Научная статья на тему 'Условия труда как ресурс профилактики профессионального выгорания педагогических кадров вуза'

Условия труда как ресурс профилактики профессионального выгорания педагогических кадров вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ТРУДА / РЕСУРС ПРОФИЛАКТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Стародубцева Любовь Викторовна, Немыкина Ольга Ивановна

В статье условия труда рассматривается в качестве ресурса профилактики профессионального выгорания педагогических кадров. Авторы рассматривают содержание труда и ее интенсификацию в качестве основного фактора развития синдрома профессионального выгорания Исследование опирается на данные анкетного опроса педагогических работников Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Стародубцева Любовь Викторовна, Немыкина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия труда как ресурс профилактики профессионального выгорания педагогических кадров вуза»

УДК 378

Зейналов Гусейн Гардаш оглы

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева zggo@mail.ru

Стародубцева Любовь Викторовна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономики образования, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева malis5@yandex.ru

Немыкина Ольга Ивановна

кандидат философских наук, доцент кафедры информационных технологий и математики, Саранский кооперативный институт (филиал),

Российский университет кооперации Nemykina_Olga@mail.ru

Условия труда как ресурс профилактики

профессионального выгорания педагогических кадров вуза1

Guseyn G. Zeynalov

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of philosophy, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev zggo@mail.ru

Luybov V. Starodubceva

Candidate of Sociolodgy, Docent, Docent of the department of management and economy of education, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev malis5@yandex.ru

Olga I. Nemykina

Candidate of Philosophical Sciences, Saransk Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation Nemykina_Olga@mail.ru

Labor conditions

as the resource of prophylaxis of professional combustion of pedagogical personnel of the higher education

Аннотация. В статье условия труда рассматривается в качестве ресурса профилактики профессионального выгорания педагогических кадров. Авторы рассматривают содержание труда и ее интенсификацию в качестве основного фактора развития синдрома профессионального выгорания Исследование опирается на данные анкетного опроса педагогических работников Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева.

Ключевые слова: условия труда, ресурс профилактики, профессиональное выгорание, педагогические кадры.

Annotation. In the article, working conditions are considered as a resource for preventing the professional burnout of pedagogical personnel. The authors consider the content of labor and its intensification as the main factor in the development of the burnout syndrome. The study is based on data from a questionnaire survey of pedagogical workers of the Mordovian State Pedagogical Institute. M.Ye. Evsevieva.

Keywords: working conditions, resource of prevention, professional burnout, pedagogical staff.

Постоянные инновационные трансформации в профессиональной деятельности современного преподавателя вуза требует от него формирования способности более эффективно преодолевать возникшие психолого-педагогические трудности. Успешность профессиональной деятельности педагога во многом обеспечивается при целенаправленной организации про-

филактики синдрома профессионального выгорания [4]. Одним из факторов данного процесса становится условия труда, включающее в себя совокупность факторов производственной среды и сопутствующих ей, которые комплексно оказывают влияние на здоровье и работоспособность сотрудника в процессе трудовой деятельности.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева) по теме «Ресурсы противодействия профессиональному выгоранию в социокультурном пространстве инновационного вуза».

В научных исследованиях в качестве условий труда выделяются психофизиологические, социально-психологические и санитарно-гигиенические факторы. На трудовой процесс оказывают влияние:

- эстетические условия труда, связанные с формированием положительных эмоций у работников при воздействии на него факторов оформления интерьера рабочей зоны;

- режим труда и отдыха, обеспечивающий высокую работоспособность за счет уменьшения утомления и общей усталости [1, с. 74-75].

Высшее учебное заведение, в том числе педагогический вуз обладает мощными ресурсами для организации предупреждения профессионального выгорания. «Мордовский государственный педагогический институт сегодня - это постоянно обновляющаяся и динамично развивающаяся структура непрерывного педагогического образования России, ориентированная на инновационный путь развития» [5, с. 8].

В Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева с целью изучения уровня удовлетворенности профессорско-преподавательского состава условиями труда и разработки системы мер для профилактики профессионального выгорания с 05.03.2018 г. по 26.03.2018 г. было проведено анкетирование работников вуза. В опросе приняли участие 270 человек или 70 % от общего количества сотрудников. Участники анкетирования распределились по возрасту в следующем порядке: до 25 лет - 9 %, от 25 до 35 лет - 23 %, от 36 до 45 лет - 40 %, от 46 лет и старше - 29 %.

Содержание труда относится к основным факторам, содействующим развитию синдрома профессионального выгорания. Интенсификация содержания условий труда меняет границу профессиональных компетенций, вводит неопределенности в круг должностных полномочий работников и нечеткости в систему действий. В

результате возникает дисбаланс в загруженности людей, чрезмерно перегруженным оказывается рабочий день одних сотрудников, а недогруженным других.

Согласно ответам, полученным на вопрос о том, устраивает ли круг обязанностей, большая часть респондентов (71 %) отметили, что круг возложенных на них обязанностей их полностью устраивает (если сравнивать с результатами опроса 2015 г. - то это было 76 %), 10 % ответили, что нравиться, (если сравнивать с результатами опроса 2015 г. - то это было 8%), 13 % - раздражает, (если сравнивать с результатами опроса 2015 г. - то это было 8 %) и 5 % - ответили, что им все равно (если сравнивать с результатами опроса 2015 г. - то это было 7 %) (рис. 1).

Согласно ответам, полученным на вопрос о том, что именно не удовлетворяет в работе, 22 % опрошенных отметили режим работы, 6,3 % -уровень организации труда и 6 % - уровень технической оснащенности, а 53 % указали на размер заработка.

Следующий вопрос связан с исследованием социально-психологического климата внутри коллектива вуза как значимого фактора. Итоги свидетельствуют о благоприятной психологической обстановке в коллективе. Всего 2 % работников выражают неудовлетворенность отношениями с коллегами и 0,3 % с непосредственным руководством.

П р и определенных обстоятельствах возникают ко н фликты и недоразумения в коллективе. Для 33 % опрошенных частые изменения функциональных обязанностей вызывают конфликтные ситуации с руководством определенного уровня. Дополнительные нагрузки, переработки, сверхурочные работы для 11 % считаются причиной усложнений отношений в коллективе, недоразумений с руководством.

Рисунок 1 - Распределение ответов на опрос об отношении к профессиональным обязанностям, в %

В ряд условий труда, определяющий удовлетворенность работников входит создание условий для организаций питания работников. В каждом корпусе МГПИ имеется столовая, обеспечивающая полноценное питание работников. На вопрос о мере удовлетворенности качеством питания в столовой ответы респондентов распреде-

лились следующим образом: удовлетворен (19 %) , не удовлетворен 43 %, затруднились с ответом (38 %) (рис. 2.). Низкий процент сотрудников, которых устраивают условия питания в столовой, дает направление для приложения усилий по совершенствованию условий питания и улучшения условий труда.

Существующие исследования свидетельствуют о существующей взаимосвязи удовлетворенности сотрудников учреждения с ростом рейтинга самого учреждения и эта взаимосвязь очевидна, как для всего коллектива, так и для руководства.

Феномен профессионального выгорания, являясь следствием интенсификации профессио-

нальной деятельности, постоянно превышающих имеющиеся ресурсы требований к человеку, особую актуальность приобретает в рамках педагогической профессии. Соответственно, для решения данной проблемы одними из значимых направлений должно стать создание системы профилактики синдрома выгорания с опорой на совершенствование условий труда.

Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос об удовлетворенности качеством питания в столовой

Литература: Literature:

1. Анохин А.В. Специальная оценка условий труда (СОУТ) как социально-экономическая основа улучшения условий труда работников : монография / А.В. Анохин, Г.С. Иванов. М.; Берлин : Ди-рект-Медиа, 2016. 208 с. URL : http:// biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=441218

2. Горбунов В.С. Феномен «профессионального выгорания» в деятельности социальных работников мегаполиса / В.С. Горбунов, Л.Г. Наумова // Социология образования 2013. № 8. С. 62-69.

3. Зазыкина М.А. Критерии стабилизации профессионального здоровья специалиста по социальной работе / М.А. Зазыкина, Л.В. Сафонова // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы : материалы международной научно-практической конференции «10-летие социальной работы в России: актуальные проблемы практики и профессиональная подготовка специалистов в системе высшего образования», Екатеринбург, 24-25 октября 2002 г. / Урал. гос. пед. университет. Екатеринбург, 2002. Ч. 1. С. 214-219.

4. Зейналов Г.Г. Проблема профессионального выгорания и его профилактики в социокультурном пространстве инновационного вуза / Г.Г. Зейналов, Л.В. Стародубцева // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 1. С. 54-56.

5. Кадакин В.В. Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева -кузница педагогических кадров региона // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4. С. 14-20.

6. Кузьма Т.И. Профессиональное выгорание педагога вуза // Молодой ученый. 2015. № 20. С. 533-535.

1. Anokhin A.V. Special assessment of working conditions (SOUT) as a socio-economic basis for improving working conditions for workers : monograph / A.V. Anokhin, G.S. Ivanov. M.; Berlin : Direct Media, 2016. 208 p. URL : http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=441218

2. Gorbunov V.S The phenomenon of «profes-sional burnout» in the activities of social workers in the megalopolis / V.S. Gorbunov, L.G. Naumova // Sociology of Education. 2013. № 8. P. 62-69.

3. Zazykina M.A The criteria for the stabilization of professional health of a specialist in social work / M.A. Zazykina, L.V. Safonova // Actual problems of theory and practice of social work: materials of the international scientific and practical conference «10th anniversary of social work in Russia: actual problems of practice and professional training of specialists in higher education», Ekaterinburg, October 24-25, 2002. The Urals. state. ped. university. Ekaterinburg, 2002. Part 1. P. 214-219.

4. Zeynalov G.G. The problem of professional burnout and its prevention in the sociocultural space of the innovative university / G.G. Zeynalov, L.V. Staro-dubtseva // Alma mater (Herald of the Higher School). 2018. № 1. P. 54-56.

5. Kadakin V.V. Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseyev - forge of pedagogical staff of the region // Humanities and Education. 2016. № . 4. P. 14-20.

6. Kuzma T.I. Professional burnout of the teacher of the university // The young scientist. 2015. № 20. P. 533-535.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.