Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ'

УСЛОВИЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное наказание / индивидуализация ответственности правонарушителя / смягчающие и отягчающие обстоятельства / особый порядок назначения административных наказаний / administrative punishment / individualisation of the offender's responsibility / mitigating and aggravating circumstances / special procedure for imposing administrative punishment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А А. Скачкова, И И. Скачкова

В статье описываются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания, что позволяет индивидуализировать ответственность правонарушителя и назначить наказание, которое будет соразмерно совершенному правонарушению. Авторами уточняется, что отягчающие обстоятельства имеют четко определенный перечень, законодательно закрепленный в КоАП РФ. Смягчающие обстоятельства также перечислены в КоАП РФ, однако судья, орган или должностное лицо, занимающиеся рассмотрением дела об административном правонарушении, имеют право признать иные обстоятельства как смягчающие. Делается вывод о том, что общие правила назначения административных наказаний непосредственно связаны с принципами их назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS TAKEN INTO ACCOUNT WHEN IMPOSING ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

The article describes mitigating and aggravating circumstances that are taken into account when imposing administrative punishment, which allows for individualising the responsibility of the offender and imposing a punishment that is proportionate to the offence committed. The authors note that aggravating circumstances have a clearly defined list, which is enshrined in law in the CAO RF. Mitigating circumstances are also listed in the CAO RF, but the judge, body or official involved in the consideration of an administrative offence case has the right to recognise other circumstances as mitigating. It is concluded that the general rules on the imposition of administrative punishment are directly related to the principles of their imposition.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ»

УСЛОВИЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

НАКАЗАНИЙ

А.А. Скачкова, студент

И.И. Скачкова, д-р филол. наук, доцент

Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-5-200-203

Аннотация. В статье описываются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания, что позволяет индивидуализировать ответственность правонарушителя и назначить наказание, которое будет соразмерно совершенному правонарушению. Авторами уточняется, что отягчающие обстоятельства имеют четко определенный перечень, законодательно закрепленный в Ко-АП РФ. Смягчающие обстоятельства также перечислены в КоАП РФ, однако судья, орган или должностное лицо, занимающиеся рассмотрением дела об административном правонарушении, имеют право признать иные обстоятельства как смягчающие. Делается вывод о том, что общие правила назначения административных наказаний непосредственно связаны с принципами их назначения.

Ключевые слова: административное наказание, индивидуализация ответственности правонарушителя, смягчающие и отягчающие обстоятельства, особый порядок назначения административных наказаний.

При назначении административного наказания обязательно учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства. Учет смягчающих и отягчающих обстоятельств при назначении административного наказания позволяет индивидуализировать ответственность правонарушителя и назначить наказание, которое будет соразмерно совершенному правонарушению. По этой причине, целесообразно изучить оба вида обстоятельств более подробно.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, закреплены в ст. 4.2 КоАП РФ. К ним относятся [1, ст. 4.2]:

- раскаяние в содеянном;

- добровольное прекращение противоправного поведения;

- добровольное сообщение виновным лицом о факте совершения правонарушения;

- содействие виновного лица органу, осуществляющему производство по административному делу, в установлении обстоятельств правонарушения;

- предотвращение виновным лицом вредных последствий правонарушения;

- добровольное возмещение ущерба или иное заглаживание вреда, причиненного правонарушением;

- совершение правонарушения в состоянии аффекта или при стечении тяжелый обстоятельств;

- совершение правонарушения несовершеннолетним;

- совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетних детей.

При этом законодатель в ч. 2 ст. 4.2 Ко-АП РФ указывает, что судья, орган или должностное лицо, занимающиеся рассмотрением дела об административном правонарушении, имеют право признать обстоятельства, не упомянутые в КоАП РФ, как смягчающие [1, ст. 4.2].

В отличие от смягчающих обстоятельств, отягчающие обстоятельства имеют четко определенный перечень, законодательно закрепленный в КоАП РФ. Их перечень, представленный в статье 4.3 КоАП РФ, является исчерпывающим. Иными словами, судья или должностное лицо, рассматривающее дело, не может самостоятельно определять, какие обстоятельства следует считать отягчающими, за исклю-

чением тех, что прямо указаны в КоАП РФ.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его;

- совершение однородного правонарушения в период, когда лицо уже было подвергнуто административному наказанию;

- вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

- совершение административного правонарушения группой лиц;

- совершение административного правонарушения в условиях чрезвычайных обстоятельств;

- совершение административного правонарушения в состоянии опьянения или отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения при наличии признаков опьянения.

Суд или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, имеет право не признать отягчающими обстоятельства, перечисленные в ст. 4.3 КоАП РФ, если характер совершенного правонарушения не соответствует этим обстоятельствам.

Помимо смягчающих и отягчающих обстоятельств, суд или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при назначении административных наказаний обязаны учитывать следующие условия [7, с. 76]:

1. Характер совершенного административного правонарушения:

- сущность совершенного правонарушения (действия или бездействия), его тяжесть и потенциальная опасность для общества, определяемые ценностью объекта, на который было совершено посягательство;

- наличие или отсутствие вредных последствий противоправного действия (бездействия), их вид и масштаб;

- наличие или отсутствие виновности физического лица в совершении правонарушения, форма вины, мотивы и цели, а также наличие объективных обстоятель-

ств, не зависящих от воли лица, которые повлияли на его сознание и поведение;

- роль физического лица в совершении противоправного действия (бездействия) при наличии соучастников.

2. Личность виновного:

- возраст (до 16 лет, от 16 до 18 лет или старше 18 лет);

- вменяемость;

- гражданство (гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства);

- социальный статус (обычный гражданин; должностное лицо; военнослужащий; депутат; прокурор; судья и т.п.);

- физическое состояние (наличие инвалидности, беременности);

- наличие фактов привлечения лица в прошлом к административной или уголовной ответственности;

- семейное положение (наличие несовершеннолетних детей) [7, с. 76].

3. Имущественное положение физического лица, привлекаемого к административной ответственности:

- наличие источника дохода (заработная плата, пенсия, стипендия);

- вид источника дохода (постоянный, временный, сезонный и др.);

- размер ежемесячного дохода;

- наличие на содержании иждивенцев;

- наличие у лица имущества, на которое может быть обращено взыскание [7, с. 77].

Помимо этого, закон предусматривает определенные условия и обстоятельства, при которых применяется особый порядок назначения административного наказания. Эти факторы и условия учитываются, когда лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности в особом порядке. В частности, в Ко-АП РФ особый порядок назначения административных наказаний установлен для [1]:

- должностных лиц (ст. 2.4);

- военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, а также лиц, имеющих специальные звания (ст. 2.5, ч. 6 ст. 3.5, ч. 3 ст. 3.10);

- иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.6);

- беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, лиц, не достигших возраста 18 лет, инвалидов I и II групп не применяется административный арест (ч. 2 ст. 3.9);

- лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию (ч. 2 ст. 3.6, ч. 4 ст. 3.8);

- лиц, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью (ч. 3 ст. 3.8);

- собственников (владельцев) транспортных средств (ст. 2.6, прим. 1, ч. 1 ст. 2.6.1).

Помимо КоАП РФ, особый порядок назначения административных наказаний установлен другими ФЗ. В частности, такой порядок применяется к:

- членам Совета Федерации РФ, депутатам Государственной Думы РФ, депутатам законодательного органа субъекта РФ (ст. 19 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы РФ») [6, ст. 19];

- прокурорам (ст. 42 ФЗ «О прокуратуре РФ») [5, ст. 42];

- судьям (ч. 4 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ») [2, ст. 16] и мировым судьям (ч. 1 ст. 2 ФЗ «О мировых судьях в РФ») [5, ст. 2].

Закон предусматривает ряд обстоятельств, при которых орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может освободить физическое или юридическое лицо от ответственности, несмотря на наличие состава правонарушения в их действиях.

КоАП РФ, является малозначительным, судья, уполномоченный орган или должностное лицо имеют право не наказывать виновного, а сделать ему устное замечание [1, ст. 2.9].

Верховный Суд РФ считает, что малозначительным правонарушением является такое действие или бездействие, которое:

- формально подпадает под состав административного правонарушения;

- по своей сути, роли нарушителя, размеру вреда и тяжести последствий не представляет серьезной угрозы общественным отношениям [3].

Таким образом, общие правила назначения административных наказаний непосредственно связаны с принципами их назначения. К принципам административных наказаний ученые относят такие принципы, как: индивидуализации наказания, обеспечения баланса публичных и частных интересов, справедливости, соразмерности, недопустимости избыточного государственного принуждения, а также принцип законности. Для соблюдения принципа индивидуализации наказания при его назначении необходимо учитывать характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, имущественное положение, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства. Помимо этого, КоАП РФ и ФЗ содержат определенные условия и обстоятельства, при которых может быть применен особый порядок назначения административного наказания или административное наказание может быть вовсе заменено устным замечанием.

Если правонарушение, предусмотренное

Библиографический список

1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 01.03.2024).

2. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/ (дата обращения: 01.03.2024).

3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vsrf.ru/documents/own/?category=resolutions_plenum_supreme_court_russian&year=20 05&ЬеАэге=1 (дата обращения: 01.03.2024).

4. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 N 188-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21335/ (дата обращения: 01.03.2024).

5. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 01.03.2024).

6. Федеральный закон «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 N 3-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3637/ (дата обращения: 01.03.2024).

7. Корсакова, Н.А. Условия, учитываемые при назначении административных наказаний физическим лицам / Н.А. Корсакова // Полицейское право. - 2008. - № 1(11). - С. 76-77.

CONDITIONS TAKEN INTO ACCOUNT WHEN IMPOSING ADMINISTRATIVE

PUNISHMENT

A.A. Skachkova, Student

I.I. Skachkova, Doctor of Philological Sciences, Associate Professor Volgograd Institute of Management, branch of RANEPA (Russia, Volgograd)

Abstract. The article describes mitigating and aggravating circumstances that are taken into account when imposing administrative punishment, which allows for individualising the responsibility of the offender and imposing a punishment that is proportionate to the offence committed. The authors note that aggravating circumstances have a clearly defined list, which is enshrined in law in the CAO RF. Mitigating circumstances are also listed in the CAO RF, but the judge, body or official involved in the consideration of an administrative offence case has the right to recognise other circumstances as mitigating. It is concluded that the general rules on the imposition of administrative punishment are directly related to the principles of their imposition.

Keywords: administrative punishment, individualisation of the offender's responsibility, mitigating and aggravating circumstances, special procedure for imposing administrative punishment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.