Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕБОЛЬШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕБОЛЬШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТОР / КОНЦЕССИЯ / ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ / ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (PPP) / HOUSING AND UTILITIES / INVESTMENT / INVESTOR / CONCESSION / HEAT SUPPLY / HEAT AND POWER PLANTS / ELECTRICITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апарина Ульяна Александровна

Определение эффективного механизма, способствующего привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), качественному улучшению использования государственного и муниципального имущества, является необходимым условием для обеспечения технического развития и модернизации производства теплоэнергетических предприятий. В статье рассматриваются условия и требования для заключения договора концессии, позволяющие обеспечить развитие объектов теплоэнергетических предприятий отрасли ЖКХ с соблюдением интересов участвующих сторон. Выявлены особенности и ограничения, которые следует учитывать для успешной реализации концессионных соглашений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Апарина Ульяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions for successful implementation of concession agreements for facilities of thermal power enterprises in small municipalities

The definition of an effective mechanism for attracting private investment in housing and communal services (HCS), quality stvennom to improve the use of state and municipal-tion of the property, is a prerequisite to ensure technological development and modernization of thermal power plants. The article reveals the conditions and requirements for the conclusion of a concession agreement, allowing the development of Teploenergo optical enterprises of the housing sector in the interests of the parties involved. The peculiarities and limitations that should be considered for successful implementation of concession agreements.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕБОЛЬШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 1 • Январь-март 2019 ISSN 2222-534Х

>

издательство

Креативная экономика

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

r.

Условия успешной реализации концессионных соглашений для объектов теплоэнергетических предприятий небольших муниципальных образований

Апарина У.А. 1

1 Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет [Сибстрин] АННОТАЦИЯ:

Определение эффективного механизма, способствующего привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство [ЖКХ], качественному улучшению использования государственного и муниципального имущества, является необходимым условием для обеспечения технического развития и модернизации производства теплоэнергетических предприятий. В статье рассматриваются условия и требования для заключения договора концессии, позволяющие обеспечить развитие объектов теплоэнергетических предприятий отрасли ЖКХ с соблюдением интересов участвующих сторон. Выявлены особенности и ограничения, которые следует учитывать для успешной реализации концессионных соглашений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственно-частное партнерство [ГЧП], жилищно-коммунальное хозяйство, инвестиции, инвестор, концессия, теплоснабжение, теплоэнергетические предприятия, электроснабжение

Conditions for successful implementation of concession agreements for facilities of thermal power enterprises in small municipalities

Aparina U.A. 1

1 Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering

Введение

Государственно-частное партнерство (ГЧП) прежде всего используется как механизм привлечения частных инвестиций в создание объектов общественной инфраструктуры, обеспечения эффективного управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, а также повышения качества оказываемых на его базе социально значимых услуг населению. ГЧП позволяет обес-

печить стратегический контроль над важными социально-политическими объектами совместно с ведением бизнеса и возможностью эксплуатации данных объектов инвесторами.

Сфера электро- и теплоснабжения включает в себя социально-значимые объекты, как правило, с продолжительным периодом окупаемости вложенных средств, поэтому привлечение инвесторов в данной ситуации является непростой задачей, при которой необходимо максимально соблюдать интересы государства и частных партнеров. Определение параметров оценки и выбора инвестиционных проектов, которые после их реализации на практике будут соответствовать расчетным значениям эффективности и поспособствуют интенсификации процессов реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, - одна из приоритетных задач, которая стоит перед государственными органами власти при распределении бюджетных средств.

Цель исследований автора - разработать универсальный алгоритм выбора из эффективных инвестиционных проектов в сфере теплоснабжения те, которые обеспечат интенсификацию процессов реконструкции и модернизации этих объектов. В основу данного алгоритма положена методика анализа ключевых факторов, позволяющих обеспечить развитие объектов теплоэнергетических предприятий с соблюдением интересов участвующих сторон и с учетом особенностей объектов теплоэнергетического комплекса (ТЭК).

ABSTRACT:_

The definition of an effective mechanism for attracting private investment in housing and communal services (HCS), quality stvennom to improve the use of state and municipal-tion of the property, is a prerequisite to ensure technological development and modernization of thermal power plants. The article reveals the conditions and requirements for the conclusion of a concession agreement, allowing the development of Teploenergo optical enterprises of the housing sector in the interests of the parties involved. The peculiarities and limitations that should be considered for successful implementation of concession agreements.

KEYWORDS: public-private partnership (PPP), housing and utilities, investment, investor, concession, heat supply heat and power plants, electricity

JEL Classification: Received: 30.11.2018 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Aparina U.A. (uljana66660mail.ru)

CITATION:_

Aparina U.A. (2019) Usloviya uspeshnoy realizatsii kontsessionnyh sogla-sheniy dlya obektov teploenergeticheskikh predpriyatiy nebolshikh munitsipalnyh obrazovaniy [Conditions for successful implementation of concession agreements for facilities of thermal power enterprises in small municipalities]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (1). - 45-54. doi: 10.18334/epp.9.1.40636

В настоящее время процедура подготовки и оценки инвестиционных проектов на условиях создания ГЧП и МЧП (муниципально-частного партнерства) для объектов энергоснабжения не имеет единой утвержденной формы. Также отсутствует типовая схема с конкретным сформированным перечнем требований к таким проектам.

На основе изучения опыта использования концессий в сфере ЖКХ [1] автором сформирован ряд положений, позволяющих достичь качественного улучшения подготовки инвестиционных проектов и концессионных договоров с учетом особенностей отрасли и региона.

1. Постановка задачи

Модернизация систем отопления в небольших городах, входящих в крупные агломерации, требует особого внимания и комплексного подхода для учета всех возможных факторов негативного воздействия на инвестирование данной сферы. В городах подобного типа привлечение и поиск крупных заинтересованных инвесторов затруднителен, для этого необходима проработка вопроса о возможности привлечения местных инвесторов из субъектов малого бизнеса.

Финансовую поддержку данных инвестиционных проектов может осуществлять Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ), ориентированный на проекты в небольших городах и населенных пунктах (менее 250 тыс. чел.) [2] (Вопйыроуа, 2016). Правила предоставления средств из этого Фонда утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 1451 [3]. Условия, определенные данным постановлением, достаточно привлекательны для инвесторов. Например: инвестор должен обеспечить финансирование как минимум 20 % стоимости мероприятий по строительству и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; средства на субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам представляются в размере 65 % от ключевой ставки Центрального Банка РФ и др.

Начиная с 2017 года в Новосибирской области отмечается увеличение количества заключенных концессионных соглашений как на основе привлеченных средств из Фонда, так и собственных средств области [4].

ОБ АВТОРЕ_

Апарина Ульяна Александровна, аспирант кафедры технологии и организации строительства, начальник отдела научной информации [uljana66660mail.ru]

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Апарина У.А. Условия успешной реализации концессионных соглашений для объектов теплоэнергетических предприятий небольших муниципальных образований // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 1. - С. 000-000. Сог 10.18334/ерр.9.1.40636

Показательным примером положительной реализации проекта федеральной программы по модернизации системы теплоснабжения [3] служат концессионные проекты в рабочем поселке Маслянино и в городе Оби. Соглашение было подписано в рамках Всероссийского совещания «Эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях создания благоприятных условий проживания граждан».

Предмет соглашения в проекте Маслянино - строительство шести газовых котельных тепловой мощностью 3,43 МВт с переключением потребителей от старых угольных котельных, строительство тепловых сетей протяженностью 2,33 км с оптимизацией схемы теплоснабжения и реконструкция тепловых сетей протяженностью 6,49 км. В городе Оби это строительство четырех газовых котельных общей мощностью 36,8 МВт, строительство новых и реконструкция существующих сетей теплоснабжения общей протяженностью 16,1 км [5].

Данные мероприятия позволяют не только существенно обновить коммунальную инфраструктуру населенных пунктов, повысить эффективность работы по оказанию услуг населению в сфере теплоэнергетики, но и предоставляют задел дополнительных мощностей на будущее. В таблице 1 отражены инвестиционные затраты на реализацию данных проектов.

Софинансирование в таком объеме со стороны Фонда ЖКХ было осуществлено впервые в российской практике [6].

Таблица 1

Общий объем средств на полную модернизацию систем теплоснабжения по концессионным соглашениям в рабочем поселке Маслянино и в городе Обь

Объекты / Средства Фонд ЖКХ, млн руб. Бюджет Новосибирской области, млн руб. Средства концессионера, млн руб. Общий объем средств, млн руб.

Маслянино 137 45,8 45,8 228,6

Обь 300 100 100 500

Общий объем средств на полную модернизацию 437 145,8 145,8 728,6

Источник: [6]

По данным таблицы 1 следует отметить выгодность участия в таких проектах для инвестора, так как объем необходимых собственных вложенных средств концессионера составляет 20 % от общего объема. Реализация подобных проектов свидетельствует о возможности развития бизнеса в данной сфере услуг и создания конкурентной среды на рынке ЖКХ.

В связи с изменениями в законодательстве (ФЗ от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении») и необходимостью перехода на новые отношения в городе Новосибирске, на участках Пашино и ОбьГЭС мэрией Новосибирска подготовлены и заключены два концессионных соглашения с АО «СИБЭКО», касающиеся теплосетей и 21 локальной котельной.

Концессионер будет зарабатывать на тарифе за транспортировку тепла. Кроме того, АО «СИБЭКО» получает прибыль от продажи электроэнергии, которую производят ТЭЦ [7].

В таблице 2 отражены основные экономические показатели данных концессионных соглашений по развитию теплосетей в городе Новосибирске в период с 2018 по 2024 годы [8].

Таблица 2

Экономические показатели реализации концессионных соглашений по городским теплосетям и локальным котельным города Новосибирска

Наименование показателя Значение

Предельный размер расходов на создание и реконструкцию объектов концессионного соглашения 481,3 млн руб.

Предельный объем вложений денег компании в создание и реконструкцию объектов 173,8 млн руб.

Срок концессии на городские котельные и теплосети 6 лет

Концессионная плата по соглашению 0 руб.

Объем валовой выручки от предмета концессии 11,56 млрд руб.

Максимальная прибыль в 2023 г. - 1,9 млрд руб.

Предполагаемая прибыль за весь период эксплуатации около 10 млрд руб.

Источник: [8]

Это позволяет обеспечить решение ряда проблем энергетического комплекса в целом.

Подготовка проектов концессионных соглашений (КС) достаточно трудоемка, и они сложно реализуемы. Анализ практики реализации КС обозначил проблемы следующего характера:

1) отсутствуют квалифицированные специалисты, способные грамотно подготовить и реализовать концессионные проекты. Так, например, до 95 % проектов умирает на стадии разработки, переговоров и не доходит даже до подписания [9];

2) неудовлетворительное финансово-экономическое состояние концессионеров;

3) отсутствие методической базы, отсутствие широкой практики применения, инструментов и соответствующей подзаконной базы;

4) кредиторская задолженность муниципальных унитарных предприятий (МУП) - значительные инвестиции не только на восстановление и модернизацию производства, отражается на сроке окупаемости и в целом на принятии решения о финансировании проекта.

Небольшие муниципальные образования требуют более внимательного подхода к проработке концессионных соглашений с целью сохранения экономических условий эффективного обеспечения жителей услугами действующих частных компаний. Примером может служить город Бердск Новосибирской области, в котором, кроме центральной системы отопления и единого поставщика услуг в сфере теплоснабжения, действует несколько частных компаний [10]. Соответственно, заключение концессии необходимо с соблюдением интересов всех участников договорных отношений.

Недостаточный учет перечисленных выше факторов привел к неудаче при реализации проекта концессионного соглашения по муниципальному теплоэнергетическому комплексу Бердска.

Договорные обязательства концессии не были выполнены вследствие отсутствия опыта у концессионера в сфере эксплуатации энергосистем и возможности проверить состоятельность потенциального инвестора. Также поводом для расторжения договора послужили отсутствие гарантий безопасности, инвестиционного плана и отказ концессионера оплачивать долги МУП «КБУ», хотя это было предусмотрено соглашением [11].

В результате некомпетентность и отсутствие детальной проработки проекта при заключении концессии привели к отказу от модернизации комплекса теплоснабжения города и возврату к текущей схеме теплоснабжения.

Разработкой схемы занималась новосибирская компания «Корпус». Привлечение крупного инвестора, такого как ПАО «Газпром» [12], в принципе могло открыть дополнительные возможности для энергетического комплекса города Бердска.

К тому же в начале 2017 года отказались от строительства планируемых по концессии газовых котельных. И в итоге в утвержденной в 2017 г. схеме теплоснабжения города Бердска оставлено текущее положение в теплоснабжении города.

За рубежом концессии являются основной формой привлечения инвестиций на социально значимые и стратегические объекты [13]. Данная форма ГЧП является перспективным и приоритетным направлением, потому что концессии являются эффективным механизмом, позволяющим восстановить и модернизировать объекты и системы коммунальной инфраструктуры.

Начиная с 2013 года в концессию должны были передаваться все неэффективные государственные и муниципальные предприятия. В настоящее время предлагается передать полностью все унитарные предприятия к управлению через концессионные соглашения, сохранив в публичной собственности саму инфраструктуру [14]. Но в

реальности реализация данных мероприятий практически не осуществляется, особенно это касается муниципалитетов отдаленных регионов.

Успешные примеры реализации КС свидетельствуют о том, что концессии являются перспективной и экономически обоснованной формой привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

Систематизация информации, полученной автором на основе изучения схемы теплоснабжения города Бердска, данных предприятий теплоэнергетической сферы города и опроса специалистов сферы теплоснабжения города позволила выявить некоторые особенности, учет которых позволит обеспечить успешную реализацию КС в малых муниципальных образованиях:

1) определение проблемных участков в теплоэнергетическом комплексе, которые в первую очередь нуждаются в восстановлении и модернизации;

2) обособление отдаленных объектов и учет генерального планирования города;

3) обеспечение запаса энергомощностей с учетом используемого топлива.

Эти особенности могут служить основой для формирования алгоритма выбора инвестиционных проектов, что обеспечит интенсификацию процессов реконструкции и модернизации объектов ТЭК для поселений около 100 тыс. жителей.

Разработку договоров концессии целесообразно проводить на основе выделения определенных обособленных участков, нуждающихся в инвестициях. В отличие от передачи в концессию всего теплоэнергетического комплекса, такое разделение поспособствует сокращению сроков реализации проектов, снижению суммы инвестиций требующихся от инвестора, привлечет местных субъектов частного бизнеса. Так как в Бердске существуют частные компании, успешно ведущие деятельность в данной сфере, то привлечение их в проекты концессии будет повышать надежность и успешность реализации таких соглашений.

Нехватка энергомощностей является одной из главных проблем, в том числе для города Бердска. Данное обстоятельство сдерживает развитие всего производственного комплекса города. Объемы свободной мощности для технологического присоединения потребителей отсутствуют. Поэтому возведение подобных локальных энергообъектов поспособствует развитию всей инфраструктуры города. Кроме того, когенера-ционные установки помогут получить экономию за счет снижения текущих издержек, что в итоге приведет к благоприятному результату для инвестора в виде дополнительной прибыли. Для данных мероприятий необходимо привлечение крупных инвесторов, подобных АО «СИБЭКО», ПАО «ГАЗПРОМ». Следует привлекать также частные местные компании, успешно ведущие свою деятельность на рынке коммунальных услуг.

Следует учитывать, что инвестиционные проекты с использованием когенерации, кроме прочего, открывают дополнительные возможности для привлечения бизнеса и для формирования конкурентного рынка в сфере предоставления коммунальных услуг.

В рамках развития территории города Бердска как части Новосибирской агломерации на основе анализа нормативно-правовой и технической документации и изучения опыта реализации инвестиционных проектов на предприятиях ТЭК города Бердска необходимо включить в перечень необходимых мероприятий при реализации концессий по модернизации теплоэнергетического комплекса:

1) строительство новых и реконструкци. имеющихся объектов энергоснабжения;

2) возведение объектов по признаку рациональности использования наиболее эффективного вида топлива;

3) модернизацию энергосетей и котельных;

4) использование когенерации при предоставлении коммунальных услуг потребителям на обособленных участках.

Основой финансирования и реализации концессионных соглашений могут стать объединенные усилия как крупных инвесторов, так и местных небольших частных компаний, имеющих значительный опыт в сфере энергоснабжения, с поддержкой Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Вся стратегия при подготовке соглашений должна быть направлена на создание высокотехнологичного теплоэнергетического комплекса, с максимальным развитием экономического потенциала отрасли.

Заключение

Негативный опыт заключения концессионных соглашений не должен являться причиной отказа от данной практики привлечения инвесторов. Использование схем ГЧП и МЧП пока ограничивается недостаточной квалификацией специалистов, принимающих участие в подготовке инвестиционных проектов и политикой местных субъектов.

Выявленные особенности в совокупности с успешным опытом реализации концессий для теплоэнергетических предприятий в Новосибирской области могут послужить основой построения практической модели по разработке проектной и договорной документации при организации инвестирования реконструкции и модернизации объектов и сетей коммунальной инфраструктуры.

Более четкий порядок привлечения инвестиций в развитие и модернизацию в сфере энергетики будет способствовать повышению технико-экономических показателей таких объектов, значительному улучшению качества предоставляемых ими услуг, возможности эффективнее использовать имеющиеся ресурсы и частичному ослаблению общественного недовольства существующими проблемами в сфере ЖКХ.

ИСТОЧНИКИ:

1. Концессионные соглашения в коммунальной сфере: актуальная статистика, изме-

нение концессионного законодательства и совершенствование регулирования. Национальный центр государственно - частного партнерства. [Электронный ресурс]. URL: http://pppcenter,ru/assets/docs/re-legal_booklet-kontsessii_v_jkh_24-10-2016.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дондупова Э.В. Специфика концессий в сфере теплоснабжения: преимущества и

трудности // Энергосовет. - 2016. - № 1. - с. 7-10.

3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2015 № 1451 «О предоставлении финан-

совой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://nbpo.ru/uploads/files/files/ПП%20N%201451%20от%2026.12.2015%20%20 0%20предоставлении%20финансовой%20поддержки%20за%20счет%20средств%20 %20ГК%20Фонд%20ЖКХ^ .

4. Концепция улучшения инвестиционного климата в жилищно-коммунальном хо-

зяйстве Российской Федерации на 2018-2025 годы, рабочая группа экспертов при наблюдательном совете государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Фонд ЖКХ. [Электронный ресурс]. URL: http://fondgkh.ru/wp-content/uploads/2017/11/Kontseptsiya-uluchsheniya-investitsionnogo-klimata-v-zhilishhno-kommunalnom-hozyaystve-Rossiys koy-Federatsii-na-2018-2025-godyi.pdf .

5. Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс] URL: http://fondgkh.ru/ modern/ news/v-gorode-novosibirske-v-ramkah-vserossiyskogo-soveshhaniya-effektivnoe-upravlenie-zhilishhno-kommu nalnyim-hozyaystvom-v-tselyah-sozdaniya-blagopriyatnyih-usloviy-prozhivaniya-grazhdan-proshel-k/.

6. Черников В. Правильная модель модернизации ЖКХ. Новая Сибирь. [Электронный

ресурс]. URL: https://newsib.net/ekonomika/pravilnaya-model-moderni zacii-zhkx. html.

7. Проект концессии муниципальных объектов теплоснабжения представили депу-

татам. Все новости Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: http:// vn.ru/news-proekt-kontsessii-munitsipalnykh-obektov-teplosnabzheniya-predstavili-deputatam/.

8. Передача котельных Новосибирска в концессию не приведет к росту тарифов.

Госновости. [Электронный ресурс]. URL: http://rusgosnews.com/2017/08/11/ peredacha-kotelnih-novosibirska-v-koncessiyu-ne-privedet-k.html.

9. Национальный центр государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]

URL : http://pppcenter.ru.

10. Обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения города Бердска Новосибирской области на 2013-2018 годы и на период до 2028 года (актуализация на 2018 год) / Книга 1. Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения. - Бердск, 2017. - 248 с.

11. Концессионеру с миллионами из Кувейта окончательно отрезали путь в теплоснабжение Бердска. КурьерСреда Бердск. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kurer-sreda.ru/2017/05/25/292811-koncessioneru-s-millionamiiz-kuvejta-okonchatelno-otrezali-put-v-teplosnabzhenie-berdska.

12. Бердск станет пилотным проектом России в энергетике. Безформата.га. [Электронный ресурс]. URL: http:// berdsk.bezformata.ru/listnews/berdsk-stanet-pilotnim-proektom/23270696/.

13. Lopes V.L. Concessions in the system of state-private partnership as one of the directions of spatial development of the Russian Federation // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. - № 6. - p. 219-227.

14. Минстрой России предложил упразднить ГУПы и МУПы в сфере ЖКХ. Риановости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/economy/20160323/1395562336.

REFERENCES:

Obosnovyvayuschie materialy k skheme teplosnabzheniya goroda Berdska Novosibirskoy oblasti na 2013-2018 gody i na period do 2028 goda (aktualizatsiya na 2018 god) [Justifying materials to the scheme of heat supply of the city of Berdsk of the Novosibirsk region 2013-2018 and for the period up to 2028 (update on 2018)] (2017). Berdsk. (in Russian).

Dondupova, E. V. (2016). Spetsifika kontsessiy v sfere teplo-snabzheniya: preimuschestva i trudnosti [The specificity of concessions in the field of heat supply: benefits and challenges]. Energosovet. (1). 7-10. (in Russian).

Lopes V.L. Concessions in the system of state-private partnership as one of the directions of spatial development of the Russian Federation Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. (6). 219-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.