Взаимные инвестиции в банковском секторе СНГ
Е. Ю. Винокуров
Евгений Юрьевич Винокуров - д. э. н., начальник отдела экономического анализа и консалтинга Аналитического управления Евразийского банка развития. Автор четырех индивидуальных и трех коллективных монографий, включая «А Theory of Enclaves» (Lexington Books, Lanham, 2007) и «The CIS, the EU, and Russia: The Challenges of Integration» (Palgrave Macmillan, London, 2007). Редактор ежегодного альманаха Eurasian Integration Yearbook, выпускаемого ЕАБР. В настоящее время занимается проблематикой экономической интеграции на евразийском пространстве. Ряд статей и обзоров доступен на www. eabr.org/rus/publications/ и www.vinokurov.info.
Электронная почта: [email protected]
Зарождение трансграничной активности в банковском секторе стран СНГ
Рельеф банковского сектора на территории СНГ чрезвычайно неравномерный. Казахстан и Россия располагают наиболее развитыми банковскими системами. По состоянию на 1 января 2009 года отношение активов к ВВП в России составляло 67.5%, в Казахстане - 74.7%. Банковские сферы других стран значительно менее развиты, как в относительном, так и абсолютном размере1. Чрезвычайно быстрое развитие банковского сектора Казахстана отмечалось вплоть до третьего квартала 2007 года, когда началось сжатие внешнего кредитования. Россия отставала от Казахстана на год-другой в вопросах регулирования, концентрации и развития банковского сектора. Тем не менее, абсолютный размер банковской системы в России, по очевидным причинам, намного больше.
Таблица 1.
Банковские системы государств-членов СНГ по состоянию на 1 января 2009 года.
Источники: Национальные и центральные банки соответствующих стран.
Россия Беларусь Казахстан Узбекистан Кыргызстан Таджикистан Армения Грузия Украина Молдова
Количество банков 1 172 31 37 30 22 12 22 20 184 16
Активы ($ млрд) 1 126.6 8.6 98.8 6.5 1.5 1.8 3.3 5.6 120.4 3.7
Капитал ($ млрд) 153.2 5.5 16.2 1.5 0.4 0.3 0.8 1.0 15.8 0.7
Активы/ВВП (%) 67.5 49.2 74.7 24.6 29.7 35.0 28.1 43.0 97.5 38.7
1 Высокое значение показателя соотношения активов к ВВП по Украине скорее свидетельствует о некоторых врожденных недостатках ее банковской системы.
В последние годы было предпринято много попыток формальной интеграции на постсоветском «евразийском» пространстве. Они еще принесут свои плоды. В то же время, крупнейшие экономики (Россия, Украина и Казахстан) обладают приемлемо свободными экономическими режимами в плане внешних инвестиций в финансовый сектор. Ни существующие квоты на участие иностранного капитала, ни ограничения ведения кадровой политики не являются существенным препятствием для крупных игроков. Несмотря на то, что еще слишком рано говорить о полномасштабной интеграции финансового сектора в СНГ, участники рынка воспользовались благоприятной конъюнктурой последних лет, чтобы предпринять первые шаги по расширению своей международной деятельности.
Самая первая глава истории взаимных инвестиций в банковском секторе писалась, но была недописана, в середине 90-х, когда ряд российских банков создал представительства в соседних странах (например, «Инкомбанк» и «Агропромбанк»). Кризис 1998 года положил конец этим попыткам и отложил экспансию на 5-6 лет, когда в бой вступили казахстанские банки.
Казахстанские первопроходцы
Не случайно казахстанские банки в числе первых начали расширять свою внешнюю деятельность: банковская система Казахстана - наиболее развитая на пространстве СНГ, благодаря своевременным реформам и развитой системе регулирования и надзора. Более того, казахстанская банковская система отличается достаточно высокой степенью концентрации. До начала 2009 года в Казахстане не было банков, принадлежащих государству, а два крупнейших банка, «БТА Банк» и «Казкоммерцбанк», по состоянию на конец 2008 года являлись также крупнейшими частными финансовыми институтами на всей территории СНГ (приобретение государством 75% «БТА-Банка» в феврале 2009 года вывело этот банк из числа частных; не исключено также, что крупнейшие российские частные банки, «Альфа-банк» и недавно объединившиеся «МДМ-Банк» и «УРСА Банк», также могут бросить вызов казахстанским конкурентам). Поэтому казахстанские банки были готовы выйти за пределы страны еще за несколько лет до того, как другие банки СНГ стали готовы последовать их примеру.
Очевидным направлением экспансии стали центральноазиатские государства и Россия, исключительно интересная для иностранных финансовых институтов благодаря своей «неокученности», огромному экономическому потенциалу и относительно открытой экономике. Кроме того, казахстанские банки отважились вступить на территорию Украины, Грузии и других постсоветских государств. В 2005-2007 годах практически все крупные банки начали осуществление зарубежных операций. БТА осуществляет деятельность посредством четырех дочерних банков в России и, кроме всего прочего, владеет банками в Беларуси, Украине, Грузии, Армении и Таджикистане. «Казкоммерцбанк» вошел в Россию через дочерний «Москоммерцбанк», основным направлением деятельности которого стало кредитование недвижимости и ипотечные займы. В конце
2007 года «Москоммерцбанк» обладал третьим по величине ипотечным портфелем в стране. В 2007 году активы этих дочерних банков выросли на 30% и более; однако 2008 год принес существенное сокращение портфелей, поскольку банки столкнулись с невозможностью осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом и начали переводить деньги обратно, чтобы поддержать свою основную деятельность.
Другие казахстанские банки также отправились за границу, хоть и в меньшем масштабе. Более консервативный «Народный банк» имеет дочерние банки в Челябинске и Москве. В 2007 году «Альянс Банк» приобрел небольшой московский «Старбанк», после того как был вынужден отказаться от поглощения более крупного «Петрокоммерца». «АТФ-Банк» и «Банк Центркредит» также открыли дочерние банки в России.
Начало экспансии российских банков
Как и полагается, россияне медленно запрягают, но быстро едут. Существует две причины, почему российские банки медлили следовать примеру казахстанских коллег-конкурентов. Прежде всего, возрождение российской экономики обеспечило достаточное количество возможностей дома, и банки были заняты расширением своих розничных сетей и наращиванием кредитных портфелей. Нет жесткой необходимости выходить за рубеж, если и дома можно расти на 50% в год. Во-вторых, Россия отставала от Казахстана в нормативно-правовых и структурных аспектах развития банковской системы. Тем не менее, к 2007 году несколько российских банков были готовы к выходу на международную арену. Среди них крупнейшие финансовые институты страны - «Сбербанк», «ВТБ», «Газпромбанк», «Банк Москвы», «Альфа-банк» и «Росбанк». Направления внешней экспансии были абсолютно естественными: Казахстан, Украина, Беларусь и Армения, то есть страны, представляющие значительный экономический интерес для российских экономических субъектов.
Российское присутствие в Казахстане увеличивается. Еще в 2006 году «Сбербанк» купил небольшой «Тексака-Банк». После рекапитализации банк приступил к быстрому формированию кредитного портфеля. Долгосрочной целью банка стало вхождение в первую десятку казахстанской банковской системы. Эта цель вполне достижима. С другой стороны, «ВТБ», для которого экспансия в СНГ является существенно важной частью среднесрочной стратегии, еще только предстоит войти на казахстанский рынок. Исходная стратегия банка базировалась на приобретении действующего бизнеса в стране. Однако, несмотря на ухудшающиеся условия, казахстанские банкиры не горели желанием расставаться с контрольными пакетами по низкой цене, а «ВТБ» не был готов платить 2.5-3 балансовой стоимости (к примеру, за «Темирбанк», о покупке которого велись переговоры). В конечном итоге, «ВТБ» объявил о намерении начать бизнес с нуля. Предположительно, покупка банка остается в качестве одного из стратегических сценариев. И, наконец, «Альфа-банк» имеет дочерний банк в Алматы, который отличается достаточно прочным положением (он первым из российских банков вошел на казахстанский рынок) и придерживается консервативной политики.
Российские банки являются основной иностранной банковской силой в Беларуси, где открыты дочерние банки «Гапромбанка», «Банка Москвы», «Росбанка» и других. Роль российских банков в банковской системе Беларуси выросла в 2007 году в результате нескольких приобретений, когда «Внешторгбанк» выкупил «Белвнешэкономбанк», в то время как «Меж-торгбанк» приобретен «Альфа-банком». «ВТБ» также приобрел контрольный пакет «Славнефтебанка» в 2007 году.
Конкуренция с Запада и Востока растет
Конечно, казахстанские и российские банки не единственные, кто заинтересован в расширении на территории СНГ. Страны СНГ страдают от острой нехватки объемов кредитования и считаются одними из самых привлекательных в мире для выхода на банковский рынок в долгосрочном плане. Не случайно цена на российские, украинские и казахстанские банки (наиболее открытые и крупнейшие) достигала на пике четырех балансовых стоимостей. Эти рынки сохраняют свою привлекательность в долгосрочной перспективе.
Казахстанская банковская система является хорошим примером. В действительности, крупнейшие приобретения сделаны не российскими, а западными (казахстанский банк «АТФ» был поглощен итальянской группой «UniCredit») и восточными банками (корейский «Kookmin» постепенно приобретает контроль над «Банком Центркредит»). Украинская банковская система демонстрирует схожие тренды. Вероятно, единственный рынок, на котором российские финансовые игроки не сталкиваются со значительной иностранной конкуренцией, это Беларусь.
Замедление на время кризиса
У банков СНГ не было достаточно времени для осуществления масштабных инвестиций в соседние страны. Кризис 2007-2009 годов значительно ограничил потенциальные возможности иностранных капиталовложений и вынудил банки сконцентрироваться на основных рынках. Кроме того, ухудшающееся качество активов стало фактором дополнительного беспокойства при операциях слияния и поглощения. Краткосрочные и среднесрочные перспективы рассматриваются нами в заключительном разделе данной статьи.
Уровень трансграничных инвестиций все еще низкий
Модель взаимных инвестиций в банковской системе СНГ сопоставима с мировым опытом. Первой причиной для открытия иностранных дочерних банков и представительств стало обслуживание торговых и инвестиционных операций своих клиентов (стратегия «вслед за клиентом»). В такой модели упор делается на обслуживании корпоративной клиентуры. Лишь позднее небольшое количество банков стало применять более широкий принцип, нацеленный на полномасштабную экспансию и построение универсальных банков, в которых розница и малый и средний бизнес представляют собой привлекательные направления банковского бизнеса. Что касается казахстанского БТА и российского ВТБ, подобная экспансия является ключевой; «Сбербанк» и «Казкоммерцбанк» также серьезно под-
ходят к такой стратегии. Еще одной характеристикой является видимая ассимметрия взаимных инвестиций: ведущая роль принадлежит России и Казахстану, а остальные страны выступают в роли реципиентов.
Пожалуй, более необычной чертой является скорость, с которой банки СНГ развили свои зарубежные сети: в конечном итоге весь процесс уложился в три-четыре года. В результате, объем иностранных инвестиций в уставном капитале банков СНГ за период с 2005 по 2008 годы увеличился втрое. Однако их относительный вес и роль все еще малы. Преобладающая доля иностранного капитала в банковской системе характерна только для Кыргызстана, в остальных странах ЕврАзЭС роль банков из соседних стран минимальна2.
Перспективы
Любые прогнозы на 2009-2010 годы затруднены необходимостью учета ряда переменных. Масштаб мировой рецессии и динамика цен на нефть (от которых зависит общее экономическое процветание России, Казахстана и некоторых других стран СНГ) будут иметь решающее влияние на здоровье местных банков, включая качество активов и операции слияния и поглощения.
Тем не менее, если говорить в общих чертах, можно обрисовать некоторые тенденции 2009 года, предположив, что сотрудничество и доля рынка в банковском секторе, ведомые логикой взаимной торговли и экономической эффективности, будут медленно расти даже в трудные времена. Наши предположения подкрепляются тем фактом, что институциональная финансовая интеграция не остановилась. Например, в декабре 2008 года Россия и Казахстан учредили новую товарную биржу, окрестив ее Евразийской торговой системой (ЕТС). На 2009 год планируется, что ЕТС пропустит через себя существенный объем контрактов на пшеницу и горючесмазочные материалы.
• Начнем с двух наиболее активных игроков, России и Казахстана. Российские банки продолжат свою экспансию на зарубежные рынки, хотя и в меньшем масштабе. Потенциальными направлениями для экспансии по-прежнему являются Казахстан, Беларусь и Украина. В 2009 году дочерний банк «Сбербанка» в Казахстане планирует увеличить активы на 40%. 2008 год стал для банка периодом быстрого роста и по состоянию на 1 января 2009 года активы дочернего «Сбербанка» в Казахстане составили $800 млн, ссудный портфель превысил $640 млн, тогда как его собственный капитал достиг отметки в $283 млн. В результате капитализации 2007 года дочерний «Сбербанк» получил прекрасные перспективы для роста активов. Его принадлежность российскому государственному банку с хорошей репутацией помогла привлечь местных вкладчиков и, в течение года, увеличить базу привлеченных депозитов практически с нуля до $200 млн. По нашему мнению, деятельность «Сбербанка» в Казахстане достаточно хорошо поставлена, чтобы в бли-
2 Абалкина А. (2008) Предпосылки и перспективы банковской интеграции в странах ЕврАзЭС. Евразийская экономическая интеграция, 1 (октябрь): 75-89. Доступно на http://www.eabr.org/rus/publications/
жайшем будущем добиться обещанного роста и войти в первую десятку казахстанских банков.
• В то время как «Сбербанк» активно наращивает активы и расширяет сеть филиалов, ВТБ еще предстоит развить свою деятельность на территории южного соседа России. В качестве стратегически возможного решения сохраняется и покупка банка по разумной цене. На наш взгляд, недавно объединившиеся «МДМ-Банк» и «УРСА Банк» (в результате слияния, образовавшие второй крупнейший частный банковский институт в России, с широким охватом Урала и Сибири) также должны быть заинтересованы в присутствии в Казахстане. «Цесна-банк» может послужить очень привлекательной мишенью для поглощения российскими банками в силу своего устойчивого положения на территории Северного Казахстана. «Альянс Банк» и «БТА-Банк», имея обширные розничные сети и плохие балансы, также остаются потенциальными объектами для поглощения.
• Внешняя экспансия казахстанских банков сталкивается с двумя противоречивыми факторами. С одной стороны, в условиях сурового кризиса казахстанские власти стремятся к тому, чтобы деятельность местных банков была сосредоточена именно на Казахстане. В частности, правительство заявило об изменении стратегии «БТА-Банка», отказе от глобальной экспансии в пользу концентрации на локальном рынке. Так или иначе, имеются существенные барьеры для оттока капитала. С другой стороны, существуют реальные экономические основания для расширения сферы деятельности в странах СНГ и Китае. Мы ожидаем, что казахстанские банки сократят свое присутствие за рубежом, и в то же время продолжат организационную работу, включая открытие представительств. Тем самым, они подготовят почву для экспансии в более благоприятное время. Стоит отметить, что, наряду со странами СНГ, Западный Китай также останется одним из приоритетных направлений.
• Государственная поддержка банковских систем стран СНГ в 2008 году находится на беспрецедентно высоком уровне, в особенности в России и Казахстане. Правительства государств осознают важнейшую роль банков как кровеносной системы национальных экономик. Оказывается существенная поддержка при помощи увеличения ликвидности, реструктуризации проблемных активов и прямых интервенций. Очевидно, что во время экономического спада банкам вряд ли позволят направить средства господдержки в другие страны посредством заграничной экспансии.
• Подчеркнем намечающуюся тенденцию расширения деятельности за пределы границ постсоветского пространства. По мере расширения внешней торговли возникает необходимость в открытии дочерних банков в Китае, Монголии, Индии и других евразийских странах. Вполне вероятно, что мы станем свидетелями развития этой зарождающейся тенденции даже в тяжелые времена, поскольку речь идет, прежде всего, об организационной работе, не требующей существенного вложения капитала. Подтверждением тому являются контролируемый «Систе-
мой» МБРР, планирующий вход на индийский рынок (где АФК «Система» создает большую мобильную сеть), и казахстанский «Народный банк», открывающий дочерние банки в Западном Китае и Монголии для обслуживания своих клиентов.
• Среди рынков СНГ, кроме России и Казахстана, еще три крупных страны предлагают различные возможности и таят определенные угрозы. Во-первых, кризис дает основным игрокам возможность приобрести долю в украинском банковском секторе по стрессовой цене. Безусловно, несмотря на потенциальную долгосрочную привлекательность второго по величине рынка финансовых услуг в СНГ, такое вложение капитала в 2009 году доступно лишь тем игрокам, которые в ближайшей перспективе могут позволить себе убытки. Один из первых подобных примеров стал «Внешэкономбанк», приступивший к финансовому оздоровлению украинского «Проминвестбанка». Во-вторых, в среднесрочной перспективе ожидается частичное открытие узбекского рынка (не обязательно в 2009 году). Российские и казахстанские банки пристально наблюдают за этой возможностью. У них есть неплохие шансы добиться успеха в неблагоприятных условиях контролируемой государством экономики. В-третьих, вероятно, российские финансовые институты нарастят вес и в белорусском банковском секторе, тем самым, укрепив экономические и политические связи между двумя странами.
• Банки СНГ не работают в международном вакууме. Кризис уменьшил, но отнюдь не ликвидировал привлекательность рынка СНГ для крупных международных игроков, как с Запада, так и с Востока. Покупая банки в различных странах, международные участники рынка могут найти свое место среди основных поставщиков межгосударственных финансовых услуг в СНГ.
История трансграничных инвестиций в банковском секторе стран СНГ только начинается. Банки вынуждены приостановить экспансию на зарубежные рынки и, во многих случаях, уменьшить размер заграничных активов. В то же время они не прекращают свою, не требующую больших капиталовложений, трансграничную деятельность. Процесс открытия дочерних банков и представительств за рубежом продолжается, пока банки ждут лучших времен для существенного увеличения активов и капитала. Взаимные инвестиции в банковском секторе СНГ резко возрастут, как только доступ к международным финансовым рынкам восстановится.