PuBLiC PRIVATE PARTNERSHIP
Гавриленко И.Г. Gavrilenko I.
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 338:22
Хакимов Т.М. Khakimov Т.М.
кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспорт и хранение нефти и газа» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
DOI: 10.17122/2541-8904-2019-4-30-116-127
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА
Целью данной публикации является исследование социально-экономической и бюджетной эффективности инвестиций в развитие услуг муниципального теплоснабжения на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП).
Для достижения цели исследования в статье были поставлены и решены следующие основные задачи: исследованы теоретико-методологические основы реализации инвестиционных проектов в коммунальной сфере на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП); выявлены основные причины, сдерживающие развитие ГЧП в жилищно-коммунальном комплексе России; проведён анализ современного состояния коммунального комплекса Республики Башкортостан, установлены основные направления региональной инвестиционной политики в отрасли ЖКХ, определены направления инвестирования системы теплоснабжения муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан, разработан алгоритм оценки социально-экономической и бюджетной эффективности инвестиций в предприятие коммунального теплоснабжения.
Экономическая эффективность предприятия теплоснабжения рассчитывается исходя из экономии затрат на топливо, сокращения потерь при передаче тепла, экономии на управленческих затратах; социальная эффективность выражается в обеспечении надёжности и бесперебойности подачи коммунальных услуг потребителям, экономической выгоде населения от снижения тарифов, росте качества услуг, повышении качества жизни населения территории. Бюджетная эффективность складывается из экономии бюджетных средств на дотации убытков коммунальных предприятий, ликвидацию негативных экологических последствий аварий теплоснабжающих организаций, сокращение уровня компенсаций населению и т.п.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессия, теплоснабжение, износ, инвестиции, надежность, безаварийность, эффективность.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL FOR INCREASING INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
The purpose of this publication is to study the socio-economic and budgetary effectiveness of investments in the development of municipal heating services based on public-private partnerships (PPPs).
To achieve the goal of the study, the following main tasks were set and solved in the article: the theoretical and methodological foundations of the implementation of investment projects in the public sector on the basis of public-private partnership (PPP) were investigated; identified the main reasons that hinder the development of PPPs in the housing and communal complex of Russia; the analysis of the current state of the communal complex of the Republic of Bashkortostan, the main directions of the regional investment policy in the housing and communal services sector are established, the directions of investing in the heat supply system of the municipal district of the Yanaulsky district of the Republic of Bashkortostan are determined, an algorithm for assessing the socio-economic and budgetary effectiveness of investments in the communal heat supply enterprise is developed.
The economic efficiency of the heat supply enterprise is calculated on the basis of saving fuel costs, reducing losses during heat transfer, saving on management costs; social efficiency is expressed in ensuring the reliability and uninterrupted supply of utilities to consumers, the economic benefit of the population from lower tariffs, an increase in the quality of services, and an increase in the quality of life of the population of the territory. Budgetary efficiency consists of saving budgetary funds for subsidizing losses of utilities, eliminating the negative environmental consequences of accidents of heat supply organizations, reducing the level of compensation to the population, etc.
Key words: public-private partnership, concession, heat supply, depreciation, investment, reliability, trouble-free, efficiency.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - комплекс подотраслей непроизводственной сферы, оказывающих существенное влияние на уровень жизни граждан. На сегодняшний день это преимущественно убыточная и дотируемая отрасль, не вызывающая особого интереса у потенциальных инвесторов. Дефицит инвестиционных ресурсов, отсутствие возможности использовать свой капитал в полном объеме, недостаточный экономический потенциал государства, увеличение расходов на ЖКУ подталкивают к новым, действенным методам привлечения инвестиций в отрасль. Особо можно выделить механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) как один из наиболее успешных методов.
Инструменты государственно-частного партнерства будут способствовать развитию ЖКХ, привлечению инвестиций для оздоровления всей отрасли, что приведёт к уменьшению аварийности, росту качества обслуживания, следовательно, и уровня жизни граждан.
В отечественной и зарубежной экономической литературе уделяется значительное внимание исследованиям инновационных процессов взаимоотношений государства и частного бизнеса. Освещению теоретических и прикладных проблем государственно-частного партнерства (ГЧП) посвящены труды В. Агроскина, Н.Ю. Азаренко, Л.В. Буланковой, А.Б. Белицкой, В.Г. Варнавского, А.В. Клименко, В.А. Королева, Д. Делмон, О.А. Кожухиной, В. Мочальникова, А.Я. Тамахиной, И.С. Шершовой, Л. Шарингер [1-6].
Зарубежный опыт использования механизма государственно-частного партнёрства описан в работах М.С. Айрапетян и Е.Е. Китаниной [7, 8].
Значительный вклад в разработку экономических аспектов развития жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на основе методов ГЧП, внесли следующие авторы: Н.Ю. Азаренко, Л.В. Буланкова,
-117
PuBLiC PRÍVATE PARTNERSHiP
С.Д. Дубинчина, О.И. Игнатьев, В.Л. Ерёмин, К.В. Дружков, Ю.Ю. Купоров, А.И. Лежнева, О.А. Ломовцева, О.А. Герасименко, Э.М. Малкандуев, Е.И. Новикова, В.Д. Павелкин, Е.Е. Суховольская, Н.В. Холодов, Т.М. Яндиев и другие [9-17].
Под ГЧП подразумевается сотрудничество публичного и частного партнёров, оформленное юридически на определённый период, созданное с целью объединения ресурсов, осуществляемое на условиях договора, в соответствии с федеральным законом и намерением улучшить качество товаров, работ и услуг, сделать их более доступными [18].
В зависимости от отрасли партнёрское соглашение можно реализовать в форме кооперации, совместных предприятий, договорной системы, концессии, лизинга и др.
Мировой опыт показал, что концессия, как одна из форм ГЧП, получила наибольшую популярность для привлечения инвестиций в ЖКХ, она даёт возможность с наибольшей вероятностью согласовать интересы всех участников проекта, а кроме того, потребителей ЖКУ
С помощью концессионных соглашений удается привлекать частные инвестиции в ЖКХ и тем самым развивать данную отрасль. В России же заключение концессионных соглашений еще недостаточно развито, но набирает всё большую популярность. В России наиболее приоритетной областью использования ГЧП является коммунальная энергетика (рис. 1).
Рисунок 1. Сферы реализуемых проектов ГЧП в России
Для эффективной реализации ГЧП-проектов требуется:
- повышение прозрачности методов сотрудничества госорганов с бизнесом;
- справедливое распределение рисков между всеми участниками проекта;
- закрепление гарантий окупаемости вложений для инвестора;
- усовершенствование законодательной базы, касающейся тарифов, для возможности вычисления параметров эффективности ГЧП-проекта;
- применение новейших информационных технологий при реализации ГЧП-проектов.
На данный момент времени большое число потерь в жилищно-коммунальном хозяйстве связано с тем, что основные фонды являются изношенными как физически, так и морально. Сравнительные характеристики функционирования отечественных и зарубежных предприятий теплоснабжения показаны на рисунке 2.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Рисунок 2. Сравнительные характеристики функционирования отечественных и зарубежных предприятий теплоснабжения [19]
Основные проблемы ГЧП в сфере ЖКХ России:
1) объект концессионного соглашения, определение его состава и описание;
2) возврат инвестиций, высокие инвестиционные риски по причине проводимой государством жесткой тарифной политики. К этой группе можно отнести и проблему низкого уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением;
3) компетенции сторон концессионного соглашения. Здесь следует отметить, что необходимые компетенции, прежде всего, отсутствуют у муниципалитетов;
4) доступ к инвестициям.
Решение указанных проблем позволит достичь в регионах одна из основных целей концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», состоящей в развитии управления имущественным комплексом жилищно-коммунальной сферы на основе государственно-частного партнёрства, в том числе концессионных соглашений [20].
В Республике Башкортостан реализация инвестиционных программ осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РБ от 30 ноября 2018 года № 578 и направлена на обеспечение реализации инвестиционных программ организациями водоснабжения, теплоснабжения и водо-
отведения. Всего на реализацию основного мероприятия было предусмотрено финансирование в отчетном году (2018) в размере 141,9 млн рублей, все выделенные средства освоены. Структура инвестиций по заключенным концессионным соглашениям коммунальной инфраструктуры Республики Башкортостан представлена на рисунке 3 [21].
Распоряжением Правительства РБ от 28 ноября 2018 года № 1179-р8-ми администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан выделены субсидии из бюджета Республики Башкортостан в размере 113,43 млн рублей на условиях софинансирования мероприятий утверждённых инвестиционных программ из местных бюджетов.
Для упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности отрасли в Республике Башкортостан внедрена целевая модель по подключению к системам теплоснабжения (технологическое присоединение), к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
По состоянию на 1 января 2019 г. в Республике Башкортостан зарегистрировано 27 концессионных соглашений на эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, по которым передано 1538 объектов энергетики и коммунальной инфраструктуры (рис. 4).
PuBLiC PRIVATE PARTNERSHiP
Рисунок 3. Структура инвестиций по заключенным концессионным соглашениям коммунальной инфраструктуры Республики Башкортостан (на 01.01.2019 г.)
Концессионные соглашения заключены в 14 муниципальных районах и городских округах (в том числе: Баймакский, Белебеевский, Бирский, Благовещенский, Бураевский, Дюртюлинский, Ишимбайский, Мишкинский, Туймазинский, Уфимский, Федоровский, Чишминский, Янаульский районы, г. Октябрьский). Общий объем инвестиций по заключенным концессионным соглашениям составляет 2359,8 млн руб., в том числе:
- средства концессионера - 1751,5 млн рублей (74,2 %);
- средства муниципального бюджета - 68 млн рублей (2,9 %) в Бураевском и Бирском районах;
- средства бюджета Республики Башкортостан - 282,1 млн рублей (12,8 %) в Мишкинском, Бураевском, Туймазинском, Чишминском районах и г. Октябрьский;
- средства федерального бюджета - 258,2 млн. рублей (10,9 %) в Туймазинском районе [21].
Рисунок 4. Количество объектов энергетики и коммунальной инфраструктуры Республики Башкортостан, переданных по концессионным соглашениям (на 01.01.2019 г.) [22]
Коммунальными организациями реализуются мероприятия по оптимизации собственных расходов.
Основными оптимизационными мероприятиями являлись: сокращение численности сотрудников путём совмещения рабочих профессий, введение неполного рабочего дня, внедрение автоматизированной системы управления в котельных и насосных станциях); внедрение энергосберегающих технологий; оптимизация помещений, что позволит снизить арендную плату; реализация неиспользуемого в основном производстве имущества; установка систем ГЛОНАСС; снижение расходов на горюче-смазочные материалы; сокращение общехозяйственных
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
расходов; оптимизация фонда оплаты труда (прекращение ночных выплат в связи с переходом на дневной график работы, за счёт отпусков без сохранения заработной платы, сокращение размера премирования персонала).
Анализ бюджета муниципального района (МР) Янаульский район Республики Башкортостан показывает, что итогом реализуемой в последние годы федеральной бюджетно-налоговой политики является относительно низкая обеспеченность бюджета муниципального района собственными доходами и зависимость от федерального центра и Республики Башкортостан (рис. 5) [23].
Рисунок 5. Инвестиции в основной капитал, использованные предприятиями и организациями, на душу населения в среднем по Республике Башкортостан и Янаульском районе РБ, руб.
Степень использования имеющегося на территории района инвестиционного потенциала пока недостаточна [23]. Структура инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций МР Янаульский район представлена на рисунке 6 [24].
Инвестиционная политика муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан направлена на создание условий для сбалансированного развития экономики, повышения активности в инвестиционной сфере и улучшение инфраструктурной обеспеченности района.
С приходом инвесторов будут созданы новые рабочие места, снижен уровень безработицы, появятся дополнительные поступления в бюджеты муниципального района Янаульский район и Республики Башкортостан.
Приток инвестиций из всех источников финансирования обеспечит бесперебойную работу всех сфер жизнеобеспечения (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение), увеличится ввод жилья, следовательно, возрастет средняя обеспеченность жильём на 1 человека.
PuBLic PRiVATE PARTNERsHiP
Рисунок 6. Структура инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций, %, МР Янаульский район в 2013 и 2017 гг., %
Анализ инвестиционной привлекательности объектов инфраструктуры теплоснабжения Янаульского района РБ выявил ряд проблем, требующих решения:
1) улучшение качества горячей воды, подаваемой потребителям;
2) необходимость реконструкции котельных № 1 и 2 в связи с большим сроком (более 20 лет) эксплуатации котлов и большой изношенностью оборудования;
3) низкий уровень автоматизации процессов теплоснабжения и горячего водоснабжения;
4) большие потери тепла в магистральных трубопроводах (до 20 %);
5) большие затраты по доставке энергоносителей потребителям.
Выполненные расчёты надежности характеризуют систему теплоснабжения г. Янаул как малонадёжную. Основной причиной такого состояния объектов инженерной инфраструктуры является их значительный физический износ (по данным бухгалтерского учета, составляет 50 %).
В связи с этим особую актуальность приобретает создание условий для привлечения долгосрочных инвестиций в коммунальную энергетику муниципального района в формате государственно-частного и муници-пально-частного партнёрства.
В настоящее время осуществляется разработка программы инвестирования системы теплоснабжения муниципального района Янаульский район РБ на основе использова-
ния ГЧП. Основу инвестиционной программы составляет модернизация и техническое перевооружение теплоисточников Янаульского филиала АО «Башкоммунэнерго», обеспечивающего теплоснабжение на территории ГП город Янаул.
Основными целями инвестиционного проекта являются:
- повышение надёжности работы систем коммунального теплоснабжения Янаульского филиала АО «Башкоммунэнерго»;
- теплоснабжение населения и объектов социальной сферы в соответствии со стандартами качества;
- внедрение энергосберегающих технологий, достижение энергоэффективности теплоснабжения;
- замедление темпов роста тарифов на услуги теплоснабжения.
Реализация мероприятий инвестиционной программы позволит улучшить качество и надежность оказываемых потребителям услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Критериями оценки эффективности инвестиционного проекта будут экономическая эффективность, социальная и бюджетная.
Алгоритм оценки экономической, социальной и бюджетной эффективности инвестиций в развитие предприятия коммунального теплоснабжения с учётом их взаимосвязей представлен на рисунке 7 [12].
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Рисунок 7. Алгоритм формирования эффективности инвестиционного проекта коммунального предприятия
Достижение экономической эффективности (использование рыночных механизмов) позволит:
- экономить средства бюджетов разных уровней;
- сделать инвестиционный проект привлекательным для бизнеса;
- стимулировать коммунальную компанию к изысканию внутренних резервов повышения эффективности, стимулировать к ресурсо- и энергосбережению.
Достижение социальной (общественной эффективности) инвестиционного проекта выражается:
- в обеспечении надёжности и бесперебойности подачи коммунальных услуг потребителям;
- экономической выгоде населения от неповышения тарифов;
- росте качества услуг;
- повышении качества жизни населения территории.
Важнейшей составляющей производства услуг теплоснабжения является обеспечение их надлежащего качества. Требования к качеству предъявляют все участники системы,
как потребители, так и коммунальные предприятия.
Бюджетная эффективность концессии.
Бюджетная эффективность складывается из экономии бюджетных средств на дотации убытков коммунальных предприятий, ликвидации негативных экологических последствий аварий теплоснабжающих организаций, сокращения уровня компенсаций населению и т.п.
Проект концессии в сфере теплоснабжения муниципальных районов может быть признан эффективным, и данная практика может быть рекомендована к применению в других муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
Выводы
1. Основные признаки государственно-частного (муниципально-частного) партнерства: наличие двух субъектов (частный бизнес и органы публичной власти), юридическое оформление взаимоотношений, долгосрочное сотрудничество, партнерский характер взаимодействия сторон, объединение усилий и ресурсов всех сторон, распре-123
PUBLÍC PRÍVATE PARTNERSHÍP
деление финансовых рисков и затрат, общественная значимость проектов.
2. Причины, сдерживающие развитие ГЧП в жилищно-коммунальном комплексе России, Республике Башкортостан: низкая рентабельность предприятий отрасли, отсутствие прозрачности тарифообразования, финансовых потоков, высокий уровень инвестиционных рисков, сопряженный с внушительным износом всех систем жилищно-коммунального комплекса, несовершенство нормативно-правовой базы, низкий уровень доверия между властью и бизнесом, бюрократизация и инертность власти.
3. Для эффективной реализации ГЧП-проектов требуется: повышение прозрачности методов сотрудничества госорганов с
Список литературы
1. Азаренко Н.Ю., Буланкова Л.В. Применение механизма ГЧП в условиях циф-ровизации сферы ЖКХ (на примере г. Людиново) // Вызовы цифровой экономики: условия, ключевые институты, инфраструктура: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 124-131.
2. Белицкая А.Б. Взаимоотношения государства и частного бизнеса // Юрист. -2013. - № 12. - С. 21.
3. Варнавский В.Г. Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнёрство: теория и практика: Учебное пособие. - М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010.
4. Делмон Д. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре: практическое руководство для органов государственной власти [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fcpf.ru/upload/ _russian.pdf, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: январь 2019 г.).
5. Кожурина О.А. Государственно-частное партнёрство: понятие, история и признаки // Ростовский научный журнал. -2019. - № 2. - С. 159-166.
6. Тамахина А.Я., Шершова И.С. Роль малого и среднего бизнеса в становлении
бизнесом; справедливое распределение рисков межу всеми участниками проекта; закрепление гарантий окупаемости вложений для инвестора; усовершенствование законодательной базы, касающейся тарифов, для возможности вычисления параметров эффективности ГЧП-проекта; применение новейших информационных технологий при реализации ГЧП-проектов.
4. При формировании программы развития коммунального предприятия необходимо учитывать интересы всех участников системы коммунальных услуг - производителя, потребителя, инвестора, власти. Критериями оценки эффективности инвестиционного проекта будут экономическая эффективность, социальная и бюджетная.
инновационной экономики Кабардино-Балкарской Республики // Научное обеспечение инновационного развития агропромышленного комплекса регионов РФ: Материалы международной научно-практической конференции. - Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2018. - С. 255-260.
7. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства: Аналитическая записка Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ.
8. Китанина Е.Е. Концессионные соглашения в зарубежных странах: развитие правового регулирования // Современное право.
- 2010. - № 4.
9. Азаренко Н.Ю., Буланкова Л.В. Анализ ГЧП-проектов в сфере ЖКХ в России // Актуальные аспекты управления и экономики в современных условиях. - 2017. - С. 252-255.
10. Дубинчина С.Д., Игнатьев О.И. Концессии в ЖКХ: изменение правил игры или более тонкая настройка уже работающего института // Энергетика и право. - 2016.
- № 13. - С. 22-26.
11. Еремин В.Л., Дружков К.В. Государственно-частное партнерство - актуальная форма реализации инфраструктурных проектов // Экономика и математические методы. - 2018. - Т. 54. - № 4. - С. 111-115.
12. Купоров Ю.Ю. Социально-экономическая эффективность инвестиций в развитие услуг водоснабжения и водоотведе-ния: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2017. - 142 с.
13. Лежнёва А.И. Концессия как стратегия развития объектов жилищно-коммунального хозяйства // Современные проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - С. 4-8.
14. Ломовцева О.А., Герасименко О.А. Концессионные соглашения в коммунальной инфраструктуре регионов России - социальные инвестиции власти и бизнеса // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2017. - № 15. - С. 84-89.
15. Павелкин В.Д. Проблемы, возникающие при заключении концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2019. - С. 164-167.
16. Суховольская Е.Е. Концессионные соглашения в сфере ЖКХ // Вестник современных исследований. - 2018. - № 5.4. - С. 373-378.
17. Холодков Н.В. Проблемы заключения концессионных соглашений в сфере ЖКХ // Экономика и социум. - 2017. - № 9. - С. 394400.
18. Федеральный закона от 13 июля 2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», информационно-правовой портал Гарант - Режим доступа: http://base.garant.ru.
19. Ермолова К.А. Специфика теплоэнергетических концессий в регионах (на материалах Липецкой области) // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ - 2018. - № 9. - С. 37-48.
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 80-р «Об утверждении Стратегии развития жилищно-ком—мунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
года», информационно-правовой портал Гарант - Режим доступа: http://base.garant.ru.
21. Доклад министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан С.И. Афонина на расширенном заседании коллегии Минжилкомхоза РБ «Об итогах деятельности Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан в 2018 году и задачах на 2019 год» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// mgkhrb.ru.
22. Пояснительная записка к отчёту о ходе реализации и об оценке эффективности реализации государственной программы «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан» за 2018 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mgkhrb.ru.
23. Социально-экономическое положение муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан: статистический сборник / Башкортостанстат. - Уфа, 2018. - 277с.
24. Стратегия инвестиционного развития муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан на 2017-2022 годы. Утверждена постановлением Администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан от «10» августа 2017 года №№ 869 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yanaul. bashkortostan.ru/.
References
1. Azarenko N.Yu., Bulankova L.V. The use of the PPP mechanism in the digitalization of the housing sector (for example, Lyudinovo) // Challenges of the digital economy: conditions, key institutions, infrastructure: a collection of articles of the 1st All-Russian Scientific and Practical Conference. - 2018 .-- S. 124-131.
2. Belitskaya A.B. Relations between the state and private business // Lawyer. - 2013. -No. 12. - S. 21.
3. Varnavsky V.G. Klimenko A.V., Korolev V.A. Public-Private Partnership: Theory and Practice: A Training Manual. - M.: Publishing House of the State University - Higher School of Economics, 2010.
PuBLiC PRÍVATE PARTNERSHiP
4. Delmon D. Public-private partnership in infrastructure: a practical guide for public authorities [Electronic resource] Access mode: http://www.fcpf.ru/upload/ _russian.pdf, free. Zagl. from the screen. Yaz. Russian (Date of treatment: January 2019).
5. Kozhurina O.A. Public-private partnership: concept, history and features // Rostov Scientific Journal. - 2019 .-- No. 2. - S. 159-166.
6. Tamakhina A.Ya., Shershova I.S. The role of small and medium-sized businesses in the formation of the innovative economy of the Kabardino-Balkarian Republic // Scientific support for the innovative development of the agro-industrial complex of the regions of the Russian Federation: Materials of the international scientific and practical conference. - Kurgan: Publishing House of the Kurgan State Agricultural Academy, 2018 .-- S. 255-260.
7. Hayrapetyan M.S. Foreign experience of public-private partnership: An analytical note of the Legal Department of the State Duma of the Russian Federation.
8. Kitanina E.E. Concession agreements in foreign countries: the development of legal regulation // Modern Law. - 2010. - No. 4.
9. Azarenko N.Yu., Bulankova L.V. Analysis of PPP projects in the housing sector in Russia // Actual aspects of management and the economy in modern conditions. - 2017 .-- S. 252-255.
10. Dubinchina S.D., Ignatiev O.I. Concessions in housing and communal services: changing the rules of the game or finer tuning of an existing institute // Energy and Law. - 2016.
- No. 13. - S. 22-26.
11. Eremin V.L., Druzhkov K.V. Public-private partnership - an actual form of implementation of infrastructure projects // Economics and Mathematical Methods. - 2018.
- T. 54. - No. 4. - S. 111-115.
12. Kuporov Yu.Yu. Socio-economic efficiency of investments in the development of water supply and sanitation services: dis. ... cand. econ. Sciences: 08.00.05. - SPb., 2017 .-142 p.
13. Lezhneva A.I. Concession as a development strategy for housing and communal
services // Modern problems of economics and management. - 2016 .-- S. 4-8.
14. Lomovtseva O.A., Gerasimenko O.A. Concession agreements in the communal infrastructure of Russian regions - social investments of government and business // Bulletin of the Volgograd State Technical University. - 2017. - No. 15. - S. 84-89.
15. Pavelkin V.D. Problems arising during the conclusion of a concession agreement in the field of housing and communal services // Modern scientific research: current issues, achievements and innovations: a collection of articles of the VII International Scientific and Practical Conference. - Penza, 2019 .-- S. 164167.
16. Sukhovolskaya E.E. Concession agreements in the housing sector // Bulletin of modern studies. - 2018. - No. 5.4. - S. 373-378.
17. Kholodkov N.V. Problems of concluding concession agreements in the field of housing and communal services // Economics and Society. - 2017. - No. 9. - S. 394-400.
18. Federal Law of July 13, 2015 No. 224-03 "On Public-Private Partnerships, Municipal-Private Partnerships in the Russian Federation and Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation", Garant Information and Legal Portal - Access mode: http: // base.garant.
19. Ermolova K.A. Specificity of heat power concessions in the regions (based on materials from the Lipetsk region) // Scientific notes of the Tambov branch of RoSMU. - 2018. - No. 9. - S. 37-48.
20. The order of the Government of the Russian Federation of January 26, 2016 No. 80-r "On approval of the Strategy for the development of housing and communal services in the Russian Federation for the period until 2020", the information and legal portal Garant - Access mode: http: // base.garant.ru.
21. Report of the Minister of Housing and Communal Services of the Republic of Bashkortostan S.I. Afonina at an expanded meeting of the board of the Ministry of Housing and Communal Services of the Republic of Belarus "On the results of the activities of the Ministry of Housing and Communal Services of
the Republic of Bashkortostan in 2018 and the tasks for 2019" [Electronic resource]. Access mode: http://mgkhrb.ru.
22. Explanatory note to the report on the implementation progress and on evaluating the effectiveness of the implementation of the state program "Modernization and Reform of Housing and Communal Services of the Republic of Bashkortostan" for 2018 [Electronic resource]. Access mode: http://mgkhrb.ru.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
23. Socio-economic situation of municipal districts and urban districts of the Republic of Bashkortostan: statistical compilation / Bashkortostanstat. - Ufa, 2018 .-- 277s.
24. Investment development strategy of the municipal district of the Yanaul district of the Republic of Bashkortostan for 2017-2022. Approved by resolution of the Administration of the municipal district