Научная статья на тему 'Буллинг в среде школьников подросткового возраста'

Буллинг в среде школьников подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1517
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ПОДРОСТНИЧЕСТВО / АГРЕССИЯ / НАСИЛИЕ / ПРЕВЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьёв Д. Н.

В работе рассматриваются структура и основные черты буллинга в среде школьников-подростков. Обосновывается характер педагогической превенции буллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Буллинг в среде школьников подросткового возраста»

ответственность, доброта, трудолюбие), без которых просто не мыслимо становление патриотически воспитанной личности младшего школьника.

Таким образом, становиться понятным, что от качества патриотического воспитания во многом будет зависеть формирование российской идентичности у младшего школьника.

Список литературы:

1. Манн М. Нации-государства в Европе и на других континентах: разнообразие форм, развитие, неугасание // Нации и национализм / Серия «Новая наука политика» / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др. / Пер. с англ. и нем. Л.Е. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского. - М., 2002.

БУЛЛИНГ В СРЕДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

© Соловьёв Д.Н.*

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

В работе рассматриваются структура и основные черты буллинга в среде школьников-подростков. Обосновывается характер педагогической превенции буллинга.

Ключевые слова буллинг, подростничество, агрессия, насилие, превенция.

Условия современного общества способствуют формированию и развитию насилия и жестокости в отношениях между людьми. В среде подростков распространены различные формы травли (буллинга) - продолжительного, повторяющегося насилия одного человека (или группы лиц) в отношении другого. Данные отечественных исследований (И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева, И.С. Кон, О.А. Селиванова, Т.С. Шевцова и др.) также указывают на высокую степень распространения явления в среде школьников и студентов. Более 50 % подростков и юношей сталкивались с различными видами агрессии и травли, насилие проходило во взаимодействиях учеников и учеников, учеников и учителей, учителей и учеников [5].

Буллинг может возникать в любом возрасте, но, естественно, есть периоды, когда появление буллинга наиболее вероятно. Таким возрастным периодом является подростничество. Подростковый возраст по А.В. Петровскому «характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности... В максимальной степени реализуя в связи с этим способность быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобили-

* Соискатель.

зует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности ... интенсифицирует поиск в ... референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию» [4]. «Подросток в первую очередь соотносит себя с группой сверстников, учитывая то, насколько ее члены одобряют или не одобряют какие-либо его свойства, проявляющиеся в делах, поступках» [3]. Характер социальных отношений, в сравнении с младшим школьным возрастом, меняется, в ходе взаимодействий подросток стремится понять и сформировать себя. В рамках этих сложных процессов может возникнуть спектр негативных отклонений, одним из которых является буллинг.

Не смотря на большое количество зарубежных исследований на тему школьного буллинга, среди ученых не сложилось единого мнения о структуре и основных характеристиках данного явления. В современной науке существуют различные взгляды на буллинг, каждый из которых отражает особенности видения автором структуры и основных характеристик буллинга. Прежде всего, стоит отметить, что вне зависимости от авторской трактовки буллинг определяется как форма агрессивных взаимодействий. Это означает, что в ходе буллинга осуществляются действия, направленные на причинение вреда человеку, не желающему подобного поведения [1].

Взгляды на структуру буллинга расходятся. Среди основных точек зрения на структуру данного явления можно выделить следующие:

1. В буллинге участвуют только булли и жертва.

2. В буллинге участвуют все члены группы [6, 7].

Некоторые авторы уделяют особое внимание взаимоотношениям булли и жертвы, не распространяя свои исследования на других членов группы. Буллинг, таким образом, в трактовке данных авторов - это насильственные действия булли относительно жертвы.

В ходе исследования Marsh [7] учащимся и учителям было предложено описать булли и жертв. Булли был описан как индивид, который не следует правилам, ввязывается в физические противодействия и дразнит других обучающихся. Жертва была описана как обучающийся, который не чувствует себя в безопасности из-за наличия угроз в его адрес или из-за нанесенного ему физического вреда. Ramirez [7], который также считает, что буллинг есть взаимодействие только булли и жертвы, в ходе исследования приходит к выводу, что у булли значительно лучше развиты лидерские качества, чем у мальчиков данного возраста в целом. Автор полагает, что жертвы обладают высоким уровнем тревожности.

Мы полагаем, что данная точка зрения на структуру не полностью описывает реальные проявления буллинга в среде школьников подросткового возраста. В случае возникновения буллинга в группе учащихся, в буллинге прямо или косвенно принимают участие все обучающиеся - учащиеся наблюдают за происходящими событиями, при этом одни обучающиеся могут

принять сторону булли, другие - сторону жертвы и попытаться изменить ситуацию, другие постараются не вмешиваться, но это повлияет на их восприятие группы. Таким образом, наличие буллинга в группе обучающихся оказывает влияние на всех ее участников.

Большинство исследователей полагают, что в буллинге участвуют все члены группы (Sotton, Smith, Hawkings, Pepper, Craig, Olweous и др.) [6, 7].

По данным Pepper и Craig (1995) сверстники присутствуют в 95 % ситуаций, в которых реализуется буллинг [7]. В рамках данной точки зрения, в структуре буллинга выделяют следующих участников:

1. Булли, помощники булли.

2. Жертва.

3. Защитники жертвы.

4. Наблюдатели.

Отличительной характеристикой типичных булли является их агрессия по отношению к сверстникам. Булли могут проявлять агрессию по отношению к взрослым. Большинство булли имеют более положительное отношение к насилию, чем дети их возраста. Булли характеризуются импульсивностью и выраженным стремлением доминировать над другими. Большинство булли не испытывают эмпатию по отношению к жертве. Мальчики булли сильнее, чем мальчики их возраста. Olweus D. выделяет следующие мотивы деятельности булли:

1. Желание обладать властью и доминировать над остальными участниками группы;

2. В связи с определенным образом организованным семейньгм воспитанием, булли обладают высоким уровнем агрессивности. Успешные агрессивные действия позволяют им чувствовать удовлетворение.

3. Булли может получать от жертвы подкрепление насильственных действие в виде денег или ценных предметов.

4. Агрессивное поведение булли во многих классах гарантирует высокий социальный статус в группе [6].

Как было заявлено ранее, буллинг является особой формой агрессии. К особенностям агрессивного поведения булли, на наш взгляд, можно отнести: длительные, повторяющиеся агрессивные действия. Осуществление агрессивных действий по отношению к заведомо более слабому члену группы -жертве. Bзаимодействия булли и жертвы зачастую происходят на глазах группы одноклассников и связаны с групповыми процессами. В поведении булли реализуются различные виды агрессии - вербальная агрессия, физическая агрессия, вымогательство, шантаж, распространение ложных сведений, порочащих честь и достоинство жертвы, бойкот и др.

Обучающийся, который подвергается повторяющимся негативным действиям со стороны другого человека или людей, является жертвой буллинга.

ОЫ'еш Б. и коллеги описывают жертв следующим образом. У типичной жертвы выше уровень тревожности, чем у других учащихся. Жертвы весьма осторожные, чувствительные и тихие. Жертвы обладают низким уровнем самооценки и воспринимают себя и условия, в которых они находятся, отрицательно. Большинство жертв полагает, что они неудачливы, они испытывают чувство стыда и считают себя непривлекательными [6].

Большинство жертв не имеет большого количества друзей. Жертвы весьма чувствительны к оценкам их группой. Большинство жертв полагают, что они являются глупыми и никчемными, другими словами, жертвы обладают низким уровнем самооценки. Уровень тревожности у жертв высокий. Жертвы не умеют справляться с трудными ситуациями, часто бывают подавленными, у них могут возникать мысли о суициде. Тревога, депрессия и психосоматические расстройства часто возникают у жертв буллинга. Важнейшей предпосылкой формирования виктимности у мальчиков является физическая слабость. Булли части нападают на слабых детей с различными физическими недостатками.

Не смотря на то, что жертвы испытывают необходимость социального одобрения, они крайне редко инициируют просоциальные действия. Жертвы часто получают неадекватные ответные реакции других людей на их поведение в ходе социальных взаимодействий, в связи с этим, им крайне сложно сформировать поведенческие навыки. Таким образом, жертвы часто ограничивают себя в социальных взаимодействиях [2, 6, 7].

Обязательными участниками школьного буллинга являются свидетели. Одним из важнейших мотивов насильственных действий булли является формирование высокого социального статуса в группе. Осуществление насильственных действий в большинстве групп ассоциируется с проявлениями силы и способностями добиваться любых целей. Соответственно, насильственные действия могут приводить к повышению статуса булли в группе. Конформное поведение свидетелей подкрепляет и стимулирует дальнейшие насильственные действия булли. Мы полагаем, что многие исследователи буллинга и практики, работающие с данной проблемой, не обращают должного внимания на значимость поведения свидетелей в формировании и развитии буллин-га. Действия большей части группы могут предупредить и остановить бул-линг, а могут и способствовать его появлению и развитию, поэтому мы считаем, что в ходе психолого-педагогической деятельности обязательна работа по развитию внутригрупповых и межгрупповых отношений.

В результате рассмотрения структуры буллинга в подростковом возрасте, мы пришли к выводу о социальном и психолого-педагогическом характере данного явления. Соответственно, мы полагаем, что превенция этого явления должна включать в себя как работу по предупреждению отдельных поведенческих девиаций, так и работу, направленную на предупреждение нарушений процессов коллективообразования.

Список литературы:

1. Бэрон Р. Агрессия. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.

2. Кон И.С. Семья и школа. - 2006. - № 11. - С. 15-18.

3. Овчарова Р.В. Справочная книга Социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 480 с.

4. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. - 1984. - № 4.

5. Селиванова О.А., Шевцова Т.С. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении: монография. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. - 232 с.

6. Olweus D. Bullying at school: what we know and what we can do. -Oxford: Blackwell Publishers, 1994. - 135 p.

7. Sanders Ch. E., Phye G.D. Bullying: implications for the classroom. -California: Elsiver Academic Press, 2004. - 257 p.

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ «КОММУНИКАТИВНЫХ НЕУДАЧ» В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБЩЕНИИ

© Танцура Т.А.*

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

«Коммуникативные неудачи», рассматриваемые в данной статье, представляют собой два типа нарушений общения: нарушения педагогического общения и непосредственно ошибки и сбои в иноязычном речепроизводстве студентов. Мотивация, как самая сильная побуждающая сила осуществления любого вида деятельности признается в качестве основного условия эффективного преодоления КН.

Ключевые слова «коммуникативные неудачи», мотивация иноязычная коммуникативная компетентность, мотив достижения, познавательный мотив.

Иноязычная коммуникативная компетентность трактуется как цель и одновременно результат, итог обучения иностранному языку, это есть сформированная способность человека выступать субъектом коммуникативной деятельности общения. Общение рассматривается как вид человеческой деятельности, основной характеристикой которого выступает взаимопонимание коммуникантов, участников речевого взаимодействия. Однако зачастую возникают проблемы неполного понимания коммуникантами друг друга или даже их полного взаимонепонимания.

* Старший преподаватель кафедры Английского языка для гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.