 6 ст. 60 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г.))2.

Таможенный представитель выступает участником сразу двух видов правоотношений: публично-правовых (таможенных) — при этом второй стороной является таможенный орган; частноправовых (гражданских) — здесь другой стороной выступает декларант или иное заинтересованное лицо.

В ст. 12 «Таможенный представитель» ТК ТС объединены нормы, носящие императивный и диспозитивный характер. В п. 1 названной статьи содержится указание на соблюдение условий для включения лица в реестр таможенных представителей. Поскольку такие условия носят обязательный характер, отражают

волю государства и диктуются таможенными органами, эти нормы обладают императивным характером.

Пункт 3 ст. 12 ТК ТС содержит положение, согласно которому отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Именно это правило «включает» гражданско-правовой механизм регулирования отношений, складывающихся между указанными лицами. Указанная норма, не являясь де-юре отсылочной, де-факто указывает, что для данных отношений необходимо следование иным, а именно гражданско-правовым нормам.

Сочетание гражданско-правового и таможенно-правового регулирования в деятельности таможенного представителя имеет особое значение, поскольку договорные отношения между декларантом и таможенным представителем опосредованы публичным субъектом — таможенным органом. Без взаимодействия с ним гражданско-правовые отношения были бы бессмысленны; они и возникают только потому, что в дальнейшем предполагается взаимосвязь таможенного представителя и таможенного органа. Следовательно, основополагающими здесь будут отношения, урегулированные нормами таможенного права (публичные правоотношения), а вторичными, производными от них — отношения, основанные на гражданско-правовых нормах (частноправовые). Однако в хронологическом порядке сначала возникают гражданско-правовые, а затем — отношения с участием таможенных органов. Г.В. Матвиенко справедливо называет такие отношения сложными, поскольку в данном случае «правоотношение гражданско-правового характера, возникшее на основе договора, становится юридическим фактом для возникновения публично-правового — административного»3. Из- | ложенное позволяет утверждать, что гражданско-правовые отношения есть и предпосылка возникновения таможенно-правовых отношений. а

Диспозитивные начала таможенного законодательства неминуемо порождают о вопрос нахождения оптимального сочетания между частными и публичными О интересами. Трудности поиска такого баланса обусловлены, с одной стороны, О

п

столкновением частноправовых и публично-правовых начал, а с другой — со- а

четанием в процессе регулирования деятельности таможенного представителя в

|

национальных и международных правовых основ. При этом требовать от зако- О

нодателя всеобъемлющего регулирования, как видится, утопично. Как спра- р

ведливо отмечает А.В. Демин, весьма сложно «спрогнозировать долговременное |

развитие объекта регулирования и охватить его точной нормативной моделью»4. К

Между тем снизить уровень неопределенности в праве и найти необходимый а

баланс между частными и публичными интересами все же возможно. |

По сути таможенный представитель находится на стыке этих интересов. С ||

одной стороны, он не заинтересован в конфликте с таможенными органами, на- №

целенными на исполнение фискальной функции и соответственно на достижение 1

публичных целей; с другой стороны, он должен отстаивать права своего клиен- )

та — выразителя частных интересов. Зачастую эти интересы не совпадают, т.к. 7 для таможенного органа во главу угла ставится задача формирования доходов бюджетной системы за счет взимаемых таможенных платежей, а для участников внешней торговли — уменьшение материальных издержек, снижение сумм уплачиваемых таможенных платежей.

Вопрос о том, кто более заинтересован в деятельности таможенного представителя — частный или публичный субъект — не так прост, как кажется 155

на первый взгляд. Участник внешнеэкономической деятельности, заключая договор с таможенным представителем, с одной стороны, вполне осознает, что его издержки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, возрастут на сумму договора. Однако увеличение затрат позволяет частному субъекту максимально сконцентрироваться исключительно на внешнеторговой деятельности и переложить бремя взаимоотношений с таможенными органами на таможенного представителя. Учитывая сложный, запутанный и высокорисковый уровень таможенной политики, заинтересованность частного субъекта (участника экспортно-импортных операций) в таможенном представителе превышает его интерес к минимизации расходов. В этом плане деятельность таможенного представителя представляется эффективной и целесообразной.

Между тем в деятельности таможенного представителя заинтересованы не только частные, но и публичные субъекты. Выражая государственную волю, они также желают, чтобы исполнение таможенных формальностей происходило не только в строгом соответствии с законом, но и оперативно и результативно. Первостепенной задачей здесь становится формирование доходной части бюджетной системы, и именно рассматриваемые субъекты способны помочь в ее выполнении с максимальной отдачей.

Таможенные органы в высшей степени заинтересованы в деятельности таможенных представителей в первую очередь ввиду их профессионализма, компетентности, а также стабильной работы на рынке таможенных услуг. В последние годы примерно половина таможенных деклараций от общего их числа подается в таможенные органы таможенными представителями5. й В настоящее время публичная власть предпринимает определенные шаги,

° т

? упрощая и автоматизируя процесс администрирования их деятельности. Так, в з 2015 г. Федеральной таможенной службой (далее — ФТС России) был разработан | и внедрен программный продукт для информационного взаимодействия с юри-I дическими лицами, оказывающими услуги таможенных представителей, либо | претендующими на включение в Реестр таможенных представителей через Еди-! ный портал государственных услуг. У юридических лиц появилась возможность § подавать в таможенные органы заявление о предоставлении государственной | услуги ведения Реестра таможенных представителей не только в письменной, | но и в электронной форме. При этом организации смогут проследить ход рас-'I смотрения их обращения в режиме онлайн6.

| Такое новшество упрощает и ускоряет процедуры включения таможенных

| представителей в Реестр и подтверждения соблюдения организацией условий включения в Реестр. Кроме того, ФТС России налажено межведомственное электронное взаимодействие с Федеральной налоговой службой, позволяющее ё юридическим лицам не представлять таможенным органам документы, на-§ ходящиеся в распоряжении налоговой администрации и обеспечивающее воз-| можность самостоятельного получения таких документов ФТС России путем | обращения к информационным ресурсам Федеральной налоговой службы.

Рассуждая о соотношении частных и публичных интересов при осуществлении деятельности таможенного представителя, не следует забывать и об интересах самого представителя, которые, разумеется, следует отнести к разновидности частных интересов.

Помимо экономической выгоды, интерес таможенного представителя состоит 156 и в поддержании доброжелательных отношений с таможенными органами. Воз-

можные проблемы в таких отношениях могут привести даже к прекращению деятельности. Конфликт между таможенным органом и таможенным представителем может привести в итоге к исключению последнего из Реестра таможенных представителей.

Следует разделить позицию А.В. Табакова согласно которой российская специфика отражается на доминирующей задаче таможенного представителя — заслужить и удержать благосклонность таможенников. А прибыльность и стабильность функционирования таможенных представителей во многом предопределяются характером их неформальных взаимоотношений, принимающих иногда глубоко личностные формы7. В таких условиях нельзя исключать и коррупционный фактор, поскольку для должностного лица таможенного органа взаимодействовать с постоянным таможенным представителем гораздо безопаснее, чем с разными участниками внешнеторговой деятельности. В ряде случаев требования должностного лица таможенного органа, передаваемые через таможенного представителя, идут вразрез с интересами участника внешней торговли, что может повлечь излишнюю уплату таможенных платежей, неиспользование таможенных льгот, отзыв заявления об обжаловании незаконных действий (бездействия) или решений. В этом случае интерес таможенного представителя заключается в поддержании неформальных (иногда гипертрофированных) отношений с таможенными органами, что обеспечивает ему дальнейшее стабильное функционирование.

Как показывает анализ норм таможенного законодательства, получение статуса таможенного представителя в настоящее время проходит под строгим государственным контролем со стороны таможенных органов. Представляется с

—I

целесообразным ослабить данный контроль, перейдя от разрешительной системы | (включения в государственный Реестр) к саморегулированию. р

а

В настоящее время саморегулируемые организации успешно функционируют в

с

в различных сферах: строительстве, аудите, на финансовом рынке, в оценочной й

деятельности, теплоснабжении и пр. Законодатель под саморегулированием у

понимает самостоятельную и инициативную деятельность, осуществляемую с

субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности; ее со- н

держанием являются разработка и установление стандартов и правил указанной |

деятельности, а также контроль за соблюдением требований утвержденных |

стандартов и правил8. По сути при саморегулировании государство передает е

часть своих функций соответствующим организациям, на которые возлагается |

контроль за соблюдением условий и требований, разработанных и принятых а

д

самими организациями. Важно отметить, что саморегулирование не должно и

подменять собой государственное управление, противопоставляться ему либо по- *

глощаться им. По верному утверждению Ю.Г. Лесковой, эти механизмы должны (

функционировать во взаимодействии, дополнять друг друга с целью наиболее к

эффективного достижения поставленных целей9. 0

Для таможенных представителей саморегулирование может стать весьма к ценным в первую очередь потому, что позволит снизить количество или устранить на рынке таможенных услуг организации, занимающиеся незаконной деятельностью («серые» и «черные» брокеры).

В настоящее время национальным объединением таможенных представителей

на территории России разработаны стандарты и правила саморегулируемой ор- ^^^

ганизации таможенных представителей, включающие требования безусловного выполнения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле10. В них, в частности, отражены требования к договору на оказание услуг таможенным представителем; правила оказания им своих услуг; оценка качества предоставляемых услуг; ответственность за их качество. Данный проект предусматривает правила гражданско-правовых отношений таможенного представителя и клиента, что, безусловно, весьма важно, однако в нем не закреплены основания получения таможенным представителем соответствующего статуса. Авторы проекта предполагают, что за Федеральной таможенной службой останется функция ведения реестра, но не с разрешительно-запретительной, а уведомительной целью. Функция же контроля будет затрагивать не непосредственно таможенных представителей, а саморегулируемые организации, членами которых они являются11. Разделяя данные подходы, думается, что все же целесообразно применять саморегулирование в таможенной сфере более широко, не ограничиваясь половинчатыми мерами.

Исходя из изложенного, представляется возможным рассмотреть вопрос о возложении функции ведения реестров таможенных представителей на саморегулируемые организации. Переход к саморегулированию на рынке таможенных услуг позволит добиться оптимального баланса между частными и публичными интересами в области таможенного дела.

1 См.: Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 50, ст. 6615.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 48, ст. 6252; 2015. № 29, ч. I, ст. 4388.

3 Матвиенко Г.В. Административные процедуры в таможенном праве / под ред. С.В. Запольского. М., 2008. С. 68.

4Демин А.В. «Мягкое» право в эпоху перемен: опыт компаративного исследования. М., 2016. С. 49.

5 Информация опубликована на официальном сайте ФТС России 15 апреля 2015 г. См.: Современные информационные технологии для развития института таможенных представителей. URL: http://www. customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20847:2015-04-15-12-09-18&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835 (дата обращения: 28.10.2015).

6 См.: Там же

7 См.: Табаков А.В. Чьи интересы представляет таможенный представитель? Опыт изучения неформальных отношений в таможенной сфере // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. № 2 (54). С. 49.

8 См. ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 49, ст. 6076; 2015. № 29, ч. I, ст. 4389.

9 См.: Лескова Ю.Г. Саморегулирование как правовой способ организации предпринимательских отношений: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 29.

10 См.: Официальный сайт Национального объединения таможенных представителей. URL: http:// notp.ru/?page_id=124 (дата обращения: 10.02.2106).

11 См.: Кошкаров Е. Контроль качества услуг — дело бизнеса. URL: http://notp.ru/?page_id=294 (дата обращения: 28.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.