Научная статья на тему 'Условия успешной интеграции студентов - представителей национальных меньшинств в образовательное пространство вуза'

Условия успешной интеграции студентов - представителей национальных меньшинств в образовательное пространство вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
771
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / АККУЛЬТУРАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / ПРАВОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ / STUDENTS REPRESENTATIVES OF NATIONAL MINORITIES / UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE / ACCULTURATION / PSYCHOLOGICAL AND SOCIOCULTURAL ADAPTATION / INTERCULTURAL COMMUNICATION / SOCIAL / EDUCATIONAL / PROFESSIONAL / LEGAL INTEGRATION / LEGAL AWARENESS / ETHNIC TOLERANCE / CULTURAL SELFEXPRESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилюк Оксана Александровна, Ковалева Виктория Николаевна, Штарк Елена Владимировна

В статье рассмотрена проблема интеграции студентов представителей национальных меньшинств в образовательное пространство вуза. С учетом того, что социальная, образовательная, профессиональная и правовая интеграция студентов представителей национальных меньшинств в образовательное пространство вуза тесно связана с решением проблемы их культурного самовыражения, описаны условия успешной интеграции таких студентов на примере Красноярского государственного медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилюк Оксана Александровна, Ковалева Виктория Николаевна, Штарк Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR SUCCESSFUL INTEGRATION OF STUDENTS - REPRESENTATIVES OF NATIONAL MINORITIES INTO UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE

The paper reviews the problem of integration of students representatives of national minorities into university educational space. Taking into consideration the fact that social, educational, professional, legal integration of students representatives of national minorities into university educational space is closely related to the problem of their cultural self-expression, the conditions for successful integration of such students are described with specific reference of the Krasnoyarsk State Medical University.

Текст научной работы на тему «Условия успешной интеграции студентов - представителей национальных меньшинств в образовательное пространство вуза»

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТУДЕНТОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА

Студенты - представители национальных меньшинств, образовательное пространство вуза, аккультурация, психологическая и социокультурная адаптация, межкуль-турная коммуникация, социальная, образовательная, профессиональная, правовая интеграция, правосознание, этническая толерантность, культурное самовыражение.

В последние годы в вузах России, и в частности в Красноярском государственном медицинском университете (далее — КрасГМУ) наметилась тенденция к увеличению количества иногородних обучающихся, среди которых сегодня студенты из различных регионов Красноярского края (включая Эвенкийский и Долгано-Не-нецкий (Таймырский) районы), Республик Тыва, Хакасия, Бурятия, стран СНГ (Азербайджана, Армении, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и др.) и дальнего зарубежья. Учитывая данную ситуацию, обусловленную как социально-экономическими изменениями в стране (за последние годы в России резко возросло количество мигрантов и переселенцев из стран СНГ), так и реализацией вузом целевого набора1 студентов, а также растущие темпы развития студенческой мобильности (ежегодные обмены студентами с партнерскими университетами США и Японии), можно справедливо утверждать, что образовательное пространство вуза сегодня является поликультурным.

Такая поликультурность не нова для нашей страны, население которой с древнейших времен отличалось гостеприимностью и уважением по отношению к представителям иностранных культур. С развитием торговых отношений расширялся и обмен традициями, росло число межнациональных браков, в состав Российской империи добровольно входили новые государства. Так, например, 18 (30) января 1801г. обнародован Манифест о присоединении Грузии к России; 9 мая 1802 г. акт о принятии «в подданство России» туркменского народа и т. д. [Епифанов, Мавродин, 1974]. В период существования Советской власти тенденция к многонациональности продолжилась: вначале четыре, а спустя годы шестнадцать республик (до 1926 г.) входили в состав СССР. Согласно Конституции 1977 г. СССР провозглашался единым союзным многонациональным и социалистическим государством [Конституция СССР, 1977, ст. 33, 36]. В наши дни многонациональность Российского государства закреплена в действующей Конституции Российской Федерации: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка» [Конституция Российской Федерации, 1993, ст. 19].

Отметим, что во все описанные выше периоды многонациональности в России стояла проблема психологической аккультурации (т. е. вживания в политическое,

1 Количество выделяемых мест для целевого набора абитуриентов определяется решением ученого совета согласно заявкам с территорий Красноярского края (56 районов), территорий региона (Тыва, Хакасия, ЭАО, ТАО), северных территорий (Норильск, Северо-Енисейск, Игарка) и Республики Бурятия и составляет, по данным за последние годы, почти 50 % бюджетного набора университета.

социальное и культурное поле нового государства) представителей национальных меньшинств. Конечным результатом процесса психологической аккультурации является адаптация, варьирующаяся от успешной до неуспешной. У. Сирл и С. Уард выделили два аспекта адаптации: психологическая и социокультурная. Первый состоит из психологических последствий, включая ясное понимание личностной и этнической идентификации, хорошее душевное здоровье и общую способность достигать чувства личного удовлетворения в обществе пребывания. Второй — из личностных последствий, которые связывают индивида с новой социокультурной реальностью, и включает способность справляться с ежедневными проблемами в новом культурном окружении, особенно в сферах семейной жизни, работы и учебы [Searle, Ward,, 1990].

В наши дни проблема психологической аккультурации не теряет актуальности для различных слоев населения России, но особо остро она стоит в отношении представителей национальных меньшинств, обучающихся в вузах. Такая ситуация обусловлена тем, что на этапе высшего образования проблема аккультурации, социально-экономической и политической адаптации иностранных студентов осложняется необходимостью их образовательной и профессиональной интеграции в социальное пространство вуза на фоне психологических особенностей юношеского возрастного периода. В таких условиях адаптация и аккультурация происходят в большинстве случаев при глубочайшей перестройке психологии личности, что приводит к изменению поведения и восприятия окружающего мира.

Ситуация осложняется тем, что на этапе получения высшего образования особенно остро встает проблема языка и межкультурного общения, а также культурного самовыражения национальных меньшинств в новом социокультурном пространстве. В связи с этим в образовательном пространстве вуза возникает ряд опасностей.

Так, существует опасность появления в студенческой среде национальных стереотипов, которые «преимущественно выражают негативную оценку иных национальностей и строятся на предубеждениях, возникающих в результате столкновения мнений» [Агаев, 1992, с. 87].

Студенты, являющиеся представителями национальных меньшинств, не всегда имеют высокий уровень правовой грамотности, правосознания. Между тем значимость правосознания, которое определяется как «форма общественного сознания, система понятий, идей, представлений о должном порядке правового регулирования общественной жизни» [Теория государства и права, 2008, с. 298], требует установления общеобязательных норм поведения и очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного, чрезвычайно велика для успешной социальной, образовательной и профессиональной интеграции студентов в образовательное пространство вуза.

Учитывая тот факт, что правосознание личности взаимосвязано с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой, в многонациональной молодежной студенческой среде могут возникнуть разные представления

о правомерности и противоправности.

Студенты начальных курсов часто не знакомы с Конституцией Российской Федерации, что, в свою очередь, может негативно сказаться на процессах образовательной и профессиональной интеграции и явиться причиной неспособности студентов грамотно отстаивать свои права, а порой и конфликтов в процессе меж-культурной коммуникации и правонарушений в студенческой среде. Вместе с тем правовая культура немыслима без сознательного и ответственного отношения к

своим обязанностям не только обычных граждан, но и должностных лиц, что особенно актуально для деятельности будущих специалистов сферы здравоохранения [Теория государства и права, 2008, с. 301].

В связи с этим важными задачами воспитательной работы в университете сегодня являются воспитание у студентов этнической толерантности, развитие способностей к межкультурной коммуникации в условиях диалога культур, оказание помощи в социальной, образовательной, профессиональной, правовой интеграции студентов — представителей национальных меньшинств в пространство медицинского вуза как основа для их интеграции в социальное пространство города Красноярска, Красноярского края, Российской Федерации.

Значимость решения указанных задач подтверждается и на государственном уровне: проблемы этнокультурного образования находят отражение в ФЗ РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования до 2010 года» и др. законодательных актах; в принятых сегодня новых Госстандартах высшего профессионального образования толерантность включена в одну из общекультурных компетенций, необходимых сегодня специалистам различного профиля.

Поставленные задачи обусловили проведение исследования, целью которого стало выявление условий успешной интеграции студентов — представителей национальных меньшинств в образовательное пространство современного вуза.

Прежде всего, мы изучили существующие социально-психологические концепции формирования этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова,

Н.М. Лебедева и др.) и исследования по проблемам поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, М.Г. Тайчинов и др.).

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволил нам констатировать наличие в ней различных определений этнической толерантности. В контексте вузовского образования целесообразным, на наш взгляд, является рассмотрение этнической толерантности как интегративного качества личности, представляющего собой единство внутренних и внешних компонентов и определяющего активную нравственную позицию человека во взаимоотношениях с людьми независимо от их культурной и национальной принадлежности (Н.М. Лебедева, О.Л. Романова, Г.И. Пилиева и др.)

Современные исследователи придают большое значение обеспечению готовности будущих специалистов к межкультурному профессиональному взаимодействию. Такое взаимодействие в рамках высшего профессионального образования предполагает, прежде всего, достижение межкультурной компетенции, обеспечивающей единое для всех участников профессионального взаимодействия понимание происходящего, его причин и последствий [Елизарова, 2001]. В свою очередь, развитая межкультурная компетенция позволит студентам в будущей профессиональной деятельности адекватно интерпретировать и принимать социокультур -ные особенности партнеров по коммуникации при решении практических задач [Вугат, 1997].

Ряд авторов СД.М. Абдуразакова, Е.В. Бондаревская, Л.П. Карпушина, Е.Ю. Новикова и др.) справедливо обращают внимание на необходимость развития этнокультурных принципов в образовании. Так, Л.П. Карпушина говорит о принципе этнокультурности образования, на основе которого должны решаться задачи этнокультурного обучения, воспитания, развития, формирования гражданственности, патриотизма, этнического самосознания, толерантности, способности к поликуль-турному общению. На основе такого подхода, по ее мнению, происходит освоение ценностей и культуры, приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков,

этнокультурного опыта, которые обеспечат становление этнокультурной и поли-культурной личности [Карпушина, 2010, с. 64]. Данный принцип соотносится с принципом диалога культур, отраженным в работах М.М. Бахтина, B.C. Библера,

Н.Я. Данилевского и др.

Проведенный анализ научной литературы и наблюдение за образовательным процессом в медицинском вузе позволили нам прийти к следующим выводам.

1. Успешность деятельности по перечисленным выше аспектам интеграции студентов — представителей национальных меньшинств в образовательное пространство вуза тесно связана с решением проблемы их культурного самовыражения. В рамках образовательного пространства медицинского вуза возможности культурного самовыражения могут быть предоставлены студентам путем вовлечения их в межкультурную коммуникацию в рамках ряда образовательных, социально- и профессионально-ориентированных проектов, стимулирующих развитие коммуникативных качеств молодежи, диалог культур.

2. Задачи развития этнической толерантности в поликультурном образовательном пространстве вуза должны решаться на основе принципов этнокультурности образования и диалога культур. Получение студентами информации о культуре различных народов, их истории и роли в современном мире актуализирует взаимодействие культурных норм и ценностей. При этом реализация этих принципов повышает значимость в современном высшем образовании социально-гуманитар-ных наук.

3. Для успешной интеграции студентов-представителей национальных меньшинств в образовательное пространство вуза необходимо создание в вузе комплекса условий, среди которых:

— придание образовательному процессу в вузе этнотолерантной направленности, как в рамках основных предметов учебного плана, так и путем включения в учебные планы университета дополнительных образовательных курсов («Основы межкультурной коммуникации», «Русский язык и культура речи», «История религии», «История искусства» и т. п.);

— организация круглых столов, бесед и лекций для студентов по актуальным культурным, социальным, правовым, психологическим, этическим вопросам;

— создание условий для эффективной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов путем организации системы консультирования студентов как по отдельным предметам, так и по общим вопросам организации учебы, внедрения новых ИКТ;

— создание в вузе психологического центра и организация работы службы психологической поддержки;

— организация деятельности по охране правопорядка внутри вуза силами студентов (создание «правового патруля», работа в области противопожарной безопасности и предупреждения правонарушений во время занятий в учебных корпусах и в общежитиях КрасГМУ);

— просвещение студентов в области правомерного поведения, привитие им уважения к закону государства, в котором они проживают, и одновременно уважения к традициям разных народов мира;

— организация постоянного мониторинга здоровья студентов вуза и пропаганды здорового образа жизни;

— организация работы центра межкультурной коммуникации и социальной адаптации студентов (далее — ЦМК), который привлекает обучающихся к участию в специальных вузовских (студенческая научно-практическую конференция «Меж-

культурная коммуникация: история и современность», фестиваль культур Крас-ГМУ, творческие вечера, тренинги этнической толерантности), городских (фестиваль «Студенчество без границ»), общероссийских (фестиваль CROSSROADS) и международных (телеконференции, скайп-конференции, круглые столы) мероприятиях.

Необходимо подчеркнуть важность создания комплекса указанных условий, который, на примере КрасГМУ, обеспечивается совместной работой сотрудников теоретических и клинических кафедр, а также целого ряда подразделений вуза в рамках общей концепции воспитательной работы и позволяет создавать более благоприятные условия обучения (внедрение современных интерактивных методов и новых обучающих сред) и проживания в общежитиях вуза (увеличение количества ПК, точек выхода в Интернет), оказывать специальную адаптационную поддержку (работа психологического центра, ЦМК, мониторинг здоровья), привлекать студентов к участию в творческих, научных, спортивно-массовых мероприятиях, волонтерскому движению.

Новизна применяемого подхода состоит в том, что практически в каждом из перечисленных направлений деятельности основными участниками являются студенты. Так, в вопросе организации учебного процесса студенты активно вовлечены и являются инициаторами разработки целого ряда интерактивных обучающих программ. Именно они являются основными организаторами мероприятий ЦМК (круглые столы, встречи со специалистами, фестивали культур) и работы по развитию сайта ЦМК, способствующих культурной, правовой, социальной интеграции студентов в образовательное пространство медицинского вуза. Важным аспектом профессиональной интеграции студентов КрасГМУ является их активное участие в разработке единого информационного пространства для медицинских учреждений города и края (система «Зеркало»), Социальная интеграция студентов обеспечивается их активным включением в работу вузовских и межвузовских (КрасГМУ — МГУ) строительных отрядов по благоустройству территории вуза (учебных корпусов, общежитий, стадиона и др. объектов).

Становление будущего врача зависит от его положения в системе социальных связей и отношений. В связи с этим значимым в отношении решения проблемы интеграции студентов, представляющих национальные меньшинства, в образовательное пространство вуза является понимание того, что акцент следует делать не на организацию мероприятий сугубо для категории студентов, представляющих национальные меньшинства, а на стимулирование поликультурного взаимодействия этих студентов со студентами, представляющими национальное большинство (в данном случае это русские), в рамках активного участия в межкультурных проектах. Именно при таком подходе образовательный процесс в вузе предстает как диалог, результатом которого являются открытие студентами друг другу ценностей своей культуры, понимание, осознание, сопереживание, воспитание этнической толерантности.

В своем исследовании мы попытались отследить степень вовлеченности студентов КрасГМУ в мероприятия, направленные на развитие межкультурной компетенции студентов, на основе данных по количеству и контингенту участников мероприятий, организуемых Центром межкультурной коммуникации КрасГМУ за последние 4 учебных года. В качестве исследуемой группы студентов нами были выбраны студенты факультета фундаментального медицинского образования (I — III курсы) по специальности «Лечебное дело» — участники мероприятий ЦМК. При этом студенты — представители национальных меньшинств, принявшие участие в

мероприятиях ЦМК за последние 4 учебных года, составили в среднем 67 % от всех участников мероприятий. Выявленная динамика изменения общего количества студентов I—III курсов специальности «Лечебное дело» — участников мероприятий ЦМК КрасГМУ показана ниже (рис.).

30

3.

\—

о;

s

Cl

I 20

m

| 15

0 пз т >>

§ 10 I-

1 ф

5

6 5

I-

I

S-

О

а творческие мероприятия п научные конференции

■ работа с сайтом ЦМК, Интернет-викторины ■ проектная деятельность и мероприятия уровня города, края в ме>ццународные мероприятия

Рис. 1. Динамика изменения количества студентов - участников мероприятий ЦМК КрасГМУ (1-Ш курсы специальности «Лечебное дело»)

Представленные на рис. данные позволяют заключить, что за последние четыре учебных года отмечается значительный рост количества участников всех указанных типов мероприятий ЦМК (в среднем в 6,2 раза).

Наиболее ярко положительная динамика числа участников выражена в отношении таких направлений, как работа с сайтом ЦМК и участие в Интернет-виктори-нах, международные мероприятия, что обусловлено и развитием международной деятельности вуза в целом, и широким внедрением новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс вуза за последние годы.

Результаты мероприятий мониторинга и анализа образовательных эффектов работы с исследуемой категорией обучающихся позволяют говорить о том, что реализация комплекса указанных выше условий способствует осуществлению ряда трансформаций как в образовательном пространстве вуза в целом, так и в мировоззрении вовлеченных в эти трансформации студентов. Безусловно, такие трансформации предполагают не одиночные меры, а планомерную, поэтапную деятельность, стимулирующую осмысление студентами толерантного отношения к различным культурам, взглядам, религиям, овладение способами самореализации в обучении, в профессии, в этнокультурной среде.

Таким образом, образовательное пространство вуза приобретает ряд новых характеристик, с одной стороны, способствующих успешному внедрению ГОС ВПО нового поколения посредством формирования у обучающихся общекультурных компетенций, с другой — выступающих критериями интеграции студентов различных культур в поликультурное пространство вуза. Среди таких характеристик —

критериев интеграции студентов различных культур в поликультурное пространство вуза необходимо отметить:

1) отсутствие стереотипов и доброжелательное отношение к студентам, представляющим национальные меньшинства, со стороны этнического большинства;

2) отсутствие межнациональных конфликтов в молодежной среде;

3) владение студентами, представляющими национальные меньшинства, русским и одним из иностранных языков;

4) активное участие студентов, представляющих национальные меньшинства, в общественной жизни вуза, в работе организаций студенческого самоуправления и волонтерских штабов, в профессиональной научно-исследовательской и различных видах творческой деятельности совместно с представителями этнического большинства;

5) снижение количества неуспевающих и количества отчислений среди студентов, представляющих национальные меньшинства;

6) рост количества учебных, спортивных, научных, творческих достижений на уровне вуза, города, края, страны, а также на международном уровне, среди студентов, представляющих национальные меньшинства;

7) отсутствие правонарушений среди студентов, представляющих национальные меньшинства;

Соответствие образовательного пространства вуза данным критериям, в свою очередь, свидетельствует об успешной социальной, образовательной, правовой и профессиональной интеграции студентов, представляющих национальные меньшинства, в образовательное пространство вуза, а также в новую для них политическую и социально-экономическую среду.

Библиографический список

1. Абдуразакова Д.М. Особенности реализации педагогической модели развития толерантного сознания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона // Образование и общество. 2009. № 2. С. 114-119.

2. Агаев А.Г. Нациология: Философия национальной экзистенции. Махачкала: Изд-во ДГУ, 1992. 239 с.

3. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Изд-во Союз, 2001. 291 с.

4. Епифанов П.П., Мавродин В.В. История СССР с древнейших времен до 1861 г. М.: Наука, 1974. 490 с.

5. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к образованию: к сущности вопроса // Интеграция образования. 2010. № 3. С. 63-66.

6. Конституция Российской Федерации. 12 декабря, 1993 г., М., 1993. 63 с.

7. Конституция СССР. 1977 г. М., 1977.

8. Кукушкин Ю.С. , Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1987. 367 с.

9. Теория государства и права / под ред. А.В. Малько. 3-е изд. М.: КНОРУС, 2008. 400 с.

10. Byram М. Teaching and assessing intercultural communicative competence. Clevedon: Multilingual Matters LTD, 1997. 121 p.

ll.SearleW., Ward C. The prediction of psychological and sociocultural adjustment during cross-cultural transitions // International Journal of Intercultural Relations. 1990. 14. P. 449-464.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.