Научная статья на тему 'Условия жизни и воспитания как критерий при назначении наказания несовершеннолетним лицам, совершившим преступления'

Условия жизни и воспитания как критерий при назначении наказания несовершеннолетним лицам, совершившим преступления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетний / наказание / микросреда / воспитание / условия жизни / влияние взрослых / minor / punishment / microenvironment / upbringing / living conditions / adult influence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ирина Геннадьевна Елесина

Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего – это, прежде всего, окружающий мир, в котором проходило становление его качеств, наличие в ближайшем окружении несовершеннолетнего благоприятных условий для нравственного формирования личности, включая материально-бытовые условия, выполнение родителями обязанностей по воспитанию. Учет данных обстоятельств позволяет назначить справедливое наказание несовершеннолетнему правонарушителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ирина Геннадьевна Елесина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Living conditions and upbringing as a criterion for sentencing minors who have committed crimes

The conditions of life and upbringing of a minor are, first of all, the surrounding world in which his qualities were formed, the presence in the immediate environment of a minor of favorable conditions for the moral formation of a personality, including material and living conditions, the fulfillment of parenting duties by parents. Taking into account these circumstances allows you to assign a fair punishment to a minor offender.

Текст научной работы на тему «Условия жизни и воспитания как критерий при назначении наказания несовершеннолетним лицам, совершившим преступления»

№ 1 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Научная статья УДК 159.9; ББК 88.573

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-16-18 NIION: 2018-0077-1/23-270 MOSURED: 77/27-024-2023-01-469

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.9. Юридическая психология

Условия жизни и воспитания как критерий при назначении наказания несовершеннолетним лицам, совершившим преступления

Ирина Геннадьевна Елесина

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, irena-spb74@list.ru

Аннотация. Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего - это, прежде всего, окружающий мир, в котором проходило становление его качеств, наличие в ближайшем окружении несовершеннолетнего благоприятных условий для нравственного формирования личности, включая материально-бытовые условия, выполнение родителями обязанностей по воспитанию. Учет данных обстоятельств позволяет назначить справедливое наказание несовершеннолетнему правонарушителю.

Ключевые слова: несовершеннолетний, наказание, микросреда, воспитание, условия жизни, влияние взрослых Для цитирования: Елесина И. Г. Условия жизни и воспитания как критерий при назначении наказания несовершеннолетним лицам, совершившим преступления // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 16-18. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-16-18.

Original article

Living conditions and upbringing as a criterion

f j • Ж. • СГ? lO ■

for sentencing minors who have committed crimes

Irina G. Yelesina

Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia, irena-spb74@list.ru

Abstract. The conditions of life and upbringing of a minor are, first of all, the surrounding world in which his qualities were formed, the presence in the immediate environment of a minor of favorable conditions for the moral formation of a personality, including material and living conditions, the fulfillment of parenting duties by parents. Taking into account these circumstances allows you to assign a fair punishment to a minor offender.

Keywords: minor, punishment, microenvironment, upbringing, living conditions, adult influence For citation: Elesina I. G. Living conditions and upbringing as a criterion for sentencing minors who have committed crimes // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):16-18. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-16-18.

Особенностью назначения наказания является учет данных о личности несовершеннолетнего правонарушителя. Личность виновного - сложное биопсихосоциальное образование. Выявление и учет всех личностных характеристик по объективным причинам невозможны. Однако есть обстоятельства, которые должны быть учтены непременно.

В процессе назначения наказания несовершеннолетним большое значение имеют данные об условиях их жизни и воспитания, в первую очередь, данные о внутрисемейной обстановке и ближайшем социальном окружении. Необходимо отметить,

что микросоциальное окружение несовершеннолетних, совершивших преступление, не отличается высоким уровнем нравственности и позитивной социальной активности, несет в себе криминогенное содержание. «Такая среда (микросреда), - пишет академик В. Н. Кудрявцев, - не только пассивно окружает указанную личность, но и активно формирует еt по своему образу и подобию».

Однако детерминирующая роль условий жизни и воспитания в генезисе преступного поведения несовершеннолетнего не снимает с самого несовершеннолетнего бремени ответственности

© Елесина И. Г., 2023

16

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

№ 1 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

за преступление. В этой связи важно заметить, что условия жизни и воспитания несовершеннолетнего при назначении ему наказания должны учитываться не сами по себе и не изолированно от других критериев. Они должны быть оценены судом, во-первых, с точки зрения их значения в механизме индивидуального преступного поведения подростка (влияния на формирование мотивов, создание условий совершения преступления и т. д.); а во-вторых, с позиций возможностей среды влиять на нравственное исправление несовершеннолетнего во время отбытия наказания.

Влияние среды не исключает свободу воли несовершеннолетнего, однако в силу возрастных психофизиологических особенностей его возможности противостоять ей значительно ниже, чем у взрослых. Кроме того, согласно некоторым психологическим теориям социальная среда приравнивается к факторам, влияющим (наряду с созреванием и индивидуальным опытом) на развитие интеллекта ребенка. Суть этого влияния заключается в том, что стадии развития интеллекта могут ускоряться или замедляться в зависимости от культурного и образовательного окружения ребенка. А отсюда, как мы видим, прямой путь на выяснение вопросов о соответствии несовершеннолетнего его паспортному возрасту, об уровне его психической зрелости, об адекватности волеизъявления, о степени осознания качества своих поступков и т. д.

Влияние условий жизни и воспитания не заканчивается в момент совершения преступления. Оно может продолжаться во время отбывания наказания (если оно не связано с изоляцией от общества) и всегда имеет место после отбытия наказания. Эти обстоятельства должны иметь значение в первую очередь при решении вопроса о необходимости изоляции несовершеннолетнего преступника от общества и при определении ее продолжительности, поскольку в некоторых случаях разрыв социально негативных связей (тем более на длительный срок) может благотворно отразиться на несовершеннолетнем. Вместе с тем его изоляция в воспитательной колонии или в специальном воспитательном учреждении закрытого типа грозит установлением новых контактов с группой правонарушителей, хотя и осуществляемых «под присмотром» администрации этих учреждений. А потому в суде очень важно выяснить, с учетом данных о личности несовершеннолетнего, возможности его исправления в той или иной среде и способности тех или иных условий жизни и воспитания положительно, эффективно влиять на это исправление.

Влияние взрослых, как и условий жизни, имеет место до, во время и после наказания. Оно может быть положительным, нейтральным, отрицательным. Однако в качестве критерия назначения наказания влияние старших по возрасту лиц должно учитываться лишь с позиций значения в механизме совершения преступления (точнее, непосредствен-

ного влияния на совершение подростком преступления) и механизме его исправления.

Влияние взрослых может проявиться и в привитии (попустительстве) несовершеннолетнему антиобщественного (преступного) образа жизни. Так, известно, что более 60 % несовершеннолетних преступников перед совершением преступления довольно часто распивали спиртные напитки с взрослыми лицами. Приобщение несовершеннолетних к употреблению спиртного, не только систематическому, но и разовому, общественно опасно не только само по себе, как деяние, причиняющее вред интересам развития и воспитания несовершеннолетнего, оно опасно еще и потому, что выступает в качестве существенного фактора преступности несовершеннолетних. Влияние взрослых может в совокупности с иными условиями жизни и воспитания сформировать у подростка антиобщественные взгляды, установки, способные привести его к совершению преступления. В судебной практике нередки случаи, когда в приговорах по делам несовершеннолетних фигурируют такие смягчающие обстоятельства, как наличие взрослых подстрекателей, совершение преступления под влиянием других лиц из чувства «ложного» товарищества, в связи с неправомерным или провоцирующим поведением взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу, и т. п.

Законодатель учитывает, что нередко несовершеннолетние в силу своей недостаточной социальной зрелости неспособны правильно осознать опасность совершенного ими преступления. Кроме того, они более чем взрослые, подвержены негативному влиянию со стороны других лиц (как старших по возрасту, так и сверстников), более подвластны настроению, но в то же время и легче поддаются исправительному воздействию и воспитанию.

С учетом специфики психического развития и социального статуса несовершеннолетнего в Уголовном кодексе Российской Федерации выделена глава 14, в рамках которой закреплены особенности уголовной ответственности и наказания данной возрастной категории преступников. Уточняющий и детализирующий по отношению к предусмотренным в ст. 60 общим началам назначения наказания характер носит норма, закрепленная ст. 89 Уголовного кодекса Российской Федерации, требующая при назначении наказания учитывать условия жизни и воспитания именно несовершеннолетнего, уровень его психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

Библиографический список

1. Кудрявцев, В. Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования : учебное пособие / В. Н. Кудрявцев. М., 1998. 300 с.

2. Перре-Клермон, А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей : [пер. с фр. А.-Н. Перре-Клермон ; вступ. ст. В. В. Рубцова]. М. : Педагогика, 1991. 245 с.

ЕСКИЕ НАУКИ 17

№ 1 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

3. Пудовочкин, Ю. Е. Уголовно-правовая борьба с вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий: проблемы квалификации и профилактики / Ю. Е. Пудовочкин. Ставрополь, 2000. 137 с.

Bibliographic list

1. Kudryavtsev, V. N. Genesis of the crime. The experience of criminological modeling : a textbook / V. N. Kudryavtsev. M., 1998. 300 p.

2. Perret-Clermont, A.-N. The role of social interactions in the development of children's intelligence : [translated from French by A.-N. Perret-Clermont ; introduction by V. V. Rubtsova]. M. : Pedagogy, 1991. 245 p.

3. Pudovochkin, Yu. E. Criminal legal struggle against the involvement of minors in the commission of antisocial actions: problems of qualification and prevention / Yu. E. Pudovochkin. Stavropol, 2000. 137 p.

Дополнительная информация об авторе И. Г. Елесина — доцент кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук.

Additional information about the author I. G. Elesina - Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences.

Статья поступила в редакцию 29.12.2022; одобрена после рецензирования 27.01.2023; принята к публикации 06.02.2023.

The article was submitted 29.12.2022; approved after reviewing 27.01.2023; accepted for publication 06.02.2023.

Формирование познавательного интереса у курсантов-слушателей образовательных учреждений МВД России : монография / В. Ф. Родин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Автор дает целостное представление о теории и современном понимании проблем формирования познавательного интереса обучающихся в вузах МВД России. В центре внимания находятся вопросы методологической теории и практики формирования познавательного интереса в комплексе мероприятий профессионального и личностного развития курсантов (слушателей).

Для профессорско-преподавательского состава, а также адъюнктов и курсантов (слушателей) вузов МВД России.

l^h ^VJPI

И^ЯЬйнйё

ПОЭНДН4.ТЕГЫ)ОГО ИНТЕРЕСА '/ КУРСАНТОВ|СЛУ1ЛАТЕЛЕЩ ОСРМГ)ЭАТЕЛЬНЬгД УЧРЕЖДЕНИИ МШДРКСИК

18

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.