Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ТРУДА СТАЛЕВАРОВ — УЧАЩИХСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ ВО ВРЕМЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ'

УСЛОВИЯ ТРУДА СТАЛЕВАРОВ — УЧАЩИХСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ ВО ВРЕМЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ТРУДА СТАЛЕВАРОВ — УЧАЩИХСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ ВО ВРЕМЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ»

вибрации рецептивных зон, доходя до коры больших полушарий головного мозга, несомненно влияет на функциональное состояние ее, снижая способность регуляции сосудистого тонуса. Изменения корковой нейро-динамики сказываются на состоянии ближайших подкорковых образований. Таким образом, общие вегетативные нарушения обусловливаются функциональными сдвигами в коре, которые, возможно, носят характер защитных регуляторных и компенсаторных реакций.

Полученные нами данные указывают на необходимость разработки санитарно-гигиенических и санитарно-технических мероприятий по оздоровлению условий труда на обувных фабриках в отношении групп рабочих, занятых на фрезеровании, взъерошивании и стеклении.

ЛИТЕРАТУРА

А н д р е е в а-Г а л а н и н а Е. Ц, в кн.: Труды Юбил. научн. сессии Ин-та гигиены труда и профзабсл., Ленгорздравотд., стр. 89—98, Л., 1940. — Она же, в кн.: Сборник работ по гигиене труда, профболезням и экспертизе трудоспособности, стр. 122—129, Л., 1940. — Варшавер А. М., Глады ревский Н. Л., Островская О. П. и Станкевич И. А., Клин, мед., 1934, т. XII, № 2, стр. 250—261,— Говсеев Н. А. и России Ш. А., Сов. невропатол., психиат. и психогигиена, 1935, т. IV, в. 5, стр. 115—123. — Грацианская Л. Н., в кн.: Сборник работ по гигиене труда, профболезням и экспертизе трудоспособности, стр. 147—152, Л., 1940. — Она ж е, в кн.: Вибрации на производстве, стр. 75—90, Л., 1947.

Поступила 26/IV 1955 г.

-Й- -Ar

УСЛОВИЯ ТРУДА СТАЛЕВАРОВ -УЧАЩИХСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ ВО ВРЕМЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Научный сотрудник Н. И. Иванова

Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний Академии медицинских

наук СССР

В настоящее время возраст для приема в ремесленные училища на профессии сталеваров установлен в 17 лет.

Производственная практика учеников-металлургов протекает не в учебных мастерских, а непосредственно в цехе на рабочих местах у мартеновских печей.

Имеющиеся литературные данные показывают, что физиологические реакции подростков, работающих в мартеновских цехах, характеризуются значительными сдвигами. А. М. Гельфанд в 1928—1930 гг. установил, что у подростков 16—17 лет (учащихся ФЗУ сталеваров) при выполнении отдельных операций наблюдалось учащение пульса на 70—100 ударов в минуту, повышение максимального кровяного давления на 36—65 мм ртутного столба. При этом автор отмечает длительный затяжной характер восстановления до исходного уровня (от 30 минут до Р/гчасов). А. Б. Леках и С. И. Ляховецкий в 1935 г. также отмечали значительные сдвиги в физиологических реакциях учащихся ФЗУ сталеваров. На этом основании авторами был внесен ряд предложений, предусматривающих дозированную работу, постепенное увеличение однократной непрерывной работы, правильное чередование операций по степени тяжести и видам работ (холодные и горячие), правильное чередование работы и отдыха и др.

За последние годы условия труда сталеваров значительно улучшились. Однако и при исследованиях в последние годы Е. А. Кривоглаз Констатировал в горячих цехах повышенную нагрузку на систему кро-

вообращения, могущую вызывать изменения, которые характеризуют миокардиодистрофию.

Мы поставили перед собой задачу дать характеристику условий подготовки учащихся-сталеваров с точки зрения гигиены и физиологии труда.

Изучение условий труда сталеваров — учащихся ремесленных училищ во время производственной практики проводилось нами на трех заводах с различной степенью механизации трудовых процессов в летние сезоны. Под наблюдением было 30 учащихся первого года обучения, 23 учащихся второго года обучения, 7 окончивших ремесленное училище и работавших уже самостоятельно третий год и 37 рабочих (для сравнения). Всего под наблюдением было 97 человек; в детальную разработку материала вошли по физиологическим реакциям данные о 70 рабочих (210 человеко-дней наблюдений), хронометражные наблю-

взвв Работа тяжелая при лучистой знергии до 10 кал/см2 мин. с^я Работа легкая при лучистой знергии до о,в кал/см2 мин. ктазя Работа тяжелая без лучистой знергии е^тя Рабата легкая без лучистой знергии с=п Паузы,

Рис. 1. Распределение времени учащихся в течение рабочего дня на выполнение операций, связанных с облучением и без облучения, и на отдых между операциями.

дения за 127 дней и 686 метеорологических исследований. Мы изучали:

а) условия внешней среды (температура, относительная влажность и подвижность воздуха, интенсивность облучения и частично загазованность и запыленность воздушной среды на рабочем месте),

б) загрузку рабочего дня учащихся (хронометражные наблюдения),

в) физиологические реакции на протяжении дня — до работы, после выполнения операций, во время отдыха в цехе и после работы (в помещении медицинского пункта).

В результате анализа полученных данных выяснилось, что санитарно-гигиенические условия труда в тех мартеновских цехах, которые мы изучали, характеризуются наличием высокой температуры воздуха на рабочих площадках мартеновских печей (от 24° до 38°, а в некоторые дни до 46—55°). Интенсивность облучения от печей и расплавленного металла достигала в некоторые моменты 10—13 г кал/см2/мин. При этом значительную долю рабочего времени учащиеся как первого, так и второго года обучения выполняли операции, связанные с облучением большей или меньшей интенсивности (рис. 1).

Воздушная среда изучаемых мартеновских цехов характеризуется умеренной загазованностью и запыленностью.

Хронометражные наблюдения показали, что профессия сталевара связана с большим разнообразием операций, различных по длитель-

Первь/й год обучения Рабочее бремя 4 часа 20 минут

Второй год обучения Рабочее время 8 часов

ности, по физической нагрузке и интенсивности воздействия лучистой энергии. Режим работы и микропауз рабочих и учащихся определяется технологическим процессом. Время, затраченное на работу и микропаузы в течение рабочего дня, зависит от степени механизации производственного процесса (рис. 2).

Приведенные данные показывают, что на заводах с более высокой механизацией трудоемких процессов производства отмечается более благоприятное распределение времени работы и микропауз на протяжении рабочего дня. Загрузка рабочего дня учащихся второго года обучения (см. рис. 1) значительно выше по сравнению с учащимися первого года обучения.

Зависимость работы учащихся, как и рабочих, от хода технологического процесса затрудняет регламентацию работы и отдыха, чередование тяжелых и легких операций и т. д. Возникает вопрос о необходимости пересмотра программы обучения под углом зрения правильного распределения работы в течение рабочего дня. Одним из путей решения этого вопроса может явиться организация подсменных бригад учащихся.

Данные физиологических исследований у наблюдаемых групп показали значительные колебания в физиологических реакциях на протяжении рабочего дня. Температура тела у учащихся после выполнения тяжелых операций с облучением значительно выше (37,6°), чем после тяжелых операций без облучения (36,5—36,9°). Кроме того, когда учащийся в начале дня длительное время выполняет легкую операцию, но с облучением, при выполнении последующих тяжелых операций с облучением температура тела, не успев притти к норме, снова быстро повышается и достигает более высоких величин (до 38,2°). При этом температура тела даже к концу рабочего дня не спадает до исходной величины, несмотря на отдых в течение 25 минут.

Наиболее часто встречающейся тяжелой операцией на всех наблюдаемых заводах является заправка печи, которая входит в обязанность третьего подручного сталевара. После выполнения этой операции у учащихся первого года обучения температура тела достигала 38,3°; пульс учащался до 130 ударов в минуту; у учащихся второго года обучения, работающих более длительно, температура тела иногда достигала 39—39,4° и пульс—146 ударов в минуту. При обмазке желоба у учащихся как первого, так и второго года обучения температура тела не превышала 37,8°; частота пульса колебалась от 96 до 114 ударов в минуту.

При перевозке и погрузке материала (работа, не связанная с интенсивным облучением) температура тела колебалась от 36,9° до 37,4°, а частота пульса — от 96 до 100 ударов в минуту. У учащихся второго года обучения при сушке, открывании и закрывании выпускного отверстия (операции, входящие в обязанность первого подручного сталевара) наблюдалась температура тела 38,6° и учащение пульса до 142 ударов в минуту.

Нужно при этом отметить, что эту операцию, как правило, учащиеся самостоятельно не производили полностью.

Рабочие Учащиеся 2-го года обучения

I I Микропаузы У///////Л Высокая механизация шш Средняя механизация ¡ччччччччч малая механизация

Рис. 2. Распределение рабочего времени (в процентах) в зависимости от степени механизации трудоемких работ.

У рабочих после приведенных операций обычно наблюдаются менее интенсивные физиологические сдвиги, чем у учащихся. Так, при выполнении операции «заправка печи» температура тела у рабочих не превышала 37,5°, пульс— 128—130 ударов в минуту; при ряде других операций температура тела рабочих колебалась от 36,1° до 37,4°, пульс — от 82 до 120 ударов в минуту.

Из приведенных данных видно, что для учащихся наиболее тяжелой операцией является на первом году обучения «заправка печи», а на втором — сушка, открывание и закрывание выпускного отверстия.

Но не только характер операции влияет на физиологические сдвиги в организме учащихся. Большое значение имеет также и длительность операции (табл. 1).

Таблица I

Нарастание температуры тела в зависимости от длительности операции (средние данные по трем заводам)

Наименование группы наблюдаемых До работы Длительность операции (в минутах)

5 10 15 20

Учащиеся первого года обучения 36,4° 37° 37,3° 37,5° —

» второго года обучения 36,2° 36,6° 37° 37,5° 37, Т

Рабочие .............. 36,2° — 37° 37,2° 37,2°

Из приведенных в табл. 1 данных видно, что с удлинением операции температура тела у учащихся неуклонно повышается и при этом более интенсивно, чем у рабочих. Можно отметить, что у учащихся второго года обучения температура тела при работе в течение 5 минут не превышала нормы; при работе в течение 10 минут не превышала температуры тела рабочих со стажем. Это можно рассматривать как явление некоторой тренированности организма. Но дальнейшее повышение температуры тела при работе в течение 15 минут и особенно 20 минут показывает, что тренированность их еще недостаточна. Нарастание температуры тела с удлинением операции может служить основанием для составления программы в целях постепенной тренировки.

Примером недостаточной тренированности организма учащихся являются данные изменений сердечно-сосудистой системы.

Таблица 2

Средние данные кровяного давления (в мм ртутного столба) у учащихся Первого, второго года обучения и окончивших ремесленное училище при выполнении операции «заправка печи» (Московский завод «Серп и молот»)

Наименование группы наблюдаемых

Кровяное давление

максимальное

до работы

при заправке печи

минимальное

до работы

при заправке печи

Пульс

до работы

при заправке печи

Учащиеся первого года обучения . ,......

Учащиеся второго года обучения • ......

Рабочие (третий год пребывания в цехе) ....

115 108 115

124 117

125

49

56

66

63

57

45

66

52

49

61 60 80

При изучении кровяного давления мы получили следующую картину (табл. 2).

Из этих данных видно, что у учащихся первого года обучения пульсовая амплитуда несколько уменьшается при некотором повышении максимального и значительном повышении минимального кровяного давления. У учащихся второго года обучения пульсовая амплитуда увеличивается в основном за счет повышения максимального кровяного давления. У группы закончивших ремесленное училище (пребывающих третий год в цехе) пульсовая амплитуда значительно увеличивается при небольшом повышении максимального давления и значительном снижении минимального давления, что, чкак известно, является характерным для тренированной сердечно-сосудистой системы. Повышение минимального кровяного давления и уменьшение пульсовой амплитуды у учащихся первого года можно рассматривать как пример недостаточной тренированности сердечно-сосуди-стой системы к физической работе, а также к высокой температуре воздушной среды и лучистому теплу.

Очень важно отметить, что потоотделение у учащихся первого года обучения незначительное. За время работы в „„„ ~

г г Нис. э. Время восстановления пульса после

цехе, судя по потере в весе, операции «подмазка столбиков» у двух уча-потоотделение У НИХ В сред- щихся (Р. и А.) первого года обучения (завод нем не превышает 2 л (по всем «Азовсталь»),

трем заводам), что ведет к более быстрому перегреванию организма вследствие недостаточного охлаждения, как это наблюдалось у наших учащихся. У учащихся второго года обучения потоотделение приближается к потоотделению взрослых рабочих (4—5 л за рабочий день), но общая система терморегуляции у них еще не настолько тренирована, чтобы не подвергать организм опасности перегревания.

У окончивших ремесленное училище и работающих уже самостоятельно температура тела и кровяное давление почти не отличались по своей величине от этих показателей у взрослых рабочих, но все же частота пульса и потери в весе были несколько выше, чем у рабочих со стажем. Следовательно, даже у лиц, работающих третий год в горячем цехе, наблюдается несколько большее напряжение терморегулятор-ных функций.

Немаловажное значение имеют условия отдыха в горячих цехах. Изучение времени восстановления физиологических сдвигов (по пульсу) в цехе показало, что пульс у учащихся достигал исходной величины только через 20—60 минут, а при некоторых операциях, как «подмазка столбиков», не приходил к исходному даже спустя 40—60 минут (рис. 3).

Как уже отмечалось, учащиеся второго года обучения имеют в течение рабочего дня нагрузку, приближающуюся к нагрузке рабочих. Они привлекаются на штатные места третьего подручного сталевара и соответственно работают в вечерние и ночные смены, однако питания в вечерние и ночные часы работы они не получают.

Выводы

1. На основании полученных данных о физиологических реакциях у учащихся при существующей программе обучения, учитывая, что 17-летний организм еще не окончательно сформировался и обладает ря-

дом неустойчивых, лабильных физиологических функций, следует считать целесообразным возраст приема в ремесленные училища на горячие профессии установить не в 17, а в 18 лет.

2. С целью создания более благоприятных условий труда и отдыха обучение сталеваров следует проводить на более механизированных металлургических комбинатах, где существуют новейшие сани-тарно-технические установки, соответственно оборудованные комнаты отдыха и т. п.

3. Программу обучения необходимо пересмотреть с тем, чтобы была предусмотрена соответствующая постепенная тренировка учащихся к физической и тепловой нагрузке.

4. В распорядке рабочего дня следует предусмотреть подсменные группы учащихся для обеспечения отдыха после выполнения трудоемких операций.

5. Ввиду того что учащиеся-сталевары на втором году обучения привлекаются к работам третьего подручного сталевара на штатные места и работают в различные смены (вечерние и ночные), необходимо урегулировать режим их питания в соответствии с часами работы.

Поступила 23/УП 1955 г.

-Л- тйг -йг

ВЛИЯНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА НА РЕИНФЕКЦИЮ ДИЗЕНТЕРИИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЯСЛЯХ

Кандидат медицинских наук В. Д. Беликова, Н. Ф. Блюмель, Е. Б. Митрофанова, Н. А. Соловьева, Р. М. Довжик

Из кафедры эпидемиологии I Московского ордена Ленина медицинского института

имени И. М. Сеченова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема борьбы с бактериальной дизентерией является одной из важнейших и сложных проблем советского здравоохранения. За последние годы не удалось добиться резкого и стойкого снижения заболеваемости дизентерией.

Одной из причин такого явления можно считать эпидемиологические особенности этой инфекции, в частности, большое разнообразие источников инфекции, среди которых не последнее место занимают больные хронической формой дизентерии. Как указывает проф. В. М. Жданов, по данным, полученным в разных городах, на долю больных хроническими формами дизентерии приходится от 17 до 35% источников заражения.

Эпидемиологическое значение этих источников инфекции в большой степени зависит от санитарно-бытовых условий, санитарной культуры населения и от эффективности проводимого лечения.

Успех лечебных мероприятий в свою очередь тесно связан с общим состоянием больного и с возможностью повторного инфицирования дизентерийными микробами в период пребывания в специализированных учреждениях (в стационарах и яслях для детей, больных хронической дизентерией).

О наличии повторного заражения можно судить лишь косвенным путем по изменению вида и типа выделяемого микроба.

Имеющиеся в нашем распоряжении литературные данные, а также наши собственные наблюдения говорят о том, что у больных хронической дизентерией может иметь место неоднократная смена вида или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.