УДК 1
Рыжкова О.Б.
педагог-психолог Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Гуманитарно-педагогический колледж «Государственный гуманитарно-технологический университет»
(г. Орехово-Зуево, Россия)
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация: в статье затрагивается проблема профилактики суицидального поведения подростков, анализируется групповой просмотр и обсуждение фильма как метод работы куратора по формированию эмпатийного понимания как условия, необходимого для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия студентов.
Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, суицидент, методы профилактики суицидального поведения обучающихся.
В подростковом возрасте с реализацией потребности в общении на равных возникает и формируется основное новообразования - рефлексия. Подросток часто погружается в рефлексию общечеловеческих и своих особенностей. Ориентировка на рефлексию своих особенностей является характерной для подросткового возраста и способствует повышению самооценки. Подросток часто весьма противоречив, и он находится в положении маргинальной личности, так как уже не ребенок и еще не взрослый. Ему присуща эмоциональная напряженность и агрессивность, застенчивость и конфликтные отношения с окружающими, склонность к оценкам и крайним суждениям.
Стремление к самостоятельности и социальному признанию и невозможность добиться этого в общении с взрослыми заставляют подростка искать другую сферу удовлетворения потребности - коллектив сверстников.
Даже не соглашаясь в душе с решениями группы или признанного группой лидера, подросток подчиняется им и совершает требуемые поступки, часто опасные для него самого.
Если конфликт с группой все-таки состоялся, то переживается он очень тяжело и может стать причиной сведения счетов с жизнью.
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек.
В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в подростковом возрасте связано с реакцией протеста. Особенно частым источником последних являются нарушенные внутригрупповые взаимоотношения.
В студенческих группах речь часто идет о власти и влиянии, в результате которых возникают группировки и несправедливые отношения. Отдельные случаи проявления грубости получают «место» для стабильной реализации.
Чтобы ценить жизнь, подростку необходимо знать две основных вещи:
1. Нужно, чтобы его любили.
2. Самому нужно хорошо к себе относиться.
Потребность любви - это потребность быть любимым, потребность любить, потребность быть частью чего-то.
Если эти «потребности» присутствуют в жизни большую часть времени, то подросток в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед ним проблемы.
Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одногруппникам и педагогам, которые чувствуют себя чужими и дома, и в образовательной организации, и во дворе, справляться с неприятностями
гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и преподавателями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество.
Заботливый и ласковый друг способен отговорить от самоубийства, ибо он удовлетворяет потребность подростка в любви. Иногда для спасения человека бывает достаточно всего одного ласкового слова.
Подростковый период является весьма чувствительным, восприимчивым для развития эмпатии. Именно развитие эмпатии у подростков способствует формированию коммуникативных навыков, преодолению девиантности в поведении, снижению остроты личностных кризисов, связанных с возрастом.
Методы развития эмпатии разнообразны: классные часы, разработка внутригрупповых правил, написание сочинений, постановка спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов. Такие формы работы можно использовать и в сочетании друг с другом. Если педагог пользуется доверием студентов, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.
Групповой просмотр фильма должен сопровождаться доверительным общением со студентами, следует обсудить тему насилия, жестокости в группе сверстников.
Педагогу важно суметь выбрать фильм на основании своей профессиональной оценки и посмотреть его вместе со студентами. Такой видеоматериал также подходит для просмотра в преподавательском коллективе и на встречах с родителями.
В 2009г. на экраны вышел короткометражный фильм режиссера Марии Евстафьевой «Щенок».
Фильм "Щенок" - душевный, пронзительный. Это произведение многоплановое, реалистически изображающее красоту русской душу. Фильм длится ровно 45 минут, как школьный урок, и это урок - поучительный, зовущий к жизни без жестокости и насилия.
В 2004 году во французском кинопрокате вышел музыкальный фильм -драма режиссера Кристофа Барратье «Хористы», который стал одним из самых успешных французских фильмов за всю историю.
В фильме хорошо показано торжество гуманизма, как основы педагогики, над системой «акция-реакция» директора, исповедующего достаточно жесткие методы, подходящие скорее тюрьмам, нежели интернатам. Именно учитель поддерживает сильные стороны учеников и создает ситуации «успешности».
Фильм «Хористы» — это история добрая, живая и настоящая.
При обсуждении фильма важно помочь зрителям уяснить правило: «жестокость порождает жестокость».
В 2010 году в Российский прокат вышел фильм эстонского режиссера Ильмара Раага «Класс». Фильм рассказывает о событиях, происходящих в выпускном классе обычной эстонской школы. Это сильная драма о подростковой жестокости. За полтора часа просмотра зритель способен испытать большую гамму чувств, от восторга до чувства отвращения и ненависти. Достоинство фильма: заставляет задуматься на актуальную тему. Недостаток: очень жестокий, самое ужасное, что основан на реальных событиях.
Большинство обучающихся проникаются чувствами жертвы, когда видят происходящее на экране. Педагог должен дать студентам возможность высказаться и сам дает необходимые пояснения.
Таким образом, использование в воспитательной работе группового просмотра и обсуждения художественных фильмов будет способствовать развитию личностных ресурсов, формирующих здоровый жизненный стиль и ненасильственное поведение студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
http://zdravotvet.ru/profilaktika-suicidalnogo-povedeniya-u-podrostkov/