УДК 378
Митрофанов Кирилл Германович
кандидат педагогических наук, доцент. Институт образования национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [email protected]
Логинова Наталья Федоровна
заведующая Центра сопровождения профессионального развития педагогических работников КК ИПК [email protected]
Что УМЕЮТ И ЧТО НЕ УМЕЮТ ДЕЛАТЬ МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ: ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Kirill G. Mitrofanov
candidate of pedagogical Sciences, associate professor. Institute of education of national research university «Higher School of Economics» cyr-g-m@yandex. ru
Natal’ya F. Loginova
head of the Center of support of professional development of teaching staff of KR IPD [email protected]
What young school
TEACHERS CAN AND CANNOT DO: THE RESULTS OF RESEARCH ON THE EFFECTIVENESS OF THE EXISTING CONDITIONS OF ADAPTATION, RETENTION AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG SCHOOL TEACHERS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Статья посвящена изучению вопроса профессионализма молодых педагогов. Опубликованный профессиональный стандарт учителя диктует требования к профессиональным умениям и компетенциям учителя (новому кругу его задач). Формировать у детей новые образовательные результаты может только тот педагог, который этим владеет сам. В связи с этим важным является изучение профессиональных компетентностей молодых педагогов в предметной и метапредметной деятельностях, в организации воспитательной работы, в области выстраивания отношений с учащимися и родителями. Это позволит в какой-то мере подойти к оценке адекватности предъявляемых обществом требований к молодым педагогам и их ресурсам. В исследовании использовался материал самооценки молодыми педагогами своих умений, интересов, отношений с администрацией, коллективом, родителями и учениками.
Ключевые слова: профессиональные компетентности, профессиональные умения, молодые педагоги, профессиональное развитие.
Annotation. The article is focused on studying the topic of professionalism of young school teachers. The recently released Professional Standard of a Teacher dictates the requirements for professional skills and competencies of teachers according to a new round of their tasks. Only a teacher focusing on new educational results can help children to achieve these results. In this regard, it is important to study the professional competencies of young teachers in subject and metasubject activities, organization of educational work in the field of building relationships with students and parents. Thus the adequacy of the social requirements to young teachers and their resources can be discussed to some extend. The data of young teachers’ self-assessment of their skills, interests and relations with school administration, staff, parents and students is used in the research.
Keywords: professional competencies, professional skills, young school teachers, professional development.
В рамках исследования эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов Российской Федерации одним из ключевых являлся вопрос о компетентностях молодых педагогов в предметной и метапредметной
деятельностях, в организации воспитательной работы, в области выстраивания отношений с учащимися и родителями. «Целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, начинается с момента выбора будущей профессии и заканчивается, когда человек пре-
202
кращает активную трудовую деятельность» [1], в рамках этого процесса разрешается специфический комплекс противоречий, ядром которых является степень соответствия между личностью и профессией. Анализ оценки профессионализма молодых педагогов проводился с учётом следующих параметров:
- выделение молодыми педагогами своих профессиональных дефицитов;
- принятие молодыми педагогами самостоятельных решений и их влияние на жизнь школы;
- отношения с родителями и учениками;
- умение работать с учебной программой;
- владение предметными, метапредметными и умениями в области воспитания;
- оценка молодыми педагогами своих профессиональных компетентностей (через высказывания).
В анкетном опросе приняло участие 16578 молодых педагогов, в фокус группах - 8572 молодых педагогов из 85 субъектов Российской Федерации.
Рассмотрим данные параметры по результатам анализа ответов респондентов:
Профессиональные дефициты молодых педагогов. Анализ ответов респондентов показал, что в качестве профессиональных дефицитов респонденты ключевым называют дефицит времени (56 % выборов); в то же время, дефицит опыта в работе с детьми или участия в общественной жизни города, села, района и участия в деятельностях разного вида составил 26-23 % выбора); наименьшими дефицитами были названы дефицит владения метапредметными компетентностями (9 %); дефицит умения отстаивать свою точку зрения, свою позицию (7,73 %); дефицит понимания со стороны учащихся.
Дефицит понимания со стороны родителей и дефицит умения планировать свою деятельность и распределять ресурсы имел равные показатели - 15 % выбора. 11 % респондентов выбирают вариант «всего хватает», что позволяет предположить, что они не видят собственных дефицитов в осуществлении профессиональной деятельности.
Область самостоятельного принятия решений. Большинство респондентов выделят сферу воспитательной работы как область самостоятельного принятия решений. В меньшей степени выбирается учебная сфера, далее - область «педагогический коллектив», независимо от особенностей генезиса выбора профессиональной деятельности, институционального места получения профессионального образования, особенностей профессионального самочувствия.
Отношения с родителями и учениками. Оценивая свои отношения с родителями, 85,33 % респондентов говорят о том, что им удаётся построить продуктивное взаимодействие с родите-
лями, 19,15 % респондентов говорят, что они практически не взаимодействуют с родителями, 3,07 % молодых педагогов говорят о том, что родители не воспринимают их всерьёз. При этом мы обнаружили интересные тенденции: респонденты, чьи интересы в педагогической деятельности сосредоточены в профессиональном сообществе, имеют более низкие значения продуктивности отношений с родителями и более высокие значения в том, что родители не воспринимают их всерьез и нет взаимодействия; а респонденты, чьи интересы в педагогической деятельности сосредоточены в области общения с детьми или предмета, имеют самые высокие показатели продуктивности отношений с родителями. В целом, чем ниже респонденты оценивают свое профессиональное самочувствие, тем выше они оценивают продуктивность взаимодействия с родителями. Данные, полученные при сравнении ответов респондентов на вопрос о генезисе выбора профессиональной деятельности с оценкой ими отношений с учениками, позволил сделать вывод, что когда выбор школы как места работы произошёл давно, то респонденты в большей степени говорят о своей значимости для детей и обоюдной любви к детям (44,24 % против 30-38 %).
Умение работать с программой. В целом большинство респондентов положительно оценивает умения работать с программой: 62 % респондентов могут проводить урок по той или иной теме согласно базовой программе и 29 % могут модифицировать базовую программу. В то же время только 7 % могут провести внеурочное мероприятие согласно базовой программе, и 2 % могут разработать авторскую программу.
Анализ ответов респондентов позволил определить, что респонденты, чьи интересы в педагогической деятельности лежат в области внеурочной деятельности, общения с детьми и предметом, в большей степени говорят об умении модифицировать базовую программу. В отличие от респондентов, выбравших социальные гарантии как интерес в области педагогической деятельности. Респонденты, чьи интересы лежат в области профессионального сообщества, в большей степени говорят об умении разработать авторскую программу, наименьшие значения получили респонденты, выбравшие социальные гарантии.
Оценка молодыми педагогами своего владения предметными, метапредметными умениями, умениями в области воспитания. Метапредметные умения являются самыми сложными и непонятными для молодых педагогов. Все респонденты оценивают свое владение предметными умениями и умениями в области воспитания более высоко, чем метапредметными. В среднем 34,5 % молодых педагогов говорят, что владеют теми или иными предметными умениями, 33,9 % - владеют умениями в области воспитания, 28,2 % - владеют метапредметными умениями. При сравнении ответов респондентов на разные вопросы мы обнаружили, что респонденты, более низко оценивающие свое профессиональное самочувствие, более высоко оцени-
203
вают свое владение обозначенными умениями. Также респонденты, чьи одногруппники пришли работать в школу и там остались, показывают более высокие значения в вопросе владения обозначенными умениями, а респонденты, принявшие решение работать в школе после окончания вуза, имеют более высокие значения в части владения обозначенными умениями. Респонденты, чьи профессиональные интересы связаны с общением с детьми, показывают более высокие значения в части владения обозначенными умениями.
На основании анализа сравнительных данных по перечисленным выше параметрам профессиональных компетенций молодого педагога можно сделать следующие выводы:
1. Ключевой дефицит молодого педагога - дефицит времени. При этом респонденты не называют такой дефицит, как умение распределять ресурсы, в том числе и время. Это может говорить о том, что у молодых педагогов существует трудность с выделением СВОИХ профессиональных дефицитов.
2. Область самостоятельного принятия решений молодого педагога - это область воспитательной работы и область «педагогический коллектив». Они могут выступать адаптационным ресурсом, компенсирующим механизмом при неудачно происходящей адаптации в профессиональной деятельности. В этих сферах виднее, очевиднее результаты приложения собственных усилий и реализации своих инициатив.
Литература:
1. Душков Б.А. Энциклопедияеский словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. 2005.
2. Щедровицкий ПТ. Узловые проблемы современного общества и требования к старшей школе // Старшая школа как взрослая жизнь: программирование содержания образования : Материалы семинара. Красноярск, 2000.
3. Молодые педагоги, которые не собирались идти работать в школу, имеют больше трудностей в выстраивании отношений с родителями и учениками, чем педагоги, сделавшие свой выбор в вузе. Такая же тенденция соблюдается и в умении модифицировать базовую программу и разрабатывать авторские программы.
4. На основании анализа данных мы поднимаем вопрос об адекватности оценки молодым педагогами в области владения теми или иными умениями, о понимании критериев для выстраивания такой оценки. Относительно простой эта задача является при оценивании предметных умений учителя, тогда как в области воспитания и метапредметных умений выделение критериев оценивания деятельности учителя - вопрос пока открытый.
Проведенное исследование позволило выявить тенденции развития профессиональных компетентностей молодых педагогов в разных сферах: предметной и метапредметной деятельностях, в организации воспитательной работы, в области выстраивания отношений с учащимися и родителями. Результаты анализа профессиональных компетентностей позволяют предположить, что раннее профессиональное самоопределение и качественное сопровождение профессионального самоопределения во время профессионального обучения, качество получения профессионального образования влияют на формирование профессиональных компетентностей молодого педагога.
Literature:
1. Dushkov B.A. Encyclopedic Dictionary: psychology of labour, management, engineering psychology and ergonomics / B.A. Dushkov, A.V. Korolev, B.A. Smirnov. 2005.
2. Shchedrovitskii P.G. The key problems of modern society and requirements to high school // The high school as an adult life: programming of educational content : proceedings of a seminar. Krasnoyarsk, 2000.
204