Научная статья на тему 'Понятие "профессиональное выгорание" в научном измерении'

Понятие "профессиональное выгорание" в научном измерении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
688
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАГРУЗКА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Стародубцева Любовь Викторовна, Немыкина Ольга Ивановна

Анализ понятия «профессиональное выгорание» получает особую актуальность в рамках современной социологии. В задачи статьи входит выявление сущностных особенностей феномена профессионального выгорания в рамках теоретического социологического знания. Авторы считают, что данное сложное психофизиологическое явление возникает в системе «человек человек» под влиянием внешних и внутренних факторов в результате интенсификации труда и ухудшения его условий. Оно проявляется с одной стороны, как профессиональная деформация и профессиональный кризис в сфере профессиональной деятельности. С другой стороны, оно выступает в качестве психофизиологической защитной реакции организма субъекта на нарастающую психоэмоциональную нагрузку со стороны объекта профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Стародубцева Любовь Викторовна, Немыкина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие "профессиональное выгорание" в научном измерении»

УДК 316

Зейналов Гусейн Гардаш Оглы

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева zggo@mail.ru

Стародубцева Любовь Викторовна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономики образования, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева malis5@yandex.ru

Немыкина Ольга Ивановна

кандидат философских наук, доцент кафедры информационных технологий и математики, Саранский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» Nemykina_Olga@mail.ru

Понятие

«профессиональное выгорание» в научном измерении1

Guseyn G. Zeynalov

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of philosophy, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev zggo@mail.ru

Luybov V. Starodubceva

Candidate of Sociolodgy, Docent, Docent of the Department of management and economy of education, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev malis5@yandex.ru

Olga I. Nemykina

Candidate of Philosophical Sciences, Saransk Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation Nemykina_Olga@mail.ru

The concept

of «professional burnout» in the scientific dimension

Аннотация. Анализ понятия «профессиональное выгорание» получает особую актуальность в рамках современной социологии. В задачи статьи входит выявление сущностных особенностей феномена профессионального выгорания в рамках теоретического социологического знания. Авторы считают, что данное сложное психофизиологическое явление возникает в системе «человек - человек» под влиянием внешних и внутренних факторов в результате интенсификации труда и ухудшения его условий. Оно проявляется с одной стороны, как профессиональная деформация и профессиональный кризис в сфере профессиональной деятельности. С другой стороны, оно выступает в качестве психофизиологической защитной реакции организма субъекта на нарастающую психоэмоциональную нагрузку со стороны объекта профессиональной деятельности.

Annotation. The analysis of the concept of «professional burnout» is of particular relevance in the framework of modern sociology. The tasks of the article include the identification of the essential features of the phenomenon of professional burnout within the framework of theoretical sociological knowledge. The authors believe that this complex psychophysiological phenomenon occurs in the «person-person» system under the influence of external and internal factors as a result of the intensification of labor and the deterioration of its conditions. It manifests itself on the one hand, as a professional deformation and professional crisis in the sphere of professional activity. On the other hand, it acts as a psychophysiological protective reaction of the subject's body to the growing psy-choemotional burden on the part of the object of professional activity.

1 Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева) по теме «Ресурсы противодействия профессиональному выгоранию в социокультурном пространстве инновационного вуза».

Ключевые слова: профессиональное выгорание, интенсификация труда, профессиональная деятельность, профессиональная деформация, эмоциональная нагрузка, эмоциональное истощение.

Keywords: professional burnout, labor intensification, professional activity, professional deformation, emotional stress, emotional exhaustion.

Для современного человека выгорание имеет относительно устойчивый характер и превращается в одну из наиболее распространенных преград на пути к профессиональному росту, творчеству и самореализации. Такая ситуация вызвана интенсификацией труда и ухудшением его условий и способна повлечь за собой как профессиональные деформации, так и профессиональные заболевания. Чаше всего, человек, подверженный синдрому профессионального выгорания не осознает это. Однако на это явление обратили внимание еще в ранние периоды развития цивилизации. В трактатах древнегреческого врача Гиппократа «О воздухе, воде и почве» и «О здоровом образе жизни» мы встречаем мысль о влиянии на здоровье и физическое состояние человека помимо окружающей среды, и трудовой деятельности. Древнегреческий философ Платон отмечал влияние профессиональной деятельности (философы, войны, работники на социальную структуру общества и на качество социального управления. Аристотель в своих трудах («Политика» и др.) писал о возможных влияниях профессии или даже обычной деятельности на физическое и духовное состояние человека. По этой причине он выделял профессии для свободных граждан и профессии рабов.

Естественно научное изучение феномена профессионального выгорания происходит после становления социологии. Первые описания данного социального явления мы встречаем у теоретиков социологии. Они обратили внимание на тот факт, что когда собственное «Я» работника растворяется в содержании «мы», то исчезают такие его качества как эмоциональная отзывчивость, вовлеченность в совместную деятельность, сопереживание. Именно эти качества раскрывают его как личности. Потеря этих личностных качеств нивелирует разнообразие общества и превращает его в массу. Американский социолог российского происхождения Питирим Сорокин в начале XX века ввел в социологию такое понятие как «профессиональная деформация».

В начале XX века параллельно с социологией феномен выгорания исследуется в рамках психологии, педагогики. Новые исследования выявляют трансформацию качества и свойства личности, изменения стереотипов восприятия внешней реальности, ценностных ориентаций личности, способов межличностных общений, характера поведений и т.д. Все эти изменения личности специалиста происходят под влиянием изменений в сфере профессиональной деятельности. [6].

Впервые термин «эмоциональное выгорание» в работе «Staff burnout» (выгорание персонала, сотрудников) в 1974 году в качестве научного

термина применил Х.Дж. Фрейденберг. Он описывал данное состояние как деморализацию, усталость, раздраженность и обосновывал это наблюдениями работников психиатрических учреждений. Автор выявлял разницу между начальным состоянием «эмоционального горения» работника, который готов выполнять свою работу самоотдачей и последним - «эмоционально выгоревшим», когда он сам нуждается в эмоциональной поддержке. Через некоторое время для многих работников наступает эмоциональное истощение, возникает раздражительность, циничное отношение к работе и т.д. И ученый назвал такое состояние - «эмоциональное выгорание» [8].

Зарубежная англоязычная литература синдром выгорания определяет термином burnout, что вытекает из слов сгорать, выгорать, затухать, гореть [7]. Часто со стороны определенных социологов выгорание рассматривается как продолжительная стрессовая реакция в сфере профессиональной деятельности. Синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное тяжестью или интенсивностью собственной работы и неспособности адаптироваться к новым условиям.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда и часто проявляется в бесчувственном, негуманном отношении к объекту деятельности. Контакты субъекта с объектом деятельности становятся формальными, обезличенными. Редукция профессиональных достижений означает упрощение структуру своей профессиональной деятельности и снижение результатов в профессиональной сфере, возникновение у специалистов чувства некомпетентности, осознание неуспеха в профессиональной сфере ней.

Специалисты к таким деструктивным профессиям относят сотрудников благотворительных организаций и медицинских учреждений, политиков и юристов, менеджеров и социальных работников, учителей и педагогов, полицейских и сотрудников тюремно-исправительных организаций [4, с. 16].

Как видно из вышеперечисленного списка профессий, профессиональное выгорание возникает в межличностных отношениях в системе «человек - человек», когда одна сторона должна постоянно поддерживать другую сторону. В результате субъект (специалист) теряет контроль

над своим эмоциональным состоянием и возникает состояние недооценки своей личности, своей профессиональной важности, значимости результатов своей профессиональной деятельности.

Если анализировать определения Н.Е. Водопьяновой [2, с. 19], Г.А. Пономаревой [5, с. 48], Г.М. Коджаспировой [3, с. 228] и других, то можно выделить:

1. В структуре профессионального выгорания психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

2. Психофизиологическую сущность феномена выгорания, которая проявляется как эмоциональное, умственное и физическое истощение личности субъекта из-за продолжительного эмоционального давления со стороны объекта.

Литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Филин, 1996. 157 с.

2. Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий) : афтореф. дис. ... д-р. психол. наук. СПб., 2014. 49 с.

3. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. М.; Ростов н/Д. : Март, 2005. 448 с.

4. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Школьный психолог. 1998. № 7 С. 16-18.

5. Пономарева Г.А. Синдром «Эмоционального выгорания» у педагогов, работающих с «особыми детьми», и способы его профилактики в условиях образовательного учреждения // Специальная психология. 2006. № 1. С. 48-57.

6. Психология профессионального здоровья : учеб. пособие / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб. : Речь, 2006. 480 с.

7. Burnout // Словари и энциклопедии на Академике. URL : https://translate.academic.ru/burnout/ en/ru/

8. Freudenberger H.J. Staff burnout // J. of Social Issues. 1994. Vol. 30. P. 159-165.

3. Причину синдрома, которая складывается из противоречия между нарастающим эмоциональным давлением объекта и неспособностью субъекта (специалиста) их преодолеть.

4. Выгорание как внутренний механизм психологической защиты личности от психотравми-ру ю щ их в оздействий внешней среды путем полного или частичного исключения эмоций. [1, с. 37].

Итак, профессиональное выгорание - это синдром психического характера, возникающее под влиянием сложных процессов профессиональной деятельности в результате накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или освобождения от них и развивается на фоне процессов хронического стресса. Оно вырабатывается личностью в качестве механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций.

Literature:

1. Boyko V.V. Energy of emotions in communication: a view of oneself and others. M. : Filin, 1996. 157 p.

2. Vodopyanova N.Ye. Resursive provision of counteraction to professional burnout of labor subjects (on the example of specialists of «subject-subject» occupations) : aftoref. dis. ... Psychol. Sciences / N.E. Vodopyanova. SPb., 2014. 49 p.

3. Kozhaspirova G.M. Dictionary on Pedagogy. M.; Rostov n/D. : March, 2005. 448 p.

4. Maslach K. Professional burnout: how people manage // School psychologist. 1998. № 7. P. 16-18.

5. Ponomareva G.A. Syndrome of «emotional burnout» among educators working with «special children», and methods of its prevention in the conditions of an educational institution // Special psychology. 2006. № 1. P. 48-57.

6. The psychology of professional health : textbook / ed. prof. G.S. Nikiforova. SPb. : Speech, 2006. 480 p.

7. Burnout // Словари и энциклопедии на Академике. URL : https://translate.academic.ru/burnout/ en/ru/

8. Freudenberger H.J. Staff burnout // J. of Social Issues. 1994. Vol. 30. P. 159-165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.