УДК 37.061
Козырева Елена Юрьевна
методист Центра педагогики и психологии развития.
Красноярская университетская гимназия №1 «Универе» [email protected]
Условия успешной
АДАПТАЦИИ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Elena Yu. Kozyreva
methodologist of the Center of pedagogics and psychology of development.
Krasnoyarsk university gymnasium № 1 «Univers» [email protected]
Conditions of successful
ADAPTATION, RETENTION AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG SCHOOL TEACHERS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В статье представлены результаты всероссийского исследования, проводенного по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, в части описания условий, в которых сочетаются решение задач адаптации, закрепления и развития молодых педагогов. Главный аспект этой части исследования заключается в сопоставлении притязаний и ресурсного потенциала молодежи и управленческих решений, обеспечивающих капитализацию этого потенциала в интересах развития системы образования и достижения ею значимых качественных результатов. В статье описаны, с одной стороны, представления и переживания молодых педагогов к сюжетам адаптации, закрепления и профессионального развития в сфере образования, а с другой -фиксации управленцев школьного, муниципального и регионального уровней о действиях, предпринимаемых по созданию условий для этих процессов.
Ключевые слова: молодые педагоги, профессиональное самочувствие, адаптация, закрепление, профессиональное развитие, управление развитием.
Annotation. The article presents some results of nationwide research conducted for the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in the description of conditions beneficial for adaptation, retention and development of young school teachers. This part of the study focuses on comparing the claims and resource potential of the youth and the management decisions ensuring the capitalization of this potential for the development of the education system and achievement of significant qualitative results. The article describes, on the one hand, representations and experiences of young teachers to the topics of adaptation, retention and professional development in the field of education, and on the other - the statements of administrators of school, municipal and regional levels on the actions taken for conditioning these processes.
Keywords: young school teachers, professional well-being, professional adaptation, retention, professional development, development management.
В рамках исследования перед нами стояла задача изучить, с одной стороны, представления и переживания молодых педагогов к сюжетам адаптации, закрепления и профессионального развития в сфере образования, а с другой - представления управленцев школьного и муниципального уровней о действиях, предпринимаемых по созданию условий для тех же процессов.
В анкетном опросе приняло участие 13282 молодых педагога из 85 субъектов Российской Федерации, 4133 директора школ и 1011 представителей муниципальной и региональной власти. В рамках исследования в 85 субъектах российской Федерации были проведены фокус-группы, в которых приняли участие 7847 молодых педагогов.
Анализируя состояние ресурсного, политического, идеологического обеспечения адаптации, закрепления и профессионального развития молодых специалистов, большинство руководителей муниципального уровня и регионального уровней (87 %) отмечало, что в их регионе/муни-ципалитете есть стратегический план/программа по работе с молодыми педагогами. Такой план/программа существует в виде официального документа (21,56 %) или в виде рабочего документа для внутренней организации деятельности (65,38 %). В качестве основной приоритетной задачи такого плана/программы 55,2 % опрошенных отмечают привлечение в школы регио-на/муниципалитета молодых педагогов для обновления учительского корпуса. В то время как приоритетность удержания в школах регио-
199
на/муниципалитета молодых педагогов и повышения качества преподавательской деятельности молодых педагогов составляют 13,5 % и 25,1 % соответственно. Тот факт, что ежегодно из образовательных организаций в их регионе/ муниципалитете уходит (увольняется) в другие сферы в течение первых 3-х лет работы менее 10 % от пришедших, констатирует 80,9 % опрашиваемых. В качестве основных причин ухода называются экономические условия: отсут-
ствие/трудности жилищных условий (26,9 %) и низкая заработная плата (18,8 %). При этом в регионе/муниципалитете 72,9 % респондентов действуют целевые программы, направленные на решение экономических вопросов. По результатам анкетирования и проведения фокус-групп с молодыми педагогами их значимость оценивается недостаточно высоко. В регионе/муниципалитете 73,2 % респондентов есть действующие общественные объединения молодых педагогов, и 67,1 % считает, что эти общественные объединения выступают в качестве ресурса в решении задач закрепления молодых педагогов в территории (в основном в области обмена опытом, профессионального развития и организации досуга).
Анализируя условия адаптации, закрепления и профессионального развития молодых специалистов, большинство руководителей образовательных организаций (97,9 %) считает необходимым предпринимать специальные действия для обеспечения адаптации молодых педагогов и 94,2 % имеют в плане работы их школы специальные мероприятия, направленные на работу с молодыми педагогами. Максимальное количество директоров в качестве направлений профессионального развития молодых педагогов отмечают повышение квалификации в области учебного предмета, технологий и форм организации обучения (77,01 %), совершенствование мастерства в предметной области (64,36 %) и повышение квалификационной категории (аттестация) (42,9 %).
В ходе проведения фокус-групп для оценки себя в профессии и педагогическом коллективе молодым педагогам (возраст до 35 лет, стаж работы до 3 лет) была предложена шкала, на которой они отмечали точки, наиболее соответствующие их самочувствию. Данные анкетирования показали, что результаты лежат в области негативных или нейтральных оценок. Также фиксировались оценочные суждения молодых педагогов о различных условиях их профессиональной деятельности и самочувствия в профессии и педагогическом коллективе. Из высказываний, относящихся к оценке финансовых (зарплата, стимулирование, социальные выплаты, ипотека и т.д.) условий деятельности, 90,92 % участников фокус-групп оценивают их негативно. Наибольшее количество высказываний относятся к низкой (по мнению респондентов) заработной плате молодых педагогов. В то же время, 88,67 % участников позитивно оценивают содержательные перспективы профессиональной деятельности - интерес к предмету, разработка методических материалов, возможности профессионального роста и т.д. При этом они скорее обозначают свои
потребности и притязания, но не указывают, созданы ли для этого в их школе/муниципалитете условия. Примерно поровну распределились оценки и других условий профессиональной деятельности молодых педагогов: 57,27 % - позитивных высказываний (касались длительного отпуска, взаимоотношений в коллективе и с администрацией), 42,73 % - негативных - о нехватке времени, недостаточной материальнотехнической оснащенности учебного процесса и внеурочной деятельности, качества инфраструктуры и оборудования, частично взаимоотношения с коллективом и администрацией. В качестве основных проблем молодые педагоги указывают недостаточную предметную подготовку, видение их коллегами исключительно в качестве организаторов, недоверие со стороны администрации и коллег. В качестве позитивных факторов молодые учителя отмечают заинтересованность со стороны детей и отдельных родителей.
Выводы и заключение. Анализ пол ученных данных по итогам проведения опроса молодых учителей, руководителей образовательных учреждений и специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием позволил сделать следующие выводы:
1. Задачам адаптации, удержания и профессионального развития молодых педагогов уделяется меньше внимания на региональном и муниципальном уровнях.
2. В качестве основных причин ухода молодых педагогов из профессии специалисты, занимающие административные должности, отмечают экономические факторы (отсртствие/трудности жилищных условий, низкая заработная плата), несмотря на то, что в регионе/муниципалитете действуют целевые программы, направленные на решение экономических вопросов. Молодые педагоги оценивают такие программы негативно. Наибольшее количество высказываний относятся к низкой заработной плате молодых педагогов.
3. В качестве основных направлений поддержки молодых педагогов, для которых в реги-оне/муниципалитете/школе создаются условия, были отмечены совершенствование мастерства в предметной области, повышение квалификации в области учебного предмета, технологий и форм организации обучения, участие и победы в конкурсах профессионального мастерства, повышение квалификационной категории (атоеста-ция). В качестве основных форм поддержки, которые на самом деле явились таковыми, молодые педагоги отмечают совместную деятельность с ментором (наставником), а именно: проектирование и обсуждение уроков, возможность по всем вопросам обращаться к своему наставнику (ментору), посещение уроков своего наставника.
4. Большинство директоров считает, что молодые педагоги ощущают себя нужными в их школе. При этом ответы молодых педагогов на вопрос о самочувствии в профессии и педагогическом коллективе лежат в области негативных или нейтральных оценок.
200
5. Большинство молодых педагогов оценивают перспективы содержательных условий профессиональной деятельности более позитивно, чем материальных, финансовых, административных и прочих условий. Оценка молодыми педагогами условий их профессиональной деятельности по количеству высказываний по каждому пункту показывает, что сюжеты, связанные с инфраструктурными и социальными условиями, вызывают наибольшее количество высказываний и переживаний по сравнению с финансовыми и содержательными.
6. Все категории респондентов отмечают высокую значимость действующих общественных объединений молодых педагогов, которые выступают в качестве ресурса в решении задач закрепления молодых педагогов в территории.
Как показало исследование, для молодого специалиста вхождение в профессиональную деятельность в конкретном рабочем коллективе сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Решить этот вопрос стратегически поЛитература:
1. Маркова АХ. Психология профессионализма. М., 1996.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997. URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/ labour_psychology/ch5_1.html
может создание гибкой и мобильной системы действий, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, способствовать формированию у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
Ключевым элементом в этой системе является именно уровень школы, в котором может быть реализована задача осуществления поддержки молодого специалиста со стороны администрации образовательного учреждения, педагогического коллектива, педагога-наставника, готовых оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Наши данные свидетельствуют о том, что ведущим институтом в решении перечисленных задач является школа, но ее эффективность в решении тем выше, чем более слажено работает объединенная система взаимодействия всех заинтересованных сторон: управлений образования муниципального и регионального уровней, общественных организаций и институтов повышения квалификации.
Literature:
1. Markova A.K. Psychology of professionalism. M., 1996.
2. Zeer E.F. Psychology of profession. Ekaterinburg, 1997. URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/ labour_psychology/ch5_1.html
201