Научная статья на тему 'Реализация воспитательной функции в обучении студентов на занятиях по педагогике в вузе'

Реализация воспитательной функции в обучении студентов на занятиях по педагогике в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ВУЗЕ / ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ / СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБСУЖДЕНИЕ / ЭССЕ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова А.Л.

В статье рассматриваются вопросы реализации воспитательной функции в обучении студентов на занятиях по педагогике, одним из средств выступает обсуждение художественных и мультипликационных фильмов; рассмотрены устные и письменные формы обсуждения кинокартин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the up-bringing function implementation in the students’ training at the pedagogy seminars, one of the means is the discussion of movies and cartoons; oral and written forms of discussion of movies are also considered in the paper.

Текст научной работы на тему «Реализация воспитательной функции в обучении студентов на занятиях по педагогике в вузе»

УДК 378.048.2

АЛ. Александрова *

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются вопросы реализации воспитательной функции в обучении студентов на занятиях по педагогике, одним из средств выступает обсуждение художественных и мультипликационных фильмов; рассмотрены устные и письменные формы обсуждения кинокартин.

Ключевые слова: воспитательная функция обучения, учебные занятия в вузе, профилактика негативных форм поведения, средства профилактики, образование, обсуждение, эссе, рефлексия.

Высшее профессиональное заведение не только ориентировано на профессиональную подготовку студентов, но и реализует важнейшую социальную функцию — воспитание человека. При этом особое значение реализация этой функции имеет для будущих специалистов помогающих профессий — социальные педагоги, социальные работники, поскольку по роду своей деятельности они призваны оказывать максимальную помощь и поддержку гражданам в реализации потенциальных возможностей.

Однако, как показывает практика, в студенческой среде встречаются негативные поведенческие проявления, которые препятствуют конструктивному взаимодействию с окружающими: вербальная агрессия, эмоциональный шантаж, манипуляции в поведении и др. [5]. В связи с этим становится важным уделить особое внимание воспитательной функции в обучении студентов. Поскольку темы семинаров (например, профилактика негативных форм поведения, психологический климат семьи, детская и молодежная субкультуры и др.) педагогики и социальной педагогики могут быть напрямую связаны с трудными жизненными ситуациями, проблемами общения, то практические занятия в вузе могут служить тем пространством, в котором преподаватель имеет возможность организовать воспитательное взаимодействие с молодежью и выбрать необходимые средства [4]. Например, организовать просмотр и обсуждение художественных и мультипликационных фильмов. Преимущества этой формы взаимодействия участников педагоги -ческого процесса состоят в том, что просматривается уже готовая история с авторской позицией, с которой можно соглашаться или нет (соответственно, учиться конструктивно выражать свое мнение); обращается внимание на ценности, взгляды, поведение героев (некоторые фильмы могут обогатить или, возможно, поменять жизненные ориентиры молодежи). Студенты участвуют в групповом обсуждении увиденного под руководством преподавателя и получают обратную связь со стороны участников просмотра, снимают тревожность и страх перед занятием и др.

Работа с фильмами состоит из нескольких этапов: выбор фильма, активное участие студентов во время просмотра, составление (заранее) вопросов и заданий к картине, ее обсуждение. Рассмотрим их более подробно.

Большое значение имеет выбор фильма, который могут предложить как студенты, так и преподаватель. Если педагогу фильм не знаком, то лучше всего, предварительно его просмотреть, тем самым, заранее наметить вопросы для аудитории, актуальные сюжеты для дискуссии по определенной проблеме.

Считаем, что недопустимо делать свой выбор картины только потому, что в фильме рассматривается тяжелая жизненная ситуация, или выбирать картину, которая созвучна проблемам самого преподавателя или ведущего. Когда человек излишне погружен в свои трудности, ему труднее на нее посмотреть со стороны и занимать позицию «стороннего наблюдателя». Поэтому выбор фильма важно соотнести с воспитательной целью занятия, знанием проблем, показанных режиссером и артистами, личностным ресурсом самого преподавателя.

Список, который будет представлен ниже, это субъективный выбор. Сложился он по результатам практических занятий со студентами — будущими социальными педагогами и специалистами по социальной работе. Перечислим некоторые художествен -ные картины, в которых акцентируется внимание не только на трудных жизненных ситуациях, но и способах выхода из них; конструктивное и неконструктивное поведение героев, их жизненных позициях: «Дикий ребенок» (иногда упоминается и другое название «Дикий Маугли», реж. Франсуа Трюффо, 1969), «Маленькая мисс Счастье» (реж. Валери Фа-рис, 2008 г.); «Общество мертвых поэтов» (реж. Питер Уир, 1989 г.), «Улыбка Моны Лизы» (реж. Майкл Ньюэлл, 2003 г.), «Хористы» (реж. Кристоф Барра-тье, 2008 г.), «Человек эпохи Возрождения» (реж. Пенни Маршалл, 1994 г.) и др.

Среди мультипликации отметим «Про Сидорову Вову» (реж. Эдуард Назаров, 1985 г.), «Ежик должен быть колючим?» (реж. Михаил Каменецкий, 1990 г.), «Адажио» (реж. Гарри Бардин, 2000), «Премудрый пескарь» (реж. Валентин Караваев, 1979 г.) и др.

* © Александрова А.Л., 2017

Александрова Анна Леонидовна (alanna@yandex.ru), кафедра педагогики, Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Александрова А.Л. Реализация воспитательной функции в обучении студентов на занятиях по педагогике в вузе

Переда началом просмотра или после него преподаватель (по желанию) может озвучить взгляды ученых, кинокритиков о процессе создания, атмосфере фильма или представить свою точку зрения. Так в фильме «Дикий ребенок», с одной стороны раскрывается история мальчика, который длительное время провел в лесу, а также показана его жизнь среди людей. Но с другой — рассказ об обществе, в котором предстояло жить молодому человеку и людях, которые встречались на жизненном пути героя: каковы их ценности, каких взглядов придерживаются, чем руководствуются в выборе поведения. Для студентов — будущих социальных педагогов и специалистов по социальной работе есть возможность задуматься о конструктивном и неконструктивном поведении с окружающими; о качествах личности взрослых героев картины, которые способствую или, наоборот, препятствуют взаимопониманию с мальчиком; обратить внимание и на свой характер, его сильных и слабых сторонах. В этих размышлениях содержится воспитательный аспект.

После того, как озвучены мнения о кино, можно предложить студентам записывать (предварительно взяв карандаш и бумагу) интересные мысли героев или сюжеты, вопросы, возникающие по ходу картины. Такой просмотр дисциплинирует будущих специалистов, учит выделять важную информацию, быть внимательным к авторскому замыслу. Отмеченные мысли могут служить иллюстрацией взглядов, комментариями как непосредственно на занятиях в аудитории, так и в социальных сетях [3].

Важной составляющей использования фильмов могут выступать задания или вопросы перед просмотром, которые позволят будущим специалистам сосредоточить свое внимание на теме будущего обсуждения. Фильм может быть многоплановый, раскрывающий различные проблемы: семейные, школьные, личностные, проблемы выбора и т. д. Задача преподавателя расставить акценты на тех аспектах, которые связаны с целью занятия и способствуют реализации воспитательной функции обучения (например, конструктивное взаимодействие с окружающими, профилактика зависимого поведения и др.).

Рассмотрим варианты заданий после просмотра фильма: написать рецензию, в которой необходимо отметить преимущества или недостатки поведения героя, вопросы взаимодействия педагога и воспитанника, родителей и детей; прокомментировать высказывание: «фильм о простых, но важных аспектах жизнедеятельности человека»; подобрать художественное слово к содержанию фильма (например, к фильму «Маленькая мисс Счастье» можно подобрать афоризмы о семье: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (Л.Н. Толстой); «Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении» (И.Ф. Гете) и др.); записать цитаты героя (ев) фильма для комментария. В мультфильме «Премудрый пескарь» слова от автора, озвученные А. Зайцевым, позволяют сосредоточить свое внимание на жиз-

ненных принципах: «на жизнь через дырочку смотреть», «прожить так, чтобы никто не заметил», «днем в норе, а ночью гулять». Можно предложить студентам поразмышлять над взглядами главной героини фильма «Улыбка Моны Лизы»: «учебники не научат думать», «самостоятельное мышление отбирает время», «подстроиться под то, что от тебя хотят или быть собой» и др.

Содержание вопросов должно также отвечать целям занятия. Например, при обсуждении фильма «Человек эпохи Возрождения» можно расспросить студентов о следующем: 1) каким образом герою удалось установить контакт с подопечными? 2) какие сюжеты фильма (2 самых ярких), на ваш взгляд, можно отнести к трудным жизненным ситуациям героев? 3) какие слова и выражения героев фильма затронули вас эмоционально? 4) что эти слова и выражения говорят вам о том, что за человек герой фильма, что для него важно в жизни? какие возможности в разрешении трудностей открывает этот фильм?

Обсуждать фильм можно не только устно, но и письменно. Тем более что некоторым студентам трудно позиционировать свою точку зрения в аудитории, а другим важно поразмышлять над увиденным в домашней обстановке. Можно предложить студентам написать эссе. Рассмотрим это средство более подробно.

В «Толковом словаре русского языка» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) эссе понимается как прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно. В педагогической науке исследователи С.А. Пуй-ман и В.В. Чечет определяют эссе как творческий метод. Оно содержит авторскую точку зрения о каком-либо предмете или явлении, высказанную в произвольной, непринужденной форме [1].

Ценность эссе состоит в том, что студенты в свободной форме могут высказывать самостоятельные суждения о событиях личной жизни, убедительно аргументировать свою позицию по той или иной проблеме (например, девиантное поведение, здоровый образ жизни, профилактика суицида и др.). Достоинство эссе можно отметить и в том, что оно не предполагает использования жестких схем, инструкций со стороны педагога. Это открытая форма сотрудничества между участниками педагогического процесса.

Для преподавателя, использующего эссе, открывается возможность учитывать личный опыт студентов при изучении разделов педагогики, психологии и привлекать студентов к анализу проблем с позиции их жизнедеятельности. С точки зрения журналиста, писателя Джулии Кэмерон «личный опыт постоянно дает знания, но когда его подтверждают другие, опыт превращается в факт» [1].

Работа над эссе по психолого-педагогическим дисциплинам ориентирует студентов на рефлексию действительности. Под рефлексией понимают размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своих собственных действий. А. В. Муд-рик рассматривает рефлексию как особый меха-

низм социализации и связывает рефлексию с внутренним диалогом, в котором человек не только рассматривает и оценивает, но и принимает или отвергает ценности, нормы, убеждения, взгляды. Так, в процессе просмотра или после него будущие социальные педагоги, социальные работники имеют возможность переосмыслить какие-либо явления.

Среди способов рефлексии можно выделить выдвижение гипотез, анализ причин того или иного впечатления, переживания. Художественные и мультипликационные фильмы позволяют студен -там использовать на занятиях по педагогике различные способы рефлексии. Рефлексия — это не только интроспекция своей психики, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований [1].

Дж Брунер связывает рефлексию с процессом, в котором обучающийся пытается понять те мыслительные приемы и операции, которые он использует в своей собственной познавательной деятельности. Ученый подчеркивает, что, начиная с XVII века, в качестве идеала понимания, рассматривается причинное объяснение явлений, приводящее к построению научной теории. Объяснительные теории стремятся описать мир объективно, те. независимо от конкретного наблюдателя и его позиции. Первая четверть XX века ознаменовалась важным поворотом в мышлении людей. Дж. Брунер предлагает называть это событие появлением «интерпретационной парадигмы». Целью интерпретации является не объяснение, а понимание, поэтому написание эссе не претендует на исключительность мнения, а только показывает возможные варианты изучения проблем. Одно и тоже явление, девиантное поведение в молодежной среде, может интерпретироваться различными обучающимися неодинаково [2].

По мнению Б.З. Вульфова одной из особенностей рефлексии выступают основания для выбора и принятия решений. Так же он отводит особую роль размышлениям над предлагаемыми ситуациями, в качестве которых могут выступать и сюжеты фильмов, и сочинения после увиденного

Внедрение эссе на практических занятиях может включать следующие этапы:

1. Выбор темы.

Так, после просмотра фильма «Человек эпохи Возрождения» можно предложить темы о трудных жизненных ситуациях и способах выхода из них, о роли учителя в работе с молодыми людьми, имеющие поведенческие проблемы, дружбе и др.

2. Уточняющие вопросы со стороны студентов, и преподавателя (разъяснение темы, выяснение трудностей).

3. Непосредственное написание сочинения. Некоторые студенты испытывают трудности на данном этапе, озвучивая их следующими фразами: «боязнь чистого листа», «мыслей много, но что конкретно», «все понимаю, а начать не могу», «нет вдохновения» и т.п. Преподаватель может познакомить с теми способами работы, которые снижают страх перед изложением своих мыслей. Поощряется желание студентов подобрать картинки по теме эс-

се, проиллюстрировав свои чувства, идеи, размышления. Такая работа не только обогащает содержание текста, но позволяет ее автору более полно интерпретировать проблему.

4. Анализ эссе преподавателем. Формулирует выводы, к которым пришли студенты, подчеркивает основные моменты понимания темы, обращает внимание на содержание высказываний, дает рекомендации по дальнейшему изучению проблемы, а также планирует вопросы для дискуссии.

5. Групповое обсуждение эссе, в самом начале которого лучше сообщить правила сотрудничества. Они позволят участникам занятий конструктивно взаимодействовать между собой, мысленно идентифицировать себя с другим человеком, и, возможно, понять его рассказ, расширив контекст изучаемой темы, свой ролевой репертуар ведения диалога [4]. Вот некоторые из положений: каждый участник группового взаимодействия заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации; если прозвучавшая информация не вполне ясна, задаются вопросы на понимание, только после этого делаются выводы; критикуются идеи, а не личности; цель совместной деятельности заключается не в «победе», а в возможности узнать разные мнения по конкретному вопросу [6]. Плодотворный диалог обогащает каждого.

Преподаватель сообщает студентам о том, какие вопросы поднимаются в работах, предлагает желающим прочитать сочинения и высказать слушателям свое мнение. Среди трудностей в обсуждении встречается желание некоторых участников доминировать всеми силами и навязывать свою точку зрения. Ненавязчивое напоминание студентам о правилах ведения дискуссии, личный пример преподавателя позволят снизить напряженную атмосферу в аудитории и повысить уровень культуры общения молодежи.

Рассмотрим отрывки из сочинений, которые были написаны после просмотра фильма «Хористы» (режиссер Кристоф Барратье). Авторы творческих работ студенты социологического факультета (специальность «Социальная работа»).

Ольга Ш.: «Сюжет фильма очень интересен. В последнее время уже не обращают внимания на подобные ленты, ведь в них нет эффектных сцен с погонями и фантастическими трюками. Это история жизни. Не очень удачной жизни талантливого музыканта. Главный герой подобен доброй феи. Он прибыл в школу для трудных подростков, чтобы обучать подопечных музыке и помог окружающим заглянуть в свои души и стать лучше. Он умел прощать выпады в свой адрес, но с другой стороны — не прощал подлость. Благодаря такому учителю у детей появляется надежда, возможность показать, на что хорошее в жизни они способны. Добрый педагог Клемент Ма-тье преобразовал трудных подростков в «поющих ангелов»...» [1, с. 9].

Мария А. в начале своего эссе по фильму ставит для себя вопрос: «Легко ли завоевать детское уважение и доверие?». Она замечает: «Безусловно, эта задача не из легких, особенно, если перед тобой класс

Александрова А.Л. Реализация воспитательной функции в обучении студентов на занятиях по педагогике в вузе

«трудных» подростков. Клемент Матье — безработный музыкант. Он устраивается учителем музыки в школу-интернат, где царят жестокие законы воспитания. Главный герой в обращении с учениками поступает по-другому: муштру и бесполезные «карцевые» наказания заменяет уроками хорового пения. Искусство оказывает на подростков волшебное воздействие: из озлобленных хулиганов они «превращаются» в веселых озорных мальчишек... После просмотра фильма я еще раз убедилась в том, что дети лучше разбираются в людях. Им дана способность видеть не только самого человека, а чувствовать его душу» [1, 9].

После прочтения эссе студентов можно обнаружить их интересные мнения по фильму, на какие особенности они расставили акценты. Например, анализ взаимоотношений между учителем и учеником; использование наказания как метода воспитания и др. Другими рассматриваются важные составляющие профессии учителя: вера в учеников и их возможности; индивидуальный и творческий подходы в работе с подростками; открытие в детях красоты души; новаторство в образовании детей с поведенческими проблемами (не только обучение школьному предмету, но духовное развитие учащихся); умение прощать человека, совершившего подлость и другое.

Когда у преподавателя, читавшего эссе, выявлены точки зрения студентов, итоговое обсуждение работ и деятельность обучающихся на семинарах проходит достаточно результативно для воспитательного процесса. Каждый из присутствующих имеет возможность аргументировать и свою точку зрения, и расширить свои представления о способах решения проблем. Активное и непредвзятое исследование проблем человека направлено не на достижение полного единодушия, а на расширение сферы сознания, что само по себе предполагает разнообразие подходов в профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Таким образом, просмотр и обсуждение фильмов на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам позволяет студентам развить личностную рефлексию, расширить знания из области психологии и педагогики, выработать уважительную позицию по отношению к своим сокурсникам и окружающим людям, сопоставить различные мнения, а также решать задачи воспитания молодежи.

Библиографический список

1. Александрова А.Л. Активизация познавательной деятельности студентов на занятиях по педагогике посредством написания и обсуждения эссе // Актуальные проблемы воспитания и образования: сб. науч. ст. Вып. 11 / под ред. М.Д. Горячева. Самара: Самарский университет, 2010. С. 4—12.

2. Брунер Дж. Культура образования. М.: Просвещение, 2006. 223 с.

3. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 5 (116). С. 220-226.

4. Долгополова А.В. Проблема формирования коммуникативных умений у студентов университета // Вестник Самарского государственного университета. 2000. № 1 (15). С. 41-45.

5. Егорова У. Г. Взаимосвязь родительского отношения к конфликтности подростков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2013. Т. 15. № 2-4. С. 964-968.

6. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.

References

1. Aleksandrova A.L. Aktivizatsiia poznavatelnoi deiatelnosti studentov na zaniatiiakh po pedagogike posredstvom napisaniia i obsuzhdeniia esse [Activization of cognitive activity of students on classes of pedagogics by means of writing and discussing essay]. In: Aktualnye problemy vospitaniia i obrazovaniia: sbornik nauchnykh statei. Vyp. 11. Pod red. M.D. Goriacheva [Topical issues of upbringing and education: collection of research articles. Issue 11. M.D. Goryachev (Ed.)]. Samara: Samarskii universitet, 2010, pp. 4-12 [in Russian].

2. Bruner J. Kul'tura obrazovaniia [Culture of Education]. M.: Prosveshchenie, 2006, 223 p. [in Russian].

3. Goryachev M.D., Goryachev M.M., Ivanushkina N.V., Mantulenko V.V. Primenenie setevykh resursov v sovremennom obrazovanii [Application of network resources in modern education]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnaia seriia [Vestnik of Samara State University. Humanitarian Series], 2014, no. 5(116), pp. 220-226 [in Russian].

4. Dolgopolova A.V. Problema formirovaniia kommunikativnykh umenii u studentov universiteta [Problem of formation of communicative skills of university students]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2000, no. 1(15), pp. 41-45 [in Russian].

5. Egorova U.G. Vzaimosviaz' roditel'skogo otnosheniia k konfliktnosti podrostkov [Interaction of parental attitude to the bad teenage behaviour]. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki [Izvestiya of the Samara Russian Academy of Sciences scientific center. Social, humanitarian, medicobiological sciences], 2013, Vol. 15, no. 2-4, pp. 964-968 [in Russian].

6. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniia [Modern means of activation of training]. M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiia», 2008, 176 p. [in Russian].

A.L. Alexandrova *

UP-BRINGING FUNCTION IMPLEMENTATION IN STUDENTS' TRAINING AT THE PEDAGOGY SEMINARS IN THE HIGH SCHOOL

The article deals with the up-bringing function implementation in the students' training at the pedagogy seminars, one of the means is the discussion of movies and cartoons; oral and written forms of discussion of movies are also considered in the paper.

Key words, up-bringing function of education, training at the university, prevention of negative forms of behavior, means of prevention, education, discussion, essay, reflection.

Статья поступила в редакцию 12/II /2017. The article received 12/II /2017.

* Alexandrova Anna Leonidovna (atanna@yandex.ru), Departemnt of Pedagogics, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.