Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЪЕКТОВ ОАО «РЖД» ЧЕРЕЗ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ И ПРИНЯТИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ МЕР ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ'

УСЛОВИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЪЕКТОВ ОАО «РЖД» ЧЕРЕЗ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ И ПРИНЯТИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ МЕР ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
122
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИР / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / ПАССАЖИРСКИЙ КОМПЛЕКС / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ИНВАЛИД / ОБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шманёв Т. М., Ульяницкая В. И., Пухова М. С., Панов П. С., Ситников А. Ю.

Цель: Формирование эффективного механизма создания или поэтапного перераспределения ресурсов обеспечения универсальной безбарьерной среды среди не только инвалидов (всех категорий), но и представителей маломобильных групп населения (МГН) через промежуточные решения и принятие компенсирующих программ (мер) на основе нахождения оптимального соотношения затрат и выгод, в случаях отсутствия технических или материальных возможностей, связанных с совершенствованием развития или проектирования доступной среды. Методы: Применяются основные инструменты анализа и управления: диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма (Исикава), целеполагание, структурирование, динамические изменения и др. Результаты: Представлен вариант механизма реализации поэтапного создания универсальной безбарьерной среды не только среди инвалидов (всех категорий), но среди МГН. Установлено, что если существующие объекты инфраструктуры пассажирского комплекса до их реконструкции или капитального ремонта невозможно полностью приспособить под потребности инвалидов, то внедрение комплексной программы (дорожная карта), компенсирующих мероприятий, промежуточных решений позволяет минимизировать или исключить затраты компании. Практическая значимость: На примере полученного алгоритма (последовательности) организации процесса по обеспечению доступности среды пассажирского комплекса Октябрьской железной дороги показан принцип использования реализации поэтапного внедрения Конвенции о правах инвалидов на Российских железных дорогах, который является универсальным. Формализованные решения должны помочь улучшить качество обслуживания, сократить расходы и повысить клиентоориентированность на сети ОАО «РЖД».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шманёв Т. М., Ульяницкая В. И., Пухова М. С., Панов П. С., Ситников А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR COMPLIANCE WITH THE REQUIREMENTS FOR ENSURING THE ACCESSIBILITY OF TRANSPORT FACILITIES OF RUSSIAN RAILWAYS THROUGH INTERIM SOLUTIONS AND THE ADOPTION OF COMPENSATORY MEASURES TO SERVE PEOPLE WITH LIMITED MOBILITY, INCLUDING PEOPLE WITH DISABILITIES

Objective: Formation of an effective mechanism for the creation or gradual redistribution of resources to ensure a universal barrier-free environment not only among disabled people (of all categories), but among representatives of people with limited mobility (PLM), through interim solutions and the adoption of compensatory programs (measures). Based on finding the optimal balance of costs and benefits, in cases of lack of technical or material capabilities associated with improving the development or design of an accessible environment. Methods: The main tools of analysis and management are used: Pareto diagram, cause-effect diagram (Ishikawa), goal setting, structuring, dynamic changes, etc. Results: A variant of the mechanism for the implementation of the step-by-step creation of a universal barrier- free environment is presented not only among disabled people (of all categories), but among PLM. It has been established that if the existing infrastructure facilities of the passenger complex, before their reconstruction or overhaul, cannot be fully adapted to the needs of disabled people, then the introduction of a comprehensive program (roadmap), compensating measures, interim solutions allows minimizing or eliminating the company’s costs. Practical importance: On the example of the obtained algorithm (sequence) of organizing the process to ensure the accessibility of the environment of the passenger complex of the Oktyabrskaya Railway, the principle of phased implementation of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities on Russian Railways, which is universal, is shown. Formalized solutions should help improve the quality of service, reduce costs and increase customer focus on the Russian Railways network.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЪЕКТОВ ОАО «РЖД» ЧЕРЕЗ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ И ПРИНЯТИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ МЕР ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ»

УДК 656.224.072.6

Условия соответствия требованиям обеспечения доступности транспортных объектов ОАО «РЖД» через промежуточные решения и принятие компенсирующих мер для обслуживания маломобильных групп населения, в том числе инвалидов

Т. М. Шманёв 1, 2, В. И. Ульяницкая 2, М. С. Пухова1 2, П. С. Панов2, А. Ю. Ситников12

1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

2 Октябрьская региональная служба развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре, Российская Федерация, 191036, Санкт-Петербург, Невский пр., 85, корп. Д

Для цитирования: Шманёв Т. М., Ульяницкая В. И., Пухова М. С., Панов П. С., Ситников А. Ю. Условия соответствия требованиям обеспечения доступности транспортных объектов ОАО «РЖД» через промежуточные решения и принятие компенсирующих мер для обслуживания маломобильных групп населения, в том числе инвалидов // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2021. - Т. 18. - Вып. 3. - С. 340-352. БО!: 10.20295/1815-588Х-2021-3-340-352

Аннотация

Цель: Формирование эффективного механизма создания или поэтапного перераспределения ресурсов обеспечения универсальной безбарьерной среды среди не только инвалидов (всех категорий), но и представителей маломобильных групп населения (МГН) через промежуточные решения и принятие компенсирующих программ (мер) на основе нахождения оптимального соотношения затрат и выгод, в случаях отсутствия технических или материальных возможностей, связанных с совершенствованием развития или проектирования доступной среды. Методы: Применяются основные инструменты анализа и управления: диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма (Исикава), целеполагание, структурирование, динамические изменения и др. Результаты: Представлен вариант механизма реализации поэтапного создания универсальной безбарьерной среды не только среди инвалидов (всех категорий), но среди МГН. Установлено, что если существующие объекты инфраструктуры пассажирского комплекса до их реконструкции или капитального ремонта невозможно полностью приспособить под потребности инвалидов, то внедрение комплексной программы (дорожная карта), компенсирующих мероприятий, промежуточных решений позволяет минимизировать или исключить затраты компании. Практическая значимость: На примере полученного алгоритма (последовательности) организации процесса по обеспечению доступности среды пассажирского комплекса Октябрьской железной дороги показан принцип использования реализации поэтапного внедрения Конвенции о правах инвалидов на Российских железных дорогах, который является универсальным. Формализованные решения должны помочь улучшить качество обслуживания, сократить расходы и повысить клиентоориентированность на сети ОАО «РЖД».

Ключевые слова: Пассажир, маломобильные группы населения, пассажирский комплекс, клиентоориентированность, инвалид, объект.

Введение

На железнодорожном транспорте особое внимание уделено обслуживанию маломобильных групп населения (МГН), в том числе инвалидов. Специализированная помощь, логистика маршрута, индивидуальный подход к каждому конкретному человеку - основной принцип повышения клиен-тоориентированности и доступности среды компании. Целевая аудитория потребителей услуг компании ОАО «РЖД» очень широкая, так как компания оценивает систему комплексно, учитывая создание универсальной безбарьерной среды не только среди инвалидов (всех категорий), но среди МГН. Понятие МГН в данной работе рассмотрено гораздо шире - это могут быть пожилые люди, беременные, родители с маленькими детьми, маленькие дети, люди маленького или высокого роста, люди с повышенной массой тела, люди с детскими колясками или тележками для перевозки багажа/грузов, люди с временными травмами, люди, не знающие русский/местный язык, - каждая из этих групп может быть клиентом ОАО «РЖД». Доступность транспортных услуг для инвалидов и других представителей МГН регламентируется главным образом Сводом правил 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» [1].

Современные тенденции по созданию универсальной безбарьерной среды не только среди инвалидов (всех категорий), но среди МГН исследуются и применяются в работах многих специалистов [2-6]. Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием значения создания универсальной безбарьерной среды для МГН и инвалидов на железнодорожном транспорте. Изучение вопросов, связанных с совершенствованием методики и социального проектирования доступной среды для МГН и инвалидов, соответствием требованиям через промежуточные решения, а также принятие компенси-

рующих мер (в ряде случаев, где вопросы создания полной доступности объектов железнодорожного транспорта) в текущем времени не представляются возможными.

Социальное культивирование отношений между категориями МГН и компанией ОАО «РЖД»

В 2019 г. пассажирооборот транспорта в России увеличился на 7,2 % по сравнению с

2018 г. (до 570,5 млрд пасс-км), а железнодорожного транспорта - на 3,1 % (133,4 млрд пасс-км).

В настоящее время по данным «Росста-та» в России официальное число инвалидов составляет 11 млн 950 тыс. человек. Можно отметить, что с 2012 г. оно уменьшается с каждым годом. Основными причинами инвалидности являются «общее заболевание» (порядка 85 % от общего числа населения по стране) и «инвалид с детства» (10,4 %) [7].

Так, внутри групп разные категории инвалидов воспользовались (рис. 1) услугами компании ОАО «РЖД» порядка 20 %, в основном это II и III группы инвалидности, без выраженности стойких нарушений функций организма и трудоспособные. При проведении данного исследования наибольшее внимание было обращено на показатели компании, которые получены экспертным и аналитическими путем по итогам работы

2019 г.

По тем же данным «Росстата» общее количество инвалидов II группы в 2020 г. увеличилось по сравнению с 2019 г. [7]. Однако снизилось число лиц, кому дали I группу инвалидности, и общая статистика отмечает положительные сдвиги. Такие изменения связаны с улучшением качества медицины, условий труда, общего уровня жизни и условий жизни в результате экономического и социального развития.

Увеличение доли адаптированной инфраструктуры на транспортных объектах ОАО

tu т X

о со

I-

и tu т X

о

I группа инвалидности

II группа инвалидности

III группа инвалидности

дети-инвалиды

■ Общее количество инвалидов ■ Воспользовались услугами ОАО «РЖД» Рис. 1. Динамика пользования услугами ОАО «РЖД» разными категориями инвалидов за 2019 г.

«РЖД», а также совершенствование механизма предоставления услуг определяются комплексной заботой о клиенте, где стратегия клиенто-ориентированности создает поток лояльных покупателей из числа не только инвалидов, но и других МГН. Качество предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов улучшилось благодаря активной работе Министерства транспорта России и ОАО «РЖД» за счет ввода требований по обеспечению доступности для МГН транспортных объектов, в том числе вокзальных комплексов, остановочных пунктов, подвижного состава и пр. [8].

Эта работа была обусловлена в том числе подписанием Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов в сентябре 2008 г., которая была ратифицирована 3 мая 2012 г. в соответствии с Федеральным законом № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [9]. Впервые Конвенцией были введены принципиальные понятия, имеющие ключевое значение для дальнейшего формирования доступной среды для инвалидов - «универсальный дизайн» и «разумное приспособление».

Принятие этой Конвенции подразумевает принятие обязательств по обеспечению и соблюдению установленных требований. Согласно действующему законодательству, обязанность по созданию условий доступности для инвалидов возложена на собственников (пользователей) объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур [9]. Это приводит

к дополнительным затратам, связанным с переустройством, реконструкцией, модернизацией, достройкой или дооборудованием транспортных объектов, на человеческие ресурсы (затраты на персонал) и обслуживание оборудования [10, 11]. Для выявления основных причин и стоимости затрат на объектах ОАО «РЖД» использован универсальный инструмент аналитической визуализации - диаграмма Парето (рис. 2).

Основные причины затрат, возникающих в ходе обязательств по обеспечению и соблюдению установленных норм, показывают существенную значимость требуемого финансирования со стороны компании. Наиболее затратным является техническое обеспечение транспортных объектов (лифтовое оборудование, подъемники, индукционные системы, информационные терминалы, пандусы и др.) (рис. 3). Общая совокупность оценок стоимости, связанных с переустройством, реконструкцией, модернизацией, достройкой или дооборудованием транспортных объектов, основана на определении материальных и временных затрат, необходимых для приведения объектов к соответствию.

В настоящее время обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг, в том числе на объектах ОАО «РЖД», осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами, защищающими права людей с инвалидностью на доступ к объектам и услугам, а также регламентирующие требования, на основании которых происходит создание доступной среды.

£/120г

Э1_1Л_1и ьихээаеи Х885"5181 N551

Затраты (средняя стоимость 1 ед. оборудования), млн руб.

ьз я

о

Г0 >

р: Ь

со

О О

Я О

и

5 й й Е

Я х

й со

о м од"

о з

Й и

0 X

И СО

ё Я

1 I

со Е

£ Я

£ ° ^ я

Я

я 3 н £

5 о

Е я<

X о О Й

О) Г"

п ъ

О 2 и §

я Й | |

¡2 со еэ Яс

м Вц

►5 о

« -Э о

Я

со р: Я Я а Яс

й о о н "О о

Я< §

Я<

Лифтовое оборудование на вокзалах

11нтер ьер и технологическое оборудование (подвижной состав)

Электрические подъёмники (платформы)

Входныедверн в здания и помещения

Р емонт д ор ожно го покр ытия ¡^

Парковки специальных автотранспортных

средств инвалидов и

Сантехническое оборудование (санузел)

К омму никацнонны е констру кцнн (пандусы, ограждения с поручнями, подъемное оборудование)

Применение информаторов - разметки на полу.звуковых или визуальных средств

Съезды и пониженные бордюрные камни

Б ар ь ер ны е о гр ажд ения

Кумулятивная кривая, %

£17 £

иэ-юиэ х1яшс1оиэнес11 e>lИlelЛlэu"god|J

Рис. 3. Фотографии доступных элементов на вокзальных комплексах и подвижных составах: а - лифтовое оборудование станции Ржевка; б - платформа-подъемник в вагонах поезда «Ласточка»; в - входные группы Московского вокзала; г - санитарная комната

Московского вокзала

Для того чтобы понимать и правильно оценивать принимаемые решения, в компании ОАО «РЖД» принят механизм реализации системы поэтапного внедрения адаптации подвижного состава, инфраструктуры, цифровой стратегии и др., суть которого заключается в соблюдении норм и требований Конвенции ООН о правах инвалидов (рис. 4).

Для выявления основных точек соприкосновения интеграции нормативно-правовой и материальной баз на уровень компании был использован инструмент структурирования -так называемое дерево «действий». Неотъемлемым преимуществом его применения является соблюдение последовательности внедрения

того или иного действия в процесс деятельности. Так, определив механизм финансирования, включая софинансирование, компания берет на себя обязательства к приведению в соответствие и унификации инфраструктуры и подвижного состава, тем самым увязывая между собой перспективные и текущие проекты компании.

Основываясь на действующих регламентах взаимодействия при организации обслуживания маломобильных пассажиров на вокзальных комплексах, остановочных пунктах, платформах, поездах дальнего и пригородного сообщения, компания стремится не только развивать и внедрять систему адаптации условий доступности для инвалидов, в том числе МГН, но и обеспе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конвенция о правах инвалидов

принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., вступила в силу 3 мая 2008 г.

I

Разработка или изменение нормативно-правовой и материальной базы

Применение на практике (внедрение) законов и поддержание системы в рабочем состоянии

I

Мировой уровень

Уровень РФ

Т»жЛ Российские

и железные дороги

Центральный уровень

Региональный уровень (железные дороги)

Приведение к соответствию

Подвижной состав

Инфраструктура

Цифровизация

Новый подвижной состав

(усовершенствованный)

Модернизация

Пример: поезд «Ласточка» - новый, модернизированный подвижной состав

Включение отдельных вагонов в состав поезда

вокзальные комплексы, остановочные

Новое строительство / Реконструкция

С

пункты) Пример:

- Привокзальная площадь

- Входные группы

- Парковки

- Туалетные комнаты

- Залы ожидания

- Кассы

- Камеры хранения

- Платформы

вокзалов

-Цифровой вокзал (2ГИС, Яндекс)

Цифровые сервисы (платформы) Интеграция в сторонние сервисы и приложения (мультимодальность)

Пример:

- Интеграция услуг Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» в процесс оформления билета

- Карта доступности

+ компенсирующие мероприятия

Рис. 4. Механизм реализации поэтапного внедрения Конвенции о правах инвалидов на ОАО «РЖД»

чивать компенсирующие мероприятия, при отсутствии технических или материальных возможностей [12, 13].

Если существующие объекты инфраструктуры до их реконструкции или капитального ремонта невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, то компанией разрабатывается собственная комплексная программа (дорожная карта) по поэтапному повышению показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, которая предусматривает этапы реализации, периоды и ответственных за реализацию. Приоритетная задача программы -обеспечить консолидацию всех методов (ресурсов) по приведению к доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных горожан путем разработки компенсирующих мероприятий.

Предлагаемое решение позволяет развернуть направление предоставления услуги от потребности в услуге к предложению услуги, что соответствует политике клиентоориентированности ОАО «РЖД». Более того, с точки зрения клиен-тоориентированности, развитие новых услуг и модернизации имеющейся инфраструктуры посредством их своевременного предложения клиенту во много раз эффективнее.

Паспортизация объектов инфраструктуры ОАО «РЖД»

Одним из решений по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и услуг является обследование объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» и порядка предоставления услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности объекта и предоставляемых на нем услуг [14]. Для проведения паспортизации создается комиссия, утверждается ее состав, в который обязательно включаются представители общественных организаций инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории, где расположен объект [15, 16]. Например, в современных условиях адаптации инфраструктуры по станции Тихвин разработан

паспорт доступности объекта для МГН по категориям. Обеспечение надлежащего состояния организации взаимодействия участников процесса по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН на транспорте является ключевым. Станция Тихвин - один из центральных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) города, объединяющий разные виды транспорта городской инфраструктуры (железнодорожный, городской, частный), в котором пассажиропоток в 2019 г. составил 796 человек в сутки, в том числе инвалидов - 0-1 человек.

Оценка инфраструктурной составляющей в рамках проведения паспортизации станции Тихвин показала, что доступность для пассажиров из числа МГН, в том числе инвалидов, объектов пассажирской инфраструктуры улучшается. Так, прослеживая динамику доступности по четырем категориям инвалидов с 2017 до 2021 г., наблюдаются отчетливая результативность действий и эффективность предполагаемых решений в Октябрьской дирекции пассажирских обустройств ОАО «РЖД». За 2017-2021 гг. удельный вес услуг, предоставляемых пассажирам-инвалидам, увеличился с 29 % в 2017 г. до 63 % в 2021 г. [14]. Аудит элементов проводился по единому перечню структурно-функциональных зон объекта (таблица).

Оценка ситуации позволила рассмотреть динамику изменений условий доступности среды станции Тихвин с учетом положения ограниченных ресурсов: времени, финансирования, технологического и технического воплощения тех или иных потребностей [17]. Процент паспортизации по категориям показал, что именно для категорий колясочников, лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов с нарушением слуха инфраструктура в текущем году доступна полностью или доступна частично. Для инвалидов с нарушением зрения инфраструктура оказалась менее подготовлена - доступна условно (с обеспечением индивидуальной мобильности или с помощью персонала на объекте).

По результатам паспортизации при отсутствии возможностей по каким-либо категориям разрабатываются компенсирующие мероприя-

Динамика категорий доступности структурно-функциональных зон обслуживания вокзала станции Тихвин

№ Перечень структурно-функциональных зон и характеристик обслуживания станции Тихвин Категория инвалидов

Инвалиды, использующие для передвижения кресло-коляску Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата Инвалиды с нарушением зрения Инвалиды с нарушением слуха

2017 г. 2021 г. 2017 г. 2021 г. 2017 г. 2021 г. 2017 г. 2021 г.

1 Кассы НД ДЧ НД ДП НД ДЧ НД ДП

2 Зоны отдыха и ожидания НД ДП НД ДП ДП ДЧ ДП ДП

3 Платформа НД ДЧ НД ДЧ НД ДЧ НД ДП

4 Санитарно- гигиенические помещения НД ДП НД ДП НД ДЧ ДП ДП

Примечание: НД - не доступен, ДЧ - доступен частично, ДП - доступен полностью.

тия, которые минимизируют или устраняют преграды использования предоставляемых пассажирам услуг компанией, обеспечив «непрерывную цепь доступных средств обслуживания» или «универсальную доступную транспортную систему». Услуга по предоставлению ситуационной помощи позволяет делать упор на формирование взаимосвязанной транспортной сети. «Ситуационная помощь» - это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами. Чем меньше возникает сложностей в процессе у клиентов-инвалидов и других МГН, тем выше индекс удовлетворенности пассажира и имидж компании. Приведенная оценка дает возможность:

1) анализировать мероприятия по приведению в соответствие и унификации инфраструктуры, и подвижного состава в части финансовых затрат и временных ресурсов;

2) разрабатывать при необходимости комплексную программу (дорожную карту) по поэтапному повышению показателей доступности для инвалидов объектов и услуг (с учетом капитальных вложений);

3) организовывать паспортизацию объекта и услуг: оценить текущее состояние доступности;

4) разрабатывать компенсирующие мероприятия по минимизации или устранению «барьерных» преград пассажира.

Заключение

Принятие на себя определенных обязанностей, которые необходимо реализовать для соответствия надлежащего уровня конкурентоспособности доступной среды, требует соблюдения баланса установленных норм и нормативно-правовой и материальной баз. Внесение изменений в конструкции зданий, вложения больших материальных и временных ресурсов (строительство лифтов, подъемников, пандусов) в большей степени для инвалидов I категории, в частности инвалидов-колясочников, будут затратны как финансово, так и по силам и времени. Учитывая, что реализация этих обязанностей затруднительна в краткосрочной перспективе на первый период целесообразно разработать программу мероприятий, где меры реализации будут

комбинированные. Необходимо создавать центры быстрого реагирования, заключая договора с работниками, или возлагать обязанности на сотрудников ОАО «РЖД» на объектах, где данные сотрудники присутствуют. К примеру, станция Октябрьской железной дороги «Сонково» является крупным железнодорожным узлом и разделяет одноименный поселок городского типа Сонково на южную и северную части, которые соединены между собой пешеходным мостом и автомобильным переездом. Для МГН преодолеть такое препятствие подчас представляется невозможно. Как компенсирующее мероприятие в ОАО «РЖД» разработан регламент оказания ситуационной помощи данной категории пассажиров. По заявке пассажира организуется перевозка его на автомобиле из одной части поселка, где находится вокзал, в другую.

Если взглянуть на имеющиеся внутренние правила перевозчиков на обслуживание инвалидов разными видами транспорта, можно сделать вывод, что сквозной логистики не существует. Инвалиду необходимо договариваться на каждом этапе цепочки с отдельными организациями (перевозчиками), планировать маршрут и сроки своей поездки. Потому следующий этап эволюционирования данного вопроса - необходимость разрабатывать межотраслевые нормы, которые следует утвердить Министерством транспорта РФ. Эти нормы будут увязывать единый стандарт для разных видов транспорта и для различных субъектов РФ, впоследствии и для международных субъектов, что приведет к упрощению использования таких услуг пассажирами с помощью цифровизации. Именно в этом аспекте необходимо рассматривать дальнейшее решение проблем обслуживания инвалидов.

Библиографический список

1. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03. - М. : Госсанэпиднадзор России, 2003. - 105 с.

2. Юшкова В. А. Сложности разработки проектных решений по организации доступа в здания и сооружения маломобильных групп населения // В. А. Юшкова, С. А. Синенко, С. И. Румянцев, А. А. Румянцева // Вестн. Евразийской науки. - 2020. - № 3. - С. 19-30. - URL: https://esj.today/PDF/26SAVN320.pdf (дата обращения : 27.07.2021).

3. Намиот Д. Е. О моделях пассажирского потока для городских железных дорог // Д. Е. Намиот, О. Н. Покусаев, В. С. Лазуткина // International Journal of Open Information Technologies. - 2018. - N 6 (3). -P. 9-14. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n7o-modelyah-passazhirskogo-potoka-dlya-gorodskih-zheleznyh-dorog (дата обращения : 27.07.2021).

4. Данилина Н. В. Маломобильные группы населения в транспортно-пересадочных узлах // Н. В. Данилина, С. В. Привезенцева // Вестн. ТГАСУ - 2018. -№ 3. - С. 49-56. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ malomobilnye-gruppy-naseleniya-v-transportno-peresa-dochnyh-uzlah (дата обращения : 27.07.2021).

5. Короткова С. Г. Методика разработки доступной среды для мГн в эскизном проекте / С. Г. Короткова // Изв. КазГАСУ - 2017. - № 2. - С. 77-85. - URL : https://cyberleninka.ru/article/nymetodika-razrabotki-dostupnoy-sredy-dlya-mgn-v-eskiznom-proekte (дата обращения : 27.07.2021).

6. Белова Е. А. Аспекты организации и реализации проекта «доступная среда» // Е. А. Белова, С. А. Чернявская // Вестн. Академии знаний. - 2020. - № 5. -С. 41-48. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ aspekty-organizatsii-i-realizatsii-proekta-dostupnaya-sreda (дата обращения : 27.07.2021).

7. Положение инвалидов. Уровень инвалидизации в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - 2021. - URL : https://rosstat.gov.ru/folder/13964# (дата обращения : 27.07.2021).

8. Стандарт ОАО «РЖД» СТО РЖД 03.001-2019. «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров». - Утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 13 февраля 2020 г. № 306 р. - М. : ОАО «РЖД», 2020.

9. Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ. - 2012.

10. Сафронов К. Э. Обеспечение доступности различных видов пассажирского транспорта для инвалидов // К. Э. Сафронов, С. М. Мочалин // Вестн. Сиб. АДИ. - 2015. - Вып. 5 (45). - С. 45-52.

11. Шрейбер А. А. Учет экономического фактора при формировании безбарьерной среды жилых районов города // А. А. Шрейбер, С. А. Семенова // Вестн. МФЮА. - 2012. - № 2. - С. 62-70. - URL : https://cyberleninka.ru/article/nuchet-ekonomicheskogo-faktora-pri-formi-rovanii-bezbariernoy-sredy-zhilyh-rayonov-goroda (дата обращения : 27.07.2021).

12. Корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом. - Утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 26 августа 2020 г. № 1827 р. - М. : ОАО «РЖД», 2020.

13. Распоряжение ОАО «РЖД» от 15 июля 2016 г. № 1427-р (ред. от 07.12.2017 г.) «Об утверждении Методики оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг». - М. : ОАО «РЖД», 2016.

14. Паспорт доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры от 13 февраля 2017 г. № 1/05 (ред. № 2 от 11.03.2021 г.). - СПб. : ОАО «РЖД», 2017.

15. Шимолина М. В. Маломобильные группы населения в современной России : аспекты социального

неравенства // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 10. - URL : http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=18984 (дата обращения : 27.07.2021).

16. Цыбикова С. Н. Оценка состояния доступности, разработка управленческих решений : метод. пособие / С. Н. Цыбикова. - Иркутск : ГАПОУ ИО ИТАМ, БПОО, обеспечивающая поддержку системы инклюзивного профессионального образования инвалидов в Иркутской области, 2017. - 50 с.

17. Шорохова И. С. Статистические методы анализа : учеб. пособие / И. С. Шорохова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2015. - 300 с.

Дата поступления: 27.07.2021 Решение о публикации: 29.07.2021

Контактная информация:

ШМАНЁВ Тимофей Михайлович - канд. техн. наук, доц.;

l_shmanev@orw.rzd, t.schmaniov@yandex.ru

УЛЬЯНИЦКАЯ Виктория Игоревна -

l_UlyanitskayaVI@orw.rzd,

ulyanickaya_viktoriya@mail.ru

ПУХОВА Марина Сергеевна -

l_PuhovaMS@orw.rzd,

marinka96puhova@gmail.com

ПАНОВ Павел Сергеевич - l_panov@orw.rzd

СИТНИКОВ Алексей Юрьевич -

aysitnikov@inbox.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conditions for compliance with the requirements for ensuring the accessibility of transport facilities of Russian Railways through interim solutions and the adoption of compensatory measures to serve people with limited mobility, including people with disabilities

T. M. Shmanev1 2, V. I. Ulyanitskaya 2, M. S. Pukhova1 2, R S. Panov 2, A. Yu. Sitnikov12

1 Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

2 Oktyabrskay Regional Service for the Development of Passenger Services and Providing Access to Infrastructure, 85, Bldg. D, Nevsky pr., Saint Petersburg, 191036, Russian Federation

For citation: Shmanev T. M., Ulyanitskaya V. I., Pukhova M. S., Panov P. S., Sitnikov A. Yu. Conditions for compliance with the requirements for ensuring the accessibility of transport facilities of Russian Railways through interim solutions and the adoption of compensatory measures to serve people with limited mobility, including people with disabilities. Proceedings of Petersburg State Transport University, 2021, vol. 18, iss. 3, pp. 340-352. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2021-3-340-352

Summary

Objective: Formation of an effective mechanism for the creation or gradual redistribution of resources to ensure a universal barrier-free environment not only among disabled people (of all categories), but among representatives of people with limited mobility (PLM), through interim solutions and the adoption of compensatory programs (measures). Based on finding the optimal balance of costs and benefits, in cases of lack of technical or material capabilities associated with improving the development or design of an accessible environment. Methods: The main tools of analysis and management are used: Pareto diagram, cause-effect diagram (Ishikawa), goal setting, structuring, dynamic changes, etc. Results: A variant of the mechanism for the implementation of the step-by-step creation of a universal barrier-free environment is presented not only among disabled people (of all categories), but among PLM. It has been established that if the existing infrastructure facilities of the passenger complex, before their reconstruction or overhaul, cannot be fully adapted to the needs of disabled people, then the introduction of a comprehensive program (roadmap), compensating measures, interim solutions allows minimizing or eliminating the company's costs. Practical importance: On the example of the obtained algorithm (sequence) of organizing the process to ensure the accessibility of the environment of the passenger complex of the Oktyabrskaya Railway, the principle of phased implementation of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities on Russian Railways, which is universal, is shown. Formalized solutions should help improve the quality of service, reduce costs and increase customer focus on the Russian Railways network.

Keywords: Passenger, people with limited mobility, passenger complex, customer focus, disabled person, object.

References

1. Sanitarnyye pravila po organizatsii passazhir-skikh perevozok na zheleznodorozhnom transporte. SP 2.5.1198-03 [Sanitary rules for the organization ofpassenger transportation by rail. SP2.5.1198-03]. Moscow, Gossanepidnadzor Rossii [State Sanitary and Epidemiological Surveillance Department of Russia] Publ., 2003, 105 p. (In Russian)

2. Yushkova V. A., Sinenko S. A., Rumyantsev S. I. & Rumyantseva A. A. Slozhnosti razrabotki proyektnykh resheniy po organizatsii dostupa v zdaniya i sooruzheniya malomobil'nykh grupp naseleniya [Difficulties in the development of design solutions for organizing access to buildings and structures for people with limited mobility]. Vestnik Yevraziyskoy nauki [Bulletin of Eurasian Science], 2020, no. 3, pp. 19-30. Available at: https://esj. today/PDF/26SAVN320.pdf (accessed: July 27, 2021). (In Russian)

3. Namiot D. E., Pokusaev O. N. & Lazutkina V. S. O modelyakh passazhirskogo potoka dlya gorodskikh zheleznykh dorog [On models of passenger flow for urban railways]. International Journal of Open Information Technologies, 2018, no. 6 (3), pp. 9-14. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7o-modelyah-passa-zhirskogo-potoka-dlya-gorodskih-zheleznyh-dorog (accessed: July 27, 2021). (In Russian)

4. Danilina N. V. & Privezentseva S. V. Malomobil'nyye gruppy naseleniya v transportno-peresadochnykh uzlakh [Low-mobile groups of the population in transport-interchange hubs]. Vestnik TGASU [Bulletin of Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering], 2018, no. 3, pp. 49-56. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/malomobilnye-gruppy-naseleniya-v-transportno-pe-resadochnyh-uzlah (accessed: July 27, 2021). (In Russian)

5. Korotkova S. G. Metodika razrabotki dostupnoy sredy dlya mGn v eskiznom proyekte [Methodology for the development of an accessible environment for PLM in

the draft design]. Izvestiya KazGASU [Proceedings of Kazan State University of Architecture and Civil Engineering], 2017, no. 2, pp. 77-85. Available at: https://cy-berleninka.ru/article/n/metodika-razrabotki-dostupnoy-sredy-dlya-mgn-v-eskiznom-proekte (accessed: July 27, 2021). (In Russian)

6. Belova E. A. & Chernyavskaya S. A. Aspekty or-ganizatsii i realizatsii proyekta «dostupnaya sreda» [Aspects of the organization and implementation of the "accessible environment" project]. Vestnik Akademii znaniy [Academy of Knowledge Bulletin], 2020, no. 5, pp. 41-48. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7aspekty-organizatsii-i-realizatsii-proekta-dostupnaya-sreda (accessed: July 27, 2021). (In Russian)

7. Polozheniyeinvalidov. Uroven'invalidizatsiivRossi-yskoy Federatsii [Situation of disabled people. Disability rate in the Russian Federation. Federal'naya sluzhba go-sudarstvennoy statistiki (Rosstat) [Federal State Statistics Service (Rosstat)], 2021. Available at: https://rosstat.gov. ru/folder/13964# (accessed: July 27, 2021). (In Russian)

8. StandartOAO "RZHD"STORZHD03.001-2019. "Uslugi na zheleznodorozhnom transporte. Trebovaniya k obespecheniyu usloviy dostupnosti dlya passazhi-rov iz chisla invalidov i malomobil'nykh passazhirov". Utv. rasporyazheniyem OAO "RZHD" ot 13 fevralya 2020 g. no. 306r [Standardof JSC "Russian Railways" STO RZD 03.001-2019. "Services in railway transport. Requirements for ensuring accessibility for disabled passengers and passengers with limited mobility". Approved by order of JSC "Russian Railways" dated February 13, 2020 N 306r]. Moscow, OAO "RZHD" [JSC "Russian Railways"] Publ., 2020. (In Russian)

9. Federal'nyy zakon ot 03.05.2012 N 46-FZ "O rati-fikatsii Konventsii o pravakh invalidov" [Federal Law of May 03 2012 no. 46-FZ "On Ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities"]. So-braniye zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2012. (In Russian)

10. Safronov K. E. & Mochalin S. M. Obespecheniye dostupnosti razlichnykh vidov passazhirskogo transporta dlya invalidov [Ensuring the availability of various types of passenger transport for disabled people]. Vestnik Sub-ADU [Bulletin SubADU], 2015, iss. 5 (45), pp. 45-52. (In Russian)

11. Shraiber A. A. & Semenova S. A. Uchet eco-nomicheskogo factora pri formirovaniibesbariernoy

sredi zhilyh rayonov goroda [Calculation of economical factor by formation non-barrier environment for dwelling regions of town]. VestnikMFYuA [Bulletin of MFYuA], 2012, no. 2, pp. 62-70. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/uchet-ekonomicheskogo-faktora-pri-formiro-vanii-bezbariernoy-sredy-zhilyh-rayonov-goroda (accessed: July 27, 2021). (In Russian)

12. Korporativnyyporyadok obespecheniya usloviy dostupnosti dlya malomobil'nykh passazhirov i passazhi-rov iz chisla invalidov uslugpo perevozke passazhirov zheleznodorozhnym transportom. Utv. rasporyazheniyem OAO "RZHD" ot 26 avgusta 2020 g. no. 1827r [Corporate procedure for ensuring the conditions of accessibility for passengers with limited mobility and disabled passengers of services for the transport ofpassengers by rail. Approved by order of JSC "Russian Railways" dated August 26, 2020, N 1827r]. Moscow, OAO "RZHD" [JSC "Russian Railways"] Publ., 2020. (In Russian)

13. Rasporyazheniye OAO "RZHD" ot 15 iyulya 2016 g., no. 1427-r (red. ot 07.12.2017 g.) "Ob utver-zhdenii Metodiki otsenki dostupnosti dlya passazhirov iz chisla invalidov ob'yektovpassazhirskoy infrastruktury, vagonov, passazhirskikh poyezdov i predostavlyayemykh uslug" [Order of JSC "Russian Railways" dated July 15,

2016, no. 1427-r (as amended on December 7,2017) "On approval of the Methodology for assessing the accessibility ofpassenger infrastructure facilities, carriages, passenger trains and services provided for passengers with disabilities"]. Moscow, OAO "RZHD" [JSC "Russian Railways"] Publ., 2016. (In Russian)

14. Pasport dostupnosti dlya passazhirov iz chisla invalidov ob'yektov passazhirskoy infrastruktury ot 13 fevralya 2017 g. no. 1/05 (red. ot no. 2 ot 11.03.2021 g.) [Passport of accessibility for passengers with disabilities ofpassenger infrastructure facilities dated February 13,

2017, N1/05 (revised from N 2 dated March 11, 2021)]. Saint Petersburg, OAO "RZHD" [JSC "Russian Railways"] Publ., 2017. (In Russian)

15. Shimolina M. V. Malomobil'nyye gruppy nasele-niya v sovremennoy Rossii: aspekty sotsial'nogo nera-venstva [Low-mobile population groups in modern Russia: aspects of social inequality]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 1-1, p. 10. Available at: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=18984 (accessed: July 27, 2021). (In Russian)

16. Tsybikova S. N. Otsenka sostoyaniya dostup-nosti, razrabotka upravlencheskikh resheniy. Meto-dicheskoye posobiye [Assessment of the state of accessibility, development of management decisions. Study guide]. Irkutsk, GAPOU IO ITAM, BPOO, obe-spechivayushchaya podderzhku sistemy inklyuzivnogo professional'nogo obrazovaniya invalidov v Irkutskoy oblasti [Irkutsk Technical School of Aircraft Building and Material Processing, basic vocational educational organization providing support for the system of inclusive vocational education for people with disabilities in the Irkutsk region] Publ., 2017, 50 p. (In Russian)

17. Shorokhova I. S. Statisticheskiye metody analiza. Uchebnoye posobiye [Statistical methods of analy-

sis. Textbook]. Ekaterinburg, Ural State University Publ., 2015, 300 p. (In Russian)

Received: July 27, 2021 Accepted: July 29, 2021

Authors' information:

Timofey M. SHMANEV - PhD in Engineering, Associate Professor; l_shmanev@orw.rzd, t.schmaniov@yandex.ru

Victoria I. ULYANITSKAYA - l_UlyanitskayaVI@ orw.rzd, ulyanickaya_viktoriya@mail.ru Marina S. PUKHOVA - l_PuhovaMS@orw.rzd, marinka96puhova@gmail.com Pavel S. PANOV - l_panov@orw.rzd Alexey Yu. SITNIKOV - aysitnikov@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.