Научная статья на тему 'Инновационная деятельность пищевых предприятий'

Инновационная деятельность пищевых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашинова Марина Казбековна, Чиназирова Светлана Казбековна, Кумпилова Б.А., Хутыз Б.А.

В статье проанализировано современное состояние инновационной деятельности в пищевой промышленности России, раскрываются проблемы практического использования инноваций и развития инновационной деятельности в развитии отрасли. Предложенаклас-сификация инноваций предприятий пищевой промышленности с учетом отраслевой специфики, а также механизм совершенствования инноваци-онной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ашинова Марина Казбековна, Чиназирова Светлана Казбековна, Кумпилова Б.А., Хутыз Б.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность пищевых предприятий»

УДК 330

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПИЩЕВЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ Ашинова Марина Казбековна, профессор, д.э.н., профессор

Майкопский государственный технологический университет, Россия

(e-mail: ashinova_m@mail.ru) Чиназирова Светлана Казбековна, к.э.н., доцент (e-mail: Svetlana.9992015@yandex.ru) Кумпилова Б.А., к.э.н., доцент (e-mail: jambot@yandex.ru) Хутыз Б.А., к.э.н., доцент Адыгейский государственный университет, Россия (e-mail: hbella@mail.ru)

В статье проанализировано современное состояние инновационной деятельности в пищевой промышленности России, раскрываются проблемы практического использования инноваций и развития инновационной деятельности в развитии отрасли. Предложенаклас-сификация инноваций предприятий пищевой промышленности с учетом отраслевой специфики, а также механизм совершенствования инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновация, пищевая промышленность, факторы инновационного развития, инновационная активность, направления развития.

В современных условиях инновационная деятельность присуща любому производственному предприятию.

Рыночные условия развития экономики в настоящее время постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществить используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно-исследовательскую базу.

Одной из задач государства в наше время является повышение инновационной деятельности предприятий. Этот процесс является одним из важнейших факторов, которые помогают занять прочные лидирующие позиции на рынке среди компаний, становления экономической и финансовой самостоятельности и рыночных позиций промышленных фирм.

Актуальность решения этой проблемы имеет важное значение для пищевых предприятий. Пищевая отрасльзанимает одно из ведущих мест в структуре промышленного комплекса страны [1].

В табл. 1 представлена характеристика состояния и развития пищевой промышленности России в 2010-2014 гг.

Таблица 1 - Динамика инновационной активности организаций пищевой промышленности Российской Федерации за период 2010-2014 гг.

№ п/п Наименование показателя Годы Изменения 2014г. (+/-) к

2010 2011 2012 2013 2014 2010г 2013г

1. Удельный вес организаций, осуществлявших инновации в отчетном году,% 11,6 11,8 11,9 11,0 12,5 0,9 1,5

2. Отгружено инновационных товаров собственного производства, выполнено инновационных работ и услуг собственными силами, млрд. руб. 117,8 116,2 113,2 127,8 180,3 62,5 52,5

3. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров (выполненных работ, услуг),% 4,9 4,1 3,9 3,9 5,0 0,1 1,1

Как видно из таблицы 1, доля организаций отрасли, осуществляющих инновационную деятельность, за исследуемый период составила в 2014 году 12,5%. При этом объемы отгруженной инновационной продукции росли более высокими темпами (в 1,53 раза) и составили 180,3 млрд. руб., или 5,0% в общем объеме отгруженных товаров (выполненных работ, услуг).

Внедрение инноваций на всех стадиях жизненного цикла товаров является ключевым направлением повышения конкурентоспособности предприятий отечественной пищевой промышленности. Покупателей интересует не только качество продуктов питания, но и их питательные свойства, условия, в которых они произведены, транспортированы, осуществляется их хранение.

Общий уровень конкурентоспособности отрасли на товарных рынках во многом определяется долей инновационно активных предприятий в структуре пищевой промышленности страны (рис. 1).

Удельный вес организаций, %

12 10 8 6 4 2 0

2010

10,3

6,2 7,4

2,6 || '5 1 3 4,8 1 2 4,3 1 ,3 25"- 4,3 | |

2011

2012

2013

2014

Организации, осуществляющие технологические инновации Организации, осуществляющие организационные инновации Организации, осуществляющие маркетинговые инновации Организации, осуществляющие экологические инновации

Рисунок 1 - Динамика удельного веса организаций пищевой промышленности, осуществляющих инновации, за период 2010-2014 гг.

В анализируемом периоде отмечается более высокая доля предприятий, внедряющих технологические инновации. Удельный вес организаций, внедряющих экологические инновации, снизился за исследуемый период в несколько раз и составил в 2014 году 1,7%.

Доступность инноваций для предприятий, уровень внедрения и степень эффективности их использования определяются различными условиями.

Проведенный анализ деятельности организаций пищевой промышленности свидетельствует о недостаточной инновационной активности, что объясняется негативными тенденциями развития многих факторных характеристик.

Наличие ряда проблем и множества факторов, определяющих уровень инновационного развития пищевой промышленности, актуализирует задачу формирования эффективно функционирующей системы

взаимодействия всех участников инновационного процесса для предприятий пищевой промышленности.

К факторам, ограничивающих развитие пищевой промышленности, можно отнести:

1. несовершенство механизма государственного и, прежде всего, таможенно-тарифного регулирования рынка продовольствия;

2. неразвитость инфраструктуры производства продукции, особенно в мясомолочном секторе;

3. зависимость от импортных поставок сырья и колебаний мировых цен;

4. недостаточную развитость сырьевой базы и сохранение проблемы поставок качественного сырья на переработку;

5. незавершенность работы по разработке технических регламентов.

Рисунок 2 - Схема взаимодействия участников инновационного процесса

в пищевой промышленности

Ведущая цель внедрения и использования инноваций в пищевом секторе промышленности страны должна заключаться в обеспечении непрерывного роста производительности труда как основного фактора усиления и наращивания экономических характеристик отрасли [5].

Получение качественного инновационного продукта труднодостижимо без наличия эффективно действующего механизма взаимодействия государственных институтов и товаропроизводителей.

Стратегически неотъемлемой обязанностью государства является разработка прогноза инновационных потребностей каждой составляющей пищевой промышленности, идентификация проблем и задач, определение факторов, способствующих или препятствующих внедрению инноваций, а также формирование системы развития инновационной деятельности.

Согласно разработанной Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается, что инвестиции в социально значимые от-

расли пищевой промышленности возрастут к 2020 году на 16,5% - почти до 103 млрд руб. [3].

В стратегическом контексте наиболее важной задачей государства при формировании действенной системы развития инновационной

деятельности в пищевой промышленности является задача выделения приоритетных направлений инновационной активности, выявления реализуемых инновационных проектов и возможности участия в них научных и образовательных учреждений, определения состава задействованных в них предприятий, взаимосвязи реализуемых инноваций и их влияния на отраслевую эффективность.

Важное значениетакже имеет региональный уровень формирования системы инновационного взаимодействия отрасли[2].

С целью интеграции инноваций разного типа и ускорения их использования на региональном уровне целесообразно создание центров в форме саморегулируемых организаций, объединяющих инвесторов, представителей промышленности, органов власти на региональном и муниципальном уровнях, общественных профессиональных организаций и жителей региона. Целью создания подобных центров является оказание консультационной и информационной поддержки предпринимателям, обеспечение взаимодействия производственной сферы с научными и образовательными структурами.

Отраслевой уровень включает разработку последовательности инноваций на разных стадиях производственного цикла и определение их взаимосвязи, интеграцию предприятий в процессе формирования и использования иннова-ций, экономическую заинтересованность участников инновационного процесса [4].

Реализация представленной схемы взаимодействия участников инноваци-онного процесса позволит перейти на качественно новый уровень организации инновационной деятельности на пищевых предприятиях.

Список литературы

1. Ашинова М.К. Инвестиционные факторы реализации инновационной стратегии развития регионального АПК (монография). Майкоп: изд-во МГТУ, 2008. - 200 с.

2. Кумпилова Б.А. Особенности управления региональными экономическими подсистемами в рамках обеспечения инновационного развития региона //Материалы международной научно-практической конференции, г. Алушта, 2012,С.96-97.

3. Инновационная Россия - 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2010. URL: http://economy.gov.ru/minec/ activity/ sections/ innovations/doc20101231_01

4. Хутыз Б.И. Проблемы инновационного развития экономики России Современные тенденции в науке и образовании // Материалы Международной научно-практич. конф. - Москва, 2014. - С.28-30.

5. Чиназирова С.К. Инновационные системы в АПК //Материалы VIII Международной научной конференции молодых ученых, «НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. МОЛОДЕЖЬ», 10-11 февраля 2011 г. Майкоп: изд-во АГУ, 2011.-Т.11.-С.245-250.

Ashinova Marina Kazbekovna, Professor, Doctor of Economics, Professor Department of Finance and Credit, Federal State Byuzhetnoe Educational Institution of Higher Education

"Maikop State Technological University" (e-mail: ashinova_m@mail.ru) Chinazirova Svetlana Kazbekovna, Associate Professor, Ph.D., Associate Professor, Department of Economics and Management Federal State Byuzhetnoe Educational Institution of Higher Education "Adygeya State University" (e-mail: Svetlana.9992015@yandex.ru) Kumpilova B.A. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management Federal State Byuzhetnoe Educational Institution of Higher

Education "Adygeya State University" (e-mail: jambot@yandex.ru) Hutyz B.A.Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management Federal State Byuzhetnoe Educational Institution of Higher

Education "Adygeya State University"

(e-mail: hbella@mail.ru) INNOVATION FOOD ENTERPRISES Abstract: The article analyzes the current state of innovation in the food industry in Russia, reveals the practical problems of innovation and the development of innovative activity in the industry's development. A class-cation of innovation of the food industry with industry-specific, as well as a mechanism for improving innova-tional activities.

Keywords: innovation, food industry, factors of innovation development, innovation activity, the development direction.

УДК 336.662

ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Белолипецкая Дарья Николаевна Гейбатов Бахрам Басамлу

Студент группы ЭФК-459 Научный руководитель: Сазонов Сергей Петрович

профессор, доктор экономических наук Волгоградский государственный технический университет, Россия

Деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Они становятся основой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования. Сферы малого предпринимательства нуждаются в активном финансировании и государственной поддержке.

Ключевые слова: Малое предпринимательство, финансирование, внешнее, внутреннее, собственный капитал, заемный капитал, инвестиции, резерв, взнос, фонд, акции, акционерное общество.

В отличие от крупного бизнеса, который привлекает дополнительные источники финансирования деятельности, на малых предприятиях вопрос поиска и привлечения финансовых ресурсов возникает как в процессе развития, так и в процессе текущей деятельности. Нехватка оборотных средств является одной из наиболее распространенных проблем на малых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.