Казахстан всегда рядом
Как живется дочернему банку Сбербанка России в Казахстане? Как местный бизнес переносит кризис? На эти и многие другие вопросы ответил председатель правления дочернего банка Сбербанка России в Казахстане кандидат экономических наук Олег Смирнов.
Дмитрий
СИМОНОВ,
Максим
АКИМОВ,
Венера
КАРПИНСКАЯ
«Мы ставим перед собой задачу добиться 100% присутствия во всех областных центрах и крупных городах страны».
Ты помнишь, как все начиналось?
— Олег Евгеньевич, расскажите, чем был обусловлен выход Сбербанка на казахстанский рынок?
— Приход Сбербанка России в Казахстан — событие и закономерное, и знаковое. Это и свидетельство интереса к быстроразвивающейся экономике государства, и подтверждение того, что в Казахстане создан благоприятный климат для инвестирования, и стремление к дальнейшему укреплению межгосударственных связей и интеграционных процессов.
После обретения суверенитета наши страны не растеряли важный потенциал партнерства, а еще более его укрепили. Безусловно, основная причина — взаимное благо наших экономик и народов.
Мы пришли на казахстанский рынок всерьез и надолго. Наша основная задача — помощь реальному сектору
ОЛЕГ ВЛАСОВ
экономики этой страны и ее жителям. Сегодня 100% нашего кредитного портфеля — кредиты, выданные казахстанским предприятиям.
Исследования потребительских предпочтений говорят, что казахстанцы воспринимают нас, как банк, который обеспечивает полный спектр банковских услуг, достойный сервис и обслуживание. По известности бренда мы занимаем седьмую позицию среди 39 банков второго уровня. А начинали с того, что входили у казахстанцев в категорию «Прочие банки», находясь по узнаваемости на 12-м месте притом, что на рынке присутствовало 33 банка второго уровня.
— Стратегия Сбербанка России до 2014 года предусматривает получение международным блоком около 5% чистой прибыли всей Группы. Каким путем вы предполагаете приблизить достижение этой цели, как сейчас выглядит банковская система Казахстана?
— Ориентир на 2014 год — получение международным блоком 5% чистой прибыли всей Группы — задача достаточно амбициозная. Активы дочерних банков Сбербанка в Казахстане, Белоруссии и на Украине составляют 1,9% от суммарного показателя Сбербанка России (по состоянию на 1 апреля 2010 года, 0,7% активов всех дочерних банков Сбербанка в странах СНГ приходится на Казахстан, 0,7% — на Белоруссию, 0,5% — на Украину).
Как известно, на четыре страны, где сегодня представлен Сбербанк России (Россия, Казахстан, Белоруссия, Украина) — приходилось 90-95% ВВП Советского Союза. Таким образом, потенциал рынка значителен и потребность в банковских услугах как у российских, так и у казахстанских клиентов по-прежнему остается достаточно высокой.
Банковский сектор Казахстана — это рынок с высокой конкуренцией и значительной концентрацией банков — 39 на 16,036 млн. жителей страны. Финансовый центр по-прежнему находится в Алма-Ате, где представлены центральные офисы всех банков (резидентов и нерезидентов), осуществляющих операции на казахстанском рынке.
На первую пятерку лидеров банков второго уровня приходится 75% всех активов, на вторую — 15%, на оставшиеся 28 банков — 10%. Системообразующая, безусловно, первая пятерка, и наша основная задача — войти в нее по величине активов (сегодня мы на 11-й позиции).
— Как отразился кризис на банковском рынке Казахстана?
— Финансовая система Казахстана отвечает основным международным стандартам. Внимательно отслеживается внутренняя и внешняя конъюнктура и без промедления принимаются решительные меры.
Экономический кризис, поразивший уже всю мировую экономику, продолжает испытывать нас на прочность. Но сегодня реальность такова, что сжатие деловой активности в мире привело к снижению спроса на нефть и металлы. А это — основа экспорта Казахстана. Однако ему удалось изменить структуру экономики. В рамках
гт
■ - Виш!
ЯР)!!»!
(ШЯВШ . .1
ег
Напомним, что история ДБ АО «Сбербанк» в Казахстане началась в конце 2006 года, когда Сбербанк России приобрел 99,99% акций Тексакабанка. В 2007году уставный капитал ДБ АО «Сбербанк» был увеличен почти в 15раз и составил 29 млрд. тенге (более $240 млн.), что позволило ему войти в число шести крупнейших банков Республики Казахстан.
ФОТО ОЛЕГА ВЛАСОВА
ЛИН-Лаборато-рия — площадка для внедрения предложенных сотрудниками инноваций и оптимизации бизнес-процессов. На фото: Мадина Адамбекова, начальник отделения «Жибек Жолы» ДБ АО «Сбербанк».
ОЛЕГ ВЛАСОВ
стратегии индустриально-инновационного развития реализуются инвестиционные проекты. В стране выстроена эффективная финансовая система, которая служит образцом для стран постсоветского пространства.
Казахстан взвешенно формирует энергетическую политику и делает ставку на эффективный аграрный сектор. Страна уверенно развивает малый и средний бизнес, ориентируясь на создание национального стандарта качества жизни. Таким образом, анализ итогов реформирования экономики говорит о том, что сегодня в Казахстане заложены фундаментальные основы для развития инновационной модели экономики.
В последние годы банковская система была наиболее динамично развивающимся сектором экономики Республики Казахстан. В этих условиях государство приняло ряд радикальных мер, в частности национализировало крупнейший в Казахстане БТА Банк (государственная управляющая компания выкупила более 80% акций) и вошло в капитал трех крупнейших кредитных организаций: Казкоммерцбанка, Народного банка Казахстана (Халык банка) и Альянс-банка. Сегодня некоторые кредитные организации, в частности Народный банк, уже заявляют о своей готовности выкупить у государства национализированную часть капитала.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что именно благодаря предпринятым государством шагам, мы смогли избежать кризиса в банковском секторе и сохранить стабильность финансовой системы.
Страны СНГ за последние два десятилетия накопили уникальный опыт обновления, и Казахстан не раз
кредитным портфель ДБ АО «СБЕРБАНК» НА 1 АПРЕлЯ 2010
Структура кредитного портфеля
^17%
24% А
3%
Услуги Связь Торговля
Транспортная отрасль Операции с недвижимым имуществом
Добыча полезных ископаемых Производство Малый бизнес Прочие отрасли
переживал труднеишие времена, на практике испытав обновление, проИдя через сложные и болезненные реформы.
— Что можно сказать в целом об экономическом положении в республике?
— Что касается текущеИ экономической ситуации, то она сложная везде. Однако Казахстан обладает несколькими сравнительными преимуществами, на основе которых может успешно построить и реализовать стратегию устойчивого экономического развития и эффективно интегрироваться в мировую экономическую систему. Наиболее важный источник будущего экономического роста — богатый ресурсный потенциал, который не только обеспечивает сегодня основную часть внутренних потребностей страны в сырье и топливе, но и формирует большую часть валютных поступлений от экспорта. Недра Казахстана содержат 1/15 часть разведанных мировых запасов полезных ископаемых. Страна занимает первое место в мире по запасам вольфрама, второе — по запасам хромитов и фосфоритов, третье — марганцевых руд, четвертое — свинцу и молибдену. Мировое значение имеют залежи железной руды.
Таким образом, экономический потенциал и уровень развития страны можно оценить, как имеющие определенные задатки для полноценной и эффективной интеграции Казахстана в мировое хозяйство. Открытая экономика предоставляет неисчерпаемые возможности не только для выхода из кризиса, но и для стремительного экономического роста, кардинального улучшения положения населения.
— Как государство поддерживает бизнес?
— Казахстан перенимает успешный опыт развитых стран: государственная поддержка бизнеса находится в центре внимания правительства страны. Следует отметить снижение налогового бремени, легализацию собственности и активов, упрощение административных процедур и разрешений, защиту от бюрократических препон, облегчение доступа к кредитным ресурсам и др.
Малый и средний бизнес в Казахстане активно вовлекается в реализацию государственных программ. В различных регионах создаются специализированные институты поддержки и развития предпринимательства.
Государство обозначило эту сферу как приоритетную, выделяя значительные бюджетные средства для ее поддержки. Уже сегодня можно констатировать, что малый и средний бизнес занял ключевую позицию в развитии экономики Казахстана, так как он способствует решению проблемы занятости населения, наполнению рынка отечественными товарами и услугами, формирует конкурентную среду. Малое и среднее предпринимательство стало опорой экономического развития и процветания Казахстана. Таким образом, следует признать, что развитие бизнеса не отстает от общих темпов роста казахстанской экономики.
В прошлом году был разработан ряд программ для диверсификации экономики. Из наиболее значимых — утвержденная президентом страны Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Проект предполагает привлечение средств инвесторов и максимальное использование внутренних источников: депозитной базы банков и денег
I ' в
I"
ФОТО ОЛЕГА ВЛАСОВА
ФОТО ОЛЕГА ВЛАСОВА
пенсионных фондов, а также предусматривает развитие направлений, задача которых — увеличить добавленную стоимость каждой отрасли за пять лет на $47 млрд. Глобальная цель программы — повышение производительности труда.
В феврале этого года президент Республики Казахстан утвердил Концепцию посткризисного развития финансового сектора. Одна из ее ключевых задач — повышение устойчивости этого сегмента и укрепление доверия как инвесторов, так и потребителей услуг к финансовому сектору страны.
Еще одна значимая программа принята буквально два месяца назад, в апреле. Это «Дорожная карта бизнеса — 2020», стратегический документ, рассчитанный фактически на две пятилетки. Он направлен на реализацию инвестиционных проектов, модернизацию экономики во всех отраслях, от нефтяной до малого бизнеса. В рамках «Дорожной карты» действует проект субсидирования государством процентных ставок по инвестиционным кредитам. Предприятия имеют возможность при определенных условиях получать займы на срок от трех до десяти лет по цене не выше 7% годовых (эффектив-
«Малое и среднее предпринимательство стало опорой экономического развития -и процветания Казахстана».
ная ставка не должна превышать 12% годовых, при этом часть ставки — 5% — субсидирует государство).
— В каких программах участвует дочерний банк?
— В ДБ АО «Сбербанк» в рамках программы «Дорожная карта бизнеса — 2020» находится на рассмотрении 12 кредитных заявок на общую сумму $66 млн. (по трем направлениям субсидирования ставок вознаграждения).
Мы участвуем в финансировании инфраструктурного инвестиционного проекта по строительству железной дороги в рамках открытия Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Основные его направления — активизация приграничного торгово-экономического сотрудничества, развитие
Клиентам предлагает услуги не только дочерний банк, но и материнская компания. В частности, финансирование предоставляется в пределах лимитов всей группы Сбербанка.
нурсултан таскаранов, директор
Департамента корпоративных клиентов ДБ Ао «сбербанк»: «ДБ Ао «сбербанк» вышел на рынок в начале кризиса, в связи с чем были учтены реалии меняющейся конъюнктуры. Это позволило сохранить качество нашего портфеля на достаточно высоком уровне. Доля просроченной задолженности составляет 2,96% и существенно ниже рыночной (19,96%). Кредитный портфель ДБ Ао «сбербанк» на конец I квартала 2010 года вырос на 43,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого и достиг
отметки 20 млрд. руб. При этом рост портфеля за I квартал текущего года составил 18,4%. в целом портфель банка отражает общие тенденции отраслевой динамики ввП Казахстана. среди наших клиентов есть крепкие платежеспособные предприятия малого, среднего и крупного бизнеса многих отраслей экономики. лидирующие позиции в рейтинге самых активных профинансированных отраслей занимают: оптовая торговля (15,79%), сельское хозяйство (14,17), строительный сектор (13,51), розничная торговля (12,30) и энергетическая отрасль (12,20).
система риск-менеджмента предусматривает процентные отношения, в соответствии с которыми мы не превышаем лимиты финансирования отраслей. Например, лимит кредитования сельского хозяйства составляет не более 20% портфеля ДБ Ао «сбербанк», энергетической отрасли — не более 30% и т. д. сегодня лимит на одного заемщика ДБ Ао «сбербанк» составляет более 2 млрд. руб. и позволяет удовлетворить большую часть потребностей наших партнеров в финансировании, а с учетом возможностей материнского банка — практически любую».
ОЛЕГ ВЛАСОВ
Центральный офис дочернего банка Сбербанка России в Казахстане.
Справа — меловые горы Актау. Национальный парк Алтын-Емель.
экспортно ориентированных отраслей, организация транспортно-логистического и терминального обслуживания грузопотоков, развитие туризма, привлечение потенциальных инвесторов. Правовое, тарифное, налоговое поле, формируемое в этой зоне, обусловит значительные объемы товарооборота между странами СНГ.
По состоянию на 22 июня 2010 года ДБ АО «Сбербанк» предоставил юридическим лицам, осуществляющим строительно-монтажные работы в международном центре приграничного сотрудничества, заемные средства на общую сумму $16 млн. и банковские гарантии на $14 млн.
Мы участвовали в реализации и других государственных проектов. Например, программы поддержки малого бизнеса с Национальным фондом развития предпринимательства «ДАМУ». Банкам второго уровня фонд выделил денежные средства для размещения среди субъектов малого и среднего бизнеса, с целью получения недорогих займов, как для развития, так и для оздоровления бизнеса. Таким образом, было размещено около $680 млн.
В программе по поддержке малого бизнеса участвовало семь банков. Желающих получить кредит было очень много — все хотели использовать еще одну возможность реструктурировать долг и удешевить заимствование (перейти из дорогих средств банка в более дешевые). В течение 2009 года процентная рыночная ставка, которая сложилась по субъектам малого и среднего бизнеса, составляла 16-17% в национальной валюте, а по программе поддержки развития малого и среднего бизнеса Фонда предпринимательства «ДАМУ» дочерний банк Сбербанка имел право кредитовать не выше, чем под 12%. Клиенты, которые уже имели обязательства перед банком и при
Прирост клиентской базы ДБ АО «Сбербанк» 2007-2009 годов
показатель конец 2007 конец 2008 конец 2009
Прирост кредитного портфеля юридических лиц, % 284,0 126,0 125,0
Прирост кредитного портфеля физических лиц, % -4,6 18,4 15,1
Прирост корпоративных клиентов, % 42,0 68,0
Прирост физических лиц (депозиты, карты, текущие счета), % 5,7 -8,1 37,8
этом отвечали условиям программы, реструктурировали свои задолженности и имели возможность перейти к облегченным условиям ведения бизнеса.
— Как отслеживается возврат средств, выданных малому бизнесу?
— Кредитный риск предполагает вероятность убытков в связи с невозвратом или несвоевременным погашением выданных кредитов и неуплатой процентов по ним. Поэтому мы производим тщательный отбор заемщиков и постоянный контроль над их финансово-хозяйственной деятельностью. Вообще, подход при оценке клиентов строго индивидуален. Особо хочу обратить ваше внимание на то, что за все время реализации проекта, а это уже год и два месяца, у нас нет ни одной просрочки.
— Насколько эффективной оказалась такая мера, как девальвация национальной валюты?
— Это защитная антикризисная мера. Казахстан позже многих других стран проводит девальвацию, несмотря на то, что последствия мирового кризиса ощутил одним из первых.
Девальвация национальной валюты стала фактором стабилизации в экономике страны, несмотря на то, что была достаточно резкой — 23%. Ситуацию с ликвидностью в тенге удалось переломить уже в августе прошлого года. Сегодня перед банковской системой Казахстана стоит проблема переизбытка ликвидности у банков. Денег много — хороших заемщиков мало. Кредитный портфель банковской системы не растет — снижение за пять месяцев этого года составило 3%. Поэтому сейчас банки ведут активную борьбу за лучших клиентов.
Кризис — это возможность?
— В апреле этого года была утверждена новая пятилетняя стратегия развития дочернего банка до 2015 года. С чем это связано?
— Безусловно, на формирование стратегии повлияли макро- и микроэкономические факторы. Во время вхождения банка на рынок Казахстана мы были новыми игроками в сегменте жесткой конкуренции. Финансовый рынок Казахстана был представлен крупными системообразующими брендами-монополистами. Наша доля на рынке
тогда составляла 0,3%. Чтобы изменить ситуацию, была разработана и реализована двухлетняя стратегия, предусматривающая решение двух задач. Первая — преобразовать приобретенный актив в универсальный коммерческий банк. При этом упор был сделан на развитие операций с юридическими лицами, поскольку приобретенный банк не имел ни опыта, ни технологий, ни методологии работы в этом направлении. Вторая задача заключалась в доведении нашей доли в активах банковской системы до 1%. Несмотря на кризис, ДБ АО «Сбербанк» успешно реализовал обе задачи.
Сегодня мы можем назвать себя универсальным коммерческим банком и, конечно, основным фактором успеха стала четко выверенная стратегия развития. Мы активно налаживали работу трансграничных филиалов, то есть на границе с Россией (в г. Усть-Каменогорск, Петропавловск, Павлодар, Уральск, Актобе, Атырау, Костанай). Существенно расширили территорию нашего бизнеса — филиальная сеть выросла с 5 до 12 филиалов. Все эти факторы в совокупности обусловили значительный прирост клиентов. Задачи, стоявшие перед нами в начале пути, были выполнены. Сегодня мы занимаем 2% банковских активов Казахстана.
Необходимо было ставить новые цели, открывать для себя новые горизонты. Принятая стратегия позволит нам перейти на принципиально новый уровень и войти в шестерку надежных, стабильных финансовых институтов республики по размеру собственного капитала.
Дочки-матери
— Насколько планы материнской компании повлияли на стратегию дочернего банка Сбербанка в Казахстане?
— В рамках краткосрочной стратегии наша задача заключалась в подготовке банка к глобальному марш-броску. Сегодня мы по величине активов занимаем 11-ю позицию в рейтинге банков Казахстана, по собственному капиталу — 6-е место, по размеру чистой прибыли — ведущие позиции. Но если говорить о масштабе, мы по-прежнему остаемся небольшим банком с объемом активов в $1,4 млрд. Для сравнения: аналогичные показатели крупнейших игроков в десятки раз больше (первая позиция — около $14 млрд.).
Что касается влияния стратегии материнской компании, наш документ напрямую коррелируется со стратегией Сбербанка до 2014 года.
Как уже было сказано, наша глобальная стратегическая цель — увеличение к 2015 году доли на рынке до 5%. Таким образом, по объему активов мы должны вырасти в четыре раза, до $5,5 млрд. (за три предыдущих года показатель увеличился в десять раз, но с меньшей базы — $50 млн. — расти проще, чем с $1,5 млрд.). По нашим прогнозам, реализация стратегии обусловит к 2015 году 5-6-ю позицию среди банков Казахстана по объему активов.
Наша модель развития — это интенсивный органический рост за счет собственного потенциала. Стратегию мы разработали собственными силами, и ее реализация, как я полагаю, будет главным проектом в жизни каждого сотрудника дочернего банка.
V
«Среди мер, принятых государством для поддержки бизнеса, — снижение налогового бремени, легализация собственности и активов, упрощение административных процедур и разрешений, защита от бюрократических препон, облегчение доступа к кредитным
ресурсам и др.».
ОЛЕГ ВЛАСОВ
«Наша модель развития — интенсивный органический рост за счет собственного потенциала».
Одно из наших конкурентных преимуществ — Сбербанк России в качестве нашего акционера — на мой взгляд, не реализовано в полной мере. Сейчас мы вырабатываем предложения по достижению синергетическо-го эффекта совместных действий дочерней и материнской компаний. Клиентам предлагаются услуги не только ДБ АО «Сбербанк», но и Группы Сбербанка. В частности, финансирование предоставляется в пределах лимитов Группы. Проекты наших клиентов могут быть поддержаны с двух сторон — с казахстанской от дочернего банка, и с российской от Сбербанка России.
Одно из потенциально интересных направлений — работа с клиентами банка на рынках СНГ, например в Узбекистане. В этих регионах казахстанские и российские компании активно развивают производство продуктов питания, строительство, энергетические проекты и др.
— Олег Евгеньевич, Сбербанк в России сейчас активно развивает новые подходы в развитии бизнеса. Как это отражается в дочернем банке в Казахстане?
— С материнской компанией у нас единый подход к развитию всех направлений бизнеса. Первое — это клиентоориентированность. Мы пытаемся изменить мышление наших сотрудников и жить потребностями клиентов.
Во-вторых, мы вовлечены в процесс развертывания Производственной системы Сбербанка. В рамках ПСС в дочернем банке на базе одного из структурных подразделений была создана ЛИН-Лаборатория. Она стала площадкой для внедрения предложенных сотрудниками инноваций и оптимизации бизнес-процессов. За сравнительно небольшой период уже достигнуты ощутимые
АЛЬБИНА БОГДАЙ, директор Департамента маркетинга и PR ДБ АО «Сбербанк»:
«Мы сняли обычный трудовой день людей, представляющих нашу целевую аудиторию и рассказали казахстанцам, что мы понимаем, как им нелегко зарабатывать свои деньги и ценим труд каждого. Наши клиенты — люди разных возрастов и социальных групп: от представителей простых профессий до работников интеллектуального труда, составляющих бизнес-элиту Казахстана. Такая реклама послужила основой построения имиджа финансового института, который понимает и ценит своих клиентов. Именно так звучит основной слоган позиционирования: «Сбербанк. Мы Вас понимаем и ценим!».
результаты работы: на 27% выросла клиентская база подразделения, на 35% увеличилась среднедневная сумма остатков на вкладах физических лиц. Благодаря хорошей апробации в ЛИН-Лаборатории на всю сеть банка было осуществлено тиражирование двух оптимизированных целевых процессов
по быстрым переводам и депозитам. Создан специальный Центр компетенции, куда сотрудники всего банка не зависимо от территориального нахождения направляют свои инновационные идеи.
Так же, как и наши коллеги в России, мы создали службу качества. Открывая новые точки, формируя команду менеджеров на местах, мы должны предоставлять отличное обслуживание. Сегодня, в условиях снижения процентных доходов и уменьшения количества платежеспособных заемщиков, борьба за клиентов в сфере операционного обслуживания развернулась достаточно жесткая. Поэтому единственный путь сохранить лояльного клиента — быть банком с качеством №1.
— Какие еще программы, повышающие уровень обслуживания, будут внедрены в ДБ АО «Сбербанк»?
— Один из проектов — создание собственного про-цессингового центра. Его запуск запланирован на 1 июля 2010 года.
Потенциал эмиссии карт для нашего банка значителен. Уже сегодня внедрен беспрецедентный «домашний» тариф для владельцев платежных карт Visa Classic и Visa Gold ДБ АО «Сбербанк» по всей России. Сегодня мы разворачиваем программу по продвижению этой услуги и намерены в разы увеличить эмиссию карт.
Также к концу года будет запущена программа CRM (система управления взаимодействием с клиентами, Customer Relationship Management System).
Для физических и юридических лиц в этом году планируется внедрение интернет-программы «Банк-Клиент» — управление счетами и проведение банковских операций через интернет.
Уже в этом году мы начали устанавливать информационно-платежные терминалы в международном аэропорту, крупнейших торговых центрах и др.
— Ваши планы по расширению филиальной
сети предусматривают двукратное увеличение точек продаж к 2015 году...
— Мы ставим перед собой задачу добиться 100% присутствия во всех областных центрах и 16 крупных городах Казахстана. До 1 января 2015 года планируем увеличить филиальную сеть до 200 точек обслуживания.
В октябре откроется 13-й филиал в г. Шимкен-те. В этом регионе достаточно высокая плотность населения. В этом году мы намерены обустроить дополнительные офисы в Семипалатинске, Хром-тау (Актюбинская обл.), Рудном (Костанайская обл.). Считаю, что здесь у нас есть такие преимущества:
• филиальная сеть, которая качественно и оперативно предоставляет услуги клиентам во всех регионах Республики Казахстан;
• доброжелательное и уважительное отношение к клиенту;
• высокий профессионализм и нацеленность на результат сотрудников компании.
^г_I _^
ФОТОСОЮЗ ФОТОБАНК ЛОРИ
Управленческий Олимп
— Соответствует ли уровень оплаты труда в ДБ АО «Сбербанк» среднерыночному?
— До кризиса банковский сектор был одним из самых высокооплачиваемых в казахстанской экономике. Выплаты были, на мой взгляд, искусственно завышены — в 3-4 раза. Уровень профессионализма, опыта не соответствовал размерам зарплат. Кризис подкорректировал эту ситуацию — большая часть банков существенно сократила расходы на персонал. В этом году мы намерены выдавать большую часть зарплаты в виде годовых бонусов. Однако хочу особо отметить, что мы не заинтересованы в специалистах, которых привлекает только высокий уровень заработной платы. В Сбербанк приходят люди, которые хотят реализовать себя, для которых профессиональная деятельность в Сбербанке — своеобразный личностный вызов.
В этом году мы начали реализацию программы повышения эффективности работы персонала, существенно увеличили бюджет на обучение сотрудников. В филиалах сотрудников обучают искусству активных продаж и повышения управленческих навыков средних менеджеров. На уровне центрального офиса прошла первая серия семинаров «Управленческий Олимп».
Уникальность нашего банка состоит в сочетании трех корпоративных культур. Носители первой — сотрудники бывшего банка, второй — люди, работающие с момента прихода Сбербанка в Казахстан, третьей — те, кто приходит сегодня.
Наша задача — сформировать единую команду в соответствии с миссией и ценностями Сбербанка. Для поднятия корпоративного духа стартовал проект: «Фотобанк, каждый сотрудник — Лицо Банка (Стратегия — 2014, правило №8)».
Первые съемочные дни показали, насколько правильным было это решение. Совместная работа над проектом позволила сотрудникам еще раз почувствовать себя командой, объединенной общими целями и ценностями, осознать важность вклада каждого в общий успех Сбербанка.
«Одно из наших конкурентных преимуществ — Сбербанк России в качестве нашего акционера — на мой взгляд, не реализовано в полной мере».
К тому же этот проект помог нам обратиться к каждому жителю Республики Казахстан на языке единства и взаимопонимания. Ведь сегодня здесь живут представители около 150 национальностей. Сегодня проект уже реализован. Пока каждый сотрудник не будет понимать, для чего он работает в Сбербанке, осознавать свои задачи, не получится работать предельно эффективно. Поэтому постоянное общение с персоналом, наличие обратной связи очень важны для нас.
Успех банка — твой личный успех!
— Расскажите об акции банка с таким названием.
— Это действительно уникальный опыт. Жесткая конкуренция диктует необходимость поиска альтернативных вариантов, методов увеличения продаж. Поэтому второй год подряд мы реализуем программу «Успех Банка — твой личный Успех!».
Суть ее в том, что если сотрудник приводит клиента (при условии прохождения заявки через кредитный комитет), то получает вознаграждение из специального фонда за принесенный банку доход.
Результатом акции в 2009 году стало привлечение $4,8 млн. на депозитные счета, что больше планового показателя на 16,8%. Затраты на проведение рекламной кампании по привлечению депозитов составили 0,002% от общей привлеченной суммы в период акции. Мы считаем, что эта программа помимо экономического эффекта позволяет формировать корпоративный дух, поскольку в продаже, а значит и в достижении максимального финансового результата всего банка, заинтересован каждый сотрудник.
Большое Алма-атинское озеро. Хребет Заилий-ский Алатау.
Свято-Вознесен ский кафедральный собор в Алма-Ате.