Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / инновационная деятельность / инновационная стратегия / промышленное предприятие / innovation / innovative activity / innovation strategy / industrial enterprise

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов К.О., Соколова М.И., Скачкова Е.А.

В статье сформулирована сущность понятия «инновационная стратегия». На примере известных инновационных компаний рассмотрен опыт разработки и применения инновационной стратегии. Определены условия успешности инновационной стратегии предприятия: определение миссии, целей и задач инновационной деятельности предприятия; разбивка процесса на этапы и определение ожидаемых результатов; применение гибких моделей инновационного процесса; разработка показателей объективной оценки результатов инновационной деятельности; содействие развитию инновационной культуры; поддержка обратной связи с клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR SUCCESSION OF THE INNOVATIVE STRATEGY OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

The article formulates the essence of «annovation strategy» concept. The experience of developing and applying an innovative strategy is considered basing on the example of well-known innovative companies. The conditions for the success of the enterprise’s innovation strategy have been determined: definition of the mission, goals, and objectives of the enterprise’s innovation activity; breakdown of the process into stages and definition of expected results; the use of flexible models of the innovation process; development of indicators for an objective assessment of the results of innovative activities; promoting the development of an innovative culture; customer feedback support.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Для цитирования: Соколов К.О., Соколова М.И., Скачкова Е.А. Условия успешности инновационной стратегии промышленного предприятия // Управление в современных системах. 2021. № 2 (30). С. 49-55.

doi: 10.24412/2311-1313-30-49-55

УДК 338.28 JEL: O39

ББК 65.054

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Соколов К.О.1, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Соколова М.И.2, ФГАОУ ВО «Южно- Уральский государственный университет (НИУ)» Скачкова Е.А.3, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»

Аннотация

В статье сформулирована сущность понятия «инновационная стратегия». На примере известных инновационных компаний рассмотрен опыт разработки и применения инновационной стратегии. Определены условия успешности инновационной стратегии предприятия: определение миссии, целей и задач инновационной деятельности предприятия; разбивка процесса на этапы и определение ожидаемых результатов; применение гибких моделей инновационного процесса; разработка показателей объективной оценки результатов инновационной деятельности; содействие развитию инновационной культуры; поддержка обратной связи с клиентами.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная стратегия, промышленное предприятие.

Введение

В настоящее время как для предпринимателей и топ-менеджеров, так и для государственных служащих, осуществляющих регулирование инновационной деятельности, важнейшее значение приобретает выработка и последовательная реализация инновационной стратегии, определяющей цели и приоритеты инновационного развития предприятия, пути и механизмы их реализации. «Инновационную стратегию разрабатывают как хозяйствующие субъекты, так и муниципальные, региональные и федеральные органы управления. Она дополняет и взаимно связывает перспективную научно-техническую, инвестиционную, экономическую и территориальную стратегию» [Соколов, 2019].

Сегодня среди специалистов нет единого подхода к определению понятия стратегии. Анализ точек зрения на рассматриваемую проблему позволил выделить следующие подходы. По мнению А.И. Богданова, стратегия является «организованным распределением ресурсов для достижения определенных целей» [Богданов, 2010]. Д. Дэвис считает, что «стратегия - это процесс, с помощью которого организация маневрирует в своем окружении» [Davis, 2016]. И. Ансофф понимает под стратегией «...правила принятия решений» [Ансофф, 1999].

1 Соколов Константин Олегович - доцент, к.экон.н, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет», Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9а, e-mail: sokolov_k@mail.ru; SPIN-код РИНЦ: 4093-2460; Author ID РИНЦ: 690067.

2 Соколова Марина Игоревна - доцент, к.экон.н., ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), Россия, 454080, г. Челябинск, ул. Ленина 76, e-mail: somaig@mail.ru; SPIN-код РИНЦ: 2449-4354; Author ID РИНЦ: 741248.

3 Скачкова Екатерина Анатольевна - к.пед.н, и.о. зав. кафедрой, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9а, e-mail: skachkovaea@inueco.ru; SPIN-код: 4551-3886; Author ID: 1094360; ORCID: 0000-0001-6795-9695.

«Стратегия затрагивает организацию и ее окружение. Она существует на разных уровнях и предполагает разнообразные мыслительные процессы. От нее зависит благополучие организации» [Лапыгин, 2002].

В настоящее время инновационная стратегия ассоциируется с долгосрочным планированием инновационной деятельности, осуществляемым высшим руководством предприятия, поэтому формирование инновационной стратегии - это некий аналитический процесс определения долгосрочных целей и создания механизмов для их достижения, предшествующий реализации стратегии. По мнению авторов, «инновационная стратегия - это часть экономической стратегии предприятия, которая призвана обеспечивать достижение и реализацию целей инновационного развития на основе эффективного распределения ресурсов между направлениями инновационной деятельности» [Соколов, 2014].

Основные принципы успешного стратегического управления, разработанные П. Слоуном, сводятся к следующему:

- ранее прибыльная продукция предприятия должна быть снята с производства, если она более не отвечает изменившимся запросам рынка;

- стратегия предприятия должна меняться в соответствии с изменением основных факторов успеха на рынке;

- в случае снижения прибыльности от деятельности на ранее растущих рынках предприятие должно выйти с этих рынков, переместив ресурсы на более перспективные рынки;

- если в результате действия объективных факторов, конкурентное положение предприятия может измениться в худшую сторону, руководство предприятия должно заблаговременно найти пути стабилизации конкурентного положения или рассмотреть возможность выхода с данного рынка;

- важнейшим условием релевантного стратегического планирования является способность объективно оценивать успехи и достижения предприятия и готовность изменить приверженности ранее выпускаемой продукции для того, чтобы быть в «main stream» [Слоун, 2017].

Факторы создания успешной инновационной стратегии, разработанные П. Слоуном, ориентированы исключительно на клиентов, имеют рыночную направленность. На наш взгляд, это односторонний подход, не учитывающий всех факторов, влияющих на успешность инновационной стратегии предприятия, в том числе внутренних факторов.

Основная часть

Каждой компании нужен план разработки инновационного продукта, который действительно найдет отклик у потребителей и привлечет больше клиентов. Исследования показали, что наличие инновационной стратегии обычно приводит к созданию более успешных продуктов для компаний. Если компания стремится быть такой же успешной, как Uber, Snapchat, Twitter и Google, необходимо разработать хорошо продуманную инновационную стратегию.

Рассмотрим несколько основных условий, позволяющих разработать инновационную стратегию, способную обеспечить устойчивое инновационное развитие предприятия.

1. Определение миссии, целей и задач инновационной деятельности предприятия

Прежде чем компания начнет воплощать в жизнь какие-либо перспективные идеи, необходимо сосредоточиться на определении ее миссии. Компании необходимо определиться: где она видит себя в будущем и чего она хочет добиться с помощью своих товаров и услуг? Это очень важные и актуальные вопросы, которые необходимо сформулировать при разработке инновационной стратегии.

Перед началом разработки нового продукта (товара, услуги или технологии) необходимо установить цели и задачи инновационной деятельности. Многие компании планируют инновационную деятельность, ориентированную исключительно на клиентов, рынок (внешние факторы), либо исключительно на продукт (внутренние факторы).

Однако, наиболее успешные компании, в сфере инноваций используют оба этих подхода в своей инновационной деятельности. Необходимо провести тщательное исследование рынка, чтобы понять проблемы, с которыми сталкиваются клиенты. Многие компании упускают это из виду, полагая, что дизайн и характеристики продукта должны создаваться в умах их сотрудников, и они могут диктовать свое видение потребителям. Ориентация исключительно на продукт, созданный «в недрах» компании, не всегда является правильным подходом; необходимо учитывать потребности клиентов.

При этом также не следует полностью полагаться на потребности рынка. Обладая собственными уникальными инновационными решениями можно, используя технику, известную как подрывные инновации, управлять развитием рынка.

Технологическую компанию Apple по праву считают одной из самых инновационных компаний в мире. Это происходит потому, что компания изменила ситуацию на рынке, разработав продукт ранее не существовавший, при этом появление этого продукта не было требованием потребителей. Когда компания Apple выпустила iPod в начале 2000-х гг., на рынке доминировали проигрыватели компакт-дисков, такие как Sony Walkman. Однако Apple рассчитывала на эволюцию цифровых носителей и их популярность по сравнению с оптическими дисками и разработала портативный MP3-плеер, который смог вместить всю музыкальную коллекцию среднестатистического потребителя.

Многие скептически относились к этому устройству. Потребители не могли представить, что вся их музыкальная коллекция будет у них на ладони или спрятана в кармане, потому что они привыкли пользоваться проигрывателями компакт-дисков. Apple показала миру, что будущее за цифровыми носителями. Apple iPod вскоре стал самым популярным цифровым музыкальным проигрывателем в мире и положил начало появлению многих других инновационных продуктов от этой компании, а также от их конкурентов.

Это пример того, как Apple реализовала бизнес-модель, ориентированную на продукт. Компания вводит продуктовые инновации и по-своему видит рынок, на котором ее продукты будут использоваться.

2. Разбивка процесса на этапы и определение ожидаемых результатов

При создании инновационной стратегии необходимо выделять основные этапы, которые завершаются решением важной задачи и достижением значимой цели. Эти этапы позволяют удержать компанию на правильном пути. Иногда компании настолько зацикливаются на конечной цели, что не осознают необходимости завершения более мелких этапов на своем пути.

Разбивка на этапы - это возможность оценить свой прогресс и сравнить фактические результаты с прогнозируемыми. Ключевым показателем, который помогает организации узнать, идет ли работа по плану, является оценка расходов на исследования и разработки (ключевой и очень дорогостоящий этап инновационной деятельности).

Всего несколько лет назад Google представил разработку очков с дисплеем на стекле, позволяющих пользователям получать информацию об окружающем мире. Google дал название этим очкам Google Glass, футуристические очки, которые позволяют пользователям взаимодействовать с окружающим миром.

Google установил этапы на протяжении всего производственного процесса, которые позволили компании достичь определенных целей в процессе создания конечного продукта. Одним из первых этапов было создание эргономичного дизайна, максимально приближенного к дизайну обычных очков. Очки должны были быть достаточно легкими, чтобы их было удобно носить, и в то же время они должны включать в себя необходимые электронные компоненты, такие как камера, высокотехнологичный дисплей, сделанный из материалов, отличных от обычных стеклянных линз, с Touchpad для доступа к определенным функциям. Компания все силы и средства направила на разработку новых технологий, но при этом не контролировала стоимость выполняемых работ. Вскоре стоимость исследований начала расти и Google пришлось объявить, что продукт будет стоить клиентам 1500 долларов США, что является очень высокой ценой для данного продукта.

Производство Google Glass было в конечном итоге остановлено, а продукт отправлен на доработку. Кроме того, Google продолжает работать над получением сертификатов безопасности для этого продукта, чтобы вызвать доверие у потребителей.

3. Применение гибких моделей инновационного процесса

Бизнес постоянно меняется и развивается. Инновационная стратегия компании должна это отражать. Ошибочно считать, что инновационные стратегии никогда не меняются и должны строго соблюдаться с момента их разработки до прекращения инновационной деятельности предприятием. Проблема заключается в том, что инновации по своей природе являются спонтанными и временами могут возникать из самых неожиданных источников. Компании должны быть открыты для новых идей, а их инновационные стратегии должны быть адаптируемыми и гибкими.

Иногда компания не может достичь первоначальной цели, в этом случае она можете сформулировать другую цель, более реалистичную для ее ресурсов.

4. Разработка показателей объективной оценки результатов инновационной деятельности

Предприятию необходимо иметь комплексную систему сравнительного анализа, которая позволит определить, находится ли оно на правильном пути в процессе инновационного развития. Компания может измерить свою эффективность и проанализировать тенденции, которые наблюдаются в ее деятельности, чтобы найти способы улучшить инновационную стратегию.

Самым сложным аспектом оценки результатов инновационной деятельности является определение того, какие показатели использовать для целей оценки. Это достаточно сложно и многие компании не могут определить наиболее важные показатели для своей конкретной схемы разработки продукта.

Ключевым показателем, который нужно отслеживать, является стоимость производства инновационного продукта. Необходимо сохранять документы о расходах на все аспекты исследований и разработок, а также о доходах, которые планируется получить. Также требуется оценить количество сотрудников, работающих над поставленной задачей, и время, затраченное каждым из них на получение полезного результата.

Показателем, который следует учитывать, будет количество идей, исходящих от сотрудников предприятия. Если величина показателя будет недостаточно высокой, предприятию, возможно, придется разработать методы поощрения креативности сотрудников. Это лишь некоторые из показателей, которые необходимо измерять, чтобы отслеживать успех инновационной стратегии компании.

Предприятию необходимо определить точку отсчета для проведения анализа. Без какой-либо формы сравнения все, что есть у компании - это множество данных, которые не помогают в оценке прогресса; нужна система координат, чтобы знать, все ли хорошо в сфере инноваций на предприятии.

Например, можно сравнить прогресс в инновационной сфере с достижениями конкурентов, других компаний, работающих в отрасли. Чтобы сделать это успешно, необходимо провести тщательный и глубокий анализ их исследовательской деятельности и посмотреть, как инновационные продукты компании соотносятся с инновационными продуктами конкурентов. Если у компании нет прямых конкурентов, в этом случае можно сравнить инновационную стратегию текущего проекта с инновационными стратегиями прошлых проектов.

Если компания не может получить статистику результатов деятельности других компаний или у нее нет опыта в разработке продуктов, можно прибегнуть к использованию отраслевых стандартов в качестве ориентира. Лучшие отраслевые практики, как правило, находятся в открытом доступе и их можно использовать в качестве отправной точки для оценки прогресса компании в области инноваций.

5. Содействие развитию инновационной культуры

В конце XX и начале XXI вв. многие технологические компании хотели произвести революцию в отрасли и создать инновационные продукты, чтобы привлечь внимание потребителей. Вскоре они поняли, что лучший способ добиться этого - создать рабочее пространство, способствующее творчеству, потому что креативность положительно коррелирует с инновациями.

У таких крупных инновационных компаний, как Google, Twitter и Squarespace есть одна общая черта - открытая рабочая среда, которая способствует общению и обмену идеями между работниками всех подразделений.

Генеральным директорам, менеджерам проектов и даже руководителям команд в компаниях необходимо подавать пример своим подчиненным, чтобы мотивировать их работать усерднее и находить инновационные решения.

6. Поддержка обратной связи с клиентами

При создании успешной инновационной стратегии необходимо прислушиваться к своим потребителям и создавать продукты, от которых они могут получить выгоду.

Если компания существует уже довольно давно, она пользуется благосклонностью определенной группы клиентов, которые лояльны к ее бренду. Они приобретали продукцию компании в течение многих лет, даже в самые тяжелые моменты ее истории.

Эти компании являются «лидерами мнений» и могут иметь большое влияние, убеждая других людей и компании покупать товары, а также разделять ценности организации. Самые продвинутые инновационно-активные компании всегда находят способы поддерживать очень прочные отношения со своими «лидерами мнений».

«Лидеры мнения» пользуются большим уважением в своем сообществе, потому что они чрезвычайно хорошо осведомлены в определенной области знания. «Лидеры мнения» -это те потребители, которые очень озабочены развитием технологий в определенных секторах экономики и могут направить компанию к созданию продукта, который им необходим. Они могут сыграть ключевую роль на этапе разработки инноваций. Комментарии лидеров мнений, как представителей более крупного рынка, отражают мнение большинства. Компании постоянно связываются с ними, чтобы выявлять проблемы и предлагать уникальные решения. Это эффективная инновационная стратегия.

Инновационно-активные компании активно взаимодействуют со своими клиентами и учитывают их отзывы. Информация о клиентах очень важна в инновационной стратегии, чтобы использовать ее при разработке и внедрении инноваций.

Заключение

Важнейшим условием успешности инновационной деятельности предприятий является выбор релевантной стратегии, позволяющей предвидеть изменение факторов внутренней и внешней среды и адекватно, своевременно реагировать на них.

Успешное инновационного развитие предприятия возможно в результате планирования инновационной деятельности, ее системной организации, контроля при принятии и реализации решений в инновационной сфере, оценки полученных результатов, а также правильности выбора приоритетов и ответственности менеджмента предприятия

Инновационная стратегия абсолютно необходима для компании, осуществляющей инновационную деятельность, если она планирует создавать инновационные продукты в технологическом секторе. Четко сформулированная инновационная стратегия может существенно повлиять на формирование культуры инноваций в компании. Инновации помогают продвижению бренда компании, а эффективная инновационная стратегия поддерживает положительный имидж компании.

Список источников

1. Анисимов Е.Г., Анисимов В.Г., Блау С.Л. Модель поддержки принятия решений при формировании инновационной стратегии предприятия // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 3. С. 53-59.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. 416 с.

3. Богданов А.И. Стратегическое управление научно-техническим прогрессом на предприятии. М.: ВАФ, 2010. 250 с.

4. Бойчук В.В. Разработка инновационной стратегии предприятия // Экономика и эффективность организации производства. 2020. № 31. С. 75-79.

5. Гончарова Е.В., Лукьянов Г.И., Старовойтов М.К. Инновации как стратегический ресурс развития страны / Волгоградский государственный технический университет, Волжский политехнический институт. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2019. 191 с.

6. Дорошенко К.О., Ливинцова М.Г. Роль инновационной стратегии развития в деятельности предприятия // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов всероссийской научной и учебно-практической конференции. В 3-х частях, Санкт-Петербург, 27-29 мая 2020 года. Санкт-Петербург: Политех-пресс, 2020. С. 158-164.

7. Емельянович А.А. Кулягина Е.А., Цуркан Е.В. Повышение эффективности управления инновационной деятельностью на предприятии // Инновационное развитие экономики. 2016. № 6-1(36). С. 20-24.

8. Квак А.А. Инновационная стратегия развития / Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов: Материалы и доклады, Орёл, 28-30 марта 2016 года / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Орловский филиал; Под общей редакцией О.А. Строевой. Орёл: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Орловский филиал, 2016. С. 47-49.

9. Лапыгин Ю.Н. Основы стратегического управления: Курс лекций. Владимир: ВГПУ, 2002. 116 с.

10. Малкова Е.М. Анализ формирования инновационных стратегий российских компаний в условиях нестабильности рынков / Новая наука: новые вызовы: Сборник научных трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 20 июня 2018 года. Краснодар: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт стандартизации, сертификации и метрологии», 2018. С. 38-43.

11. Секачева Т.В., Забазнова Т.А., Торопчина В.В. Современная инновационная деятельность предприятия / Инновационное развитие строительства Волгоградской области: Материалы II Всероссийской студенческой научно-технической интернет-конференции, Михайловка, 22 сентября 2017 года. Михайловка: Волгоградский государственный университет, 2017. С. 162-166.

12. Слоун Альфред П. Мои годы в General Motors / Альфред П. Слоун; пер. с англ. М.: Эксмо, 2017. 384 с.

13. Соколов К.О. Организационные формы инновационной деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. - Челябинск: Энциклопедия. 2019. 228 с.

14. Соколов К.О. Условия формирования инновационной стратегии агропромышленного предприятия // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. №2. С.232-235.

15. Шварц Е.Б. Формирование инвестиционного портфеля предприятия в условиях многозадачности // Дискуссия. 2016. № 8(71). С. 63-68.

16. Щербакова А.Ю. Модели развития компетенций персонала как вектор формирования инновационной стратегии предприятия / Институциональные преобразования агропромышленного комплекса и управление экономическими системами: материалы международной научно-практической конференции, Пенза, 20 апреля 2016 года. Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2016. С. 193-200.

17. Davis D. Creative Strategy and the Business of Design // The European Business Review. September - October 2016. P. 72-76.

CONDITIONS FOR SUCCESSION OF THE INNOVATIVE STRATEGY OF THE

INDUSTRIAL ENTERPRISE

Sokolov K.O., The South Ural University of Technology Sokolova M.I., South Ural State University (National Research University) Skachkova E.A., The South Ural University of Technology

Abstract

The article formulates the essence of «annovation strategy» concept. The experience of developing and applying an innovative strategy is considered basing on the example of well-known innovative companies. The conditions for the success of the enterprise's innovation strategy have been determined: definition of the mission, goals, and objectives of the enterprise's innovation activity; breakdown of the process into stages and definition of expected results; the use of flexible models of the innovation process; development of indicators for an objective assessment of the results of innovative activities; promoting the development of an innovative culture; customer feedback support.

Key words: innovation, innovative activity, innovation strategy, industrial enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.