Научная статья на тему 'Условная земельная доля: что с ней делать?'

Условная земельная доля: что с ней делать? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
513
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условная земельная доля: что с ней делать?»

4 ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ПРАВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В.И. Романов*

УСЛОВНАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ ДОЛЯ:

ЧТО С НЕЙ ДЕЛАТЬ?

Условные земельные доли на землях бывших колхозов, совхозов, сельхозкооперативов как экономико-правовая категория, появившаяся в результате земельной реформы в России, породила множество сложных проблем, которые до настоящего времени не могут найти своего окончательного разрешения.

Первая проблема: это то что миллионы гектаров земли в стране по существу стали бесхозными, заросли и зарастают бурьяном, кустарниками и мелколесьем. Собственники земельных долей вот уже шестой год, после введения в действие ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», отказываются натурализовать свои земельные доли. На местности они не обозначены, никакие увещевания не дают результатов, не берут свои доли в натуре и всё! А ведь реформаторы полагали, что стоит только объявить о праве крестьян на земельный участок в счет причитающейся каждой семье доли в составе сельхозземель своего хозяйства, так сразу посыпятся заявления о выделе им земли в натуре. Но заявления не посыпались, люди не хотят получать землю. Почему?

Ответ прост: в колхозных (крестьянских) семьях не осталось рабочих рук для работы на земле, техники нет никакой, купить не под силу им не только трактор, а даже «огородный мотоблок», который мог бы таскать плуг или культиватор. А земельная доля больше огорода, составляет на семью 3-5 га, лопатой не перекопаешь. Зачем сельской семье такой надел? Крестьянам в ходе реформы говорили, что свой надел можете сдать в аренду. Кому, кто возьмет? Сдать в аренду своему хозяйству? А оно безденежное, дышит на ладан. Вот и лежат земельные доли заброшенные (по стране - миллионы га).

Вторая проблема, возникшая в связи с этим: налоги!

Власти на местах задумались: земля не обрабатывается, да и земельный налог в казну не поступает.

Возник вопрос: а кто должен платить налог? «Дольщики» платить не хотят, свидетельства на землю (условную) не оформляют. Какой выход? В Республике Марий Эл власти решили не канителиться с непослушными «дольщи- 200

Д-р юрид. наук, профессор частного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета, Заслуженный юрист РСФСР.

200

2009

4. Вопросы частного права России и зарубежных стран

ками», земельным налогом их обложили. Сделали это так. Предварительно опубликовали в республиканской газете «Марийская правда» по каждому хозяйству списки лиц, не востребовавших земельные доли. Так, в двенадцати сельхозпредприятиях Новоторьяльского района РМЭ таких условных дольщиков набралось 3461 человек («Марийская правда» от 30.10.2008 г.). После этого налоговые органы посчитали размер земельного налога и каждому «налогоплательщику» вручили налоговые уведомления. Но те опять не платят, считают себя не обязанными этого делать, ведь они ни юридически и ни фактически не владеют земельными участками. Что дальше? А дальше ничего не остается, как налоговому органу обратиться с исками в суд. Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ неуплаченный в установленный срок налог взыскивается по решению суда и не иначе. В районе таких исков в суд поступило всего девять. Рассмотрены они мировым судьей, иски удовлетворены. Видимо, эти иски были пробные, для проверки своей позиции: а пройдут ли иски в суде? А ведь прошли, хотя есть большие сомнения в законности принятых судом решений.

Давайте обратимся к закону. Является ли условная земельная доля объектом налогообложения? На наш взгляд, не является. Согласно Налоговому кодексу земельный налог относится к местным налогам (Раздел X Налогового кодекса РФ). Как сказано в ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Далее, в этой же статье названы земельные участки, которые не являются объектами налогообложения. Это - участки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте (п.п. 1-4 п. 2). При этом закон требует, чтобы земельный участок, составляющий налоговую базу, должен пройти кадастровый учёт и оценку (ст. 390 НК РФ).

В нашем случае ничего этого нет, условная земельная доля, не определенная на местности, не может иметь ни стоимости и ни номера кадастрового учёта. Значит, обложение земельным налогом названных сельчан является незаконным!

Но налоговые органы думают иначе: раз в Новоторьяльском районе девять дел в суде прошли, значит они на правильном пути. Тем более, что прокуроры и Верховный суд молчат. А зря! Абстрактная, условная земельная доля не подлежит налогообложению, пока она не обрела реальные формы в натуре. В республике появились подобные списки (непослушных земельных дольщиков) и по другим районам: Моркинскому и Килемарскому (см.: МП от 08.07 и 14.08.2009 г.).

Практика явно не согласуется с законом (ст. 389, 390, 391 Налогового кодекса РФ). Собственность как правоотношение не может быть абстрактной (условной), а только реальной с тремя правомочиями собственника: владения, пользования и распоряжения (ст. 209 Гражданского кодекса РФ). А в случае с земельными долями ничего этого нет. Да и лиц с правом на условную земельную долю с позиции права по-существу нельзя признавать собственниками, пока они не получили в счёт свои доли - реальный земельный участок. 201

201

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

Какой же выход из создавшегося в стране положения с использованием сельскохозяйственных земель? На мой взгляд, есть два варианта.

Первый - возродить в стране колхозы (коллективные хозяйства), основанные в членстве на добровольных началах для обработки земли и сельскохозяйственного производства. При этом, с учётом бедственного экономического состояния бывших колхозов (все они на грани банкротства) сельхозземли закрепить в бесплатное и бессрочное пользование (земля остается в собственности государства). При этом упразднить деление колхозной земли на земельные доли (жизнь показала порочность такого земельного реформирования).

Для того, чтобы колхозы могли «встать на ноги», им нужна будет финансовая поддержка со стороны государства: дотация для введения в сельхозоборот пустующих и запущенных сельхозугодий, а также предоставление долгосрочных кредитов на льготных условиях для приобретения техники и ГСМ.

Далее. В стране в последние годы в широком плане шло «добивание» колхозов (совхозов) посредством признания банкротами решениями арбитражных судов.

На период возрождения колхозов необходимо правительственным решениям объявить мораторий (лет на 3-5) на судебное рассмотрение дел о банкротстве сохранившихся колхозов (сельхозпредприятий).

Возрождение колхозов (сельхозкооперативов) позволит решить в стране три проблемы: во-первых, запущенные земли будут возвращены в сельхозоборот; во-вторых, трудоспособное население на селе будет занято трудом и не будет искать работу на стороне, прекратится дальнейшее разрушение села; в-третьих, в казну будут поступать налоговые платежи за землепользование.

Но, пойдет ли на эти меры (создание колхозов) правительство? Если нет, то в стране будет продолжаться дальнейший развал села и сельского хозяйства. Тогда страна будет в продовольственной зависимости от Запада.

Есть второй вариант.

Принять в государстве специальный закон (ФЗ) о пустующих, заброшенных землях (условно назовем: «О землях сельскохозяйственного назначения, не используемых по назначению и пустующих»), в котором предусмотреть, что земли бывших колхозов и других сельхозпредприятий, не востребованные собственниками земельных долей, юридически не оформленные и в связи с этим пустующие, передаются безвозмездно в собственность и распоряжение муниципальным образованиям по территориальности с правом последующей продажи с торгов гражданам и юридическим лицам для владения и пользования в сельскохозяйственных целях, а по решению правительства субъекта Федерации в отдельных случаях - для иных целей (строительства жилья, производства, строительства зданий и сооружений культурно-бытового назначения и др.).

В таком случае в стране будут решены две задачи: не будет пустующих сельхозземель и налогоплательщик будет платить за юридически оформленную землю (на любом правовом титуле).

Однако, второй вариант, на мой взгляд, менее приемлем, чем первый, он может привести к резкому сокращению площадей сельхозугодий в стране, 202

202

2009

4. Вопросы частного права России и зарубежных стран

что вызовет еще большую зависимость России в завозе продовольствия из-за

рубежа.

Много ли в России заброшенных земель? Преступно много! В открытом письме премьер-министру В.В. Путину («Советская Россия» от 30.05.2008 г.) его автор Г.А. Романов, кандидат сельскохозяйственных наук, руководитель НПК по разработке и освоению инновационных программ пишет, что за период с 1991 г. в стране выведено из оборота 33 млн га пашни! Сюда, очевидно, не входят те площади, которые числились в «долях» за условными «собственниками». Ведь они тоже по существу были заброшены.

Где еще, в какой стране так преступно относятся к кормилице - матушке -земле? Как и чем собираются прокормить народ наши правители. Неужели только за счет импорта из-за рубежа?

Т.И. Лысен*о*

НОВЫЙ СУБЪЕКТ СТРАХОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ

Все субъекты гражданских правоотношений в большей или меньшей степени несут риск причинения вреда другим субъектам гражданских правоотношений, вследствие чего первые могут стать субъектами гражданской ответственности. Одним из способов уменьшения возможности убытков, связанных с обязанностью возмещения вреда, а также предоставления дополнительных гарантий его возмещения является страхование.

В России страхование ответственности развивалось медленнее по сравнению с Европой. Первые страховые организации появились в России лишь в конце XVIII - начале XIX вв., при этом они занимались лишь отдельными видами страхования имущества. Затем в первой половине XIX в. возникли страховые компании, осуществлявшие личное страхование, параллельно развивался и институт перестрахования. Наряду с этим, стали действовать виды государственного страхования. К началу первой мировой войны в России действовали почти все виды страхования, существовавшие на тот период в Европе (страхование от огня и других имущественных рисков, транспортное страхование, страхование от несчастных случаев, страхование жизни, пенсионное, медицинское страхование). Но несмотря на все вышесказанное, к XX в. в России такой вид страхования, как страхование гражданской ответственности, не выделялся, в то время как в некоторых европейских странах он уже действовал.

Ранее гарантом реализации гражданской ответственности во многих случаях выступало государство, которое финансировало реализацию мер ответст- 203

Канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин и гражданского права Казанского филиала Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России.

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.