Научная статья на тему '\ услуга Сбербанка \ целина'

\ услуга Сбербанка \ целина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ услуга Сбербанка \ целина»

си ВАШ БАНК

УСЛУГА СБЕРБАНКА Г ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №01 (69) 2008

О стратегии «дочки» Сбербанка в Казахстане рассказывает Председатель Правления ДБ АО Сбербанк Олег Смирнов.

М м Целина

— Почему Сбербанк начал свой выход на внешние рынки с Казахстана?

— Один из факторов, обусловивших такое решение, — значительные объемы товарооборота между Казахстаном и Россией на фоне высоких темпов экономического роста в республике — около 9,5% в 2007 году. Товарооборот между двумя странами в 2006 году составил $13 млрд., увеличившись на 30% по сравнению с 2005 годом, а по предварительным итогам 2007 года ожидается увеличение объемов товарооборота на 23%, что составит $16 млрд. Такой показатель и тренд обусловлены долгосрочными, исторически сложившимися экономическими связями между хозяйствующими субъектами на территориях двух стран. Другой фактор—зна-

чительные потоки инвестиций — как из России в Казахстан, так и в обратном направлении.

Судя по данным платежного баланса (информация опубликована в журнале «Эксклюзив»), Россия в 1994—2006 годах направила в страны СНГ всего около $6 млрд., или менее одной десятой исходящих прямых инвестиций за рубеж. Несколько более развернуты на постсоветское пространство инвестиции из Казахстана, но они невелики по объему. На начало 2007 года Казахстан накопил в странах СНГ $599 млн. прямых инвестиций, что составляет 27% от всех прямых иностранных инвестиции республики за рубеж. Из этих почти $600 млн. 43% приходится на долю России, 25% — Кыргызстана, 15% — Узбекистана и 11% — Грузии.

со <

Безусловно, крупнейший банк в России, Центральной и Восточной Европе не может быть в стороне от этих потоков — ведь значительное число его корпоративных клиентов имеет контрагентов в Казахстане. И надежное плечо — проверенный высокопрофессиональный партнер с огромным опытом, большой продуктовой линией — таким клиентам на территории бывшей братской республики необходим.

— Какие факторы влияют на банковский рынок Казахстана? Какие средства составляют основную часть ресурсной базы банков в Казахстане, в частности ДБ АО Сбербанк? Как сказывается кризис ликвидности на банковской системе республики?

— Сегодня банковская система Казахстана насчитывает 35 коммерческих банков. Из них пять крупнейших банков формируют 78% совокупных активов банковской системы Казахстана. Это Казкоммерцбанк, Тураналем, Народный банк «Халык» (наши коллеги — бывший Сбербанк), Альянс-банк, АТФ-банк.

Олег Смирнов: «Наша цель -стать

универсальным банком»

Для выстраивания политики по привлечению ресурсов все банки должны следовать золотому правилу—сроки и суммы привлечения ресурсов должны соответствовать срокам и суммам их размещения. Сегодня большую долю в структуре пассивов значительной части коммерческих кредитных организаций в Казахстане составляют внутренние сбережения — средства частных вкладчиков и корпоративных клиентов. Но в условиях высоких темпов экономического роста, существенно опережающих темпы увеличения пассивной базы в коммерческих банках, значительного количества реализуемых инвестиционных проектов и расширения розничного кредитования банки были вынуждены выходить на западные рынки.

Безусловно, ситуация на мировых рынках— с учетом интеграции Казахстана в мировую экономику — не может не затрагивать казахстанские банки. По оценкам аналитиков, доля западных ресурсов в пассивах ряда казахских банков достигает 40%.

Значительный объем выплат пришелся на III квартал 2007 года. Вторая волна ожидается в первом полугодии 2008 года. В условиях удорожания заимствований на внешних рынках встает вопрос: в каких объемах и по какой стоимости банки смогут привлекать ресурсы на западных рынках?

ДБ АО Сбербанк формирует свои пассивы на базе собственных и привлеченных ресурсов. Структура пассивов банка выглядит следующим образом: привлеченные средства юридических и физических лиц — 32,4%, субординированный долг — 9,4%, собственный капитал — 49%, прочие обязательства — 9,2% Из приведенных цифр видно, что одна половина наших источников — средства частных клиентов, другая — собственный капитал. Лишь 9,2% пассивов приходится на субординированые облигации, размещенные в 2003—2006 годах.

Основные положения стратегии развития ДБ АО Сбербанк

Основные задачи ДБ АО Сбербанк:

— стать универсальным банком на базе эффективного розничного бизнеса и ускоренного развития операций с юридическими лицами;

— стать универсальным банком, опираясь на эффективную розничную составляющую бизнеса и ускоренное развитие операций с юридическими лицами;

— обеспечить создание и ускоренное развитие блока по работе с корпоративными клиентами;

— развивать операции на розничном рынке, используя конкурентные преимущества и сильные стороны дочернего банка (в частности, его высокоразвитую техническую и технологическую базу);

— наращивать объемы межбанковских расчетов и денежных переводов с Россией, в частности, опираясь на потенциал клиентской базы Сбербанка России. Стратегия предусматривает вхождение банка в десятку лидеров банковской системы Республики Казахстан. Этот пункт стратегии уже реализован — в октябре 2007 года за счет средств акционера уставный капитал банк увеличен более чем в десять раз и сегодня составляет 29 млрд. тенге, или более $240 миллионов.

По итогам 2009 года банк планирует занять в совокупных активах банковской системы не менее 1%, и обеспечить рентабельность капитала не ниже 20% годовых.

В средне- и долгосрочной перспективе мы не намерены менять структуру пассивов и планируем увеличить объемы привлечения средств как юридических лиц, так и населения — самого надежного источника для активных операций. Таким образом, одна из первоочередных наших задач — конкурентоспособная продуктовая линейка по вкладам населения. Сегодня банк имеет пять видов депозитов физлиц — в тенге, долларах и евро. В наших планах — соответствие условий по вкладам уровню продуктового ряда Сбербанка России. Продукт должен быть максимально удобен, прозрачен и комфортен. Работа по привлечению средств корпоративных клиентов также будет продолжена.

— Насколько агрессивно выходят иностранные участники на банковский рынок Казахстана? Какую нишу они пытаются занять?

— Интерес со стороны нерезидентов к финансовому сектору Казахстана высокий. Так, летом 2007 года UniCredit Group приобрела АТФ-банк, пятый банк в Казахстане по активам. Сумма сделки составила более $2 млрд. Большой интерес к финансовому сектору Казахстана проявляет Raiffeisen Group, а также два российских банка — МБРР и ВТБ.

UniCredit Group, купивший АТФ-банк, заявляет о планах позиционироваться на розничном рынке, а также развивать операции кредитования малого и среднего бизнеса. Raiffeisen Group проявляет внимание к развитию корпоративного бизнеса. Другие нерезиденты — банки большим опытом — АБН Амро, Ситибанк, HSBC — акцентируют свое внимание на обслуживании нерезидентов, и на расчетно-кассовом обслуживании.

— Какова доля нерезидентов на банковском рынке Казахстана? За счет чего вы намерены конкурировать с банками Казахстана и нерезидентами?

— За счет внедрения в Казахстане уникального опыта работы Сбербанка с клиентами, разработки собственных технологий, создание профессиональной команды и продолжению развития продуктового ряда. Сбербанк будет обслуживать и частных, и корпоративных клиентов, испытывающих потребность в его услугах на территории Казахстана.

В Казахстане Сбербанк был создан на основе Тексакабанка — участника розничного рынка, развивавшего операции розничного кредитования и проведение различных платежей без открытия счетов физическим лицам. Не останавливаясь на достигнутом, мы намерены внести свою лепту в развитие реального сектора национальной экономики за счет решения одной из основных наших задач — расширения кредитного портфеля корпоративных клиентов. Соответственно, на следующей ступени развития банка мы предоставим бизнесу продуктовую линейку Сбербанка России, адаптированную под казахстанское законодательство и экономические реалии республики. Это операции краткосрочного и инвестиционного кредитования, проектного финансирования, финансирования строительных проектов, торгового финансирования, развитие несырьевого сектора казахстанской экономики. Банк намерен развивать собственную программу кредитования среднего и малого бизнеса. В его планах — реализация крупных зарплатных проектов.

До сих пор банк проводил операции по корпоративным продажам в небольших объемах. В настоящее время корпоративный блок находится в стадии формирования. Утверждена и действует новая структура — департамент корпоративных клиентов. Сформирована команда для корпоративного кредитования. Создаются службы персональных менеджеров.

По нашим оценкам, поэтапная реализация стратегии позволит нам быть в числе банков, удовлетворяющих потребности самых разных клиентов — от крупных до мелких. Наша цель — стать универсальным банком на базе эффективного розничного бизнеса и ускоренного развития операций с юридическими лицами.

— В период недостатка ликвидности оказался ли ваш банк как «дочка» Сбербанка в более выгодном положении по сравнению с другими участниками рынка?

— Нет. В условиях недостаточной ликвидности банков кредитные организации активизировали свою работу на рынке по привлечению средств всех категорий клиентов — и физических лиц, и нерезидентов, повысили ставки по привлечению средств. Ставки по депозитам для населения сроком на полтора года доходят до 15% годовых. Нельзя утверждать, что все население понесет средства в Сбербанк в Казахстане. При этом, безусловно, брэнд «Сбербанк России» очень привлекает клиентов, особенно на приграничных территориях. Многие наши клиенты имеют контрагентов в России и испытывают потребность в рублевых кредитах. В целях удовлетворения таких потребностей мы рассматриваем возможность внедрения депозитов в российских рублях. Этот продукт мы предложим рынку на конкурентных условиях.

— В чем заключается адаптация проектов Сбербанка к законодательству Казахстана?

— Сбербанк России имеет сегодня более десяти кредитных программ для юридических лиц, более 15 — для физлиц. Но мы можем предложить на территории Казахстана эти продукты Сбербанка России при условии адаптации продукта к правовым нормам и требованиям казахстанского рынка. Ведь не секрет — рынки разных стран имеют свою специфику. Так, сегодня утверждаются регламенты на три основные розничные программы кредитования (на неотложные нужды, ипотечный и автокредит). Эти кредиты, базирующиеся на продуктах нашей материнской компании, также адаптируются к условиям национального рынка.

— В чем принципиальные различия в правовых нормах двух стран?

Какие сложности возникают при адаптации продуктов?

— Каких-либо глобальных сложностей нет. Есть тонкости — в принципах начисления процентов на первоначальную сумму кредита, в предоставлении права выбора клиентам способов погашения заемных средств — аннуитет или дифференцированное погашение, по определению максимальной суммы кредита и т.п. Кроме того, в Казахстане юридические нормы по защите прав кредитора значительно жестче, чем в России. Обозначены сроки, в которые будет реализовано залоговое имущество в случае невозврата кредита. Эти нормы в Казахстане соблюдаются неукоснительно. Поэтому кредитная дисциплина в части возврата кредитов достаточно высокая. И таких тонкостей много. Они в большей степени касаются технических сторон законодательства.

— Требует ли оптимизации филиальная сеть ДБ АО Сбербанк? Стоит ли вопрос об эффективности какой-либо ее части?

— Безусловно. Программа оптимизации филиальной сети утверждена Правлением банка, и в ближайшее время ее будет утверждать Совет директоров. Предусматривается расширение нашей филиальной сети — открытие двух филиалов в городах Костанай и Усть-Каменогорск уже запланировано на 2008 год. Планы по расширению сети обусловлены экономической стратегией развития Казахстана. Банк намерен развивать свою сеть в наиболее экономически активных зонах. Нерентабельные и не имеющие потенциала роста подразделения будут закрыты или сольются с другими.

— Почему внедрение своих услуг Сбербанк начал с блиц-переводов?

— Объем денежных переводов между Россией в Казахстаном огромен. Востребованность в этой услуге со стороны населения банк ощутил даже по тому факту, что пользоваться услугой переводов между Россией и Казахстаном клиенты начали сразу, как только она была внедрена, хотя рекламная кампания началась через две недели после ее запуска. По итогам двух месяцев было проведено более 2 тыс. транзакций в российских рублях, долларах и евро, на сумму более чем 184 млн. тенге в эквиваленте. Каждый месяц объем транзакций увеличивается в два раза. Уверен, что показатель в перспективе будет расти. В банке действу-

ет несколько систем денежных переводов, и наш опыт в проведении этих операций значителен. Потенциал рынка и уникальная филиальная сеть Сбербанка России, обеспечивающая доступность этой услуги на территории России (ни один коммерческий банк не имеет сегодня более 20 тыс. подразделений, 6 тыс. из которых принимают блиц-переводы), позволили внедрить блиц-переводы и в Казахстане. Эти же факторы обусловили наши последующие планы — до середины 2008 года удвоить количество точек, предоставляющих эту услугу (с 20 до 42) и в дальнейшем ежегодно увеличивать этот показатель.

Другим конкурентным преимуществом нашего продукта является невысокая стоимость услуги — 1% при отправке и 1% при получении. Операции осуществляются в трех валютах — рублях, евро, долларах.

— Насколько высока конкуренция на этом сегменте?

— Конкуренция здесь достаточно серьезная. Нельзя не учитывать, что практически все банки осуществляют эти переводы. Однако я не стал бы говорить об агрессивном поведении банков в этом сегменте. Ведь денежные переводы не относятся к тем продуктам, которые приносят кредитным организациям основную часть доходов. Все крупнейшие банки с многофилиальной сетью конкурируют на этом рынке.

— Какие специальные продукты в сегменте трансграничных операций предложит своим клиентам ДБ АО Сбербанк?

— Мы готовы предложить рынку продукт совместного кредитования для реализации казахстано-российских проектов. Инвестиционные проекты, реализуемые на территории Казахстана и России, структурируются так: мы кредитуем казахстанскую часть проекта, а подразделение Сбербанка на территории России кредитует российскую часть. Таким образом, мы распределяем проектные риски и мониторим проект с двух сторон. Сделка структурируется на единых условиях. Дочерний банк является составляющей Сбербанка России. Таким образом, сегодня у нас есть возможность рассматривать очень крупные инвестиционные проекты. На данный момент ведутся переговоры по привлечению средств ДБ АО Сбербанк и Сбербанка России в прорывные проекты, включенные в правительственную программу «30 корпоративных лидеров».

Сегодня филиальная сеть ДБ АО Сбербанк представляет собой Центральный офис в Алматы и восемь его филиалов в таких городах, как Астана, Актау, Акто-бе, Атырау, Караганда, Павлодар, Талдыкорган и Уральск, а также 92 структурных подразделения в различных населенных пунктах.

— Действуют ли в ДБ АО Сбербанк такие ограничения, как лимит на одного заемщика?

— Да. В соответствии с пруденциальными нормативами, распространяющимися на все казахстанские банки, максимальный размер риска на одного заемщика определен в размере 25% от собственного капитала банка. На сегодняшний момент в результате увеличения уставного капитала ДБ АО Сбербанк этот лимит для клиентов нашего банка может составить более 9 млрд. тенге, или более $70 миллионов.

— Как вы подбираете персонал?

— В своей команде мы хотим видеть профессионалов. Подбор проходит в несколько этапов: интервью, прохождение испытательного срока. В первую очередь мы оцениваем уровень профессиональной подготовки кандидата на должность, его умение неординарно мыслить, отстаивать свою точку зрения, готовность работать с полной самоотдачей и воодушевлением. Оценивается также умение работать в команде.

Кроме того, банк выстраивает систему формирования резерва кадров. Мы уже договариваемся с ведущими экономическими вузами республики о совместной работе по подготовке сотрудников для нашего банка.

— Главная стратегическая цель Сбербанка до 2012 года—обеспечение роста инвестиционной привлекательности банка и сохранение его лидерства на рынке за счет модернизации технологических процессов. В частности, запланирована технологическая модернизация систем управления и организационной модели банка, начата работа по созданию и внедрению он-лайновых технологий. Решается ли такая задача в ДБ АО Сбербанк?

— Стратегия для всех подразделений Сбербанка, в том числе и для его дочек, единая. Банк позиционирует себя в качестве высокотехнологичной кредитной организации. В банке функционирует и постоянно совершенствуется собственная автоматизированная банковская система. В ноябре 2007 года наш банк внедрил систему управленческой отчетности канадской компании Содпоа которая позволит наиболее эффективно принимать управленческие решения. Банк ведет централизованный бухгалтерский учет и формирует ежедневные балансы.

Подготовка к крупным проектам в Казахстане

Дочерний банк Сбербанка России в Казахстане увеличил уставный капитал на 27 млрд. тенге ($1 = 120,8 тенге), до 29 млрд. тенге. «Советом директоров было принято решение об увеличении уставного капитала банка, оно одобрено на внеочередном собрании акционеров, и в конце октября зарегистрировано увеличение капитала на 27 млрд. тенге, или на $220 млн.», — заявил на пресс-конференции 4 декабря председатель Правления банка Олег Смирнов. Банк разместил 8 млн. акций по цене 3375 тенге за одну бумагу среди акционеров. «Правом преимущественной покупки акций воспользовались все акционеры», — указывается в распространенном на пресс-конференции сообщении банка. «В настоящее время уставный капитал дочернего банка Сбербанка оплачен полностью, завершены все юридические процедуры оформления сделки. Таким образом, уставный капитал банка увеличился с 2 млрд. тенге до 29 млрд. тенге», — отмечается в сообщении. «Увеличение капитала позволило улучшить качество выполнения нормативов и увеличить нормативы кредитования на одного заемщика, — утверждал на пресс-конференции Олег Смирнов. — Увеличение показателей позволит реализовывать с нашими партнерами крупные инвестиционные проекты. В настоящее время банком уже реализовано несколько крупных проектов в области энергетики, строительном секторе, рассматриваются крупные проекты в области металлургии...Сегодня одна из основных задач — это выстраивание корпоративных систем продаж на территории республики Казахстан, интерес к нашему банку большой».

Уровень технологических процессов достаточно высокий. Можно сказать, передовой. Сегодня ДБ АО Сбербанк стал пионером на банковском рынке Казахстана по предоставлению услуг по защите информации с помощью биометрии. Работа биометрической системы нашего банка основана на сканировании отпечатка пальца пользователя и преобразовании в цифровой шаблон, идентифицирующий отпечаток. Таким образом, используя эту систему, клиент банка может быть уверен в невозможности несанкционированных действий по его счетам.

— Предоставляет ли какое-либо подразделение Сбербанка эту услугу?

— Насколько я знаю, пока нет.

— Внедряет ли ДБ АО Сбербанк банкоматы с функцией приема платежей по кредитам?

— Пока эти функции не реализованы. В планах на 2008 год — повысить функционал банковской карты, эмитированной нашим банком. Мы уже планируем приобретать банкоматы с функцией Cash-in для пополнения карточки. Кроме того, для клиентов банка существует возможность пополнять свои счета за услуги операторов сотовой связи и кабельного телевидения. Мы намерены продолжить расширение

спектра услуг, оказываемых посредством банкоматов по приему безналичных платежей. А в настоящее время процессинго-вый центр АО «Казкоммерцбанк» предоставляет возможность клиентам ДБ АО Сбербанк пользоваться такими услугами посредством наших банкоматов.

— Какие карты эмитирует ДБ АО Сбербанк?

— Сегодня ДБ АО Сбербанк является ассоциированным членом международной платежной системы Visa. В 2008 году планируем стать принципиальными членом этой системы и начать работу по вступлению в систему MasterCard.

— Что включает в себя программа ребрэндинга банка?

— Адаптацию имеющихся информационных носителей под стиль Сбербанка России, при отсутствии возможности адаптации — полную замену таких носителей, как вывески, рекламные материалы, носители наружной рекламы. Программа уже запущена, реализуется она поэтапно.

Финансовые показатели на 01.12.2007

Основные финансовые показатели ДБ АО «Сбербанк» по состоянию на 01.12.2007

№ Показатель Значение, млрд. тенге

1 Капитал 32,46

2 Активы 59,20

3 Ссудный портфель 15,70

4 Обязательства перед клиентами 18,52

№ Наименование показателя Сумма в тыс. тенге Сумма в тыс.$, 18=120,87 ^^Показателидоходности на 01.12.2007

1 Чистая прибыль 1 320 583 10 925,65 № Ппказатрпк Значение, и- поклзгт^ь Млрд.тенге 1 Доходность активов ТОМ) 3,18

2 остаток срочной ссудной задолженности юридических лиц 7 883 078 65 219,48

3 остаток срочной ссудной задолженности физических лиц 7 812 389 64 634,64 2 Доходность капитала 19,77

4 остаток привлеченных средств юридических и физических лиц 18 388 841 152 137,35 3 Текущая прибыль 1 320,58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.