УДК 793.31 Феоктистова Т.В., Дубских Т.М.
Феоктистова Т.В.
магистрант направления подготовки «51.04.02 Народная художественная культура» Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Россия)
Дубских Т.М.
кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогика хореографии» Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Россия)
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ КАРЕЛОВ, ПОСРЕДСТВОМ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация: в данной статье рассматривается этнографические особенности, традиции жизнедеятельности, празднования, музыкальное народное творчество, и фольклор Карельского народа. Обсуждаются исторические изменения народной культуры, посредством периодизации. Подробно описывается, композиционный текст народного танца «Лесная хороводная» В. Кононова из записок Л. Степановой.
Ключевые слова: Карелы, хореография, танец, народная культура, фольклор, музыкальное творчество.
Целью было выявить процесс становления хореографии Карелов, посредством этнографических особенностей, традиций жизнедеятельности, празднований, музыкального народного творчества, и фольклора Карельского народа. Одной из задач являлась попытка проанализировать композицию
1793
карельского народного танца «Лесная хороводная» в постановке Кононова В. с помощью записей Степановой Л.
Актуальность статьи определяется необходимостью слияния сфер народной культуры для создания общей картины становления хореографии Карелов, а также эксклюзивность работы с описанием композиции присущей особенностям народной культуры карельского народа.
Исследование показало, что народная культура карельского населения перенасыщена исконной самобытностью в сфере традиций жизнедеятельности. Карелы относятся к беломоро-балтийской, большой европеоидной расе. Каждое поморское поселение в зависимости от географического расположения специализировалось на определенных видах морского промысла.[1] А также занимались охотой, рыболовством, животноводством, лесными промыслами.
Т. А. Бернштам, анализируя традиционный праздничный календарь поморов, пришла к выводу, что в его основе лежал упрощенный аграрный календарь, трансформировавшийся в связи с изменением хозяйственной деятельности [1] на рубеже XIX - XX веков. Своеобразием поморского промыслового календаря являлось также существование праздничных обрядов, которые были связаны с проводами и встречей рыбаков и зверобоев, отправлявшихся на дальние промыслы. [1]
Семейные и календарные обряды карел конца XIX - начала XX вв. были близки северно-русским. Характерными являлись летние общественные праздники с жертвоприношениями животных. Особое место занимал праздник Kegrm рагуа, завершавший уборку урожая. Широко известен благодаря эпосу "Калевала" фольклор карел. Основу "Калевалы" составили эпические песни (руны), собранные финским исследователем Э.Лённротом.
Карелия чрезвычайно богата певцами и сказителями, владевшими высоким мастерством исполнения рун, сказок, причитаний. [4] В карельском эпосе отразилось мировоззрение и религиозные представления предков прибалтийско-финских народов об окружающем их мире. В особенности через,
1794
многочисленные, различные сказки, малые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки).
Другие жанры поэтического творчества представлены лирическими, свадебными, шуточными, плясовыми песнями, рунами. Обычно руны исполнялись двумя певцами под сопровождение щипкового музыкального инструмента - кантеле, похожего на русские гусли. На основании документальных и вещественных данных можно с определенной уверенностью утверждать, что инструментальное музицирование было очень развито в среде народов Карелии.
Так же в противовес документальным данным, выше указанный исследователь Э. Леннорт, выдвигает цитату: «После ужина столы были убраны и молодежь стала танцевать в избе, в сенях и на улице. Музыкантов не было, танцевали под песню. Иногда я подыгрывал им на своей флейте, и они были очень довольны и говорили, что у них на свадьбах никогда не было такой музыки». Можно сделать вывод, что народы Карелии в различных регионах проводили досуг разными способами, что дает повод для дальнейшего развития исследования.
Н. И. Заикин в своем издании «Этнография и танец фольклоров народов России» пишет: «Хороводы исполнялись реже и под песни, содержание которых отражали в данном хороводе (у русских такие хороводы назывались игровыми). Песни эти исполняли сами участники хоровода...», для Карелии характерно бытование песен о море, о суровой природе, о рыбаках, о их труде, о любви, что в свою очередь отражается и в танцевальном фольклоре. Так появляются хороводы: «Утушка», «Белорыбица» и другие.
Многие хороводы, исполняемые женщинами, можно назвать «хороводами-ожиданиями»: они пронизаны настроением ожидания близких, отражают страстное желание скорее увидеть в море рыбачий баркас. Большое влияние на танцевальный фольклор Карелии оказала игра - слово «игра» присутствует у большинства танцев региона - и это наверное не случайно.
1795
В Карелии игра на вечерах и праздниках имеет первостепенное значение. Она не требует музыки. В ней существует смешанное приглашение, в ней прогуливались и бегали, держались за руки, устраивали смотрины, выясняли взаимоотношения и целовались. Игры были парные, парно-массовые, с предметами: с палками, с веником, с платками и т.д. Так под воздействием игры появились танцы-игры, имеющие свои названия и определенные фигуры, строящиеся по кругу.
Содержание песни иллюстрировалось жестами. И таких танцев здесь множество: «Люхтюкиса»(«люхтю» - сноп, «киса» - игра), «Кясикиса» («кяси» -рука, «киса» - игра), «Кантакиса» («канта» - каблук, «киса» - игра). Характер некоторых танцев определяется их названием: «Хамакус» (головокружительный), «Сооггиси» (перепутать), «Рисга-кондра» (крестнакрест), «Риста-пяре» (танец с лучинами), «Кумардус» (поклон) -парный танец и другие.
Встречаются танцы в виде своеобразного перепляса: «Шестерка в тройках», «Кент-терамба» (кто скорей кого покинет) и др. Название некоторых танцев произошло от первой строчки русской народной песни «Как у наших у ворот» («кукунасси») или, например, от припева русской частушки «Думала, думала, думала - гадала» («тумала»). Некоторые танцы могли исполняться без музыки, как, например, ганец «Вепская круга», под ритм выстукиваемый ногами или хлопками в ладоши.
Один из образцов Карельского народного танца является «Лесная хороводная» в постановке В. Кононова, благодаря запискам Степановой Л., можно подробнее рассмотреть хореографический текст основанный на народной культуре Карелии.
Карелия — республика леса. В своем танцевальном творчестве карельский народ поэтизирует свой труд, любовь к своему краю, к своим дремучим лесам. Танец «Лесная хороводная» как бы передает красоту леса, тихое перешептывание покачивающихся деревьев. Покорно падает ствол за
1796
стволом, когда человеку нужен лес. Но вот новые молодые побеги тянутся к небу и снова покачиваются от ветра деревья — шумит могучий лес.
В танце принимают участие 24 девушки. Музыкальный размер — 2/4.
Описание костюмов. Цветной, яркий, однотонный сарафан из тонкой шерсти или из плотного шелка, прямой, в сборку, на кокетке. Длина сарафана 25—30 см от пола. Под сарафан одевается белая кофта с короткими пышными рукавами (до локтя). Рукава заканчиваются оборкой, обшитой кружевами. На месте, где пришивается оборка, рукав собран и обшит узкой цветной лентой, которая завязывается небольшим бантом. Ворот круглый, по шее. Впереди на кофте один под другим прикреплены три небольших банта из такой же узкой яркой ленты. Поверх сарафана одевается широкий длинный передник из полосатой материи, который сзади застегивается на пуговицы или крючки. Низ передника обшит черным кружевом. Тканый пояс одевается поверх фартука и застегивается вперед» большой серебряной пряжкой. Черные туфли на среднем каблуке. На голове цветная лента. У каждой девушки в обеих руках по еловой или сосновой ветке.
Описание движений.
Движение 1. Основной шаг. Музыкальный размер — 2/4. Исходное положение ног — первая позиция, «раз» - Сделать небольшой легкий, плавный шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы, «два» - Сделать небольшой легкий, плавный шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы. Движение повторяется сначала. Движение исполняется также назад. В этом случае шаги следует делать назад.
1797
Действие
Музыкальный размер
Рисунок
Описание основных рисунков танца
Исходное положение
Перед началом танца 12 девушек становятся друг за другом в последней правой кулисе, а другие 12 девушек — в последней левой кулисе.
Музыкальное вступление — 6 тактов
Первая фигура (12 тактов)
«Выход»
С правой и левой стороны сцены выходят одна за другой по 12 девушек. Они «основным шагом » 1, начиная с правой ноги, двигаются вслед за своими ведущими вдоль заднего плана сцены.
1—12-й такты
На последнюю четверть 12-го такта ведущие девушки встречаются на середине переднего плана сцены, а замыкающие остаются на середине заднего плана сцены, образуя круг. Девушки, находящиеся на правой стороне сцены, стоят правым плечом к центру круга, а на левой стороне сцены — левым плечом к центру круга
Вторая фигура
«Шен» 24 такта
Продолжают двигаться за своими ведущими по кругу: девушки, стоящие правым плечом к центру круга, идут по ходу часовой стрелки, а остальные — против хода часовой стрелки.
1 - 24 - й такты
На последнюю четверть 24-го такта ведущие девушки приходят вновь на середину переднего плана сцены, а замыкающие — на сере дину заднего плана сцены, и все девушки поворачиваются по две лицом друг к другу, образуя пары.
1798
Третья фигура (12 тактов)
«Кружение»
Восемь девушек, находившихся на переднем плане сцены, образуют небольшой круг, становясь левым плечом к центру круга, восемь девушек, находившихся на заднем плане сцены, образуют второй небольшой круг, становясь также левым плечом к центру круга, четыре девушки, которые стояли с правой стороны сцены, там же образуют небольшой круг, становясь правым плечом к центру круга, четыре девушки, которые стояли с левой стороны сцены, образуют небольшой круг, становясь правым плечом к центру круга
1 — 12-й такты
Четвертая фигура (12 тактов)
«Звездочки»
Девушки, стоящие на правой и левой сторонах сцены, соединяют правые руки, образуя третью и четвертую «звездочки». Девушки в первой и второй «звездочках» двигаются по кругу против хода часовой стрелки, а в третьей и четвертой «звездочках» - по ходу часовой стрелки
1 — 12 -й такты
Пятая фигура (24 такта)
«Круги»
Девушки образуют два круга — внешний и внутренний: Девушки во внутреннем круге двигаются по кругу против хода часовой стрелки. Девушки во внешнем круге двигаются по кругу по ходу часовой стрелки
1—12-й такты
Танцующие девушки в обоих кругах двигаются в обратном направлении: во внутреннем круге идут по ходу часовой стрелки, не разъединяя рук, девушки во внешнем круге, повернувшись левым плечом к центру круга, двигаются против хода часовой стрелки.. На последнюю четверть 24-го такта все девушки перестраиваются. На передний
13—24-й такты
1799
план сцены выходят три троики девушек и становятся полукругом лицом к зрителям, за ними выстраиваются все остальные девушки, образуя три полукруга, в которых они стоят, в шахматном порядке, также лицом к зрителям
Шестая фигура (12 тактов)
«Лес шумит, ветерок колышет ветки»
Танцуют тройки девушек на переднем плане сцены: две девушки на счет «раз» 1-го такта наклоняют корпус вниз, руки отводят назад
1—6-й такты
Каждая тройка девушек повторяет движения, исполнявшиеся на 1—6-й такты. Н а последнюю четверть 12-го такта они образуют общий полукруг, стоя лицом к зрителям, и опускаются в глубокое приседание (6-я позиция). Руки поднимают перед собой до уровня плеч и сгибают их в локтях (локти опущены вниз), ветки обращены вверх
7—12-й такты
Седьмая фигура (12 тактов)
«Лес пилят»
5-я, 8-я 16-я, 17-я девушки медленно наклоняют вправо корпус и поднятые вверх выпрямленные руки, в которых они держ ат ветки, «подпиленные деревья начинают падать»
1—2-й такты
Одновременно на 1—3-й такты все остальные (кроме первых, вторых и третьих девушек) стоят на месте и медленно наклоняют поднятые вверх над головой выпрямленные руки вправо, в которых они держат ветки. Ветки склоняются как бы от дуновения легкого ветра
1800
Восьмая фигура (12 тактов)
«Лес растет»
Четыре девушки, стоя лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют внешний круг, две девушки, такж е взявшись за руки и стоя лицом к центру круга, образуют внутренний круг, одна девушка становится в середине маленького круга лицом к зрителям. Другие семь девушек на правой стороне переднего плана сцены образуют такое же построение. Остальные десять девушек становятся на середине заднего плана сцены.
1—12-й такты
Девятая фигура (24 такта)
«Елочки»
Образуется три «елочки». В этом построении девушки во внешнем круге двигаются по ходу часовой стрелки, девушки во внутреннем круге — против хода часовой стрелки, а девушки, стоящие в центре «елочек», кружатся на месте по ходу часовой стрелки
1—12-й такты
1801
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Джиошвили, Э. А. Традиционные хозяйственные занятия и промысловый календарь Карельского поморья, // Ученые записки Петрозаводского Государственного Университета. 2023;
2. Евсеев, В., под. Редакцией проф. Проппа, В. Я. Карельский фольклор, // Институт истории, языка и литературы Карело-финской научно-исследовательской базы Академии наук СССР. 2012;
3. Зикин, Н. И. Этнография и танец фольклоров народов России // ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры». 2012.- URL: http://library.lgaki.info;
4. Степанова, Л. Народные танцы Карелии // Госиздат Карельской АССР Петрозаводск. 1959.- URL: https://w.booksite.ru/fulltext/nartanzy/text.pdf
Feoktistova T. V., Dubskikh T.M.
Feoktistova T.V.
Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia)
Dubskikh T.M.
Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia)
CONDITIONS FOR EMERGENCE OF KARELIAN CHOREOGRAPHY, VIA PECULIARITIES OF FOLK CULTURE
Abstract: this article examines the ethnographic features, traditions of life, celebrations, musical folk art, and folklore of the Karelian people. Historical changes in folk culture are discussed through periodization. The compositional text of the folk dance "Forest Round Dance" by V. Kononov from L. Stepanova's notes is described in detail.
Keywords: Karelians, choreography, dance, folk culture, folklore, musical creativity.
1802