Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности'

Организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / FOOD INDUSTRY / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / FOOD INDUSTRY ENTERPRISES / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даванков А.Ю., Соколов К.О., Соколова М.И.

В статье авторами сформулирована сущность категории «организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности» как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой инновационных ресурсов, форм и инструментов инновационной деятельности, ориентированных на достижение поставленных целей инновационного развития. Выявлены структурно-функциональные особенности организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности предприятия. Важнейшими структурными составляющими организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности предприятия пищевой промышленности являются: ресурсная база предприятия; формы организации инновационной деятельности; совокупность инструментов, посредством которых осуществляется инновационная деятельность; субъекты инновационной деятельности внутри предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITIES OF FOOD INDUSTRY ENTERPRISES

In the article, the authors formulate the essence of the category "organizational and economic mechanism for the development of innovative activities of food industry enterprises" as a set of interrelated and interacting innovative resources, forms and tools of innovative activity aimed at achieving the goals of innovative development. The structural and functional features of the organizational and economic mechanism for the development of innovative activity of the enterprise are revealed. The most important structural components of the organizational and economic mechanism for the development of innovative activities in the food industry are: the resource base of the enterprise; forms of organization of innovation; a set of tools through which innovation is carried out; subjects of innovation within the enterprise.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности»

Для цитирования: Даванков А.Ю., Соколов К.О., Соколова М.И. Организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности // Управление в современных системах. 2020. № 2(26). С. 23-33.

УДК 338.436.33:001.895 JEL: Q16

ББК У321.9

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Даванков А.Ю.1, ФГБОУ ВО « Челябинский государственный университет» Соколов К.О.2, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Соколова М.И.3, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»

Аннотация

В статье авторами сформулирована сущность категории «организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности» как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой инновационных ресурсов, форм и инструментов инновационной деятельности, ориентированных на достижение поставленных целей инновационного развития.

Выявлены структурно-функциональные особенности организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности предприятия. Важнейшими структурными составляющими организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности предприятия пищевой промышленности являются: ресурсная база предприятия; формы организации инновационной деятельности; совокупность инструментов, посредством которых осуществляется инновационная деятельность; субъекты инновационной деятельности внутри предприятия.

Ключевые слова: пищевая промышленность, инновационная деятельность, инновационное развитие, предприятие пищевой промышленности, организационно-экономический механизм.

Введение

Формирование эффективного организационно-экономического механизма инновационного развития предприятий обусловлено развитием в отрасли экономики инновационного типа.

В настоящее время термин «инновация» все чаще используется во всех областях науки. Он превратился в модное слово, которое упоминается всякий раз, когда обсуждения сосредоточены на предстоящих событиях или будущих перспективах. Тем не менее,

1 Даванков Алексей Юрьевич - профессор кафедры экономической теории и регионального развития, доктор экономических наук, Челябинский государственный университет; Россия,454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129; e-mail: iserp@csu.ru; SPIN-код РИНЦ: 6310-5823, Author ID РИНЦ: 118822

2 Соколов Константин Олегович - доцент кафедры экономика и управление, кандидат экономических наук, Южно-Уральский технологический университет; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Кожзаводская 1, e-mail: sokolov_k@mail.ru; SPIN-код РИНЦ: 4093-2460, Author ID РИНЦ: 690067

3 Соколова Марина Игоревна - доцент кафедры менеджмента, кандидат экономических наук, Южно-Уральский государственный университет (НИУ); e-mail: somaig@mail.ru; SPIN-код РИНЦ: 2449-4354, Author ID РИНЦ: 741248

несмотря на частое использование, инновации сложно определить и идентифицировать. Основные положения теории инновационного развития на основе организационно-экономического механизма были сформулированы в работах ряда зарубежных исследователей [Avermaete, 2002; Chang-tai, 2017; Deaton A, 2017].

На сегодняшний день в литературе, посвященной анализу организационно-экономического механизма и близкого ему по сути хозяйственного механизма, можно встретить различные их определения.

Л.И. Абалкин хозяйственный механизм представляет, как «совокупность форм и методов хозяйствования, включая не только базисные, но и надстроечные элементы, проявляющиеся через категории, влияющие друг на друга». [Резник, 2015].

Б.З. Мильнер организационный механизм рассматривает как «...систему связей данной организации, возникающих в динамике». [Шлёнов, 2015]

Стогул О.И. определяет экономический механизм как «целостную систему экономических методов, способов, форм и рычагов, которые воздействуют на экономические отношения и процессы, происходящие на предприятии, с помощью функций управления в целях экономического развития и эффективного функционирования предприятия» [Гроздева, 2018].

Боев В.Р. считает, что организационно-экономический механизм представляет собой «.не простой набор экономических рычагов и инструментов, а их систему, то есть взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание конкретных экономических регуляторов» [Шивцова, 2017].

«Организационно-экономическая система - это сложная взаимозависимая совокупность элементов - организационно, экономически, а иногда и технологически связанных между собой подсистем более низкого уровня» [Заглядова, 2015].

Дальнейшее инновационное развитие пищевой и перерабатывающей промышленности невозможно без глубокого и всестороннего анализа современного состояния инновационной деятельности в отрасли, позволяющего дать оценку и разработать организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности, активная реализация которого обеспечит новый импульс развитию инновационной деятельности предприятий в сфере переработки сельскохозяйственной продукции.

Для повышения эффективности научных исследований требуется четкое понимание сущности и значения инновационной деятельности в пищевой и перерабатывающей промышленности. При этом следует, прежде всего, выделить основные направления формирования методологии исследования инновационной деятельности в отрасли, к которым относятся: уточнение и дальнейшее развитие теории инновационной деятельности в пищевой промышленности; развитие организационных и экономических основ инновационной деятельности.

В настоящее время в пищевой промышленности происходят интенсивные технические и экономические изменения. Этот факт оказывает значительное влияние на все этапы переработки сельскохозяйственной продукции, заставляя компании уделять большое внимание продуктам питания, которые отвечают запросам потребителей в отношении здорового образа жизни [Jongen, 2005].

Инновационная продукция - это не только возможность, но и необходимое условие обеспечения устойчивости продовольственного сектора. Это важный инструмент для победы в конкурентной борьбе и удовлетворения запросов потребителей. В конечном счете инновации являются инструментами для достижения успеха в сложных экономических условиях, «ключом» для проникновения на новые рынки, к созданию новых продуктов или процессов.

С другой стороны, пищевая промышленность традиционно считается сектором с низкой интенсивностью исследований. Хотя исследователи постоянно разрабатывают

инновационные продукты и технологии, их применение в пищевой промышленности встречает множество препятствий [ Avermaete, 2002].

Персонализированное здоровье, сознательное потребление и альтернативные продукты - это три основные тенденции, которые будут оказывать решающее влияющие на рынок продуктов питания и напитков в течение следующих нескольких лет.

1. Персонализированное здоровье. В настоящее время потребители начинают верить в уникальность организма каждого человека. Еда - это выражение личности, убеждений и желаний, а также инструмент управления здоровьем. Многие потребители экспериментируют с различными подходами к питанию и образу жизни для достижения оптимального психического и физического здоровья. Потребители меняют свое мнение о здоровье. Это уже не просто питание, люди смотрят на здоровье более требовательно. Потребители предпочитают продукты питания, которые помогут им чувствовать себя хорошо (физически, эмоционально или умственно) [Ghosh, 2012]

Пища - это в некотором смысле лекарство, она действительно является основой здоровья и хорошего самочувствия. Одним из социальных вызовов является рост стоимости медицинского обслуживания. Гораздо проще предотвращать и поддерживать у людей оптимальное качество их жизни, чем впоследствии лечить их болезни.

В настоящее время в пищевой промышленности в основном используется персонализация для сегментирования групп потребителей. В недалеком будущем будут разработаны и предложены товары для более узких подгрупп потребителей: женщины, беременные женщины, мужчины, работающие в офисе, мужчины, работающие на производстве, и т. д. [Traill, 1998]

2. Сознательное потребление. Тенденция к сознательному потреблению, которую мы наблюдаем в области здоровья и хорошего самочувствия, основана на возможности потребителей задавать содержательные вопросы о происхождении продуктов питания (кем, из чего и по какой технологии сделан продукт). Потребители начинают беспокоиться о здоровье почвы и ее влиянии на полезные вещества в продуктах питания. Проблемы загрязнения окружающей среды также приобретают все большее значение в сознании потребителей и их решениях о покупке.

Социальные сети дают потребителю возможность не только делиться информацией о том, что у него на тарелке, но и возможностью общаться с компаниями-производителями и даже участвовать в процессе разработки новых продуктов питания.

Технический прогресс и цифровизация могут упростить обратную связь от потребителей посредством предоставления компаниям-производителям их личного опыта. Это дает производителям продуктов питания уникальную возможность поставить индивидуального потребителя в центр их инновационных усилий.

3. Альтернативные продукты. Популярность растительной и вегетарианской пищи заставляет людей требовать более разнообразных альтернатив животным продуктам. Производители продуктов питания должны будут решить двойную задачу: прокормить растущее и стареющее население, которое, как ожидается, к 2050 г. увеличится до 9,8 млрд человек, и одновременно реагировать на растущий уровень таких неинфекционных заболеваний, как ожирение и диабет 2 типа.

Согласно анализу данных о тенденциях из 188 стран, проведенному международным консорциумом исследователей во главе с Институтом показателей и оценки здоровья (IHME) при Вашингтонском университете, в настоящее время 2,1 млрд человек имеют избыточный вес или страдают ожирением [Galizzi, 1996]. Это заставляет многих людей отказаться от натурального сахара в пользу альтернативной продукции.

Во многом благодаря желанию потребителей придерживаться более здорового образа жизни, можно ожидать, что тенденции сокращения потребления мяса продолжат набирать обороты в 2020 г.

По данным исследовательской компании GlobalData, в первом квартале 2019 г. 3% британского населения назвали себя вегетарианцами по сравнению с 0,8% в 2014 г. [Ribeiro, 2010].

Реальная проблема альтернативных продуктов заключается в том, что их производство должно сопровождаться сохранением качества, не уступающего качеству, заменяемого продукта. Вкус не может быть принесен в жертву модным течениям.

Чтобы добиться успеха, компании должны быть в состоянии предвидеть и адаптироваться к новым мировым тенденциям. Возможно, бизнес-модели, которые использовались ранее для достижения успеха, больше не работают, потому что не существует единого успешного решения для всех.

Эффективная инновационная деятельность предприятий пищевой промышленности не возможна без инноваций в операционной деятельности, для которой характерны изменения социальных отношений на предприятии (социальные или кадровые инновации), управленческие инновации, необходимые для разработки новых методов работы, а также создание нового механизма продвижения продукции на рынок, поиск новых рынков сбыта и сфер потребления продукции и услуг (рыночные инновации).

Устойчивые изменения, эффективные меры в области управления инновациями и творческие коллективные процессы являются тремя основными целями внедрения организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности предприятия. Организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности предприятия помогает создавать и продвигать инновации как часть корпоративной философии.

По нашему мнению, организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности (ОЭМ РИД) предприятия - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой инновационных ресурсов, форм и инструментов инновационной деятельности, ориентированных на достижение поставленных целей инновационного развития.

Этапами формирования и функционирования организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности предприятия пищевой промышленности являются:

1. Анализ целей развития предприятия пищевой промышленности.

2. Оценка ресурсной базы предприятия.

3. Определение стратегии инновационного развития.

4. Выбор формы инновационной деятельности.

5. Осуществление разработки и использования инноваций с помощью инструментов, соответствующих выбранной форме инновационной деятельности.

6. Контроль результатов инновационной деятельности.

На рисунке 1 приведена структура организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности предприятия

У большинства предприятий пищевой промышленности нет четко сформулированной миссии, некоторые компании используют при разработке миссии общие термины, такие как «лучший продукт в мире», «лучшее обслуживание клиентов». Очевидно, что это не может вдохновлять сотрудников на продуктивную инновационную деятельность. Сильное и вдохновляющее видение должно быть основано на том, как компания работает, чтобы изменить жизнь своего клиента к лучшему. Например, миссия Coca Cola состоит в том, чтобы «освежить мир, вдохновить моменты оптимизма и счастья, создать ценность и изменить ситуацию к лучшему».

Когда руководством ставится цель для инновационной деятельности, это помогает сотрудникам/команде сосредоточиться на правильных приоритетах. Это дает им возможность принимать правильные решения на протяжении всего инновационного процесса, решения, которые помогут организации достичь инновационных целей. Без этих целей сотрудники будут дезориентированы, и когда придет время, они не будут знать, как

принять правильное решение либо сами примут решение, которое может быть непродуктивным для всех инновационных усилий. В любом случае это повредит процессу развития инновационной деятельности предприятия пищевой промышленности.

Цели формирования механизма

Инновационный потенциал предприятия

Стратегия инновационного развития

Формы инновационной деятельности

Самостоятельная Зависимая

Инструменты инновационной деятельности

Научно- Кооперация,

исследовательская интеграция,

работа, обмен договор подряда и

опытом и др. др.

Рисунок 1. Структура организационно-экономического механизма развития инновационной

деятельности предприятия

Постановка целей требует определенных усилий, но как только предприятие определилось с целями, это поможет ему на протяжении всего пути инновационных преобразований. Поэтому разумно потратить время, чтобы установить правильные цели.

Рассмотрим пять основных шагов для создания инновационных целей предприятия и расширения возможностей команды.

1. Понимание потребности клиентов.

Необходимо научиться понимать неудовлетворенные потребности клиентов в целевом сегменте. Это можно сделать в результате общения с клиентами, наблюдая, как они используют существующие предложения (товары/услуги). Можно также использовать структурированные опросы для выявления потребностей клиентов.

2. Понимание текущего опыта клиента.

Создание и ведение «карты клиентского опыта», основанной на негативном опыте использовании клиентами существующих предложений (товаров/услуг). Клиенты должны четко формулировать свои разочарования в процессе использования существующих предложений.

3. Выбор направлений инновационной деятельности.

После того, как определены недостатки существующих предложений, необходимо определить качественные и количественные характеристики планируемых изменений, определить направления инновационной деятельности предприятия.

4. Формирование целей по выбранным направлениям.

После того, как направления инновационной деятельности предприятия были выбраны нужно определить цели, которые позволят предприятию осуществлять инновационную деятельность, результаты которой будут иметь ценность для клиентов.

Использование предложенных рекомендаций для определения целей инновационной деятельности гарантирует, что внедряемые инновации будут иметь значение в жизни клиентов предприятия. Эти цели станут гарантией, что инновационная деятельность предприятия осуществляется в правильном направлении.

Как и в любой другой сфере деятельности, предприятию при планировании инновационной деятельности следует начать с честной оценки своих возможностей. Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включающих материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и другие ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве.

Потенциал организации - главный критерий целесообразности ее существования. Управление формированием и развитием инновационного потенциала предприятия позволит обеспечить:

а) достижение высокой конкурентоспособности выпускаемой инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

б) обеспечение максимальных темпов обновления инновационной продукции и технологий;

в) достижение высокого технологического уровня производства;

г) оптимальное с экономико-экологических позиций использование всех видов ресурсов: природно-материальных, информационно-энергетических и человеческих.

Инновационная деятельность в компании в значительной степени определяется инновационным потенциалом, который включает в себя: способность к инновационной деятельности, готовность к инновационной деятельности и возможность осуществлять инновационную деятельность.

1. Способность к инновационной деятельности.

Чтобы генерировать идеи и превращать их в устойчивые инновации, сотрудники должны получать поддержку и содействие в развитии и раскрытии своего творческого потенциала. Это требует, с одной стороны, управления, способствующего инновациям, а с

другой - повышения инновационных способностей сотрудников путем развития специальных знаний. Для этого необходимо:

- сделать инновационную культуру главным приоритетом;

- создать систему обучения сотрудников современным методам и инструментам генерации идей, управления инновациями;

- развивать технические, технологические и экономические знания сотрудников;

- организация тренингов и семинаров по инновациям с участием внешних консультантов;

- сотрудничество с университетами, исследовательскими институтами, другими компаниями, внешними консультантами по инновациям.

Творчество - это не привилегия для отдельных людей, а способность, которой обладают все работники предприятия.

2. Готовность к инновационной деятельности

Для формирования у сотрудников готовности к инновационной деятельности необходимо:

- повышение осведомленности о важности инноваций в компаниях (тренинги по коммуникациям, ежегодный «День инноваций»);

- открытость для идей сотрудников (например, сбор и совместная оценка идей сотрудников);

- создание атмосферы инноваций, в которой сотрудники могут делать ошибки и учиться на них;

- повышение мотивации сотрудников через стимулы и оценку инновационного вклада (бонусы, карьерные перспективы и т. д.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- пересмотр и изменение роли руководства предприятия в рамках творческого процесса (менеджер становится модератором и тренером).

На «готовность» также положительно влияет увеличение способности к инновациям, поскольку сотрудники более уверены в себе, более склонны к риску и более мотивированы, чтобы подходить к инновациям. Однако в дополнение к «способностям» мотивированным сотрудникам также необходима возможность осуществлять инновационную деятельность.

3. Возможность осуществлять инновационную деятельность

«Возможность» является необходимой предпосылкой для фактического перехода от «способности» и «готовности» к действию. Поэтому внутри компании должны быть созданы рамочные условия, которые дают сотрудникам возможность мыслить и действовать творчески:

- формирование временных ресурсов путем выделения части рабочего времени сотрудникам для реализации перспективных идей;

- выделение финансовых ресурсов путем предоставления инновационного бюджета;

- определение четких целей, обязанностей, компетенций и процессов в отношении разработки и реализации идей;

- создание эффективных структур для принятия оперативных решений;

- формирование межотраслевых творческих коллективов для совместной разработки идей.

Инновационный потенциал - показатель уровня инновационной активности предприятия, степень его готовности выполнять задачи инновационного развития на основе эффективного использования совокупности инновационных ресурсов. Инновация требует долгосрочного и защищенного выделения ресурсов. Степень, в которой компания выделяет свои ресурсы, является прямым отражением важности, которую руководители предприятия придают инновациям. Если компания хочет быть по-настоящему инновационной и лидером в своей отрасли, ей необходимо постоянно выделять базовые инновационные ресурсы.

Нет сомнений в том, что инновации не могут произойти без выделенных средств, которые позволяют сотрудникам воплощать свои идеи в жизнь. Это означает, что соответствующая доля бюджета должна быть выделена для инновационной деятельности. Деньги - это необходимый ресурс, который помогает поддерживать инновационную деятельность, но без команды новаторских мыслителей, которые имеют постоянный доступ к оборудованию и выделяют время для инноваций, деньги либо будут потрачены впустую, либо просто останутся неиспользованными.

Компании, которые ставят инновации в основу своей деятельности, должны понимать, что инвестиции таланта и времени необходимы. Это не только позволит, но и фактически поощрит лучших сотрудников работать над интересующими их проектами, даже если они не соотносятся с их обычными должностными обязанностями.

Успешные инновационные компании дают своим сотрудникам время, чтобы работать над личными или корпоративными инновационными проектами, не имеющими прямого отношения к их работе. Google известен своими «20% времени», которые позволяют сотрудникам один день в неделю заниматься инновационными изысканиями, не отвлекаясь на выполнение основных обязанностей.

Производственное оборудование - это один из самых недооцененных ресурсов компании, но без него инновационные идеи никогда не смогут быть реализованы или протестированы. Как правило, производственное оборудование используется для основных технологических процессов. Иногда, даже если компания разрешает своим работникам использовать оборудование для инновационных проектов, это возможно сделать только тогда, когда оборудование не используется для чего-то более важного.

Компании, которые хотят видеть успешно внедренные результаты интеллектуальной деятельности, культивируемые их сотрудниками, должны постоянно выделять производственное оборудование для экспериментальной работы.

Учитывая, что 61% генеральных директоров во всем мире считают инновационную деятельность одним из основных направлений бизнеса, трудно игнорировать ее важность. Компании с официально запланированными инновационными программами, по статистике, становятся в 3 раза крупнее по сравнению с компаниями без инновационных программ в течение пятилетнего периода [Melissa, 2007].

Выбирая приоритетные области для инноваций, организации могут определить общую инновационную стратегию, которая подходит для достижения целей организации.

Стратегия заключается в выборе между несколькими возможными вариантами, чтобы иметь наилучшие шансы на «победу», а инновации являются лишь одним из средств достижения стратегических целей. Без хорошей стратегии довольно трудно добиться долгосрочного успеха и ориентировать свой бизнес на то, чтобы обеспечить конкурентное преимущество.

Согласно статистике, 96% руководителей определили инновации в качестве стратегического приоритета [Hamel, 1996]. Однако отсутствие четкой инновационной стратегии является фундаментальной проблемой, особенно для устоявшихся компаний, для которых оптимизация существующего бизнеса является приоритетом.

Несмотря на то, что разработка инновационной стратегии не обязательно сложна сама по себе, согласование ее с общими бизнес-целями компании и методами работы - это то, что занимает большую часть времени и усилий.

Внедрение инновационной составляющей в процесс разработки стратегии предприятия начинается с осознанного выбора наилучшего из возможных способов действий, а также с обоснованием причин этого выбора.

Чтобы добиться успеха в разработке стратегии, необходимо донести роль инноваций до каждого работника, чтобы стимулировать инновации во всех подразделениях вашей организации. Обеспечение того, чтобы инновации полностью вписывались в общую бизнес-стратегию - это единственный способ, позволяющий предприятию внедрять инновации в долгосрочной перспективе [Anthony, 2006].

Независимо от того, насколько тщательно проработана инновационная стратегия, будет трудно добиться значительного успеха, если не удастся привлечь людей к процессам управления инновациями. Приоритеты активного общения и взаимодействия могут помочь мотивировать людей быть более активными. Чтобы интегрировать инновации в повседневную работу, стоит подумать о партнерстве с ключевыми специалистами и установить индивидуальные цели, которые будут поддерживать инновационную стратегию предприятия. Адекватное руководство помогает сделать инновации частью повседневной работы предприятия [Hofer, 1978].

Инновационная стратегия заключается в том, чтобы сделать лучший выбор из ряда возможных вариантов. Когда выбрана правильная инновационная стратегия, следующим шагом будет создание систематического процесса для генерации, разработки, оценки и реализации новых идей [Porter, 1991].

Все формы организации инновационной деятельности можно разделить на две группы:

- самостоятельная (автономная) инновационная деятельность;

- зависимая инновационная деятельность.

Самостоятельная инновационная деятельность обусловлена наличием у предприятия инновационных ресурсов необходимого количества и требуемого качества, способных обеспечить достижение поставленных целей инновационного развития.

Зависимая форма предполагает невозможность осуществления инновационной деятельности, ввиду отсутствия у предприятия пищевой промышленности инновационных ресурсов. В этом случае для достижения поставленных целей в инновационной сфере предприятие может использовать механизмы межфирменного взаимодействия (интеграция, кооперация, аутсорсинг и т. д.), или восполнить на определенных условиях недостающие ресурсы, обратившись к субъектам инновационной инфраструктуры (информационно-консультационные службы, технопарки, венчурные фонды, региональные ТПП и т.д.) [Соколов, 2019]

Субъекты инновационной деятельности внутри предприятия способные самостоятельно осуществлять разработку и практическое использование инноваций и (или) организовать эффективное взаимодействие с внешними субъектами рынка инновационных товаров и услуг.

Организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности предприятия пищевой промышленности как система включает в себя две подсистемы:

- подсистема обеспечения, основана на ресурсной базе предприятия пищевой промышленности;

- функциональная подсистема, которая, используя все доступные формы и инструменты инновационной деятельности, обеспечивает получение конечного результата.

Организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности предприятия основан на способности компании использовать индивидуальный творческий потенциал своих сотрудников путем создания социальной среды для разработки идей и внедрения инноваций различной степени сложности.

Организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности предприятия сложно создавать и поддерживать, но многие эксперты по управлению считают его существенным для создания конкурентного преимущества на рынке на основе создания и эффективного использования инноваций. Еще одним преимуществом создания организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности предприятия является сохранение персонала.

В результате проведенного исследования установлены факторы успешности организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности предприятия пищевой промышленности:

1. Формирование и функционирование организационно-экономического механизма должно осуществляться в соответствии с целями развития предприятия.

2. Выбор формы инновационной деятельности должен основываться на анализе качественных и количественных показателей инновационного потенциала предприятия.

3. Предприятие должно целенаправленно использовать все доступные источники новых знаний для организации инновационной деятельности.

4. Должна обеспечиваться согласованность интересов всех субъектов инновационной деятельности внутри предприятия.

5. Предприятие должно быстро и адекватно реагировать на изменения во внешней

среде.

6. Затраты всех видов ресурсов, направленных на формирование и функционирование организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности предприятия должны перекрываться совокупным эффектом от инновационной деятельности.

Заключение

Создание предложенного организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности предприятия позволяет более рационально использовать инновационные ресурсы предприятия, обеспечивать согласованность в работе всех составляющих ОЭМ РИД, установить взаимовыгодные связи для производства и реализации инновационной продукции. Согласованное развитие и взаимодействие различных элементов ОЭМ РИД, делает его не просто суммой отдельных составляющих, а единой системой, способной обеспечивать достижение поставленных целей развития предприятия.

Проблема создания эффективного механизма инновационного развития предприятий отрасли может быть решена путем развития инновационной инфраструктуры, и стимулирования межфирменного взаимодействия в процессе создания и продвижения инноваций. Государственная поддержка на всех этапах инновационного процесса является необходимым условием эффективного функционирования данного механизма.

Разработанный подход к формированию и совершенствованию организационно-экономического механизма инновационного развития предприятий пищевой промышленности, позволяет из всех возможных вариантов сочетания форм и инструментов осуществления инновационной деятельности выбирать наиболее рациональный.

Список источников

1. Гроздева Е.А. Организационно-экономический механизм в развитии кооперации в сельском хозяйстве / Развитие финансов, бухгалтерского учёта и аудита в современных концепциях управления: сборник трудов международной научно-практической конференции. Симферополь.: КФУ им. Вернадского. 2018. С. 238-240.

2. Заглядова М.Х., Трясцин М.М. Совершенствование организационно-экономического механизма эффективного управления развитием АПК в условиях ВТО // Аграрный вестник Урала. 2015. № 6 (136). С. 74-76.

3. Резник А.В. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 3 (8). С. 134-138.

4. Соколов К.О. Организационные формы инновационной деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Челябинск: Энциклопедия, 2019. 228 с.

5. Шивцова А.Б. Организационно-экономический механизм управления функционированием и развитием предприятия в условиях инновационной экономики / Вопросы экономики, организации и управления в хозяйствующих субъектах: межвузовский сборник научных трудов. Воронеж, 2017. С. 79-81.

6. Шлёнов Н.А. Совершенствование организационно-экономического механизма управления развитием строительных предприятий региона // Экономика строительства. 2015. № 5 (35). С. 67-78.

7. Anthony S.D., Eyring M., Gibson L. Mapping your innovation Strategy. Harvard Business Review, 2006. P. 104-113.

8. Avermaete T, Viaene J, and Morgan E. J. Impact of knowledge on innovation in small food firms, Communications in Applied Biological Sciences, 2002. vol. 67. No. 4. P. 46-50.

9. Chang-tai H., and Klenow P. J. Relative Prices and Relative Prosperity // American Economic Review, 2017. No. 97(3) P. 562-585.

10. Deaton A. Understanding the Mechanisms of Economic Development // Journal of Economic Perspectives. American Economic Association, 2015. vol. 24(3), P. 3-16.

11. Galizzi G, Venturini L. Economics of innovation: the case of food industry, Physica-Verlag, 1996. 406. p.

12. Ghosh D., Das S., Baghchi D., Smarta R. B. Innovation in healthy and functional foods. CRC Press Llc, 2012. 616 p.

13. Hamel G. Strategy as Revelution // Harvard Business Review, 1996. Vol. 74(4). P.

69-82.

14. Hofer C., Schendel D. Strategy formulation: Analytical concepts, St. Paul, MN: West Publishing. 1978. P.1-20

15. Jongen W. Innovation in agri-food systems: product quality and consumer acceptance, Wageningen Academic Publishers. 2005. P. 245-292

16. Melissa M. Open innovation and strategy. California management review, 2007. Vol. 50, No. 1, P. 57-76

17. Porter M.E. Towards a Dynamic Theory of Strategy // Strategic Management Journal. 1991. No. 12(S2), P. 95-117.

18. Ribeiro C. Innovation in Food Engineering. London: Taylor & Francis, 2010..747 p.

19. Traill W., Pitts E. Competitiveness Food Industry. Blackie Academic & Professional, 1998. P.35-37

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITIES OF FOOD INDUSTRY ENTERPRISES

Davankov A. Yu., Chelyabinsk State University Sokolov K. O., South Ural University of Technology Sokolova M. I., South Ural State University (National Research University)

Abstract

In the article, the authors formulate the essence of the category "organizational and economic mechanism for the development of innovative activities of food industry enterprises" as a set of interrelated and interacting innovative resources, forms and tools of innovative activity aimed at achieving the goals of innovative development.

The structural and functional features of the organizational and economic mechanism for the development of innovative activity of the enterprise are revealed. The most important structural components of the organizational and economic mechanism for the development of innovative activities in the food industry are: the resource base of the enterprise; forms of organization of innovation; a set of tools through which innovation is carried out; subjects of innovation within the enterprise.

Keywords: food industry, innovative activity, innovative development, food industry enterprises, organizational and economic mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.